Допустимо ли праздновать Православную Пасху во время Песаха? Обязательно ли освящать куличи

Мария, Тюмень

Какого числа нужно праздновать Пасху в 2017 году?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какого числа православный праздник Пасхи в этом году? Она совпадает с католической и еврейской, и обычно в этом случае переносится на неделю вперед? Может, есть примеры подобного совпадения как в наши, так и в дораскольные времена. Или учения, толкования святых отцов на эту тему. Помогите разобраться.

В 2017 году православные празднуют 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11-17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Так как праздник Пасхи уже близок, то этот вопрос волнует многих. Все хотят знать, как нужно правильно отметить что следует приготовить на , что можно и нельзя делать в этот светлый праздничный день.

Праздник Пасхи 16 апреля 2017 года будут отмечать в каждой семье. Конечно, все празднуют Пасху по-разному. Для одних главное – отправиться на праздничное богослужение в храм, другие устраивают богатые застолья с родными и друзьями. В этой ситуации сложно дать однозначный ответ – что правильно, а что нет.

Что нельзя, а
Существует поверье, что в Пасху нельзя работать . В принципе церковь не накладывает строгого запрета на работу в этот день. Кроме того многие вынуждены в этот день трудиться в силу обстоятельств, не зависящих от них. Например, есть те, кто работает по сменному графику и они должны выйти на работу в любом случае. Поэтому такая работа в Пасху 16 апреля не будет считаться грехом.

В народе также говорят, что нельзя заниматься домашними делами, убирать дом, мыть, стирать, шить . И по этому поводу церковь не дает строгих запретов. Однако служители храмов все же советуют по возможности не заниматься этими делами в праздник Пасхи. Лучше сделать всю работу по хозяйству заранее, до праздника. А если не успели, то отложите ее и выполните после Пасхи. Ведь Пасха 16 апреля 2017 года – это , поэтому лучше в этот день все же отдыхать, общаться с родными, с Богом.

Еще одно из известных многим поверий – это то, что в Пасху не нужно ходить на кладбище. По этому поводу мнение двоякое. Считается, что Пасха 16 апреля 2017 года – это светлый и радостный праздник, в нем не должно быть место для грусти и скорби. В этот день следует радоваться жизни. Но с другой точки зрения, Пасха считается "днем мертвых" , ведь именно в этот день Иисус Христос сошел в ад, возвестив мертвых об их свободе и спасении. Поэтому и не существует однозначного ответа можно или нет посещать кладбище в Пасху.

Однако церковь обращает внимание, что для похода на кладбище и поминания усопших родных есть специальный день – Радоница. Это девятый день после Пасхи.

Что нельзя делать на Пасху 16 апреля 2017 года.
Категорически запрещается в этот день ругаться. Нельзя грустить и унывать. Пасха – это день радости.

Что можно делать на Пасху 16 апреля 2017 года.
В этот день полагается веселиться, радоваться. В Пасху едят куличи и пасхальные яйца, при встрече нужно «христосоваться» и обмениваться пасхальными угощениями.


Остатки еды с пасхального стола выбрасывать нельзя. Скормите их животным или птицам.

Что можно делать на Пасху 16 апреля 2017 года.
Однозначно можно и нужно посетить церковь, накрыть пасхальный стол, поздравить друг друга и простить былые обиды. Провести этот день нужно с легким сердцем и благими мыслями.

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

16 апреля 2017 года

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем . И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, - всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа .

«Христос Воскресе!» - мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова:«Воистину Воскресе!»

«Христос Воскресе!» - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.

Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств , знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом . Праздник этот называется еще , то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень . Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина , опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите посмотрите место, где лежал Господь . А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа . Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь ; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Которому предшествует, каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это , Пасха , и ) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (, , и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

Дата может попадать в период от до по ст. стилю. (В XX-XXI веках это соответствует периоду с по по н. стилю). Если совпадает с праздником (, то дата полнолуния будет в марте;
Если значение Полнолуние (Y )>= 32 , то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

    Формула Гаусса вычисления Пасхи: -остаток от деления;

a = [(19 ·[Y /19 ] + 15 ) / 30 ] (например, = 12, а = [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние (2007 )= 21 марта +3 =24 марта)

b = [(2 ·[Y /4 ] + 4 ·[Y /7 ] + 6 ·a + 6 ) / 7 ] (например, = 3,=5, итак для 2007 года b =1)

Если (a + b) > 10 , то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае - (22 + a + b) марта ст. стиля . Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)