Методики пренатального развития ребенка. Внутриутробное развитие плода по неделям Раннее развитие ребенка до рождения

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

.

Фильм: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

Можете сразу перейти к нужному месяцу и изучить подробные статьи:

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см.

Психологи, физиологи, медики полагают, что психическая жизнь младенца начинается задолго до рождения. До недавнего времени не было реальной возможности изучать поведение нормально развивающегося плода за исключением каких-то очень необычных ситуаций. Поэтому о поведении плода до момента рождения было мало что известно. Внедрение современного ультразвукового сканирования в 1970-е годы позволило ученым наблюдать за движениями плода в матке и открыть много удивительных фактов, касающихся его активности и развития.

Напомним, что при использовании этой техники высокочастотный звук (выше диапазона слышания) передается в брюшную полость беременной женщины. Эхосигналы регистрируются и конвертируются в визуальное изображение, которое воспроизводит картину движения плода на экране компьютера. Квалифицированный специалист может интерпретировать такое изображение, получая информацию о поведении плода.

Что нового стало известно в результате подобных исследований?

Прежде всего, оказалось, что плод находится почти в непрерывном движении. Самым первым различимым движением эмбриона является сердцебиение. Оно появляется, когда его возраст достигает всего лишь 3 недели, а длина равна 6 мм. Такое "поведение" сердечной мышцы предшествует зарождению нервной системы. Сердцебиение – это подлинный биохимический феномен, природа которого остается до сих пор неизвестной. Вскоре устанавливается правильный ритм. А через 5 недель ритм сердца господствует в организме эмбриона.

Только после того, как установился сердечный ритм, начинается формирование нервной системы. В 1930-е годы Д. Хукер наблюдал за плодом длиной 2,5 см в возрасте 8 недель. Он показал, что легкое прикосновение в области рта приводит к его раскрытию. Позднее прикосновение может вызвать также движение конечностей и туловища.

Эти ранние исследования исходили из предположения, что ответы плода являются результатом рефлекторной реакции на внешние раздражители. В то время было практически не известно о собственных спонтанных, самопроизвольных движениях плода. Хотя женщины приблизительно на 16 неделе беременности часто начинают чувствовать движения плода, они могут судить лишь о наиболее грубых движениях. В действительности, благодаря новейшей измерительной технике, у плода в возрасте 16 недель можно наблюдать до 20000 движений в день.

Новые данные о движении плода
Едва различимые движения регистрируются уже между 7-й и 8,5 неделями жизни, когда эмбрион достигает всего 2 см. На восьмой недели у плода отмечается вздрагивание. Оно продолжается около 1 сек., начинается с головы и распространяется на шею и туловище. В этот же период появляются общие довольно изящные движения, вызывающие изменение положения тела. На 9-й неделе можно наблюдать икоту - толчкообразное сокращение и резкое смещение диафрагмы, которое продолжается около 1 сек. и быстро повторяется несколько раз подряд. В этот же период отмечаются изолированные движения рук или ног, наклоны и вращения головой. А вот в возрасте 10 недель можно увидеть, как рука медленно трогает лицо, и пальчики часто сгибаются и разгибаются. Кроме того, плод может быстро менять положение с помощью "шагательных" движений или "кувыркания", отмечается потягивание и зевание. Движения пальцев регистрируются чуть позднее – в 12 недель жизни. Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и гримасничать. А в возрасте 24 недель у некоторых детей наблюдается сосание большого пальца.

Такое большое количество разнообразных движений необходимо плоду, прежде всего для упражнения развивающейся двигательной системы. Важно также, что они могут обеспечивать обратную связь. Значение обратной связи наглядно видно у новорожденных, страдающих алкогольным синдромом. Дети матерей-алкоголиков часто появляются на свет с врожденными уродствами суставов. Это происходит потому, что алкоголь, проникающий через плацентарный барьер, оказывает анестезирующее влияние на плод. В свою очередь это препятствует развитию нормальных движений, благодаря которым развивающиеся суставы приобретают свою правильную форму.

Другая важная функция активности ребенка до рождения состоит в "доставке" информации для развивающихся органов чувств. Рецепторы кожи, вкусовые, обонятельные рецепторы, вестибулярная и слуховая системы созревают примерно к 24-неделе. Зрительная система функционирует с 26 недели. Наконец, непрерывные вращательные и "ползающие" движения зародыша могут предотвратить прилипание к стенке матки.

Развитие чувствительности
Еще задолго до рождения происходит формирование практически всех видов чувствительности. Примерно в 8,5 недель возникает первый признак чувствительности – тактильная, или кожная чувствительность (чувствительность к прикосновению). Почти вся кожа плода готова к приему тактильной информации уже на 14 неделе.

Чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах тоже развивается чрезвычайно рано. Установлено, что специальные "датчики", сигнализирующие о состоянии мышц, начинают функционировать на третьем месяце жизни.

На 10 неделе закладываются вкусовые точки языка, а ребенок, родившийся преждевременно, на 6-7 месяце беременности, в состоянии различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Новорожденные, как и многие взрослые, демонстрируют отвращение к кислому, - морщатся и выражают "возмущение". Они могут также определить, что жидкость сладкая, и выразить удовольствие. Новорожденные демонстрируют такие же экспрессии отвращения и удовольствия, когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). Дети реагируют таким образом уже в первые часы своей жизни. Еще до кормления, и, следовательно, еще до получения какого-либо реального представления о пище. Новорожденные распознают запах грудного материнского молока начиная с 6-дневного возраста.

Слуховая система начинает "работать" еще до момента рождения. Анатомически внутреннее ухо заканчивает свой рост примерно в 20 недель, а среднее ухо со всем набором косточек и мембран функционирует начиная с 37-й недели от момента зачатия, хотя его форма и размер продолжают изменяться и во взрослом возрасте. Форма наружного уха 20-ти недельного плода повторяет форму уха взрослого человека. А размеры ушной раковины продолжают увеличиваться до достижения ребенком 9-летнего возраста.

Дети внимательны к звукам еще до рождения. Поскольку плод находится в жидкости, способной предавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда, еще до рождения ребенок слышит не только звуки, идущие извне, но также тоны сердца матери и ее голос. Плод способен слышать громкие внешние звуки, которые передаются через брюшную стенку матери, несмотря на высокий уровень фонового шума. Давно было замечено, что ребенок вздрагивает от раздавшегося рядом с матерью очень громкого звука, однако практически не реагирует на звуки средней громкости. Дело в том, что вокруг плода издается множество разнообразных звуков. Это звуки, которыми сопровождается принятие пищи матерью и ее дыхание. Это пульсирующий ритм крови, циркулирующей по системе кровообращения. Громкая речь извне, хотя и приглушенно, тоже слышна плоду. Полагают даже, что уровень шума в матке сопоставим с уровнем шума на небольшой фабрике.

Интересные факты были получены и о развитии зрительной системы. Несмотря на то, что плод не может ничего видеть из-за недостатка света внутри полости матки, начиная с 18 недели жизни, у него наблюдаются ярко выраженные "прослеживающие" движения глаз. На 27-й недели жизни плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери. При этом сканирование мозга обычно подтверждает, что плод реагировал на свет. В возрасте 30 недель у плода во сне можно увидеть быстрые движения глаз. Эта та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями, а у будущего ребенка связана по-видимому с биохимической активностью мозга. Начиная с 32 недели до рождения ребенок проводит в подобном состоянии около 70-80% времени. Во многом факты, касающиеся развития зрения плода еще являются загадкой для ученых.

Знаменательным событием в период с 4-го по 6-й месяц беременности является развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз. В начале волновая активность мозга практически отсутствует, ранее 24 недели наблюдаются лишь эпизодические вспышки электрической активности, свидетельствующие о том, что мозг плода начинает функционировать. Развитие мозга делает возможным регулирование важнейших функций организма – дыхания и соотношение сна и бодрствования. В последующие три месяца беременности (с 7-го по 9-й) происходит созревание многообразных структур головного мозга. Все это способствует развитию восприимчивости плода и разнообразию форм его поведения. Примерно в середине 8-го месяца беременности у плода уже открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, несмотря на то, что внутри матки темно. Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к тому времени сформировались. С переходом на 9-й месяц у плода устанавливаются суточные ритмы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

Таким образом, задолго до рождения ребенка его органы чувств способны получать информацию об окружающей среде. Более того, эта способность реализуется в конкретных условиях жизни плода. Ведь в той естественной среде, которая окружает ребенка до рождения, есть специфические стимулы практически для всех видов чувствительности, которыми обладает человек. Еще до рождения ребенок ощущает прикосновения к различным участкам своего тела, изменения положения при движениях матери. Он воспринимает изменения температуры, испытывает вкусовые и обонятельные воздействия, слышит звуки, даже, как выяснилось "рассматривает" окружающее. Ученые пришли к выводу, что развитие до рождения не сводится просто к формированию отдельных органов чувств, но включает настраивание их на встречу с внешним миром и даже ориентирует на те виды информации, которые окажутся значимыми после рождения.

Вместе с чувствительностью развивается мышечный аппарат и некоторые нервные механизмы, обеспечивающие работу безусловных рефлексов, необходимых ребенку для выживания. Многие их этих механизмов вы можете наблюдать у новорожденных. Малыш закрывает глаза в ответ на яркий свет или хлопок руками возле его головы. При прикосновении к уголку рта с какой-либо стороны ребенок поворачивает туда головку, а при вкладывании пустышки в рот начинает сосать ее. Все это врожденные приспособительные реакции, жизненно необходимые малышу.

Возникает вопрос: существует ли связь между двигательными схемами, формирующимися до рождения и двигательными умениями новорожденного. Действительно некоторые структуры движений, например зевание, икота, потягивание наблюдаются у плода и новорожденного и сохраняются на протяжении всей жизни. Особый интерес вызывает способность к шаганию. Уже у 10 недельного плода при ультразвуковом сканировании можно обнаружить чередующиеся движения ног. Известно, что у новорожденного младенца есть так называемый "шагательный рефлекс". Если поддерживать младенца в вертикальном положении так, чтобы тыльная часть стопы соприкасалась с какой-либо поверхностью, то можно наблюдать циклические движения, похожие на шаги взрослого человека. Однако пройдет много времени прежде чем ребенок начнет ходить. Было предложено множество объяснений феномена исчезновения шагательного рефлекса. Одно из предположений состоит в том, что младенцы после рождения очень быстро прибавляют в весе, особенно много жировых отложений отмечается в области бедер, и ножки становятся слишком тяжелыми для того, чтобы поднять малыша. Этот жировой слой принимает на себя функцию теплоизолятора, так как способность младенца поддерживать постоянную температуру собственного тела развивается еще слишком слабо. Проверка показала, что на самом деле рефлекторные шагательные движения можно наблюдать в том случае, когда ножки малыша находятся в вертикальном положении в воде и он меньше ощущает их вес.

Важно отметить, что обладая универсальным приспособительным минимумом поведения, младенец вскоре начинает приспосабливаться именно к той конкретной ситуации и среде, в которой он живет. Безусловные рефлексы уступают место более глубоким связям условнорефлекторного характера, малыш начинает учиться жить в окружающем мире.

Возможно ли обучение ребенка до рождения?
Можно ли начать процесс обучения ребенка еще до рождения и даст ли это ему преимущества при обучении в дальнейшем? С давних времен людей интересовал вопрос, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им в утробе матери. Древнегреческий фолософ Аристотель считал, что у плода могут быть ощущения. В средневековой Европе некоторые верили даже, что плод может обладать идеями. Если правы Аристотель и средневековые мыслители, то каким образом плод приобретает эти ощущения или идеи? Существуют ли какие-либо свидетельства, опровергающие или подтверждающие такие воззрения?

Для того, чтобы понять какую информацию плод усваивает из окружающего мира Петер Хеппер поставил интересный эксперимент с группой будущих матерей. Вначале у них выясняли, как часто они смотрят наиболее популярный из идущих на Британском телевидении сериал "Соседи". Затем матерей, участвующих в эксперименте разделили на две группы: в одной оказались женщины, смотревшие сериал почти ежедневно, в другой – те, кто практически его не смотрел. Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку. То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

Если плод способен к научению, можно ли использовать эту возможность для начала обучения ребенка еще до рождения? Рене Ван де Карр, основатель и президент Пренатального университета в Калифорнии достиг в этом направлении определенных результатов. Он пробовал стимулировать развитие мозга будущего ребенка с помощью программы, включающей такие игры, как "перестукивание" и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка. Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу. Другие сторонники обучения в утробе матери делают еще более смелые заявления.

Однако большинство специалистов по детскому развитию относятся к подобным заявлениям весьма осторожно, даже скептически. Они считают, что в лучшем случае такие программы способствуют укреплению эмоциональных уз, связывающих ребенка и родителей. Но даже это, утверждают они, происходит не благодаря конкретному содержанию таких программ, а в связи с тем, что родители больше общаются со своим будущим ребенком.


© Все права защищены

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной буду­щего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное суще­ствовать вне материнского организма.

Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:

1 месяц - 4 недели;

2 месяца - 8 недель;

3 месяца -12 недель;

4 месяца - 16 недель;

5 месяцев - 20 недель;

6 месяцев -24 недели;

7 месяцев -28 недель

8 месяцев -32 недели

9 месяцев–36 недель;

10 месяцев-40недель.


Десять лунных месяцев соответствуют примерно девяти солнечным календарным месяцам. Отсюда и представление о том, что беремен­ность длится 9 месяцев. Но расчет длительности беременности по солнечным месяцам неточен и поэтому в акушерской практике не применяется.

Нужно отметить, что продолжительность беременности определяет­ся у каждой женщины индивидуально и зависит от многих факторов. В среднем предельными считаются сроки 270-290 дней, или 38- 41,5 недели. Роды, наступившие в этот период, считаются срочными, то есть наступившими в срок.

Начало беременности

Начало новой жизни дает слияние мужской и женской половых кле­ток. В их слившихся ядрах встречаются 23 материнских и 23 отцов­ских хромосомы, давая толчок к развитию нового человеческого су­щества. Но момент оплодотворения яйцеклетки (женской половой клетки) еще не есть начало беременности: оплодотворение происхо­дит в маточной трубе и только потом плодное яйцо продвигается в матку (рис. 1.).



Рис.1


Некоторое время после оплодотворения (от 15 минут до 32 часов) ничего не происходит и будущий человек остается всего лишь одной клеткой. Но вот из одной клетки образуется две (рис. 2, 4), опреде­ляя начало тех замечательных превращений, в результате которых получается маленький человечек. После первого деления плодное яй­цо делится со скоростью примерно одно деление в сутки. Далее идет серия следующих делений: образуются четыре, пять, семь, восемь... шестнадцать... клеток, причем делятся они асинхронно, образуя то четное, то нечетное число. Постепенно темп делений нарастает. Примерно на 3-4-е сутки плодное яйцо становится похожим на ту­товую ягоду, или ягоду шелковицы, что по латыни будет moras - морула. Зародыш будущего человека в стадии морулы состоит из 8- 12 вновь образованных первых крупных клеток, плотно соприкасаю­щихся друг с другом (рис. 2, 5 и 6).

Зародыш в стадии морулы в некоторых случаях может достичь поло­сти матки и еще некоторое время блуждать в ней. Но, как правило, прежде чем попасть в матку, морула превращается в пузырек (рис. 2, 7). Пузырек, или бластула, образуется следующим об­разом: в плотном клеточном шаре-ягоде образуется полость - клеточная масса разделяется на зародыше­вый узелок и поверхностный слой клеток, окружаю­щий этот узелок. Это превращение происходит к сере­дине шестых - началу седьмых суток В это время за­родыш состоит примерно из 107 клеток. Итак, оплодо­творенное яйцо движется в матку и по мере продвижения делится и претерпевает изменения. Попав в матку в стадии бластулы (рис. 2, 7), плодное яйцо прикрепляется к стенке матки (рис. 2,8) и начинает посте­пенно погружаться в ее слизистую оболочку. С момента оп­лодотворения у вновь образованной клетки возрастает потребление кислорода, усиливается синтез белка и обмен углеводов, и поэтому к исходу 7-х суток плодное яйцо, израсходовав все свои запасы, нужда­ется в новом источнике питания для обеспечения дальнейшего раз­вития. Теперь для него единственным таким источником может стать материнский организм.

Внедрение плодного яйца в стенку матки называется имплантацией, которая происходит примерно на 6-7-е сутки после оплодотворе­ния (рис. 3). Этот процесс длится 40-42 часа. При этом наружные клетки пузырька врастают, подобно корням, в слизистую оболочку матки, где быстро разрастаются и сильно ветвятся. Внутри разветвле­ний образуются мелкие кровеносные сосуды, которые будут питать новый организм до момента рождения (рис. 4).




Из зародышевого узелка формируется тело будущего человека, из по­верхностного слоя клеток - внезародышевые части (околоплодный пузырь, пуповина, плацента). Плацента, или детское место, форми­руется из той части поверхностного слоя, которая прорастает в сли­зистую оболочку матки.

Таким образом, собственно беременность начинается с момента, ког­да плодное яйцо внедрилось в стенку матки и произошла импланта­ция. Теперь плодное яйцо называют зародышем, или эмбрионам. Пе­риод внутриутробной жизни от 0 до 2 месяцев (8 недель) называют зародышевым, или эмбриональным. После двух месяцев внутриут­робной жизни зародыш именуют плодом. Плодовый, или феталь-ный, период длится от восьми недель до момента родов.

Внезародышевые части

Внезародышевые части формируются из того же оплодотворенного яйца, что и плод, и имеют одинаковый с ним генетический материал. К ним относятся - околоплодный пузырь (амнион), плацента и пу­повина (рис. 5).

Рис. 5

Околоплодный пузырь (амнион, или водная оболочка) представляет собой замкну­тый мешок, в котором находится плод, окруженный околоплодными водами (амниотической жидкостью). Хотя амнион довольно тонкая оболочка, она имеет сложное строение и функции.

Околоплодные воды, заполняющие полость амниона, образуются за счет секреции амниона и деятельности почек плода и имеют светлую окраску. Они способствуют обмену веществ зародыша и плода и оберегают его от неравномерного давления стенок матки, в результате кото­рого развивающиеся органы могли бы быть деформированы. К концу беременности количество околоплодных вод может дости­гать 1-1,5 литра.

Поскольку внезародышевые части несут в себе тот же генетический материал, что и развивающийся ребенок, исследуя околоплодные во­ды можно оценить наследственность, определить пол и развитие плода. Такое обследование и способ извлечения амниотической жид­кости называют амниоцентезом. Это достаточно сложное исследова­ние, которое проводится строго по показаниям врача, как правило, на 4-м месяце беременности. Для проведения такого анализа из ам­ниона берут 8-10 мл околоплодных вод.

Плацента (детское место) - важнейший орган, благодаря которому происходит пи­тание плода, его дыхание (снабжение кислородом) и выведение из его организма уже отработанных продуктов. Плацента выполняет функцию легких, органов пищеварения, органов выделения (почек), кожи и пр. Нельзя не отметить, что именно она препятствует попада­нию из организма матери в кровь плода химически вредных веществ и болезнетворных микробов. Эту защитную функцию плаценты на­зывают плацентарным барьером. Плацента формируется из поверх­ностного слоя клеток плодного яйца, проросших в слизистую обо­лочку матки. Процесс формирования плаценты идет до 1б-й недели беременности параллельно с ростом и развитием зародыша. Пока плацента не сформирована (т.е. до 16 недель), железы внутрен­ней секреции плода находятся под влиянием соответствующих желез матери. Например, в первые недели беременности щитовидная желе­за плода формируется под влиянием гормонов щитовидной железы матери. Через 16 недель окончательно сформированная плацента начинает функционировать как железа, секретирующая гормоны, и плод становится в этом отношении более независимым. Функции плаценты очень важны и многообразны. Нарушения ее де­ятельности могут привести к крайне неблагоприятным последстви­ям, а ее повреждения, в частности, отслойка, грозят зародышу и пло­ду гибелью.

Внешне плацента похожа на округлую довольно мягкую толстую ле­пешку. В конце беременности диаметр плаценты достигает 15-18 см, толщина - 2-3 см, масса - 500-600 г.

Следует обратить внимание, что, к сожалению, плацента не является для плода абсолютной защитой. Многие химические вещества и бо­лезнетворные микроорганизмы преодолевают плацентарный барьер и оказывают на плод неблагоприятное воздействие, о чем мы будем говорить дальше.

Пуповина, или пупочный канатик, соединяет тело ребенка с плацентой. По ее крове­носным сосудам - двум артериям и одной вене - кровь течет от плода к плаценте и обратно. По пуповинным артериям течет веноз­ная кровь от плода к плаценте, где она освобождается от отработан­ных продуктов жизнедеятельности и обогащается кислородом и пи­тательными веществами. По пуповинной вене течет артериальная кровь от плаценты к плоду, уже обогащенная кислородом и питательными веществами. Пуповина образуется одновременно с

детским местом и по внешнему виду напоминает шнур. Ее длина и толщина изменяются в соответствии с внутриутробным возрастом плода. К моменту родов длина пуповины доношенного плода в среднем равна 50-60 см, а диаметр - примерно 1,5 см. Плацента, пуповина и плодные оболочки в совокупности называются последом, который рождается после рождения плода.

Беременность - замечательный шанс воздействовать на способности и интеллект вашего малыша, его духовное развитие.

За девять месяцев маленький человечек переживает широкую гамму эмоций и ощущений, которые “записываются” его мозгом посредством связей между нейронами и в дальнейшем повлияют на его жизнь. Многое из того, что “переживает” малыш в период внутриутробного развития, сохраняется в его памяти. Известно, что будущему ребенку передаются эмоции мамы. Исследования ученых показали, что если они положительны, то и в организме плода происходят позитивные гормональные изменения. Так что не зря наши предки уделяли большое внимание эмоциональному состоянию будущей мамы. У многих народов существовали убеждения, что женщина в ожидании ребенка должна получать удовольствие от красоты окружающего мира.

Оказывается, можно также “изнутри” заниматься и художественным развитием ребенка. Для этого вам нужно научиться сосредоточиваться на своих эстетических чувствах и “предлагать” крохе сопереживать, фиксируя внимание на ощущениях.

“Цветные” упражнения

Для выполнения этих упражнений понадобится комплект карточек из цветной бумаги размером 6×8 см. Хорошо, если в вашей коллекции будет не менее 36-48 цветов: чем больше оттенков подберете, тем лучше. Для создания такого набора можно воспользоваться не только готовыми комплектами цветной бумаги, но и цветными иллюстрациями из старых журналов, упаковочной бумагой или обложками тетрадей.

Знакомимся с цветом

Положите перед собой карточку с синим цветом, посмотрите на нее, закройте глаза, вспомните ощущение от этого цвета и передайте его ребенку. Проделайте то же с другими цветами. Сначала используйте три основных цвета: синий, желтый и красный. Затем производные от них - оранжевый, фиолетовый и зеленый. Для одного занятия используйте не более 5-6 цветов.

Любимые цвета

Из всех цветовых карточек определите тот цвет, который нравится вам больше всех. Положите перед собой. Теперь выберите цвет самый приятный для вас из оставшихся. Положите рядом с первым. Таким образом вы составите ряд из 10-12 любимых оттенков.

Ассоциации

Постарайтесь представить себе, какое чувство вызывает у вас тот или иной оттенок цвета: радость, грусть, ощущение комфорта, свежесть, легкость, мечтательность, сонливость или спокойствие. С чем он ассоциируется: с утром, мокрой травой, с чем-то сладким или пушистым, с жарким солнцем или ночным небом. И, наоборот, с какими цветами вы связываете такие абстрактные понятия, как смех, счастье, молодость, вечность и т.п. Самые приятные ощущения постарайтесь запомнить и иногда мысленно представлять себе те цвета, которые их вызывают.

Визуализации

Специалисты по цветотерапии рекомендуют представлять цвета внутри себя для решения эмоциональных и физических проблем. Так, если представить, что все тело залито прекрасным голубым светом, это поможет создать ощущение умиротворенности и спокойствия. При бессоннице выручит синий цвет. Представьте прекрасный глубокий синий цвет и с каждым вдохом принимайте его в свое тело. Вообразите, что ваше тело - сосуд, который медленно наполняется синим светом. От поможет оранжевый цвет, но не обращайтесь к нему вечером, поскольку оранжевый пробуждает энергию и мешает заснуть. А чтобы стимулировать выделение молока, представьте, что вы сидите под оранжевым водопадом.

Цветовые эскизы

В этом упражнении ощущение создается не от отдельного цвета, а от сочетания оттенков. Представьте, что вам нужно подобрать подходящие цвета, например, для… мобиля, который повесите над кроваткой малыша. Выложите подходящие, на ваш взгляд, карточки. Представьте, что меняете подвеску в течение дня. Вам хочется, чтобы кроха успокоился, глядя на него, или же, наоборот, проснулся утром, увидел ваш мобиль и почувствовал бодрость и радость.

Цвет в природе

Возьмите за правило отмечать свои ощущения от цветовых оттенков в природе. Понаблюдайте за плавными цветовыми переходами вечернего, дневного или утреннего неба, порадуйте себя переливами зелени листвы и травы на солнце. И даже зимним вечером можно полюбоваться искрящимся снегом под светом фонаря. Ведь вы хотите подарить этот прекрасный мир своему малышу. Порадуйтесь вместе с ним такому цветному чуду.

Искусству - “да”!

Теперь, когда вы уже расширили свой диапазон цветовосприятия, переходите к живописным полотнам.

Цветовой эскиз

Возьмите репродукцию живописного произведения и положите ее перед собой. Из набора цветных карточек постарайтесь найти и выбрать цвета, имеющиеся, по вашему мнению, на этой картине. А вместе с этим попытайтесь ощутить то настроение, которое вызвано у вас этими цветами и их сочетаниями.

Путешествие по картине

Положите перед собой репродукцию заинтересовавшего вас произведения. Попробуйте мысленно войти в пространство картины. Постарайтесь не только увидеть, что нарисовано, но и услышать внутреннее звучание картины (шорох листьев, плеск волн, детские голоса, “музыку” цвета и линий и т.п.), осторожно прикоснуться к изображенным предметам: ощутить шероховатость коры дерева, теплую и гладкую поверхность прибрежного камня, холодное стекло запотевшего графина. Проанализируйте свои ощущения пространственной атмосферы изнутри. Для этого ответьте на вопросы: “Насколько комфортно вам внутри картины? Хочется ли вам познакомиться с ее героями, рассказать о чем-то своем или просто понаблюдать за ними со стороны, оставшись незаметной?” Погуляв, осторожно возвращайтесь обратно, не забывая оставить все как было на своих местах.

Поход в музей

Если у вас есть возможность полюбоваться на произведения искусства в подлиннике, не упускайте ее и посетите художественную выставку, сходите в музей. Но помните, что вы должны не просто провести культурное мероприятие для себя и ребенка, а получить эстетическое удовольствие, поэтому гонка по залам с целью увидеть как можно больше прекрасного вам не подходит. Вероятно, стоит сосредоточиться только на одной или двух картинах и с этими впечатлениями бережно уйти. Помните, что переизбыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток.

Время творить

Рождение цветка

Представьте себе, что вы посадили семечко прекрасного цветка и с нетерпением ждете его появления. Он начинает расти, и, каким будет, подскажет ваша фантазия. Нарисуйте, как распускаются его листья и лепестки. Мысленно окружите их заботой и вниманием.

Орнамент

Рисуя разнообразные орнаменты, вы познакомите малыша с ощущением ритма. А ритм - это одно из основных понятий жизни и искусства. Он входит в нашу жизнь с биением сердца. От того, насколько ритм маленького человека будет созвучен ритмам окружающей вселенной, возможно, будет зависеть его человеческое счастье.

Ангел-хранитель

Вероятно, вам захочется представить себе ангела-хранителя своего малыша. Каким бы вы хотели его видеть? Ведь человек с древних времен желает чувствовать себя защищенным от неизвестных ему опасностей, таящихся вокруг него. Возможно, нарисованный вами ангел-хранитель придаст вам и ребенку чувство уверенности и покоя.

Автопортрет

Автопортреты рисовали многие знаменитые художники. Они стремились запечатлеть не только внешность, но и раскрыть частицу своего внутреннего мира. Может, и вам пора войти в число автопортретистов хотя бы затем, чтобы “познакомить” с собой малыша с помощью языка искусства. Обязательно сохраните эту работу и покажите ребенку, когда он подрастет. Расскажите ему, что это портрет мамы с ним внутри.

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!