С какими проблемами, симптомами работает детский психолог? Психологические проблемы у детей: мифы и реальность Какие проблемы решает детский психолог

Психологи не работают с теми проблемами, которые являются психологическими заболеваниями (неврозами и психозами). Это уже сфера деятельности психиатров и врачей-психотерапевтов.

Вы смело можете обратиться к психологу, если у вас нет следующих симптомов :

  • галлюцинации, необычные восприятия
  • расстройства сна, аппетита
  • гиперчувствительность, ставшая хронической
  • неконтролируемая агрессивность
  • хроническая депрессия, которая длится полгода и более
  • уход в себя (когда затруднено нормальное общение с другими людьми и работа, социальные контакты)
  • глобальные изменения внешнего и внутреннего мира, очевидные вам и окружающим вас людям (например, резкая потеря веса, небрежное отношение к самому себе, резкий спад активности и др.)
  • мании и навязчивые мысли или действия

Список может быть продолжен, однако эти признаки болезни являются основными. В большинстве случае помощь психолога – как раз то, что нужно человеку для решения его проблем. Также не следует переживать относительно того, что психолог отправит вас на лечение в психиатрическую больницу или поставит какой-нибудь диагноз – это делать он не имеет права .

Самые частые темы проблем: с чем работают психологи?

Согласно данным статистики, наиболее частые темы проблем, с которыми обращаются к психологу-консультанту на прием, это:

  • неуверенность в себе и проблемы самооценки
  • проблемы во взаимоотношениях с близкими
  • страхи и тревога
  • трудности в принятии решения
  • любовная зависимость
  • нежелательные эмоциональные состояния (чувство вины, грусть или депрессия, обида, гнев, раздражение и др.)
  • проблемы в общении с важными людьми
  • стресс и проблемы на работе
  • семейные конфликты
  • сексуальные проблемы
  • одиночество и поиск партнера
  • неприятное поведение близких
  • и др.

Темы проблем по группам

А с чем еще обращаются к психологу? Перечень, как вы уже догадались, может быть бесконечным. Но в целом, можно разделить все темы проблем, с которыми работает психолог, на следующие подгруппы:

  1. Работа с нежелательными состояниями
  2. Работа с взаимоотношениями и общением
  3. Достижение значимых целей и состояний
  4. Разрешение конкретной возникшей у человека неприятной ситуации
  5. Формирование необходимых навыков (например, защита от манипуляций, избавление от привычек и др.)

Как узнать, работает ли психолог с моей проблемой?

Обратите внимание на то, что обычно можно перейти на личную страницу понравившегося вам специалиста, где указано, с какими проблемами работает психолог, с чем можно к нему обратиться. Это делается почти всегда, потому что у каждого психолога есть специализация , которая и определяется этими темами.

Наилучшую помощь вам окажет тот психолог, у которого большой опыт работы именно с вашей темой! Поэтому, если вы не обнаружили у конкретного психолога своей темы, но хотите быть уверенным в том, что специалист работает с ней, то можно сделать, как минимум, две вещи:

  • Позвонить по телефону психологического центра (или написать по email) и узнать, работает ли понравившийся специалист с такой-то проблемой
  • Выбрать в пункт «К лучшему по моей теме» (в нашем центре таким образом организовано максимально возможное качество психологической помощи, поскольку клиенту под его запрос подбирают самого опытного в этой сфере психолога).

И помните: вероятность того, что мы сможем помочь в вашей конкретной ситуации, равна 90% , т.к. в нашем центре есть специализации, охватывающие большинство сфер практической психологии.

Поговорим о том, как работает детский психолог, как правильно выбрать специалиста для своего отпрыска. Какие вопросы задавать и как подготовиться к первой сессии. Каждый ребёнок уникален. Наблюдать за тем, как он растёт и развивается, учится ходить, говорить, устанавливает социальные контакты — занятие по истине увлекательное. Процесс обучения и созревания сложный и захватывающий одновременно.

Развитие человеческого разума в детстве и подростковом возрасте имеет свои особенности. Исследования и применение теории на практике в этой сфере и являются полем деятельности профессионала. Иногда дети, как и взрослые, могут нуждаться в терапии. Развитие навыков решения проблем, управления стрессом и негативными эмоциями — это далеко не полный перечень того, чему может научить психотерапевт. Помощь из-за трудностей в школе, страха перед серьёзным событием (например, экзаменом), издевательствами или давлением со стороны сверстников. Квалифицированная поддержка в преодолении стрессовой ситуации или травмирующего опыта (болезнь, смерть близкого, развод родителей и т.д.). Борьба с психологическим или психическим расстройством. Причины обращения к специалисту могут быть разными.

Стресс, проблемы в школе или с друзьями, серьёзные жизненные перемены? Вы обеспокоены его характером или поведением? Он беспокойный или раздражительный? Стоит ли идти к профессионалу? Для многих мам и пап обращение к консультанту перспектива довольно пугающая. И напрасно, своевременная помощь это в первую очередь проявление отцовской заботы, которая поможет снизить дискомфорт, улучшить отношения и стабилизирует эмоциональное состояние.

Как найти хорошего детского психолога и какие вопросы задавать?

Чтобы помочь вам с поиском, вот несколько вопросов, которые нужно задать специалисту.

  • Как вы обычно работаете с подобными проблемами?

Важно сосредоточиться на том, чтобы помочь маленьким клиентам стать экспертами в области преодоления своих сложностей и научить их стратегиям борьбы с ними. Например, обучение лучше общаться, думать о ситуациях с другой точки зрения, обращаться к другим в естественном выражении, а не просто управлять разочарованием и укреплять уверенность в том, что они могут справляться с ситуациями, вызывающими беспокойство…

  • Как участвуют родители в терапии?

Психолог — профессионал в психологии в целом, а вы, в частности, знаете вс` о вашем ребёнке и своей семье. Залог успешной работы — объединить эти знания и разработать пути для того, чтобы помочь конкретному малышу в данный момент. Чем младше клиент, тем активнее должны быть вовлечены мать и отец в терапевтический процесс. Для очень маленьких детишек, их папа с мамой — самые главные психотерапевты, именно они проводят с ним больше всего времени, именно вы будете помогать ему в реализации любых стратегий. Но даже со взрослыми детьми и подростками вклад семьи очень важен. Иногда на сессиях присутствуют все члены.

Психотерапия не должна быть таинственной, и вы имеете право знать, как происходит работа. С другой стороны, дети также нуждаются в конфиденциальности, чтобы доверять эксперту, поэтому то, что пациент сообщает на приёме, не разглашается. Если есть что-то важное, что вы должны знать, специалист должен поощрять вашего отпрыска открыться вам или попросить у него разрешение рассказать. О серьёзной угрозе безопасности пациента консультант обязательно должен сообщить вам.

  • Как мы начнём?

Есть смысл провести первую встречу без присутствия ребёнка. Это даст возможность специалисту задать необходимые вопросы, чтобы познакомиться с вашей семьёй, понять историю проблемы, узнать о сильных сторонах клиента. Легче получить всю эту информацию наедине. Во-вторых, эта сессия поможет понять? насколько вам подойдёт терапевт.

Исследования показывают, что одно из самых важных условий эффективности психотерапии — это то, насколько клиент чувствует себя связанным с психологом. Подумайте, похож ли консультант на кого-то, с кем представляете своего сына или дочь.

  • Я думаю, что мой ребёнок будет нервничать из-за встречи. Как поговорить с ним?

Волноваться и испытывать чувство беспокойства перед сессией вполне нормально для детей. Профессионал знает, как помочь чувствовать себя комфортно и понятно.

Если вашему чаду нравится школьный советник, скажите, что это подобный специалист. Маленьким объясните что: "Это прекрасный человек, который помогает детям чувствовать себя счастливее и лучше ладить с семьёй и друзьями. Там также есть много игрушек".

Со взрослыми детьми подумайте о том, чего хочет он или она, какую проблему решить? Какие области его или её жизни хотел бы улучшить? Проговаривание целей поможет быть более восприимчивым к терапии. (Однако эти цели не обязательно совпадают с вашими.)

Вы также можете сказать: "Просто попробуй несколько сеансов и посмотришь". Старшим и подросткам будет полезно услышать, что всё, что они говорят терапевту, является конфиденциальным и не будет передано никому другому, в том числе родителям или другим врачам, без их разрешения — исключение — мысли о самоубийстве или нанесения вреда другим.

  • Как скоро следует ожидать улучшения?

Это трудно предсказать, потому что люди меняются с разной скоростью. В целом, проблемы, которые являются более серьёзными, длятся в течение долгого времени или затрагивают многие области жизни, требуют больше времени для корректировки. Понадобится время, чтобы установить необходимый уровень доверия и безопасности.

Кривая результата не всегда идёт по-прямой. Возможно улучшение, а потом спад на какое-то время. Всё может начинаться медленно, а потом шагнуть далеко вперёд. В среднем терапия длится 10-12 недель. Иногда проблема решается быстрее.

  • Подготовка к первому визиту

Важно подготовить маленького клиента к сессии. Предоставить такую информацию до приёма, которая поможет установить тон, не дать малышу почувствовать себя изолированным или брошенным и обеспечить уверенность в том, что семья будет работать над проблемой вместе с ним.

Предоставление дополнительной поддержки

Пока ваш отпрыск справляется с эмоциональными трудностями, будьте рядом, чтобы выслушать, проявить заботу и предложить поддержку без суждения. Терпение очень важно, так как многие маленькие дети не могут вербализовать свои страхи и эмоции.

Выделите время, чтобы обсудить заботы вашего чада. Чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы, выключите телевизор и не отвечайте на телефонные звонки. Это позволит сыну или дочке узнать, что он или она является вашим первоочередным приоритетом.

  • Говорите открыто и часто.
  • Покажите любовь и привязанность.
  • Подайте пример, заботясь о своих физических и эмоциональных потребностях.
  • Заручитесь поддержкой ближайших родственников, друзей и учителей.
  • Улучшите общение дома, проводите семейные встречи, играйте, готовьте вместе.
  • Независимо от того, насколько это сложно, установите ограничения на ненадлежащее или проблемное поведение. Попросите терапевта о некоторых стратегиях поощрения сотрудничества.
  • Поддерживайте контакт с психологом.
  • Будьте открыты для всех типов отзывов от вашего ребёнка и от терапевта.
  • Уважайте отношения между вашим дитём и терапевтом. Если вы чувствуете угрозу от этого, обсудите это с консультантом (не смущайтесь).
  • Наслаждайтесь любимыми занятиями или хобби вместе.

Выявив сложности и обратившись за помощью на раннем этапе, вы можете помочь своему малышу и всей вашей семье — преодолеть трудные времена и вернуть счастье и благополучие.

Для начала давайте определимся, в какой момент стоит обратиться к детскому психологу. Критерий один, очень важный и в то же время простой: когда Вы видите, что у Вашего ребенка проблемы, и понимаете, что сами помочь ему не можете.

С чем обратиться к детскому психологу?

Чаще всего к психологам обращаются со следующими проблемами:

  • «Плохая» компания, в которую попал ребёнок
  • Компьютерная или другая зависимость
  • Адаптация к детскому садику или школе
  • «Плохое» поведение, капризы
  • Неуверенность в себе, низкая самооценка
  • Потеря контакта с родителями
  • Ухудшение взаимоотношений с родителями

Что он делает?

Собирает информацию . Чтобы лучше понять причины проблемы, психолог на первой встрече просит родителей подробно описать проблемы, возникшие у ребенка, узнает, как проходила беременность, роды, раннее развитие ребенка. Возьмите с собой рисунки Вашего ребенка, это очень важный материал для психолога.

Проводит диагностику. Как это делает психолог? В игровой форме. Психолог может предложить нарисовать ребенку рисунок с помощью карандашей или красок на заданную или произвольную тему и описать их, свободно походить в игровом уголке и выбрать то, что ему самому нравиться, разыграть сказку по ролям и т.п. Вариантов достаточно много. Все зависит от возраста ребенка, его проблемы и стратегии самого психолога.

Работает с ребенком. На самом деле работа начинается еще на этапе диагностики, так как многие диагностические методики хороший специалист может использовать одновременно и как терапевтические.

Что касается собственно работы с ребенком, то специалист может использовать такие методы, как:

  • сказкотерапия
  • песочная терапия
  • арт-терапия
  • поведенческая игровая терапия
  • беседа

Иногда занятия проходят совместно с родителями, иногда – отдельно, это зависит от конкретной ситуации, возраста ребенка и цели посещений. Например, если целью является налаживание отношений с ребенком, то, конечно, большая часть занятий будет проводиться совместно. Если же проблема в подростковых сложностях, то вероятно, что ребенок не захочет, чтобы родители присутствовали на консультации.

Чем поможет?

Основное, что делает детский психолог - это создает в процессе общения комфортную обстановку, в которой ребёнок может свободно выражать свои чувства, эмоции и желания. У ребенка появляется возможность в безопасном пространстве проиграть тревожные ситуации, выразить любые чувства, даже негативные, и тем самым ребенок может:

  • глубже понять свои желания
  • справиться с негативными эмоциями
  • избавиться от страхов и тревог
  • восстановить хорошие отношения с родителями
  • обрести уверенность в себе
  • отработать эффективные варианты поведения (например, как начать общение, как вести себя в конфликных ситуациях и тд)

Родителям детский психолог объясняет причины проблемы и возможные варианты их решения, а так же рекомендует, как вести себя, чтобы подобные проблемы не вернулись снова.

Детская психология таит в себе массу секретов, разобраться в которых обычному человеку не всегда под силу. Несмотря на всю сложность вопросов, детская психология на сегодняшний день является областью, достаточно изученной специалистами. Обратившись к детскому психологу, воспользовавшись его рекомендациями, вы сможете наладить отношения со своими детьми.

В каких случаях необходим детский психолог

К детскому психологу чаще всего обращаются родители детей, у которых наблюдается:

  • агрессивность к окружающим, конфликты с ними, драчливость, желание причинить физическую боль другому человеку (например, укусить);
  • капризы, отсутствие послушания и контакта с родителями;
  • тревожное состояние и необоснованные страхи;
  • психосоматические нарушения (энурез, тики, заикание, головные боли, рвота на нервной почве и т.п.);
  • нежелание учиться, отсутствие интереса к познанию нового;
  • застенчивость, робость и отсутствие контакта со сверстниками;
  • истеричность и чрезмерная плаксивость;
  • навязчивые действия (грызет ногти, сосет пальцы, накручивает волосы, теребит нос и т.д.).

Высокопрофессиональный детский психолог может потребоваться и для решения многих других вопросов, касающихся воспитания малыша, подготовки его к детскому саду, к школе, к переезду на другое место жительства, к рождению братика или сестрички, а также, если вашей семье предстоит пережить развод или повторное вступление в брак.

Как подготовиться ко встрече с детским психологом

Прежде чем отправиться на встречу с детским психологом, необходимо составить список волнующих вас вопросов. Это поможет специалисту точнее диагностировать вашего ребенка, выявить проблему и определить способ лечения. Вспомните, как часто возникает та или иная проблема, как она проявляется и в течение какого времени? Что вы предпринимали, чтобы ее решить? Зависит ли она от окружающей обстановки, ситуации и присутствия определенного круга людей? Обращались ли вы к профильным специалистам ранее, что они говорили и что назначали? Лучше всего, если на прием к психологу вы придете с медицинской карточкой ребенка.

Перед визитом сообщите малышу, что ему предстоит встреча с психологом, что там с ним будут разговаривать и играть. Не стоит придумывать нелепых историй. Ребенок не должен бояться и напрягаться, так как в таком состоянии общение и работа с ним будут затруднены.

На консультации у детского психолога желательно присутствие всех членов семьи, то есть обоих родителей. Если воспитанием ребенка занимаются бабушки и няня, пригласите и их. Если в вашей семье есть и другие дети, и они имеют отношение к проблеме, их также следует взять с собой.

В каком возрасте и с какими проблемами сталкиваются дети?

Если речь идет о младших детях до 7 лет, то чаще всего это проблемы неврологического характера, которые влияют на поведение ребенка. Он может быть раздражительным, агрессивным, непослушным, устраивать истерики. Также к распространенным проблемам этого возраста относятся резкая смена настроения, нарушение сна, задержка речевого развития или полный отказ от общения с другими. Если речь идет о младших и средних школьниках, то обращаются по поводу неуспеваемости в школе или из-за изменившегося поведения детей, потому что это этап активного взросления, входа в социум. В последнее время чаще обращаются старшие школьники с родителями на предмет употребления психоактивных веществ, и, в соответствии с этим, меняющимся не в очень хорошую форму поведением. Так называемые девиантные подростки, с которыми проводится психокоррекционная работа.

Неуспеваемость в школе - это тоже психологическая проблема?

Причины неуспеваемости в школе могут быть абсолютно разными, и некоторым даже в голову не приходит, что, например, особенности развития в неврологическом отношении их ребенка, особенности взросления могут отразиться на его успеваемости в школе, начиная с младших классов и выше. Как только появятся нагрузки, определенная ответственность за обучение, маленький человек начинает испытывать стресс. Он может не справиться с этой ответственностью, а родители скажут, что ребенок плохой, спишут проблемы в учебе на невнимательность, либо лень. Это не совсем так, могут быть объективные причины органического характера, связанные с развитием головного мозга или наличием проблем по неврологии.

На что родители должны обратить внимание?

Прежде всего родители, так как у них нет специальных знаний относительно психической сферы своего ребенка, должны обратить внимание на поведение, эмоции и физиологию. То есть поведение - это такой красный маячок, свидетельствующий о том, что что-то в жизни ребенка изменилось.

Могут ли родители сами справиться с проблемой, не обращаясь к психотерапевту?

Если это вопросы, которые касаются быта, каких-то внешних ситуаций, влияющих на ребенка, или проходящие проблемы, то есть неделю ребенок покапризничал, неделю появились особенности поведения, а потом все прошло, то можно не обращаться к врачу. Но если ребенок демонстрирует линию поведения, которая уже достаточно затянулась, то родители однозначно должны идти к специалисту, чем раньше это случится, тем легче помочь ребенку. Зачастую обращение в раннем детском возрасте связано не только с психологическими проблемами ребенка, но и с некоторыми проблемами его психосоматики, в том числе с неврозом или состоянием, которое ребенок приобрел в раннем, совсем раннем детстве, возможно даже в перинатальном периоде. Это все надо учитывать.

Если на проблемы не обращать внимания, что произойдет с ребенком?

Симптомы никуда не уйдут, они будут усиливаться с течением времени, будут еще больше видоизменяться, и не обратить на это внимание уже будет невозможно. К сожалению, очень часто так и происходит - родители думают, что все случайно, само по себе «рассосется» и пройдет. Приводят на консультацию 13-летнего ребенка с долго развивающимся измененным психологическим состоянием. Родители такое поведение заметили давно, но считали, что все само по себе должно пройти, потому что ребенок взрослеет, умнеет. Это неправильный подход к решению проблемы - мы всего лишь получим укоренившееся, достаточно стойкое состояние, которое нужно пролечивать и в психологическом плане, и, возможно, также в физиологическом.

Какие методы используются при работе с детьми?

Со средними и старшими подростками в основном беседа и психологические тесты. С маленькими детьми недостаточно установить стойкий вербальный контакт, поэтому чаще всего для маленьких детей используются проективные методы: рисунок, лепка, в эпизодах - беседа. При работе с младшими школьниками эффективны специальные тесты. Есть целая батарея тестов, которые определяют особенности поведения, мышления, помогают проверить все особенности центральной нервной системы, чтобы понять, что происходит с ребенком.

Проводятся профилактические консультации для детей, хотя это достаточно трудоемкий процесс, как для ребенка, так и для специалиста. Обычно такое исследование необходимо, если есть специальные показания или направление от лечащего врача-невролога. Психотерапевт помогает определить основные психические функции, протестировать мышление, память, внимание.

Хороший результат дает групповая терапия, много детских состояний, психосоматических и психоэмоциональных, корригируются групповой терапией. Чаще всего групповая терапия используется в работе со старшими подростками, у которых проблемы с нарушением коммуникаций в социуме, или с младшими школьниками, столкнувшимися с неуспеваемостью в школе. Группа более эффективна, потому что есть взаимодействие между членами группы одного возраста. Это всегда легче воспринимается ребенком, чем когда он один на один находится с доктором.

Сколько в среднем требуется посещений?

Смотря для какого ребенка и с чем он придет к психотерапевту. Если говорить в среднем, то я думаю до 10 сеансов нужно позаниматься. Процесс общения с детьми специфический и трудоемкий, невозможно долгое время посвятить такому взаимодействию, ребенок быстро устает. Обычно один сеанс длится 45 минут или 1 час, если ребенок может выдержать такой режим. Причем, одновременно даются рекомендации родителям, чтобы они имели представление, как двигаться вперед и как помогать своему ребенку выздоравливать. На консультации ребенок проводит час, а с родителями все оставшееся время дома, соответственно родители должны знать, что им делать и как правильно поступать со своими детьми.

Могут ли родители пойти на консультацию без ребенка?

Очень часто случается, когда родитель приходит без ребенка и считает, что привлекать детей к этому процессу не следует, а проблему можно решить самому родителю. Однако проблемы взрослеющих детей не могут быть решены только для взрослеющего ребенка или только для его родителя. Это процесс взаимный, то есть меняться должны все, потому что если речь идет о каких-то нарушенных семейных взаимоотношениях, или непослушании ребенка в семье, или о ребенке, который вдруг стал плохо учиться, грубить и хамить, то однозначно должна происходить работа с семьей. То есть тут невозможно сказать, что ребенок у Вас поступает так то, а Вы сидите и молчите, не принимайте в этом участие. Только с совместным участием детей и родителей можно что-то изменить в поведении ребенка.

Проблемы детских неврозов надо решать как можно быстрее, до тех пор пока не возникли устойчивые болезненные привычки и болезненно-закрепившаяся форма поведения. В случае, если Вы заметили, что Ваш ребенок стал более нервным, тревожным и напряженным, у него появилась неуспеваемость в школе, изменился рисунок поведения, нарушились режимы сна и питания, то незамедлительно обращайтесь к детскому психотерапевту. Вы можете обратиться к специалистам нашей клиники, у нас проводится психокоррекционная работа с детьми. Мы поможем решить проблемы Вашего ребенка.