Рисунки из разных геометрических фигур. Картинки животных из геометрических фигур. правил изучения фигур

Геометрия для малышей – предмет неоднозначный, ведь фигур так много, а способов их изучения еще больше. Какие из них следует взять для работы в первую очередь и как заставить кроху интересоваться ими? Обсудим подходы, которые можно использовать для обучения новому материалу.

Для начала нужно изучить с детьми простые фигуры, которые будут понятными для них

Более сложные понятия, такие как трапеция или ромб, лучше отложить на попозже. Сначала крохе нужно усвоить простейшие фигуры: круг, треугольник и квадрат. Осилив эту нехитрую науку, вы сможете приступать освоению новых горизонтов. Психологи и педагоги утверждают, что круг дается детям для запоминания проще всего.

Время для изучения фигур

Первые попытки знакомства с фигурами можно начинать чуть ли не с рождения. Игровая подача материала всегда будет уместна. Показываете ли вы малышу картинку с мячиком или кубик, всегда можно в дополнение сказать и об их форме. Такая легкая подача будет восприниматься ребенком положительно.

2-летний карапуз уже должен различать:

  1. треугольник;
  2. круг;
  3. квадрат.

3-летний кроха дополнительно знает:

  • овал;
  • ромб;
  • прямоугольник.

Следом за ними можно начинать знакомить ребенка с трапецией, эллипсом и т.д. Не забывайте о включении в ваши занятия с детьми игр и занимательных моментов.



Чтобы занятия были интересными, следует подбирать увлекательные дидактические материалы

Принцип освоения фигур

Геометрические фигуры для детей в разном периоде усваиваются неодинаково. Зная возрастные особенности, вам будет проще подобрать подходящую методику и научить новым понятиям.

Первым для изучения выберите круг. Когда ребенок хорошо его усвоит, переходите к следующему этапу. Обыграйте ситуацию, когда в гости к малышу пришел большой круг. Обведите пальчиком ребенка кружок, потрогайте ладошкой, сделайте на ее основе аппликацию, добавив круглые глазки и носик.

Объемные фигуры будут вполне уместны при изучении форм. Так у ребенка будет задействован еще один сенсорный орган. Кроха всегда сможет потрогать предмет, сделать с ним некоторые манипуляции: построить башню, бросить, убрать в коробку. Такой многогранный способ ознакомления с новым понятием будет очень эффективным, потому что дети в этом возрасте познают окружающий мир через наглядно-действенное мышление.

Цвет и размер для начала желательно выбрать один и тот же. Пусть все изучаемые понятия будут, к примеру, красными, тогда у ребенка не возникнет проблем с восприятием нового, он не будет отвлекаться на цветовые и размерные различия.



Очень интересно, когда фигуры не просто нарисованы на бумаге, а живые и объемные

Особенности обучения

Перечислим особенности детского развития, а в частности восприятия фигур:

  • В 1-2 года кроха сравнивает их зрительно, учится производить сортировку (рекомендуем прочитать: ). Ребенок начинает выбирать из имеющихся фигурок нужную и вставлять ее в соответствующее отверстие.
  • Подросший 2-летний ребенок в состоянии выбрать называемую форму из целого ряда представленных фигурок.
  • Развитие 3-летки позволяет ему уже называть некоторые фигуры самостоятельно.

Играя и разговаривая, всегда уделяйте внимание окружающим предметам и сравнивайте их с уже знакомыми геометрическими фигурами. Гуляя по парку, вы также можете обратить внимание карапуза на появление треугольников и кругов, даже вне дома. Постоянно обращаясь к этой теме, вы легко выясните, что еще требует проработки, а что малыш уже хорошо усвоил.

Изучение продолжается в следующем ключе:

  • сопоставление плоских и объемных фигур с указанными образцами;
  • поиск объемного тела по имеющемуся плоскому изображению;
  • воссоздание геометрических тел (лепка, рисование, вырезание);
  • анализ картинки со сложносоставным предметом, идентификация его составных частей.


Гуляя и играя с ребенком, нужно обращать его внимание на вещи разных форм

Обучаемся

Ищем геометрию вокруг

Развитие детей не представляется без освоения геометрических фигур, но проводить ознакомление нужно постепенно. Для начала выберите только одну фигуру. Закончив ее освоение и закрепление, переходите к следующей. Советуем начинать с круга, как максимально легкой и запоминающейся фигуры.

Распечатайте формы с помощью принтера или нарисуйте от руки на листе формата А4. Повторимся, все фигуры должны быть одноцветные и одноразмерные. Отведите несколько дней на знакомство с кругом. В первый день покажите крохе круг и расскажите, какие у него есть особенности. На второй день начните поиск предметов, которые напоминают круг. Видя, что ребенок не справляется в силу возраста, помогите ему. Отыскав нужный предмет, пусть карапуз проведет сам по его краю, чтобы запомнить и закрепить такую форму. Последующие формы вводятся аналогично. Для примера проведения такого урока посмотрите видео в Интернете.

Думая, что ребенок еще слишком мал для запоминания названий, все равно не переставайте заниматься. Ваши труды в итоге увенчаются победой, ведь все занятия откладываются в детской головке. Еще до достижения карапузом годовалого возраста можно показывать и называть основные понятия геометрии, а именно квадрат, круг и треугольник. Для этого следует использовать специальные видеоуроки.

Игры на различение фигур

Для игры понадобится небольшой мешочек, в который нужно положить уже известные формы. Продемонстрируйте ребенку, например, треугольник, а затем попросите отыскать в мешочке такой же. Немного позже, осознав соотношения плоских и объемных тел, показывайте плоские изображения, прося найти соответствующее объемное тело, к примеру, шар – это круг, кубик – квадрат. Освоив и это упражнение, ребенок со временем научится показывать уже не фигуры, а настоящие предметы.

Лото – уникальная игра, которая позволяет изучить все, что угодно. Фигуры мы также легко учим с помощью лото. Для игры изготовьте карточки с изображениями изучаемых понятий (для карапузов стоит начать с 3-4 форм) в двух экземплярах. Один из них разрезаем на отдельные картинки-карточки. Для начала изготовьте лото с фигурками одного цвета и размера, а по мере взросления карапуза разнообразие величин и цветов будет увеличиваться. Цветные различающиеся картинки искать сложнее.

Базовые фигуры на карточках:













Метод сортировки

Игрушка сортер станет отличным помощником в деле изучения геометрии. Ближе к году кроха, играя с данной игрушкой, обнаруживает, что для каждой детали есть свое уникальное отверстие. Помогайте малышу подсказками: «Ты нашел квадрат, а это отверстие круглое. Сюда не подходит. Давай поищем квадратное отверстие?» Сделать простейший сортер можно самостоятельно. Возьмите две коробки, в одной сделайте круглое отверстие, в другой – квадратное. Предложите ребенку отсортировать кубики и мячики по коробкам. Сопровождайте действия карапуза комментариями и называнием правильной фигуры. Таким нехитрым способом малыш одолеет все понятия. Существуют сортеры с перегородками, которые не позволяют деталям смешиваться внутри куба. Такие сортеры отлично подойдут для деток, плохо различающих фигуры.



Для интересного активного изучения фигур прекрасно подходит сортер

Рамки-вкладыши бывают самых разных направлений, в том числе и с геометрией. Рамки с основными формами требуют вкладывания в нужный отсек подходящей детали. Игра-упражнение напоминает сортер. Видеопримеры широко представлены в интернете.

Сортировка по признакам: ребенок должен усвоить различия в манипуляциях с фигурами, к примеру, один предмет катится, а другой – нет, или с помощью некоторых можно сделать башню, а другие для этого не годятся и т.д. К возрасту 5 лет ребенок будет в состоянии отсортировать предметы по двум признакам: можно катить и нельзя построить башню (шар), нельзя катить, но можно поставить друг на друга (цилиндр), нельзя катить (куб). В дошкольном возрасте 6-7 лет будущий первоклассник должен в совершенстве овладеть начальными примитивными знаниями по геометрии.

Аппликации

Выполнение аппликаций будет помогать усваиваться новым понятиям. Используйте различные геометрические тела, чтобы спланировать будущую аппликацию. Первые пробы следует сделать максимально простыми, к примеру, на треугольный лист клеятся только треугольники, на квадратный – только квадраты. Позвольте крохе самому определить, какую фигурку куда приклеить.



Покупные или самодельные аппликации прекрасно помогают разобраться с геометрией

Будущие детали аппликации можно вырезать из различных материалов: фетр, картон, бархатная бумага и т.д. Приблизительно к полутора годам малыш освоит процесс наклеивания деталей на необходимые места по шаблону и будет готов к новому этапу. Теперь можно приступить к выполнению самой примитивной композиционной аппликации. Основу для упражнений можно взять из следующих пособий:

  • Серия «Школа семи гномов 1+».
  • Развивающие наклейки для малышей.
  • Чудесные наклейки. Веселая геометрия.

Тактильное творчество

Тактильная работа с геометрическими телами позволяет быстрее их запомнить. Любая творческая деятельность (рисование, лепка, вырезание) станет сподручником в деле освоения новых понятий. На листе формата А4 распечатайте или нарисуйте крупные фигуры. Покажите малышу, как нарисовать некоторые из них карандашами, фломастерами или красками. Рисуйте рука в руке, чтобы ребенок понял принцип. Со временем он начнет справляться без вашей помощи. Чаще деткам проще всего дается для рисования круг.

Не ограничивайте творчество маленьких детей одним рисованием. Фигуры можно выкладывать из ниток, складывать из зубочисток, концы которых можно скрепить пластилином для фиксации, лепить из теста и пластилина, создавать из мозаики и т.п. Уличные игры также совмещайте с обучением: рисуйте формы на асфальте мелками, палочками на земле, собирайте желуди и камушки, а затем выкладывайте квадраты и круги. Вдохновиться можно с помощью большого количества фото и видео занятий, представленных в сети.



Тренироваться можно даже на асфальте, используя цветные мелки

Использование карточек Домана

Многие обосновано считают методику Домана наиболее эффективной в деле изучения геометрических фигур. При минимуме усилий ребенок осваивает новые понятия в кратчайшие сроки. Уточним один момент: когда мы изучаем с ребенком новые понятия, эти знания требуют закрепления. Оно возможно посредством разнообразных игр-упражнений, о которых мы говорили выше. Незакрепленные знания очень быстро забудутся, почти так же быстро, как и были приобретены. Чаще всего можно услышать рекомендации о том, что начало занятий по карточкам Домана лучше отложить на возраст 1 года. В этот период ребенок уже охотно занимается и сортерами, и аппликациями, и рамками-вкладышами. Данный метод нередко используется в детских садах.

Детям с потребностью познания окружающего мира через движения будет полезно предложить игры, в которых двигаться нужно по определенной траектории. Игровая трасса или путь имитирует ту или иную фигуру. Такое упражнение позволит кинестетикам дошкольного возраста быстрее усвоить новые понятия. Также помогают игровые комплексы и городки.



Включить элементы знакомства с геометрией можно в любую активную игру

Игра-упражнение «Обойди фигуру» будет уместна для детей от года до двух. Кроха, хорошо освоивший ходьбу, уже готов к участию в игре. С помощь мела или веревки обозначьте форму, отметьте старт и финиш, являющиеся одной точкой. Для фона включите веселые песенки. В качестве задания предложите деткам обойти изображение шагом, прыжками, ползком и т.д. По мере взросления малыша задания усложняются: можно попросить обойти, подбрасывая мяч или неся в руке ложку с шариком.

Неплохая игра для трехлеток – догонялки с использованием домиков-фигур. Обозначьте на полу или земле домики. Это могут быть предварительно вырезанные большие фигуры, а могут быть и просто нарисованные мелом или сложенные из палочек домики. В такие домики (круги, квадраты и треугольники) ребенок может спрятаться от водящего, только если назовет правильно форму.

Когда мы учим азы геометрии, можно воспользоваться современными средствами. Будут полезны развивающие видеоматериалы и мультфильмы, рассказывающие о различных геометрических фигурах. Обратите внимание на такие мультики как: «Малышарики» и «Паровозик Чух-Чух».

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).

Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.

В 2 года малыш должен уметь различать:

  • Круг;
  • Квадрат;
  • Треугольник.

К 3 года к ним можно добавить:

  • Овал;
  • Ромб;
  • Прямоугольник.

В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.

Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.

Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:

  1. На втором году жизни малыш способен зрительно распознавать знакомые ему фигуры и сортировать предметы по форме.
  2. В 2 года ребенок может найти нужную фигуру среди ряда других геометрических фигур.
  3. К 3 годам малыши могут называть фигуры.
  4. В 4 года ребенок способен соотносить объемную фигуры с плоским изображением.
  5. В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) можно начинать изучение геометрических тел (шар, куб, пирамида). Также в этом возрасте ребенок может анализировать сложные картинки, состоящие из множества фигур.

В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.

Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

  1. Сортировка. Игры с сортером можно начинать уже с 1 года. Предложите малышу найти для фигуры ее окошко. Так ребенок будет не только запоминать геометрические фигуры, то и развивать мелкую моторику, мышление и пространственные представления, ведь чтобы деталь попала в отверстие, нужно повернуть ее под правильным углом. Сортировать можно и любые другие предметы, например, элементы конструктора, блоки Дьенеша или счетный материал.
  2. Рамки вкладыши. По сути, это пособие аналогично сортеру. Для каждой геометрической фигуры необходимо найти ее место.
  3. Геометрическое лото. Для игры понадобится поле с изображением геометрических фигур и раздаточные карточки с каждой фигурой в отдельности. Маленькие карточки ребенок может доставать из сундучка или мешочка, а затем искать их место на игровом поле. Эта игра также отлично тренирует внимание малыша.
  4. Геометрическая аппликация. Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик).

  1. Рисование (в том числе, при помощи трафаретов).
  2. Лепка.
  3. Выкладывание фигур из счетных палочек.
  4. Геометрическая мозаика.
  5. Шнуровки с геометрическими фигурами.
  6. Игры с карточками.
  7. «Угадай на ощупь».
  8. Активные игры. На асфальте мелом нарисуйте геометрические фигуры. Попросите малыша представить, что фигуры – это домики, в которые надо забежать по сигналу. Далее Вы называете геометрическую фигуру, а ребенок бежит к ней.

Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:

Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.

Заключение

Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!

Научить ребёнка определять различные фигуры на глаз и уметь их правильно рисовать очень важно. Изучайте фигуры с малышами по нашим материалам.

Почему важно изучать геометрические фигуры с малышами?

Каждый из предметов вокруг нас имеет свою форму. Оглянитесь. Когда вы едете в машине или ходите по магазинам, гуляете во дворе или за городом, покажите ребенку в форме игры, как много вокруг круглых, треугольных и квадратных предметов. Изучение геометрических фигур с малышами упростит их восприятие в школе. Покажите и объясните ребенку, что, например, мяч - круглый, окно - квадратное и так далее. Когда вы прогуливаетесь с ребенком и действительно никуда не торопитесь, посмотрите вокруг, и вы найдёте все геометрические формы в окружающих предметах.

Как правильно использовать материалы для изучения фигур с детьми?

Дети смогут выучить названия геометрических фигур и понять, что они на самом деле из себя представляют, если не только рассмотрят их, но и смогут осязать. То есть обучающие материалы должны предлагать нарисовать фигуру и распознать её среди других.

Начните давать вашему ребенку материалы, в которых требуется обвести каждую картинку. Попросите ребенка провести пальцем по картинке по линиям фигуры. Кроме того, пускай малыш произносит вслух название геометрической фигуры, каждый раз, когда находит её среди других или обводит карандашом.

Существует бесконечное множество форм. Формой называют внешнее очертание предмета.

Изучение форм можно начинать с самого раннего детства, обращая внимание своего ребенка на окружающий нас мир, который состоит из фигур (тарелка – круглая, телевизор – прямоугольный).

Уже с двух лет малыш должен знать три простые фигуры – круг, квадрат, треугольник. Сначала он их должен просто показывать, когда вы это просите. А в три года уже называть их самостоятельно и отличать круг от овала, квадрат от прямоугольника.

Чем больше упражнений на закрепление форм будет выполнено ребенком, тем больше новых фигур он запомнит.

Будущий первоклашка должен знать все простые геометрические фигуры и уметь составлять из них аппликации.

Что мы называем геометрической фигурой?

Геометрическая фигура - это эталон, с помощью которого можно определить форму предмета или его частей.

Фигуры разделяют на две группы: плоские фигуры, объемные фигуры.

Плоскими фигурами мы назовем те фигуры, которые расположены в одной плоскости. К ним относятся круг, овал, треугольник, четырёхугольник (прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм) и всевозможные многоугольники.

К объемным фигурам относят: сфера, куб, цилиндр, конус, пирамида. Это те фигуры, которые имеют высоту, ширину и глубину.

Следуйте двум простым советам при объяснении геометрических фигур:

  1. Терпение. То, что нам, взрослым, кажется простым и логичным ребенку покажется просто непонятным.
  2. Попробуйте рисовать фигуры вместе с ребенком.
  3. Игра. Начинайте изучать фигуры в игровой форме. Хорошие упражнения для закрепления и изучения плоских форм – аппликации из геометрических фигур. Для объемных – можно использовать готовые покупные игры, а также выбирать аппликации, где можно вырезать и склеивать объемную форму.

Изучение геометрии с маленькими детками – процесс довольно забавный, ведь в этом возрасте они набираются опыта и пополняют багаж имеющихся знаний. А изучение фигур помогает также развивать мышление и память. Как же правильно «преподнести» геометрические фигуры детям 3–4 лет?

Действуем поэтапно

Итак, геометрические фигуры имеют важное значение для развития детей. Чтобы их освоение было успешным, стоит воспользоваться следующими правилами.

  • Знакомство начинаем с простейших фигур (это будут круг, треугольник и квадрат).
  • На начальном этапе лучше, чтобы все фигурки были одного цвета и размера, дабы не отвлекать малыша лишними деталями.
  • Помним о возрасте (в 2 года осваиваем только круг, квадрат и треугольник; к 3 годам добавляем овал, ромб, прямоугольник; к 4 – трапецию, звезду, пяти- или шестиугольники).
  • Обучение должно быть многогранным, чтобы ребенок постоянно закреплял полученные навыки (обводим форму пальцами, учимся находить фигуры вокруг и различать, сортируем их по виду, размеру, создаем и анализируем аппликации, лепим, вырезаем, играем с карточками или лото, закрепляем формы в активных играх).

Начинайте изучение с плоских изображений, постепенно показывая ребенку разницу между плоскостью и объемом, уча сопоставлять объемное геометрическое тело с его плоскостным изображением.

С чего начать изучение?

Для начала можно познакомить ребенка с изображением круга: обвести пальчиками, рассказать, что это. Через день начать искать вокруг себя все, что его напоминает. Если малыш затрудняется, родители должны ему помочь. Следующие фигуры изучают аналогично.

Затем следует объяснить ребенку, что объемные фигуры похожи на плоские (квадрат – на кубик, круг – на мяч). Пусть попробует соотносить их, находя аналогии вокруг себя. Для этого полезно показывать малышу плоское изображение, прося достать из мешочка такой же предмет, но объемный, а также искать «спрятавшиеся» фигуры на прогулке, при чтении книг или просмотре мультиков.

Хорошо помогает закрепить полученные знания специальное «геометрическое» лото: карточки с геометрическими фигурами, которые нужно располагать по местам на игровой карте. Лото можно изготовить самостоятельно. Для начала карточки берут одноцветные. Позже можно добавить другие цвета – так сложнее найти нужную пару.

Также этому способствует тактильное воссоздание заданной формы: рисование, лепка, выкладывание из разных предметов, вырезание, мозаика, аппликация. По мере освоения все новых фигур аппликации могут становиться более сложными: не просто квадратики на квадратном листе или круги на круглом, а целые картины, состоящие из разных фигур. Создавая их, нужно проговаривать, какая фигура какой частью композиции будет служить (круг – солнцем или колесом, треугольники – елочками, крышей и т. д.).

Совершенствуем и закрепляем

Изучение геометрических фигур для дошкольников ближе к 4 годам должно постоянно усложняться. Например, малыш уже должен научиться различать фигуры по форме и размерам, а также по тем действиям, которые с ними можно производить (катать, складывать в башню). Немного позже он научится сортировать геометрические тела по двум признакам (какие геометрические предметы получится катать, но не получится ставить друг на друга, или какие предметы нельзя покатить, но можно выстроить в башенку).

Закреплять полученные геометрические знания полезно в форме активных игровых занятий, во время которых ребенок должен двигаться по определенной траектории (обойти круг, обползти квадрат, «обпрыгать» треугольник, нарисованные на асфальте). Затем, когда такие игры будут освоены, их усложняют (пройти, держа в руках ложку с мячиком, пробежать, ведя по земле мяч).

Все это поможет ему более полноценно подготовиться к обучению к школе, развить память, пространственное и логическое мышление. Главное – заниматься с ребенком систематически.