Особенности эмоциональной сферы женщины ранней и зрелой взрослости в браке. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности Эмоциональная сфера замужних женщин

Понятно, что период взрослости слишком широк, чтобы можно было говорить о каких-либо более или менее общих характеристиках эмоциональной сферы. Поэтому ограничим рассмотрение динамики эмоциональных процессов в этот возрастной период отражением в них основных возрастных задач развития.

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, – это достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изоляция же наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим (Крайг, 2003).

Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные (Крайг, 2003).

Стернберг определяет три основные составляющие любви: интимность, страсть и решение/обязательство.

Интимность – чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, супружеские отношения.

Страсть, вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления (Изард, 1999). Любовь – страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Если чувство обоюдное – люди переполнены любовью и испытывают радость, если нет – она опустошает их и приводит в состояние отчаяния. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности.

Решение/обязательство – последняя вершина треугольника любви. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранять эту любовь.



Представляют интерес двойные комбинации трех основных характеристик:

Связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную;

Связь интимности и ответственности в рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность;

Совершенная любовь, при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стернбергом сбалансированным треугольником.

Любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью (Купер, 1998).

Близость может разрушаться негативными чувствами – гневом и раздражением. Страх быть отвергнутыми также препятствует близости, особенно когда он подталкивает к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другим, а не реализация важных внутренних потребностей. Традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами (Крайг, 2003).

Бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь. Известно, что в любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызвал именно любимый человек. Интенсивность чувств и взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных эмоций разного рода.

Ревность – это одна из причин того, что любовь может внезапно обернуться ненавистью, которая бывает подчас столь значительна, что человек стремится любым способом причинить вред объекту любви-ненависти.

Иногда раздражение, ненависть или гнев, вызванные ревностью, не выражаются открыто, а обращаются на самого ревнивца и приводят к самоненавистничеству; ревнивец сам себя изводит. Самоистязание оборачивается пассивностью, беспомощностью, разочарованием и в конце концов приводит к состоянию, не исключающему самоубийства.

Ревность может иметь и другой исход: активность, жажду деятельности. Если беспокойство первоначально обязано своим возникновением возрастающему недоверию, сопровождаемому желанием преследовать неверного возлюбленного, то рано или поздно оно превратится в месть. В данном случае ревность ослепляет человека, как гнев.

Если человек осознает, что все мы испытывали в детстве чувства беспомощности и крайней зависимости, что всех нас однажды бросали ради другого, что подобный опыт является закономерностью человеческого развития, то он обретет силы для того, чтобы смириться с реальностью и не расплачиваться болезнями за неизбежные потери. Осознавая неизбежность болезненного чувства беспомощности, мы получаем шанс мобилизовать и реализовать потенциал психической энергии, которую таят в себе ревность и другие страсти. В результате межличностные отношения только выиграют, станут более интенсивными и плодотворными (Куттер, 1998).

Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. В период ожидания ребенка супруги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки молодых родителей, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка.

Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы.

Несмотря на то что некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери при этом могут демонстрировать различные реакции на появление первого ребенка. И все же появление первого ребенка – это скорее переход семьи в новое состояние, чем ее кризис (Крайг, 2003).

Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее. Это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования эмоциональной взаимной привязанности. Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность. Эмоциональная доступность – это не просто физическое присутствие или физическая близость матери, это ее готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. В некотором смысле чувствительность к потребностям ребенка просто необходима для его здоровья и благополучия.

Другой компонент материнской любви – эмоция интереса. Любящая мать искренне интересуется своим ребенком и всем, что он делает. Матери интересен ее малыш: что бы он ни делал, все возбуждает в ней любопытство и вызывает восхищение. Результатом этого интереса становится игровое взаимодействие между матерью и ребенком (Изард, 1999).

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту. Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни человека, его карьеры или творческих способностей. Однако при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевают заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены. Зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн, 2000).

Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами. Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Брак создает почву для счастья, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, – то, что предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения. Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Тем не менее удачно исполняемая роль подразумевает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни (Майерс, 1996).

Эмоции играют немаловажную роль и в профессиональной деятельности. Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру (Реан, 2003).

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости

Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.

Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального значения у женщин и мужчин в возрасте 40–50 лет. В этом возрасте уровень эмпатии превышает таковой 15–20-летних в два раза. В дальнейшем происходит резкое падение уровня эмпатии как у женщин, так и у мужчин, минимум наблюдается в 60–75 лет. В этой возрастной группе уровень эмпатии даже ниже, чем у 15–20-летних.

Таблица 1.4. Выраженность эмпатии у взрослых мужчин и женщин разного возраста, баллов

У мужчин уровень эмпатии во всех возрастных группах, кроме последней, ниже, чем у женщин (различия достоверные в трех возрастных группах).

Возрастные изменения сентиментальности. Под сентиментальностью понимают излишнюю эмоциональную чувствительность, имеющую оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умиленности. Сентиментальный человек способен легко растрогаться, расчувствоваться, взволноваться, он легко приходит в состояние умиления, т. е. проявляет нежные «чувства» по отношению к объекту, кажущемуся ему трогательным.

Возрастная динамика выраженности сентиментальности у взрослых женщин и мужчин в разных возрастных группах по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной (2007) представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Возрастная динамика изменения сентиментальности

Как следует из представленных на рисунке данных, среднегрупповые значения показателя сентиментальности с возрастом неуклонно возрастают, достигая максимума как у женщин, так и у мужчин в возрасте 50–60 лет. Однако в возрасте 61–75 лет происходит резкое снижение сентиментальности. Между смежными возрастными группами различия достоверные в большинстве случаев (на уровне 0,05–0,001).

Следует отметить, что средние значения показателя сентиментальности у мужчин значительно ниже значений показателя сентиментальности женщин во всех возрастных группах. Выявленные различия статистически достоверны во всех возрастных группах, кроме одной.

Возрастная динамика свойств эмоциональности. К свойствам эмоциональности отнесены эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций. Как видно на рис. 1.10, среднее значение показателя эмоциональной возбудимости у женщин сначала держится на одном уровне в возрастных группах 15–20 и 21–30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. В выборке 51-60-летних женщин наблюдается незначительное повышение уровня эмоциональной возбудимости, однако уже в следующей возрастной выборке, у женщин в возрасте 61–75 лет, происходит резкое снижение данного показателя и он достигает своего минимума.

Рис. 1.10. Выраженность свойств эмоциональности у взрослых разного возраста. Эмоциональная возбудимость (верхний рисунок), интенсивность (средний рисунок) и длительность эмоций (нижний рисунок)

Таким образом, можно говорить о том, что имеется тенденция снижения у лиц женского пола уровня эмоциональной возбудимости от юношеского к пожилому возрасту.

У мужчин, в принципе, наблюдается та же тенденция (хотя плохо выраженная) изменения с возрастом уровня эмоциональной возбудимости, а именно постепенное ее снижение (лишь в выборке мужчин 41–50 лет происходит достаточно значительный скачок вверх данного показателя, а далее вновь наблюдается его снижение). Так же как и в выборках женщин, эмоциональная возбудимость максимальна в возрасте 15–20 лет и минимальна в возрастной группе 61–75 лет.

Следует отметить, что у мужчин уровень эмоциональной возбудимости во всех возрастных группах был значительно ниже, чем у женщин (различия достоверны).

Возрастная динамика выраженности интенсивности эмоций. Максимальная интенсивность эмоций у женщин наблюдается в выборке 15–20 лет; далее происходит постепенное снижение с возрастом выраженности данной характеристики эмоций, хотя в возрасте от 31 года до 60 лет наблюдается стабилизация выраженности этого свойства эмоциональности.

У мужчин заметна та же тенденция, но выражена она менее отчетливо в связи с большим разбросом среднегрупповых значений интенсивности эмоций в разных возрастных группах. Однако, так же как и в выборках женщин, интенсивность эмоций у мужчин менее всего выражена в старших по возрасту выборках, т. е. в возрасте 51–60 и 61–75 лет.

Показатели интенсивности эмоций во всех возрастных группах, кроме группы в 31–40 лет, у мужчин были ниже, чем у женщин. Различия достоверны в четырех возрастных группах из шести.

Возрастная динамика длительности переживаемых эмоций. Данные, полученные в отношении этого свойства эмоциональности, существенным образом отличаются от данных, полученных в отношении эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, а именно наблюдается не снижение показателей, а, наоборот, постепенное их увеличение. Другими словами, мы можем сказать, что в то время как эмоциональная возбудимость и интенсивность эмоций с возрастом уменьшаются, длительность переживаемых человеком эмоций, наоборот, возрастает. Это наблюдается как у женщин, так и у мужчин. У мужчин в возрасте 31–40 лет происходит некоторое снижение данного показателя, но уже в возрасте 41–50 лет мы видим его заметный скачок вверх, и далее он повышается вплоть до самой старшей из обследованных нами выборок мужчин 61–75 лет.

Также следует обратить внимание на то, что во всех возрастных выборках у мужчин по сравнению с женщинами длительность переживания эмоций меньше.

Таким образом, учитывая все полученные нами данные об эмоциональных проявлениях мужчин и женщин, можно сделать вывод, что на протяжении всех возрастных этапов мужчины имеют меньшую эмоциональность, чем женщины. В отношении возрастных изменений различных проявлений эмоциональности наблюдается разная динамика. Сентиментальность и эмпатичность до определенного возраста возрастают и снижаются к старости; эмоциональная возбудимость и интенсивность переживания эмоций с возрастом снижаются, а длительность переживания эмоций возрастает. В результате, если у девушек и молодых женщин (15–20 и 21–30 лет) и юношей и молодых мужчин (15–20, 21–30 и 31–40 лет) показатели эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций превалировали над показателем длительности эмоций, то затем, начиная с возраста 31–40 лет, соотношения меняются. Теперь уже показатели длительности эмоций превалируют над показателями эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций.

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 тысяч человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом, причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (WorldbValues Study Group, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми.

Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (Helson, Lohnen, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались начиная с двадцатисемилетнего возраста до достижения 52 лет. <…> В этот период наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций <…>

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожеки Коланц (Mroczak, Kolanz, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели <…> Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

М. Аргайл, 2003. С. 186–187.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

1.2. Периодизация взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.6. Изменение психомоторной сферы в период взрослости Мышечная сила у мужчин растет до 25 лет, а затем начинает снижаться и в возрасте свыше 50 лет уменьшение достигает 10 кг и больше (рис. 1.13). У женщин максимум мышечной силы достигается раньше - в 21–22 года, затем тоже

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

1.7. Изменение личностных свойств в период взрослости Ответственность как черта личности в период зрелости практически остается на стабильном уровне (Е. П. Ильин, Е. Черницкая). Так, в возрасте 25–30 лет она равнялась 5,4 балла, в возрасте 31–40 лет - 5,0, в возрасте 41–50 лет - 5,3 и

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый - адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап - упрочение своего профессионального статуса; работник

Из книги Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? автора Инина Наталия Владимировна

Из книги автора

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Из книги автора

5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости Юношеский возраст был назван Э. Эриксоном периодом психосоциального моратория, который является продолжением подросткового возраста вплоть до момента взрослости. Молодому человеку дается некоторая отсрочка в

Из книги автора

ПЕРИОД ВОЗМУЖАЛОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ До настоящего времени еще слишком мало исследованы изменения форм человеческого организма и их отправлений, связанные с периодом возмужалости. Между тем изменения эти тесно соединены с физической

Из книги автора

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаПроцесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям: облегчить выражение эмоций; получить ощущение принадлежности к группе; получить возможность

Из книги автора

Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста) Пояснительная запискаБронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные

Из книги автора

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей и описывает особенности психологии разных возрастных периодов по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности «Я-концепции». Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации, детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива учебника уникален. В работе над ним принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое – академики и двое – члены-корреспонденты Российской академии образования по отделению психологии.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

Книга:

Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества . Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000).

Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн В., 2000). Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90 % всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами (Майерс Д., 1996).

Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.

Мнение ученых

По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке, разведен или расстался с любимым человеком (Майерс Д., 1996).


Несмотря на то что неудачный брак зачастую вызывает депрессию у женщин, а не у мужчин, миф о том, что одинокая женщина чувствует себя счастливее замужней, оказывается несостоятельным. Более важным является не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, заявляющие об удовлетворенности своим браком и любви к своему партнеру, редко говорят, что они несчастны, либо недовольны жизнью, либо находятся в депрессии.

Брак создает почву для счастья по крайней мере по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, следующая: предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения (Майерс Д., 1996). Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Но тем не менее удачно исполняемая роль подразумевает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начи­нающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000).

Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Муж­чины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно лег­ко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн В., 2000). Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чув­ствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами (Майерс Д., 1996).

Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европей­цев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворен­ными жизнью.

мнение ученых

По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке, разведен или расстался с любимым чело­веком (Майерс Д., 1996).


Очень счастливые, % 50


Опрос проведен среди 1000 человек старше 12 лет

40


Взрослые, никогда не вступавшие в брак


72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Брак и счастье.


494 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Несмотря на то что неудачный брак зачастую вызывает депрессию у жен­щин, а не у мужчин, миф о том, что одинокая женщина чувствует себя счастливее замужней, оказывается несостоятельным. Более важным явля­ется не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, заявляющие об удовлетворенности своим браком и любви к своему партнеру, редко гово­рят, что они несчастны, либо недовольны жизнью, либо находятся в депрес­сии.

Брак создает почву для счастья по крайней мере по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиноч­ку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовни­ка, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, следующая: предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения (Майерс Д., 1996). Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Но тем не менее удачно исполняемая роль подразуме­вает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностно­го статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

Мир стремительно меняется. Меняется и современная семья.

Чем она отличается от традиционной модели семьи? Зачем люди сегодня вступают в брак? Чего ждут от отношений? Где скрыты семейные "подводные камни" ? Как сохранить семью и быть счастливым в браке сегодня?

В психотерапевтической практике я все чаще сталкиваюсь с тем, что люди не удовлетворены качеством семейной жизни. Они говорят о скуке, отсутствии смысла в отношениях, одиночестве в семье, отсутствии взаимопонимания со стороны супруга. Браки сегодня так легко рушатся.

Согласитесь, трудно представить, чтобы вопросы качества супружеских отношений волновали наших прабабушек и прадедушек 80-100 лет назад. Скука и одиночество если и замечались ими, то вряд ли были причинами разводов.

Сто лет назад семья создавалась с целью продолжения рода, сохранения и приумножения капитала, регулирования сексуальной жизни. Индивидуальность строго подчинялась семейным ценностям и правилам. Интересы семьи стояли выше интересов личности.

Сегодня все иначе. Современные пары ожидают от брака иных "дивидендов" - взаимопонимания, поддержки, уважения к своей индивидуальности. Выживать не надо.

Женщина способна содержать себя и растить ребенка самостоятельно. Запрета на секс вне брака давно не существует. В браке мы ищем не защиты и финансовой опоры, а комфорта, тепла и эмоциональной близости.

Лет 15 назад я спросила бабушку, любила ли она деда, когда выходила замуж. Я помню, как она удивленно посмотрела на меня, вздохнула и ответила: "О чем ты говоришь! Какая любовь? Закончилась война, мужчин не было. Родители сосватали меня за деда, потому что он был работящий, у него были руки и ноги. Он пришел с войны не инвалидом, чего еще желать? Мы и не думали ни о какой любви, надо было как-то жить". Вместе они прожили более 40 лет до самой смерти деда. О любви не говорили и не думали, но и о разводе речи не было.

Вряд ли сегодня кто-то выходит замуж или женится по таким причинам. Мы избалованы достатком и безопасностью, нам хочется любви, взаимопонимания и эмоционального контакта.

Сегодня семья строится именно на этой хрупкой, сложной и переменчивой основе. Представляете, как сложно ее сохранять? Никаких естественных и железных скреп в виде страха нищеты, голода или социального осуждения.


Получается, чтобы быть в счастливом браке сегодня нужно владеть другим инструментом – тем, что мы обычно называем эмоциональным интеллектом. Похоже, сегодня без него никуда. А моя бабушка даже слова такого не знала.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Современная семья предъявляет к нам очень сложные требования, в какой-то степени нашим бабушкам было даже легче. Способность и умение строить и поддерживать отношения едва ли не самая тонкая и трудная компетенция.

Если пытаться вывести формулу счастья современной семьи, то она может выглядеть так – "Как мне быть собой, сохранять свою индивидуальность и при этом быть вместе, быть глубоко связанным с тобой". Иными словами, как быть одновременно и отдельно, и вместе.

Именно поэтому советы наших мам и бабушек про пироги, борщи и белоснежные скатерти, про традиционные мужские и женские роли в браке не работают. Семья вышла на другой уровень, где на первое место выходит способность глубоко общаться, создавать и поддерживать атмосферу понимания, доверия и уважения к индивидуальности партнера.


Что же нужно понимать и уметь, чтобы ваша семья была крепкой и здоровой? Я давно работаю с семьями как терапевт и вижу, что многих проблем в браке можно избежать, соблюдая вот такие правила:

1 . Не бойтесь конфликтов. Конфликты – это не всегда ссора, это возможность вывести отношения на более высокий уровень. Конфликт указывает, что в каком-то месте ваши потребности или ценности и потребности партнера не совпадают.

Замалчивание или обхождение стороной острых углов не приведет ни к какому результату, кроме накопления негатива и отдаления друг от друга. Противоречие же как было, так и останется.

А вот прояснение сути конфликта и поиск путей его разрешения создает практику конструктивного диалога, уважения и доверия, "вместе мы справимся".

2 . Учитесь распознавать свои чувства и мотивы поступков и действий. Высокая личная осознанность, понимание себя помогают понимать и человека рядом с вами.

3 . Не замалчивайте и не подавляйте своих негативных чувств. Почти все, заботясь об отношениях, склонны подавлять раздражение, гнев или обиды. Мы искренне считаем, что уберегаем таким образом друг друга от скандалов и ссор. Я вас расстрою – не уберегаем.

Злость и раздражение несут в себе много энергии, если не выносить их в конструктивный диалог, а накапливать, то рано или поздно они рванут, как перегретый пар из котла. И тогда никому мало не покажется.

Парадоксальным образом, желание уберечь от агрессии к ней же и приводит. Не терпите, разговаривайте друг с другом о том, что вам не подходит в отношениях или ранит, учитесь конфликтовать качественно и конструктивно.

4 . Семья – сложный организм, он подчиняется законам существования и развития систем. При рождении детей, болезнях членов семьи, переездах и пр. семейная система проходит через кризисы. Они неизбежны и нужны для того, чтобы семья могла перестроиться и адаптироваться к новым условиям существования.

Если об этом знать, то "тот, кто предупрежден, тот вооружен". И более подготовлен к сложному периоду.

5 . В любой сложной ситуации садитесь за стол переговоров. Умение и готовность разговаривать друг с другом, быть искренним и открытым – признак здоровых, динамично развивающихся отношений.

6 . Каждый из нас приходит в брак или отношения со своей собственной картинкой того, как должно быть, вынесенной из прошлого опыта или родительской семьи. Семейных укладов, традиций, способов ведения хозяйства существует столько, сколько и самих семей на свете.

Только представьте себе, тысячи комбинаций. У кого-то способ заботы в семье – это помощь по хозяйству, у кого-то – цветы жене каждую неделю. Кто-то привык выражать свою любовь делом, от него не дождешься теплых слов, а для другого эмоциональная скупость партнера считывается нелюбовь, потому что папа в детстве был очень теплым и эмоциональным.

И вот со всем этим багажом мы приходим в брак, искренне считая, что наш способ жизни - единственно возможный и правильный. Ну как, очевидно же, что полотенце после душа надо складывать и аккуратно вешать на край ванны. В моей семье все так делали. А тут оказывается, что муж бросает его где попало, иногда даже на пол. Потому что в его семье на это вообще никто не обращал внимания.

Вам сейчас покажется это смешным, но вот из-за таких моментов часто рушатся семьи. Просто потому что мы часто не готовы учитывать различие наших "картин мира".

Вместо того, чтобы понимать картинку супруга, сопоставлять со своей и искать третий, устраивающий обоих вариант, мы часто развязываем "борьбу за власть" в семье. Битва за то, чья картина мира более правильная. Ведь очевидно же, что моя. А он просто не понимает очевидных вещей.

Нет никаких очевидных вещей и правильных картин мира. Есть разные. И вы точно сможете построить более гармоничные и здоровые отношения, если будете интересоваться друг другом, впечатляться отличиями и уважать их. Нет борьбе за власть в семье, да – сотрудничеству и взаимному уважению.