Правовая культура и правовое воспитание лекция. Правовое воспитание в россии. Правовое воспитание: понятие, система

Гражданское воспитание выступает элементом общеобразовательного механизма (на всех уровнях системы образования государства) в государстве, гарантирующем права и свободы каждому гражданину. Правовое воспитание как часть правовой культуры предполагает знание общественно-политических институтов, понимание демократического уклада жизни, возможностей и условий соблюдения прав человека в нашем мире, понимание таких принципов, как толерантность, солидарность, стремление к гуманизации общества, полный отказ от расизма, национализма и т.д.

Правовое воспитание развивает у каждого человека, прежде всего, способность утверждать собственные требования свободы и справедливости.

По мнению А.С.Ахметова, формирование гражданского общества и правового государства определяется активностью и степенью развитости правового образования населения государства как обязательного условия эволюции правовой культуры как отдельного индивида, так и общества в целом.

Развитие правовой культуры - это есть процесс приобщения ее к опыту творческого восприятия и освоения действительности, который накапливается целыми поколениями и воплощается в ценностях материальной и духовной культуры, а также приобщения к правовой сфере. Правовая культура гражданского общества выражается в сплоченности правовых знаний и информации, объективно отражающих правовую действительность и отношение индивида к правовым явлениям и процессам правомерного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим показателем правовой культуры гражданина, гражданского общества является не только знание своих прав и свобод, но и умение их реализовать, защитить в случае их нарушения, а также нести как индивидуальную, так и общественную ответственность за свои действия и устремления.

В современном правовом обществе очень популярен такой принцип, как «разрешено все, что не запрещено», который означает полное предоставление каждому лицу довольно широких возможностей и способов действий в различных направлениях жизнедеятельности. Однако следует учитывать тот факт, что это может привести к превышению границ правового пространства, т.е. перенаделению правовыми возможностями и выходу за «рамки» правовой действительности.

Исследуя феномен правового воспитания, необходимо рассматривать его в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда его «воспитывает» окружающая обстановка в целом. В данном случае у граждан, должностных лиц, государственных органов, которые осуществляют правомерную (или неправомерную) правовую деятельность, отсутствует цель оказывать на других правовоспитательное влияние, что, тем не менее, происходит. В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на постоянное повышение и развитие правовой культуры отдельного индивида, социальной группы и общества в целом. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование

Суть правового воспитания выражается в приобщении людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на установку законопослушания, понимания сущности правовых систем и т.д. В процессе социальной практики личность усваивает определенные правовые ценности, заключающиеся в моральных нормах. Главной целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009, с. 15

При исследовании правового воспитания как определенной деятельности, направленной на повышение правовой культуры индивида, необходимо рассмотреть основные элементы его механизма. Здесь важно выделить конкретные способы организации воспитательного процесса:

1) правовое обучение в образовательных учреждениях всех уровней;

2) правовая работа в области ознакомления населения с проведением мероприятий конституционного характера (выборы, референдумы);

3) политика пропаганды права художественной литературой, средствами массовой информации, посредством ресурсов Интернета и т.д.

Следующим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012, с. 570 К ним можно отнести различные методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия, а это принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д.

Проведение мероприятий правового всеобуча должно включать в себя эффективную деятельность специальных правовых курсов, семинаров, школ, которые должны организовываться государственными и общественными органами, причем их бюджет может формироваться не только из средств государства, но и существовать на коммерческой основе или при поддержке спонсоров. Главная цель проведения такого правового всеобуча - это провести ознакомление всего населения с правовыми идеалами и образцами правовой действительности, правовым опытом зарубежных стран, где уровень правовой культуры выше, а следовательно, и выше уровень правовой защищенности.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов справедливо отмечают, что «в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества» Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011, с.312.

Проблемы правового воспитания нашли отражение и в исследованиях А.А. Васильева, который показывает, что российские консерваторы успех правового воспитания связывали с формированием духовно развитой, нравственно целостной личности, а не с механической трансляцией правовых знаний, навыков и умений. Он считает, что особое внимание охранители обращали на необходимость нравственной и правовой подготовки кадров правоохранительных органов и государственных служащих. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

При развитии правовой культуры, помимо правового воспитания, необходимо уделять внимание правовому обучению, так как процесс воспитания напрямую зависит и обусловливается процессом обучения. Однако различия между правовым воспитанием и правовым обучением все же присутствуют. Выделить их можно исходя от сферы воздействия этих понятий: правовое воспитание воздействует в основном на эмоционально-волевую, мировоззренческую, ценностную сторону сознания, правовое обучение влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, с целью информационно-ознакомительного воздействия на индивида. Эмоционально-волевое и ценностное воздействие практически всегда ограничено правовой практикой, так как понятно, что практически невозможно воспитать у человека те ценности и уважение к ним, которые у большинства людей и в их сознании отсутствуют, но выражаются в словах, демагогических заявлениях со стороны, например, как политических лидеров, так и обычных учителей перед учащимися.

Процесс формирования правовой культуры - сложнейший и длительный процесс, который затрагивает абсолютно все стороны общественной жизни.

Главными элементами и средствами ее формирования являются: повсеместное развитие у населения правовых знаний; широкомасштабная пропаганда права, правовой культуры; развитие юридической науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативных правовых актов.

Правовая культура, степень овладения ею - это обязательное условие осознанного осуществления отдельным гражданином своего долга перед обществом и государством. В современном Казахстане существует большое количество проблем, связанных с процессом формирования правовой культуры. В первую очередь необходимо выделить недостаточность правовой грамотности населения, некоторые противоречия нормативно-правовых актов с реальной действительностью. Поэтому для решения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, ориентированная на повышение уровня правовой культуры общества посредством совершенствования законодательного процесса, процесса правотворчества, а также увеличение роли средств массовой информации, художественной литературы, произведений искусства. Это будет формировать положительное отношение каждого члена общества к праву, закону, а также формировать знание гражданами своих неотъемлемых прав и обязанностей перед обществом и государством.

Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего казахстанского общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ »

Юридический факультет

Кафедра Теории государства и права

курсовая работа

на тему: «Правовое воспитание и правовая культура»

Выполнил студент 1 курса

Макушин Евгений Константинович

Проверил: Научный руководитель

кандидат юридических наук, доцент

Васильев Антон Александрович

Барнаул 2014

Введение

Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, виды

1.1 Понятие правовой культуры

1.2 Структура правовой культуры

1.3 Виды правовой культуры

Глава 2.Правовое воспитание: понятие, формы, значение

2.1 Понятие правового воспитания

2.2 Формы правового воспитания

2.3 Значение правового воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопросы правового воспитания и правовой культуры являются достаточно актуальными в наши дни, особенно в условиях построения в России правового государства. Одним из главных признаков такого государства всегда был и будет высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц.

Очевидна значимость темы и с точки зрения теории права. Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, эталоны, к которым следует стремиться законодателю, гражданину правоприменителю и всему обществу в целом. Затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел в обществе, начать поиск пути и средств для достижения намеченных целей построения правового государства и общества.

Понятие правовой культуры неразрывно связано с понятием правого воспитания. В настоящее время проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер первоочередных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех построения в России правового государства.

Однако как таковой, системы правого воспитания у нас еще не существует, её отсутствие негативно сказывается на состоянии законности и правопорядка в стране. В этих сложных условиях наблюдается рост числа преступности, в том числе и детской, очевидными причинами которой являются сложная экономическая ситуация, падение нравов в обществе, а также низкий уровень правового воспитания населения.

Правосознание основной массы россиян, особенно молодежи, сформировалось и формируется в момент кризиса. Следствием серьезных изменений, произошедших в политической и экономической системах общества стало существенное изменение качества жизни. Прямым результатом отсутствия правового воспитания является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Наряду с этим меняется отношение граждан к существующей системе права. Возникает негативное отношение к издающимся законам, которые не в силах обеспечить правовую защищенность гражданина, его личности, достоинства, чести.

Именно поэтому я выбрал данную тему, как одну из основных во всей системе юридических знаний, на тему, которая касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от сферы его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их осуществлять, использовать, исполнять и т.д.

Объектами данной работы являются правовое воспитание и правовая культура как комплексные категории.

Целью исследования является комплексная характеристика правовых категорий правовая культура и правовое воспитание.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 . Правовая культура: понятие, структура, виды

1.1 Понятие правовой культуры

Понятие «культура» берет свое начало от латинского слова «cultura» («воспитание, возделывание, развитие, образование, выращивание, почитание, обрабатывание»), которое обозначало функцию, связанную с приобретением опыта, знаний, с целенаправленным воздействием человека на природу.

Понятие культуры неоднозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы. Социологический подход определяет понятие культуры как совокупность всех духовных ценностей. Согласно философскому подходу культура - это исторически сложившийся определенный уровень развития общества, способностей и творческих сил человека. С точки зрения антропологии культура выглядит как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа.

С позиции необходимости обобщения различных подходов представляется интересным определение, которое дает А.А. Радугин: «Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл, человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, профессиональную группу и т.д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей» Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001-304 c. .

Перейдем к рассмотрению непосредственно понятия правовой культуры. Так, Е.В. Аграновская представляла правовую культуру в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение». Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.-144 c. В.И. Каминская и А.Р. Ратинов под правовой культурой предлагали понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей». В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. - М., 1974. - 202 с.

В.Д. Перевалов определяет понятие правовой культуры через перечисление факторов, влияющих на нее, и элементов, составляющих ее структуру: «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека». Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

На мой взгляд, правовая культура занимает отдельное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (духовной, материальной, политической и т. д.), образуя своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Она находится в тесной связи с другими областями культуры - эстетической, этической, политической. В юридической науке, как и в культурологии, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности.

Своеобразное отражение феномена «неопределяемости» и широты рассматриваемого понятия дает философия права. «Право как культурный феномен - часть общечеловеческой культуры. Правовая культура - это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность...» - говорит B.C. Нерсесянц. Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - 656 с.

На основе изложенного выше, можно сделать вывод о том, что понятие правовой культуры можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет оценить и охватить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как части общей культуры, которая представляет собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальностиданного общества: режиму законности и правопорядка, уровню правосознания, юридической практики, состояния законодательства.

Как вы уже поняли, добиться какого-либо точного определения понятия правовой культуры вряд ли возможно, да и,наверное, не столь важно потому, что это слишком большое по объему и неоднозначное понятие, чтобы быть конкретно определенным.

1.2 Структура правовой культуры

Для того чтобы понять сущность правовой культуры следует разобраться в её логической структуре.Однако следует отметить что в отечественной юридической литературе данная тема является дискуссионным и однозначного мнения по этому вопросу не существует.

Обычно в структуре правовой культуры принято выделять следующие, наиболее крупные составляющие:

1) право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю.

2) правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности.

3) правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями.

4) правовые учреждения как систему общественных организаций и государственных органов, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

5) правовое поведение, уровень развития правовой деятельности.

Помимо названных структурных элементов правовой культуры некоторые авторы включают в нее также и законность и правопорядок, критерии политической оценки права и правового поведения, уровень развития всей системы юридических актов, правовую науку.

Суммируя все выделенные в литературе компоненты - получаем следующую структуру правовой культуры: 1) правосознание; 2) право; 3) законность и правопорядок; 4) правовые отношения; 5) государственно-правовые институты; 6) правомерная деятельность субъектов; 7) юридические акты; 8) юридическая наука.

Следует отметить, что именно правосознание должно находится на первом месте в данном перечне, так как оно является одним из главных элементов правовой культуры. Правосознание представляет собой результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок как самого права, так и реальной практики правовых отношений, которые существуют в данном обществе.

правовой воспитание культура

1.3 Виды правовой культуры

Правовая культура общества не представляет собой единого целого. Она подразделяется на виды, которые выделяются на основе следующих критериев.

По носителям она подразделяется на правовую культуру личности, общества и группы. Правовая культура общества - это часть общей культуры, которая представляет собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: режиму законности и правопорядка, уровню правосознания, состоянию юридической практики, состоянию законодательства и т.д. Одним из показателей правового прогресса является высокий уровень правовой культуры. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельно взятой личности, коллективов и иных субъектов права; она выступает отправной точкой, основой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества характер и степень прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовой информации, правовых знаний. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности.

2. превращение правовых знаний и накопленной информации в правовые привычки правомерного поведения, убеждения.

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми убеждениями и правовыми знаниями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, соблюдать запреты, исполнять обязанности, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал социальной и государственной жизни, Конституции и других законов. Правовая культура личности означает не только понимание и знание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих социальных качеств и способностей на основе правового опыта.

В правовую культуру личности входят:

1) Правосознание и правовое мышление, которое в свою очередь должно стать элементом культуры каждого человека.

2) правомерное поведение.

3) результаты правового мышления и правомерного поведения, правовой культуры личности.

В научной литературе весьма часто встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, которая характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Впрочем, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно только при непосредственно изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

По степени появления правовых явлений и использования их в практической правовой деятельности выделяются обыденный уровень правовой культуры, профессиональный и теоретический. Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их контакте с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно оценить и осмыслить все стороны правовой практики. Однако будет ошибкой рассматривать ее как потенциально второразрядную, несовершенную.

Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно применяется людьми в их повседневной жизни при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональная правовая культура является одной из разновидностей форм культуры, которая свойственна общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре свойственна более высокая степень понимания правовых явлений и знаний в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою особенности, что обусловливает специфику правовой культуры различных ее представителей (судей, сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, адвокатов, юрисконсультов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников полиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений полиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, вневедомственной охраны, экономической безопасности и противодействия коррупции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной полиции и т.д. Можно выделить следующую закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников полиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: роль юридических служб во всех сферах государственной и общественной жизни, подготовка юридических кадров, положение суда, прокуратуры, адвокатуры, полиции, нотариата; эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций, развитость научных юридических учреждений и т.д.

Теоретический уровень правовой культуры является подвидом профессиональной, с той лишь разницей, что ее приписывают не всем юристам, а лишь тем, кто имеет научные знания о природе, сущности, взаимодействии государственно-правовых явлений. Это, как правило, -- ученые-юристы, работники научно-исследовательских и учебных центров правового профиля. Именно здесь осуществляется целостное осмысление основных направлений развития права, его природы и сущности, структуры правовых институтов. На этом же уровне формируются основные юридические понятия, отражающие содержание правовой сферы.

Обыденный, профессиональный и теоретический уровни правовой культуры находится в постоянном взаимодействии. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (политические, религиозные, военные, профсоюзные и другие организации). Юридический опыт и знания должны передаваться из поколения в поколение. Сам процесс передачи опыта и знаний осуществляет воздействие на поведение и сознание человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

Глава 2 . Правовое воспитание: понятие, значение, формы

2 .1 Понятие и сущность правового воспитания

Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. В настоящее время правовое воспитание является общегосударственной задачей, т.к. качество и показатели правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, развитие и построение в России правового государства.

Формирование правосознания личности предполагает создание таких условий, при которых у граждан складывается положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельно взятой личности ведет к созданию социально-активного, культурного и законопослушного общества.

Существует два подхода к пониманию понятия правового воспитания - широкий и узкий. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей его обстановкой в целом, поведением людей и всей юридической практикой должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Под правовым воспитанием в узком смысле понимается целенаправленная деятельность, направленная на повышение правовой культуры человека, группы людей и всего общества.

А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. - 2002. 160 с.

7 Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

Под правовым воспитание в "Теории государства и права" под редакцией В.Д. Перевалова понимается «целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» 7 .

Существует множество определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, принципов, норм, которые представляют ценности национальной и мировой правовой культуры. На основе вышесказанного получаем, что правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к коррупции, произволу и т.д.

Правовое воспитание тесно связано, и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи правового теоретического материала объекту воспитания.

Главной целью правового обучения является формирование правовой культуры и теоретической основы правового сознания, развитии правовых чувств, интересов, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве.

С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу наиважнейших дисциплин, которая обеспечивает социализацию учащихся, формирует основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Тем не менее правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием положений основных действующих законов, прав и свобод человека и гражданина. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, традициями и правовым опытом тех стран, где существует высокий уровень правовой культуры.

Таким образом, правовое воспитание есть управляемый, планомерный, систематический, организованный и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан нашей страны всего многообразия правовоспитательных форм, методов и средств, которые имеются в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и прочных правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек, потребностей правомерного поведения. Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Рассмотрим систему правового воспитания. Система правового воспитания - это совокупность основных элементов правовоспитательного процесса обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

Систему правового воспитания составляют такие элементы:

1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;

2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;

3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательную функцию в качестве основной или в качестве одной из многих (адвокатура, прокуратура, МВД, органы юстиции и др.).

Объект правового воспитания в ходе правовоспитательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

а) объективный фактор - позитивные внешние условия способствующие правовоспитательной деятельности (защита прав личности, демократизация общества, успехи юридической практики, правотворческой деятельности и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (неотработанность способов и средств правового воспитания, несовершенство законодательства и др.);

б) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (установка на правомерное поведение, её правовая воспитанность) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых принципов и правовых идей в правосознании воспитуемых

Рассматривая задачи правового воспитания, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их требования, цели и назначение. Хочу особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае, воспитание остается сомнительным. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.

С понятием правового воспитания тесно связано правосознание. В его структуре принято выделять две взаимосвязанные части: правовую идеологию и правовую психологию Правовая идеология - это совокупность правовых идей, взглядов, теорий, концепций, принципов права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, предъявляемых к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, который выражается в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

Правовая психология - это нерациональная часть правосознания, которая складывается из правовых чувств, эмоций, установок и стереотипов. Правовая психология формируется в результате ежедневной практики. Для неё свойственны стихийность, а также связь с личными ценностями и интересами. Обе части правосознания взаимодополняют друг друга и призваны решать общую задачу - перенесение юридически значимой информации во внутренний мир человека.

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в отдельно взятом временном отрезке, дальнейшее его получение становится непростым процессом, который обусловлен возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

Например. Если человек до 30-ти лет не получил соответствующего воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформированные мнения и убеждения трудно изменить.

Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, которые касаются их социального статуса, их трудовой деятельности. После 30 лет все заметно труднее - укрепляются обыденные, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разносторонней жизни.

Знание права поможет избежать «ошибок молодости», восстановить справедливость в отношениях с государственными органами, уберечь имущество. Только представьте, сколько правонарушений мы совершаем каждодневно, совершенно не замечая этого. Взять, к примеру, того же тридцатилетнего слабовоспитанного человека, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (обманул кого-то, оскорбил кого-то, вынес с работы что-то).

2.2 Формы правового воспитания

Основными элементами механизма правового воспитания являются формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. На уровне организации правового воспитания населения к ним относятся: пропаганда права, правовой всеобуч, средства СМИ, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (например, выборы и т.д.)

Просвещение или правовое обучение обеспечивает усвоение учащимися определенной системы правовых знаний, развитие на этой основе их познавательных способностей, их формирование и подготовка к практической деятельности.

Правовая пропаганда - распространение и углубленное разъяснения правовых идей, знаний. Правовая пропаганда - это правовая осведомленность, наиболее конкретный вид правового воспитания, результаты которого легко проверяются и корректируются. Она включает в себя:

1. Ознакомление с действующим законодательством и его принципами;

2. Объяснение и пропаганду новых законодательных актов.

При этом молодежь важнее ознакомить со всей системой действующего законодательства, а в работе со старшими возрастными группами на первый план выступает разъяснение новых законов, их направления, причин принятия и т.д.

Среди наиболее распространенных форм этого вида воспитания - планомерные занятия с гражданами. Это могут быть устные лекции, сообщения в печати, по телевидению, радио.

В результате комплекса подобных действий у населения формируются знания о системе законодательства нашей страны. Важным является то, что подобные знания в меньшей степени подвержены искажению со стороны окружающей социальной среды.

Важную роль в формировании правосознания играет пропаганда неотвратимости наказания, дополненная широко доступной информацией о деятельности правоохранительных органов. Большое воспитательное значение имеет также работа по предупреждению преступлений, которая проводится правоохранительными органами совместно с общественными организациями.

Существенная роль в процессе правового воспитания принадлежит судебной практике и деятельности всей судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием.

Следует также обратить внимание на такое средство, как самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следить правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа, правовой действительности в личной практике.

В основе применения всех указанных средств лежит осуществлении правовой информированности, которая предполагает передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знаний права, которым должен обладать каждый гражданин общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также коллективами, группами и слоями населения.

При выборе того или иного средства правового воспитания учитывается условное деление населения на 4-е основные группы: законопослушные граждане, осужденные, потенциальные и реальные правонарушители, юристы - профессионалы.

Занимаясь правовым воспитанием необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально - волевую область воспитуемого, для чего можно использовать методы: убеждения и поощрения, угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренные законодательством.

Выбор же первоочередной непосредственной области воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого (-ых).

Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов. Так, например, для воспитания юристов - профессионалов особенно эффективны практические упражнения, решение конкретных проблемных ситуаций. Их надо учить не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям на основе законодательства в различных ситуациях.

2.3 Значение правового воспитания

Для того чтобы увидеть, понять и осознать все преимущества правового государства необходимо проведение систематического, планомерного воспитания личности.

Причем политика по проведению правового воспитания должна стоять не на последнем месте в списке основных задач государства. Воспитание такого рода помогает сформировать у человека позитивные представления определенной направленности.

Кроме того роль правового воспитания заключается также в формировании необходимых важных жизненных установок, систем ценностей, которые направлены на соблюдение норм закона и морали.

Системе образования в вопросах создания идеальной модели должного поведения человека отводится особая роль. Именно в юном возрасте, когда человек лучше всего усваивает информацию важно правильно направить его по жизненному пути.

С малого возраста необходимо закладывать основы для формирования человека, который уважает закон. Конечно, многие моральные ценности закладываются в сознание человека в процессе его взаимоотношений с обществом.

Именно так он понимает, что такое хорошо, а что плохо. Роль правового воспитания заключается в том, чтобы донести до разума и чувств человека определенные общественные ценности, сделать их личными убеждениями и превратить в жизненный ориентир.

Кроме того, правовое воспитание повышает уровень самоосознания, гражданской культуры и ответственности человека. Это инструмент духовного воспитания развивающейся личности.

С помощью которого происходит становление моральных и правовых ценностей в сознании человека. Формируется стабильное убеждение в справедливости норм права. Человек начинает понимать, что необходимо следовать принципам законности и гуманизма, а несоблюдения же данных принципов влечет за собой ответственность, наказание.

Таким образом, правовое воспитание формирует культуру поведения человека в обществе, когда он осознает свою ответственность и взаимосвязь со всеми его членами.

Заключение

В заключении, подводя итог под вышеизложенным, можно сказать, что формирование правовой культуры является очень сложным и длительным процессом, который затрагивает все стороны общественной жизни. Основными формами развития и совершенствования правовой культуры являются пропаганда права, практическое укрепление законности, развитие у граждан юридических знаний, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной Конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, наличию развитой юридической науки.

Большую роль в процессе формирования правовой культуры граждан принадлежит должностным лицам, которые участвуют в законодательной и правоприменительной деятельности.

Правовая культура -- необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев насилия и произвола над личностью. Необходимо свести к минимуму такие ошибки, важно приучать население быть воспитанным.

Научно обоснованные правовые представления граждан служат предпосылками укрепления законности и правопорядка, без которых не представляется возможным построить гражданское общество и правовое государство. Безусловно, в настоящее время существует огромный комплекс проблем, которые необходимо решать.

Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, сложный процесс правотворчества, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Для того чтобы избавится от всех этих и многих других проблем необходима целенаправленная политика государства на повышение уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства.

Формирование позитивного отношения к праву, закону, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

Список использованной литературы

1. Е. В. Аграновская Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.-144 c.

2. Гранат Н.А. Правосознание и правовая культура//Юрист. 1998. № 11-12. С. 5-7.

3. Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. ... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - 160 с.

4. Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. - 2002. 160 с.

5. В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. - М., 1974. - 202 с.

6. Ликас А.С. Культура правосудия. М.: Юрид. лит. 1990г. - 176 с.

7. Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - 656 с.

8. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

9. Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001-304 c.

10. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. М., 2007 г. - 140 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Важным признаком и обязательным условием правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц. Правовая культура как феномен общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2008

    Понятие, структура, функции и виды правовой культуры. Правовое воспитание: понятие, методы, формы. Понятие, источники, формы выражения правового нигилизма. Взаимодействие права и правосознания. Основные черты, структура, функции и виды правосознания.

    реферат , добавлен 02.06.2015

    Изучение понятия, структуры, видов и функций правосознания. Деформация правосознания и формы правового нигилизма. Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания. Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2016

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Концепция правового государства. Правосознание и правовая культура. Понятие, свойства и функции правосознания. Классификация видов правосознания и формы его деформации. Структура правосознания. Правовая культура и правовая активность.

    реферат , добавлен 07.06.2003

    Общая характеристика, понятие, структура, виды и функции правосознания, соотношение права и правосознания. Понятие правовой культуры и правового нигилизма. Место и роль правового воспитания населения в правой культуре, проблемы, стоящие перед обществом.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Правосознание как важнейший элемент правовой культуры. Историческое формирование права и правосознания в России. Деформация правосознания как признак общества. Правовое воспитание и правовое информирование как средство повышения правовой культуры.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2014

    Понятие правосознания и его функции. Эффективность законодательства правоприменительной практики. Основные виды правосознания. Сущность, цели и принципы правового воспитания. Правовая культура как непременная составная часть общечеловеческой культуры.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Правосознание как юридическая категория. Ее специфика, элементы, разновидности, основные функции. Характер взаимодействия права и правосознания. Их отличительные черты. Понятие и структура правовой культуры. Методы и формы правового воспитания граждан.

4. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.

5. Правовая культура: понятие, структура, функции.

6. Правовое воспитание: понятие, система.

1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды

Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

Черты правосознания:

1. Правосознание – это одна из форм общественного сознания.

2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.

4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Структура правосознания:

Правовая психология (это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям).

Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.

Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям).

Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.

Функции правосознания:

1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).

2. Оценочная (она выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).

3. Регулятивная (она реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).

Виды правосознания:

1. По субъекту (носителю):

Индивидуальное (его носителями являются отдельные люди);

Групповое (его носителями являются социальные группы);

Массовое / общественное (его носителем является общество в целом).

Обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);

Профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);

Научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).

2. Правовая культура: понятие, структура, функции

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениям, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).

Структура правовой культуры:

Правовая культура личности;

Правовая культура общества.

Элементы правовой культуры личности:

1.) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);

2.) ценностно-ориентационный (это правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);

3.) деятельностный (это устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).

Элементы правовой культуры общества:

1.) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;

2.) уровень развития права;

3.) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).

Функции правовой культуры:

1.) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);

2.) регулятивная (она осуществляется посредством реализации правовых норм);

3.) нормативно-ценностная (она состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);

4.) трансляционная (она состоит в передаче правового опыта);

5.) коммуникативная (она реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);

6.) прогностическая (она выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).

3. Правовое воспитание: понятие, система

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества.

Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.

Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования права, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание представляет собой один из инструментов правовой социализации личности.

Элементы системы правового воспитания:

1.) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);

2.) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);

4.) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5.) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Тема 20.


Похожая информация.


Культура – истор опред-ый уровень развития общ, творческих сил и способностей ч-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура».Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом , на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере , отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном общест­ве. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества », уровня правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми право­выми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура – часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе. Правовая культура – это качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственно правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. Она опирается на правосознание и, в некотором смысле, определяется им и выражается в юридически значимом поведении. Человеком, обладающим правовой культурой является тот, кто в своей деятельности следует внутренне осознанным правовым предписаниям. Структура правовой культуры .1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность пра­вовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным право­охранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры . 2. элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности . Она состоит из 1) теоретической – деятельность ученых-юристов, 2) образовательной – деятель­ность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и 3) практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельнос­ти. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан , деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. 3. элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражаются и закрепляются нормы права данного общества. Наиболее важ­ное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой явля­ется конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполни­тельных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. При определении качества правовой культуры обще­ства должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (ре­шения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управ­ленческой сфере и т.д.) и правореализационных (дого­воры в хозяйственном обороте и т. д.).Правовая культура также имеет профессиональный и традиционно-бытовой пласты . Выделение структурных элементов правовой культу­ры достаточно условно. В состав правовой культуры (ещё один вариант выделения структурных элементов ) входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.Функции правовой культуры Правовая культура выполняет несколько функций : по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, ком­муникативную и прогностическую.1). Познавательная функция правовой культуры заключает­ся в освоении правового наследия прошлых эпох и достиже­ний отечественного и зарубежного права. 2). Функция правовой социализации состоит в способности право­вой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, опреде­ленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жиз­ни от одного поколения к другому – «по вертикали» и между субъектами – «по горизонтали». ­3). Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Достигается это через формирование и за­крепление в сознании людей присущих правовой культуре идеа­лов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно по­лезного, юридически значимого поведения. 4). Нормативно-ценностная (оценочная) функция правовой культуры со­стоит в «изменении» индивидуального поведения, законнос­ти, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате культурно-право­вой оценки одни элементы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критическому ос­мыслению.5). Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Ком­муникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусст­ва. 6). Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет возможность проследить тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Виды правовой культуры. Сущ-ют различные виды правовой культуры, которые мож­но классифицировать на основе следующих критериев :1. По степени познания правовых явлений или использования их в правовой деятельности выделяют три уровня : Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.Профессиональный уровень правовой культуры склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права.. 2. По типам куль­туры (цивилизации ) можно различать правовую культуру : традици­онную;европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и предста­вителей власти; предпочтениями к не правовым средствам дости­жения фактических результатов. Можно сказать, что эта своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.3. В зависимости от носителя правовой культуры выделяют пра­вовую культуру: личности, группы и общества.. Своеобразием отличается правовая культура личности . Она отражает степень и характер правового развития личности, куль­туру её правового поведения, образ жизнедеятельности в право­вой сфере. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информи­рованности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества. Соответственно правовая культура личности включает: правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой дея­тельности и правового поведения.. Выделяют также групповую правовую культуру . Это правовая культура различных социальных общностей. Важно выделять профессиональную правовую культуру . Это одна из форм (разновидностей) правовой культуры. Её носителем яв­ляется группа людей, профессионально вовлеченных в юриди­ческую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффек­тивно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, напри­мер, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень право вой культуры различен и среди представителей одной и той же про­фессии. Правовая культура общ зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индиви­дов. Это правовая культура населения в целом. Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и испол­нять законы, в уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следо­вать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка в целом. Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффек­тивное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод граж­данина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы насе­ления, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и право вое развитие государства. Различают внутреннюю и внешнюю правовую культуру, теоретическую и практическую правовую культуру.Правовое воспитание способствует правовой социализации личности. В оспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Правовое воспитание – это основанная на принципах правовой педагогики целенаправленная деятельность органов и учреж­дений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосоз­нания и правовой культуры. Правовое воспитание - это целенаправленная дея­тельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано фор­мировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Правовое воспитание осуществляется через опре­деленную систему форм, с помощью определенных средств и методов.К формам правового воспитания относятся: правовое обуче­ние (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.), правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступле­ния в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.), самовоспитание (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоя­тельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими), организованная и контролируемая социально-правовая практика населения, повседневный опыт (участие в судеб­ных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-право­вых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная дея­тельность). В основе применения всех указанных форм лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Наконец следует обратить внимание на такую форму, как самовоспитание , которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма. Общими целями правового воспитания являются :достижение прочных знаний людей о законодательстве, законнос­ти, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, кото­рые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по­ведение, формирование установок и привычек законопослушания.

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

· соблюдается в обществе принцип гуманизма;

· информируется общественность о процессе законотворчества;

· обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

· осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

· знают граждане основные права и Конституцию;

· правомерно поведение личности;

· позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

1. формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2. обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3. самовоспитание;

4. предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

1. убеждение;

2. предупреждение;

3. поощрение;

4. принуждение;

5. наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

69. Законность: понятие, содержание, принципы

Основные подходы к понятию законности:

Законность:

· 1) это условие жизни государственно-организованного общества;

· 2) это принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконов актов субъектами, к которым они адресованы;

· 3) это принцип организации и деятельности государственного аппарата в политической системе в целом;

· 4) это принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких норм права, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

· 5) это метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами - путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;

· 6) это особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами.

Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

· 1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона),

· 2) их выполнение (формальная сторона).

Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных НА.

1) Принцип единства законности состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений, независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия.

2) Принцип гарантированности основных прав и свобод граждан выражается в конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина.

3) Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение - любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказание.

4) Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности - субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой, и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.

5) Принцип взаимосвязи законности и культурности - уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства.

Правопорядок в обществе

С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего... Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же – условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок – это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования – реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Каковы же принципы правопорядка?

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.