Что такое фланелеграф? Игры с фланелеграфом. Мастер-класс по изготовлению фланелеграфа Выкройки сказочных героев из бумаги для фланелеграфа

Этот мастер-класс подготовлен Юлией Филягиной, участницей :

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Около 3 месяцев назад появилась в моей голове идея сделать своей дочке фланелеграф. Помню из своего детства магнитную доску с яркими персонажами – Лисичкой-красавицей, Михайлой Потаповичем, Зайчишкой и др… Тогда маме приходилось ВСЕ делать своими руками – и рисовать, и разукрашивать, и лаком покрывать для долговечности картинок, а сколько мороки с магнитами было… Теперь же благодаря современным технологиям все значительно упростилось - умей только пользоваться интернетом да фотошопом…

Я предлагаю вам задачу упростить и сделать фланелеграф своим деткам.

Потребуется:

  • Фанера (можно заменить толстым картоном от коробки)- у меня размер 40*60 см;
  • Фланель, флис или любой другой ворсистый или нетканый материал – у меня это нетканые тряпки для пола, например Русалочка (конечно же новые) – необходимо такое количество, чтобы зашить в материал фанеру, т.е 40*120 + на припуски; количество тряпок – 2 (их размер 50*60 см);
  • Нитки, игла, ножницы ;
  • Картон для рисования – я брала бумагу для рисования гуашью (она достаточно плотная – нет необходимости дополнительно уплотнять, плотность такой бумаги 180-200 г/см³). Эта бумага необходима для распечатывания персонажей;
  • Прозрачная самоклеящаяся пленка (если есть) – для увеличения прочности и как доп. защита;
  • Немного терпения, времени и денег )))

Все остальное можно скачать:

  • Герои (архив Картинки) (надо пройти по ссылке и нажать на красную кнопку, тогда архив скачается Вам на компьютер);
  • Сказки(надо пройти по ссылке и нажать на красную кнопку, тогда архив скачается Вам на компьютер) .

Теперь о самой работе:

Чтобы было понятно сразу, что все просто, смотрим фото:

Я сшила материал по длинному срезу, приложила к фанере, разгладила – материал за счет ворса сцепился с фанеркой. Дальше сшила оставшиеся длинные срезы и остатки закрепила с обеих сторон фланелеграфа в виде карманов (видно на фото).

Фланелеграф готов.

Затем нужно распечатать героев сказок на листах картона. Сразу оговорюсь, что не стоит переводить обычную офисную бумагу, т.к. она не прилипает к покрытию фланелеграфа и легко гнется и рвется. Если все-таки нет возможности использовать картон, то такую бумагу придется укрепить (можно использовать упаковки от бисквитов Барни – они тоже шершавые с серой стороны).

На фото дочка играет с картонными героями, которых просто прислоняет «спинками» к фланелеграфу и они держатся.

Самое сложное во всей этой затее – собрать на просторах интернета героев, обработать в фотошопе и скомпоновать.

Играть с фланелеграфом очень просто – можно иллюстрировать всем нам знакомые сказки (собраны в архив Сказки) – например, «Посадил дед репку» - на фланелеграфе дед и репка, «Позвал дед бабку» - прикрепляем бабку и т.д.

А можно придумывать и свои сказки.

Еще можно изучать фигуры и цвета – достаточно из цветного картона вырезать шаблоны и строить из них плоские картинки.

В возрасте 1.5 лет необходимо играть с ребенком в сюжетные игры: вместе инсценировать сказки, стихи, различные истории. В этом же возрасте нужно учить ребенка сравнивать, запоминать, группировать предметы.

Существует множество разных пособий и сюжетных игр, и уже давно придумано простое приспособление, с помощью которого родители могут легко и просто организовать веселые игры для малыша.

Чем меня привлек фланелеграф?

Анютка очень любит играть с магнитами – приклеивать их, отклеивать и снова приклеивать. Изготовить пособия для магнитной доски достаточно дорого (да и у нас в городе сложно найти в продаже магнитную ленту). А с фланелеграфом все просто.

Так что же такое Фланелеграф?

Как изготовить фланелеграф?

В качестве основы можно использовать:

  • лист фанеры
  • старую столешницу
  • ненужную полку от шкафа
  • заднюю стенку от старого шкафа
  • плотный картон (от коробки из-под техники) — лучше даже склеить две картонки между собой для прочности.

Размер основы – произвольный, так чтобы ребенку было удобно играть. Для новорожденного можно сделать маленькую основу из картона и подвесить фланелеграф в кроватке, фланелеграф также может служить прикроватной стенкой (а это огромный простор для творчества ребенка).

У нас размер фланелеграфа 80*60 см.

В качестве покрытия можно взять однотонную фланель, флис или махровую ткань.

Чехол для фланелеграфа лучше сделать съемный, чтобы его можно было стирать.

Я сделала сбоку застежку на молнии, можно использовать липучки.

Как крепятся фигурки на фланелеграф?

На оборотную сторону картинок для крепления можно приклеить:

  • бархатную бумагу;
  • липучки от подгузников;
  • швейную липучку (ту часть, что с крючками);
  • двухсторонний скотч;
  • фланель.

На мой взгляд, самый оптимальный – бархатная бумага.

Выглядит эстетично, фигурки не сцепляется между собой при хранении, крепко держаться на поверхности фланелеграфа. Кроме того, бархатная бумага делает картинку плотной (не нужно дополнительно укреплять ее картоном).

Где взять картинки?

1. Вырезать из недорогих книжек или раскрасок.

Мне нравятся вот такие книжки с наклейками:

Они стоят всего 27 рублей, а приносят двойную пользу. Сначала мы с Анютой читаем стихи и приклеиваем наклейки, а потом я вырезаю из них нужные картинки для фланелеграфа.


2. Использовать цветной картон , для изготовления геометрических фигур, травки, облаков.

3. Поискать готовые материалы в Интернете или сделать пособия самостоятельно.

В Интернете есть заготовки для фланелеграфа, но они преимущественно черно-белые (хотя встречаются и цветные).

Черно-белые картинки удобны тем, что их можно распечатать на принтере, а потом раскрасить вместе с детьми или самостоятельно.

Мне больше нравятся цветные картинки. Часть я нашла в готовом виде в Интернете, а часть материалов изготовила сама, с помощью программы Фотошоп.

Заготовки распечатала на фотобумаге (она достаточно плотная), а затем укрепила их скотчем с лицевой стороны и приклеила на бархатную бумагу на оборотную сторону.

Как играть?

Ну а теперь переходим к самому интересному вопросу: какие игры можно придумать с фланелеграфом.

Вот несколько примеров:

Изучаем цвета, формы, размеры

Вырежьте из цветного картона геометрические фигуры разных цветов и размеров. Покажите ребенку как составлять из них простые рисунки: снеговика, цветочек, елочку, домик, машину, бабочку или просто геометрический узор. Своего рода на фланелеграфе.

Пусть ребенок сам выбирает цвета, а вы их называйте. Упоминайте размер фигуры и ее название. В процессе игры ваших совместных игр малыш постепенно запомнит цвета, размеры, формы и научится их сравнивать.

Изучаем животных, предметы, овощи и фрукты

Игра «Найди лишнее, обобщение»

Прикрепите разные картинки на фланелеграф, и предложите найти ребенку на них всех животных (или птиц, фрукты, овощи, машины). Так ребенок будет изучать обобщенные понятия.

Прикрепите 2-4 картинки (например, яблоко, банан, зайца) и предложите найти лишнюю. Сначала находите сами и объясняйте почему. Постепенно ребенок научится определять сам.

Анютка пока еще не умеет находить лишнюю картинку, но уже понимает значение слов: овощи, насекомые, звери, птицы, машины, одежда и др. группы.

В детских садах уже давно используется фланелеграф . Используется он для различных игр. Смысл фланелеграфа прост: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки.

Сделать фланелеграф очень просто: берем кусок фанеры или толстого картона (я взяла ненужную полку от шкафа), обтягиваем его однотонной фланелью и все фланелеграф готов.

Как играть: мы с Полиной располагаемся на полу, или на диване фланелеграф прислоняем к стене

Игра 1. Знакомимся с животными.

Чем играть:

  1. можно купить специальные дидактические наборы картинок или готовую игру;


  1. можно самим распечатать на принтере изображения животных, которые в огромном количестве есть в Интернете;
  2. можно вырезать со старых открыток, журналов, книг.

* - не забудьте наклеить картинки на картон поплотнее, это увеличит срок хранения картинок

Когда картинки готовы к ним нужно приклеить «цеплялки». Т.е. то, чем они будут удерживаться на фланелеграфе. Можно использовать, как я писала выше, фланель, можно обычную швейную липучку - ту её часть, на которой есть маленькие крючочки. Мы использовали липучки от памперсов (очень хорошо крепятся).

Итак, к картинке с обратной стороны клеем или степлером прикрепляем липучку.

Наши карточки для игры готовы.

Как играть: Чтобы познакомить детей с животными, выставляем всех на нашей доске, называем их, проговариваем, какие звуки они издают. Даем ребенку самостоятельно цеплять картинки.


Чуть позже можно разделить их на две группы: дикие и домашние.

Игра 2. Знакомимся с овощами и фруктами.

Принцип игры такой же, как и у первой.

Игра 3 . Знакомство с цветами и геометрическими фигурами.

Я сделала для Полины набор основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Фигуры были трех основных цветов: красный, синий, желтый.

Фигуры были трех размеров: большой, средний, маленький.

Играть можно так: сортировать по цветам, форме, размеру. Строить пирамидки, башенки, снеговиков и неваляшек. Можно просто узоры. Все зависит от возраста вашего ребенка.


Игра 4. Знакомимся с цифрами.

Здесь по-моему все понятно: готовим цифры, различные картинки (можно использовать фрукты-овощи или животных), приклеиваем «цеплялки» и можно играть: сопоставлять цифру и количество предметов, сравнивать много и мало, и т.д.

Театр.

Для нас с Полиной это главное развлечение с фланелеграфом.

Мы покупаем недорогие книжечки и вырезаем от туда героев сказок, деревья, солнышки облака и т.д. (Можно самим сделать из бархатной бумаги).

Можно найти и картинки к сказкам в Интернете и распечатать.


И разыгрываем сказки. Фигурки героев можно передвигать, ставить, так как нравится вам и ребенку.


В общем, играть можно во все, что только вы сможете придумать и изготовить своими руками.

Картинки для фланелеграфа можно скачать

Удачи вам!

На доску, обтянутую тканью, крепятся фигурные картинки - домики, звери, звезды. Без булавок, липучек, клея и скотча. Чудо? Нет, фланелеграф!

Фланелеграф - простейшее, но на редкость полезное приспособление для развивающих занятий с малышами. Его изготовление своими руками займет не более получаса, а материалы можно использовать самые дешевые. Хитрые картинки «прилипают» благодаря контакту двух шероховатых поверхностей из фланели - одна на доске, другая на обратной стороне ваших зайчиков, солнышек и ракет.

Для чего нужен фланелеграф?

От рождения и до школы при его помощи

  • инсценируются сказки,
  • осваиваются счет и чтение,
  • закрепляются понятия о цвете, форме и размере,
  • изучаются обобщающие понятия (транспорт, растения, посуда),
  • создаются сюжетные картины на разные темы (времена года, кто живет в лесу, небесные тела).

Что потребуется для изготовления фланелеграфа?

  • Деревянная основа,
  • отрез фланелевой ткани по размеру доски с припуском по 10 сантиметров с каждой стороны,
  • гвоздики со шляпками,
  • молоток.

В качестве основы используется любой имеющийся строительный материал (ДСП, фанера) толщиной 10-15 мм. Изначально мы планировали размер 60х120 см, чтобы сделать два фона, но потом решили оставить 60х80 см - так удобней. Перед натягиванием фланели необходимо обработать углы деревянного щита, спилив их или закрыв плотными накладками. Это продлит срок службы изделия и убережет пользователей от возможной травмы. Наша основа предварительно защищена дерматином. После того, как углы будут закрыты, крепится отрез отглаженной фланели, желательно однотонной или с бледным бессюжетным рисунком.

Вот, собственно, и вся хитрость. Фланелеграф можно повесить на стену (с учетом роста ребенка). Даже если щит располагается перпендикулярно плоскости пола, картинки все равно не падают, однако намного удобней, если с помощью клинышка придать наклон. А можно приставить к стене или мебели, сохранив мобильность изделия.

P.S. Говорят, человек видит только те предметы, представления о которых сформированы в его сознании. Может быть, поэтому мои знакомые не замечали фланелеграфы в группе детского сада, куда ходят их детки?

Фланелеграф – удобное приспособление для развивающих занятий с детьми.

Это дидактическое приспособление довольно просто как в использовании, так и в изготовлении. Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью проводить с ними обучающие занятия.
Основным свойством его является наличие ворсистой тканевой поверхности, на которую накладываются бумажные аппликации, изнаночная сторона которой оклеена также либо ворсистой тканью, либо бархатной бумагой. Кстати, следует отметить, что бархатная бумага намного лучше, так как более крепко удерживает картинку в вертикальном положении на фланелеграфе.
Можно просто навесить на стену флис либо отрезок фланели, драпа либо бархата. Но здесь необходимо удержание ткани при помощи гвоздей, что может быть травмоопасным, так как вешать материю нужно на уровне детского роста. Поэтому более практичным будет изготовление переносного фланелеграфа.
Здесь также существует два варианта изготовления:
1. натягивание ткани на раму;
2. обшивка либо обивка деревянной, пластиковой или картонной плоскости тканью.
Следует подробнее рассмотреть способ изготовления при помощи обшивки.
1. Для этого потребуется ворсистая ткань (драп, фланель, флис или бархат), плоскость, предназначенная для обшивки, и игла с ниткой. Ткань берётся большего размера, чем площадь самой плоскости.
2. Плоскость накладывается на ткань.
3. Ткань туго натягивается и заворачивается за стороны плоскости. Можно даже сбрызнуть участок материи на лицевой стороне фланелеграфа для того, чтобы после высыхания увеличилось её натяжение.


4. На изнаночной стороне фланелеграфа края ткани закрепляются нитками, подобно того, как зашивают на почте посылки. Если края материи не сходятся, допустимо затянуть их при помощи ниток.

5. Детали аппликации или целые фигурки вырезать.
6. Наклеить их на бархатную бумагу так, чтобы ворсистая часть бумаги была с изнаночной стороны аппликации.
7. Вырезать картинки.
8. Фланелеграф устанавливается вертикально, можно с небольшим наклоном. На лицевую сторону накладывают детали аппликации бархатной стороной к ворсистой ткани. Детали слегка прижимают, они держатся на ткани и не сползают.







Можно таким образом обучать детей азбуке: взрослый накладывает картинки, а ребёнок под ними располагает буквы, с которых начинается слово, обозначающее то, что изображено. Можно «инсценировать» сказки «Репка», «Колобок» или «Гуси – лебеди». Можно также учиться считать, располагая счётный материал: картинки яблок или зверушек и цифры, обозначающие количество. В общем, поле для фантазии взрослого необозримо!