Семейные традиции. Особенности семейных отношений в различных культурах Семья в различных культурах презентация

Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр. 13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф. 19:6).

В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную».

Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.

Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец - Бог.

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина - источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) - положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача - воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье - посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости.

Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. Вмусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования-подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыиуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница - старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.


Что такое семья? В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья


Улыбнись новому дню


Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что семья – самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, обогреют, пожалеют, если огорчён, защитят, если обижен. В семье человек приобретает первые знания о мире и людях, его населяющих. По праву можно сказать, что всё начинается с семьи!


Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.






Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. Большое значение имеет имя, которое вам дали родители при рождении. Они вкладывают свою любовь и нежность, называя вас. А вы знаете, что означает ваше имя? А имя ваших родных? Легенда




1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Статья 1 (семейного кодекса) РФ Основные начала семейного законодательства


Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах. Запомни семейные заповеди: · свято храни честь своей семьи; · люби свою семью и делай её лучше; · будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; · подари родителям радость; · умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; · жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.


Как появилась дружная семья. Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Слайд 1

«Семья в современном обществе»
Выполнил: учащийся 10 класса Дивеев Денис Руководитель: учитель технологии Кормышова Н.И.
Сампур 2016

Слайд 2

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Феликс Адлер, американский педагог

Слайд 3

Цель: Проанализировать изменение семейных ценностей в современном обществе.

Слайд 4

Задачи: изучить отношение к браку и семье в прошлом и настоящем; рассмотреть роль семьи в жизни и развитии современного общества; выяснить, каково отношение современной молодёжи к семье через анализ данных социального опроса среди учащихся 9-11 классов.

Слайд 5

Актуальность обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения учащихся к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ. Залог процветающего общества – счастливая семья, а семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Слайд 6

Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства. В семье рождались и воспитывались до 10-12 детей, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма. Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим.
У истоков семьи…

Слайд 7

Что же произошло со всеми этими функциями теперь? Как трансформировались семейные ценности у современной молодежи?

Слайд 8

Репродуктивная функция Самая важная функция семьи - воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

Слайд 9

К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии - 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет.
Другая сторона проблемы рождаемости - внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет - почти половина.

Слайд 10

Она не может быть заменена никаким другим институтом. Но к сожалению воспитательная роль семьи снижается. Обусловлено это происходящими в семье переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.
Воспитательная функция

Слайд 11

Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один.
Хозяйственная функция

Слайд 12

Восстановительная функция
Важное значение в жизни каждого человека имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Слайд 13

Один из важнейших показателей качества семейного союза - уровень и качество межличностных отношений супругов.
Межличностные отношения супругов в семье
С целью выяснить отношение современной молодёжи к семье был проведен социологический опрос учащихся 9-11 классов.

Слайд 14

№1. В каком возрасте лучше создавать семью?

Слайд 15

№2. Обязательно ли регистрировать брак?

Урок по курсу: Этика и психология семейной жизни

Семья в различных культурах
(Россия и Англия)

Лисина Екатерина Михайловна,
учитель

Критерии (признаки, на основании которых формируется оценка качества объекта).

  • Время вступления в брак
  • Состав семьи
  • Воспитание детей
  • Семейные традиции
  • Ценности
  • Общение…..

Информационное поле.

Английская семья - это группа близких родственников, которым приятно оправдывать своё стремление к индивидуализму и уединению тем, что они иногда собираются вместе.

Семья представляет англичанину роскошную возможность вести себя так, как ему хочется, а не так, как полагается. Но, если не считать ежегодных отпусков и праздничных дней, члены семьи отнюдь не горят желанием проводить много времени вместе.

"Традиционная английская семья"примерно такова: работающий папа, сидящая дома мама, на которой папа женат, и их 2-4 ребёнка. Однако это, к сожалению, далеко не норма: 30 процентов родителей не заключают брак, 10 процентов детей воспитываются только одним родителем (из которых 10 процентов отцы), и два брака из каждых пяти заканчиваются разводом. Две трети разведённых вступают в новыё брак, а две трети тех, кто развёлся и со своим вторым супругом, женятся (выходят замуж) в третий раз. После чего большая их часть успокаивается - возможно, в связи с полным брачным изнеможением.

Родители на Рождество и на день рождения заваливают своего ребёнка подарками, а в остальное время стараются сдерживаться да и вообще предпочитают предоставить воспитание детей кому-то другому.

Для маленького англичанина стать взрослым значит достигнуть великих вершин: у взрослых ведь куда меньше обязанностей и ответственности, чем у детей.

Разослав детей по школам, англичане вполне могут посвятить себя настоящей деловой жизни, с которой, по их мнению, ни слишком юные, ни слишком старые совладать просто не в состоянии.

Русская семья.

Настоящая русская семья - это крепкая дружная община, в которой мужчина является основным кормильцем, а женщина хранительница очага, отвечающая за хозяйство, воспитание детей и за порядок в доме.

Несмотря на то, что мужчина в семье - это хозяин и жена должна ему подчиняться во всем, в русских семьях практически всегда царило равноправие, когда супруги жили в любви и согласии, воспитывали своих детей.

Русские женщины всегда отличались трудолюбием, и даже если день их с раннего утра был заполнен домашними заботами, у них всегда хватало времени на себя, на своих детей, родителей и своего любимого супруга.

Многие молодые супруги в России живут вместе со своими родителями, если нет возможности построить собственный дом. Многие семьи приобретают жилье рядом с домом своих родителей, для того чтобы быть ближе к ним. К советам родителей в России дети прислушиваются всегда, потому что старшее поколение всегда мудрее и никогда не скажет того, что будет неправильным.

Семейные праздники в России всегда отмечаются очень широко, и на них собирается вся большая семья. Любовь к детям - это особый разговор, потому что рождение каждого ребенка встречается очень шумно и весело.

Чем больше детей, тем больше благополучия в семье и даже если в семье всегда не хватает средств на проживание, новый ребенок всегда является желанным. Ведь есть родные и близкие, которые могут помочь в трудную минуту.

Для детей в России делается все возможное, для того чтобы они выросли достойными своих родителей, и чтобы они могли найти свой путь в жизни. В каждой семье родители очень серьезно обсуждают будущее своих детей и свои возможности, которые позволяют воспитать детей так, чтобы не было стыдно.

Вывод, что и в русском, и в английском языковом сознании образ «семьи» ассоциируется с теми людьми, которые ее составляют. «Семья» занимает важное место в жизни представителей обоих наций и ассоциируется с универсальными представлениями о защите, заботе, любви и т.д.

Еще одной чертой сходства можно признать то, что и в России, и в Англии работа стала отнимать у людей все больше времени, оставляя на семью иногда только выходные. Для детей делается все возможное, для того чтобы они выросли достойными своих родителей, и чтобы они могли найти свой путь в жизни. В каждой семье родители очень серьезно обсуждают будущее своих детей и свои возможности, которые позволяют воспитать детей так, чтобы не было стыдно.

Вычленение главных черт сходства или различия.

  • Время вступления в брак.
  • Возраст матери при рождении ребёнка.
  • Проживание семьи (молодая семья проживает одна - семья проживает с другими родственниками (бабушки, дедушки…)
  • Место жительства семьи (дом, квартира)
  • Характер (гостеприимство, открытость - уединение, замкнутость, закрытость)
  • Воспитание детей (демократичность - строгость)
  • Обучение детей (общеобразовательные школы - частные школы -пансионаты)
  • Помощь бабушек и дедушек.
  • Природа (сады - дачи для выращивания урожая)
  • Досуг, развлечение...

МОУ СОШ с. Архангельское

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Разработка урока в 5 классе

Учитель: Шестерина Людмила Геннадьевна

Педагогический стаж 21 год

2010 год.

Тема: Семья, семейные ценности.

Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».

Задачи:

    Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.

    Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять

существенное, обобщать; способствовать развитию

коммуникативных качеств, умению работать в группе.

    Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.

Оборудование: мультимедиа проектор, фотографии священных книг и семьей

разных религиозных культур, текст притчи и стихотворения,

отрывки из источников разных религиозных культур,

альбомы, цветные карандаши и маркеры 4 цветов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Из глубокого колодца (руки “О”)

Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко).

Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2. Обсуждение выполнения домашнего задания.

- Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? (работа со словариками)

- Какой мир – милосердный или враждебный - помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»?

- Как научиться милосердию?

- Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

3. Актуализация знаний.

Выбрать качества, которые характеризуют милосердного человека.

доброта

жадность

3. сопереживание

лень

лицемерие

вежливость

лживость

хвастовство

дружелюбие

10. сочувствие

11.

зазнайство

12.

грубость

Ключ:

С ПЕ ЛРМ ОХЬЯ ОЙ

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ .

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

4. Работа над новой темой.

А) Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)

Работа в группах.

Чтение и обсуждение притчи.

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово? (« ПОНИМАНИЕ».)

Каждая группа выдвигает свои предположения.

Б) Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)

Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами.

В) Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

Давайте составим общие семейные ценности.

5. Закрепление основных понятий урока.

Составление семейных заповедей.

Какая семья называется дружной?

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.

6. Рефлексия.

На доске записаны незаконченные предложения .

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

7. Домашнее задание.

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.

Вопросы на странице 75 учебника.

Написать сочинение о своей семье (по желанию)

Приложение № 1.

Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

Семья в православной культуре.

Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.