Дошкольное воспитание описание опыта педагогической деятельности обж. Опыт работы мдоу по обж детей дошкольного возраста. этап – понимания и коррекции

В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь - то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Исходя из выше изложенного, основным содержанием деятельности является:

  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, и применение их на практике;
  • Формирование представлений о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • Развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценности бережного отношения к природе;
  • Формирование ценностей здорового образа жизни;
  • Знакомство с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в лесу;
  • Знакомство с правилами дорожного движения (данное направление является особенно актуальным, так как, наблюдая за родителями, мы видим, что многие из них вместе со своими детьми ходят по проезжей части, совершенно не соблюдают правила дорожного движения, тем самым подают отрицательный пример детям).

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, при этом взрослые люди не замечают, как часто они повторяют "Нельзя", "Не трогай", "Отойди". Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнить их в полной мере. Что же делать? Можно посоветовать взрослому, самому себе ответить на следующие вопросы:

Может быть, я действовал только путем запрета и ребенок не понял значения данного правила?

Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить это правило?

Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение им правил, не поощрял его?

Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам этих правил?

Не слишком ли много я требую от ребенка (выполнения правил и запретов)?

Воспитание безопасности невозможно без сотрудничества с родителями, но для этого их необходимо научить. Обучение и просвещение родителей осуществляю через различные формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением работников ГИБДД, беседы о безопасном поведении взрослых и детей, активизирую внимание родителей к данной проблеме через сообщение статистики (сколько ежегодно гибнет детей на дорогах, от насилия взрослых, в лесу и т.д.) Особое внимание уделяю наглядности для родителей при оформлении информационных стендов в раздевалке, стараюсь, чтобы она всегда была красочной, яркой, запоминающейся, привлекала к себе внимание.

Использую в своей работе следующую литературу: «Безопасность» - учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», А.В.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; «Азбука АУ» - методические рекомендации по обучению детей основам безопасности, О.Р. Жукова, Г.Н.Трушнина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; программа «Светофор», Санкт-Петербург, Детство-Пресс.

В процессе внедрения данных программ и методических пособий были разработаны перспективные планы работы с детьми младшей, средней и старшей группы.

В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «Пять НЕ»:

1. Не выходи на улицу один.

2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.

3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.

4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.

5. Не садись в машину к незнакомцу.

Приближенность нашего населенного пункта к лесной зоне, заставляет обращать внимание детей на правила поведения в лесу, что делать, если ты случайно заблудился. В связи с этим, составляли различные планы местности. В процессе совместной деятельности дети узнали, что нужно брать с собой в лес, какие правила нужно выполнять в лесу, чтобы не навредить себе и обитателям леса.

Особое внимание в ходе работы с детьми уделяла режиму дня, беседовали о том, почему его нужно соблюдать: разыгрывали различные проблемные ситуации, позволяющие понять, что есть здоровая пища и нездоровая; размышляли с детьми о том, как нужно ухаживать за собой, чтобы наш организм не рассердился.

Большое значение уделяется ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности (многие дети проживают в частных домах с печным отоплением), проводим тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, что делать, если случится пожар, организую, посещения Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности», оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Центральное место занимает светофор и 3 нужные цифры 01, 02, 03. В раздевалке оформлена выставка предупреждающих картинок «НЕЛЬЗЯ». Есть плакаты по безопасности. Полученные знания и представления дети отображают посредством сюжетно-ролевых игр («Пожарные», «Спасатели», «МЧС», «Милиционеры»), в продуктивной деятельности (в коридоре детского сада организуется постоянно действующая выставка детских работ «Безопасность нашей жизни»). Обязательным ритуалом нашей группы является ежедневное чтение познавательной и художественной литературы, в том числе и по безопасности (К.Чуковский «Катауси и Мауси», «Кошкин дом», загадки об острых и пожароопасных предметах, С.Куставиков «Я в лесу один остался», С.Михалков «Веселый турист», А.Толстой «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и др.) Регулярно рассматриваю с детьми современный журнал «Путешествие на зеленый свет».

С целью определения результативности работы в данном направлении были выделены следующие критерии:

Уровень представлений детей о действиях при пожаре, при встрече с незнакомыми людьми;

Знание элементарных правил поведения на дороге, в лесу, в общественном транспорте;

Оказание первой медицинской помощи;

Умение общаться с острыми и опасными предметами;

Умение общаться с животными, знание ядовитых растений.

Особенно хочется отметить, что данная работа не прошла бесследно для родителей: они усилили бдительность по отношению к своим детям, по дороге в детский сад, стали соблюдать правила дорожного движения - не передвигаются по проезжей части дороги. Перспективой работы с взрослыми является: усиление внимание родителей на правила перевозки детей в личном транспорте (обеспечение безопасности детей, посредством автомобильных кресел).

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!

Российская Федерация

Свердловская область

Тавдинский городской округ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 общеразвивающего вида

С приоритетным осуществлением социально – личностного развития детей

Презентация опыта работы

«Технология формирования основ безопасной жизнедеятельности детей»

Воспитатель:

Абдулова Марина Владимировна

г. Тавда, 2015 год

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать
.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.

«Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это», - отмечали в исследованиях П. Лич и П.Статмэн.

К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать.

ФГОС ДО в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования четко сказано, что ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Следует отметить, что в такой стране как Англия основным содержанием дошкольного образования является «Безопасность».

Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств, формировать практические навыки безопасного поведения в быту, природе и т.д.

Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используется понятие «безопасное поведение», хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить: от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; от среды обитания: природной, техногенной, социальной, в военной обстановке. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты.

Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации.

Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.

Исходя из теоретического анализа содержания понятий «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:

    Знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

    Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

    Отношение переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Исходя из вышесказанного, нами была выбрана технология формирования основ безопасной жизнедеятельности, как наиболее эффективной.

1 слайд - Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности относится к социально-воспитательным технологиям – это группа технологий, ориентированных на осуществление важнейшей функции общества – подготовку подрастающего поколения к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе.

2 слайд - Целевыми ориентирами технологии является:

Стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Цель: создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет в быту, социуме, природе.

Задачи:

Формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников;

Способствовать формированию умение вести себя соответствующим образом в различных ситуациях;

Создавать условия для накопления познавательного опыта, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей;

Обеспечивать формирование ключевых компетентностей дошкольников.

4 слайд - Содержание ОБЖ базируется на «триаде» системы безопасности «Природа – Человек - Общество», где в формулу «Общество» введено не только понятие «Социума», но и результаты деятельности человека, т.е., техногенные аспекты и их воздействие на самого человека, окружающую среду. При раскрытии содержание ОБЖ выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия составляющих системы «Природа – Человек - Общество», и определяются способы и направления противодействия этому процессу. Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни.

5 слайд – Работа основывается на принципах:

Системности,

Концептуальности,

Управляемости,

Эффективности,

Воспроизводимости.

Ведущая роль в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателю. Однако технологию реализуют все участники воспитательно-образовательного процесса. Реализация технологии предполагает применение разнообразных форм и методов работы с детьми. Сочетание познавательных занятий с совместной образовательной деятельностью воспитателя и детей в режимных моментах, также с созданием условий для их самостоятельной деятельности позволяет успешно решать поставленные задачи. Особое внимание направляли на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применить их в реальной жизни, что и является компетентностью.

6 слайд Этапы реализации технологии :

1 этап – подготовительный;

Формирование у детей через различные виды деятельности представления о необходимости введения безопасного здорового образа жизни.

2 этап – понимания и коррекции;

Корректировка поведения и деятельности детей, помогает в организации практической деятельности

3 этап – практический;

Стимулирование проявления активности, самостоятельности

4 этап – заключительный.

Наблюдение, оценка, корректировка, расширение опыта детей.

7 слайд Прежде, чем начать работу по ОБЖ, мы обновили предметно-пространственную среду, подобрали литературу для детей, методическую литературу. Так у нас появились истории про СтоБеда, а затем и игрушка СтоБеда, связанная своими руками.

8 слайд - На первом этапе реализации технологии идет формирование у детей через различные виды деятельности представления о необходимости введения безопасного здорового образа жизни. На этом этапе ребенок принимают информацию, поэтому мы старались доступно и интересно преподносить информацию, используя различные методы и формы обучения.

9 слайд – Обсуждение, сравнение, обобщение, проигрывание – все это помогает эффективно закреплять полученные знания детей по ОБЖ.

10 слайд – Встреча с интересными людьми, проводились в доступной, игровой форме.

11 слайд – Дети узнавали много нового, интересного, а самое главное, закрепляли свои знания в деятельности (Игры «Собери пожарного на пожар», «Я - светофор»).

12 слайд – Дети с удовольствием отражали свои впечатления, в продуктивной деятельности, создавая такие работы, как «Пожарная машина», «Кошкин дом», «Правила дорожные, детям знать положено», «Светофор» и др.

13 слайд - Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные виды деятельности и другие режимные моменты, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

14 слайд – Проигрывание различных ситуации, которые направлены на закрепления полученных знаний и навыков безопасного поведения детей, через практические методы.

15 слайд - Используем метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Затем проводим игровые практикумы, «Что будет, если…»

16 слайд – Закрепляли знания детей в дидактических играх.

17 слайд – Истории СтоБеда знакомят детей о том, как сохранить свое здоровье, что для этого нужно сделать.

18 слайд – сформировав у детей представления о безопасном здоровом образе жизни, можно переходить ко 2 этапу формирования у детей основ безопасной жизнедеятельности, это этап понимания и коррекции. На этом этапе, дети учатся осознавать необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности.

19 слайд – Полученные знания закрепляют в игровой деятельности.

20 слайд – Дети учатся моделировать опасные ситуации, оценивать, обсуждать правильные пути решения, воспитатель корректирует действия детей.

21 слайд – Творческие работы детей разнообразны. Созданы рисунки к историям про СтоБеда, рисунки к загадкам про бытовую технику, запрещающие знаки.

22 слайд – Дети с удовольствием играют в настольные, дидактические игры, закрепляя полученные знания.

23 слайд - Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, были использованы различные формы работы например:

Слайд - 24

    Проведение игровых тренингов;

    Приглашение родителей на встречу по тематике безопасности

с участием работников ППБ и ГИБДД;

Слайд - 25

    Помощь родителей в создании книги «Полезные советы по ПДД», дидактической книги «Правила дорожные детям знать положено»;

    Помощь родителей в создании дидактических игр по ОБЖ;

26 слайд - Результатом нашей работы являются такие показатели:

Дети с интересом познают правила безопасного поведения,

с удовольствием слушают рассказы, сказки, стихи; любят рассуждать на эту тему;

В повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения;

Умеют привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;

С интересом стремятся узнать о фактах, обеспечивающих здоровье.

27 слайд – В данный момент, мы находимся на завершении второго этапа, этапа понимания и коррекции, и переходим на

3 этап - практический этап , на котором, мы будем стимулировать проявление активности, самостоятельности у детей в соблюдении правил безопасной жизнедеятельности в практической деятельности. Планируем продолжать работу по данной технологии используя проектную деятельность.

4 этап – завершающий , Он будет заключаться в организации деятельности самостоятельно руководствоваться полученными знаниями. В расширении опыта безопасной жизнедеятельности, в наблюдении, оценивании, корректировке, расширении опыта детей.

На заключительном этапе мы должны увидеть, ребенка способного к волевым усилиям, который может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Список литературы:

1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.

2.Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий.-2001-№ 3-4.с. 14-32.

3.Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

4.Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.

5.Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М. , 2002.

6.Деркунская, В. Как воспитать ребёнка валеологически культурным? // дошкольное воспитание / Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., 2004-№ 11-стр. 12-15.

7.Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек-М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224с.

8. Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду.-2006.-№ 3.-с. 52-80.

9.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.

10.Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

11.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство «Учитель»,2008.

12.Шойгу, С. К. «Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы» / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности- 2011г.

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происходящее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. И если взрослый человек может самостоятельно ориентироваться в ситуации, то ребёнок чаще всего оказывается к ней не готов. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском, не подавив при этом у него естественной любознательности, открытости и доверия, не напугать и подготовить к полноценной жизни - обязанность взрослых.

Обучение воспитанников основам безопасности начинали с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций. В результате было выявлено, что не все дети знают номер телефона служб спасения, место работы родителей, как и к кому обращаться за помощью, как вести себя в опасных ситуациях. Анкетирование родителей позволило сделать вывод, что родители уделяют недостаточно времени обучению детей правилам безопасного поведения, зачастую ограничиваются банальными запретами, сами пренебрегают простейшими правилами, не задумываясь о том, что ребёнок запоминает и копирует их действия. А педагоги подчеркнули недостаточную оснащённость необходимыми средствами обучения.

Работая над обозначенной проблемой важное значение придали созданию предметно - игровой среды. С этой целью провели смотр - конкурс «Уголок безопасности». Воспитатели совместно с родителями обновили макет, моделирующий улицы и дороги, приобрели транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.), наглядно - информационный материал, дидактические, сюжетно - ролевые, настольно - печатные игры, художественную литературу. (Фото. Уголки безопасности.)

Особое внимание уделили пополнению атрибутики по пожарной тематике. Руками педагогов сделаны: макет пожарной каланчи, пожарной машины, стенды: «Огнеопасные предметы», « Средства пожаротушения», пожарные знаки, костюмы для юных спасателей и другое. (Фото. Макет пожарной машины. Макет пожарной каланчи. Огнеопасные предметы. Средства пожаротушения.)

С целью повышения активности и инициативы воспитателей в деле решения поставленной задачи, практиковались разнообразные формы методической работы:

Групповые (семинар-практикум, консультации, открытые просмотры);

Индивидуальные (индивидуальные консультации, анкетирование, самообразование).

В помощь педагогам в методическом кабинете оформили выставку методической литературы по вопросу ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, подготовили картотеку материалов из научно - методического журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляем через разнообразные формы работы.

Во время экскурсий по улицам посёлка, в пожарную часть дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, техникой и средствами пожаротушения, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Современная техника, спецодежда для спасателей и многое другое оставили незабываемые впечатления и вызвали у детей интерес.

(Фото. Экскурсия по улицам посёлка. Экскурсия в РОЧС.)

На специально организованных занятиях педагоги знакомят детей с правилами поведения на улицах посёлка, обыгрывают ситуации вступления в контакт с незнакомыми людьми, рассказывают о средствах пожаротушения, о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

(Фото. Занятие «Наша улица». Занятие «Как вести себя с незнакомыми людьми». Занятие «Знакомство с профессиями».)

Дети с удовольствием занимаются изготовлением коллажей, драматизацией произведений, с интересом смотрят видеофильмы, участвуют в праздниках и развлечениях, беседах, наблюдениях.

(Фото коллажей. Фото. Драматизация «Кошкин дом» Развлечение «Пожарная грамота»)

Особое место в системе работы по данной теме занял проектный метод, который способствовал развитию у детей собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулировал развитие самостоятельности и ответственности; воспитывал навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. С учётом опыта работы с дошкольниками, а также с учётом интересов сегодняшнего дня были разработаны проекты: «Пожарная безопасность», «Огонь друг, огонь враг», «Правила дорожного движения», «Безопасность на дороге» (воспитатели Касперович Т.В. Решетко Л.С., Мелешко И.Н., Жук О.С.)

Проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решать только в рамках дошкольного учреждения. Поэтому мы поддерживаем тесный контакт с родителями воспитанников. Родители принимают активное участие в обогащении игровой среды, в выпуске стенгазет, выставках.

(Фото. Выставка «Пожарные машины». Выставка «Не играй с огнём» )

Для формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных чрезвычайных ситуациях, в дошкольном учреждении прошёл цикл мероприятий с участием представителей РОВД и РОЧС (беседы, викторины, праздники). (Фото. Встреча с работниками РОВД и РОЧС)

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:

Дети не только приобрели новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Они знают основные правила личной безопасности, умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях, знают алгоритм вызова службы безопасности. У детей сформирован интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами, они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице, дома.

Родители понимают, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил ребёнок должен не просто их выучить, но обязательно видеть их исполнение, наблюдать правила в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, неопределённость.

Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

Мы надеемся, что проводимая нами работа поможет всем детям избежать опасных ситуаций, уберечь их жизнь и здоровье.

Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ

МБОУ «Лицей № 8»

г. МАЙКОПА

СИНИЦЫНА НИКОЛАЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

Мой более чем 20 летний опыт работы преподавателем - организатором Основ Безопасности Жизнедеятельности убеждает, что сегодня ОБЖ в школе - это очень сложный, до конца ещё не освоенный, не до конца оценённый в своей важности предмет обучения школьников, причём, в дальнейшем развитии нашего общества не предвидится завершение его изучения, т.к. в современном мире опасные и ЧС природного, техногенного, социального характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека.

Они постоянно его сопровождают, создают угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожению материальных и духовных ценностей, наносят ущерб не только природе, но и обществу.

Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных, осознанный действий может зависеть наша жизнь и жизнь наших родных и близких.

Главной целью обучения «Основам Безопасности Жизнедеятельности» является подготовка человека (ученика) к успешным действиям по обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.

Основными задачами в преподавании предмета ОБЖ для меня являются:

Овладение учащимися системой практических знаний и навыков, формирование привычек, необходимых при решении вопросов общественной и личной безопасности в повседневной учебной и трудовой деятельности;

Формирование установок на совместные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий при оказании взаимопомощи;

Развитие и формирование средствами предмета обучения понятия необходимости ведения здорового образа жизни, воспитания культуры безопасной жизнедеятельности;

Воспитание патриотического сознания учащихся - важнейшего из гражданских качеств человека.

Анализируя наши (часто меняемые) учебники, можно сделать выводы:

1. Учебники написаны сотрудниками МЧС или близких к ним сфер, не педагогами. Учебники трудны для понимания учащимися, содержат тяжёлые формулировки, избыток информации, где сложно выделить главное, и часто скрыта логика изложения материала. Всё это затрудняет понимание курса и подталкивает добросовестных учеников к добросовестной зубрёжке. Практически исключаются такие мотивационные приёмы, как сравнение, наблюдение, собственный поиск информации, выбор алгоритма действий и т.д. Особенно тяжелы для восприятия ребёнком учебники ОБЖ для 5, 7, и 8 классов.

2. В ходе преподавания предмета я столкнулся с ситуацией, когда невозможно (объективно невозможно) в отведенные на год 35 часов в изучение всего материала учебника для определённого класса (программа не предусматривает отмену уроков при проведении ЕГЭ, ГИА, проведение акций «День призывника», «День здоровья», «День защиты детей», проведение мероприятий по постановке на в/учёт, местные религиозные праздники, перенос выходных на понедельник, массовые посещения школьниками театра, филармонии, участие в конкурсах и соревнованиях с командами и т.д.) А ведь и саму учителю нужно время для проведения контрольных, зачётов, отработки практических навыков.

Получается, в 5-8 классах реально не хватает времени на темы раздела 5 Программы: «Основы медицинских знаний». И уровень содержания изложенного в учебниках материала по

этим «Основам...» оставляет желать лучшего. В общем, там всё правильно написано, но что может пятиклассник усвоить по теме, рассчитанной на 40 минут «Виды ран. Степени ожогов и обморожений. Первая помощь при ранениях», не имея знаний о видах кровотечений, асептики, антисептике, профилактики осложнений раны, способах остановки кровотечения, видах повязок и т.д. Убеждён - такой урок не даст почти никакой пользы. Чаще ребёнок будет испытывать разочарование.

Выход из положения: не отказываясь от изучения положенных программой тем по классам, я составил авторскую программу для 9 класса и всё время обучения в 9 классе посвящено «Основам медицинских знаний», где разбираются на достаточно высоком уровне все аспекты проблемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Для текущего контроля уровня изучения материала кроме поурочного опроса, который, как правило, проводится в фронтальной форме (так больше охват учеников в классе), учащиеся решают тесты и ситуационные задачи по разделам:

Антисептика, асептика, профилактика осложнения раны, обморок, раневая инфекция;

Перевязочный материал, перевязочный материал из подручных средств;

Первая помощь при различных видах кровотечений (в т.ч. внутренних), при шоке и остром малокровии;

Первая помощь при массовых травмах и переломах;

Первая реанимационная помощь (в т ч. ПМП при утоплении);

Первая помощь при отравлениях ЯВ.

При прохождении курса учащиеся выполняют практически:

Остановка кровотечения при различных видах ран различными способами;

Первая помощь при переломах, вывихах;

Первая реанимационная помощь (тренировки проводятся с использованием тренажёра «Максим»).

По каждому вопросу изученного материала ученик получает оценку, которая выставляется в классный журнал.

Итоговый контроль: экзамены за курс ОБЖ 5-9 классов, куда входят темы «Основ....» и практические задания по этим темам. (В современный перечень экзаменов для 9 –х классов этот экзамен не вошёл, оценка общая выводиться по текущим результатам).

И лучшая награда учителю: наш выпускник - ныне студент СПб ВУЗа: « А я, Николай Владимирович, человека спас. В парке у парня, видимо наркомана, остановилось сердце. Все стояли и охали. А я сделал ему наружный массаж сердца, врач «скорой» меня поблагодарил, а я сказал, что этому меня научили на уроках ОБЖ».

Считаю, что при прохождении курса ОБЖ и в других классах применим метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого школьника потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа экстремальных ситуаций, оценки возникших, вроде безобидных пока, выбора правильных и безопасных форм поведения и грамотных действий.

Решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, ученик становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль: «Это может случиться со мной!».

В пятых классах при изучении общих тем, посвящённых безопасному поведению подростка, дети, как правило, выполняя домашние задания, рисуют в своих рабочих тетрадях ситуации, которые мы разбирали на уроке. Существует такая методика обучения маленьких «Нарисуй свой страх». И итоговый урок у пятиклассников - анализ событий и поступков сказочных героев: Красной шапочки и Колобка, которые привели их к гибели.

При реализации проекта «Анализ возможных опасных ситуаций в городе Майкопе» (победитель в научно практической конференции 2014 г. г. Майкоп), было выявлено, что большинство семей наших учеников не знает своего участкового, не знают телефоны спасения, не знают порядок действий при оповещении об угрозе ЧС, правил эвакуации и т. д. Обязательно подчёркиваю на уроках, что ученик, знающий правила спасения, несёт ответственность перед своими родными и близкими, обязан их научить, тому, что узнал сам, суметь помочь им в опасной ситуации. (Например, одно из домашних заданий в 5 классе: «Рисуем визитную карточку участкового».).

Вообще, при прохождении курса ОБЖ, дети, особенно 5-7 классов, рисуют много на уроках и при выполнении домашних заданий. Все имеют рабочие тетради, и в конце каждого полугодия проводится конкурс в этих классах, где ученики голосованием определяют лучших по ведению тетрадей. Дети относятся к этому очень серьёзно, готовятся заранее, ну а я этим внедряю образец и степень отношения к изучению ОБЖ.

По моему мнению, наши учебники поверхностно дают тему «Пожары и взрывы». Пожары - самая большая беда из техногенных, которая буквально терроризирует жителей городов, и учащимся 8-х классов следует знать намного больше причин возникновения пожара, чем это изложено в учебнике. К времени, отведенному на эту тему (4 часа), я добавил ещё 4, где подробно разбирается цена небрежности при курении, пользовании петардами и газовыми приборами, дети знакомятся с азами пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов, КЗ, узнают их физические параметры и их зависимости, вплоть до законов Ома и Джоуля – Ленца. И решают ситуационные задачи по этим темам.

С 6 го класса ученики начинают заниматься исследовательской и практической деятельностью. Составляют мини- проекты, выполняют практические работы. Лучшие из них обсуждаются на уроках и могут быть представлены на научно – практические конференции лицея или города. (Например, в 6 классе сумели добыть огонь, используя пластиковую бутылку, в 7 – выяснили, как, глядя в небо, можно предсказать погоду и т.д.).

Для большей мотивации изучения курса ОБЖ задаю (выполнять можно по желанию) вопросы, ответ на которых требует от учащегося целенаправленного поиска информации, более широкого кругозора и глубокого знания темы, чем это предусмотрено учебником. (например: для 6 кл. «Костёр Дакота», для 7 го – объяснить приметы перемены погоды, как даются имена циклонам, для 9-го «Что стучит в человеческом сердце?, для 10- го: «Почему по радио в блокадном Ленинграде транслировали стук метронома?» и т. д.)

С сожалением вспоминаю учебник Кострова А.М. «Гражданская оборона» «Просвещение» 1991 г., который по информативности, уровню изложения материала (это моё мнение), превосходит современный для 10 кл. И он намного полезней для молодого гражданина, будущего защитника нашей Родины, ведь патриотическое воспитание реализуется и через обучение знаниям и навыкам, которые обязательно потребуются при прохождении военной службы.

Не спорю: темы раздела современного учебника «Основы обороны государства» 10 и 11 кл. и темы «Основ военной службы» 11 кл. нужны будущему воину, но:

Срок военной службы сейчас короткий, и командиру взвода, к которому попадут служить наши ученики, больше будут нужны солдаты, знающие стрелковое оружие, умеющие стрелять, умеющие пользоваться компасом и картой, двигаться по азимуту, ориентироваться на незнакомой местности, пользоваться СИЗ, иметь навыки рукопашного боя, выживания, оказания первой медицинской помощи и т.д. Эта подготовка была бы с нашей стороны, со стороны школы, реальным вкладом в дело укрепления Российской армии. А с важными вопросами основ обороны государства молодой солдат встретится в армии на занятиях по гуманитарной подготовке и при изучении уставов.

Много мы делаем в этом направлении, большой стимул нам дают слёты – соревнования «Зарница-Школа выживания», но массового охвата юношей – допризывников ещё не происходит.

Во внеурочной работе я делаю упор на подготовку «Дружины юных пожарных», подготовку команды «Школа выживания», команды по стрелковому спорту (спасибо коллегам из школы №7), подготовку команды участников олимпиады, работа с коллективами учеников, готовящих проекты на лицейские и городские научные конференции. Занимаюсь с ними 1-2 часа в неделю и практически ежедневно в дни школьных каникул. Дети охотно приходят и занимаются.

Не буду перечислять победы и призовые места, которые занимали мои ученики в течение последних 5 лет. Не проводилось в городе Майкопе ни одного конкурса, соревнования, конференции по курсу ОБЖ, где бы мои учащиеся не принимали участия и не становились призёрами.

Общество ставит перед учителем всё новые задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно. Считаю, одним из способов повышения эффективности работы педагога является его непрерывное образование. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации при АРИПК, курсы при учебно - методическом центре МЧС, «Школа цифрового века», курсы по использованию информационных технологий и др. Занимаюсь самообразованием, собрал целую библиотеку по курсу ОБЖ, в т.ч. и на электронных носителях. Полученные знания применяю в работе со своим детским коллективом.