Знакомим детей с правилами дорожного движения. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Основные направления работы с детьми

Елена жмыхова
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Ведь проблема обеспечения безопасного поведения человека на дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и возросла с увеличением числа автомобилей. Высокая скорость движения , плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро увеличивается, и будет расти дальше. Пропаганда безопасности дорожного движения - это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения , разъяснению законодательства, правовых норм , регламентирующих поведение участников дорожного движения , осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.

Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является : обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Михайловича Сеченова, А. А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Блез Паскаля, 3игмунд Фрейда, П. Маслоу и др.

Вопросами обучения детей дошкольного возраста безопасности поведению на дорогах , в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как одно из направлений нравственного воспитания, это мы видим в исследованиях Рины Борисовны Стеркиной, Оксаны Алексеевны Скорлуповой, Татьяны Андреевны Шорыгиной и др.

Так как участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах , начиная с дошкольного возраста . Ведь дошкольники часто не видят опасности на дороге , на транспортном средстве, не понимают шалостей и своего неосторожного поведения на дороге . Ребенок дошкольного возраста должен находиться на улице только в сопровождении взрослых, так как он не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Основная цель воспитания по формированию культуры поведения на дороге заключается в том , чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.

В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором является ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению

Под ознакомлением безопасному поведению на дорогах понимается педагогический процесс, направленный на обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах ; формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных мест и умение обходить их; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры.

Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий, таких как : учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста ; использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно - ролевые; целевые прогулки и экскурсии, оформление уголков безопасности, осуществление сотрудничества с семьей дошкольников .

Дети и молодежь требуют к себе особого внимания, поскольку эти уязвимые участники дорожного движения еще не обладают необходимыми навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде , созданной для взрослых людей. Неспособность защитить детей и молодежь на дороге - это нарушение их фундаментального права на безопасность , на полноценную, здоровую и плодотворную жизнь, записанного в Конвенции ООН о правах ребенка

В процессе воспитания детей педагогам необходимо учитывать следующие требования :

В детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения , но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;

Воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге , наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге , слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д.);

Образовательную деятельность проводить не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила , обращают внимание детей на ту или иную сторону правил ;

Проводить досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассниками школ (бывшими выпускникам детского сада,

Развивать такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;

Использовать все доступные формы работы с детьми : (рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

В каждой группе детского сада оформляются уголки по ПДД : состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков) ;

Рекомендуется использовать настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

В каждой группе детского сада создавать ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге , где : педагоги могут создавать возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, могут прочитать детям художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т . д. ;

Оформлять информационные стенды для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах »

На территории детского сада создать уголки безопасности.

Педагогическая статья из опыта работы по изучении правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста

Обучение детей правилам дорожного движения

Данная статья будет интересна воспитателям, родителям. в ней раскрывается опыт работы воспитателя по изучению ПДД в подготовительной группе детского сада.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом же деле очень трудно. Если мы, взрослые, каждый день на глазах детей нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, родители, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь взрослые своим примером должны научить и уберечь.
Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы наши дети владели навыками безопасного поведения на дороге, то не надо сводить процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге" . Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше использовать движение в детский сад и обратно для обработки навыков поведения на дороге. Трудности заключаются в том, что в последнее время большую часть детей возят на машинах. Дорога в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но, прежде всего формировать у детей навыки безопасного поведения на улице.

К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах где-то лет с пяти - шести, с приближением времени, когда ребёнок пойдёт в первый класс. Так думать опасно! Ведь у ребёнка целая гамма привычек (не заметно для него и для нас) возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части улицы. Именно поэтому время движения с ребёнком по улице, начиная буквально с 1,5 - 2 лет, надо использовать для тренировки у него комплекса "транспортных" привычек.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии от 50 см до 1 метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта, представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть, переходить дорогу надо спокойным, размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы , здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе нужно объяснить ребёнку, что красный и жёлтый сигналы светофора -запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и убедиться, что все машины остановились и опасности нет.
Работу, о которой выше сказано, конечно нужно проводить совместно с родителями. Поэтому вначале я проводила анкетирование родителей на тему: "Взрослые и дети на улицах города". Из результатов анкетирования выяснила, что многие дети не умеют правильно переходить улицу, не знают сигналов светофора, не правильно ведут себя на улице, на остановках и в общественном транспорте, не знакомы с правилами безопасного поведения, очень мало знаков дорожного движения знают.
Поэтому перед собой поставила задачу - пополнить знания детей о дорожном движении, о правилах поведения на улице, чтобы воспитать у детей привычку применять полученные знания в жизни.
Для ее решения вместе с детьми проводили экскурсии, целевые прогулки на проезжую часть, к переходу, к светофору; проводили наблюдения за движением пешеходов. Уточняли, что переходить улицу разрешается только в определённых местах - по пешеходным переходам или на зелёный свет светофора. Так же отмечали, что бывают переходы наземные и подземные. Вспомнили, что на некоторых больших дорогах есть "Островок безопасности", где можно остановиться, осмотреться и переждать движущийся поток машин. Знания, полученные на прогулке закрепляли играми.
Наблюдали за работой сотрудника ГАИ. Перед началом наблюдения предложила детям подумать, кто следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? Ответы были разные: сигналы светофора, полицейские и другие. Рассмотрели, во что одет инспектор ГАИ, какие жесты он выполняет, и что они обозначают.
Во время экскурсии обращали внимание на поведение пешеходов: никто не бежит, не перегоняют друг друга, все идут спокойно. Встречные потоки пешеходов не сталкиваются, потому что каждый идёт по тротуару, придерживаясь правой стороны. На остановке люди ведут себя спокойно, ждут своего автобуса. По пути обращали внимание на дорожные знаки, что они обозначают.
Также с детьми проводили беседы, загадывали загадки, учили и читали стихи о светофоре, о полицейских - регулировщиках С.Михалкова "Если свет зажёгся красный", "Моя улица", рассматривали плакаты, картинки по правилам дорожного движения, решали проблемные ситуации, учили песни про улицу, про светофор, чтобы закрепить знания по правилам безопасности на улице. В центре безопасности разместили плакат, картинки и иллюстрации по правилам дорожного движения, макеты дорог с перекрёстками, макеты домов, различные машины. Дети в свободное время с удовольствием играли.
В речевом центре поместили книги по правилам дорожного движения, картинки с различными видами транспорта; вместе рассматривали их и обсуждали. Так же познакомились с книгами Сергея Михалкова "Дядя Стёпа - милиционер", "Бездельник светофор" и другими.
Знания, полученные детьми от чтения художественной литературы, от просмотров фильмов, находили отражение в детских рисунках. Все рисунки были представлены на стенде творчества.
По безопасности дорожного движения с детьми была подготовлена и проведена викторина: "Шагай осторожно!" , где дети показали хорошие знания.
Так же проводились консультации с родителями на темы: "Безопасность на дороге", "Бег через дорогу - враг особенно зимой". Познакомили и разместили в родительский уголок "Памятку по обучению детей правилам дорожного движения".
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что дети лучше стали ориентироваться на улице, знают основные знаки дорожного движения, умеют правильно себя вести на улице. Полученные знания помогут будущим школьникам быть более дисциплинированными и самостоятельными.

Знакомим детей с правилами дорожного движения

Уважаемые мамы и папы!

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Наш разговор посвящен очень важной теме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они еще не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а

Завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром.

Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах, в транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одной

беседы с детьми. Детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое

Применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи.

Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей!

Уважаемые родители!

Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

Памятка для родителей

закрывающих обзор проезжей части.

  • Переходите проезжую часть

Не наискосок, а прямо, строго

Перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего

Наблюдения за движением транспорта.

  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Папа! Папа! Не забудь,

Меня к креслу пристегнуть!

Как часто приходится наблюдать такую

картину: утром мамы и папы завозят

Своих драгоценных детишек в детский

сад. Малыш гордо базируется на переднем сидении автомобиля рядом со счастливым отцом, и никто из них не пристегнут ремнем безопасности! Мамы в этом случае более «ответственны», они не забывают пристегнуть себя ремнем безопасности, а малыша пристроят на заднем сидении. Ребенок предоставлен в дороге самому себе. В лучшем случае рядом сидит взрослый человек.

Родители, жизнь детей вам не дорога? Покупая машину автолюбители все чаще уделяют вопросу безопасности большое внимание: тормозная система, ремни безопасности, воздушные подушки и т.д. При аварийной ситуации у взрослых есть шанс остаться в живых. А дети, при столкновении, летят, как «пробки из бутылки». Помните, что удар длится десятую секунды, перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, руки не смогут развивать усилия в сотки килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед еще и его. И он просто расплющит собой ребенка…

Гарантия безопасности ваших детей только одна – специальное кресло.

Самое безопасное место в машине – за спиной водителя. Специалисты советуют: перевозить маленького пассажира именно там.

Помните, что пункт 22.8 Правил дорожного движения гласит, что запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сидении мотоцикла переднем сидении легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства.

Позаботьтесь о безопасности маленьких пассажиров!

Удачи на дорогах!

Уважаемые родители!

Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что 80% происшествий, произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.

Сделайте все необходимое, чтобы в вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом, на который ребенок опирается всю жизнь.

Своевременное обучение детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывает потребность быть дисциплинированным на улице, осторожным и осмотрительным!

Помните, нарушая Правила дорожного движения, вы как бы наглядно разрешаете нарушать их своим детям.

Находясь с ребенком на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти дорогу, какие на этот

случай есть правила для пешехода и водителей, что обозначают дорожные знаки и для чего они необходимы, укажите на нарушителей, отметив, что люди рискуют попасть под колеса машин.

Учите детей:

  • Переходить дорогу только в установленном месте (на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе, перекрестке).
  • Не спешите при переходе дороги.
  • Переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничего не мешает.
  • Переходить дорогу, убедившись в полной безопасности.
  • Не переходить дорогу перед близко идущим транспортом.

Соблюдайте правила дорожного движения и учите

этому своих детей!

Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».

  • Главная опасность – стоящая машина!

Стоящая машина опасна! Она может закрыть собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает

и только тогда переходить дорогу.

  • Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

  • Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, забора, дома, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно

выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

  • Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

  • И у светофора можно встретить опасность

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, видит и пропустят». Они ошибаются.

  • Пустынную улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить дорогу.

  • Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

  • На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думаю, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги Вы должны крепко держать ребенка за руку.

Помните! Ребенок учится законам улицы беря пример с Вас, родителей, друзей, взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице инее только вашего ребенка, но и других детей. Переходя дорогу: соблюдай Правила дорожного движения.


Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Автор выражает благодарность за участие и помощь в подготовке данного пособия:
Управлению ГИБДД ГУВД по Московской области – начальнику управления, полковнику милиции Сергееву С. А.; старшему инспектору, подполковнику милиции Бордачевой И. Ю. – за подбор директивных документов по правилам дорожного движения;
Уклонской С. А., методисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 21, 25, 45, 47, 73, 37, дошкольного детского дома г. Ногинска Московской области; Толстихиной Л. К., ведущему специалисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 3, 4, 18, 25, 22, 19, 56 г. Подольска Московской области за подбор практических материалов (конспекты занятий, сценарии утренников, рисунки детей, фотографии).

Обеспечение жизни и здоровья детей

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
(М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».
Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».
Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».
Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».
Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.

Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.
Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место, то есть групповой участок, на котором необходимо отвести место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.).
В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.
При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4 сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.
Для развития сюжетно ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» – легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.
Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин.
Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития игр целесообразно иметь в детском саду костюмы накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Постовой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка» .
Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Работа воспитателя

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зеленый свет – путь открыт.
Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!
Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.
Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.
На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:
– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;
– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.
При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора .
Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна .
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.
При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.
Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);
информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).

Дорожные знаки

Предупреждающие знаки
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Железнодорожный переезд без шлагбаума
Скользкая дорога
Пешеходный переход
Дети
Пересечение с пешеходной дорожкой
Дикие животные

Запрещающие знаки
Въезд запрещен
Велосипедное движение запрещено
Пешеходное движение запрещено
Звуковой сигнал запрещен
Стоянка запрещена

Предписывающие знаки
Обязательное направление движения
Круговое движение
Велосипедная дорожка
Пешеходная дорожка

Знаки особых предписаний
Место стоянки Место остановки автобуса и троллейбуса
Место остановки трамвая
Пешеходный переход
Пункт медицинской помощи

Информационные знаки
Место стоянки
Подземный пешеходный переход
Надземный пешеходный переход

Знаки сервиса
Пункт медицинской помощи
Больница
Автозаправочная станция
Пункт технического обслуживания
Мойка
Телефон
Пункт питания
Питьевая вода
Место отдыха
Туалет

Знаки приоритета
Уступите дорогу
Проезд без остановки запрещен
Главная дорога

Опознавательные знаки транспортных средств
Перевозка детей
Учебное средство
Врач

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике.
Заслуживает внимания опыт дошкольных учреждений, где дети подготовительных групп приходят к малышам, проводят с ними игры по правилам дорожного движения. Чаще всего это игры в транспорт, где старшие ребята исполняют роль водителей, а малыши в шапочках разных зверюшек изображают пассажиров; или старшие ребята – «регулировщики», а малыши – «пешеходы», которые учатся узнавать сигналы светофора, ходить по пешеходному переходу – «зебре». Старшие ребята приносят свои поделки в подарок малышам (макеты машин, светофоры, жезлы).

Работа с родителями

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используются:
– информация на стендах для родителей, в папках передвижках; – родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;
– семинары практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
– деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.).
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу.
Интересны и такие формы работы с родителями: – «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
– устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
– совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я – пешеходная семья»);
– выпуск стенгазеты для родителей (один из номеров которой может быть посвящен профилактике дорожно транспортного травматизма) .

Методическая работа в дошкольном учреждении

Особую роль в детском саду играет методический кабинет, который создается для оказания повседневной и целенаправленной методической помощи воспитателям в работе с детьми и родителями, в том числе и по профилактике детского дорожно транспортного травматизма.
В методическом кабинете находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей правилам дорожного движения. Вместе с собственным опытом представлен и опыт работы других детских садов города (района). На все материалы составляются аннотации с краткими рекомендациями по их применению и использованию.
В методическом кабинете должны быть наглядные учебные пособия для разных возрастных групп – демонстрационные картины, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарные и др.); куклы, одетые в форму регулировщиков; необходимые атрибуты для управления движением – жезлы, светофоры и т. п.; методическая художественная литература (библиотечный фонд), литературный материал для чтения и заучивания наизусть; сценарии праздников и развлечений .
Большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и в области профилактики детского дорожно транспортного травматизма.
Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).

Взаимодействие детского сада и ГИБДД

Особую роль в профилактике детского дорожно транспортного травматизма играет совместная работа инспекторов ГИБДД и детских дошкольных учреждений.
Инспекторы часто посещают детские сады, участвуют в создании разметки на участке детского сада, в планировке автоплощадок; проводят беседы с родителями о правилах дорожного движения, выступают на родительских собраниях. Приход инспектора в группы детского сада, его беседа с детьми делают работу по ознакомлению правилами дорожного движения более действенной.
В деятельности инспекторов ГИБДД Московской области имеется интересный опыт работы со школьниками. Например, создаются отряды юных инспекторов – ЮИД (гг. Подольск, Видное, Ногинск, Ступино, Коломна и др.). Привлечение школьников к работе с дошкольниками эффективно сказывается на усвоении правил дорожного движения и их соблюдении. Школьники приходят в группы к детям, организуют игры на участке детского сада; участвуют в праздниках и развлечениях.

Смотры конкурсы «Зеленый огонек»

Эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения является проведение смотра конкурса «Зеленый огонек» среди дошкольных учреждений и школ города или района.
Идея проведения конкурса подчинена следующим задачам:
повышение эффективности работы дошкольных учреждений по воспитанию у детей высокой культуры поведения на дорогах, в общественном транспорте, на улице;
установление взаимосвязи в работе органов образования и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения;
создание в ДОУ необходимой материальной базы для пропаганды правил дорожного движения;
обобщение и распространение передового опыта работы. Для организации и проведения смотра конкурса «Зеленый огонек» при областном Управлении образования был создан оргкомитет, в состав которого вошли представители органов образования, здравоохранения, внутренних дел, активисты общества автомотолюбителей, журналисты, работники кинопроката, радио, телевидения и все заинтересованные лица. В городах и районах области были созданы местные оргкомитеты.
В плане работы областного оргкомитета большое внимание было уделено вопросам повышения квалификации работников дошкольных учреждений (детских садов, дошкольных детских домов), инспекторов ГИБДД, курирующих работу с детскими учреждениями и школами.
В областном дошкольном методическом кабинете в учебные планы повышения квалификации для разных категорий дошкольных работников были включены и вопросы по правилам дорожного движения.
Проводилась работа по подготовке и обучению лекторского актива по ПДД, организовывались зональные семинары практикумы для инспекторов ГИБДД; на занятиях особое внимание слушателей обращалось на специфику работы с детьми дошкольного возраста, нанесение правильной разметки на территории детского учреждения (на бетонно асфальтовом покрытии наносятся соответствующие линии, штрихи – белой краской проводится осевая линия, «зебра»; остановочный пункт транспорта – желтая ломаная линия).
Инспектора ГИБДД участвовали в создании и разметке детской транспортной площадки.
Одной из форм работы областного оргкомитета «Зеленый огонек» являлись выездные заседания в различных городах и районах Подмосковья с целью ознакомления с работой на местах, оказания практической помощи местным оргкомитетам, непосредственного знакомства с работой детских садов, дошкольных детских домов и школ, выявления интересного опыта работы. Хорошо зарекомендовали себя взаимопроверки различных оргкомитетов, которые помогли лучше познакомиться с опытом друг друга, позаимствовать новые, интересные формы работы. Следует отметить активную помощь в организации выездных заседаний со стороны Управления ГИБДД, которое своевременно и систематически предоставляло транспорт: это дало возможность ознакомиться с работой многих дошкольных учреждений по обучению дошкольников ПДД.
Итоги смотра конкурса «Зеленый огонек» подводились в два этапа. На первом этапе проводились конференции в районах и городах области с широким представительством работников дошкольных учреждений и школ, родителей, органов образования, Управления внутренних дел, представителей местной администрации, представителей телевидения, радио, журналистов.