География для детей 5 7 лет. Изучение географии в детском саду. Что общего у глобуса и апельсина

Добрый день!

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, для чего необходимо с детьми изучать такую сложную науку, как география.

В детстве я очень не любила этот предмет в школе, я не понимала и половины того, что нам объясняли, точнее понимала, но не запоминала, так как эти знания были мне не нужны. Зачем же начинать знакомиться с географией 3-4-5 летнего малыша, спросите вы. На этот вопрос я попытаюсь сейчас вам ответить.

Что такое география? Это не только знание, где находится земное ядро или кора, где добывается уголь и нефть, и как отличается экономика слаборазвитых стран от стран с индустриальной экономикой.

Это, в первую очередь, понимание того, что находится вокруг тебя: лес, горы, поле, небо, река, море и т.д. Это тоже география, но простая и доступная дл понятия. Вот идете вы с ребенком на прогулку и говорите ему: «Смотри, какое небо». Малыш поднимает голову и смотрит. Что он видит? Голубая, бела или серая масса (в зависимости от погоды). А почему бы не пойти дальше и не поиграть в это самое небо. Пусть далеко оно, пусть он его не потрогает, но ведь и мы не трогали. С одной стороны вещь очень абстрактная, а с другой…


А если придя домой, вы нарисуете небо, а если еще и облака сделаете, например, из ваты, а попутно расскажите, что вата мягкая, как облако. И не важно, что вы его, это самое облако сами никогда не трогали, но ведь главное, что вы задействуете не только зрительную, но и тактильную функцию. Ребенок потрогает вату и в голове ассоциация с облаком останется. А если вы про него стихи и сказки почитаете, а если под музыку порисует или картины посмотрите. Да столько всего придумать можно. Весело? А это География! Можете назвать ее природоведением, но суть останется прежней.

И так шаг за шагом большой и такой неизведанный мир станет малышу чуточку ближе. И вот он уже почувствовал и понял, что если долго подниматься вверх, то можно забраться на гору, а она высокая!!! А если гора «волшебная», то она еще и пар может выпустить или и того больше, необычную штуку под названием лава!

А если идти долго никуда не опускаясь и не поднимаясь, то это равнина, а если спустимся, то можем в овраг попасть. И так шаг за шагом вы придете к тому, что ваш ребенок спросит вас о том, где вы живете. «В России», — ответите вы. А это где? И вот тут вы можете перейти на следующий этап и объяснить ему, что Россия – это страна и таких стран много, и все они на материках располагаются.

И вот вы уже рассказываете ему про Африку. Рисуете льва, лепите жирафа и читаете сказку про неугомонного слоненка, который хотел знать, что у крокодила на обед.

Постепенно вы узнаете и о материках и о странах, о том, как, и где живут люди. Уверяю, вам самим это будет интересно. Я открыла для себя столько нового, пока пыталась простым языком объяснить ребенку что-то очень далекое и возможно еще совсем не понятное, но когда я вижу живой интерес в глазах, когда слышу вопрос за вопросом о том, как и что и где, то сомнения о надобности или ненадобности таких занятий отпадает.

Занимайтесь на здоровье! Надеюсь ваши путешествия будут интересными и увлекательными!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария.

География для школьников – наука, которая редкого ребенка оставит равнодушным. Моря, вулканы, флора и фауна, экспедиции, карты – все это увлекает школьника, расширяет кругозор, но это лишь некоторые грани науки, затрагивающей едва ли не каждую сторону нашей жизни. Как заинтересовать ребенка с малых лет, привить ему интерес к изучению географии и окружающего мира во всем его многообразии?

Первое знакомство с географией

Свои первые «географические» открытия малыш делает на прогулке около дома, а вопросы по географии задает уже в дошкольном возрасте. Сначала совсем еще кроха пытается понять, почему сменяются день и ночь, светит солнце или идет дождь. Спустя время маленький «почемучка» спрашивает, откуда в тучах вода, почему извергаются вулканы и происходят землетрясения.

Ребенок видит мир не так, как взрослый, поэтому у него много вопросов без ответов. Задача родителей — помогать маленькому человеку узнавать окружающий мир и раскладывать информацию «по полочкам».

География, хотя и появляется в программе с 5-6 класса, в начальной школе изучается как предмет «Окружающий мир» или «Мир вокруг нас». Успех в обучении детей во многом зависит от того, насколько интересная и познавательная информация подается на уроках. Закреплять знания детей об окружающем мире в начальной школе лучше всего в игровой форме, поэтому учителя проявляют фантазию, находчивость, придумывают различные игры и викторины.

Однако не только педагог должен учить ребенка географии. Родители должны помогать школьнику закреплять знания, упорядочивать их, разбираться в том, что ему непонятно. Вот несколько идей, которые сделают изучение географии увлекательным.

Изучаем глобус и карты

«А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо…» — каждый ребенок знает про доброго доктора Айболита, который спешил на помощь больным зверушкам. Наверняка вы давно рассмотрели Африку на карте. А что такое карта?

Что общего у глобуса и апельсина?

Без глобуса и карт невозможно изучать географию. Чем отличается глобус от карты? Пусть маленький исследователь придет к выводу, что глобус – это объемный макет нашей планеты, а карта — ее плоское изображение. Как же получили это изображение, ведь шар нельзя просто взять и расплющить?

С помощью апельсина покажите, как из объемного глобуса можно получить плоскую карту. Догадались? Правильно, шкурку апельсина нужно аккуратно надрезать на «полюсах» по направлению воображаемых меридианов, снять и положить на лист бумаги. Края апельсиновой корки теперь совсем не сходятся, ребенок обязательно это заметит. Что же это за карта такая кривая?

Действительно, при переносе со сферы на плоскость изображение очень искажается, точки не совпадают, а расстояние между ними теперь заметно отличается. Именно поэтому ученые разработали разные способы переноса объемного изображения на плоскость, чтобы ничего не перепутать. И все же самая точная географическая карта – это глобус.

Какие бывают карты?

Теперь, когда ребенок понял назначение карты, можно рассказать о том, что карты бывают разные, а именно:

  • физические;
  • политические;
  • синоптические;
  • карты полезных ископаемых;
  • карты обитания животных и т. д.

Объясните, что означают эти понятия, и поговорите о том, для чего могут существовать эти карты, люди каких профессий могут ими пользоваться?

Не забудьте сказать, что карта – это не обязательно поверхность всей планеты. Бывают карты стран, городов, районов. Туристы покупают карты-путеводители, а из множества карт можно составить атлас автомобильных дорог.

Домашние опыты

География изучает географическую оболочку земли (ее поверхность), а также геосферы – слои, заполняющие планету изнутри. Как заглянуть внутрь гигантского шара так, чтобы это понял ребенок?

Модель «слоеной» Земли

Младшему школьнику достаточно будет узнать, что Земля внутри имеет несколько слоев — земную кору (континентальную и океаническую), мантию, а также ядро с твердой оболочкой и жидким центром. Легче всего понять устройство планеты на наглядном примере.

Для модели нужен пластилин нескольких цветов:

  • желтый – жидкое ядро;
  • оранжевый – твердое ядро;
  • красный – мантия;
  • коричневый – кора (литосфера);
  • синий, зеленый, белый – вода, суша, ледники.

Сделать макет легко:

  1. Катаем небольшой шарик из желтого пластилина – это жидкое ядро.
  2. Поочередно облепляем ядро слоями оранжевого, красного, коричневого цветов.
  3. Приводим «планету» к привычному виду – делаем белые полюса, синюю воду Мирового океана, зеленые континенты.

После этого пластилиновую Землю желательно подержать полчаса в холодильнике, а затем острым ножом вырезать из нее кусочек в виде арбузной дольки или пирамидки. Теперь ребенок наглядно может увидеть, как устроена планета изнутри.

Извержение вулкана

Домашний вулкан будет интересен школьнику, а сделать его несложно. Сначала попросите ребенка нарисовать свой собственный вулкан или рассмотрите готовое изображение, а затем вместе сделайте макет.

Для этого потребуются:

  • узкая высокая бутылочка (например, от маленького питьевого йогурта);
  • бумага или газета;
  • малярный скотч;
  • пластилин;
  • «лава» — пищевая сода, уксусная эссенция, красная гуашь, средство для мытья посуды.

Делаем макет:

  1. На поднос или тарелку поставьте бутылочку, скомкайте куски бумаги или газеты, с помощью скотча сделайте подобие горы вокруг «жерла», а затем облепите склоны «горы» пластилином.
  2. Приготовьте «лаву»: в отдельной баночке смешайте гуашь, несколько ложек соды и жидкости для мытья посуды, вылейте смесь в «жерло» (ингредиенты можно брать на глаз).
  3. Извержение: слегка разведенный водой уксус вылейте прямо в красную смесь.

Если ребенку понравится опыт, можно сделать ему многоразовый вулкан из соленого теста или купить вулкан для опытов в детском магазине.

Не забудьте рассказать юному исследователю, что вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Полезные прогулки

Прогулка с ребенком – наглядный урок географии. Обычную вылазку на свежий воздух можно превратить в интересное исследование, если запастись блокнотом для записей, бутербродами и хорошим настроением.

Ориентирование на местности

Если у вас есть компас – смело берите его с собой. Покажите, как правильно пользоваться прибором, расскажите про стороны света и не забудьте рассказать, что солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Пусть ребенок выяснит, куда смотрит ваш дом, где ночью появляется Полярная звезда. Может, он расскажет, в каком направлении нужно двигаться, чтобы попасть в Антарктиду, и почему Японию называют страной восходящего солнца.

Можно составить план двора и придумать свои собственные обозначения для карты: дома, деревья, скамейки, беседки, детская площадка, проезжая часть, тропинка, по которой гуляют собачники. Пусть ребенок обозначит на карте стороны света и расположит объекты в соответствии с компасом. Можно расширить границы, добавить туда любимый магазин, детский сад, дом кого-то из друзей и проложить маршруты. Дома покажите ребенку, как в действительности на настоящих картах обозначаются разные объекты.

Мир, в котором мы живем

На прогулке разговаривайте обо всем, что находится вокруг. Весь окружающий мир – это часть географии. Обращайте внимание на ландшафт, растительность, старайтесь выезжать за город, бывать в местах, где можно увидеть возвышенности, равнины, горы, реки.

Объясните ребенку, почему при наводнении вода не растекается по поверхности земли, а поднимается на много метров вверх; почему в некоторых районах происходят землетрясения, цунами, кто и как определяет сейсмоопасные зоны, относится ли ваша местность к такой зоне. Вспомните про извержение вулкана, расскажите про сход лавины или селевой поток. Почему такие явления называют стихийными бедствиями?

Темы для разговоров можно искать не только на улице, но и дома. Например, полезные ископаемые: что это, почему они так называются? Оказывается, некоторые ископаемые есть у нас в квартире (природный газ, соль, мел, графит – пусть ребенок угадает). Жизнь человека невозможно представить без горных пород, даже посуда и столовые приборы сделаны с их использованием.

Всегда найдется, о чем поговорить за кружкой чая с ребенком. Печеньки похожи на литосферные плиты? Отличный материал для иллюстрации тектонического движения!

Игры и полезные пособия

Школьнику пойдут на пользу географические игры, развивающие память, находчивость, внимание. В пробке или очереди за покупками можно играть в «Города», запоминать столицы и флаги разных стран, а затем устраивать викторину с вопросами: «На флаге какой страны изображен кленовый лист?», «Флаг какой страны имеет те же цвета, что и наш?».

Не обойтись, конечно, и без книг, которые захочется почитать даже взрослым. Вот только некоторые из них:

  • «Земля. Полная энциклопедия», Е. Ананьева, 6+;
  • «Занимательная география в вопросах и ответах», изд. «Робинс», карточки, 3+;
  • «География России. Полная энциклопедия», изд. «Эксмо», 6+;
  • «Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира», изд. «Самокат», 0+;
  • «Карты и география», Кен Дженнингс, 6+;
  • «Атлас животных», В. Аладжиди, изд. CLEVER, 7+;
  • «Космос и земля», изд. «Аванта», 6+.

Заключение

Как вы поняли, обучение ребенка географии нельзя возлагать только лишь на учителя. Порой даже самый творчески настроенный педагог физически не может дать ученикам то, что могут дать им родители. Это неудивительно, ведь учитель один, а детей много, каждый со своими задатками, способностями и потенциалом.

Прогулки, опыты, эксперименты, путешествия в соседний парк или даже страну, мини-исследования, первые открытия и самостоятельные выводы – вот то, что сможет по-настоящему вовлечь школьника в изучение науки, вызвав в нем неподдельный интерес. Все это можете дать ему вы, родители, поэтому не упускайте возможность быть рядом с ребенком и вместе с ним проходить этот путь.

Малышам очень интересен окружающий мир. Маленькие почемучки готовы с утра до вечера задавать вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них, родителям приходится быть очень изобретательными.

Сведения об окружающем мире в доступной и интересной форме – это география для детей, которая еще не содержит сложных понятий и терминов. Обладая средним уровнем знаний, каждый родитель может обучить малыша ее основам.

Из этой статьи вы узнаете

Предмет изучения

География детям с малых лет в простой и доступной форме доносит знания о планете Земля. Она включает в себя элементы физической, социально-экономической, политической географии, немножко геологии, ботаники и зоологии.

Нужно исходить из потребностей конкретного ребенка, делая больше уклон в ту или другую сторону. С чем знаком малыш четырех, пяти лет, изучающий детскую географию?

  1. Он знаком с глобусом и картой, изображающим планету на которой живет.
  2. Различает на глобусе и карте материки, океаны, моря, части света.
  3. Знает различные формы рельефа и природные зоны: равнины и горы; леса, степи, пустыни, реки.
  4. Отличает смену времен года, месяцев и времени суток.
  5. Знает название сторон света – север, юг, запад, восток, положение их на карте и на местности.
  6. Знаком с шестью материками и четырьмя океанами. Знает об отличиях климата на разных материках, уникальном животном и растительном мире.
  7. Имеет понятие о существовании разных стран, в которых живут люди других национальностей со своими обычаями. Может показать на карте несколько стран, знает их столицы. Малышу рассказали кратко о самом интересном и необычном (достопримечательностях, праздниках, людях, блюдах национальной кухни, сказках).

Если вы изучаете с ребенком географию, постарайтесь придерживаться такого плана подачи знаний.

Самых маленьких детей полутора лет нужно заинтересовать обучением. Научить задавать вопросы, видеть окружающую красоту. Знать, что такое песочек, какая земля. Почему растет травка, какого она цвета и т. д.

Особенности детской географии

Наглядная подача информации

Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.

Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.

Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.

Сказочная история

С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.

В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.

Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией. В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут. Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Цель изучения

Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:

  • для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
  • для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
  • чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
  • чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.

Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.

Сегодняшний пост и несколько следующих я хотела бы посвятить нашим занятиям по географии, точнее повторению пройденного (повторению, так как хочу с осени продолжить тему и начать новый цикл занятий в этой области). Все, о чем я писала и буду писать, мы с Дашей применяем в своей жизни, но в силу разных причин одни тему разрываются и получается, что несколько дней мы изучаем воду, а потом прерываемся и только через несколько недель приступаем к почве и т.д. Пока на улице лето и очень многое можно сделать и попробовать «прямо тут и прямо сейчас» я решила кратко повторить все, что мы проходили, но уже в упрощенном варианте и с большим творческим уклоном.


Итак, начали мы с того, что вспомнили, какой формы наша Земля. Даша показала на маленький мячик и сказала, что такая же круглая, только очень большая. Для наглядности мы взяли большое блюдце и мяч. Я предложила ей отправить нашего любимого волка в путешествие и представить себе, что блюдо – это Земля (ведь раньше все думали, что она плоская, мы даже вспомнили, как строили модель из слонов и черепахи, которые держат землю и посмотрели фото, как Даша в роли черепахи держала Землю). Волк отправился в путешествие и дошел до конца Земли (((А когда мы отправили его в прогулку по Земле –мячику, то он совершил оборот вокруг Земли и снова вернулся домой!

Потом мы посмотрели, найденную дома энциклопедию (еще моего детства) про планеты и Землю, рассмотрели рисунки, где показано и рассказано, как Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца и где все это время находится Луна. А потом отправились ставить эксперимент в ванную. Почему в ванну? Да потому, что там темно. Я дала в руки Даше фонарик, сама и велела светить на Землю (мячик). С одной стороны прижала к мячу волка, с другой кенгуру. Даша стала светить в одну точку, а я крутить нашу Землю и получалось, что если светло волку, то темно кенгуру. Так мы выяснили, как сменяется день и ночь.

Потом мы посмотрели кусочек мультфильма География для самых маленьких, а точнее кусок, который посвящен океану и материкам, откуда что взялось, как называется и как выглядит. Очень интересно был показан процесс расформирования материков на несколько из одного целого.


Посмотрев мультфильм, мы отправились собирать собственный паззл))) Я вырезала несколько кругов разного размера и схематично написала и нарисовала составные части нашего паззла: планета Земля, материк, страна, город, дом и Даша стала собирать его сначала начиная с дома (я ей подсказывала), а потом от Земли самостоятельно.

В завершении мы нарисовали собственную планету Земля (Даша рисовала сама), а потом попросила лист бумаги и стала рисовать землю, по которой мы ходим. Сначала она зарисовала лист коричневой краской, а потом стала наносить на него другие цвета. Я стала расспрашивать, что она рисует и почему именно так. Она тогда ответила, что земля на самом деле не черная и не коричневая, она цветная, так как в ней отражается солнышко, на ней растет трава и красивые цветы и все цвета сливаются и получается «вон как красиво!»

Я никогда не думала, что Даша представляет землю такой, в которой солнышко отражается! Моя малышка не перестает меня удивлять)))