Почему ребенок переживает из-за отметок. Почему школьник переживает из-за плохих оценок Подросток переживает из за оценок

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Меня беспокоит проблема, связанная с моей нервной системой, моим психическим состоянием. Я учусь в 11 классе, мне скоро сдавать егэ, а я не знаю, в каком состоянии доживу, смогу ли я справится со своими волнениями на самом экзамене. Расскажу все с самого начала. А началось все после сдачи гиа. На протяжении 9 класса я не особо напрягалась, все пробные я писала нормально, под конец года это были 4, я решала много тестов, занималась, у меня вышел хороший аттестат, если сравнивать с предыдущими годами, когда я очень плохо училась. За полтора года, начиная с середины 8 класса, я подтянула свой авторитет. Если раньше никто у меня ничего не спрашивал, все привыкли, что я не отвечаю на уроках, что я, скажем так, тупая, то теперь все изменилось, у меня спрашивают, как я сделала какое-либо задание, могу ли я показать, как сделала и тому подобное. Ко мне уже относятся более уважительно и это для меня очень важно. Не сказала бы, что мне давалась учеба в 8,9 классе так тяжело, просто потом мне нужно было заниматься гиа, что я и делала. Я занималась в школе, дома.

Сначала мы сдавали математику, затем русский, не помню, чтоб я сильно волновалась, просто думала о том, что я уже сдаю экзамен и очень важно получить хорошие оценки. Сначала озвучили результаты по математике, я очень сильно расстроилась, я получила 3, у меня было очень мало баллов. Стало обидно, что я занималась, решала пробные тесты хорошо, а вышло не очень. Вся надежда была на русский, но в нем я была уверена, я была уверена, что хорошо сдам. Но, как потом оказалось, я переоценила свои силы. В день, когда стали известны результаты по русскому, ко мне подошла мама, она стояла рядом, а я сидела за столом компьютерным, мама решила позвонить учительнице, дабы узнать мои результаты. Я была вся во внимании, я ждала ответа. Если честно, то мне очень неприятно вспоминать этот момент, потому что именно тогда я почувствовала, как все рухнуло. По русскому я тоже получила 3. То есть я стремилась к хорошим оценкам, к тому, чтоб быть на уровень выше тех людей, которые ничего не делали, не занимались, а получилось так, что я какая тупая была, такая и осталась. Это просто ужасно обидно, неприятно. Одноклассница моя, которая на всех уроках болтала, не писала сочинений и изложений, за весь год у нее их было очень мало, ее постоянно ругали, но ей было все равно. В итоге математику она сдала на 3 и была этому рада, а вот русский она сдала на 5. Не занимаясь, ничего не делая, она получила 5. Я сейчас не знаю, как я просто в глаза ей смотрела, когда она хвасталась своими результатами. Ну, причина того, что я плохо написала русский, была в том, что я не справилась с сочинением, которое постоянно писала на протяжении 9 класса. Я неправильно указала проблему, которая была указана в цитате. И из-за этого я потеряла очень много баллов, тестовая часть у меня была хорошая, изложение тоже хорошее, но сочинение испортило мне все.

После оглашения всех результатов я очень часто плакала, я винила себя, я ругала себя и так далее.

Кроме этого, у меня еще и в 2013 году родился маленький брат, мама постоянно просила помощи, для меня было непривычно, что я должна свое свободное время тратить на то, чтоб сидеть по часу с ним. Раньше я приходила домой, и моей заботой было отдохнуть, приготовить себе обед, немного даже убраться, ведь я была одна дома до пяти часов, я чувствовала свободу, а потом, когда я еще училась в 8 классе мама ушла в декрет, потом к концу 8 класса мама родила, и было очень тяжело. Ночью брат просыпался, плакал, я подходила, чтоб его покачать, когда она делает ему молочко, иногда я сама ходила и делала эту смесь. Днем, когда он спал, нельзя было сходить в ванную, потому что вода шумит и брат мог проснуться, слушать музыку и смотреть фильмы я стала только в наушниках, чтоб пойти в ванную, нужно было ждать, когда он встанет. Вечером тоже особо не сходишь, он часов в 9 уже ложился спать, а потом шуметь снова нельзя. Я не особо умею общаться детьми, а уж тем более с такими маленькими. Когда я закончила 9 класс и меня очень расстроили результаты, я просто перестала верить в себя, я постоянно была на нервах, в любой момент могла заплакать. А тут еще маме все еще нужна была помощь с братом, мы с ней даже ссорились по этому поводу, я не хотела выходить в зал и на кухню, потому что она с братом там была постоянно, что происходит до сих пор. Единственное, что сейчас изменилось – с ним не надо так сидеть, как раньше. Он может смотреть мультики, играть самостоятельно, нужно только следить, чтоб с ним было все в порядке. Да и ссор уже нет по этому поводу, так как он уже большой, я могу ходить в ванную, немного шуметь, он теперь от этого не просыпается. Но лето, после 9 и перед 10 классом было для меня довольно депрессивное, постоянное чувство тревоги меня беспокоило. Так же беспокоило, что у меня замедлился обмен веществ, я стала набирать вес, у меня были проблемы с тем, что менструация длилась от 10-15 дней, что не было нормой для меня.

Сейчас у меня на носу егэ, пробные экзамены тоже выходят хорошо, но только по русскому и обществознанию. Когда я решала полностью сама, то у меня выходило по обоим предметам около 60-70баллов, что мне вполне хватает для поступления на заочное отделение. У меня только проблемы с математикой, вот ее я не могу сдать вообще, я очень боюсь, что не сдам, я вообще тогда не знаю, что я с собой сделаю и эти мысли меня пугают. В отличии от 9 класса и предыдущих годов 10 и начало 11 класса – это жуть жуткая в нашей школе, получается так, что большая часть учеников вымотаны, устали, много стресса, недосыпание. Нам дают очень много материала. У нас делится класс на соц-экономическую и физико-математическую группу. Я в соц-экономической и у нас, в отличии от физматов, очень много материала, у нас право, экономика, обществознание, по этим предметам очень строгая учительница, она очень требовательная, у нас очень много зачетов и просто нет времени на то, чтоб отдохнуть. Так же по русскому с нас требуют рецензии, сочинения большие. По истории тоже очень много информации, но я историю не сдаю, хотя все равно мне нужно ее учить, чтобы была оценка в аттестате. А в истории еще больше материала. Говорить с учителями, что мы все уже устали – бесполезно, они дают нам еще больше. Я 10 класс закончила вооружившись глицином и парацетамолом. Засыпала и просыпалась с тетрадями, я серьезно, я учила вечером и утром. Днем – я вообще никак не могу учиться, информация просто не лезет в мою голову. Такой нагрузки, которая сейчас у нас в 10 и 11 я не испытывала никогда, а тут еще экзамены, я ужасно боюсь плохо сдать. Память отказывается работать, у нас с начала года уже зачеты по всем темам, кое-как повторяю, времени на математику почти не остается. С математикой вообще отдельная история, наша учительница считает, что мы самостоятельно должны готовиться, она только проведет нас по курсу 11 класса, в котором будут темы, которые есть в егэ. У меня постоянный стресс, от меня требуют хороших оценок и знаний, а я не могу их дать. Я уже начинаю нервничать, как только речь вообще о школе как-то заходит. Я не высыпаюсь утром и не могу уснуть раньше 11 часов. Я постоянно дергаюсь, чувство тревоги, слезы. В мае, когда уже месяц оставался до конца 10 класса, я сидела на уроке и у нас должен был быть зачет по обществознанию, я просто мяла пенал, думала об экзаменах, о моем результате, что снова надо очень много рассказывать. Я тогда пустила несколько слез, которые, к счастью, никто не заметил. Сейчас ничего не могу запомнить, как только сажусь за уроки, то нервничаю и начинаются истерики. Проблема со здоровьем, насчет этого я пойду скоро к врачу. У меня были боли в матке и проблемы с почками.

Меня поддерживает мой парень и мой друг, с другом я вообще знакома 5 лет, он говорит, что я переживу, что я выдержу, что надо потерпеть и он в меня верит. Только я в себя не верю. Парень тоже старается поддержать, говорит, что он будет рядом и осталось не так много. Но всего этого мне не достаточно. Я не знаю, как мне нужно отдыхать, чтобы мое состояние было более менее нормальным. Мыли о суициде меня пугают больше всего, если раньше они и могли быть, то не серьезно и очень редко. Сейчас же меня очень пугают эти мысли, а они появляются часто и более серьезно настроена я.

Мама не требует от меня невозможного, папе все равно, бабушка хочет, чтоб я хорошо закончила, получила хороший аттестат и хорошо сдала. Говорит, что я должна стараться, что надо потерпеть, а я не знаю уже, как мне надо стараться, я не могу больше. Не знаю, что еще я могу рассказать. Я пыталась отвлечься на протяжении всего лета, но не получается, все равно мысли снова меня закручивают и я срываюсь, я думаю об этом, нервничаю. Последнее, что я могу сказать, так это то, что, когда я училась в начальных классах, на меня накричала моя учительница с тем, что я дома занимаюсь больше и выполняю заданий больше, чем нужно, чем она задала. После этого случая я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала, мне было очень обидно. Потом я попала в 5 класс и мне просто было все равно на учебу. Помогите, пожалуйста, что мне делать?

На вопрос отвечает психолог Прасканова Екатерина Вадимовна.

Здравствуй, Кристина!

Хотелось бы начать с того, что ты молодец! По-настоящему молодец! Ты серьезно подходишь к вопросу учебы, самостоятельно готовишься к экзаменам, настраиваешься на поступление. Все это дело сопровождается появлением в семье маленького человечка, который, конечно, требует внимания. И, безусловно, его режим вносит свои коррективы в жизнь всей семьи. Но не нужно забывать, что он растет и, как ты сама заметила, этот вопрос сам собой отпадает потихоньку.

Сейчас такая ситуация во многих школах. Детей не просто учат каким-то предметам, а дрессируют для сдачи ГИА и ЕГЭ. Многие попадают в больницы с тем или иным диагнозом (необязательно нервы), т.к. психосоматика работает таким образом, что всё, что не находит выход через эмоции, найдет выход через тело (например, почки могут говорить, что человек часто стремится к тому, что ему «надо», а не что хочется, или по душе). Конечно, нужно идти в больницу и контролировать все процессы внимательнейшим образом.

"Память отказывается работать" - не переживай, память работает на тебя. В нужный момент она выдаст всё, что нужно (конечно, всё то, что ты заложила)).

Твои близкие (парень, друг, бабушка) совершенно правы. Осталось немного и нужно потерпеть, довести дело до конца - закончить школу и поступить в институт, а дальше всё закрутится, завертится и станет легче. Если посмотреть на всю эту ситуацию через призму важных и глобальных проблем, спроси себя - так уж это страшно?? Через это проходят все. Согласна, что сейчас в школах творится жуть, но что поделать, побочный эффект от реформ, прогресса и т.д.

Дома тебя не заставляют быть отличницей. В школе тоже. Значит, ты сама от себя этого требуешь. Для чего? Для поступления на заочное тебе баллов точно хватит. А загонять себя ради отличных оценок - это действительно важно для тебя?

Учительница начальных классов, наверно, хотела как лучше, но случилось недопонимание и позиция "...я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала..." из оперы "назло кондуктору пойду пешком".

Теперь к главному вопросу: у нас есть цель - закончить школу и поступить в институт. Мы уверенно идем к ней. У нас хватит сил. Действуем так же, как и раньше - ходим на уроки, делаем домашнюю работу, относимся серьезно. НО

Мы помогаем нашему организму в достижении цели. Как?

Мы правильно, хорошо, полезно питаемся (никаких голоданий и строгих диет);

мы делаем небольшие зарядки в перерывах;

мы устраиваем себе медитации (находим подходящую аудиозапись);

чаще слушаем музыку релакс (можно даже во время подготовки домашнего задания);

принимая ванную мы добавляем аромамасла/эфирные масла, которые способствуют расслаблению и подъему энергии и сил;

также начинаем любить апельсинки (хотя бы их аромат) - поднимает настроение;

перед сном выходим подышать воздухом на часик с другом/парнем/бабушкой и разгружаем голову;

пьём витаминки повышающие иммунитет (выписываем у врача);

вовремя ложимся спать.

Ничего нового и сверхъестественного! Эти на первый взгляд простые способы помогут твоему организму пережить стрессовое время и успешно справиться с поставленной задачей!

Но если тревожные мрачные мысли не будут тебя покидать или усилятся, то есть смысл обратиться к психологу для очной встречи (ваш школьный психолог прекрасно подойдет для этого).

Успехов тебе, Кристина!

С уважением, Екатерина Прасканова.

4.4390243902439 Rating 4.44 (41 Votes)

«Я получил три, значит, я плохой!» или «Я получил двойку – теперь меня не будут любить в семье!», – частый ход детских мыслей. И помочь справиться с этим – задача родителей.

Но помогая, очень важно не навредить, подобрать нужные слова. Что важно понимать?

Не акцентировать внимание

Зачастую такое нервное отношение к плохим отметкам - результат нервозности самих родителей. Мы и не замечаем, как посылаем невидимые импульсы нашим детям. Ждём от них, что они станут самыми способными и самыми талантливыми, и сами того не желая, загоняем их в угол. Часто так бывает в семьях, где постоянно обсуждают успеваемость ребёнка: в гостях хвалятся его оценками, просят показать тетрадь или дневник. Дети хотят получить пятёрку для того, чтобы порадовать папу, и плачут из-за двойки, потому что у мамы будет болеть голова. Поэтому, если вы замечаете, что ребенок неадекватно реагирует на отметку ниже пятерки, расстроен, плачет, не показывает дневник, перестаньте концентрироваться на успехах юного ученика. Отпустите ситуацию. В конце концов, в школе самое главное - не оценки, а полученные знания.

Не наказывать

Многие родители вообще делают оценки ребёнка пьедесталом своих личных успехов. «Мой сын получает пятерки - значит, я хорошая мама». И наоборот, «ребенок принес двойку - я недостаточно занимаюсь его развитием!». Таким родителям стоит пересмотреть свое отношение к учебе. Главное, чтобы ребёнок был весел и счастлив и знал, что дома его поймут.

Кроме того, многие папы и мамы решают, что лучшая мотивация - страх. В их арсенале множество наказаний - отлучение от компьютера, планшета, отмена экскурсии, угол и даже ремень. Но всё это не действенно: наказывая нерадивого ученика, вы рискуете привить ему ненависть к учебе. А успеваемость может вовсе не поправиться, если за плохими отметками кроются веские причины.

Приободрить

Итак, ваш ребёнок пришел грустный и поникший, с плохой отметкой в дневнике. Важно подобрать те самые слова, которые приободрят его. Старайтесь не делать едких замечаний: «Вот это да! Теперь двоечниками будем?» или «Ну ты меня расстроил! Я от тебя большего ожидала!». Говорите: « Пятерка, конечно, хорошо, но и это не конец света! Исправим!».

Не впускайтесь в сравнения с другими одноклассниками, не начинайте ставить кого-то в пример: «А вот Петя получил пять! Видишь, какой умный мальчик!».

Важно оценивать успехи школьника, чего он добился, какие проблемы решил: «Да, ошибки есть! Зато как красиво написал! Почерк явно стал лучше!

Вспомнить своё детство

Вы же не были круглым отличником? И у вас случались промахи? Тогда сейчас - самое время об этом рассказать, чтобы ребёнок знал, родители тоже не идеальны. Но они исправились или постарались исправиться, ведь так?


Разобрать ошибки

За плохой отметкой может крыться серьезная причина, и ее надо понять. Во-первых, отметки могут быть несправедливыми: учителю не понравилось поведение ребёнка, и он занизил оценку. Во-вторых, сам ученик может не усвоить материал по разным причинам: устал, не выспался, не понял, плохо объяснили. Родителям нужно сесть и разобраться в этом. И, конечно, помочь подтянуться в предмете, а для этого либо позаниматься самим с ребенком, либо нанять репетитора, либо купить дополнительную разъясняющую литературу, или же попросить друзей, одноклассников ребенка помочь в предмете. Главное, чтобы ваш школьник знал, вы рядом и не оставите его в трудную минуту.

Настроить на хорошее

Успешен - не значит отличник. Ребёнок не обязан получать пятерки по всем предметам. Главное, чтобы была область знаний, которая ему нравится, к которой он бы тянулся. А еще важно, чтобы у крохи были свои увлечения и любимые занятия (спорт, музыка, живопись или что-то другое). Старайтесь воспитывать разностороннего, уверенного человека, а не забитого, замученного учебой, зацикленного на своих отметках. Настраивайте своего ребёнка - он хороший, самый любимый, и у него все получится в жизни!

Как правило, в школе мы достаточно легко относимся к плохим оценкам или неожиданным неприятностям, но плохие оценки в колледже или университете могут повлиять на нашу профессиональную деятельность в будущем. Возможно, вы получили не самую высокую оценку или полностью завалили последний тест или зачет - не переживайте. Лучше уделите внимание своему духовному состоянию, смиритесь с этим случаем, обретите гармонию и приготовьтесь двигаться дальше. Дзен - учение не только об успокоении. Это учение больше основано на обретении той целеустремленности и решительности, которая поможет улучшить ваше будущее. Необходимо понять, по какой причине вы получаете плохие оценки, что можно сделать, чтобы это исправить, а также как стоить вести себя, чтобы получать хорошие оценки в будущем.

Шаги

Смиритесь со своими оценками

    Возьмите на себя ответственность за свои оценки. Даже если это удар по вашему самолюбию, вам нужно понять, что только вы ответственны за те оценки, которые получаете. Конечно, у вас могут произойти конфликты с преподавателями, на оценки также могут повлиять другие посторонние факторы, но в большинстве случаев вам нужно понять, что если вы хотите что-то улучшить - нужно действовать.

    Рассмотрите эту ситуацию в перспективе. Поймите, к сожалению, неприятности в жизни случаются. Плохие оценки могут вызвать у вас панику, но вам нужно здраво взглянуть на ситуацию, чтобы смириться с ней. Вы здоровы? У вас есть близкие люди, которые вас любят, друзья, которые всегда рядом? Подумайте, насколько вы счастливый человек. Помните, что оценки, конечно, важны, но это не единственная важная вещь в вашей жизни.

    Поговорите с человеком, которому вы доверяете. Когда вы расстроены, вполне нормально обсудить эту ситуацию с другом или близким человеком. Не думайте, что вы обязаны справляться с этой ситуацией самостоятельно. Вполне понятно, что вас беспокоит то, что вы расстраиваете своих родителей, портите свою успеваемость и впечатление учителей о себе. Помните, что вы можете справиться с этим и найти необходимую поддержку.

    • Вы даже можете попробовать обратиться к психологу (в школах, колледжах и университетах обычно есть штатные психологи). Они хорошие специалисты, которые обучены помощи расстроенным и переживающим студентам.
    • Не стоит посещать форумов и социальных сетей, чтобы пожаловаться о своих "бедах" там. Ведь ваши комментарии могут увидеть другие студенты, работники института и преподаватели. Это может грозить последствиями. Поэтому лучше поговорить с другом или психологом с глазу на глаз.
  1. Сделайте перерыв. Возможно, вы ужасно устали, поэтому сейчас не время забывать о своем самочувствии. Съешьте мороженое с другом, посмотрите кино или примите пенную ванну. Займитесь чем-нибудь, что помогает вам расслабиться. Суть не в том, чтобы "убежать" от плохих оценок, а в том, чтобы обрести гармонию и спокойствие, которые необходимы для того, чтобы исправить эту ситуацию. Как только вы отдохнете и расслабитесь, вернитесь к своим оценкам.

    Напомните себе, что оценки не определяют вашу самооценку и вашу значимость. Вы - это гораздо большее, чем ваши оценки. Хорошие оценки могут помочь вам самоутвердиться, но не позволяйте плохим оценкам понижать вашу значимость. Кроме того, плохие оценки вовсе не говорят о том, что вы глупы или не способны нормально окончить университет. У каждого есть свои таланты, свои сильные стороны и хорошие качества, которые нельзя измерить одной лишь учебной программой.

    Медитируйте. Когда вы сможете уединиться в своей комнате, попробуйте на несколько минут закрыть глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрируйтесь на своем дыхании. Успокойте мысли и позвольте себе отдалиться от них. Старайтесь ни о чем не думать, и если вас начинают одолевать беспокойные мысли о ваших оценках, старайтесь их отбрасывать. Можно включить приятную спокойную музыку - она поможет вам расслабиться. Старайтесь уделять медитации 15–30 минут.

    • Если вам сложно уделять медитации много времени, попробуйте скачать специальное приложение для медитации (например, "PureMind: Медитация и Звуки" или "Headspace" (приложение на английском, однако 95 % слов повторяются из упражнения в упражнение, поэтому даже со слабым знанием языка стоит попробовать им воспользоваться)). В этих приложениях предлагаются определенные советы и руководства, которые помогают сконцентрироваться.
    • Йога - еще один способ расслабиться и достичь гармонии. В некоторых учебных заведениях (колледжах и университетах) есть спортивные кружки, в том числе и кружок по йоге. Узнайте, есть ли такой кружок в вашем учебном заведении, можно ли туда записаться.
  2. Если у вас случаются панические атаки, попробуйте одну из расслабляющих техник. Иногда мы чувствуем беспокойство или паникуем, но у нас не хватает времени на медитацию. В таком случае, можно попробовать воспользоваться быстрой техникой релаксации, которая поможет немного прийти в себя. Итак, оставьте все свои дела. Закройте глаза и сосчитайте до 10. Представьте себе спокойное место, где вы счастливы, например, рядом с океаном или с журчащим ручьем. Эти техники помогут вам расслабиться и избавиться от переживаний, которые вас одолевают.

    Откажитесь от наркотиков и алкоголя. Некоторые люди так сильно переживают насчет своих оценок, что еще больше ударяются в веселье и гулянки, чтобы забыть об этой проблеме - так начинается порочный круг. Если вы очень волнуетесь из-за плохих оценок, старайтесь не употреблять алкоголь до тех пор, пока не расслабитесь и не почувствуете спокойствие.

    Подумайте, что пошло не так

    1. Подсчитайте, сколько времени вы уделяете учебе. Перед тем, как впадать в панику, попробуйте предположить, из-за чего вы начали получать плохие оценки. Вы учитесь в полную силу? Вы прогуливаете и пропускаете тесты? Подумайте о своих привычках касательно учебного процесса - это поможет вам понять, над чем стоит поработать.

      • Возможно, вы полностью отдаетесь учебе. Учиться изо всех сил, получая при этом плохие оценки, действительно, очень обидно. Но вы должны помнить, что сделали все возможное, чтобы преуспеть. Возможно, в следующий раз вам стоит изменить свои привычки касательно учебного процесса или попросить помощи у преподавателя.
      • Возможно, вы просто сразу сдались и не все попробовали. Что вам нужно понять, так это то, что дни, когда вы полагались лишь на свой талант и везение, прошли. Извлеките из этого урок и в следующий раз постарайтесь подготовиться получше.
    2. Подумайте, по каким материалам вы готовитесь. Еще раз взгляните на свои заметки, записи и упражнения. Какую часть (или какие задания) вы не поняли? Что говорится в учебной программе по поводу этих тестов? Подумайте, возможно, вы не поняли что-то из того, что должны были выучить (или научиться делать).

      • Возможно, вы выучили только то, что вам интересно. Если какие-то моменты показались вам слишком сложными или неинтересными, скорее всего, вы вернулись к более интересным частям материала или задания, а сложные или скучные части задания просто проигнорировали. В следующий раз постарайтесь бороться с таким желанием.
      • Возможно, вы прочитали лишь необходимый минимум к занятию. В таком случае попробуйте помимо основного домашнего задания читать дополнительный материал. Если вы не понимаете материал, отправляйтесь в библиотеку, попросите помощи у преподавателя или найдите объяснение в интернете.
    3. Обратите внимание на свою посещаемость. Некоторые преподаватели снимают баллы за то, что студент пропускает слишком много занятий. Иногда, пропуская занятия, вы упускаете ключевую информацию. Подумайте о степени посещаемости. Добавьте к этому количество пропущенных занятий.

      • Есть ли у вас уважительная причина, по которой вы отсутствовали на занятиях? У вас есть медицинская справка, подтверждающая, что вы болели? Если у вас кто-то умер, есть ли у вас копия свидетельства о смерти? Если ответ на эти вопросы отрицательный, скорее всего, ваши пропуски не были расценены, как отсутствие по уважительной причине.
    4. Примите в учет остальные факторы, которые могли на это повлиять. Если вы плохо себя чувствуете и не можете позволить себе даже какие-то базовые вещи, скорее всего, вам будет тяжело даваться учеба. В таком случае поговорите с врачом или психологом, чтобы понять, что вы можете сделать, чтобы разрешить эту ситуацию (возможно, вам понадобится взять паузу, чтобы разобраться со своим состоянием). Если сейчас не конец семестра, может быть, будет хорошим решением пропустить пару занятий, чтобы уладить эту ситуацию. Итак, ниже перечислены основные внешние факторы:

      • смерть близкого человека;
      • работа (полная или неполная занятость);
      • воспитание маленьких детей;
      • проблемы с психическим здоровьем.
      • Учтите, что повторно пройти курс обучения определенному предмету вам вряд ли удастся. Подобное возможно, только если вы повторно восстановитесь на тот же курс (то есть вам придется снова учиться целый год тому, что вы уже изучали). Однако можно поговорить с преподавателем. Наверняка он обучает студентов других специальностей по той же программе (особенно если это общая дисциплина). Если вам удастся выделить время на занятия по предмету, по которому вы отстаете, и преподаватель согласится на это, то у вас есть шанс улучшить свои оценки.
    5. Подумайте, насколько много вы общаетесь. Когда вас полностью поглощают какие-то жизненные события, вы не успеваете справляться с остальными своими делами. Возможно, у вас появился новый друг или новая девушка, которая занимает все ваше время. Может быть, вы вступили в какое-то сообщество или клуб по интересам, в котором часто устраивают вечеринки. Общественная жизнь очень важна, но если вы тратите слишком много времени на вечеринки, и у вас не хватает времени на учебники, вы можете испортить свою успеваемость.

      Встретьтесь со своими преподавателями. Проявление внимания и ответственности может помочь вам даже при учебе в колледже или университете. Преподаватели поймут, что у вас сейчас определенные трудности, и они оценят ваше желание учиться. Разговор с преподавателями поможет лучше усвоить урок, понять материал и улучшить свою работу в будущем.

      • Поговорите с преподавателями в их рабочее время или напишите электронное письмо, чтобы договориться о личной встрече. Такие дела всегда лучше обсуждать лично.
      • Хотя это может быть трудно, но вы можете подойти к этой теме спокойно и искренне. Просто скажите: "Я очень разочаровался в своих знаниях касательно последних заданий. Мне интересно, как бы я мог улучшить свои результаты. Может, вы посоветуете, как мне лучше подойти к этому заданию?"
      • Если вы будете тянуть с этим разговором до конца семестра, возможно, будет уже слишком поздно что-то менять.

    Подумайте над новым подходом к учебе

    1. Оцените общее влияние плохих оценок на свое будущее. Чтобы не переживать по поводу своих оценок, подумайте, насколько сильно они повлияют на вашу дальнейшую учебу и карьеру. Чаще всего плохие оценки не сильно влияют на наше общее образование. Если вы получите неудовлетворительные оценки за один или несколько уроков, возможно, вы ухудшите свою успеваемость. Но не расстраивайтесь - сделайте несколько глубоких вдохов и взгляните на общую картину. Составьте конкретный план, чтобы исправиться.

      Определитесь, в каких областях вы хотите развиваться. Возможно, вы поняли, что проблема в подходе к учебе. Может быть, вы поняли, что не умеете организовывать материал, что забываете о сроках сдачи. После того, как вы определили, в чем заключается главная проблема, нужно предпринять шаги для ее устранения. Примите решение что-то изменить.

      • Если вы очень забывчивы, можно купить календарь или органайзер, отметить важные даты и установить напоминания на телефоне.
      • Если у вас проблемы с распределением и организацией своего времени, можно заранее составить расписание и, завершив намеченные дела, вознаградить себя чем-то приятным.
    2. Ставьте себе новые цели. Подумайте, чего вы хотите в итоге достичь? Какую карьеру вы хотите построить? Вы хотите заработать определенную сумму? Хотите поступить в магистратуру? Составьте список целей. После того, как определитесь с целями, перечислите необходимые шаги для достижения этих целей.

      • Например, если вы хотите в дальнейшем обучаться медицине, просмотрите список предметов, которые вы будете изучать, определитесь с тем, какой должна быть ваша успеваемость на момент окончания учебы, а также с тем, как достижению вашей цели могут поспособствовать различные внешкольные мероприятия. Итак, список ваших практических шагов может быть таков: "Найти информацию о поступлении" или "Найти хорошие медицинские университеты".
    3. Подумайте, что вы могли бы улучшить. Очень важно понимать, что вы не можете изменить прошлое, но вы можете изменить будущее. Убедите себя в том, что вы можете решить свои проблемы. Когда вы поймете, что сделали неправильно, то сможете предпринять меры для улучшения своей ситуации.

    Двигайтесь дальше

      Запишитесь на консультацию к преподавателю. Если вас беспокоит тот факт, что ваши оценки повлияют на вашу учебу в будущем, поговорите с научным руководителем и составьте план действий. Возможно, предмет вам тяжело дается, и вам стоит обратиться к репетитору либо попросить преподавателя позаниматься с вами дополнительно. К сожалению, в России и других странах СНГ нет возможности свободно выбирать предметы. Составьте вместе с преподавателем (и, может быть, родителями или опекунами) план действий, который поможет вернуть прежнюю успеваемость.

      Составьте план того, как можно улучшить свои результаты. Этот план должен быть сформулирован максимально конкретно и поэтапно, он должен помочь вам преуспеть в следующий раз. Ощущение того, что вы контролируете ситуацию, поможет расслабиться и поставить себе задачи, на которые стоит ориентироваться в следующий раз.

      • В этот план необходимо включить количество часов в неделю, которое вы будете тратить на учебу, оценки, которые вы хотите получать по каждому из предметов. Опишите, как вы собираетесь справляться с разными проблемами медицинского характера, сколько часов в неделю вы будете проводить за работой, за общением и так далее.
    1. Изучите свое расписание. Если в прошлом семестре у вас были очень тяжелые предметы, возможно, у вас уже есть ответ на вопрос, почему у вас так ухудшились оценки. Даже самые умные и способные люди должны время от времени делать для себя перерывы. Возможно, и в текущем семестре расписание не сбалансировано, в таком случае вам всей группой необходимо обратиться в деканат с просьбой распределить предметы иначе. Но, скорее всего, визит к декану будет успешным лишь в том случае, если семестр только начался.

    • Если есть такая возможность, вежливо спросите преподавателя, можно ли вам посмотреть свой тест (чтобы убедиться в том, что вам верно поставили оценку). В некоторых случаях (но довольно редко) преподаватели ошибаются при проверке работы.
    • Если ситуация складывается не очень хорошо с самого начала семестра, подумайте о том, чтобы пропустить одно или несколько занятий, чтобы снизить нагрузку и взять ситуацию под контроль.
    • Поймите, что бросить учебу - это самый последний вариант, и у него множество последствий. Лучший вариант - попытаться прикладывать больше усилий и упорства, чтобы преуспеть. Пропуская занятия и бросая учебу, вы развиваете эскапизм (желание убежать от трудных ситуаций), а не твердость характера и настойчивость.

    Предупреждения

    • Никогда не причиняйте себе или кому-то другому вред в ответ на плохие оценки. Помните, это тоже пройдет.
    • Если вы недостаточно много спите или плохо питаетесь (или и то, и другое), помните, что это скажется на вас неприятным образом. Но со временем. Обратитесь за помощью к социальному работнику, если дело в финансовом положении.
    • Если вы страдаете от проблем с психическим здоровьем или от каких-то физических ограничений, которые влияют на ваш учебный процесс, не забивайтесь в угол и не страдайте в тишине. Во многих колледжах и университетах модернизируют учебные программы и создают специальные условия для лиц с ограниченными возможностями. В структуру курса и расписание вносят определенные коррективы, чтобы помочь студенту успешно пройти обучение. Попытка добиться успеха несмотря ни на что достойна восхищения, но это может привести к тому, что в долгосрочной перспективе вы можете потерпеть неудачу, поэтому постарайтесь выяснить, какие условия обучения помогут вам справиться с ситуацией.
    • Избавьтесь от вредных привычек (например, чрезмерного общения и привычки недоучивать материал), потому что эти привычки становятся причиной ваших ошибок и неудач. Вместо того, чтобы следовать принципу "все или ничего" и бросать все, когда дела не идут в гору, попробуйте достигать цели постепенно.

    Что вам понадобится

    • Планировщик или органайзер
    • Встречи с преподавателями, психологом (чтобы оценить прогресс)
    • Открытый доступ к тетрадям, учебникам, онлайн-материалам и так далее (если у вас нет доступа к учебным материалам, попросите преподавателя обеспечить вас всем необходимым)
    • Найдите обычную тетрадь или блокнот на кольцах, в котором будете делать заметки. Найдите небольшой блокнот, если вы можете записывать материал с помощью сокращений и аббревиатур

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Школьные оценки могут быть стимулом к усердной учебе, а могут стать причиной серьезных детских переживаний и неврозов, вплоть до неприятия школы, снижения самооценки и разочарования в себе. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от того, как к его успеваемости относятся родители. Дело усугубляется, если в данном вопросе они занимают крайнюю позицию: заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку или двойку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями и с недовольством уточняют: "Почему не пятерка? Ты же учил!"

В воспитании детей часто пропагандируется девиз: "Главное не победа, а участие», но, когда дело доходит до итоговых оценок за четверть, у взрослых возникают вопросы: «Откуда взялась тройка по физике? Почему в этот раз по английскому четыре, если раньше были пятерки?" Иногда родители забывают про участие и видят важность лишь в победном результате, обесценивая сам процесс получения знаний.

Тем временем оценка - не единственный показатель детской успешности. Ребенок-гуманитарий часто не может решить математические задачи со звездочкой, но пишет талантливые сочинения, а у того, кто способен к точным наукам, может страдать грамотность. Хорошее знание предмета не всегда гарантирует успешную сдачу экзамена по нему: на результате может сказаться волнение, вопрос повышенной сложности или субъективная оценка учителя, принимающего экзамен.

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Прежде всего – донести до него здравое отношение к оценкам. Конечно, учеба – это главная ответственность ребенка в школьном возрасте, и нужно стараться. Но стоит помнить, что и четверка – достойная оценка, и еще важно то, что во время приготовления уроков ребенок получает знания, которые когда-нибудь могут пригодиться. Когда именно? Вспомните примеры из своего опыта: может быть, однажды вы по собственной инициативе научились скоропечатанию, и при приеме на работу умение быстро печатать оказалось преимуществом. Или когда-то выученный в школе немецкий язык пригодился вам в европейском путешествии. Так и ребенок, готовя презентацию, лучше разобрался в компьютерной программе, узнал новые исторические сведения, потренировался выступать перед аудиторией.

Дети часто стараются ради родителей, и важно дать им понять, что они всегда будут любимы, независимо от школьных оценок. Если ребенок сильно расстраивается из-за низких оценок, скажите, что вы готовы помочь ему подтянуться. Может быть, нужно вместе сходить к учителю и посоветоваться, какие темы изучить подробнее. Или вы предложите каждый день повторять одно правило по русскому языку и делать упражнение на это правило. Постарайтесь понять причину, почему успеваемость хромает. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может наладить отношения с учителем, или виной тому пропуски по болезни. Будьте готовы к открытому разговору и помощи: нанять репетитора, попросить учителя о дополнительных занятиях по проблемному предмету, помочь самим. Детям важно знать, что в трудной ситуации вы готовы быть с ними в одной лодке.

Четверка по физике или тройка по русскому языку не говорят плохо о личности ребенка, его характере, способности быть хорошим другом, сыном или дочерью своим родителям. Это лишь один из инструментов измерения знаний. Но к сожалению, этот инструмент сильно влияет на детскую самооценку. Каждый любит, когда его хвалят, а каково себя чувствовать, если учителя ставят в пример лишь отличников? Важно помнить, что успехи ребенка – это не только успехи в школе: важны увлечения и социализация, причем для детей, которые учатся на одни пятерки, общение со сверстниками – особенно больное место: отличники слишком часто загружены заданиями, боятся снизить планку успехов и не соответствовать ожиданиям. Поэтому важно обращать их внимание на другие стороны жизни. Хорошо, когда помимо учебы есть занятие, в котором ребенок может продемонстрировать свои способности: спорт, музыка, художественная школа. Если что-то удается особенно хорошо, ребенок проще воспринимает неидеальные результаты в школе.

Радуйтесь вместе с детьми положительным результатам, особенно сравнивая их с оценками предыдущего периода: "Какой ты молодец, тебе удалось исправить тройку по химии на четверку!" И обязательно воодушевляйте, настраивайте своих учеников на то, что у них все получится: часто бывает, что из-за прошлых неудач дети ожидают новых провалов и перестают верить в лучшее. А когда в детские силы верят родители, то и учеба перестает быть гонкой за оценками, и сложные школьные предметы уже не кажутся неподдающимися.