Народы африки химба. Самый пикантный конкурс красоты в Африке, от которого появляются дети. Джоэль Кеймб. Конго


Парень на 20 минут ушел из жизни.

Всего 20 минут он был на небесах. Что происходило с ним все это время? Как же он смог вернуться к жизни? Эта история может показаться невероятной, но жизнь дала этому 17-летнему подростку второй шанс. На самом деле достоверно сказать, что происходит с человеком, когда он умирает, не возьмется никто.

Но люди, которые пережили клиническую смерть, рассказывают приблизительно одно и то же. Так, они утверждают, что видели яркий свет в конце длинного темного тоннеля, а при этом они летели, чувствуя покой и умиротворенность. А сейчас вы можете узнать эту удивительную историю воскрешения обычного подростка по имени Зак.

Врачи могут вдаваться в детали, говоря о том, что происходит с организмом, когда человек умирает. Но никто не может точно сказать, что происходит с человеческой душой, когда перестает биться сердце. Специалисты все время пытаются уйти от этого вопроса, потому что, действительно, очень сложно дать разумный ответ.

Но снова и снова происходят случаи, когда люди начинают рассказывать об этом. Многие из тех, кто был в предсмертном состоянии, утверждают, что они видели какой-то свет в конце тоннеля. Они также отмечают чувство мира и покоя, когда свет становится ближе.

Хотим представить Вам еще одну историю такого человека, который долгое время находился на волосок от смерти.
Зак Клемент - подросток, ожидающий своего 17-летия, которое должно было исполниться 5-ого мая.
Зак - обычный подросток из Браунвуда (Техас), игрок местной футбольной команды, которому очень нравятся видеоигры. Академия «Виктория» проводила в тот день свою обычную футбольную тренировку.

Все шло абсолютно нормально, пока один из игроков команды не повалил Зака на землю. Гари Бей, который был в тот день добровольцем скорой помощи, оказался, к счастью, недалеко от инцидента.

Экипаж скорой помощи и тренер команды поспешили отвести Зака в реанимацию. По их словам, «это был самый тяжелый случай в их практике».

Зак был доставлен в Центральную детскую больницу в Форт Ворсе, Техас. Родители Зака - Тереза и Билли Клемент - находились в больнице, когда получили зловещую информацию. «Уже 20 минут, как Зак мертв. Причина - необратимое повреждение головного мозга». Но случилось чудо: сердце подростка вдруг начало биться.

Подросток был введен в искусственную кому. Температура его тела была понижена, чтобы мозг смог справиться с сердечной травмой. Через день после трагедии Зак очнулся в своей больничной палате. Даже врачи были потрясены: они думали, что подросток, как это бывает при таких тяжелых травмах, уже никогда не очнется. Его сердце перестало биться из-за проблем с ритмом, воспалением и аномальной коронарной артерии.
Врачи признались, что у них никогда не было такого тяжелого случая. После того, как пульс пациента пропал, им оставалось надеяться только на чудо. Через три дня после происшествия, Зак рассказал своим родителям о том, что он видел, когда был без сознания. Парень рассказал, что видел мужчину с густой бородой, голубыми глазами и с длинными волосами. Подросток говорит, что Иисус был окружен ангелами.

Зак также отметил, что мужчина не назвал своего имени. Но он уверен, что это был Иисус. «Он положил свою руку на мое плечо и сказал, что все будет в порядке. Мне показалось, что он смотрит сквозь меня». Его мать говорит, что, по его словам, он видел ангелов и Иисуса.
Много незнакомых людей поверило этой семье. Но нашлись и те, кто отнесся с недоверием. Некоторые критики отмечали даже, что родители, возможно, дали сыну таблетку, которая могла остановить его сердце. «Люди могут спорить с наукой и логикой, но с человеческим опытом не поспоришь» - утверждает отец мальчика.

Зак вернулся в школу, но врачи запретили ему заниматься спортом и любой активной физической деятельностью. На нем установлен специальный дефибриллятор, который измеряет состояние его сердца. Врачи отмечают, что риск остановки сердца все еще сохраняется.


УЖАСНАЯ ТРАГЕДИЯ!
Мужчина в соседнем доме через окно увидел худое, бледное лицо. Трудно поверить в то, что полиция нашла внутри...
Американский полицейский Марк Холст наверное не забудет тот звонок, поступивший 13 июля 2005 года. Звонивший сообщил о мистической, бледной маленькой девочке, выглядывающей на улицу из окна соседнего заброшенного дома.

Странно было то, что в доме уже давно никто не жил. И видеть внутри живого ребенка казалось сумасшествием.
Офицеры немедленно начали расследование.
Марк Холст выбил дверь после того, как, постучав, не дождался ответа. Увиденное повергло бывалого сотрудника полиции в полный шок: крысы лакомились мусором на полу, комнаты кишели тараканами, пауками, а старая мебель и ванная, казалось, были покрыты вековыми слоями грязи.

Самое странное и очень даже страшное, что среди всего этого ада спал ребенок! Бледная 6-летняя девочка в рваной рубашке и грязном памперсе сидела на полу, и казалось, что не замечала вокруг голодных крыс.
"Когда я зашел, она открыла глаза. Затем она открыла рот - видимо попыталась закричать - и отползла, как краб, в угол. Обняв руками колени, она вдруг начала издавать очень странные звуки", - рассказывает полицейский.
Малышку звали Даниэль. Офицеры немедленно доставили девочку в госпиталь. В свои 6 лет Даниэль не могла ни ходить, ни говорить - по уровню развития она больше напоминала 6-месячного малыша. Надо ли говорить, что материнской любви эта несчастная девочка никогда не знала.
А еще удалось выяснить, кто является мамой Даниэль. Женщину предварительно заключили в тюрьму на 26 часов, арестовали имущество и лишили родительских прав.

Даниэль невероятно повезло - спустя некоторое время ее удочерили Диана и Берни Лироус, всегда мечтавшие о маленькой девочке. Малышка, никогда не знавшая родительской любви, невероятно быстро прижилась в новой семье, подружилась со своими сводными братьями. Просто очень удачно принялась и вошла в семью.
Несмотря на радости новой жизни, Даниэль все еще приходится справляться со своими старыми психологическими ранами.
"7-8 раз в день у нее случаются приступы паники, - говорит Берни. - Она все время ест, пока ее не вырвет".

И это стало причиной замка на холодильнике - иначе Даниэль немедленно все опустошит.
Сейчас малышке, которую когда-то нашли в заброшенном доме, уже 15 лет. Она ходит в спецшколу, находится в очень близких отношениях со своим новым отцом. Но до сих пор, видя женщин, чем-то похожих на ее биологическую мать, Даниэль бросается в панический страх. "Она будто 2-летний ребенок в теле 15-летней девушки", - говорит Берни.
Приемные родители Даниэль верят, что однажды она сможет начать полноценную жизнь, выйти замуж и родить детей. Однако до сих пор каждый шаг в сторону взросления этой необычной девушке дается с большим трудом. "Она как американские горки. Никогда не знаешь, куда ее понесет", - рассказывают супруги Лироус.
Терпением и любовью приемных родителей Даниэль нельзя не восхищаться! Остается лишь надеяться, что их забота однажды сможет помочь этой бедной девушке начать новую жизнь.

В студии татуировки и пирсинг в Лас-Вегасе она "страдала от" несколько часов, чтобы побить предыдущий мировой рекорд 3,100 проколов в один день.
Мастер пирсинга прокалывал девушку только с одно стороны потому что в какой-то момент она упала в обморок. Сразу после установления рекорда пирсинг-мастер отказался продолжать.

Обручальное кольцо - это кольцо из драгоценного металла, которое носят в некоторых странах на безымянном пальце левой руки (в Великобритании, США, Бразилии). В большинстве других стран мира это кольцо носят на безымянном пальце правой руки.

Обручальное кольцо символизирует брачные узы: супруги носят его как знак обязательства хранить верность друг другу. Этот европейский обычай распространился далеко за пределы Европы.
Согласно обычаям, обручальное кольцо является последним из ряда подарков, в который может также входить кольцо для помолвки. В последнее время, не без участия ювелиров появилась новая традиция дарить кольцо-обещание, когда ухаживание принимает серьезный характер, кольцо-вечность, символизируещее возрождение или бессмертие продолжающегося брака (иногда это кольцо дарят после рождения первого ребенка), а также кольцо-трилогию, представляющее из себя три кольца, на каждом из которых сверкает круглый бриллиант, что символизирует прошлое, настоящее и будущее брака.

По европейским традициям на внутренней стороне кольца гравируют имя сурпуга и дату свадьбы, что усиливает символичность и сентиментальные чувства, связанные с кольцами, которые затем передают по наследству.

В среде православных и католиков обмен кольцами является не частью церемонии венчания, а в большей мере обрядом обручения. Здесь всегда используют два кольца. Обычно кольцо жениха, сделанное из золота, и кольцо невесты, сделанное из серебра, священник освящает святой водой. Он благославляет жениха кольцом невесты и надевает его ему на безымянный палец правой руки, затем благословляет невесту кольцом жениха и также надевает ей кольцо.

Затем свиященник или свидетель со стороны жениха троекратно обменивает кольца жениха и невесты. В то время как сейчас церемония помолвки часто происходит прямо накануне свадьбы (или венчания, если называть ее более правильно), подлинный акт бракосочетания представляет из себя не обмен кольцами между женихом и невестой, а заключается в том, что над их головами держат короны, и они три раза отпивают из венчальной чаши.

Традиции обряда бракосочетания.
В Британии свидетель со стороны жениха хранит у себя кольца жениха и невесты и предъявляет их во время традиционной церемонии бракосочетания. На свадьбах с более тщательно разработанной церемонией «держатель колец» (обычно мальчик-родственник жениха или невесты) торжественно вносит кольца, лежащие на специальной подушечке.

В давние времена обручальные кольца служили не только знаком любви, но были также связаны с актом дарения «серьезных сумм денег». В молитвеннике Эдварда VI находим: после слов «этим кольцом я обручаюсь с тобой» идут следующие: «это золото и серебро я даю тебе», и при этом жених должен был подать невесте кожаный кошелек с золотыми и серебряными монетами.

Не только в Англии, но и во многих других европейских странах обручальное кольцо было в большей степени связано с актом обмена ценностями в момент бракосочетания, что служило символом вечной любви и зависимости друг от друга. Иногда обмен кольцами осуществлялся при особых условиях, как, например, в Германии: «Я даю тебе это кольцо как знак брачных уз между нами, при условии, что твой отец отдает мне вместе с тобой 1000 райхсталеров».

Невеста может надеть кольцо для помолвки на безымянный палец левой руки, и жених надевает ей обручальное кольцо на этот же палец. Или невеста может надеть кольцо для помолвки на безымянный палец правой руки. После свадьбы невеста может так и носить оба кольца на разных руках, тем самым оберегая их от царапин. Другой вариант – кольцо для помолвки хранится у свидетельницы невесты в специальном мешочке, на тарелочке и т.д. После церемонии кольцо можно надеть опять либо на правую, либо на левую руку.

Послесвадебные обычаи.
В некоторых западных культурах (США, Великобритании, Италии, Франции, Швеции) обручальные кольца носят на левой руке. Традиция носить кольцо на безымянном пальце относится к очень давним временам, когда считалось, что через этот палец левой руки проходит «вена любви» (vena amoris), и супружеская пара, надевая кольца именно на безымянный палец, символически заявляла о вечной любви друг к другу. В настоящее время этот обычай стал традицией и нормой этикета в этих странах.

В других странах, таких как Греция, Германия, Россия, Испания, Индия, Колумбия, Венесуэла и Чили, обручальное кольцо носят на правой руке. Православные христиане и восточные европейцы тоже носят обручальное кольцо на правой руке. Иудеи носят на левой руке, несмотря на то, что во время церемонии бракосочетания кольцо надевают на правую руку. В Голландии католики носят кольцо на левой руке, все остальные – на правой; в Австрии католики носят кольцо на правой руке. В Бельгии выбор руки зависит от региона. Греки, многие из которых являются православными, носят обручальное кольцо на правой руке в соответствии с греческой традицией. Причина этого кроется в обычае римлян носить обручальное кольцо на правой руке, т.к. на латыни слово «левый» будет «sinister», что в английском языке означает «дурной, зловещий». На латыни «правый» будет «dexter», от которого в английском языке произошло слово «dexterity», что значит «проворство, ловкость, умелость». Следовательно, левая рука ассоциируется с негативными чувствами, а правая – с позитивными.

Традиции, связанные с траурной церемонией.

Хотя по закону и по нормам, принятым во многих религиях, брак заканчивается со смертью одного из супругов, обычаи и символизм ношения обручальных колец в этом случае очень сильно разнятся: вдовец или вдова продолжают носить свое обручальное кольцо, но на другой руке; некоторые снимают свое обручальное кольцо и надевают и носят кольцо умершего супруга.

Во многих культурах длительность ношения и обычай как носить кольцо зависит не от принятых в обществе норм, а от семейных традиций и от выбора самого супруга. Иногда вдова или вдовец добавляют к своему кольцу кольцо умершего супруга и носят два кольца на одном пальце.

Современные традиции.
В Великобритании и США среди людей старшего поколения было распространено мнение, что обручальные кольца в основном должны носить женщины. В настоящее время часто оба супруга носят кольца, но время от времени могут снимать их по причинам, связанным с характером работы, с комфортом или безопасностью. Некоторым людям не нравится идея использования драгоценных металлов или они не хотят заявлять о своем юридическом статусе посредством украшений. Есть люди, которые предпочитают носить обручальное кольцо на цепочке на шее.

Традиция использования двух колец, т.е. для обоих супругов, является относительно молодой. Происхождение ее неясно, и она никогда не была широко распространена. В конце 19 века американская ювелирная промышленность начала маркетинговую кампанию, целью которой было стимулирование использования двух колец. Широкого распространения эта традиция тогда не получила, хотя в книге по этикету, напечатанной в 1937 г., рекомендуется носить кольца обоим супругам. Уроки 1920х гг., изменившаяся экономическая ситуация и влияние Второй мировой войны привели к тому, что была проведена вторая, более успешная маркетинговая кампания, и в результате, к концу 1940х гг. традицию «двух колец» использовали уже 80% вступающих в брак по сравнению с 15% до периода Великой Депрессии.

Интерпретаций способов ношения колец очень много. Так, утверждается, что женщина должна носить обручальное кольцо ниже кольца для помолвки, тем самым располагая его ближе к сердцу. По другим правилам, обручальное кольцо должно располагаться выше кольца для помолвки для того, чтобы в браке сохранялась атмосфера помолвки. Некоторые люди считают, что следует носить только обручальное кольцо. В США можно увидеть в магазинах набор из трех колец: мужское обручальное кольцо, женское кольцо для помолвки и тонкое кольцо, которое прикрепляется к кольцу для помолвки перед свадьбой и превращает его в постоянное обручальное кольцо.

Материалы для изготовления колец.
Во многих религиях разрешается во время брачной церемонии использовать в качестве символа брачного обета кольца из любого материала, а в необычных обстоятельствах – использовать даже необычные заменители колец.

В основном ювелиры для изготовливают обручальные кольца из драгоценного желтого сплава золота, меди, олова и висмута. Используется также платина и белые сплавы золота, хотя, используемые ранее светло-желтые сплавы белого золота, теперь все чаще заменяют более дешевыми сплавами никеля и золота, покрытые тонким слоем родия, котрый нужно повторно наносить через несколько лет.
В недавнее время в качестве материала для обручальных колец очень популярен стал титан из-за его долговечности, доступности и серого цвета, ассоциируемого с материалом для оружия. Также стали использовать карбид вольфрама часто с золотыми или платиновыми инкрустациями.
Самым дешевым материалом для обручальных колец является никелированное серебро – для тех, кто предпочитает этот металл другим за его внешний вид или стоимость. Все чаще пары покупают кольца из нержавеющей стали, такой же долговечной, как платина и титан, а полировка ее – более высококачественная, чем у последнего.
Серебро, медь, латунь и другие более дешевые металлы используются не часто, т.к. они подвержены со временем коррозии и тем самым не могут символизировать постоянство. Алюминий или ядовитые металлы не используются никогда.

Вопреки популярной легенде, титановые кольца можно легко снять при помощи специального ювелирного инструмента и клещей для открывания колец.

Стили и модные тенденции.

Иудейское обручальное кольцо 14 века.

Гладкое золотое кольцо – это самый популярный образец. Люди, связанные с медициной, часто носят такие кольца, т.к. их легко мыть. Женщины обычно носят узкие кольца, мужчины – более широкие.

Во Франции и франко-говорящих странах наиболее распространено кольцо, состоящее из трех колец, переплетенных между собой. Они символизируют христианские добродетели: веру, надежду, любовь, где «любовь» приравнивается к особому типу прекрасной возвышенной любви, обозначаемому древне-греческим словом «agape». Однако, такие кольца используют все реже, т.к. они спадают друг на друга.

Женщины в Греции, Италии и Анатолийских культурах иногда получают в подарок и носят так называемые кольца-головоломки (puzzle rings) – набор из металлических колец со взаимным сцеплением, которые необходимо соединить так, чтобы получилось одно кольцо. Мужчины дарят такие кольца в качестве остроумной проверки своих женщин на моногамность: даже если женщина уже легко справляется с головоломкой, она все равно не может быстро снять и заменить кольцо.

В северной Америке и некоторых европейских странах многие замужние женщины носят два кольца на одном пальце: кольцо для помолвки и обручальное кольцо. Пары часто покупают набор из двух колец – для жениха и для невесты – где дизайн колец дополняет друг друга. Кроме того, некоторые женщины, состоящие в браке много лет, носят три кольца на пальце (от ладони к кончику пальца): обручальное кольцо, кольцо для помолвки и кольцо - символ вечности. Такая комбинация из трех колец особенно распространена в Великобритании.

В США все большей популярностью пользуется традиция делать гравировку на кольцах.

В США, Канаде и других англо-говорящих странах среди людей ирландского и шотданского происхождения стал популярен кельтский стиль. Кольца этого стиля отличает наличие гравировки или чеканки Кельтского узла на кольце, символизирующего единство и непрерывность. Иногда используется дизайн Claddagh, символизирующий верность.

Шестой день нашего путешествия "От пустынь Намибии до водопада Виктория" мы начали на Атлантическом побережье Намибии, где увидели фламинго и выброшенные штормами на берег корабли. А потом, свернув направо, направились вглубь Африки и там познакомились

К 17:00, преодолев последние за этот день 80 км, приехали в лодж Khorixas, расположившийся на окраине одноименного городка. В лодже было десятка два вот таких уютных домика с кондиционером и со всеми удобствами внутри, а такжеи барбекю сбоку от него.


Коттеджные домики в Кхорихас лодже

1


Ужин со свечами наши командиры Руан и Траст приготовили в виде барбекю, ингредиенты которого были закуплены в супермаркете городка Кхорихас.


В лодже был также и ресторан, в котором мы позавтракали. А рядом с ним находился неплохой бассейн, в котором так никто и не искупался — не хватило времени…



Для путешественников, которые хотели располагаться бюджетно, неподалеку была площадка, на которой они могли ставить и свои автомобили, взятые напрокат, и свои палатки. На каждом таком участке был и очаг для костерка и барбекю. Все африканские сафари-джипы обычно оборудованы специальными приспособлениями, которые позволяют устанавливать палатку прямо на крыше машины. Здесь это обязательная норма безопасности от диких животных при ночевке в саванне!


7-й день. Народность Химба. Вечернее сафари в НП Этоша (376 км)

Выехав в 8 утра из лоджа Khorixas, через сотню километров по хорошей асфальтированной дороге № С35 подъехали к супермаркету в городке Каманьяб. Там заправились бензином и продуктами для ланча и ужина. А еще прикупили сувениры для детей племени Химба — всякие там ручки, карандаши и тетрадки — к ним мы заедем через часок по пути в Национальный парк Этоша.


Карта пути до деревни химбу

Супермаркеты в намибийских городках выглядели вполне современно и обладали достаточным ассортиментов товаров и продуктов. Конечно, в них не было того изобилия, которое есть в крупных столичных маркетах в виде многих десятков видов сыров, колбас или хамона, но пять-шесть видов каждого из этих продуктов можно было найти.

Алкогольные напитки тоже присутствовали, но в отдельном секторе, который работал только в дневное время. Из таких напитков мы предпочитали южноафриканские вина, которые были в довольно хорошем ассортименте. И лучшим вариантом для нашей походно-автомобильной жизни было приобретение сухих вин, расфасованных в 5-литровых пакетах…


Супермаркет и заправка в городке Каманьяб

1


Наш водитель Траст

Свернув с дороги № С35 на № С40, на 20-м километре съехали направо на песчаную грунтовку и сквозь открытые окна услышали каке-то необычные звуки — как будто кто-то щелкал орехи. Остановившись, увидели, что вся дорога усеяна какими-то крупными насекомыми, смело переползавшими дорогу.

1


Дорога к химбу

3


Проехав еще немного, остановились у небольшого одноэтажного строения, которое служило одновременно и школой, и пропускным пунктом в деревню Химба — Otjikandero Himba Orphanage Village, в которой мы познакомились с живущей в области Кунене в Северной Намибии народностью Xимбa. Их численность невелика и точной цифры никто не знает. Полагают, что она колеблется в пределах 20 -50 тыс. человек.


Здание школы в деревне народности химба


К нам подошел гид — местный парень и сказал, что платить ни за вход в деревню, ни женщинам в ней ничего не надо. Только, если есть что-то для школы — разные там ручки, карандаши или тетрадки, то это можно подарить для ребят. Ну, и покупайте сувениры, сделанные руками химбу!

Выслушав такое напутствие, мы передали ему школьные принадлежности, которые купили для детей, быстро собрали аппаратуру и вышли из сафари-трака навстречу новым впечатлениям. Метров через сто нашему взору открылась просторная территория с парой десятков круглых домиков под тростниковыми крышами.

Такое поселение у химбу называется крааль и там, как правило живет одна семья. Крааль имеет круговую планировку. Он имеет огороженный плетнем большой скотный двор, в котором содержат коров и коз. Вокруг расположены хижины семьи — детей, жен, престарелых родителей.

5


Жилой дом народности химба

Между хижинами росли какие-то деревья с распустившимися красивыми цветами. Как потом оказалось, это были деревья Perpepotemenella (так написал их название наш гид Руан). Их цветы используют в качестве заварки для чая.

2


Чуть в сторонке от домиков была площадка — их центральная площадь, которая использовалась для проведения различных деревенских мероприятий — собраний, рыночной торговли, танцев и др. Вот и сейчас с десяток женщин сидели кружком, оставляя проход в центр этого пространства для туристов и ждали нас.

5


Как у всякого народа, и у химба есть миф о своем происхождении. И оно гласит, что первопредок народа Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. В других легендах Мукуру отождествляется с богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков сверхъестественными способностями.

2

Все женщины были как одна — с интересными прическами на голове в виде косичек волос, густо обмазанных как будто красной глиной, со всякого рода ожерельями на шее и руках и — обнаженные по пояс. Как они делают такие прически (каждый день?!), как спят с ними (сидя?) — загадка…

Сделать такую прическу самой сложно и поэтому они помогают в этом друг другу. Заплетая косы, они покрывают их смесью из охры, жира и пепла. По прическе можно определить и семейное положение женщины. Такой же смесью все химбу покрывают и своё тело с целью защиты кожи от палящего солнца.

1


2


Они были разными по возрасту — от молодых девушек до женщин уже «в годах» …

2


Прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в традиционной культуре для женщин химба. У них нередки и жемчужные ожерелья. А на руках, как правило, они носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

2


3


Все туристы, а вместе с нами прибыл еще автобус с немецкими туристами, разбрелись по деревне в поисках интересных фотокадров. Но, так как мы были первыми, нам удалось еще поснимать местную фактуру без туристов на заднем плане.

6

Если сверху женщина химбу раздета, то в нижней части у нее очень сложная конструкция юбок, в числе которых бывают и кожаные, сделанные из козлиных шкур. Эта часть одежды тоже украшается разного рода «драгоценностями». И порой их столько, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. И все это они делают своими собственными руками.

2


8


Заглянув внутрь дома, я ужаснулся от вида его «интерьера», в котором не было абсолютно никакой мебели. И — даже ящика, на который можно было бы складывать вещи или кухонную посуду. Все лежало или валялось на голой земле. На ней же были и тонкие циновки для сна и процесса продолжения рода…

Работают в краале в основном женщины. Взбивают в сосудах, сделанных из высушенной тыквы масло, обрабатывают шкуры, очищают их скребком от мездры. Ну, и конечно на их плечах и приготовление пищи, и воспитание многочисленных детей. Кроме того они и топливо заготавливают, и порядок поддерживают, и собирательством занимаются. Саванна, несмотря на кажущуюся ее бедность, тоже привносит свой вклад в питание химбу. Там хватает всяких съедобных корешков, плодов и ягод! Так что крааль — это настоящее царство женщин. Они здесь главные.

И при всем этом женщины химбу остаются вот такими красотками!

6


Сразу у выхода находился костровой очаг, на котором в котелке готовилась пища. Тут же крутились под ногами малые дети. Они, в отличие от своих матерей, были одеты в европейскую одежду — шорты и футболки. Также были одеты и их мужчины, которых мы практически и не видели.

Из предметов быта были еще большие 20-литровые пластиковые канистры, с которыми ходили за водой. И это была обязанность тоже женщин. Говорят, ношение груза вырабатывает стройность фигуры. Собственно, женщины химбу и выглядели такими. Сколько раз я предлагал и своей супруге так носить покупки из маркета — не хочет…

1

2

Время прочтения:

В рамках проекта «Рожденные дикими» фотограф Алегра Элли провела четыре года в отдаленных уголках планеты среди племен, сохраняющих традиционный уклад, несмотря на влияние внешнего мира. Эта фотоподборка посвящена женщинам племени химба, проживающего в северной части Намибии. По словам фотографа, роль женщины здесь чрезвычайно высока. В то время как мужчины работают, уходя даже в города, их сестры, жены и матери растят детей и занимаются хозяйством.

Малышка химба играет с одной из своих косичек. По традиции она будет укладывать волосы в две косы так, чтобы те росли на лицо. Когда девочка достигнет половой зрелости, она отбросит свои волосы назад, заплетет их в несколько жгутов и украсит смесью молочного жира и охры

Традиционная прическа девушек племени

Козы играют большую роль в жизни этого народа: обеспечивают его мясом и молоком, а шкуры животных используются для создания одежды и украшений

Отдых около традиционной грязевой лачуги после доения коз и сбора воды

Юбки из шкуры козы здесь очень популярны. Их носят и маленькие девочки, и взрослые женщины

Женщины племени собрались в лачуге для участия в церемонии посвящения девочки в девушку в начале ее менструального цикла. Во время обряда они жгут разные корни и травы, чтобы получить ароматный дым, которым пропитывают свое тело, как мы - духами

Местные женщины регулярно втирают в кожу смесь из молочного жира и охры. Ее используют и для создания прически. В этом засушливом месте, где воды всегда не хватает, женщины редко моют голову, и такая маска служит для защиты кожи головы, не дает распространяться неприятным запахам и улучшает внешний вид

Частью инициации девушек народа химба является кожаная корона, которая устанавливается на голове представительницы прекрасного пола как символ того, что она достигла брачного возраста

Кожаная корона на голове девушки, прошедшей инициацию

Девушка позирует на притоке реки Кунене, которая образует границу между Анголой и Намибией

Браслеты украшают ноги девушек и защищают от укусов ядовитых насекомых. Когда у девушки умирает мать, браслет с левой ноги снимается на целый год в знак траура

Пока мужчины пасут скот или ищут работу в городе, женщины остаются в клане матери. Замужние - живут в клане своего мужа

Женщина народа химба в свадебном головном уборе. По традиции этот народ полигамен, поэтому замужние женщины часто делят кров с другими женами своего мужа и их семьи постоянно увеличиваются

Молодые мамы смотрят через реку Кунене, на их спинах дети в традиционных переносках. Для мальчиков и для девочек переноски разные. Если у женщины есть только мальчики, а она хочет девочку, то она будет носить на себе переноску для девочки. Считается, что так предки услышат желание ее сердца и пошлют ей ребенка желанного пола

Повседневная жизнь в Намибии: женщина химба в супермаркете September 3rd, 2016

Шведский фотограф Бьорн Перссон (Bjorn Persson) во время посещения супермаркета в городе Опуво на севере Намибии запечатлел там женщину из племени Химба, покупающую предметы первой необходимости. По словам автора, химба ведут очень традиционный образ жизни и одеваются одинаково, независимо от того где они находятся - у себя в деревне или в городе.

Химба — кочевой народ, живущий в северной Намибии в области Кунене. Из-за сурового климата пустыни, в которой живут химба, и их изолированности от внешнего мира, племя сумело сохранить свой традиционный образ жизни.

Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди. И мужчины и женщины покрывают своё тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца и насекомых. Довольно часто в эту пасту добавляется ароматическая смола кустарника омузумба. Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь.

Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить её семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны.

Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины. Из современных предметов быта химба используют в основном пластиковые бутылки и целлофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения.

На этих фото запечатлен необычный для химба аксессуар - мобильный телефон, но скорее всего он не работает и используется просто в качестве украшения.

Химба живут в родовом строе, основанном на билатеральном наследовании. Согласно концепции билатерального наследования, каждый член племени принадлежит к двум кланам: по отцовской линии (патриклан) и по материнской линии (матриклан). Возглавляют кланы самые старые мужчины. Сыновья живут в клане своего отца и матери, а дочери, когда выходят замуж, отправляются жить в клан мужа.

Химба занимаются разведением рогатого скота, коз и овец. Женщины являются ответственными за дойку коров. Также женщины заботятся о детях (одна женщина может взять на себя заботу о детях другой). Помимо этого женщины зачастую выполняют более тяжелую работу, чем мужчины: носят воду в деревню и строят дома.

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе ритуалы, связанные со священным огнём. Сама религия Химба является монотеистической, с верховным божеством Мукуру. Также важную роль играют духи предков. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней. Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым, как считают химба, наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли.

Фото: Bjorn Persson/Caters News Agency

На севере страны, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из «постороннего» мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности, женщины химба.

2. На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в «первобытные» одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса. А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им «не удалось пробиться к цивилизации», а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было. Люди химба действительно таковы, какими их может увидеть приезжий. И первая встреча состоялась у нас еще накануне намеченного визита в племенное селение: в крошечном городке Опуво, столице Каоколенда, нам встретилась одна дама, как ни в чем не бывало явившаяся в супермаркет за покупками.

3. Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть — тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город — за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна — разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой — кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, — они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

4. Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства?..

5. Есть только два предмета, которые, как мы заметили, стали для них предметом первой необходимости и широко используются в быту. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода "помпоны", увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.

6. И во-вторых, - разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы и украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных...

7. Вот тут обратите внимание на изящный бантик в волосах, например...

8. У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом... Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

9. Мы зашли в одну хижину, и 15-летняя Мария нам показала, как свежая мазь смешивается из разных ингредиентов, и как ею пользуются девушки химба.

11. Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается. Вот Соня (в шортах и желтой майке) в свои 19 лет уже не первый год живет в городе. Теперь пришла навестить сестер и братьев, и взяла с собой городскую подружку.

12. Кстати, часы у уже знакомой нам Марии на руке - принесены в подарок из города кем-то из таких "отхожих" родственников:

13. Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: . В Намибии СПИДом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься — живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают. А вот тот, кто безраздельно владеет судьбами и жизнями всех женщин и мужчин рода: глава и отец огромного семейства, населяющего всю эту деревню. Он же, при необходимости, пообщается с духами предков, предскажет погоду, излечит больного, накажет виновного, защитит обиженного. И волосы в прическах женщин — его. Нам показалось — душевный, веселый мужик.

14. Наш провожатый - как раз его племянник: несколько лет назад ушел жить в город, переоделся в рубашку и брюки, теперь зарабатывает гидом, привозя к родственникам гостей. А вот это, сообщил он нам по секрету, - "фёрст леди", старшая жена "большого босса":

15. Ну вот, теперь, когда со всеми познакомились, - финальная часть визита. Чтобы никого не обидеть, обязательно нужно купить что-нибудь из здешних поделок:

16. Впрочем, нам тоже есть что предложить в ответ. Вот состоявшийся контакт цивилизаций: Мотя моментально нашел общий язык со сверстниками. Стороны быстро перешли к обмену опытом и ценными навыками. Оказалось, например, что младших химба очень увлекают Мотины умения устраивать "театр теней" с разными зверями и птицами, складывая пальцы так и этак...

17. Правда, отличить мальчиков от девочек оказалось не так просто. Вот эту десятилетнюю красавицу Мотя, например, сразу выделил из компании и до последнего считал приятелем...

18. В общем, гостеприимством тоже злоупотреблять нехорошо. В благодарность за радушный прием оставляем заранее припасенные подарки. Все ту же муку, растительное масло, и т.д. Ну а подарки детям — большой мешок печенья. Старейшине отдельный дар: большую буханку заранее нарезанного белого хлеба.

19. А без финального фото на память - тоже, конечно, нельзя.