Литературная игра по сказкам братьев гримм сценарий. Игра по станциям "путешествие по сказкам братьев гримм". Б. Сказка « Бременские музыканты»

Волшебная страна братьев Гримм
Игра-КВН

Цель: познакомить детей с фактами биографии братьев Гримм, проверить знание детей сказок братьев Гримм, расширить кругозор детей, воспитать интерес к творчеству братьев Гримм.
Подготовка к игре:
1. Оформить книжную выставку «Волшебная страна братьев Гримм».
2. Организовать конкурс рисунков к сказкам.
3. Провести викторину по сказкам братьев Гримм, по итогам викторины отобрать для участия в КВН две команды.
4. Подготовить костюмы и эмблемы команд, придумать названия (например, «Белоснежка» и «Бременские музыканты»), Выбрать капитанов.
5. На уроках музыки можно разучить «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты» (музыка Г. Гладкова, Слова Ю.Энтина).
Ведущий. Дорогие девочки и мальчики! Все вы любите сказки, особенно волшебные. Именно волшебные сказки писали братья Гримм - Якоб и Вильгельм. Якоб родился в 1785 году, а Вильгельм - в 1786.
Посмотрите на выставку «волшебная страна братьев Гримм». Многие из вас именно здесь брали книги, готовясь к игре, и читали чудесные сказки, полные таинств и волшебства. «Черт с тремя золотыми волосами», «Золотая птица», «Госпожа Метелица», «Молодой великан», «Разбойник и его сыновья», «Беляночка и Розочка»…А кто-то из наших гостей, может быть, и не читал этих сказок. Сейчас я назову несколько сказок, а вы подумайте и скажите, все ли из этих сказок написали братья Гримм?
Разминка для гостей
Все ли названные сказки принадлежат братьям Гримм?
Сказки:
1. «Синяя свеча», «Три брата», «Репа», «Беляночка и Розочка», «Соловей» (сказка Г.-Х.Андерсена)
2. «Золотой гусь», «Заяц и еж», «Чудо -птица», «Ослиная шкура» (сказка Ш. Перро), «Снегурочка».
3. «Золушка», «Бабушка Вьюга», «Шесть лебедей», «Хрустальная гора», Стоптанные туфельки» (все сказки братьев Гримм).
4. «Мальчик-с-пальчик», «Горшок каши», «Храбрый портной», «Глупый Ганс», «Умная Эльза» (все сказки братьев Гримм).
5. «Бременские музыкарты», «Король Дроздобород», «Девушка-дикарка», Царевна-лягушка» (русская народная сказка), «Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка».

Представление команд
Ведущий представляет команды: «Белоснежки» (участницы могут выйти в белых платьях или блузках, с белыми бантами в волосах) и «Бременские музыканты» (участники могут выйти в костюмах или масках осла, собаки, кота и петуха).
Примерное приветствие «Белоснежек»:

Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!
Мы - Белоснежки из волшебной книжки.
Мы пришли сюда с вами поиграть,
Себя показать (кружатся на месте),
На вопросы отвечать и не скучать!
Примерное приветствие «Бременских музыкантов»:

А мы вполне уверены, вы знаете о нас:
Мы - друзья Бремена, пришли потешать вас.
(осел кричит по ослиному, собака лает, кот мяукает, петух кукарекает)
Если ты попал в беду, если трудно одному,
Ты ищи себе друзей: с ними вместе веселей!
Ведущий представляет гостям и командам жюри. В состав жюри входят педагоги, родители и старшеклассники. Члены жюри одеты в костюмы сказочных героев братьев Гримм: Беляночки, Розочки, Госпожи Метелицы, Золушки, Короля Дроздоборода и др.
Ведущий. Начинаем наше путешествие в Волшебную страну братьев Гримм.

Конкурс «Кто это?»
В этом и в следующих конкурсах ведущий задает все вопросы по очереди каждой команде.
Задания:
1. Жил в одном немецком городе портной; целый день сидел он у окошка и шил. Куртки шил, жилетки, штаны…А потом случилось так, что пришлось ему побороться с великаном, потом с разбойниками и, наконец, с единорогом. Всех одолел не силой, а хитростью… Кто Это? Как его зовут? (Ганс из сказки «Храбрый Портной».)
2. Когда рабочие выпустили всю воду из пруда, то увидели на дне страшного человека. Кожа его была цвета ржавого железа, ногти - как у дикого зверя, а волосы с головы и бороды спускались до колен… Кто это? (Железный Ганс из одноименной сказки.)
3.Узнайте, что за страшилище: «Шерсть дыбом, рог один, но огромный и острый, как меч…» (Однорог.)
4. Она старалась во всем угождать старухе и всякий раз так сильно взбивала перину, что перья взлетали кругом. (Падчерица из сказки «Госпожа Метелица».)
5. Обе они были добрые, скромные и послушные. Одна - беленькая, а другая - темненькая. Одна из них любила бегать по лугам и полянам, собирала цветы, а другая сидела дома возле матери, помогала ей по хозяйству или читала ей вслух…(Беляночка и Розочка из сказки «Беляночка и Розочка».)
6. Домик был вкусный, сладкий, а хозяйка его…Кто? Из какой сказки? (Ведьма из сказки «Пряничный домик».)

Конкурс «Кто и кому так говорит?»
Задания:
1. «Ты испытания не выдержал, и оставаться тебе здесь нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как в бедности живется. Но, так как сердце у тебя не злое, и я желаю тебе добра, то я позволю тебе вот что: когда попадешь ты в беду, то кликнешь меня…» (Железный Ганс - мальчику.)
2. «Тебя проводят, куда тебе нужно, но ты должна вернуться сюда, принести нож и поскоблить столб, когда ты поскоблишь железо и освободишь меня, я женюсь на тебе». (Железный дровосек - королевской дочери.)
3. «Не плачь, милая матушка, я пойду и разыщу своих братьев». (Девушка - королевне из сказки «Двенадцать братьев».)
4. «Ты прекрасна, ты бела и за то тебе хвала. Но Снегурочка белее, и румяней, и милее». (Зеркальце - королеве - мачехе.)

Конкурс болельщиков «Откуда эти слова?»
Задания:
1. «когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…Королевна спросила: «чей этот город с башней у ворот?» - «Владеет им…» («Король Дроздобород».)
2. «Я - сын короля, но был околдован карликом: он украл у меня мои сокровища, обратил меня в дикого медведя и заставил жить в лесу до тех пор, пока его смерть не расколдует меня». («Беляночка и Розочка».)
3. «Остался королевич со своим львом на ночь в большой зале замка. В полночь страшно завыло, заревело, завизжало снаружи, и вся зала так и наполнилась бесами, что и булавкой некуда ткнуть. Накинулись бесы на королевича и его льва, мучили. Мучили… А потом откуда не возьмись выскочила ведьма…» («Околдованная королевна».)
4. «Человек сидел и удил рыбу, а ветер, к несчастью запутал его бороду в леске, и когда клюнула большая рыба, у карлика не хватило сил ее вытянуть, рыба была сильнее его и тянула карлика за собой. Как ни хватался он за траву и камыш, ничего поделать не мог, и пришлось бы ему нырять вслед за рыбой, вот-вот утащила бы она его в воду… Девочки подоспели как раз во время…» («Беляночка и Розочка».)
5. «Когда ее повели на костер, то взяла она с собой рубашки, и когда ее взвели уже на помост и вот-вот должны были развести огонь, она оглянулась и видит: летят к ней шесть лебедей. И поняла она, что близко ее освобождение, и забилось у нее сердце от радости». (Шесть лебедей».)
6. «положил король ребенка в походный ларец и поскакал с ним на коне дальше. Подъехал он к глубокому омуту, бросил ларец в воду и подумал: «Вот я и спас свою дочь от непрошеного жениха». («Черт с тремя золотыми волосами».)
7. «Ее во дворце давно поджидали. Для нее уже были приготовлены железные башмаки, раскаленные на горячих угольях. Клещами втащили эти башмаки в комнату и поставили перед злой мачехой. Она должна была надеть на ноги эти раскаленные башмаки и плясать в них до тех пор, пока не упадет мертвою на пол». («Снегурочка».)
8. «Она была прекрасна…Бела, как снег, румяна, как цвет яблони, волосы сверкали, как солнечные лучи… Глаза как звезды на небе. Когда же она плакала, то катились у нее из глаз не слезы, а жемчуга…» Из какой сказки эта красавица? (младшая дочь короля из сказки «Гусятница у колодца».)

Конкурс «Кто и кого так ругает?»
Задания:

1. «Пустые бараньи головы! Толстощекие дурочки! Тьфу, и смотреть-то на вас противно! Неужто вы не можете придумать ничего лучше?» (Карлик - девочек Беляночку и Розочку.)
2. «Неотесанный народ!… Отхватили кусок мной роскошной бороды. Разве нельзя было обращаться со мной повежливее?! Чтоб вам пусто было!» (он же.)

Конкурс капитанов
Задания капитану команды «Бременские музыканты»:

1. Какую сказку Г.-Х. Андерсена напоминает сказка «Шесть лебедей» братьев Гримм? («Дикие лебеди».) А сколько лебедей было у Андерсена? (12)
2. Вспомните сказки Ш.Перро и братьев Гримм с одинаковыми названиями. («Золушка», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик».)
3. Кто и какой сказке говорить:
Что урчит и стучит,
В моем брюхе бурчит?
Думал я - семь козлят,
А то камни гремят!
(«Волк и семеро козлят».)
4. Куда спрятался самый маленький козленок в русской народной сказке «волк и семеро козлят»? (В печку.)
5. У братьев Гримм есть сказка «Соломинка, уголь и боб», а как называется похожая на нее русская народная сказка? («Пузырь, соломинка и лапоть».)
6. Какую сказку А.С.Пушкина напоминает сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
Задания капитану команды «Белоснежки»:

1. Как называетя сказка братьев Гримм о королевне, которая в 15 лет укололась о веретено и заснула на сто лет? («Шиповничек».) Какую сказку Ш.Перро она напоминает? («Спящая красавица».)
2. Какая сказка братьевГримм напоминает сказку «Крошечка-Хаврошечка»? («Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка».)
3. Кто автор сказки «Крошечка-хаврошечка»? (Это русская народная сказка.)
4. Куда спрятался самый маленький козленочек в сказке братьев Гримм? (В футляр для настенных часов.)
5. На какую русскую народную сказку похожа сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»? («Морозко».)
6. Какую сказку братьев Гримм напоминает сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Сказка о рыбаке и его жене».)

Конкурс «Кто так поет?»
Задания:
1. В какой сказке Петух, сидя на воротах, пел:
«Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ!
Наша девочка вся в золоте идет!»
А в другой раз он пел:
«Ку-ка-ре-ку! Смотри народ!
Вот замарашка к нам идет!»
(«Госпожа Метелица».)
2. Пусть клубится дымок, пусть печется пирог -
Славный выкуп мне завтра дадут!
На земле никому, никому невдомек,
А зовут меня… (Гном, Гном-Тихогром).
3. Что мы за красавчики» Любо вглянуть!
Славно поработали - можно отдохнуть!
(«Маленькие человечки», они шили сапоги.)

Блиц-конкурс
Ведущий читает задание, команда, которая первой назовет правильный ответ, зарабатывает 2 балла.
Задание - отгадайте сказку по трем словам:
1. Озеро, солдат, башмаки. («Стоптанные башмаки».)
2. Лепешка, гусь, старичок. («Золотой гусь».)
3. Мельница, огонек, лес. (« Бременские музыканты».)
4. Перина, ворота, золото. («Госпожа Метелица».)
5. Варенье, жилетка, мухи. («Храбрый портной».)
6. Иголка, ножик, козочка. («Глупый Ганс».)
7. Печка, лопата, птичка. («Пряничный домик».)
8. Орел, рыба, борода. («Беляночка и Розочка».)
9. Зола, орешник, карета. («Золушка».)
10. Карман, борозда, орехи. («Молодой великан».)
11. Свеча, горох, ведьма. («Синяя свеча».)
12. Зеркальце, шнурочек, гребень. («снегурочка».)
13. Разбойники, петух. Кот. («Бременские музыканты».)
14. Колодец, пряжа, веретено. («Госпожа Метелица».)
15. Сыр, птица, камень. («Храбрый портной».)
16. Рубашки, костер, лебеди. («Шесть лебедей».)
17. Горшки, музыкант, свадьба. («Король Дроздобород».)
18. Шляпа, служанка, волк. («Мальчик-с-пальчик».)

Конкурс «Что нужно сделать?»
Задания:
1. Что нужно сделать, чтобы из фонтана, который иссяк, вновь потекло вино? (Прогнать жабу под камнем. Сказка «Черт с тремя золотыми волосами».)
2. Что нужно написать на поясе, чтобы стать счастливым? («Когда я злой бываю, семерых убиваю» или «Победил семерых одним махом». Сказка «Храбрый портной».)
3. Что нужно сделать, чтобы яблоня снова стала давать золотые яблоки? (Прогнать мышь, которая подтачивает корни. Сказка «Черт с тремя золотыми волосами».)
4. Что нужно королю взять с собой, чтобы найти дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (Клубок волшебных ниток: стоит его бросить перед собой, и он укажет путь к замку. Сказка «Шесть лебедей».)

Конкурс «Кроссворд»
1. Кроссворд для команды «Белоснежки».
Вопросы:
1. Сестра Розочки.
2. Бабушка Вьюга или госпожа…
3. Девушка была очень рассудительной и звали ее Умная…
4. Ее друзья были Осел, Кот. И Петух.
5. Сказка про прекрасного королевича в ослиной шкуре.
6. Маленький герой сказок братьев Гримм, бывает злым и жадным, бывает и добрым.
7. Мальчика звали Гензель, а девочку…
8. Сказка о хитром бедняке, который сумел обмануть Мельника, Попа, Пастуха и богатых односельчан.
9. В великолепном, сверкающем платье и туфельках из чистого золота она была прекрасна. Королевич весь вечер танцевал только с ней.
10. В сказках братьев Гримм он бывает и глупым, и смышленым, и даже железным.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Если все слова разгаданы правильно. То по вертикали должно получиться имя прекрасной королевны, которую хотела сжить со света злая мачеха, но ей это не удалось (Белоснежка).
Ответы:1. Беляночка; 2. Метелица; 3. Эльза; 4. Собака; 5. Ослик; 6. Гном; 7. Гретель; 8. Мужичек; 9. Золушка; 10 Ганс.
2. Кроссворд для команды «Бременские музыканты».
Вопросы:
1. Очень трудно жилось этой девочке у мачехи: работала она с утра до поздней ночи, а спала в золе, рядом с очагом.
2. Подружка Боба и Уголька.
3. Одни из бременских музыкантов.
4. Не понравился капризной королевне жених: «Подбородок у него. Словно клюв у дрозда!» С той поры и прозвали его..
5. Предмет, который заставила достать ведьма солдата из колодца.
6. Он то глупый, то смышленый, то железный…
7. Птицы, в которых превратила мачеха своих пасынков.
8. В одних изданиях она зовется Белоснежкой, а в других…
9. Брат девочки Гретель.
10. «столик-накройся, золотой осел и …из мешка».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Если же слова разгаданы правильно, то по вертикали должно получиться название сказки братьев Гримм («Шиповничек»).
Ответы: 1.Золушка; 2. Соломинка; 3. Петух; 4. Дроздобород; 5. Свечка: 6. Ганс; 7. Лебеди; 8.Снегурочка; 9. Гензель; 10 Дубинка.

Конкурс «Домашнее задание»
За неделю до проведения мероприятия команда «Белоснежки» получает задание - подготовить инсценировку сказки «Белоснежка и семь гномов», а команда «Бременские музыканты» - инсценировку одноименной сказки.
Ведущий. Подходит к концу наше путешествие в Волшебную страну братьев Гримм.
Чтец. Дорогой чудной сказки
Прошли мы без опаски,
И дружно говорим:
«Спасибо братьям Гримм!»
Ведущий. Ребята, скажем все вместе: «Спасибо, братьям Гримм!»
Вам, наверное, не терпится узнать, какая же команда победила? А это мы сейчас узнаем! Жюри, подведите, пожалуйста, итоги! А мы споем «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».
Песня друзей (слова Ю.Энтина, музыка Г. Гладкова).
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Нам любые дороги дороги.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла! Ей-ей-ей-ей-ей!
Мы свое призванье не забудем:
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы.
Не заменят никогда свободы.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-!

Наш ковер - цветочная поляна,
Наши стены - сосны великаны,
Наша крыша - небо голубое,

Наше счастье - жить такой судьбою.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла! Ей-ей-ей-ей-ей!
Подведение итогов. Награждение победителей.

Тамбакова Ирина Васильевна
«Дорога сказок» Литературная игра по сказкам братьев Гримм 2 класс

«Дорога сказок »

Литературная игра по сказкам братьев Гримм

2 класс

За месяц до начала игры дается задание прочитать сказки :

1. «Госпожа метелица»

2. «Горшок каши»

3. «Три брата »

4. «Заяц и ёж»

5. «Молодой великан»

6. «Король Дроздобород»

7. «Маленькие человечки»

8. «Соломинка, уголек и боб»

9. «Бременские музыканты»

10. «Храбрый портняжка»

11. «Белоснежка и семь гномов»

12. «Семь храбрецов»

13. «Гном-Тихогром»

14. «Беляночка и Розочка»

15. «Лиса и гуси»

16. «Умная Эльза»

17. «Три языка»

18. «Гвоздь»

Хорошей традицией в России стало проводить год какой-либо страны. Так у нас уже был год Италии, Франции, Испании. С июня 2012 по июнь 2013 проводится год Германии в России и России в Германии. На территории Германии находится 33 объекта, внесенных ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия человечества, причем 10 из них признаны шедеврами человеческого гения и еще 15 находится в списке кандидатов на включение в список.

Германия - страна с богатой культурой, страна музеев и фестивалей, праздников и концертов. Ее несказанно красивые ландшафты и средневековые города, удивительные замки и крепости, уникальные заповедники и парки, дворцы и музеи привлекают туристов всего мира.

У Германии – безупречная репутация. Как показал опрос, проведенный Би-Би-Си, эту страну уважают больше других во всем мире. В третий раз подряд Германия лидирует в рейтинге самых уважаемых государств на земле. 30 тысяч человек из 28 стран приняли участи в опросе. 58% сочли Германию страной, приятной во всех отношениях.

Библиотечный проект 2012-2013 проходит под девизом : «Все страны в гости к нам!» . И наша игра сегодня посвящается великим немецким сказочникам .

Дорогой доброй сказки

Идем мы без опаски

И дружно говорим :

Идем мы к братьям Гримм !

И встретят нас герои,

Красавицы и тролли,

Лягушка и горшок,

И боб, и уголек,

И музыкантов Бремена

Узнаем мы уверенно,

И Розочку с Беляночкой

На сказочной поляночке .

И снова повторим :

Идем мы к братьям Гримм !

Немецкие юристы Якоб и Вильгельм Гримм были профессорами прусской академии, но всю свою жизнь посвятили изучению немецкой культуры и немецкого языка. В течение многих лет они собирали народные немецкие сказки и в 1812 году издали сборник «Детские и семейные сказки » , содержащий более 200 текстов. В этом году исполняется ровно 200 лет со дня первого издания сказок братьев Гримм .

/презентация «Дорога сказок » /

Условия игры : игра проводится по схеме телеигры «Своя игра » . У ведущего заготовлено 5 блоков вопросов, в каждом блоке – по 5 вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов. В случае верного ответа на счет команды поступает выигранное количество баллов , соответствующее стоимости вопроса. В финале игры команды отвечают на один вопрос, ставя на кон заработанные баллы/часть либо все/. При правильном ответе сумма баллов складывается, при неверном ответе команда теряет поставленные на кон баллы.

1. «Труд»

10 – В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег?

/ «Госпожа метелица» /

20 – В какой сказке королевна вынуждена была торговать глиняными горшками и плошками?/ «Король Дроздобород» /

30 – Что должен был делать каждый желающий проехать из деревни в город в сказке «Горшок каши» ?/проедать дорогу в каше/

40 – В городе Бремене стоит бронзовый памятник «Бременские музыканты» . Сейчас из пластилина вам нужно создать либо этот памятник, либо придумать свой по любой сказке братьев Гримм ; участвуют все команды.

50 – Чему обучились герои сказки «Три брата » , странствуя по белу свету?/брить, ковать и фехтовать/

2. «Искусство»

10 –По иллюстрации узнать сказку

20 – Прослушать музыкальный отрывок, назвать сказку и героев

30 – Показать танец храброго портняжки : движения имитируют работу портного

40 – Кто и в какой сказке пел такую песенку :

Хороши у нас наряды,

Значит, не о чем тужить!

Мы нарядам нашим рады

И сапог не будем шить.

/маленькие человечки из одноименной сказки/

50 – «Ожившая картина» . Участвуют все; команды получают конверты с картинами и показывают их.

3. «Герои» /угадай сказку по героям/

10- Маленький старичок с морщинистым лицом и длинной, белой, как снег, бородой /Карлик из «Беляночка и Розочка» /

20 – Маленький юркий человечек – большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках /гном из «Гном-Тихогром» /

30 - из предложенных предметов выбрать один и назвать героя, которому он принадлежит; участвуют все команды

40 - Маленькая красивая девочка – белая, как снег, и румяная, как кровь, а волосы у неё были чернее черного дерева/ Белоснежка из «Белоснежка и семь гномов» /

50 – Своей красотой она прославилась на весь свет. Она была хороша выше всякой меры, но зато высокомерна, как никто/Королевна из «Король Дроздобород» /

4. «Начало» /узнай сказку по началу/

10 – «Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог».

/ «Маленькие человечки» /

20 – «Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз в миску бобов и хотела было их сварить»./ «Соломинка, уголек и боб» /

30 –музыкальная пауза

40 – «Жил однажды в Швейцарии старый граф; был у него единственный сын, да и тот был дурак, ничему не мог научиться»./»Три языка»/

50 – «Один купец хорошо поторговал на ярмарке и набил себе полную мошну золота и серебра. Собрался он домой возвращаться. Приторочил дорожную суму с деньгами к седлу своего коня и поехал»./ «Гвоздь» /

5. «Собери сказку » /угадай сказку по словам/

10 – Мельница, балалайка, окно/ «Бременские музыканты» /

20 – Варенье, жилетка, мухи/ «Храбрый портняжка» /

30 – Кроватки, ложки, чашки, гребень/ «Белоснежка и семь гномов» /

40 – Шмель, грабли, заяц/ «Семь храбрецов» /

50 – собираем картинку, участвуют все команды/1-50, 2-40, и т. д. /

Перед вами список сказок братьев Гримм и одно название сказки , принадлежащей перу другого писателя. Вам нужно найти «лишнюю» сказку . Если вы назовёте автора этой сказки , ваши баллы удвоятся.

Например, вы ставите на кон 200 баллов, находите «лишнюю» сказку и получаете 200 баллов, а если называете автора этой сказке - ещё 200 баллов и в результате - 400баллов.

«Храбрый портняжка» , «Лиса и гуси» , «Умная Эльза» , «Спящая красавица»

/Ш. Перро «Спящая краса

средней школы № 1г. Балашиха

Никанорова Лариса Петровна

Игра по станциям для учащихся 2 классов

«Путешествие по сказкам братьев Гримм», посвященная 200-летию со дня выхода в свет

книги братьев Гримм «Семейные и детские сказки»

Цель: - пробудить интерес к творчеству братьев Гримм;

Расширить представления о сказках;

Повышать интерес детей к детской литературе.

Оборудование: - 4 помещения (по количеству станций);

Две интерактивные доски (mimio);

Маршрутный лист для каждой команды;

Предварительная работа:

Для активного участия учащихся в предметной неделе, приуроченной к неделе детской и юношеской книги, детям заранее дается задание:

Организация игры:

Игра начинается с организационной линейки, на которой команды получают маршрутные листы. После прохождения станции команда проставляет количество полученных баллов на «Экране участия». Руководитель станции также отмечает самого активного участника на своей станции, 2-3 человека /эти данные заносятся в маршрутный лист\. Время пребывания на каждой станции ограничено, команды передвигаются по звуковому сигналу.

Экран участия в игре по станциям

«Путешествие по сказкам братьев Гримм»

Станция «Волшебный сундучок»\самый активный игрок 2-3 чел.\

Станция «Умники и умницы» »\самый активный игрок 2-3 чел.\

Станция «Музыкальная \самый активный игрок 2-3 чел.\

Станция «Театральная»\самый активный игрок 2-3 чел.\

Количество творчески работ

На линейке дети получают задание на предметную неделю:

Объявляется конкурс иллюстраций к сказкам братьев Гримм.

Требования к работе:

Формат А – 3

Оригинальность работы

Непосредственное участие ребенка

1. Станция «Волшебный сундучок» Слайд 1

На этой станции команде предлагаются разные предметы, принадлежащие героям сказок

Правильные ответы оцениваются в два балла:

Назвать героя, которому принадлежит предмет – 1 балл;

Назвать сказку – 1 балл.

Слайд 2 (капуста и брюква) капуста – заяц

Брюква – еж

Сказка «Заяц и еж»

Слайд 3 (веретено – трудолюбивая девушка)

«Госпожа Метелица»

Слайд 4 горшок – королевна

«Король Дроздобород»

Слайд 5 копье – храбрецы

«Семеро храбрецов»

Слайд 6 лютня – осел

литавры – собака

«Бременские музыканты»

Количество полученных баллов заносится в маршрутный лист.

Дополнительные вопросы: (по 1 баллу)

1. В какой сказке петушок приветствовал главную героиню запевом: «Ку-ка-ре-ку, девушка пришла! // Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».)

2. В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Краснокожий, на рака похожий»? («Король Дроздобород».)

3. Персонажи, какой сказки, имея одно оружие на всех, тем не менее, испугались шмеля, стукнулись лбом о грабли и приняли зайца за невиданное чудовище? (Семь храбрецов из одноименной сказки.)

4.Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а занимались очень мирными делами

(Осёл, кот, пёс и петух из сказки «Бременские музыканты».)

Дополнительные баллы также заносятся в маршрутный лист.

2. Станция «Угадайка» слайд 1

(каждый слайд оценивается 1-3 балла)

Слайд 2

Герои какой сказки изображены на рисунке ? («Заяц и еж) шторка

Прочитайте пословицу. (Хорошо смеется тот, кто смеется последний.)

Подходит ли эта пословица к сказке? Почему? (Заяц смеялся над короткими ногами ежа, а еж его перехитрил.)

Слайд 3

Герои какого произведения пришли к вам в гости? (Бременские музыканты»)

Какого героя не хватает на рисунке? (Петуха ) звук

Подходит ли к этой сказке пословица «У страха глаза велики»? (Да, потому что разбойникам почудилось то, чего не было.)

Слайд 4

Из какого произведения эти герои? («Семеро храбрецов»)

-« А чтобы люди не стали над ними насмехаться, они дали друг другу клятву до тех пор молчать об этом происшествии, пока кто-нибудь не проговориться случайно».

Какую тайну собирались хранить храбрецы? (Шли они как-то лугом. Вдруг поблизости за кустом пролетел с жужжаньем шершень. Шульц до того напугался, что чуть не выронил копье. Пролетел тут мимо семерых храбрецов шмель. Пролетел он и зажужжал: “Ж-ж-ж!”Храбрый Шульц очень испугался. Чуть копье не выронил.

- Ох! - говорит он товарищам. - Слышите, слышите? В барабаны бьют! А Якли говорит:

- Ах-ах! Порохом пахнет. Сейчас из пушки стрелять будут.

Тогда Шульц совсем испугался, бросил копье и побежал. Побежал и нечаянно наступил на зубья граблей, которые лежали на траве. Грабли подскочили и стукнули его по лбу.- Ай, ай! - закричал храбрый Шульц. - Сдаюсь, берите меня в плен!

А Якли, Марли, Ергли, Михель, Ганс и Вейтли бросили копье и закричали:

- Если ты сдаешься, так и мы сдаемся! Берите всех в плен!

Кричали, кричали, а потом видят - некому их в плен брать: одни они на лугу.

- Вот что, - говорит Шульц. - Не надо об этом случае рассказывать. А то над нами смеяться будут

Так они и порешили молчать до тех пор, пока кто-нибудь из них случайно не проболтается.

Слайд 5

Героиня какой сказки изображена на картинке? («Госпожа Метелица»)

Какая это девушка, ленивая или трудолюбивая?

Почему вы так решили?

Как называется сказка русского писателя, написанная по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»? (В.И.Одоевский «Мороз Иванович»)

Как называется русская народная сказка с одноименным содержанием?

(«Морозко»)

Слайд 6

Герои какого произведения изображены на рисунке? («Король Дроздобород»)

За кого решил выдать свою дочь король? (за первого встречного нищего )

Почему королевна не могла выбрать себе жениха?

3. Станция «Умники и умницы»

Участники игры должны ответить на вопросы по содержанию сказок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. В какое время года встретились ёж и заяц? (летом)

2. Кто из героев сказки был важным, гордым, невоспитанным грубияном? (заяц)

3. Почему ёж обиделся на зайца? (Заяц высокомерно смеялся над короткими ногами ежа.)

4. На что спорили ёж и заяц? (Кто быстрее бегает .)

5. Героиня этой сказки отвергла всех женихов, насмехаясь над ними, давая им обидные прозвища. (Королевна "Король Дроздобород ").

6. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали их из леса (Осёл, пёс, кот, петух "Бременские музыканты").

7. Зачем семеро братьев пошли по белу свету? (приключений поискать, побродить, большими подвигами прославиться)

8. Какое оружие они взяли с собой? (копье)

9.Чем закончилось их путешествие? (они все утонули)

10. В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? («Госпожа Метелица».)

11.Почему осел, кот, собака и петух оказались на улице? (Хозяева хотели избавиться от них, так как они были старые)

12.Куда они направились и кем хотели стать? (в город Бремен, чтобы стать музыкантами)

13.Как звери испугали разбойников? (Осел поднялся на задние ноги, передними в окошко уперся, собака залезла к нему на спину, кот запрыгнул на собаку, а петух сел коту на голову, И начали они все вместе горло драть: осел закричал, кот замяукал, собака загавкала, петух закукарекал, Да не удержались и завалились через окно прям в комнату, где сидели разбойники.)

14.В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».)

15.Какие испытания выпали на долю королевне? (плести корзинки, прясти пряжу, продавать глиняную посуду)

16.Для чего король Дроздобород испытывал королевну? (Смирить гордость королевны и наказать ее высокомерие)

17.Как одна из сестёр оказалась у госпожи Метелицы? (хотела достать веретено, которое упало в колодец)

18.Какую работу выполняла девушка? (каждый день взбивала перину )

19.Какую награду она получила? (госпожа осыпала ее золотом)

20.Получила ли награду её сестрица? Почему? (нет, так кА она была ленивая

4. Станция «Знатоки»

Класс делится на 4 мини-команды, каждая из которых садится за отдельный стол. Задача мини-команды расставить пункты плана в нужном порядке, т.е. восстановить последовательность событий в произведении. Работа оценивается по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. Максимум 4 балла.

А. Сказка «Семеро храбрецов»

Начало путешествия.

Страшный шмель.

Свирепый заяц.

Путешествие продолжается.

Переправа через болото.

Б. Сказка « Бременские музыканты»

Встреча осла, собаки, кота и петуха.

Поиски ночлега.

Разбойники испугались и убежали из дома.

Звери устроились на ночлег.

Разбойники больше не вернутся.

В. Сказка «Госпожа Метелица»

Две дочери.

Веретено упало в колодец.

Дорога к дому старухи.

Благодарность за верную службу.

Домой вернулась грязнуля.

Г. Сказка «Король Дроздобород»

Королевне не нравятся женихи.

Королевна обвенчана с нищим.

Нелегкая жизнь.

Работа судомойкой.

Свадьба с королем Дроздобородом.

Дополнительные вопросы, если останется время: (за каждый правильный ответ 1 балл).

- Узнай сказку .

«Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая - уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».)

«Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». («Бременские музыканты».)

«Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород

«Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а занимались очень мирными делами

(Осёл, кот, пёс и петух из сказки «Бременские музыканты».)

«Однажды я сидела на рынке и торговала глиняными чашками и плошками. Вдруг какой-то пьяный гусар промчался на коне прямо по горшкам и все растоптал.

(Сказка «Король Дроздобород».)

Итог игры: подсчитывается общее количество баллов, полученное командами во время игры. Выявляются команды победители.

Маршрутный лист 2-А класса

Название станции

Количество баллов

Угадайка

Волшебный сундучок

Умники и умницы

Маршрутный лист 2-Б класса

Название станции

Количество баллов

Волшебный сундучок

Умники и умницы

Угадайка

Маршрутный лист 2 – В класса

Название станции

Количество баллов

Умники и умницы

Угадайка

Волшебный сундучок

Маршрутный лист 2 – Г класса

Название станции

Количество баллов

Угадайка

Волшебный сундучок

Умники и умницы

Не удивительно, что сказки Братьев Гримм так популярны, ведь каждая из них - удивительная история о любви и дружбе, обязательно с хорошим концом. Они написаны авторами, которые и сами верили во все возвышенное, прекрасное и вечное: истинную дружбу, вечную любовь. И именно об этом братья рассказывают в своих сказках.

Своим положительным персонажам Гримм вручили огромную силу. Каждый, и Белоснежка, и Рапунцель, и Золушка, и даже все 12 дочерей короля в истоптанных башмаках невероятно красивы и внешне и внутренне. Это – настоящие принцессы, которые для девочек станут образцом для подражания.

Выберите сказку Братьев Гримм для чтения

Есть в сказках Гримм и для мальчиков много интересного. В каждой истории храбрые герои сражаются за справедливость. И как бы коварны не были злые мачехи и могущественные колдуньи, герои всегда выходят победителями.

Братья Гримм всегда борются с корыстью, трусостью и глупостью. Такие рассказы особенно актуальны для детей, что постарше, в тот период, когда формируются главные ценнности жизни. Эти сказки показывают, как хорошо быть честным, уважать других и быть щедрыми с настоящими друзьями.

Все эти истории взяты братьями из фольклора своего народа. Гримм тщательно искали самые мудрые и занимательные рассказы. А теперь все эти сказки вы можете бесплатно читать онлайн на нашем сайте.

Волшебный мир сказок.
Литературная викторина с ответами по сказкам братьев Гримм для младших школьников


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино, Курская область
Описание: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: расширение и закрепление представлений детей о литературных сказках братьев Гримм.
Задачи:
1.Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.
2.Вызвать интерес к сказкам и желание их читать и перечитывать.
3.Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции.
4.Выявить лучших знатоков сказок братьев Гримм.

Предварительная подготовка: вывешивание в классном уголке списка сказок братьев Гримм, которые дети могут прочитать к викторине.
Это сказки:
«Бременские музыканты»
«Госпожа Метелица»
«Семеро храбрецов»
«Храбрый портной»
«Заяц и еж»
«Молодой великан»
«Три змеиных листочка»
«Золотой гусь»
«Три перышка»
«Король-лягушонок»
«Дружба кошки и мышки»
«Гензель и Гретель»
«Соломинка, уголёк и боб»
«Мальчик с пальчик»
«Волшебный горшочек»
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
«Бременские музыканты»
«Спящая красавица»
«Рапунцель»
«Вор и его учитель»
«Стоптанные туфельки»
«Шесть лебедей»

Вопросы даны с избытком, использование их всех на одном классном часе необязательно.

Вступительное слово о братьях Гримм.
Чтец
Как много сказок на земле -
Различных, непохожих!
Как много разных королей -
Они несхожи тоже.
Вот этот-трус, а тот - балда,
А этот спит на троне;
Один король - король всегда,
Другой - когда в короне.
У короля полно земли
И больше станет завтра...
Да только в сказках короли
Приятней, чем взаправду!

Чтец
Два господина в сюртуках,

При шляпах и жилетах...
Не часто встретишь в деревнях
Таких вот разодетых.
Какой их путь сюда привел -
И, видно, некороткий, -
На площади германских сел,
На ярмарки и сходки?
И что за толк для них в пути
Средь люда забубенного?
Хотят имение найти
За неименьем оного?
Или отрыть решили клад,
Зарытый под горою?
Так что же нет у них лопат
И заступов с собою?
В начале XIX века в маленьких городах и селах Германии можно было встретить двух молодых людей, которые расспрашивали о чем-то местных жителей. Что же они искали? Клад, который хотели отыскать эти два господина, роясь в древних манускриптах, расспрашивая людей во всех уголках страны, таился не в земле. Имя этому кладу - народные сказки. Сказки с феями и великанами, остроумными простаками, принцами и принцессами и, конечно же, с королями.
Вот как сам Якоб говорил о своём занятии :«Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней»
Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей.За 10 лет братья Гримм собрали больше двухсот сказок.
И в 1812 году решили их напечатать. Эти книжки назывались «Детские и семейные сказки». Король Дроздовик, король с Золотой горы, король из сказки «Белая змея», король из сказки «Удачная торговля» - вот их сколько, поселившихся в сказках, собранных немецкими учеными братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом.


Якоб и Вильгельм Гримм родились в Берлине, в семье чиновника. Получили юридическое образование в Марбурге, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
24 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня рождения Вильгельма Гримма, младшего из братьев – сказочников.
Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века и сразу же их полюбили. Книжки издавались огромными тиражами, позднее по ним снимались фильмы, мультфильмы, ставились спектакли.
Братья Гримм написали немало научных трудов, но прославили ученых именно три сборника бережно собранных немецких народных сказок. И хотя Вильгельм и Якоб сами сказок не сочиняли, а только обрабатывали записанное, в знак особой благодарности народные сказки, сохраненные ими, стали повсюду называть «Сказками братьев Гримм».
ЧТЕЦ
Друзья, сейчас поговорим
О добрых сказках братьев Гримм.
Не думали ли вы вначале:
Все братья Гримм насочиняли?
На самом деле сказки эти
Давным-давно живут на свете.
А братья славно потрудились,
Чтоб сказки нами не забылись.
Сегодня и представить трудно
Наш мир без этих сказок чудных.

ВИКТОРИНА


1. В каком веке родились братья? (В XVIII веке)
2. В какой стране жили братья?(В Германии)
3. Как звали братьев?(Вильгельм и Якоб)
4. Назовите сказки братьев Гримм (Ответы детей)
5. 0 чем поспорили заяц и еж в сказке «Заяц и еж»? (Кто кого обгонит.)


6. Чему учит сказка «Заяц и еж»? (Не хвастай своими достоинствами, не высмеивай недостатки других, иначе найдется тот, кто посмеется над тобой.)
7. За что старый седой человечек из сказки «Золотой гусь» наградил парня золотым гусем?
(За его доброе сердце и щедрость.)


8. Какие слова вышил на своем поясе портной Ганс из сказки «Храбрый портной»?
(«Когда злой бываю, семерых убиваю».)


9. Какие слова нужно было произнести, чтобы волшебный горшочек перестал варить кашу?
(«Раз, два, три, Больше не вари!»)


10. Кто из бременских музыкантов играл на скрипке?(Кот)



11. В сказке «Гензель и Гретель» дети подошли к избушке, которая была сделана из хлеба, а крыша из пряников. Из чего были сделаны окошки в этом домике? (Из сахара)



12. Какой ниткой портной зашил боб (сказка «Соломинка, уголь и боб»)? (Черной)



13. Кто заколдовал прекрасного принца в сказке «Краснозорька и Белоснежка»?(Маленький карлик)


14. Какой предмет уронила королевская дочка в колодец в сказке «Король-лягушонок» или «Железный Генрих»? (Золотой мяч)


15. За кого король выдал замуж свою высокомерную дочь в сказке «Король Дроздобород»?
(За бродячего музыканта)


16. Как отблагодарили сапожник с женой маленьких человечков(сказка «Маленькие человечки»)? (Сшили для них одежду и сделали башмачки)


17. Как звали дочку короля, которая была «Бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево»? (Белоснежка)


18. С помощью какого предмета король находил дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (сказка «Шесть лебедей») (Волшебный клубок ниток)


19. Что спрятали в церкви (кирхе) под алтарем кошка и мышка? (сказка «Дружба мышки и кошки») (Горшочек с жиром)


20. К кому попала падчерица, спустившись в колодец за веретеном? (К Госпоже Метелице)

Подведение итогов викторины.

Выявление знатоков сказок братьев Гримм.
-Чему учат нас сказки братьев Гримм?
(Быть добрыми, помогать друг другу, не лениться, никого не обманывать, любить людей.)
Чтец
Бывает трудно жить,
Приходит грозный час,
Но сказка - это нить,
Связующая нас.
Не в каждой сказке толк
Найдешь на первый взгляд.
Но в каждой сказке волк
Слабей, чем семь козлят.
Пойдем своей тропой,
А после поглядим:
Эрнст Август - кто такой?
А это? Братья Гримм!
Кто дружит с детворой
Всех стран и всех земель -
Курфюрст Вильгельм Второй?
Нет! Якоб и Вильгельм!
Исчез король давно,
Как мимолетный дым,
А ты откроешь том
И встретишь братьев Гримм.

В мире не так много памятников, которые поставлены не писателям, а их литературным героям.
Есть такой памятник и у героев братьев Гримм.
В Бремене стоит бронзовый памятник «Бременские музыканты».
На постаменте стоит осёл, на спине которого - собака, на её спине – кот, а на самом верху – петух.