Процесс умывания в старшей группе. Конспект режимного момента «Умывание. Дежурство по столовой

Конспект процесса умывания в подготовительной группе

Воспитатель: Попова Т.А.

Процесс "Умывания"

Программное содержание:

Закаливание прохладной водой. Массаж кистей рук.

Цель:

Проявлять аккуратность в мытье. Научить массажу пальцев, способствующий мелкой моторики, кровообращения рук.

Продолжать заботиться о себе, о своем здоровье, напоминать о необходимости гигиены.

Включая: игру "Волшебные ворота", заучивание стихотворения, словесных игр.

Ход процесса: - "Мытье рук"

Воспитатель предлагает поиграть в словесную игру "Волшебные ворота " (повторить дни недели).

Умывание рук (1,2,3,4,5 мыло положи опять)

Массаж каждого пальца, делаем "перчатки" : "Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- наш малыш " А зовут его... (Данилка).

Затем круговые движения рук и манжет. Получились "перчатки".

Смывание (при этом необходимо руки наклонить вниз)

Что еще необходимо сделать?

Дети: Умыться.

Воспитатель: Надо, надо умываться по утрам и вечерам...

Что еще надо сделать?

Дети: Высморкаться

Воспитатель: Для чего?

Дети: В носу собираются микробы, поэтому необходимо очистить слизистую носа.

Игра: "Волшебные ворота" (

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект процесса умывания в подготовительной группе

Воспитатель: Попова Т.А.

Процесс "Умывания"

Программное содержание:

Закаливание прохладной водой. Массаж кистей рук.

Цель:

Проявлять аккуратность в мытье. Научить массажу пальцев, способствующий мелкой моторики, кровообращения рук.

Продолжать заботиться о себе, о своем здоровье, напоминать о необходимости гигиены.

Включая: игру "Волшебные ворота", заучивание стихотворения, словесных игр.

Ход процесса: - "Мытье рук"

Воспитатель предлагает поиграть в словесную игру "Волшебные ворота " (повторить дни недели).

  • Умывание рук (1,2,3,4,5 мыло положи опять)
  • Массаж каждого пальца, делаем "перчатки" : "Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- наш малыш " А зовут его... (Данилка).

  • Затем круговые движения рук и манжет. Получились "перчатки".
  • Смывание (при этом необходимо руки наклонить вниз)
  • Отжать.

Что еще необходимо сделать?

Дети: Умыться.

Воспитатель: Надо, надо умываться по утрам и вечерам...

Что еще надо сделать?

Дети: Высморкаться

Воспитатель: Для чего?

Дети: В носу собираются микробы, поэтому необходимо очистить слизистую носа.

Игра: "Волшебные ворота" (любая словесная игра, закрепление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"

конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....

Нина Коломенцева
Конспект режимного момента. Формирование у детей навыков самообслуживания

Тема : Просмотр режимных моментов

Цель : Формирование у детей навыков самообслуживания (умывание, навыки еды , раздевание ко сну, подъем со сна и одевание)

Программное содержание :

1. Продолжать учить детей намыливать руки мылом и мыть их прямыми движениями, отжимать руки после мытья.

Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место.

2. Побуждать детей к самостоятельному раздеванию (шорт, носочков, обуви) . Вешать одежду на стульчик.

3. Прививать детям навыки культуры еды держать ложку в правой руке, аккуратно есть, не разливать на стол суп, задвигать стул под стол, говорить «спасибо» .

Правильно нести стульчик (за сидение и за спинку) для раздевания ко сну. Методы и приемы :

Художественное слово : чтение потешек, стихов, песенок. Показ, напоминание, поощрение, совместная деятельность с ребенком.

Словарная работа с детьми (развитие пассивной речи) :

Мыло, намыливай, потри, отжимаем полотенце, петелька, вытираемся, обедаем, кушаем, ложка, тарелка, салфетка и. т. д. Рубашка, платье, шорты, сандалии, колготки, носочки.

Предварительная работа :

Знакомство с туалетной комнатой, показ картинок на вешалке для полотенец, место индивидуального горшка. Показ способа умывания, мытья рук, намыливания их мылом, совместные действия с ребенком. Игры : «Кукла Маша умывается» , «Хрюша в гости собирается»

Ход проведения режимных моментов.

Играем с детьми с погремушками, обращаю внимание детей на настенные картинки.

У Слоненка день рождения, друзья идут угощаться вкусным тортом, и нам пришло время обедать

Динь-ля-ра, динь-ля-ра, кушать детям всем пора!

Но сначала нам надо вымыть руки. Пойдемте со мной Сережа, Владик, Марина, Денис, Паша.

Знаем мы закон простой - руки мой перед едой.

Открываю кран, говорю : Кран откройся, нос умойся. Мойтесь ручки чисто -

чисто. А чтобы ручки чисто вымолись их надо намылить мылом. Мыло

желтое душистое,белой пеной пенится, руки мыть не ленится. Смочи Владик

ладошки, бери мыло, крепче его держи, намыливай ручки вот так

(совместные действия с ребенком, беру его ладошки в свои) .Положи мыло в

мыльницу, смывай мыло, три ладошки. Вот молодец! Отожмем водичку,

сделаем замочек. Вода не капает с твоих рук. Где твое полотенце? Какая у

тебя картинка? Правильно, котик. Снимай полотенце с крючочка, покажи

ладошки (кладу ему полотенце, вытирай лицо, ручки по очереди правую,

левую, вешай полотенце. Где петелька? Молодец! Обращаю внимание на

Дениса. Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.

Мы ребята - молодцы, сами умываемся. Полотенчиком своим сухо

вытираемся. Слежу за умыванием других детей , побуждаю их, чтобы они не

забывали брать с мыльницы мыло.

А теперь кусочек мыла поможет нам умыться!

Ладошки друг друга моют чисто- чисто!

А на маленьком крючочке ждет нас полотенчико!

Чище мойся - воды не бойся!

Ай лады - лады - лады, не боимся мы воды.

Чисто умываемся, друг другу улыбаемся!

Умывшись, дети идут за столы. Помощник воспитателя принимает детей , усаживает за столы, подвигает стульчик, -надевает нагрудники, подает тарелку с супом и ложку (на столе тарелка с хлебом и салфетки) . У каждого ребенка свое место за столом. -Где ты сидишь? Где твой стульчик?

Обращаю внимание на посадку детей за столом (при необходимости подвигаю стульчик ближе к столу, на то, чтобы дети держали правильно ложку в правой руке. Напоминаю о том, что есть надо аккуратно, над тарелкой.

Сегодня у нас вкусные щи! Приятного аппетита!

Комментирую вкусовые качества пищи. Наблюдаем, чтобы дети ели с хлебом, кого необходимо - докармливаем.

Блюда подаются поочередно, по мере съедания детьми. Обращаю внимание на то, чтобы ложку держали в правой руке, беру руку ребенка в свою руку, помогаю ему, есть. Использую другую ложку, чтобы докормить малыша. После еды, напоминаю детям о пользование салфеткой. Учу их вытирать рот и руки. Напоминаю, чтобы говорили «Спасибо!» и задвигали стул. Помогаю снять нагрудник.

По окончании приема пищи, дети идут в туалет (при необходимости,или сразу идут в спальную комнату.

-Обращаюсь к детям : кто покушал, берите стульчики, пойдемте раздеваться и ложиться спать.

При раздевании обращаю внимание детей на одежду : Какое у Карины красивое платье, в горошек, с пояском. И у Ани красивое платье. Мы всю свою одежду повесим на стульчик, поднимай ручки. Вот как хорошо! Рубашку повесим аккуратно (раздевание идет сверху, т,е сначала снимаем платье, рубашку, а затем туфли, шорты и носочки).

Давай я тебе помогу расстегнуть сандалики, а ты сам снимешь. Снимай сам. Рядышком ставь, чтобы они «дружились» . Ребенок, сидя наклоняется и задвигает сандалики под стул.

Снимай шортики. Закладывай пальчик за резиночку. Вот так! Растянули

резиночку и снимаем. Сначала одну ножку вынимай, потом другую. А теперь

что надо снять? Носочки. Да, потяни за носочек. Снял? А теперь, расправь

носочки и красиво положи на стульчик, «дружатся» , рядышком лежат.

Кто не справляется сам - помогаю, подсказываю, напоминаю : «Посмотри,

сандалики поссорились»! Как их надо поставить? Вот так! Красиво клади

шорты, сюда резиночкой, к краю стула. Давай поправим!

Дети ложатся в кроватки. Использую художественное слово.

Спать пора. Уснул бычок. Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

И детки наши тоже легли спать.

Глазки закрыли и молчат

Спи глазок, спи другой.

Дети засыпают, укладывание на сон идет постепенно. Во время сна наблюдаю за детьми, удобно ли им лежать, не беспокоит ли их что-нибудь 1 Для хорошего самочувствия ребенка важно не только как он спит, но и как просыпается. Поэтому, подъем детей со сна проходит по мере пробуждения детей , т. е. - постепенно. Ласково, доброжелательно отношусь к проснувшимся, использую потешки. -Вот проснулись-потянулись, С боку на бок повернулись. Потягушечки, потягушечки. Где игрушечки, погремушечки?

Сажусь на кроватку к Анечке, говорю : «Глазки проснулись? Ручки тоже? Ножки проснулись? Ну, давай, вставай! При одевании говорю детям; - Что сначала надеваем?

Тимоша сам одевается - молодец! Вика тоже умница! Марина, ты правильно надеваешь колготочки? Смотри, здесь две полосочки, две дорожки. Положи их к животику, теперь надевай. Растяни резиночку сильно - сильно. Видишь там две норки. Сначала одну ножку в одну норку, а другую ножку - в другую. У тебя ловкие ручки. (незаметно помогаю) .

Идет постепенный подъем детей . Их держу в поле зрения. Привлекаю их внимание к одежде. Какая у Вани красивая рубашка! -Рубашку цапли сшили, А лягушки пуговки пришили.

Постоянно смотрю за детьми, напоминаю, помогаю (метод пассивных действий)

-Говорю Сереже : Бери шорты, клади на коленочки, растягивай резиночку, видишь домики, одну ножку в один домик, другую - в другой. -Марина сама сандалики надела и застегнула их. Вот какая умница! У тебя ловкие ручки!

По мере одевания дети берут свои стульчики, уносят их в группу и играют.

Публикации по теме:

Конспект режимного момента - организации завтрака в средней группе Конспект организации завтрака в средней группе. Подготовила воспитатель Голдырева С. В. Цели: I. Привлечь внимание детей к гигиеническим.

Конспект режимного момента «Обед в первой младшей группе». Задачи: 1. Продолжать охранять и укреплять здоровье детей. 2. Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться.

Конспект режимного момента в средней группе. Опробование «Пряник» Опробование «Пряник». Сегодня мы с вами будем пробовать что то ооочень вкусное. А как вы думаете: нужна ли нам тарелка,ребята? -да (показать.

Конспект режимного момента во второй половине дня в старшей группе Воспитатель: Красноперова Ирина Валентиновна Подъём детей. 1. Постепенный подъём. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Закаливающие мероприятия.

Открытый показ режимного момента «Подготовка к завтраку, завтрак в средней группе» Тема: «Подготовка к завтраку, завтрак» Задачи: Продолжать обучение привычки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед.

Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.

Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей

Оганизация умывания . Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой - в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:

Будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;

Не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);

Следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.

В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:

Взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;

Создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;

Смыть мыло водой;

Отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;

Взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;

При необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.

Организация питания.

Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;

Индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);

Над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);

В центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).

Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:

Перед ребенком должно находится только одно блюдо;

Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;

Не допускать громких разговоров и звучания музыки;

Не допускать понуканий, поторапливания детей;

Не допускать насильного кормления детей;

Не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

Не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

При нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;

Помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;

Не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;

Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

У детей необходимо формировать навыки приема пищи:

Брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;

Не разговаривать во время еды;

Вытирать руки и рот бумажной салфеткой;

Правильно пользоваться столовыми приборами.

После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах - дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.

После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы - чашку и блюдце, средний и старший возраст - всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов.Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.

Организация дневного сна.

Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

Снимают обувь;

Носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

Шорты помещают на сиденье стула;

Юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

Колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

Последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.

Внимание! Переодевание - это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой - в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон - это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка - оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.

Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение - серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей - и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.

Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.

Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.

Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак - от 15 до 25 минут, на обед и ужин - от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока - 10 минут, в зависимости от возраста детей.

Следует обратить внимание:

Все навыки формируются постепенно;

Лучший пример для подражания - взрослый;

У ребенка есть свои вкусы и привычки;

В игре обучение проходит легче.

Следует избегать:

Необоснованного поторапливания и одергивания детей;

Публичного осуждения ребенка за неумение;

Излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;

Затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.

1 младшая группа:

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.

Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.

Учить детей полоскать рот после еды.

Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.

2 младшая группа:

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.

Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.

Средняя группа:

Совершенствовать ранее приобретенные навыки.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.

Старшая группа:

Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.

Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.

Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.

Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.

Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.

Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены. Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

Режимный момент в средней группе «Умоем куклу Таню».

Цель: воспитывать потребность у детей мыть руки с мылом перед едой, учить умываться после сна и вечером перед сном; соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; полоскать рот после еды, чистить зубы после завтрака и перед сном; формировать навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывая интерес к действиям, желание всё делать самостоятельно, аккуратно, быстро, чтобы оставалось больше времени для игр и затей.

Предварительная работа: чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»; словарная работа: мыло душистое, полотенце пушистое, зубной порошок, густой гребешок, лакомка, чумазая.

Оборудование: посылка с мылом, полотенце, письмо, кукла, тазик с водой.

Ход занятия

(Раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Кто там стучится? (Отворяет дверь.) Кто там? Войдите, пожалуйста?

(Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная посылка. Воспитатель вносит её в группу, дети рассматривают, предлагают открыть.)

Воспитатель: (Достаёт письмо от Мойдодыра и читает.) «Дорогие ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, которая мне рассказала, что в нашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решила попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок «мыло душистое и полотенце пушистое». До свидания. Ваш друг Мойдодыр». Спасибо, Мойдодыр! Понюхайте, ребята, как мыло пахнет. А какая же кукла у нас чумазая? Поищите её.

(Дети обнаруживают куклу Таню в кукольном уголке за столом. Перед ней на блюдечке ягоды. Щёки и руки измазаны ягодным соком.)

Воспитатель: Ой, какие у тебя грязные щёки и руки! Подвела ты нас, лакомка! Ребята, поможете мне умыть Таню? Прежде чем мы приступим, отгадайте загадки о предметах, которые нам для этого понадобятся.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Говорит дорожка - два вышитых конца:

"Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня испачкаешь меня".

(Полотенце)

Воспитатель: Сейчас я сделаю из мыльной пены белые «перчатки». Затем смоем пену водой – вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Почему мы умываем куклу Таню?

Дети: Она испачкалась.

Воспитатель: А ещё, когда мы моем руки и умываемся?

Дети: По утрам, перед едой и после игр, перед сном.

Воспитатель: Вот и сейчас мы все пойдём мыть руки перед едой.

(Воспитатель с детьми переходит в умывальную комнату.)

Воспитатель: Вспомним, как надо мыть руки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Намылим «мыльные перчатки», смоем пену, вытерим насухо руки полотенцем. Давайте вспомним стихотворение из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»:

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!

Воспитатель: Зачем нам нужен зубной порошок или зубная паста?

Дети: Чистить зубы.

Воспитатель: Зачем надо чистить зубы?

Дети: Чтобы они не болели.

Воспитатель: Когда вы чистите зубы?

Дети: Утром и вечером.

Воспитатель: А ещё после каждого приёма пищи необходимо полоскать рот водой. А сейчас пойдёмте, покажем кукле Тане, как мы умылись.

Конспект НОД в старшей группе. Принадлежности для умывания


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Описание умывальных принадлежностей». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект направлен обучению детей описывать, натуральный предмет и находить в имени звук «р».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Описание умывальных принадлежностей».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Продолжать формировать представление об умывальных принадлежностях.
Задачи:
Образовательные: Учить описывать натуральный предмет согласно плана. Подбирать слова со звуком «р»; Учить определять наличие звука «р» в имени.
Развивающие: Развивать у детей внимание, память, речь. Развивать фонематический слух.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: мыло, зубная щетка, полотенце, губка, мочалка.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации умывальных принадлежностей.
Словарная работа: Умывальные принадлежности.
Методические приемы: называние, повторение, образец, план рассказа, указание, вопрос, оценка детской речи, сюрпризный момент.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята к нам вчера пришла посылка. Давайте посмотрим что там, но посылка у нас не простая, а с заданиями. Нам надо отгадать загадки. Слушайте внимательно первую загадку:
Ускользает, как живое
Но не выпущу его я
Белой пеной пенится (Мыло).
Воспитатель: Ребята что это?
Дети: Мыло.
Воспитатель: Правильно. А почему вы так думаете?
Дети: Мыло скользкое и оно пенится.
Воспитатель: Это мыло, какое?
Дети: Овальное, скользкое, гладкое.
Воспитатель: Правильно. Маша повтори мыло.
Маша: Мыло.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке
И пока она гуляла
Спинка розовую стала. (Губка).
Воспитатель: Что это?
Дети: Губка.
Воспитатель: Губка, какая?
Дети: Мягкая, квадратной формы.
Воспитатель: Молодцы! А теперь другая загадка:
Там где губка не осилит
Не домоет не домылит
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И колени оттираю
Ничего не забываю (Мочалка).
Воспитатель: Что это?
Дети: Мочалка.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Хвостик из кости
А на спинке – щетинка (Зубная щетка).
Воспитатель: Что это?
Дети: Зубная щетка.
Воспитатель: Правильно Азалия повтори.
Азалия: Зубная щетка.
Воспитатель: Осталась у нас последняя загадка как вы справитесь с ней.
Говорит дорожка –
Два вышитых конца
Помойся хоть немножко
Чернила смой с лица
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце).
Воспитатель: Что это?
Дети: Полотенце.
Воспитатель: Полотенце, какое?
Дети: Мягкое.
Воспитатель: Полотенце бывает вафельное и махровое.
Воспитатель: Молодцы ребята, с задание вы справились. Сегодня мы будем учиться составлять рассказы об этих предметах. За правильный рассказ я буду давать фишки. Сначала послушайте меня: Это мыло. Мыло овальной формы. Оно белого цвета. Мыло гладкое и душистое. Мыло необходимо для того, чтобы быть чистым. А теперь ребята составьте сами. А рассказывать надо так:
1.Назвать предмет.
2.Описать какой он.
3.Для чего предназначен.
Физминутка:
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись под водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Воспитатель: Как можно, одним словом назвать все эти предметы?
Дети: Умывальные принадлежности.
Воспитатель: Послушайте, как произнесу я: умывальные принадлежности. Какой звук я выделила?
Дети: Звук «р».
Воспитатель: Сейчас мы будем подбирать слова со звуком «р» за правильный ответ я буду давать фишки. Например, в слове «корова» есть звук «р». Алина повтори в слове есть звук «р». А теперь вы подберите слово.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Есть ли в твоем имени звук «р»». Теперь давайте посмотрим, есть ли в моем имени звук «р». Меня зовут «Надежда» в мое имени нет звука «р». А в вашем есть звук «р»? Арина скажи в твоем имени звук «р» есть или нет.
Арина: В моем имени есть звук «р».
Воспитатель: Правильно. Сегодня чему мы научились? Как одним словом называется мочалка, зубная щетка… Правильно «Умывальные принадлежности». Хорошо составил рассказ про махровое полотенце Руслан, о зубной щетке Арина. Хорошо справились со своим именем, т.к. могли определить наличие звука «р» в имени.
Воспитатель: У кого больше фишек? Давайте подсчитаем. У Саши, Маши, Руслана больше фишек. Молодцы! Не отставали от них Элина, Марина. Молодцы! Ребята занятие окончено.