По следам загадочной цивилизации: гробницы гигантов на Сардинии. Гробницы гигантов на сардинии или тайна нурагов Экскурс в историю

Гробница гигантов – так жители Сардинии называют могилы, созданные в середине 2 – середине 1 тысячелетий до н.э. и относящиеся к нурагическому периоду в истории острова. Всего таких могил на Сардинии обнаружено около 300 штук.

Гробницы гигантов состоят из погребальной камеры и лежащем на ней туре – искусственного сооружения конической формы, сделанного из камней. Иногда имеется также вход в форме кубка, и тогда вся конструкция имеет явное сходство с археологическим памятником Корт-Кайрн в Ирландии.

Ученые-археологи выделяют два типа гробниц гигантов – плиточный и балочный. В первом грубые каменные плиты, зарытые одним концом в землю, расположены рядом. В самой крупной – центральной – стеле высотой до 4 метров пробит вход. Внутри гробницы имеют четкую прямоугольную планировку. Размеры погребальных камер варьируются от 5 до 15 метров в длину и от 1 до 2 метров в высоту. После сооружения гробницы ее засыпали холмом в виде перевернутого корабля, а рядом с входом устанавливали обелиск, который выполнял роль бога-предка, хранителя покоя усопшего. Подобные гробницы плиточного типа можно увидеть в местечках Осоно, Сортальи, Лольги и Пескаредда. А в окрестностях городов Доргальи, Горонна, Санту Биацу и Кодду Веккио находятся более совершенные плиточные гробницы – в них центральная стела обработана и закруглена сверху, а также имеет изображение на лицевой поверхности.

Другой тип гробниц гигантов – балочный – обнаружен в районах Бидистили, Мадау II, Селени II, Илои и Мура Куата. Они отличаются от предыдущих тем, что построены из обтесанных блоков прямоугольной формы.

Также стоит отметить, что по своей форме и характеру строения сардинские гробницы гигантов очень похожи на мегалитические храмы Мальты – объяснения этому факту пока не найдены.

Дали местной разновидности могил галерейного типа нурагического периода (середина 2 - середина 1 тыс. до н. э., поздний бронзовый век). В общей сложности обнаружено более 300 подобных памятников.

Конструкция «гробниц гигантов» такова: каменный кайрн лежит на погребальной камере. В нескольких гробницах имеется вход кубкообразной формы, подобный Корт-Кайрн в Ирландии.

Разновидности

Археологи различают два основных типа «гробниц гигантов»: плитный и блочный.

В гробницах «плитного» типа необработанные каменные плиты зарываются одним концом в землю и располагаются рядом друг с другом. Обычно имеется центральная стела, наиболее крупная (до 4 метров высотой) с пробитым в ней проходом. Гробницы имели характерную прямоугольную планировку с апсидом. Погребальная камера обычно имеет длину от 5 до 15 метров и высоту от 1 до 2 метров. Первоначально сооружения были покрыты холмами в форме перевёрнутого корабля. Около входа находился обелиск (betile на сардинском языке), символизировавший богов-предков, присматривавших за покойным.

В более примитивных «гробницах гигантов» плитного типа вход обычно прорубается в основании центральной плиты, или же имеется грубая дольменоподобная структура из 3 необработанных камней, образующая вход (Осоно, Сортали, Лольги, Пескаредда).

В более развитых гробницах плитного типа центральная плита обрабатывается: она закругляется сверху, и имеет простое изображение, вырезанное на лицевой поверхности (Доргали, Горонна, Санту-Баинцу, Кодду-Веккью).

Гробницы так называемого «блочного типа» изготавливались из обтёсанных блоков прямоугольной формы (Бидистили, Мадау II, Селени II, Илои, Мура-Куата).

Гробницы гигантов на Сардинии по конструктивным особенностям напоминают Мегалитические храмы Мальты .

Напишите отзыв о статье "Гробница гигантов"

Ссылки

  • (итал.)

См. также

Отрывок, характеризующий Гробница гигантов

– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

Людей всегда привлекали загадки и тайны древности: египетские пирамиды, таинственные пирамиды майя, пирамиды в Мексике и Перу… Сардиния тоже может похвастать древнейшими строениями – гробницами, каменными громадами, которые судя по размерам, могли построить только гиганты.

Экскурс в историю

А как провести незабываемый ? На страницах нашего сайта вы узнаете еще больше о достопримечательностях и развлечениях солнечного острова!

Описание достопримечательности

Гробница гигантов – это целый комплекс древних захоронений (нурагов) на Сардинии. Огромные каменные блоки, стоящие вертикально, являются центральным входом в гробницу, а концентрические каменные круги окружают ее, словно охраняя и создавая своеобразное кольцо защиты.

Удивляет тот факт, что камни уложены без единой капли скрепляющего раствора! Они держатся исключительно на точном расчете и правильной подгонке каменных деталей.

Главный секрет этой крепости заключается в том, что камни были разные по весу и по структуре, и каждый последующий ряд камней постепенно сдвигался к центру. Таким образом, камни держались вместе лишь за счет собственного веса .

Длина гробницы порой достигала 15 метров, а высота – около 5 метров.

Практически все гробницы строились по определенному типу: прямоугольная погребальная камера и тур – сооружение конической формы (сложено из камней). Иногда встречались более сложные формы: помимо центральной прямоугольной камеры (длиной от 5 до 15 метров) были еще построены небольшие помещения, предназначенные для хранения продуктов или предметов.

Изначально такие камеры засыпали землей , получался холм в форме перевернутого корабля. У входа ставился прямоугольный камень-обелиск, он выполнял роль бога-предка, охраняющего покой усопшего.

Можно выделить два типа усыпальниц: блочный и плиточный. При плиточном типе каменные блоки (плиты) зарываются одним концом в землю, выстраиваются в ряд или по кругу. Самая крупная стела выполняла функцию входа в гробницу (в стеле был пробит прямоугольный вход). Правда, вход выполнен в рост современного человека (т.е. максимальная высота входа составляла 2 метра), что опровергает теорию о населявших Сардинию гигантах.

Подобные строения плиточного типа можно сегодня увидеть в Сортальи, Пескаредда, Осоно. Эти захоронения относятся к самым первым, примитивным – в них вход находится в основании центральной стелы. Более поздние плиточные гробницы расположены в окрестностях Кодду-Веккьо, Горонны, Доргали.

Эти сооружения являются более совершенными – верх центральной стелы закруглен и обработан, также имеются примитивные изображения на лицевой панели стелы (символы, изображения животных).

Блочный тип гробниц называется по типу укладки камней – каменные блоки прямоугольной формы тесно подогнаны друг к другу.

Некоторые гробницы не складывались из камней, а выдалбливались прямо в скалах – такие захоронения на острове называют «домами фей» (датируются III-IV вв. до нашей эры).

Общим у всех гробниц было то, что вход в нее всегда располагался с южной стороны.

Иногда сооружались целые нурагические комплексы – центральная гробница и несколько захоронений поменьше (разного размера и различные по высоте), которые располагались вблизи центрального нурага. Соединялись между собой они каменными коридорами, а если комплекс был расположен на возвышенности, то стенами и неглубокими рвами. В эти комплексы входили также каменные алтари с солярными знаками, колодцы.

Не все нураги (цилиндрические башни из камня) служили захоронениями. О предназначении этих башен спорят до сих пор, но выдвигались версии, что нураги могли быть дозорными башнями, хранилищами продовольствия, обсерваториями, крепостями, храмами.

Еще больше интересных фактов о гробницах гигантов на острове Сардиния, вы узнаете, посмотрев следующий видеоролик:в этой статье

  • Фонни (провинция Нуоро) . Сразу 4 каменные гробницы доступны для посещений возле городка Фонни. Самая большая могила достигает в длину 22 метра, а еще одна имеет идеальную полукруглую форму. При раскопках в 1982 году здесь были обнаружены предметы гончарного искусства и изделия из бронзы. Стоимость посещения комплекса – 7 евро для взрослых и 5 евро для детей.
  • Барумини (провинция Медио-Кампидано, неподалеку от Кальяри) . Здесь находится погребальный комплекс Су-Нуракси, состоящий из 12 башен-нурагов. Позднее к ним было пристроено еще 7 башен и обнесено каменной стеной.

    Всего на территории Барумини находится около 30 нурагов . Посетить гробницы гигантов можно только в составе организованной экскурсии в период с июня по август (время работы: с 9 до 20 часов; стоимость билетов: взрослый – 10 евро, детский – 8 евро).

    Адрес: Localita Su Nuraxi SNC, 09021. Добраться до деревни Барумини можно из города Кальяри (ежедневно отходит автобус в 14 часов).

  • Доргали – комплекс Са-Ена-Е-Томес . Не такая большая, как Су-Нуракси, но тоже значительная. Длина гробницы 11 метров, высота – 4 метра. Стоимость посещения – 7 евро.
  • Осоно (неподалеку от Доргали и дороги, ведущей из Доргали в Тортоли; есть указатели).
  • Вконтакте

    Гигантская гробница, обнаруженная на холме Каста возле поселка Амфиполи, стала археологической сенсацией 2012 года. Раскопки в Амфиполи велись и раньше: этот скромный поселок – наследник древнего Амфиполиса, важного города в истории греков и македонян. Археологи давно предполагали, что холм Каста на окраине Амфиполи скрывает важное захоронение, однако никто не надеялся обнаружить самый большой погребальный комплекс из всех, когда-либо найденных в Греции.

    По мере продвижения раскопок все ждали новых сенсационных открытий, ведь исторический контекст определили быстро: судя по находкам, гробница была сооружена в эпоху Александра Македонского. Но для кого она предназначалась? Казалось бы, расположение гробницы в Амфиполисе и датировка последней четвертью IV века до н.э. должны были сузить "круг подозреваемых", однако за четыре года исследований ясности не прибавилось. Наоборот: постоянные скандалы из-за несогласия независимых исследователей с выводами официальной команды археологов фактически перекрыли источники информации о раскопках.

    В 2015-м археологи обнаружили в погребальной камере останки пяти человек: женщины 60 лет, двух мужчин возрастом 35-45 лет (один старше, другой младше, на костях младшего обнаружены следы смертельных ранений), новорожденного младенца и кремированные останки взрослого мужчины.


    Один из скелетов, обнаруженных в гробнице на холме Каста. Изображение с сайта amfipolis.com

    В октябре прошлого года руководитель раскопок Катерина Перистери (Katerina Peristeri) сообщила журналистам предварительные выводы археологов: гигантская усыпальница является герооном (мемориалом в честь героя) Гефестиона, военачальника и ближайшего друга Александра Македонского.

    Других новостей из Амфиполиса в этом году не поступало – останки отправлены на анализ ДНК, все ждут результатов. Генетические исследования, помимо прочего, позволят выяснить, являются ли погребенные в Амфиполисе родственниками. Пока удалось узнать, что кремированные останки принадлежат мужчине (еще полгода назад определенности не было) и, с большой долей вероятности, именно он был первым "обитателем" гробницы на холме Каста.

    Сейчас в затянувшийся международный спор историков и археологов вмешался греческий архитектор Михалис Лефантзис (Michalis Lefantzis) – специалист по древней архитектуре, консультирующий команду археологов. Фактически, короткая заметка в издании Greek Reporter – первое официальное сообщение с раскопок Амфиполиса в 2016 году.

    Лефантзис, хорошо изучивший гробницу и принимавший участие в реконструкции ее внешнего вида и внутренних помещений, обратил внимание на нехватку конструктивных деталей. По его мнению, погребальный комплекс имел более величественный дизайн и более сложный и изысканный декор, чем считалось ранее.



    Голова одной из кариатид, обнаруженных в гробнице. Фото с сайта
    amfipolis.com

    Известно, что в древности усыпальница была разграблена, но одно дело – вынести "портативные" ценности, другое – многотонные мраморные фрагменты сооружения. Известно также, что каменные блоки из 500-метровой стены, опоясывающей гробницу, в свое время использовали римляне для строительства дамбы на реке Стримон в Амфиполисе.

    Однако недавнее исследование показало, что разграблением гробницы занимались не только римляне и "черные копатели" древности. Археологи XIX века нанесли памятнику не меньший ущерб. Современные ученые отследили 11 фрагментов мраморных статуй из Амфиполиса: они обнаружились в коллекциях парижского Лувра, Археологического музея Стамбула и музея Гетти в Лос-Анджелесе.

    Соединяя детали архитектурной головоломки, Лефантзис предположил, что знаменитый вход в гробницу, оформленный двумя статуями химер (сфинксов), мог выглядеть иначе. Вероятно, напротив сфинксов находились другие архитектурные элементы – статуи, колонны, барельефы, – придававшие всему ансамблю иной смысл. По мнению Лефантзиса, на холме Каста располагался величественный монумент, служивший одновременно и гробницей, и герооном (памятником воину-герою).

    Имя Гефестиона Лефантзис уже не упоминает, сейчас речь идет о "высокопоставленном македонском воине", в честь которого был возведен мемориальный комплекс. Некоторые находки говорят о том, что внутри комплекса мог располагаться оракул – место, где проводили особые ритуалы и занимались предсказаниями. Другие находки указывают на то, что после похорон 60-летней женщины погребальная камера была "запечатана" массивными мраморными вратами, а проведение ритуальных церемоний переместилось ближе к входным помещениям.

    Лефантзис не делает никаких предположений касательно личности погребенной женщины, однако многие надеются, что в Амфиполисе похоронена мать Александра Македонского, печально знаменитая Олимпиада Эпирская. При раскопках археологи обнаружили монеты царя Кассандра – человека, физически уничтожившего семью Александра Великого. В 310 году до нашей эры Кассандр приказал отравить жену Александра, Роксану, и ее сына, единственного наследника великого царя. Это мрачное событие произошло в Амфиполисе. Шестью годами ранее Кассандр жестоко расправился с матерью Александра и оставил ее тело без погребения.

    С одной стороны, версия о том, что в Амфиполисе похоронена Олимпиада Эпирская, полностью противоречит историческим свидетельствам, с другой – возраст покойной и место захоронения делают ее наиболее подходящей кандидатурой.

    В заметке на сайте Greek Reporter одной строкой, без подробностей, упоминается еще один интересный вывод архитектурно-археологического расследования: легендарный "Лев Амфиполиса" – пятиметровая скульптура, обнаруженная в 1912 году на противоположном берегу реки Стримон – некогда стоял на вершине погребального комплекса на холме Каста.



    Реконструкция возможного вида погребального комплекса на холме Каста с изваянием "Лев Амфиполиса", помещенным на вершину. Изображение с сайта amfipolis.com

    Больше информации можно почерпнуть на одном из сайтов, посвященных гробнице. Долгое время "Лев Амфиполиса" считался отдельным памятником в честь одного из военачальников Александра Македонского – возможно, Леосфена или Лаомедонта Митиленского. Так до сих пор утверждает главный источник современных знаний, Википедия. Однако анализ мрамора (строительный материал для гробницы добывался на острове Тасос), архитектурных особенностей статуи и археологических документов ХХ века подсказывают иной вывод: "Лев Амфиполиса" – еще одна часть гробницы-головоломки, фрагменты которой разбросаны по всему городу и по всему миру.

    Подтверждение связи между знаменитой статуей и самой загадочной усыпальницей Греции могло бы стать долгожданной сенсацией – однако редакторы Википедии не спешат вносить правки в соответствующие статьи. Дело в том, что ранее эта версия уже выдвигалась, но ее полностью отвергли инженеры, геологи и спелеологи, изучившие структуру холма Каста. По их мнению, холм естественного происхождения никак не мог выдержать гигантское мраморное изваяние, установленное на высокий пьедестал. Инженеры рассчитали общий вес "Льва Амфиполиса" - он составлял не менее 1500 тонн, тогда как холм Каста способен выдержать нагрузку не более 500 тонн.

    Это далеко не первое несогласие с официальной интерпретацией находок в Амфиполисе. Последняя пресс-конференция руководителя раскопок Катерины Перистери прошла в октябре 2015 года, с тех пор череда научных скандалов с переходом на личности вынудила археологов занять оборонительную позицию и "не светиться" в прессе.

    Перистери обещает вскоре предъявить новые, еще неопубликованные данные. Возможно, ей наконец удастся убедить независимых экспертов в своих выводах. Пока единственное, с чем согласны все участники дискуссии – погребально-мемориальный характер сооружения на холме Каста и его датировка последней четвертью IV века до нашей эры.

    Самая загадочная гробница Греции крайне неохотно раскрывает свои тайны. Это делает археологический триллер еще более увлекательным - иными словами, производит тот самый эффект, который Катерина Перистери называет "шумихой, поднятой в прессе".

    Склеп Великанов в Dark Souls является подземной, темной и крайне опасной локацией. Тут вас повсюду будут ждать сильные враги и пропасти. Свет попадает на локацию лишь в двух местах — на пути к боссу, где видно Озеро Золы и в некоторых местах из Руин Демонов в далеке. В остальных же местах стоит ориентироваться только на скудное освещение вокруг вас да радужные камни на земле.

    Как попасть

    Пройдите катакомбы и убейте Вихря — лестница будет с правой стороны помещения с боссом.

    Босс локации

    Нито Повелитель Могил

    Противники

    • Скелет-зверь — собакоподобный огромный скелет, который наносит быстрые и сильные удары;
    • Скелет-великан — скелет с большим изогнутым мечом, которым вполне может оглушить игрока;
    • Костяная башня — выкапывается из под земли, медленно передвигается, имеет быстрые атаки;
    • Черный рыцарь — тут он вооружен алебардой;
    • Слуга-вихрь — мини версии босса Вихря, встречаются у самого входа к Нито;
    • Скелет ребенок — появляются в бассейне возле слуг-вихрей, возрождаются сами по себе без помощи костра и дропают человечности после смерти с большим шансом;
    • Винс и Нико — полые клирики, которых обманул Лоскутник;
    • Фантом Лирой.

    Склеп Великанов в Dark Souls

    Советы

    • Используйте для освещения Череп фонарь или же Заклинание Света. Первое можно добыть в катакомбах или в яме рядом с Лоскутником уже попав на локацию (не очень удобно, т.к. занимает руку). Второе добывается на Озере Темных Корней — убиваете гидру, идете по левой части озера до пещеры, выходите из игры и заходите, убиваете голема золотистого цвета, говорите с Зарей Олачиля, выходите к месту где сражались с гидрой и снова призываете девушку чтобы купить заклинание (требует посох и 14 единиц интеллекта);
    • Перед разговором с Лоскутником откройте второй костер и затем только идите на край пропасти рядом с ним — персонаж вас скинет и нужно будет победить полых клириков, чтобы спасти Рею, а затем подняться наверх и разобраться с обидчиком;
    • Не забывайте, что у вас уже есть Обряд Возжигания и теперь можно поднять уровень костра до максимального, получив 20 бутылок эстуса;
    • Остерегайтесь лучников;
    • Перед боем с Нито подождите пока спадет Заклинание Света и снимите фонарь если он у вас есть — они раздражают босса и он начинает одну за другим кастовать дальнобойные атаки, которые не дадут вам выйти из стана.