Белоруссия повысит пенсионный возраст на три года. Мвф рекомендует беларуси и дальше повышать пенсионный возраст Пенсионный возраст в белоруссии с

Стали известны детали программы экономической интеграции России и Белоруссии , парафированной сторонами в начале месяца, но до сегодняшнего дня публично не раскрывавшейся. Речь в ней, в частности, идет о намерении создать единые Налоговый и Гражданский кодексы, а также ввести единый регулятор рынков нефти газа и электроэнергии с января 2021 года. В деталях программы разбирался «Коммерсант».

Как отмечает газета, подобная степень экономической интеграции выше, чем у Европейского союза , и добавляет, что с 2022 года речь может идти о фактически конфедеративном государстве. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской. Учитывая это, пишет издание, при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления.

Стоит отметить, что целый ряд российских экономических и социальных реалий едва ли будет воспринят белорусской стороной. Взять хотя бы ту же пенсионную реформу.

В Белоруссии пенсионная реформа также осуществляется, но не столь радикально, как в России. Как и его российский коллега Владимир Путин , президент Белоруссии Александр Лукашенко объяснил необходимость повышения возраста выхода на пенсию изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни.

При этом повышение пенсионного возраста происходит поэтапно. Кроме того, вопрос повышения возраста выхода на пенсию был предметом широкой общественной дискуссии. Так, Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый - постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй - до 63/60, третий - до 65/60 лет. Остановились в итоге на первом варианте, поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Отметим также, что в результате в Белоруссии пенсии работающих пенсионеров не ниже, чем у неработающих и регулярно индексируются. Кроме того, значительную долю пенсионных взносов платит работодатель, в то время, как в России это все больше перекладывается на работников.

Судя по всему, это и стало причиной того, что Минску удалось избежать массового недовольства населения пенсионной реформой, и не допустить серьезного падения рейтинга власти, как это произошло в России.

Но что будет теперь? Приведет ли интеграция к унификации пенсионного законодательства? Как это будет воспринято в Белоруссии? Какие еще потенциально раздражающие населения черты российской социально-экономической системы могут быть перенесены в Белоруссию?

Более глубокая интеграция России и Беларуси может пойти по двум основным сценариям, - считает директор Владимир Лепехин - Первый бы я назвал путинским сценарием, второй - медведевско-кудринским.

Путинский (консервативный) сценарий предполагает последовательную экономическую интеграцию в той парадигме, в какой происходит сегодня евразийская интеграция в рамках ЕАЭС, когда сопрягаются первоначально базисные отрасли экономики, а к ним подтягивается по мере созревания и все остальное.

В ЕАЭС давно утвержден алгоритм формирования единого энергетического пространства, вслед за ним - транспортно-логистического, а затем и финансового. Очевидно, что к такому сценарию интеграции давно готовы экономики Союзного государства Беларуси и России, и первая отрасль, в которой должна быть обеспечена гармонизация отношений и оптимизация взаимодействия - это энергетика.

В настоящее время необходимо увязать в один взаимовыгодный узел весь блок вопросов, связанных с ценой на российский газ, стоимостью его транзита через Белоруссию в Европу, поставками российской нефти и нефтепродуктов в РБ, стоимостью электроэнергии и т.п. Если это удастся - власти обеих стран обязаны приступить к унификации экономического законодательства и принятию единого Налогового кодекса с параллельным формированием единого таможенного, налогового и транспортно-логистического пространств.

На третьем этапе глубокой интеграции РБ и РФ необходимо приступить к гармонизации бюджетов двух стран и согласованной финансовой политике с постепенным выходом на создание единого ЦБ Союзного государства. Именно переход к формированию единой финансовой системы станет камертоном глубокой интеграции и рубежом, после преодоления которого можно будет говорить о трансформации СГ в конфедерацию.

Медведевско-кудринский (либеральный, прозападный) вариант интеграции России и Белоруссии предполагает иные цели и другую последовательность действий. Очевидно, что жадным до белорусских активов транснациональным олигархам наплевать на интересы российской и белорусской экономик, но распотрошив в свое время Россию, они таким же макаром намерены распотрошить и РБ. Вот почему чиновники медведевского правительства (в значительной степени приватизированного транснациональными компаниями) будут всячески препятствовать интеграции базисных отраслей и оптимизации бюджетной политики двух стран, одновременно стремясь навязать Беларуси приватизацию прибыльных активов, монетизацию социальной сферы, ужесточение пенсионной реформы в том числе, и дезавуируя стремление двух народов к цивилизационному сближению.

Учитывая же, что исполнением требований Путина и Лукашенко будут заниматься в основном чиновники правительства РФ , существует опасность того, что интеграционные задачи, поставленные президентами двух стран, будут не просто провалены, но исполнены с точностью до наоборот: когда идея глубокой интеграции будет полностью дискредитирована в интересах прозападных и русофобских сил. Как это произошло с Украиной, когда вопросами сближения России и Украины занимались такие люди, как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов , направляемые высокими чинами из правительства РФ и МИД России .

Не исключено, что различные коррупционные чиновники РФ будут продавливать выгодные даже не для России, а для отдельных олигархических групп варианты решений по газу и иной энергетике. Они же будут навязывать президентам двух стран заведомо порочные решения.

«СП»: - А как насчет той же пенсионной реформы? Удастся ли им продавить ее в Белоруссии?

Какая пенсионная реформа без решения фундаментальных вопросов? Пенсионная реформа в Белоруссии - это медведевско-кудринская диверсия, которая уничтожит Союзное государство.

С моей точки зрения, реальная экономическая интеграция России и Беларуси при сохранении последней своего социального и политического суверенитета как во взаимоотношениях с РФ, так и во взаимоотношениях с Западом, возможна только при новом патриотическом правительстве в РФ и, как минимум, при новом, не прозападном Министерстве иностранных дел в Беларуси.

Полагаю, что руководству Беларуси нужно поставить перед РФ жесткие условия: глубокая интеграция в энергетике и транспортно-таможенной сфере возможна и необходима только по формуле Путина-Лукашенко; интеграция в финансовой сфере и налоговой политике возможна только при смене руководства правительства РФ, интеграции в социальной сфере быть не должно; решения в сфере социальной политики (в том числе - и пенсионная политика) должны быть прерогативой руководства суверенной Белоруссии.

Налоговые системы России и Белоруссии, конечно же, имеют свои различия, но по ряду основных положений они схожи, - отмечает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев .

Например, базовую ставку НДС в размере 20% установили обе страны, хотя в Белоруссии эта ставка более гибкая и там существуют отраслевые исключения, в которых ставка снижается до 10%. Общий налоговый кодекс - это важнейшая законодательная основа для глубокой экономической интеграции. Это позволит на системном уровне избежать поводов для возникновения возможных конфликтов в торговой сфере, ведь сегодня зачастую именно разница между налоговыми системами наших стран закладывает фундамент для разногласий между Москвой и Минском. Именно налоговые маневры позволяют младшим участникам Евразийского экономического союза конкурировать с Москвой. Минск не является в данном случае исключением. Если стороны таким образом смогут урегулировать, например, экспортные пошли и налог на полезные ископаемые, то это снимет периодически возникающую повышенную напряженность во взаимоотношениях между странами.

Что касается пенсионного возраста, то Минск, не исключено, воспользуется возможностью поднять пенсионный возраст до того уровня, который уже установила Москва после своей пенсионной реформы. При таком сценарии белорусским властям будет просто обосновать для своего населения именно такой сценарий.

В Белоруссии в последнее время и так происходит обсуждение сценария повышения пенсионного возраста, один из которых подразумевал как раз российский вариант. А тут появится хороший повод для введения наиболее радикального сценария повышения пенсионного возраста - будет идти ссылка на Москву и на глубокую эконмическую интеграцию, которая происходит между РФ и РБ. Для белорусских граждан главным виновником повышения пенсионного возраста станет Москва, что снимет негатив в сторону самих белорусских властей.

«СП»: - Почему в Белоруссии многие непопулярные реформы осуществляются более плавно, чем в России и не вызывают такой волны недовольства?

Вряд ли можно говорить о том, что в Белоруссии непопулярные реформы проходят более гладко, чем в России. Критика со стороны оппозиционных ресурсов, недовольные комментарии в интернете - эти элементы присутствуют и там. Можно вспомнить и весьма массовые протесты, которые последовали после крайне неудачной реформы по введению в действие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества», призванного бороться с тунеядством. Минск стремился компенсировать социальные расходы, попытавшись собирать дополнительные налоги. Но население восприняло это крайне негативно, так как у граждан наших стран пока крайне актуальной остается историческая память о советском периоде, в котором борьба с тунеядством была одним из элементов подавления свободы граждан.

В России также весьма активно обсуждают, каким образом собирать налоги с граждан, которые скрыты от налоговых регуляторов, но занимающиеся предпринимательской деятельностью. Вполне вероятно, что Минск и Москва объединят усилия по этому направлению, и сценарий Москвы с налогом для самозанятых выглядит более перспективным для внедрения в обеих странах, чем подход Минска по этому вопросу.

То, что мы увидели - это очередной дежурный документ по интеграции, - считает эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец .

Наблюдая, как Александр Лукашенко старательно подбирает нужные слова, я очень скептически отношусь к тому, что данная программа будет выполнена. Это не первая попытка и все прошлые не были до конца реализованы. В случае реализации данной программы Россия через экономическую интеграцию будет способствовать проведению реформ в белорусской экономике. «СП»: - К чему приведет создание общего налогового кодекса? Кто под кого будет в большей степени подстраиваться? - Изменение налогового законодательства плохой сигнал для бизнеса и инвесторов. Изменение правил игры создает определенные риски. Принятие общего для двух государств налогового кодекса - очень сложный процесс. Пока у меня понимания, как это будет происходить с учетом интересов двух стран, нет.

«СП»: - Если будет такое сближение, то можно предположить, что Лукашенко надо будет и пенсионный возраст подтягивать российскому. А то странно получается, мы выходим на пенсию в 65, они в 63. Пойдет ли на это Лукашенко?

Вопросы пенсионного возраста не самые главные. Чиновники часто говорят о массовых сокращениях, исчезновении тех или иных профессий, но мало кто предлагает места трудоустройства для уволенных граждан. Поднимаясь на высокую трибуну, политики не замечают человека. Новый мировой тренд - переход на 4-дневную рабочую неделю. Считаю данный вопрос должен войти в повестку дня. «СП»: - Какие еще вызывающие недовольство населения факторы российской экономики могут стать белорусской реальностью при углублении интеграции? - Наибольшее беспокойство вызывает коррупция. В Беларуси она тоже присутствует, но другой масштаб.

Постсоветское пространство: Донецк стучится в дверь России, но ему не открывают

Новости Союзного государства: В Кремле прокомментировали новости об интеграции России и Белоруссии

Решение белорусских властей о повышении пенсионного возраста на 3 года назвали в свое время «политически приемлемым». Очевидно, что новая рекомендация экспертов МВФ о повышении трудовой активности до 65 лет не вписывается в рамки этого определения. Пойдет ли на такой шаг белорусское руководство?

Эксперты, к которым обратилась «БГ», единодушны во мнении, что в ближайшие годы повышения пенсионного возраста ждать не стоит. Однако в недалекой перспективе белорусские власти вынуждены будут вернуться к вопросу пенсионной реформы.

«Заключение МВФ по поводу пенсий, скорее, наблюдательное, – считает Евгений Прейгерман , директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб». – Они смотрят на состояние государственных финансов. И ни для кого не секрет, что это состояние далеко от хорошего. Пенсионные выплаты – один из слабых моментов системы. Но пока я не слышал, чтобы вопрос о дальнейшей реформе пенсионной системы стоял как краеугольное требование МВФ».

Миссия МВФ начала 21 сентября в Минске очередной раунд переговоров о программе реформ и кредите для Беларуси. Среди вопросов, которые стояли на повестке дня, были и дальнейшие пенсионные реформы. Фонд рекомендовал белорусским властям продолжить их, чтобы устранить пенсионный разрыв после 2022 года. Среди мер, предлагаемых экспертами, – постепенное повышение порога выхода на заслуженный отдых до 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин.

На учете в органах по труду, занятости и соцзащите состоят 2 605,6 тыс. пенсионеров, из них 82% – получатели пенсий по возрасту.

Напомним, Беларусь уже сделала шаг по реформированию пенсионной системы. Указом от 11 апреля 2016 года №137 предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет. Предпринятые действия решили проблему, но не полностью. Отчисления работодателей и взносы работников приблизительно соответствуют пенсионным выплатам, дают эксперты МВФ оценку нынешнему состоянию белорусской пенсионной системы. Среди прочего помогло недавнее увеличение минимального стажа работы для назначения пенсии по старости с 5 до 20 лет.

Сложность в том, что выбранный вариант повышения пенсионного возраста исчерпает себя к концу 2022 года. Эксперты Фонда прогнозируют, что в последующем бюджет пенсионной системы будет ежегодно снижаться приблизительно на 0,15% ВВП. Сейчас на выплату пенсий Беларусь тратит примерно 10% от ВВП.

МВФ предлагает комплекс мер, в числе которых:

– постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни;

– переиндексацию пенсионных пособий с учетом инфляции, а не темпа роста заработной платы в долгосрочной перспективе (при сохранении определенного смешанного варианта для минимальных пенсий);

– дальнейшее ограничение практики досрочного выхода на пенсию;

– меры по стимулированию спроса на работников старшей возрастной группы.

Сегодня ждать повышения пенсионного возраста до 65 лет не стоит, считает Лев Марголин , экономист, заместитель председателя Объединенной гражданской партии. «Это действие, растянутое во времени, – отмечает он. – Никто не мешает Лукашенко, если он надеется дожить до этого времени, подождать шесть лет, пока мы дойдем до 63-х. И плавно, не останавливаясь, провозгласить, что будем и до 65 поднимать».

По мнению эксперта, белорусские власти понимают, что повышение возраста выхода на заслуженный отдых до 58 – 63 лет не спасет пенсионный фонд. Он напомнил, что когда реформа обсуждалась, Александр Лукашенко говорил, что рассматривали три варианта. «Остановились на промежуточном , – уточнил Лев Марголин. – Я считаю, что сейчас никто на повышение не пойдет, потому что это не принесет экономических выгод и вызовет негативную реакцию в обществе. Но когда на практике будет достигнут возраст 58 – 63 года, станет вопрос, что надо поднимать и дальше».

Рекомендация МВФ о стабилизации пенсионной системы не в приоритетах, считает экономист, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук . «МВФ оценивал все элементы: монетарную политику, фискальную, национальную, госуправление , – рассказал он. – Написали, в том числе, и про это. Они похвалили белорусские власти за повышение пенсионного возраста» .

Эксперты «БГ» считают, что данная рекомендация не относится к разряду срочных и необходимых, без которых Беларуси не дадут кредит. «Это далеко не основная претензия со стороны Международного валютного фонда, – поделился Лев Марголин. – Если что-то и станет препятствием, то это вещи, которые более серьезно влияют на общую ситуацию в экономике. Это вопрос государственного сектора, что с ним делать – приватизировать, структурировать, вопросы директивного кредитования и тому подобные. Не хочу сказать, что они более серьезные, но более масштабные и дорогостоящие».

В Беларуси на начало 2016 года на 1 000 пожилых мужчин приходилась 1 841 пожилая женщина.

«МВФ говорит про управление государственными активами, про необходимость снижения инфляции, про независимость Национального банка», – обозначил ключевые направления необходимых реформ Ярослав Романчук.

В этой ситуации пенсионный вопрос едва ли будет главным при рассмотрении возможностей финансово-кредитного сотрудничества Беларуси и МВФ. К нему, вероятно, вернутся через несколько лет. И тогда пенсионный возраст, возможно, будет повышен.

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Пенсионный возраст в Белоруссии будет повышен на три года — до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Указ об этом президент Александр намерен подписать на этой неделе.

Повышать возрастную планку будут поэтапно, ежегодно добавляя по полгода. «Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это шесть месяцев», — утверждают в Белоруссии.

Стартует реформа с 1 января 2017 года. Выбран «мягкий вариант» реформирования пенсионной системы, заверяет вице-премьер Белоруссии .

Ранее власти вынесли на обсуждение три варианта реформы.

По первому варианту женщины могли бы выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65. Это самый жесткий, но и самый экономически оправданный вариант реформы, считают в правительстве Белоруссии.

Второй вариант предполагал выход женщин на пенсию в 60 лет, мужчин — в 63 года. По третьему варианту женщин предполагалось отправлять на заслуженный отдых в 58 лет, мужчин — в 63 года. При этом варианте в расчет брали нагрузку на женщин по ведению домашнего хозяйства.

Выбранный вариант повышения оставляет властям пространство для маневра. Если потребуется в связи с неблагоприятной демографической ситуацией задрать возрастную планку еще выше, то власти это сделают. Тем более что переход к увеличенному рабочему стажу будет не очень болезненным, заверяют в минтруда и соцзащиты. Уже сегодня около 68% женщин, уходя на пенсию, в первые годы остаются работать. У мужчин этот процент несколько меньше, подсчитали в министерстве. Всего в Белоруссии около 25% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию.

Дыра на триллион

Кроме того, Качанова заявила, что повышение пенсионного возраста не спровоцирует рост дефицита рабочих мест — «все просчитано». Правительство обещает ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест для несостоявшихся пенсионеров.

В качестве альтернативы повышения пенсионного возраста Белоруссии предлагало снижение размеров пенсии. Но такой вариант не устроил президента Лукашенко. «А где вы видели, чтобы пенсии уменьшали? Нельзя обижать людей», — заявлял Лукашенко в одном из недавних интервью.

Он признал, что пенсионная реформа — мера вынужденная. Денег на содержание пенсионеров не хватает. Соотношение между численностью работников и численностью пенсионеров ухудшается.

Сейчас, по данным минтруда и соцзащиты, на 100 работающих в Белоруссии приходится 61 пенсионер, в 2020 году это соотношение будет 100 к 66, в 2030 году, если ничего не предпринимать, будет 78 пенсионеров на 100 работающих.

Нагрузка на пенсионный фонд растет, дыра в бюджете пенсионного фонда к марту текущего года составила 1 трлн белорусских рублей. По данным экспертов ООН, в 2016-2020 годах дефицит бюджета пенсионного фонда будет увеличиваться и составит 1,7% ВВП.

В Белоруссии до сих пор, с советских времен, действует распределительная пенсионная система, при которой работающие отчисляют средства на содержание пенсионеров. Но теперь «твердое большинство населения» согласны с повышением пенсионного возраста и готовы к реформам, утверждает Лукашенко.

«Я очень доволен, что люди со мной согласились... То есть то, что мы должны решить сегодня, не должны решать наши дети и терпеть потом из-за нашей нерешительности», — говорил ранее Лукашенко.

России придется повысить пенсионный возраст

Пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохранился только в Белоруссии, Узбекистане и России.

Российские власти также считают, что повышение пенсионного возраста неизбежно. Но объявлять о реформе целесообразнее после выборов в , намеченных на 18 сентября. «Думаю, разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас», — заявил на прошлой неделе глава .

Как и в Белоруссии, российские власти опасаются, что значительная часть населения не поддержит идею повышения пенсионного возраста, что негативно отразится на итогах голосования для партии власти.

Улюкаев считает логичным повысить возраст выхода на пенсию и мужчин, и женщин до 63 лет, добавляя ежегодно по полгода. Если будет утвержден такой вариант, то на реформу потребуется 16 лет для женщин и 6 лет для мужчин. Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять возрастную планку до 60 и 65 лет соответственно.

Открытым остается и вопрос о дате проведения пенсионной реформы в России. В марте 2018 года россиянам предстоит проголосовать за нового президента. Очевидно, что она начнется не ранее чем через два года. В ноябре 2015 года министр финансов РФ сообщил, что победителю следующих президентских выборов придется так или иначе решать проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Либо повышать налоги, либо сокращать расходы на социалку, образование и здравоохранение.

Нынешний президент Владимир последовательно возражает против повышения пенсионного возраста. Но в последнее время дает понять, что реформа неизбежна. В ходе большой пресс-конференции в декабре 2015 года он заявил, что «когда-то это придется сделать», чтобы не обрушить пенсионную систему. «Но когда это нужно будет сделать, пока я не хотел бы говорить об этом публично, потому что даже и ответа у нас пока нет, но такая чисто экономическая проблема стоит», — отметил Путин.

Расходы в 2016 году предусматриваются в 7,7 трлн руб. (9,8% к объему ВВП). Трансферт из госбюджета Пенсионному фонду на покрытие его дефицита составит около 3 трлн руб. (примерно 19% всех расходов федерального бюджета).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в этом году — 13,1 тыс. руб.

Источник «Газеты. Ru» в правительстве отмечает, что решение о повышении пенсионного возраста поддерживают практически все ключевые участники этого процесса. В том числе экспертное сообщество. Экс-министр финансов, глава и председатель совета директоров считает, что без повышения пенсионного возраста размер трансферта будет только возрастать. По его оценке, повышение пенсионного возраста до 63 лет уже на третий год даст дополнительно 500 млрд руб.

Определиться со сроками и параметрами пенсионной реформы правительство должно до 2018 года, это записано в «Основных направлениях деятельности» кабинета министров.