Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений. Конспект НОД в средней группе детского сада. Познавательное развитие (формирование целостной картины мира). Моя семья Детский сад наш так хорош – лучше сада

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Формирование целостной картины мира.

Интегрированное занятие для детей средней группы.

СКАЧАТЬ (презентация)

Соснина Галина Николаевна

Воспитатель

Место работы: МБОУ «В-Матигорская средняя

школа» филиал д/с №30 «Ромашка»

Цель: Формировать знания детей о признаках весны.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.

Расширять знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом весны.

Закрепить умение располагать изображение на листе бумаги.

Виды деятельности: рассказ, беседа, отгадывание загадок, объёмная лепка.

Оборудование: интерактивная доска, пластилин, салфетка, картон, доска для пластилина.

Литература:

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис- Пресс, 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог система работы в средней группе детского сада. М.: Мозайка- синтез, 2010.

3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.:В Владос, 2000.

4. Приложение №1.(Презентация)

Ход занятия.

В гости к детям приходит гномик и говорит, что у него есть друг солнышко. Они нам что-то хотят рассказать.

Расскажи я всему свету,

что зимы уж больше нету.

Поглядите, вот весна,

По земле идет она.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

Услышало эти слова солнышко и выглянуло из-за тучки. Надоело ему прятаться от ветров и холодов.

Выглянуло оно, расправило свои лучики, но стало ему скучно одному, и решило солнышко разбудить ещё кого-нибудь.

Заглянуло солнышко на лесную полянку и что же увидело там?

(ответы детей)

Появились первые проталины; Все меньше становится снега,

Побежали ручьи, куда ни ступи везде вода. Как будто природа спешит умыться перед тем, как наденет зеленый наряд.

Набухли почки: Точно такие же, как у нас в группе, и вот - вот появятся первые листочки.

А вот и первые весенние цветы:

Кто вспомнит их названия?

(Ответы детей).

7;8 слайды: (подснежники, мать-и-мачеха)

Потом солнышко заглянуло в берлогу и никого там не увидело.

Кто жил в берлоге зимой? (ответы детей: медведь)

А как проводят медведи зиму? (ответы детей: спят, сосут лапу)

Где же теперь искать их?

Давайте и мы с вами порадуемся наступлению весны. (Физ. минутка)

Под весенние напевы

повернемся вправо, влево.

руки вверх, руки вниз.

вверх! и снова руки вниз.

вправо, влево головою.

руки вверх! перед собою.

топни правою ногой,

топни левою ногой.

вправо, влево повернись

и тихонечко садись.

Забеспокоилось солнышко: а как же его друг зайка? Что с ним произошло с наступлением весны? (ответы детей)

Вспомните, каким был зайка зимой?

Посмотрите, каким он стал? (ответы детей)

Как вы думаете, почему сменил шубку? (ответы детей)

Весной у зайчихи появились зайчата. Расскажите, какие они? (ответы детей) Они появились совсем недавно, но уже пушистые, шустрые. Покормила их зайчиха и ускакала подкрепиться свежей травкой. А зайчата остались одни. Греет их солнышко своими теплыми лучами, ждут зайчата маму, а её все нет.

Тут мимо пробегала другая зайчиха. Заметила она малышей и покормила их. Так у зайцев заведено.

16 слайд: (солнышко загадывает загадки, появляется грач, ласточка, скворец).

Послушайте загадки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица ……(грач).

Прилетела к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его? (скворец)

Солнечные лучики заметили, что появились насекомые. Посмотрите это шмель.

А каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей, бабочка, майский жук).

Ребята, а весеннему солнышку очень понравились первые весенние цветы.

Давайте и мы с вами порадуем солнышко и сделаем для него вот такие весенние цветы.

Молодцы ребята, какие красивые цветы у вас получились.

Удивилось солнышко: как много оно успело увидеть в весеннем лесу, и рассказало об этом гномику.

Ребята, а вам понравилось гулять с солнышком по весеннему лесу.(Ответы детей).

Давайте скажем нашим друзьям до свидания и то же пойдём на прогулку.

Цель: Закрепить и систематизировать знания о мыле (его свойства и качества, как им пользоваться, как беречь).

Задачи:

Образовательная:

Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.

Познакомить детей со свойствами мыла; показать разнообразие состояний мыла в окружающей среде. Познакомить с некоторыми свойствами мыла. Дать представление о роли мыла в жизни человека

Развивающая:

Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, связную монологическую речь. Развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности. Формировать умение рисовать мылом по ткани, на цветной бумаге.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать интерес к соб-ственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность. Воспитывать экологическую культуру.

Предварительная работа: Провести опыты: когда получается мыль-ная пена? Что бывает с мыльной водой после погружения в нее губки? Познакомить с древесной золой, приготовить из нее щелочную воду (для стирки белья, мытья рук). Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла. Играть в игру «наоборот», с мыльными пузырями. Прочитать стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр». Заучить скороговорки о мыле. Рисовать мылом.

Материал и оборудование: Почтовый ящик с различным по цвету, запаху и состоянию мылом. Конверт с письмом. Компьютер с рисунками мыла, мыльных пузырей, пены. Три тазика для воды, салфетки из ткани (вытирать руки); губки; ведерко с глиной; соломинки для коктейля. Пикто-граммы веселого и грустного лица. Цветной картон; обмылки.

Методы и приемы: Использование художественного слова, наглядности; сюрпризный момент; игры; проблемные вопросы детям; практический (опыты); рассказы детей.

Ход занятия:

Дети с воспитателем заходят в группу. На столе стоит ящик- посылка.

Воспитатель: «Ребята, вы не знаете откуда появился здесь этот странный ящик. Посмотрите, а вот и какой-то загадочный конверт. Ну-ка, давайте откроем. Воспитатель читает письмо».

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь, А что я такое — скорей догадайтесь. И знайте: большая была бы беда, Когда бы не я, да вода.

Дорогие, мои дети!

Пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

ваши руки и лицо.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите — не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Мойдодыр.

Воспитатель: «Ребята! А вы хотите узнать о тайнах мыла? Тогда давайте с вами отправимся в исследовательскую лабораторию. Но сначала, как настоящие ученые-исследователи, наденем специальную одежду -халаты.

— Ариша, включи, пожалуйста, наш компьютер. — Ребята, что это на экране? (Мыло) — Как вы догадались, что это мыло?

— Кто больше слов назовет о мыле? Какое оно? (Прямоугольное, цветочное,

твердое, туалетное, душистое, скользкое и т.д.)

— Почему мыло душистое? (в составе его есть цветочный одеколон).

(Дети определяют, чем пахнет мыло из посылки).

— Чем пахнет твое туалетное мыло?

— А какое еще бывает мыло? (Жидкое)

— Что делают жидким мылом? (моют волосы, тело, используют парикмахеры и т.д.) -Когда мыло становится скользким? (Когда оно мокрое, с водой)

Посмотрите, посмотрите: мыло тонет в реке и в корыте! Почему оно всегда только там, где есть вода?

Мы с вами оказались в «Стране сравнений».

— Скажите, мыло скользкое, как что? (как рыба-окунь, как сосулька, как лед, как шелк и т.д.)

— Кто прочитает скороговорку про Милу?

Мыла Мила Мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мишку мылом не домыла.

— Почему Мила не домыла Мишку? — Почему мыло упало? (Скользкое)

Что означают слова «смыла, домыла, вымыла»; «и юлило, и кусало как оса, «измылила».

— Что означает словосочетание «намылить шею» (Поругать, пожурить).

— А вам такое говорили? За что?

— А как вы думаете, можно ли намыливать ягоды!

— Вы малину мылили? (Мыли, но не мылили). Что будет с ними, если ягоды намылить?

— Как вы отнесетесь к совету Г. Остера:

Никогда не мойте руки, шею и лицо. Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо. Это глупое занятие не приводит ни к чему. Так зачем тратить силы, время Попусту терять?

— Это хороший или вредный совет? -Почему вредный?

— Кто боится мыла? (Микробы, грязнули, трусихи).

— «Какой бы Вы совет дали грязнуле?»

А поэт Я. Аким вот что посоветовал:

Мыло душистое, белое, мылкое. Мыло глядит на грязнулю с ухмыл-кою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его,наконец, бы отмыло,

— А я сказала бы так:

Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.

— Ребята, давайте мы с вами вымоем руки и докажем, что мы не грязнули и не лентяи!

— Что нам нужно, чтобы вымыть руки? (Вода, мыло). (Дети подходят к столу с тазиком для воды и мылом).

— Хорошо намыливаем руки. Посмотрите, у нас появились на руках мыльные «перчатки».

— Они бывают какими? (Белыми, черными). -Когда они бывают черными? (Когда руки грязные). -Когда они бывают белыми? (Когда руки чистые). -Как часто нужно мыть руки? (По мере загрязнения, перед едой.)

— А кто знает, как нужно беречь мыло? (Хранить в мыльнице на полке без воды, на стенке с магнитом).

— Давайте перейдем к следующему столу.

ФИЗМИНУТКА.

— Если бросить мыло в воду, что с ним происходит? (Оно тонет, булькает, раскисает.)

— Когда в мыльную воду погружают губку, что происходит? (От нее поднимаются мыльные пузырьки).

— Почему? (В ней есть дырочки с воздухом).

— Из каких частичек состоит мыло? (Из мыльных частичек твердых и воздушных.)

— Отгадайте загадку «Много кусков мыла — это что?»(Витрины магазина; полки в

умывальнике, мыльницы с мылом в бане.)

— А знаете ли Вы чем люди умывались раньше?

Давайте перейдем к следующему столу нашей лаборатории.

ФИЗМИНУТКА

— Раньше люди стирали и мылись щелоком. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Мылись также глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи.

— Давайте попробуем помыть руки глиной.

Д/и: «Хочу — не хочу.» (пиктограмма веселого и грустного лица.)

— Посмотрите внимательно. Какое настроение у первого человечка? Он говорит нам, что хочет мыть руки глиной. Почему? (Потому что она полезная, чисто моет.) -А какое настроение у второго человечка? Вы знаете, он сказал мне, что ему не нравится мыть руки глиной. Почему? (Потому что она грязная, надо затрачивать много воды для смывания.)

— Ребята, посмотрите, на экране компьютера появилась новая картинка. Что ЭТО? (Пузыри) Какие они? (Мыльные.)

(Дети подходят к следующему столу и с помощью соломинок надувают мыльные

— На что похожи? Что случится если на них сесть? Бросить их? Уда-рить по ним? Подуть на них? Почему говорят: «Лопнули мечты, как мыльные пузыри?» (Это несбыточные мечты.)

— Давайте вспомним о своих сбывшихся и несбывшихся мечтах. -Из чего состоит мыльный пузырь? (Из оболочки и воздуха.)

(Дети снова обращаются к экрану компьютера. Там много мыльных пузырей — пена).

— Послушайте: «Мыло пузыри пускало, пеной к верху лезло, и его не стало, все оно исчезло».

Почему оно исчезло?

Где Вы еще видели пену? (На реке, в море, у берега, на волнах, в банке, в стакане с соком, молоком и т.д.)

Д/и: «Что без чего не бывает?» Чистюль — без … мыла. Мыла — без … жира. Пены — без … воды Пузырей — без … губки. Шутки — без … улыбки.

— Как вы думаете, мылом можно только мыть и стирать? -Что еще им можно делать?

(Чертить на ткани, рисовать на цветной бумаге, ткани.)

(Можно дать детям обмылки и предложить нарисовать мыльные волшебства).

Рефлексия:

— Ребята, какие вы молодцы.

— Давайте вспомним, что нового вы узнали про мыло? Что вам больше всего запомнилось?

А сейчас, я предлагаю посмотреть мульт-фильм про девочку, которая не любила мыться.

Просмотр мультфильма « В гостях у Королевы Зубной Щетки»

Елена Гадаборшева

Конспект НОД по формированию целостной картины мира на тему «В мире стекла » в средней группе .

Воспитатель Гадаборшева Е. С.

Образовательная область : познавательное развитие.

Цель : помочь выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, цветное, гладкое)

Программные задачи : -формировать представления о свойствах стекла ;

Развивать любознательность;

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа : рассматривание предметов из прозрачного и цветного стекла .

Словарная работа : стеклянный , цветное стекло , прозрачное, водонепроницаемость, хрупкое.

Материалы и оборудование :небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, цветные стеклянные шарики ,палочки для проверки звонкости стекла , стеклянный стакан .

Виды детской деятельности :речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадку :

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь- разобьется. (стекло )

2. Основная часть.

Воспитатель выкладывает на стол небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. Дети называют, а воспитатель обобщает : эти предметы сделаны из стекла , то есть они стеклянные .

В. - какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете ? (бутылки,посуда, окна)

В. Кладет в прозрачный стакан цветные шарики, показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

В. - посмотрите вокруг себя и назовите стеклянные предметы (лампочка,посуда, окно)

Обследование детьми стеклянных предметов на ощупь .

В. - какие стеклянные предметы на ощупь ? (гладкие, холодные)

Физминутка. Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

Демонстрация воспитателем водонепроницаемости стекла : наливает в стакан воду, и дети убеждаются, что стекло ее не пропускает , то есть оно водонепроницаемо.

В. - назовите сосуды из стекла в которые можно наливать жидкости (бутылочки,вазы, чашки и т. д.)

Рассказ воспитателя о том, что стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы, но любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно.

В. Предлагает детям слегка ударить палочкой по стеклянным предметами послушать, как звучит стекло . Дети высказывают свое мнение : стекло звонкое , звенящее.

В. - отгадайте загадки :

Стеклянный домик на окне ,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой.

Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь-разобьюсь.

3. Заключительная часть.

В. -вот мы сколько сегодня узнали о стекле . Что вам больше понравилось на занятии? Какими свойствами обладает стекло ?



Публикации по теме:

Формирование целостной картины мира. Тема: «Домашние животные». 2 младшая группа. Цели: обобщение и систематизация знаний о домашних животных;.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Во саду ли, в.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Осень к нам пришла» Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Осень к нам пришла Цель: формирование знания детей об осени Задачи:.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и физическому развитию детей средней группы «Где-то на белом свете» Конспект НОД по формированию целостной картины мира и физического развития детей средней группы. «Где-то на белом свете. ,» Тема недели:.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» Задачи: 1. Расширить и обогатить знания детей о космосе и профессии космонавта.

Конспект НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «В гости к деревьям» Цель: Закрепление знаний детей о различных породах деревьев, об отношениях с окружающей средой (почвой, водой, солнцем, их значении в.

Сентябрь

Занятие №1. Явления окружающей жизни.

Тема: Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде, (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный зал, просторная кухня, медицинский кабинет, детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литература:

Стр 27.

Занятие №2. ПДД.

Тема: « Правила движения достойны уважения»

Программные задачи:

    закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;

    систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

    закрепить знания о наземном и воздушном транспорте;

    развивать наблюдательность, зрительную память;

    развивать умение отвечать полным ответом.

Литература: приложение к проекту «Дорожная азбука».

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Кто нам хлеб растит.

Программное содержание: Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 80

Занятие №4. Ознакомление с природой.

Тема: Прохождение экологической тропы.

Программное содержание: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Литература:

Стр34.

Октябрь

Занятие №1. Ознакомление с природой.

Тема: У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр31.

Занятие №2. Ознакомление с природой.

Тема: Что нам осень принесла?

Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр28.

Занятие №3. Природное окружение

Тема: Осенние посиделки (Беседа о домашних животных)

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр39.

Занятие №4. ОБЖ.

Тема: « В лес по грибы»

Программное содержание: Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: приложение к проекту «Лесные богатства».

Ноябрь

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Из чего состоит тело»

Программное содержание: формировать элементарное представление о строении тела человека; способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями; вызвать сознательное отношение к себе и другим детям; формировать представление о зож, умение и желание выполнять необходимые гигиенические правила.

Литература: приложение к проекту «Я в мире человек».

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Виртуальная прогулка "Что такое улица"

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжить закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать, свой адрес.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 31.

Занятие №3. Знакомство с социальной действительностью.

Тема: «Моя страна»

Программное содержание: дать детям представление о России, как о стране;

познакомить детей с символами России: флагом, гербом, гимном; активизировать словарь по теме.

Литература: приложение к проекту «Я- гражданин России»

Занятие №4. Явление окружающей жизни.

Тема: Семейные традиции

Программное содержание: Расширить представление о семье. Формировать представле ние о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 39

Занятие №5. Экология

Тема: Скоро зима! (Беседа о жизни диких животных в лесу)

Программное содержание: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 41

Декабрь

Занятие №1. Природное окружение

Тема: В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой)

Программное содержание: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 51

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: Петрушка – физкультурник

Программное содержание: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 29

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Новый год у ворот

Программное содержание: Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представле ние о празднике, его значении для людей.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 146

Занятие №4. Экология

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание: Расширять представления о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Литература: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 45.

Январь

Занятие №1. Явления социальной действительности

Тема: "Всемирный день «СПАСИБО».

Программное содержание: формировать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми; побуждать детей пользоваться правилами вежливого общения; развивать у детей интерес к устному народному творчеству посредством театрализации.

Литература: приложение к проекту «В мире вежливых наук»

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема : Народные праздники на Руси. Рождество

Программное содержание: Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к ис тории России, национальную гордость.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 155

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: « Такой разный транспорт»

Программное содержание: Формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины. Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других

Литература: приложение к проекту «Такой разный транспорт»

Занятие №4. Явления окружающей жизни

Тема: Мои друзья.

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 24.

Февраль

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Один дома».

Программное содержание: расширять знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка; развивать двигательную активность; формировать умение понимать и отгадывать загадки.

Литература: приложение к проекту «ОБЖ».

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: В мире стекла

Программное содержание: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 36

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Наша Армия

Программное содержание: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 37

Занятие №4.

Тема: Посадка лука

Программное содержание: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет) Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 55

Март

Занятие №1. Явления окружающей жизни

Тема: « Женские профессии».

Программное содержание: закрепление знаний детей о профессиях (врача, парикмахера, продавца, учителя, повара), об орудиях труда; обогащение и расширение словаря по теме «профессии» сложными словами; обучение составлению описательного рассказа с помощью схемы.

Литература: приложение к проекту «Международный женский день»

Занятие №2. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 59

Занятие №3. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Экологическая тропа весной

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Занятие №3. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 66

Занятие №4. Экология

Тема: «Птицы- наши друзья»

Программное содержание: Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Расширять знания детей о птицах родного края.

Литература: приложение к проекту «Всемирный день птиц».

Апрель

Занятие №1. Предметное окружение.

Тема: «Книга – лучший друг!»

Программное содержание: з акреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский); з акреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение); развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию; воспитывать бережное и аккуратное отношение к книгам.

Литература: приложение к проекту «Книга- лучший друг»

Занятие №2. Явление окружающий жизни

Тема: «Путешествие в космос»

Программное содержание: д ать детям элементарные представления о космосе; у чить объединяться в игре, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление ; воспитывать познавательную активность.

Литература: приложение к проекту «Мы- будущие космонавты».

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: Песня колокольчика

Программное содержание: Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Стр. 305

Занятие №4. ОБЖ

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Программное содержание: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Литература: перспективный план по обж (апрель).

Май

Занятие №1. Предметное окружение

Тема: Государственные символы Рос сии

Программное содержание: Познакомить с гимном России.

Закрепить знания: о Москве - столице нашей Ро дины; о гербе и флаге.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 326

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Этот День Победы

Программное содержание: Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сра жались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечест венной войны.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 316.

С 15.05 Мониторинг.

Интеграция образовательных областей . Познавательное развитие, социально - коммуникативное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.

Цели и задачи . Формировать представление детей о космосе. Познакомить с первой женщиной космонавтом Валентиной Терешковой. Закрепить умение отличать живые существа от предметов, развивать логическое мышление. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), в умении подбирать фигуры нужной величины путём наложения. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать стремление стать сильными и смелыми. Вызвать чувство восхищения В. Терешковой, чувство гордости за нашу страну.

Материалы и оборудование. Изображение ночного неба, шапочка со звездой, игрушка Лунатик, 4 карточки с картинками, портрет В. Терешковой, листы с нарисованными точками для соединения ракеты на каждого ребёнка, образец ракеты, фломастеры синего, чёрного цветов, большой круг жёлтого цвета с оконтуренными местами для фигур, вырезанные из картона геометрические фигуры разных размеров, клей, кисточка, клеёнка для намазывания фигур, угощение для детей.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Ж. Парамоновой:

Если ночью не храпеть

И на небо посмотреть,

То увидеть сможешь ты

Звёзды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нём сказок.

Воспитатель . Посмотрите, ребята, на ночное небо. Что видно на небе?

Дети. Много звёзд.

Воспитатель. Звёзды кажутся очень маленькими, потому что находятся далеко от Земли. Как вы думаете, почему звёзды не видны днём?

Предположения детей.

Воспитатель . Днём звёзды не видны, так как Солнце светит намного ярче. Наше Солнце тоже звезда. Кроме звёзд есть планеты. Они обращаются вокруг звёзд. Давайте представим, что Анечка у нас звезда. А мы все возьмёмся за руки и будем обращаться, как планета, вокруг звезды.

Девочке на голову одевается шапочка со звездой. Дети берутся за руки и идут по кругу вокруг девочки.

Воспитатель . Пространство, в котором расположены звёзды и планеты, называют космосом.

Звучит музыка. В группе появляется необычный гость.

Лунатик. Здравствуйте, ребята! Я - Лунатик.

Дети. Здравствуй, Лунатик!

Лунатик . Я прилетел к вам с планеты Луна и очень хочу узнать про вашу планету.

Воспитатель . Дети, скажите Лунатику, как называется наша планета.

Дети. Наша планета - Земля.

Воспитатель. Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету. (Я. Аким)

Дидактическая игра «Живое - неживое».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с четырьмя картинками и исключить лишнее. Цель игры: закрепить умение отличать живые существа от неодушевлённых предметов.

Зрительная гимнастика с Лунатиком.

Глазки вверх мы поднимаем,

Разглядеть звезду мечтаем.

Глазки вниз мы опускаем,

Затем снова поднимаем.

Лунатик вправо полетел,

А потом налево.

На окошко Лунатик сел, (Проследить за Лунатиком взглядом вдали и вблизи)

Чуть совсем не улетел!

Воспитатель . Ребята, наша планета Земля замечательная, красивая. Но человеку всегда был интересен космос, это огромное пространство со звёздами и планетами. А вы знаете, кто был первым человеком, полетевшим в космос?

Дети. Юрий Гагарин!

Воспитатель. А первой женщиной, полетевшей в космос, стала Валентина Терешкова. (Показ портрета). Эта смелая женщина провела в космосе почти трое суток одна, без товарищей. Чтобы полететь в космос нужно иметь крепкое здоровье, много тренироваться. Валентина Терешкова занималась спортом: прыгала с парашютом. Она стала первой женщиной генералом в нашей стране и получила звание героя. Ребята, а на чём летают в космос, вы узнаете, соединив все точки на своих листах.

Дети садятся за столы и выполняют работу по точкам.

Воспитатель . Что у вас, ребята, получилось?

Дети . Ракета!

Воспитатель показывает большой образец ракеты, которая должна была получиться после соединения всех точек на листах и хвалит детей, аккуратно выполнивших работу. Вот такая ракета понравилась бы Валентине Терешковой!

Физминутка. Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим - на такую полетим!

В начале, взявшись за руки, дети идут по кругу. Затем приседают, подпрыгивают (старт ракеты) и бегут друг за другом.

Воспитатель. Что-то наш гость загрустил.

Лунатик . С моей планетой случилась беда: откололись кусочки Луны, упали и все перепутались.

Воспитатель . Ребята, давайте поможем нашему гостю - спасём Луну.

Дети подбирают подходящую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и наклеивают их на поверхность Луны (большой круг с оконтуренными местами для фигур).

Лунатик. Спасибо вам, ребята! Очень красивая Луна получилась!

Воспитатель. Понравилось вам наше занятие? Как вы понимаете, что такое космос? Правильно, это пространство, в котором расположены звёзды и планеты. Как называется наша планета? (Земля). Назовите, пожалуйста, имя и фамилию первой женщины, полетевшей в космос. (Валентина Терешкова). На чём летают в космос? (В космос летают на ракете).

Лунатик . Дорогие ребята! Мне с вами было очень интересно. Но мне пора улетать на свою планету. У меня для вас есть угощение.

Лунатик раздаёт угощение и прощается.

Дети . До свидания, Лунатик! Прилетай к нам ещё!


Полный текст материала Занятие по формированию целостной картины мира в средней группе "Знакомство с космосом. Первая женщина космонавт" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.