Какая пенсия у летчиков гражданской авиации. Льготная пенсия для летного состава гражданской авиации рф. Порядок и сроки назначения

Профессия летчика - это своеобразный престиж. А еще, если повезет устроиться на работу в хорошую авиакомпанию, достойная зарплата. И ранний выход на заслуженный отдых. Так думают те, кто выбирает для себя эту специальность. Но на практике не все так радужно, и летную пенсию нужно будет еще заслужить.

Законодательство

Представителям некоторых профессий, тех, что связаны с тяжелыми условиями труда или риском, государством назначается несколько видов социальных пособий:

  • пособие по гособеспечению;
  • пенсия по обязательному пенсионному страхованию.

Эти выплаты призваны компенсировать заработок, получаемый специалистами во время исполнения служебных обязанностей.

Начисление денежных средств летчикам регламентируется законами:

  • ФЗ № 166 - гарантирующий получение пенсионных пособий по выслуге;
  • ФЗ № 400 - обеспечивающий получение страховой пенсии;
  • ФЗ № 173 - о выплатах положенных пенсионных пособий за труд;
  • ФЗ № 155 - гарантирует дополнительные социальные выплаты «летным» служащим;
  • Постановление Правительства РФ № 155 - регламентирует получение доплат к пенсионному пособию тем специалистам, которые проходили службу в гражданской авиации.

Начисление этих выплат происходит не совсем так, как у остальных россиян пенсионного возраста.

Скачать для просмотра и печати:

Условия назначения пенсии

Чтобы уволиться по выслуге потребуется подтверждение стажа в авиации. Другие условия:

  • российское гражданство;
  • основания для отставки по выслуге лет;
  • невозможность выполнения работы по причине проблем со здоровьем.

Важно: при назначении пособия учитываются летные часы. Их количество не может превышать 20 в месяц для пилотов лайнеров, частных самолетов и истребителей, и 12 пилотам вертолетов.

В целом же, для получения летного содержания пилотам вертолета нужно «налетать» 3100 часов (мужчинам) и 2480 часов (женщинам), а тем, кто управляет лайнером 6000 часов и 4800 часов, соответственно.

Право на получение страховой части по старости

Летчики имеют право на получение досрочной трудовой пенсии. Она назначается независимо от возраста, но должны соблюдаться условия:

  • стаж мужчин не может быть менее 25 лет, женщин - 20 лет;
  • при увольнении со службы по состоянию здоровья - мужчинам 20 лет, женщинам 15 лет стажа.

Важно: в стаж входит и период военной службы.

Правила начисления пенсии летчикам гражданской авиации

Для пилотов гражданской авиации сведения о сроках трудоустройства содержатся в их летной книжке. Какую информацию там еще указывают:

  • допуски к полетам;
  • пройденные тренировки;
  • уровень подготовки специалиста.

Важно: без этого документа ходатайства рассматриваться не будут.

У военных летчиков регламент немного отличается: у них при начислении выплаты учитывается место службы, техника, на которой он летал, и прочее.

В некоторых случаях исчисление ведется по другим нормам: 1 к 1,5 годам (пилоты, принимающие участие в спасательных операциях, парашютистам и прочим) или 1 к 2 годам (летчикам, выполняющим элементы высшего пилотажа).

Пенсионный возраст летчиков страны

При назначении содержания возраст значения не имеет: пилотом человек может быть и в 65 лет. Или даже в более преклонные годы.

Нюанс: летать в роли командира разрешается только до 65 лет. После достижения этого возраста его переводят на должность второго пилота, где он служит, пока проводится медкомиссия. По ее результатам будет приниматься решение о его допуске к полетам.

В реальности же пилоты редко остаются «в небе» до такого возраста. Постоянные нагрузки, которые они выдерживают, редко дают возможность сохранить крепкое здоровье по достижении таких лет. Поэтому большинство уходит в отставку раньше - по выслуге.

Пенсионная реформа и ее влияние на пенсионные льготы летчиков

Реформа не слишком затронула тех, кто работает в авиации. Их льготы были сохранены. Досрочный выход на заслуженный отдых сохранится у таких категорий лиц:

  • летчики гражданской авиации;
  • диспетчеры по управлению полетами;
  • специалистов, занятых работами по обслуживанию воздушных судов.

Что касается досрочного получения пособия по старости, то изменений не произошло: оно будет предоставляться тем, у кого имеется необходимый стаж.

Размер пенсионных выплат

Каким будет пенсионное пособие тех, кто служит в авиации, зависит от величины трудовой пенсии и суммы доплаты. Что учитывается:

  • трудовая пенсия начисляется в размере 55% от средней зарплаты и увеличивается на 1% за каждый год превышения стажа;
  • за каждый год, недостающий до летного стажа, снимается 2%;
  • установленное социальное пособие уменьшается на 50% за каждый недостающий до выслуги год;
  • летчики-испытатели дополнительно получают 10% от их средней зарплаты;
  • районный коэффициент. Он зависит от того, в каком регионе служил пилот.

При этом максимальная сумма не может превышать 75% от размера средней зарплаты. И сключениями являются только те летчики, которые получили инвалидность во время выполнения своих обязанностей. Для них величина начисленной выплаты может быть увеличенной.

На величину содержания влияет срок трудоустройства в авиации, занимаемая должность, размер оклада, надбавки. Что еще учитывается:

  • специализированные коэффициенты (зависят от выслуги);
  • средняя зарплата по России за этот же период;
  • размер отчислений в пенсионный фонд.

Примечание: при расчете средней зарплаты будущий пенсионер может выбирать период исчисления. Это могут быть 5 лет непрерывного стажа в авиации, или только последние два года.

Формула расчета льготного содержания по выслуге лет

Размер летного содержания высчитывается индивидуально. Формула расчета будет зависеть от количества летных часов:

ЛС = (СП × УП - СЧ) + ДП × СП × ГП, где:

  • ЛС - размер содержания;
  • СП - социальное пособие. Его размер в настоящее время составляет 5283,85 рублей;
  • УП - процент, закрепленный законодательством;
  • СЧ - страховая часть пособия по старости;
  • ДП - дополнительный процент, увеличивает пособие за каждый год выслуги свыше установленной нормы;
  • ГП - количество полных лет превышения необходимой выслуги.

Порядок расчета

Если летный стаж по испытательным полетам менее 2/3, то пособие составит 800%, но не более 1300%, а дополнительная доля 20%.

Коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия).

Обоснование: Частью 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с ч. 6 указанной статьи ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как отмечается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), трудовым законодательством, а равно нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление государственного регулирования в рассматриваемой области, не предусмотрена возможность определения указанными органами правил установления систем оплаты труда, в частности доплат и надбавок стимулирующего характера и систем премирования, работников организаций гражданской авиации, не находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Следовательно, при рассмотрении трудовых споров об оплате труда работников таких организаций Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и МГА СССР от 30.07.1974 N 208/22 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежегодного единовременного вознаграждения за выслугу лет в системе Министерства гражданской авиации и Госавианадзоре СССР" применению не подлежит.

Соответственно, в настоящее время в связи с отсутствием в гражданской авиации России действующего отраслевого соглашения отсутствуют и обязательные для применения нормативные правовые акты, устанавливающие вознаграждение за выслугу лет работникам предприятий гражданской авиации, не подведомственных Росавиации.

Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Именно исходя из данных положений в коллективные договоры на основании договоренностей между работодателем и работниками включаются нормы о выплатах работникам за выслугу лет. При этом, поскольку выплата за выслугу лет работникам коммерческих авиапредприятий в трудовом законодательстве отсутствует, устанавливать условия осуществления данной выплаты стороны коллективного договора вправе самостоятельно, исходя из принципа самостоятельного определения содержания коллективного договора его сторонами (ч. 1 ст. 41 ТК РФ).

Так, согласно коллективному договору вознаграждение за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Соответственно, в выслугу лет засчитываются именно периоды работы в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу из предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение четырех месяцев после увольнения в запас).

Данный перечень является закрытым и установлен коллективным договором исходя из принципа добровольности принятия сторонами (в данном случае работодателем) обязательств (ст. 24 ТК РФ). Указанная в вопросе выплата за время военной службы расценивается как дополнительная выплата, превышающая, как уже отмечалось выше, законодательно установленный уровень (ст. 41 ТК РФ).

В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее — Закон N 76-ФЗ) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона N 76-ФЗ, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва.

Однако абз. 4 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ неприменим к правам бывших военнослужащих на получение вознаграждения за выслугу лет по коллективному договору, так как назначение вознаграждения за выслугу лет является дополнительным обеспечением (преимуществом) работников авиапредприятия, которые отработали определенное количество лет непосредственно на предприятии или в отрасли, предоставляемым им за счет средств авиапредприятия.

Абзацем 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ определено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Из содержания указанных правовых норм следует, что время военной службы включается в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.

В отличие от государственных и муниципальных учреждений, локальные нормативные акты которых (в том числе в области труда) должны соответствовать федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 144 ТК РФ), коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам власти, к каковым относится авиапредприятие, свободны в определении системы оплаты труда, включая установление условий осуществления доплат и надбавок стимулирующего характера (ст. 135 ТК РФ).

Действующий на предприятии коллективный договор определяет исчерпывающий перечень периодов работы и иной общественно-полезной деятельности, дающих право на получение вознаграждения за выслугу лет.

На основании изложенного коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение 4 месяцев после увольнения в запас).

Исходя из того что коллективный договор — правовой акт, который содержит свод правил, закрепляющих права и обязанности членов конкретного трудового коллектива, требования работников авиапредприятия — бывших военнослужащих, сводятся к внесению в коллективный договор изменений, исключающих возможность учета только периода фактической работы в отрасли, а соответственно, предусматривающих право работника на суммирование периода работы в организациях отрасли с иными периодами трудовой деятельности или иными видами деятельности.

Указанные требования бывших военнослужащих могут быть учтены только в случае внесения изменений в коллективный договор, что возможно только на основании согласованного решения работников и работодателя в лице их представителей (ст. 44 ТК РФ).

Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 23.12.2014 по делу N 33-4635/2014).

В коллективном договоре организации гражданской авиации, не подведомственной Росавиации, зафиксировано, что вознаграждение (стимулирующая выплата) за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие в течение четырех месяцев после увольнения в запас). Один из работников организации, прослуживший на военной службе по контракту 15 лет, ссылаясь на ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», требует включить в стаж работы, необходимый ему для получения выплаты за выслугу лет, также и время его военной службы. Обязан ли работодатель включать в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения (выплаты) за выслугу лет, установленного коллективным договором, время военной службы по контракту?

Был списан с летной работы два года тому...
По нехитрой формуле высчитал свой стаж. Учитывая 25 календарных лет, 11000 часов налета и инструкторский налет с 2004 года, насчитал я себе 57 стажа и... успокоился, отдав в окошко местечкового отделения ПФР все документы на дополнительные выплаты к пенсии. А через пару месяцев обнаружил, что размер доплаты этой чувствительно отличается от размера доплаты у моего приятеля с меньшим стажем, но оформившего документы в другом городе. Письменно обратился к пенсионным чиновникам городского разлива - разберитесь, господа. Ответили вежливо - всё правильно Вам, уважаемый посчитали, дело, мол, в том, что налет с 2002 года "не считается" и не влияет на стажевой коэффициент после этого 2002 года. И поэтому этот самый коэффициент у меня не максимальный.
Стал я сердиться и въезжать в тему - большое спасибо этому топику и шереметьевским "независимым". Разобрался, проконсультировался, написал еще одно заявление, приложив кучу ксерокопий.
Жду... Проходит месяц - иду к начальнику отдела перерасчета пенсий. Встречают неприветливо и "через губу" объясняют мне, что им не спущены методические указания сверху, а без них перерасчета не будет.
Закипаю... Пишу заявление №3, теперь уже в Республиканское управление ПФР, приложив ксерокопии законов и пояснений к этим законам. Отвечают (конечно, не сразу, а выдержав бюрократические 25 дней)что я все же имею право на перерасчет, но должен предоставить свой налет после 2002 года. Прихожу в знакомый отдел перерасчетов. Начальница уже приветливее, но просит принести справку о налете с гербовой печатью, а не лётную книжку, мной принесенную. Мои ссылки на 155 приказ, и на то, что я обязан предоставить ТОЛЬКО летную книжку не действуют на даму...
Все, закипел! Сказал пару резкостей, но поехал делать справку... Вы бы тоже поехали...
Привожу справку, пишу заявление №4, сдаю и жду. 25 дней... (((
Звонят. Просят заехать. И выясняется, что налет в справке, равный до минуты налету в книжке не соответствует налету, который ЕСТЬ в ПФ! Оказывается, у них был мой налет за все годы! И он не совпадает на минуты с налетом в книжке (справке). А поэтому они мне ничего не пересчитали и пересчитывать не будут, пока эти цифры не будут одинаковы!
Вы думаете я стал кричать и крушить мебель?
Нет, как ни странно, я был спокоен и решителен. Поехал в Республиканскую управу (дворец из мрамора!), устроил скандал в приемной, и, как результат, был принят первым замом управления. Ничего ему не объясняя, оставил на его столе заверенную копию лётной книжки, ксерокопии всего написанного ранее и копию заявление №5. Только было это заявление уже в прокуратуру. Заявление о факте вымогательства у меня взятки. "В прокуратуру я еду завтра, после обеда" - сказал я первому заму уходя...
Звонить мне стали через пару часов. Звонили большие и уважаемые люди - начальники двух отделов и, даже, начальник неведанного мне ранее сектора. Рассказывали о трудной и нервной работе честного пенсионного чиновника, о низкой квалификации отдельных работников, а начальница отдела перерасчетов рассказала про скорый выход на пенсию и отчего-то про внука... Просили не утруждать меня визитами к ним, т.к. уже все посчитано, пересчитано и будет выплачено.
Вот так я себе надбавку к пенсии привел в соответствие с законом и элементарным здравым смыслом.
Много букв, но может кому интересно будет...

Чтобы определить размер пенсии у летчиков нужно изучить основные документы, касающиеся соцвыплат летно-испытательному составу. Первый закон вышел ещё в 1991 году, но вплоть до 2019 года были изданы многочисленные дополнения и ФЗ. Соцвыплаты начисляются после выработки определённого стажа.

Правовые основания

Из перечня документации, касающейся указанных категорий работников, следует выделить два — ФЗ и Постановление СМ.

Документы описывают: какие условия справедливы для начисления пенсий, величину соцвыплат (особенности расчёта), когда можно оформить пенсию до установленных сроков и прочие моменты.

Понятие о лётно-испытательном составе. Стаж.

Особенности начисления: господдержка оказывается и военным, и гражданским пилотам. Но есть ряд особенностей для разных категорий. В связи с особенностями трудовой деятельности лиц, занятых при эксплуатации и испытаниях летательных аппаратов – высокой опасностью для жизни и здоровья – эти граждане имеют право рассчитывать на заслуженный отдых раньше, чем остальные российские труженики. Кто входит в группу лётно-испытательного состава:

  • пилоты, штурманы, бортмеханики – непосредственные участники воздушного движения, управляющие самолётами и вертолётами; космонавты; лётчики-испытатели и инструкторы;
  • конструкторы и инженеры, занимающиеся практическими полётами;
  • руководители, инспекторы указанной сферы.

Лётный состав. Виды

Во всех случаях речь идёт и о военной, и о гражданской авиации. Но для соответствия пенсионной программе нужно выполнить условия по достижению определённой выслуги лет:

  • для работников мужского пола – 25 лет (если освобождение от работы происходит по состоянию здоровья, то 20);
  • для тружеников женского пола – 20 лет (если диагностированы тяжёлые профессиональные болезни – 15).

Важно! Соцвыплаты по выслуге лет могут сочетаться с пенсией по старости или инвалидности (двойное соцобеспечение).

Как рассчитать размер будущих выплат

Правило вычисления пенсии для бывших лётчиков, которые участвовали в полётах не менее 2⁄3 от всей продолжительности службы, выражается формулой:

Пенсионная выплата = (1000% Соцпенсия – Пенсия Страховая) + 25%Соцпенсия х Годы Превышения Стажа

Размер соцпенсии (фиксированной в 2019 году) равен 5 334 руб.
Страховой – в зависимости от типа (по старости или инвалидности).
Годы превышения стажа – количество отработанных лет минус 25 лет (для мужчин) или 20 (для женщин).

Справка. Максимальный размер составит 1500% от минимальной соцпенсии, принятой руководством ПФ РФ.

Если же претендент летал меньше указанного стандарта (две трети от общего стажа), то он сможет рассчитывать на выплаты, вычисляемые по иной формуле:

Пенсионная выплата = (800% Соцпенсия – Пенсия Страховая) + 20%Соцпенсия х Годы Превышения Стажа

Справка. В этом случае максимальный размер также будет другим – 1300% от социалки.

Если претенденты не выработали необходимый стаж, то величина пенсии уменьшается. При выработке от 20/15 лет, но не более 25/20 лет (для мужчин/женщин) – нужно вычесть из общей суммы (в формуле) половину соцпенсии, умноженную на количество полных лет, которые пенсионер не добрал до нормы.

Пример. Лётчик отработал 22 года, следовательно, ему не хватило до необходимого стажа ровно 3-х лет.

Повышение соцвыплат:

  • доплата за классность – при наличии у претендента 1-го класса по его специальности он получит дополнительные 10%;
  • за проживание в северных районах – здесь действуют повышающие коэффициенты, индивидуальные в каждом регионе;
  • при повышении соцпенсии сотрудники ПФ РФ сделают перерасчёт.

Важно! Для оформления надбавки за классность понадобится предоставить подтверждающие документы.

Как оформить пенсию

Процесс заключается в выполнении последовательности действий:

  1. Сборе требуемой документации: паспорта, трудовой книжки и иных бумаг по требованию сотрудников ПФ.
  2. Прибытии в отделение ПФ по месту прописки или ближайший МФЦ.
  3. Заполнении бланка заявления.
  4. Подаче пакета документов сотруднику учреждения, в которое обратился претендент.

После рассмотрения и проверки всех справок и бумаг комиссия вынесет решение о возможности начисления пенсии и её размере. Если будущий пенсионер не может лично явиться в отдел для оформления, то он может задействовать своего представителя с нотариально заверенной доверенностью или выслать бумаги по почте. Первичное заявление можно также заполнить на сайте ПФ, приложив отсканированные копии документов. Но в дальнейшем придётся предоставить оригиналы.

Для оформления пенсии необходимо предоставить пакет документов

Документы. Сроки рассмотрения

Основной набор бумаг:

  • гражданский паспорт;
  • справки, подтверждающие право на досрочную пенсию;
  • если есть проблемы со здоровьем из-за профессиональной деятельности, то нужно предъявить соответствующие документы – медсправки и заключение медиков;
  • данные о классности – если претендент имеет право на надбавку.

Справка. Сотрудники ПФ могут затребовать дополнительные бумаги.

Чиновники обязаны дать ответ претенденту в течение 10 суток после подачи им заявления. Если выяснилось, что не хватает каких-либо бумаг, то должно последовать уведомление об этом. При нарушении срока рассмотрения заявитель имеет право подать жалобу в ПФ РФ.

Как правильно считать лётный стаж?

Для этого количество часов налёта делится на норму, которая установлена за месяц:

  • вертолёты — 12;
  • самолёты — 20.

Число лет стажа умножается на 1,5 для тех пилотов, которые занимались спасательными работами или обучали других лётчиков.

Право на страховое соцобеспечение раньше установленных сроков

Если лётчик накопил некоторое количество баллов, то он сможет оформить соцпособие раньше срока независимо от возраста. Это возможно, когда индивидуальный коэффициент станет равен 30.
В таком случае следует немедленно обратиться в отделение ПФ по месту прописки и подать стандартный пакет бумаг.

Как выплачивают

Распространённый вариант – перечисление на указанный при оформлении счёт. Допускаются выплаты в отделениях Почты России. Если сам льготник не может лично забирать пенсию, то он имеет право оформить доверенность на одного из своих близких, знакомых, а одиноким гражданам деньги принесут работники социальных служб.

Пенсию можно получать на платёжную карту

Пенсии военных лётчиков

Отличия для военных пилотов заключаются в том, что оформление производится через МО РФ. Также пилот должен предоставить военный билет (или удостоверение офицера) и лётную книжку, а также сведения о доходах за конечный период службы. Если военнослужащий принимал участие в боевых столкновениях, то и эти данные нужно подтверждать – основная информация о военном стаже и наградные документы есть в личном деле гражданина.

Другие факторы, влияющие на размер пенсии военных пилотов:

  • звание и должность;
  • сколько лет происходило обучение/переобучение;
  • годы, проведённые в отпуске в связи с уходом за ребёнком.

Справка. По расчётам властей РФ к 2025 году средний размер пенсий военных лётчиков составит более 23 тысяч рублей.

Сколько получают космонавты после увольнения в запас. Льготы

Работники, совершающие полёты в космос, подвержены ещё большим нагрузкам, чем остальные пилоты, в частности возможны:

  • облучение радиацией;
  • расстройства функций вестибулярного аппарата;
  • хронические заболевания суставов.

Космонавты России считаются военными лётчиками, поэтому при оформлении они:

  • могут рассчитывать на льготы военных;
  • величина выплат зависит от звания, должности, выслуги лет;
  • допускается получение двух видов пенсий.

Все космонавты занимаются научной деятельностью, поэтому при наличии учёных степеней производятся дополнительные надбавки, влияющие на средний размер полной заработной платы. Это также отразится на пенсии. По выслуге лет требования следующие:

  • 10 лет в лётном составе для лиц мужского пола, при общей длительности трудового стажа от 25 лет;
  • 7,5 лет полётной деятельности для женщин, при минимальном рабочем стаже от 20 лет.

Если будущие пенсионеры прекратили профессиональную деятельность раньше (из-за проблем со здоровьем), то минимальный стаж для выхода на отдых уменьшится и для мужчин, и для женщин на пять лет (до 20 и 15 – соответственно).

Пенсии для родственников космонавтов по утере кормильца

Кто имеет право: родственники: дети, вдовы, бабушки или дедушки, потерявшие единственного кормильца. Государство выплатит им 40% от дохода усопшего.

Дополнительные выплаты получат:

  • не могущие содержать себя самостоятельно родственники-инвалиды;
  • не моложе 55 лет.

Сумма выплат зависит от количества иждивенцев.

Таблица 1. Зависимость объема соцпомощи от количества претендентов

Какие пенсии летчики и космонавты получают за границей

На Украине бывшие лётчики (военные и гражданские) получают в среднем 2-4 тысячи гривен. При этом более 10,7 тысячи назначить пенсию в стране нельзя. То есть, средний размер равен примерно 100-150$.

В США военнослужащие (лётчики – в том числе) могут претендовать на соцвыплаты до 30 000-40 000 долларов в месяц. Высшие офицеры – до 67 000. Но при этом они обязаны выплачивать такие же налоги, как и все. Нет льгот и на оплату коммунальных услуг, аренды жилья, но есть возможность бесплатно ездить по стране, преференции, касающиеся медицинского обслуживания, посещать спецмагазины для военных. В ближайшем будущем возможно повышение возраста выхода на заслуженный отдых – это коснётся и военных, и космонавтов.

Возможные вопросы и проблемы

  1. Чтобы подтвердить факт участия в лётно-испытательной работе нужно обратиться к работодателю и взять необходимые справки.
  2. Если пилот, имеющий право на заслуженный отдых, продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, то социальные выплаты он оформить не сможет. После завершения карьеры лётчика расчёт пенсионной выплаты будет произведён в соответствии с реальной выслугой.

При рассмотрении заявлений ряда претендентов на пенсии часто чиновники отказывают им. Чаще всего это касается инженеров-конструкторов, которые принимали практическое участие в полетах при разработке новейших летательных аппаратов или совершенствовании старых. В 2015-2016 годах в России было отмечено сразу несколько судебных процессов, в которых бывшие труженики сумели оспорить решение работников ПФ РФ.

Вот выдержки из судебного вердикта по делу Семёнова:

«Отказывая истцу (*Семёнов) в перерасчете социальной выплаты, которая назначена истцу на основании ФЗ от 15 декабря 2001 г. N166 в размере, который равен 800 процентам от размера социальной пенсии, п.1 ГУ ПФР N2 по Москве и Московской области ответчик *(представитель ПФ) указал на отсутствие доказательств, которые свидетельствуют о том, что, являясь непосредственным участником испытаний в полете и выполняя свои обязанности по полетному заданию, истец входил в состав лётного экипажа.
Разрешая спор с учетом документально подтверждённых обстоятельств и на основании дополнительно собранных доказательств, руководствуясь положениями 173-ФЗ (описывающий порядок выхода на заслуженный отдых граждан РФ), а также на основании юридических позиций КС России, изложенных в постановлении, изданном в январе 2004 года N2-П, суд постановил и вынес вердикт об обоснованности требований истца и о достаточности доказательств, подтверждающих реальный стаж по указанным видам работ, а занимаемые истцом в рассматриваемый период времени должности, дают Семёнову право на оформление ему пенсии за выслугу лет как труженику летно-испытательного состава».

В итоге Семёнов получил положенную ему пенсию, его сослуживцы из других городов – тоже. Все иски были удовлетворены.

Видео — Военные пенсии с 1 января 2019 года

Итоги

Величину социальных выплат для лётчиков, космонавтов, работников инженерного звена в сфере испытаний летательных аппаратов определяют: рабочий стаж (), средний размер заработка и ряд дополнительных параметров. Универсальной формулы не существует, для выяснения точной цифры придётся учесть все обстоятельства конкретной ситуации. Для получения досрочной пенсии также нужно соответствовать ряду параметров.

Летчик, пилот, второй пилот

Летчик-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Пилот-инспектор (-инструктор, -наставник)

Летчик-наблюдатель, главный летчик-наблюдатель, старший летчик-наблюдатель

Летчик-пилот, старший летчик-пилот

Летчик-штурман

Шеф-пилот*

Штурманы

Штурман, бортовой штурман корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, экипажа

Штурман-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Бортовой штурман-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Главный штурман (его заместители)*

Штурман-лидировщик

Штурман-аэрофотосъемщик, штурман-аэросъемщик

Бортовые инженеры

Бортовой инженер корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, экипажа

Бортовой инженер*

Бортовой инженер-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Бортовой инженер-штурман

Бортовой инженер-оператор по облету радиотехнических средств

Бортовые механики

Бортовой механик корабля, воздушного судна, самолета, вертолета

Бортовой механик-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Бортовой механик-оператор по облету радиотехнических средств

Бортовые радисты

Бортовой радист корабля, воздушного судна, самолета, вертолета

Бортовой радист-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Другие члены летного экипажа

Инструктор-летчик (-пилот, -бортинженер, -бортмеханик, -бортрадист)*

Инструктор-методист-летчик (-пилот, -бортинженер, -бортмеханик, -бортрадист)*

Генеральный директор, директор (их заместители)*

Командир, руководитель, начальник, ректор (их заместители)*

Летный директор (его заместители)*

________________________________

* Указанные в строке должности могут иметь производные наименования должности (главный, ведущий, старший), а также следующие дополнения:

объединенного авиационного отряда;

объединенного авиационного отряда с аэропортом;

авиапредприятия;

авиакомпании;

объединения;

производственного объединения;

базы авиационной охраны лесов;

комплекса (авиационного, летного, летно-технического);

группы (авиационной, летно-транспортной, летной);

управления;

учебных заведений гражданской авиации: училища (летного, летно-технического), колледжа (летного, летно-технического, авиационного), высшего авиационного (летного) училища;

эскадрильи (авиационной, отдельной авиационной, летно-транспортной, летной, летно-методической);

звена (авиационного, летно-транспортного, летного);

отряда (авиационного, отдельного авиационного, летно-транспортного, летного, учебно-тренировочного, учебно-летного);

летного подразделения;

отдела (летного, учебно-летного, летно-методического, летно-штурманского);

инспекции;

инспекции по безопасности;

инспекции по безопасности полетов;

государственного надзора по безопасности полетов;

по летной подготовке;

по организации летной работы;

по летно-методической работе;

подразделения по обеспечению полетов;

летной службы;

летно-производственной службы (отдела);

центра (авиационного, учебно-авиационного, учебно-тренировочного, учебно-методического, подготовки авиационного персонала).

Примечание. Наименование должности может иметь дополнения "борт" (бортовой) или "авиа" (авиационный(ая).

Правила
исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. N 155)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее именуется - выслуга).

2. В выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее именуется - список).

4. Периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 г. работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

5. Исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом засчитываются:

а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подпункте "б" настоящего пункта) - за один месяц выслуги;

б) каждые 12 часов налета на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики), в должностях командно-летного (включая инспекторский) и летно-инструкторского составов, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава гражданской авиации, - за один месяц выслуги.

6. Исчисление выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации соответственно на 20 и 12 часов. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

7. При выполнении в течение года работ, указанных как в подпункте "а", так и в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, исчисление выслуги производится пропорционально налету часов (периоду занятости) на каждой работе.

8. Периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений - справками Федерального агентства воздушного транспорта по форме согласно приложению , выдаваемыми на основании соответствующих документов.

Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.

Наличие в летной книжке (в разделе "Сведения о налете") записи "проверяющий" не является основанием для исключения соответствующего периода летной работы (налета часов) в должностях, указанных в списке, из выслуги.

Приложение
к Правилам исчисления выслуги лет, дающей
право на ежемесячную доплату к пенсии членам
летных экипажей воздушных судов гражданской авиации
в соответствии с Федеральным законом
"О дополнительном социальном обеспечении
членов летных экипажей воздушных судов
гражданской авиации"
(с изменениями от 17 июня 2005 г., 19 августа 2009 г.)

Справка
о работе в качестве члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации

от _____________ N ______________ Дана _______________________________________________________________ (Ф.И.О.) в том, что он (она) работал (а) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности)

Работа в указанных должностях и организациях относится к работе в качестве члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Основание выдачи: __________________________________________________