Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (4 класс). План – конспект урока «Такие разные праздники III. Объяснение новой темы

Тема урока: «Праздники для всех»

Цель урока: формирование у детей уважения к истории и традициям своего народа.

Задачи урока:

* углубить и систематизировать знания учащихся о государственных праздниках РФ, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся.

*ознакомить учащихся с традициями празднования тех или иных дней, создавать условия для формирования учебно-информационных умений.

*развивать воображение, патриотизм.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы организации: совместные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Цели этапа: актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями.

II. Проверка домашнего задания Слайд 1

1.Что такое календарь и для чего он нужен? 2. Какие бывают календари? 3. Когда и где возникли первые календари? 4. Есть ли у вас дома календари? 5. Какими календарями удобнее пользоваться? 6. Почему не только зимой может начинаться Новый год? 7.Какие праздники народов твоего края пришлись на осень текущего года?

III. Изучение нового материала

Учитель: День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. - Что это такое?

Ученик: Праздник.

Учитель: А вы любите праздники? (Ответы детей.)

Учитель: Назовите праздники, которые вы знаете?

Ученики: День рождение, Новый год, День Учителя, Пасха, день Матери, день Валентина ….

Слайд 2

Учитель: Конечно, все любят праздники. Но праздники бывают разные. Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны. На сегодняшнем уроке речь пойдёт о государственных праздниках, которые отмечены красным цветом в календаре.

Слайд 3

Государственные праздники отмечают всей страной. Цель государственных праздников – сплочение граждан.

Учитель. А какие ассоциации у вас вызывает слово “праздник”? (Ответы детей.) Значит, по вашему представлению, праздник – это веселье, отдых, развлечения, гуляния? Так что же такое “праздник”? Где мы можем найти правильное толкование этого слова? Учащийся. В словаре. (Читает в словаре С.И.Ожегова). Праздник “день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь…”

Учитель. Спасибо. А для чего нужны праздники? Ответы детей

    Слайд 4

    Функция государственных праздников – социально или культурно сплотить население страны.

    Важную роль в праздничных ритуалах играют застолье, подарки и специально праздничная одежда.

    Праздник – это инструмент маркетинга, т.е. торговля и продажа товара на рынке.

    Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

IV. Вызов устойчивого интереса к теме.

Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви.

Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все». Всем ли подаркам он был рад?

Показал ли он это своим видом?

Чей подарок оказался самым нужным?

Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами. (Ответы детей)

- А теперь посмотрите праздники, которые есть у вас в учебнике на стр. 40-43.

Слайд 5 “Государственные праздники России”.

1–5 января. Новый год.
7 января. Рождество Христово.
23 февраля. День защитника Отечества.
8 марта. Международный женский день.
1 мая. Праздник Весны и Труда.
9 мая. День Победы.
12 июня. День России.

Слайд 6. Новый год

Учитель: Обычай встречать Новый год установлен императором Петром 1 в 1700 году. Это один из самых любимых детьми и взрослыми праздник. Весёлый, нарядный, волшебный!

Учитель: До 1917 года этот праздник был самым почитаемым. В этот день наряжали ёлку, украшали её звездой и поздравляли друг друга с Рождеством Христовым. Это единственный религиозный праздник, ставший «красным днём календаря» в Российской Федерации.

Слайд 9, 10. 23 февраля – День защитника Отечества.

В этот день в 1918 году была одержана первая победа Красной армии над кайзеровскими войсками Германии.

Слайд 11,12, 13. 8 Марта – Международный женский день.

8 марта 1910 года немецкая революционерка Клара Цеткин призвала всех женщин мира к борьбе за равноправие. В этот день женщинам дарят цветы.

Слайд 14, 15, 16, 17. 1 мая – праздник весны и труда.

1 мая 1889 года была расстреляна демонстрация американских рабочих, боровшихся за свои права. С тех пор в этот день каждый год в память о погибших товарищах в разных странах стали проводить демонстрации. Во времена СССР праздник именовали днём международной солидарности трудящихся и устраивали праздничные шествия. Сейчас первомай призывает к труду на благо России, к гражданскому миру и согласию.

Слайд 18, 19, 20, 21, 22. 9 Мая – День Победы.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 7 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. С тех пор 9 мая отмечают окончание Великой Отечественной войны. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. В этот день на Красной площади проводятся военные парады.

Слайд 23, 24.

12 июня 1990 года принято решение о независимости России. С 12 июня 1992 года – это государственный праздник.

Слайд 25, 26, 27, 28, 29, 30. 4 ноября – День народного единства

Во времена СССР 7 ноября отмечали как праздник победившей Октябрьской революции 1917 года. Более 70 лет просуществовал этот праздник, и после распада СССР президент страны принял решение не отменять его. Сначала 7 ноября был объявлен Днём примирения и согласия, затем Днём народного единства. Теперь праздник отмечается 4 ноября в день воинской славы - освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. На Красной площади поставлен памятник Минину и Пожарскому.

Слайд 31.

Но в России есть ещё праздничные дни, которые не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия.

Добрыми словами благодарности приветствуем мы своих учителей-наставников и друзей на пути к знаниям.

Слайд 34, 35 1 июня – Международный день защиты детей.

Праздник учреждён в ноябре 1949 года решением конгресса Международной демократической федерации женщин в столице Франции в городе Париже.

Слайд 36, 37. 12 апреля – День космонавтики.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный полёт вокруг планеты Земля.

Слайд 39 День матери – последнее воскресенье ноября.

V. Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

VI. Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Учебник на стр. 40 – 43; рабочая тетрадь стр. 29 задание №2 нарисовать рисунок любимого праздника.

VII. Рефлексия

Цели этапа: * Организовать осмысление полученной информации; * Организовать обмен мнениями по изученной проблеме; * Организовать самооценку усвоения знаний по теме.

Учитель: Проведём викторину «Вопрос – ответ»

    Какие бывают праздники? ( Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны)

    Для чего каждой стране необходимы праздники? (Культурно сплотить население страны).

    Какие праздники есть в вашей семье? (Дни рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта…)

    Когда празднуется День народного единства? (4 ноября)

    Какие праздники посвящены славным воинам нашего Отечества? (День защитника Отечества, 9 мая)

    Почему 1 сентября дорог и детям и взрослым? (Дорог, как день знаний)

    Какого числа и месяца празднуется День России? (12 июня)

    Как выглядит Государственный флаг России? (Цвет: белый, голубой, красный)

    Когда проходят военные парады на Красной площади? (9 мая)

    Какие праздники проходят у нас в школе? (День знаний, День Учителя, Золотая осень, День матери, Новый год…)

А теперь поиграем в игру «Угадай мелодию»

Я включаю мелодию со словами, а вы определяете к какому празднику её можно отнести.

    Шиpока стpана моя pодная, Много в ней лесов полей и pек. Я дpугой такой стpаны не знаю, Где так вольно дышит человек. (День России)

2 . День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли, -

3. Нагружать всё больше нас Стали почему-то. Нынче в школе первый класс – Вроде института. Нам учитель задаёт С иксами задачи, Кандидат наук - и тот Над задачей плачет. (День знаний)

4. Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой! (День России, День Конституции)

5 . Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал
Он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я. (День защиты детей)

6. Все люди на большой планете Должны всегда дружить. Должны всегда смеяться дети И в мирном мире жить! Должны смеяться дети, Должны смеяться дети, Должны смеяться дети И в мирном мире жить! ((День защиты детей)

7. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (День знаний)

8. Наш учитель самый лучший!
Наш учитель самый лучший!
Все ребяты говорят.
И мы сами проверяли,
В каждом классе повторяли:
Наш учитель
Самый лучший!
Все ребята говорят! (День учителя)

9.Бабушка рядышком с дедушкой
Столько лет, столько лет вместе.
Бабушка рядышком с дедушкой Дружно поют эту песню. (День пожилых людей)

10. У солдата выходной, пуговицы в ряд,
Ярче солнечного дня, золотом горят,
Часовые на посту, в городе весна,
Проводи нас до ворот?
Товарищ старшина, товарищ старшина. (День защитника Отечества)

11.День весенний, Не морозный, День веселый И мимозный - Это мамин день, Это мамин день! (8 Марта)

12.Дорогая мамочка! Как тебя люблю я! Эту песенку свою Для тебя пою я. Дорогая мамочка! Добрые глаза! Ты на свете лучше всех, Мамочка моя. (День матери)

13.Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания. (Новый год).

Учитель: Праздники в жизни каждого из нас встречаются очень часто. Поэтому с ними мы будем встречаться и в дальнейшей нашей школьной и повседневной жизни.

Домашнее задание

Окружающий мир стр. 40 - 44 -Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Праздник в моём классе или школе». В рабочей тетради придумать и нарисовать символы праздников.

(2мин)

Цели:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания

эмоциональной обстановки.

1. Ситуация.

По электронной почте пришло письмо на английском языке от американских школьников. Прочитайте и переведите фрагмент этого письма.

(Фрагмент письма на английском языке на экране.)

Здравствуйте ребята!

Хочется больше познакомиться с вашей страной.

Расскажите о государственных символах России.

Вы готовы ответить на вопрос американских детей?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельностимин)

Цели:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия

нового материала.

1. Ответы детей (дом. задание).

Кто ответит на этот вопрос?

(Ученик отвечает у доски показывая символы РФ на экране.)

Как выглядит ваш флаг?

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что изображено на гербе России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что можете рассказать о гимне России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий текст.)

праздник. А какие еще праздники есть у вас? Спасибо. Ждем ответа.

3. Постановка проблемы. (3 мин)

Цели:

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются задачи урока.

1. Как вы думаете, чем займемся на уроке?

Найдем значение слова праздник.

2. Работа со словарем Ожегова.

3. - Какие праздники знаете?

Как отмечаете этот праздник?

Как называются такие праздники? Ваши предположения.

Где можем найти точную информацию об этом?

4. Проектирование и фиксация новых знании. (7 мин)

Цели:

Сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

1. Первичное чтение детьми по цепочке.

Обратимся к учебнику стр.175.

5. Первичное закрепление. (7 мин)

Цели:

Зафиксировать первичные знания учащихся по теме.

1. Беседа.

Какие еще есть группы праздников?

Почему они так называются?

Теперь я вижу, что вы готовы ответить американским детям. Но ответы я предлагаю вам приготовить красочные. Создать свои странички по каждой группе праздников. У меня уже есть начало, а вы сделаете продолжение. Все необходимое есть у вас в конвертах и даже лишнее. Будьте внимательны. Приготовьте защиту своей странички.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. (8 мин)

Цели:

Проверить знания детей по новой теме, их умения группировать по общему признаку.

1. Работа в группах.

Группа «Семейные праздники».

Группа «Народные праздники».

Группа «Профессиональные праздники».

Группа «Государственные праздники».

2. Кто готов к защите своей странички?

3. Защита своих работ.

7. Реализация построенного проекта. (5 мин)

Цели:

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1. Объединение работ в один проект.

2. Просмотр готового проекта.

Ребята, мы в проекте упустили один очень любимый детьми праздник. Какой?

К какой группе можно отнести Новый год?

Это праздник всенародный. Его празднуют все народы и в Африке, и в Америке, и в Европейских странах. А как можете узнать дополнительно по желанию.

8. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Цели:

Оценивать результаты учебной деятельности.

Согласовать домашнее задание.

Аксана Романова
Конспект занятия «Русские народные праздники»

Конспект занятия по теме

«Русские народные праздники » .

Чернышова Аксана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дом детского творчества» г. Сосногорска

Объединение : ансамбль русской народной песни «Молодая канарейка»

Форма проведения : командный конкурс

Цель : Приобщение детей к истокам русской культуры .

Задачи :

-в обучении : повторение и закрепление знаний по программе «Молодая канарейка» по теме «Русские народные праздники » ;

-в развитии : развитие творческих и музыкальных способностей;

-в воспитании : воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в группе, радоваться успехам других.

Оборудование : музыкальный центр, мультимедийный проигрыватель, экран, ватман, цветные карандаши, фломастеры, жетоны, чистые листы бумаги, шариковые ручки, 4 пустые коробки из под обуви, 6 отрезков цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров,

Ход занятия:

Введение.

Есть ещё в России не во многих, но в некоторых местах : в посёлках, сёлах, деревнях - необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники , обряды и, конечно песни.

Если в праздниках сокрыта душа народа , то в праздничные дни она и раскрывается. К народным праздникам относятся - обряды , хороводы, песни и игры - это сильнейший источник к познанию народной жизни . В числе традиционных народных праздников являются - Святки и Масленица, Красная горка и Семик, Воздвиженье и Рождество Христово и многие другие праздники . И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать очень много праздников не только потому , что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат своей историей, своими корнями, традициями.

Сегодня у нас необычное занятие на тему «Русские народные праздники » . Мы разделимся на команды и посмотрим, чья команда больше знает об обрядах, песнях, традициях.

(дети делятся на две команды методом жеребьёвки)

Прежде чем перейти к конкурсным заданиям, вам надо придумать название команды и выбрать капитана команды.

Наш конкурс будет проходить по турам. Ну что, готовы?

Сейчас будут звучать природные звуки, а вы, попробуйте отгадать, какое время года они напоминают.

(звучат звуковые эффекты осени - дождь, ветер, крик птиц, улетающих на юг и т. д.)

Конечно же - это осень.

Мы открываем первый тур «Осенние праздники » .

Блиц – опрос.

Чья команда быстрее поднимет руку или табличку и ответит правильно, получает 1 жетон, если команда ответила не правильно, то право ответа переходит к другой команде.

К каким праздникам относятся эти выражения :

1.«Они мочили лён, сушили, трепали, ткали, сучили нитки, верёвки» (Бабье лето)

2.«Колесом дорога!» (Куприянов день)

3. Какой праздник встречает осень на третий раз? (Воздвижение)

4. Этот праздник является днём ремесленников. (Кузьминки)

5. Какой праздник отмечают 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по новому? (Семёнов день)

6. «Не меня ль, молоду, замуж снаряжает?» (Покров)

Молодцы! А когда отмечают Покров Пресвятой Богородицы? Правильно, 14 октября, в этот день играли свадьбы.

Второе задание этого тура – музыкальное (за это задание команда получает 5 жетонов)

Каждой команде я задам вопрос, а вы должны угадать о какой песне идёт речь, и, конечно её исполнить артистично и эмоционально.

Вопрос 1 команде : В какой свадебной песне молодой парень сватает девушку? («Вьюн на воде» ) исполняют песню (см. в приложение)

Вопрос 2 команде : В какой песне девушка наряжается для свадьбы? («А на море утица» ) исполняют песню (см. в приложение)

Молодцы! Спасибо за красивые песни. Перейдём к следующему заданию, оно будет одинаковым для обеих команд – написать на листке поговорки, которые относятся к осенним праздникам , и каким праздникам они относятся . На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. За каждую правильную поговорку – 1 жетон.

(дети под осеннюю песню выполняют задание)

(примерные ответы детей : «Щи да каша – пища наша» , «Прежде срока клюкву ягоду брать – тьме угождать» , «До Покрова осень, за Покровом зима идёт» т. д.)

Молодцы! Очень много интересных поговорок.

(Звучит звуковой эффект – метель, вьюга)

Как вы думаете, какое время года сейчас звучит? (дети отвечают)

Конечно же - это зима. Переходим ко второму туру «Зимние развлечения» .

А какие народные зимние праздники вы знаете ? (отвечают)

В ледяной карете мчится зимушка – зима,

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белезной.

И мороз возводит арки над тропой лесной.

Второй тур мы откроем аукционом знаний «Зимние забавы детей» . За каждый правильный ответ, команда получает жетон.

Нам надо узнать, какая команда начнёт аукцион, для этого я загадаю вам загадку, и какая команда первая ответит, та и будет отвечать первой.

В белом бархате деревня-

И заборы, и деревня.

А как ветер нападёт.

Этот бархат опадёт. (Иней)

(примерные ответы детей : - катались на санках; - катались на лыжах; - катались на коньках; - толкали друг друга в снег; - играли в снежки; - строили снежные фигуры и т. д.)

Молодцы! Очень много зимних уличных забав. Сейчас мы тоже с вами поиграем в игру, которая называется «Конькобежцы» , за победу в конкурсе команда получает 1 жетон.

(игра «Конькобежцы» )

Весело поиграли! Молодцы! Присаживайтесь на места.

Мы знаем, что уличные забавы детей проходили на свежем воздухе, но были ещё и домашние детские забавы, проводились они в больших домах и назывались посиделками. Посиделки были спокойными и тихими, весёлыми и шумными. На посиделках вязали, шили, мастерили, играли, пели песни, плясали. У меня есть очень интересное задание – каждая команда сейчас свяжет коврик своими руками.

(каждой команде выдаются 3 длинные нарезки цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров, один участник держит три отрезка, другие участники 3 чел. заплетают «косичку» переплетаясь между собой, «косу» затем передают следующим участникам команды, чтобы те свернули в «кружок» и закрепили коврик маленькими отрезками ткани)

Молодцы! Справились обе команды на отлично! Каждая команда получает по 5 жетонов.

И последнее задание в этом туре – частушки – нескладушки. (приложение)

Каждый участник команд выбирает не глядя себе частушку, всем одевают косынки и сарафаны. Частушку надо исполнить артистично и эмоционально. Каждый участник исполнивший хорошо частушку получает 1жетон, после исполнения частушек участники команд вкладывают все жетоны в коробку своей команды.

Молодцы! Повеселились от души!

Переходим к третьему туру «Масленичная неделя»

(звуковые эффекты тройки лошадей)

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных!

На Руси широко праздновали масленицу , недаром в народе сохранились такие поговорки : «Не житьё, а масленица» , «Не всё коту масленица» , «Это масленица идёт, блин да мёд несёт» .

Первым заданием в этом туре будет для капитанов команд. Капитанам выдаются карточки с заданием – соединить линиями дни недели с проводимыми в этот день праздником . Выдаётся 1 жетон за каждый правильный день недели.

Понедельник разгул

Вторник тёщины вечерни

Среда прощёный день

Четверг встреча

Пятница золовкины посиделки

Суббота лакомка

Воскресенье заигрыши

Капитаны с заданием справились и принесли своей команде жетоны.

А сейчас, переходим к заданию «Вопрос сопернику» , каждая команда составляет вопрос противоположной команде на тему масленица, и конечно же должна знать правильный ответ, на это вам даётся 3 минуты.

(задают - отвечают)

На масленицу пели масленичные песни. Командам предлагается вытянуть не глядя табличку с названием масленичных песен (например : «Мы масленую дожидали» , «Горшок на колу телюпается» , «Ай, да масленица» , «Свети, свети солнышко» ). Каждая команда исполняет артистично и эмоционально песни.

Молодцы! Аж на сердце тепло стало!

(звуковые эффекты – птицы, ручьи, шелест листьев и т. д.)

Переходим к последнему четвёртому туру «Весна – красна тёплое летице!»

Блиц – опрос

1. На какой праздник птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает? (Благовещение)

2. В этот весенний день идёт усиленное сватовство, и проходят свадьбы. (Красная горка)

3. Какого числа отмечают праздник Пасха ? (Каждый год по-разному)

4. Как называются короткие весенние песенки? (Веснянки)

Молодцы! И последнее задание всей нашей конкурсной программы – нарисовать весенний рисунок на любую пройденную тему, затем противоположная команда должна угадать, что за праздник изобразили соперники. За полный правильный ответ команда получает 5 жетонов. На создание рисунка вам даётся 5 минут.

(демонстрируют, отвечают)

Молодцы! Очень красивые получились у вас рисунки. На этом конкурсные задания закончились. Подсчитаем жетоны.

(подсчитывают, объявляют победителей, награждения.)

Я благодарю всех, кто принял участие в нашем командном конкурсе. Видно, что все очень старались! И как сказал французский педагог Пьер де Кубертен : «Главное не победа, а участие!» . Поздравляю всех!

А русская пословица гласит : «Не красна изба углами, а красна пирогами!» . Я всех приглашаю за стол!

(Чаепитие)

Приложение

Частушки

Сидит заяц на березе

При калошах, при часах.

Я спросила : - Сколько время?

Не женатый, холостой.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе -

Умирает со смеху.

На дворе стоит телега,

И подсолнухи грызет,

А корова губы дует :

Никто замуж не берет!

Мне сказали на базаре :

Рыба ходит в сарафане.

Полно хвастать, полно врать :

Как она будет шагать?

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

Ну кому какое дело,

Куда брызги полетят!

Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица, хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог.

Кабы, кабы да кабы,

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда;

Нас лягушки напугали -

Не пойдем больше туда.

«Вьюн на воде»

1. Вьюн на воде- 2 р.

Растилается- 2 р.

2. Молодец у ворот – 2 р.

Увивается – 2 р.

3. Просит своё – 2 р.

Своё суженое,

Своё ряженое.

«А на море утица»

1. А на море утица, что купалыся,

На море касатыя полоскалыся.

2. А в тереме Манечка собиралыся,

В тереме молодая наряжалыся.

3. Надею я платьице, да венчальныё,

Надею я платьице, да венчальныё,

«Мы масленую дожидали»

1. Мы масленую дожидали,

Ой, дожидали, люли, дожидали.

2. Пивом (ы) горку поливали,

Ой, поливали, люли, поливали.

3. Сыром (ы) горку посыпали,

Ой, посыпали, люли, посыпали.

4. Стань наша горка покатлива,

Ой, покатлива, люли, покатлива.

«Горшок на колу телюпается»

Горшок на колу телюпается,

Иван к Марье набивается,

Телюпал, телюпал, не разбился,

Иван к Марье не набился.

Масленыя счастливыя,

Протянись до Велика дня!

«Ай да, масленица»

Ай да, масленица кривошейка,

Встретим тебя хорошенька,

Сыром, масло да яйцом

И румяным калачом.

«Свети, свети солнышко»

Свети, свети солнышко,

Чтоб нам было тёпленько.

Ай люли, ай люли.

Под хатою сидючи,

Ломтик хлеба держучи.

Ай люли, ай люли.

Песенки спеваючи,

Весну закликаючи.

Ай люли, ай люли.

Литература

1. Жемчужины народной мудрости : Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки / Сост. Г. Н. Тубельская, Е. Н. Новикова, А. Э. Лебедева; Предисл. А. Э. Лебедевой; Худож. В. И. Сидоренко. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» , 2000. – 560 с.

2. Литературно - музыкальный альманах № 3, , часть первая : Зима, весна. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада» , Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 176 с.

3. Литературно - музыкальный альманах № 4, Народный праздничный календарь , часть вторая : Лето, осень. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада» , Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 128 с.

4. Народные обряды составитель Латышева Т. П. Смоленск 1995. – 48 с.

5. Панкеев И. А. Русские праздники . – М.: Яуза, 1998. – 256 с.

6. Панкеев И. А. Русские праздники . – М.: Яуза, 1998. – 240.

7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники «Сфера» , 2001. – 144 с.

8. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники , игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера» , 2000. – 128 с.

9. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники , игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера» , 2001. – 128 с.

10. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях . – М.: Айрис – пресс, 2003. – 208 с.: ил. – (Первые шаги)

Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;

Познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;

Расширить представление учащихся о культурном наследии;

. работать над развитием речи;

Продолжить воспитание чувства любви к родному краю;

Развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Уметь различать государственные и церковные праздники;

Знать особенности зимних праздников;

Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию темы

Учитель читает стихотворение И. Сурикова "Зима".

О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)

По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)

Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима - еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.

III. Объяснение новой темы

Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.

Что вы знаете об этом празднике?

Какой это праздник - церковный или гражданский? Почему вы так считаете?

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России - 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?

Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.

Показ отрывка из мультфильма "Рождество Христово"

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.

Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть - черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.

Показ отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством"

Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки?

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки - задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

1) Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

2) Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!

Звучит запись песен-колядок.

Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)

После Сочельника наступал великий церковный праздник - Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать - считалось, что это привлечет неудачу.

С Рождеством связаны и другие традиции.

Работа по картине

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка - не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.

Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.

Посмотрите на таблицу:

Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?

Зашифрована фраза "С Новым Годом!"

Любите ли вы Новый Год?

Как вы отмечаете этот праздник?

Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?

Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: "decem" в переводе в латинского означает "десять".

Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.

Указ:

"1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века".

В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский - Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной - как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.

И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?

(Это Дед Мороз)

Есть у него и славная помощница. Кто это?

(Снегурочка)

Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)

Показ отрывка из мультфильма "Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!"

Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.

Поют песню "Дед Мороз, что ты нам принес".

IV. Закрепление темы

У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.

Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.

Вопросы:

Что такое колядка?

Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.

Когда отмечают Сочельник?

Откуда пришла традиция наряжать ёлку?

Расскажите стихотворение про Новый год.

V. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?

Что было непонятно?

VI. Домашнее задание

Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)

Тема урока «Такие разные праздники»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: расширить представления детей о праздниках нашей страны.

    сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России;

    учить работать в группе, развивать творческую исследовательскую активность детей;

    стимулировать у школьников интерес к исследованиям;

    воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.

Планируемые результаты урока:

Предметные: осознавать роль некоторых российских праздников в истории и культуре нашего государства.

Метапредметные:

Познавательные - осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в

сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, работать в группе;

Личностные - осознавать свою индивидуальность и одновременно свою

принадлежность к обществу, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.

Оборудование:

Презентаия, мультимедийное оборудование

Распечатанные карточки, тесты и кроссворды для проверки домашнего задания.

Полоски бумаги с напечатанными названиями праздников, таблички с названиями праздников.

Распечатанный перечень праздников.

Виды календарей.

Листы бумаги А-3, А-4, клей, ножницы, маркеры, фломастеры для оформления календарей.

    Адаптационный этап .

О чем мы говорили на предыдущем уроке окружающего мира?

Давайте вспомним, что мы узнали о символах страны.

Задания разного уровня.

Поднимите руку те ребята, у кого карточки жёлтого цвета. Вам надо письменно ответить на вопрос.

Поднимите руку те ребята, у кого карточки зелёного цвета, вам – разгадать кроссворд и получить ключевое слово.

Поднимите руку те ребята, у кого нет карточек. Вы будете работать в группе по рядам. Вам надо выполнить тест и получить ключевое слово.

Работа на карточках

Карточка №1. Перечислите символы России.

Карточка №2. Что изображено на государственном гербе России?

Карточка №3. Как выглядит Государственный флаг Российской федерации?

Карточка №4. Что ты знаешь о Государственном гимне?

Разгадывание кроссворда.

Кроссворд «Государственные символы России»

Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова, то по вертикали получится ключевое слово.

    Жезл – символ сильной власти и единстве государства.

    Эмблема государства, города, рода.

    Полотнище, являющиеся символом государства, выражающее идею его единства, независимости и суверенитета.

    При вручении медалей нашим спортсменам из этого металла исполняют гимн Российской Федерации на спортивных соревнованиях.

    Что на гербе Российской Федерации изображено в количестве трёх штук.

    Хвалебная песня, прославляющая красоту родной земли, ее богатства, подвиги предков во имя Отечества.

ОТВЕТЫ: 1. скипетр 2. герб 3. флаг 4. золото 5. Александров 6. корона

7. гимн 8. Михалков

Слово по вертикали – праздник.

Тест.

Выпишите буквы правильных ответов, добавьте гласные, получите ключевое слово.

    Что не относится к государственным символам современной России?

п) Держава

    Отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу и государству:

р) Герб

    Двуглавый орел стал государственным символом при:

т) Петре Первом

з) Иване Третьем

д) Николае Вторым

    Какого цвета нет на российском флаге?

р) Красного

м) Белого

д) Жёлтого

    День государственного флага в России отмечают

6. Золотой шар с крестом – символ государственной власти.

л) Глобус

к) Держава

ц) Корона

Ключевое слово - праздник

Какое ключевое слово получили в кроссворде? Какое ключевое слово получили в тесте?

Передавайте карточки, кроссворды, тесты. Я оценю вашу работу.

Основной этап.

Что такое праздник?

    День торжества, установленный в честь или в память кого или чего-либо.

    День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.

    Выходной, нерабочий день.

    День радости и торжества по поводу чего-либо.

    День игр, развлечений.

Толковый словарь Ожегова

Для чего нужны праздники?

Праздник - это улыбки, это подарки, это хорошее настроение, это счастливые воспоминания! Праздник украшает нашу жизнь, делает ее более светлой и яркой. Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья.

Какие бывают праздники?

Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?

Для чего мы будем изучать эту тему?

Праздники можно разделить на группы.

На слайде названия праздников. В парах попробуйте определить, на какие группы можно разделить праздники.

Положите перед собой полоски бумаги с буквами. Зачеркните в них все буквы, которые по порядку образовывают слово праздник, и вы узнаете на какие группы делят праздники.

ПНАРАЗРДОНДИНКЫЕ и ППРРААВОЗСДЛАНВИНЫЕК

ПСРЕАМЗЕДЙННИЫКЕ

ОПБРЩАЕЗРДОСНСИИЙСККИЕ

ПШРКАОЗЛДЬННИЫКЕ

ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ

Какие бывают праздники?

Работа по группам.

1 группа «Народные и православные праздники»

2 группа «Семейные праздники»

3 группа «Общероссийские праздники»

4 группа «Школьные праздники»

5 группа «Профессиональные праздники»

Ваша задача:

Объяснить название группы праздников. Привести 2-3 примера праздников вашей группы. Выбрать выступающих.

Слайды 7 и 8, 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14, 15 и 16.

Выступление групп. (Какой праздник со слайда заберёте себе в группу?)

Как или где можно узнать, когда и какой отмечают праздник?

Рассмотрите календарь на 2017 год.

Как устроен календарь?

Почему даты в календаре напечатаны разными цветами?

Что такое календарь?

    Способ счисления дней в году.

    Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями).

    Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности (работы, футбольных игр и др.).

Толковый словарь Ожегова.

Зачем нужны календари?

Какие бывают календари?

Перекидные, настенные, карманные, отрывные, церковные.

    Творческий этап.

Сегодня на уроке мы составим календарь праздников. Каждая группа будет создавать календарь тех праздников, о которых рассказывали.

Ваши задачи:

Выбрать из перечня праздников только те праздники, которые относятся к вашей группе.

Расставить их в порядке празднования в течение года. Если знаете и другие праздники вашей группы, можете добавить.

Оформить полученный календарь.

Обратить внимание: группе «Школьные праздники» - когда начинается учебный год, группе «Семейные праздники» - нельзя составить семейный календарь для всего класса. Группа «Семейные праздники» составляет список таких праздников.

Выставка календарей.

Итог урока.

Заполнить таблицу.

Домашнее задание. Составить календарь семейных праздников.

    Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал …

Мне понравилось …

Я был удивлён …

Мне не понравилось …

Кому бы вы хотели сделать комплимент за работу на уроке?