Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе «Путешествие в Солнечный город – город профессий. Конспект комплексного познавательного занятия по полоролевой социализации для подготовительной группы. "Я в мире. Мир во мне" Со

Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной к школе группе, раздел: «Ознакомление с трудом взрослых», тема: «Путешествие в Солнечный город – город профессий»

Подготовили: старший воспитатель высшей квалификационной категории Нежданова З. А., воспитатель 1 квалификационной категории Каханкина М. А., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Пикунова Н. Н., муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30» г. Сергиев Посад.

Программное содержание:

Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий;
Расширять и конкретизировать представления о профессиях (библиотекарь, художник, автослесарь, кондитер, лесничий, архитектор);
Развивать речевую активность, диалогическую речь, расширение словарного запаса;

Предварительная работа:

Экскурсии: в библиотеку, Дом Творчества «Родник», Дом Художника, музеи города;
Беседы с детьми о профессиях родителей;
Рассматривание картин, иллюстраций на тему: «профессии»;
Рисование, аппликация на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»;
Оформление фотовыставки на тему: «Профессии моих родителей»;

Чтение художественной литературы:

Д.Родари «Чем пахнут ремесла»;
С.Я.Маршак «Пожар»;
С.Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа»;
К.И.Чуковский «Айболит» и др.;

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я хотела бы предложить нам сегодня, совершить увлекательное и познавательное путешествие в удивительный Солнечный город, «город профессий».

Профессии бывают разные –
Все они очень важные:

Дети:

Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр, монтер …

Воспитатель и дети (вместе):

Все профессии важны,
Для нашего города все нужны!

Воспитатель:

А поможет нам в нашем путешествии очень интересный и умный собеседник, литературный герой сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». А кто он, догадайтесь, послушав мою загадку!

«У этого персонажа книги лежат и на столе, и под столом, и даже на кровати. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора». Догадались, о каком герое идет речь?

Дети:

Входит Знайка.

Знайка:

Здравствуйте, ребята! Узнали меня, я пришел к вам из Солнечного города, я очень люблю читать разные книжки, из книг я узнаю много нового, они всегда рядом со мной, поэтому меня все зовут - Знайкой. Сегодня мне очень хочется пригласить в свой любимый Солнечный город, познакомиться с моими друзьями и их профессиями.

Воспитатель:

Ребята, принимаем Знайкино приглашение?

Дети:

(Ответы детей).

Знайка:

Ну вот и хорошо, путешествие начинается! (Звучит музыка). Раз, два, три, повернись, в Солнечном городе очутись!

Знайка:

Вот мы и на месте, посмотрите вокруг, как красиво! Вам нравится?

(Ответы детей).

Знайка:

Для начало ребята, я хотел бы пригласить вас в свое самое любимое место, туда, где я люблю бывать чаще всего!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много здесь книг, журналов! Как вы думаете, что это за место? Почему Знайка любит бывать здесь чаще всего?

Дети:

Это библиотека – дом, где живут книги, Знайка очень любит их читать.

Знайка:

Ребята, а вы знаете, кто работает в библиотеке и чем он занимается?

Дети:

Библиотекарь оказывает помощь в выборе книг, журналов. Все книги стоят на полках и стеллажах, на каждого читателя заполняется читательский билет, куда записываются все книжки, которые люди выбирают домой для чтения.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, чем профессия библиотекаря так важна для нас?

Дети:

Эта профессия помогает всем нам узнавать из разных книг, энциклопедий и журналов много всего интересного, например, какие бывают разные страны, города, люди, животные. А Вы знаете, уважаемый Знайка, у нас в группе есть тоже небольшая библиотека, в которой тоже есть очень много книг и журналов, ребята с удовольствием любят там играть!

Знайка:

Молодцы ребята, Помните всегда, что книги – это наши друзья, берегите их! А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть к моему другу и познакомить вас, у него очень интересная профессия.

Воспитатель:

(Обращает внимание детей на дом художника). - Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Какой необычный домик! Как вы думаете, кто здесь живет!

Дети:

Художник.

Знайка:

Это дом моего друга Тюбика. Он художник, он пишет красивые картины.

Воспитатель:

(Обращает внимание детей на стол). - Что использует художник в своей работе?

Дети:

Кисти - для того, чтобы рисовать, мольберт-чтобы держать бумагу или холст, разные краски, палитру-чтобы смешивать краски.

Воспитатель:

Ребята, художники очень талантливые и одаренные люди, своими роаботами-картинами они приобщают нас к прекрасному, дают нам возможность увидеть красоту природы, и многое другое. Это замечательные портреты, натюрморты, пейзажи.

Воспитатель:

Уважаемый Знайка, наши ребята тоже талантливые художники, у нас есть своя детская, художественная галерея, куда мы выставляем свои работы. Посмотри, пожалуйста. Воспитатель обращает внимание на детские рисунки.

Знайка:

Молодцы, у вас получились хорошие работы, если вы и дальше так будете стараться из вас могут получиться настоящие художники. А сейчас, мои юные друзья, я предлагаю вам превратиться в необычных художников и рисовать мы сейчас с вами будем не на бумаге, а в воздухе.

Физминутка «В небе облако плывет»

(выполнение движений под музыку со словами)

В небе облако плывет,
А внизу цветок растет,
Справа дерево и речка,
Слева домик и крылечко.

Знайка:

Посмотрите, какой у нас с вам получился воздушный, легкий пейзаж, я думаю, что Тюбик обязательно изобразит его на бумаге (звучит звук клаксона).

Воспитатель:

Ой, что это, вы слышите, ребята, вон от туда раздается звук. Пойдемте, посмотрим.

Знайка:

Вы узнали, кто из моих друзей живет в этом необычном домике? На что похож этот домик?

Дети:

(Ответы детей: В этом домике живут Винтик и Шпунтик).

Знайка:

Ребята, а вы знаете какая профессия у моих друзей, кем они работают?

Дети:

Эта профессия называется автослесарь, они работают автослесарями.

Воспитатель:

Расскажите ребята, чем занимается автослесарь?

Дети:

Автослесарь ремонтирует машины, вначале он внимательно осматривает все детали машины, находит неполадки, потом начинает ремонт, если надо, автослесарь еще и покрасит ее, и тогда машина снова как новая может выезжать в рейс и доставлять людей и грузы по месту назначения.

Знайка:

Вы знаете чем важна для людей эта профессия?

Дети:

Если бы не было такой профессии, то все машины стояли бы сломанными, людям пришлось бы ходить пешком, они не смогли бы переносить тяжелые грузы.

Знайка:

Ребята, у моих друзей очень много работы, давайте им поможем. Выберите только те инструменты, которые понадобятся Винтику и Шпунтику для ремонта машин.

Дидактическая игра «Собери инструменты»

(Игрушечные пластмассовые инструменты лежат на столе, картинки на фланелеграфе).

Знайка:

Спасибо вам ребята, вы очень помогли моим друзьям! Я думаю, они будут очень довольны! А сейчас запомните самое главное – в каждом деле должен быть порядок, все вещи всегда должны лежать на своих местах.
(По залу разносится запах ванилина).

Воспитатель:

Ой как вкусно пахнет! Откуда этот вкусный запах? Посмотрите у нас на пути еще один домик, чей он узнали, кто в нем живет?

Дети:

Да узнали, в этом домике живет Пончик.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, как называется профессия Пончика, кем он работает?

Дети:

Пончик работает кондитером.

Знайка:

Кто такие кондитеры, вы знаете?

Дети:

Кондитеры пекут для людей разные сладости: торты, рулеты, кексы, пряники, печенья, пирожки, пирожные.

Воспитатель:

Кондитеры делают нашу жизнь радостнее, веселее, Вспомните, ни один праздник не обходится без торта или пирожных, которые с любовью они готовят и мастерят для всех нас. Дорогие ребята, и вы, уважаемый Знайка, скажу вам по секрету, что в конце нашего увлекательного путешествия нас ждет сюрприз.

Знайка:

Спасибо, сюрпризы я люблю. А пока прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? (звучат голоса птиц)

Дети:

Это поют птицы.

Воспитатель:

Как вы думаете, куда мы пришли? (Ответы детей)

Знайка:

Мы с вами оказались на лесной полянке, а вот и домик лесничего. Кто из вас знает, кто такой лесничий и чем он занимается?

Дети:

Это человек, который заботится о лесе, птицах и животных, которые живут в лесу, следит, чтобы не было пожаров в лесу, люди не вырубали деревья, елки, не разоряли гнезда птиц и норы животных.

Знайка:

Ребята, все правильно вы сказали, лесничий – это доктор леса, он бережет и охраняет здоровье и жизнь леса, а еще он следит за тем, чтобы люди соблюдали правила поведения в лесу. А вы знаете эти правила, как надо вести себя в лесу, в природе?

Дидактическая игра «Правила поведения на природе»

Вы в поход пошли, ребята?
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться...

Коля гнёт большую ветку,
Ян в мешок собрал объедки.
И кого из них ругать?
Коле - два, а Яну - пять!

Вокруг вас остались банки,
Целлофан, железки, склянки?
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой -
Унесём его с собой!

Воспитатель:

Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете все правила, давайте вместе беречь и любить нашу природу и никогда не загрязнять ее. Лес-это наше богатство. Если погибнут леса, погибнет все живое.

Знайка:

Лесничий теперь будет точно уверен, что вы ребята, никогда не нанесете вред лесу, окружающей среде. И он всегда будет рад видеть вас с родителями в лесу.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня получилось очень интересное, познавательное и увлекательное путешествие, вам понравилось? (Ответы детей) Вы обратили внимание, какие в этом городе необычные и красивые дома? Скажите, пожалуйста, Знайка, кто построил их?

Знайка:

Я думаю вы ребята знаете, кто строит дома? (Ответы детей) А вам известно, что прежде чем построить здание, его необходимо сначала нарисовать на бумаге, а по-научному - спроектировать.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, чем занимается архитектор?

Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет
И чтоб был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.

Знайка:

Ребята, а вы хотите построить свой дом в нашем Солнечном городе? (Ответы детей) Тогда приступайте, вот вам материал для строительства (дети под музыку строят из конструктора дом).

Знайка:

Большое спасибо вам, вы все дружно, ловко потрудились, теперь в нашем городе будет новое, красивое здание.

Воспитатель:

Как вы думаете, что будет расположено в этом красивом здании? (Ответы детей).

Вот и подошло к концу наше путешествие по Солнечному городу, Вы познакомились с новыми профессиями, узнали о работе людей этих профессий. Все они очень нужны и важны для людей, и надо много знать и хорошо учиться, чтобы получить хорошую профессию и стать настоящим специалистом. Трудом создается все необходимое человеку и люди работают друг для друга.

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова
Стало быть, так и выходит
Все что мы делаем нужно
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Воспитатель:

Спасибо тебе, Знайка, что ты пригласил нас в свой замечательный город, и был нашим собеседником. А сейчас наша очередь пригласить тебя к нам в гости.

Знайка:

Спасибо, с большим удовольствием.

Воспитатель:

Как я вам и обещала, нас ждет вкусный сюрприз, который приготовила для всех нас наш уважаемый повар (в зал входит повар с пирогами и тортом).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.

Конспект НОД «Дремучий лес» по социально-личностному развитию в подготовительной группе

Программные задачи:
Образовательные:
- расширять эмоциональное представление детей, формировать умение регулирования отрицательных эмоций (образовательная область «Социализация»);
- продолжать учить рассказывать о своих чувствах, отвечая полным предложением (образовательная область «Коммуникация»);
- учить детей выражению своих эмоций, управляя ими с помощью рисования (образовательная область «Художественное творчество»);
- учить детей ориентироваться в схематическом изображении страха (образовательная область «Социализация»);
- учить детей устанавливать связь между событием и эмоцией страха (образовательная область «Коммуникация»);
- создать условия эмоциональной разрядки, проявления сопереживания (образовательная область «Социализация»);
- продолжать учить детей приемам игрового самомассажа (образовательная область «Здоровье»).
Развивающие:
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах (образовательная область «Коммуникация»);
- развивать память, мышление (образовательная область «Социализация»);
- развивать чувство доверия, побудить к телесным контактам (образовательная область «Социализация»);
- учить сбрасывать психо-эмоциональное напряжение, тренировать навыки управления своими действиями (образовательная область «Социализация»).
Воспитательные:
- создать непринужденную, психологическую атмосферу (образовательная область «Социализация»);
- вызвать чувство безопасности, помочь детям выразить отношение к эмоции страха (образовательная область «Безопасность»).
Оздоровительные:
- регулировать смену деятельности и чередование активных и статических поз (образовательная область «Здоровье»);
- снять мышечный тонус у детей с помощью релаксационной гимнастики (образовательная область «Здоровье»).
Словарная работа:
активизация: эмоция страха, радость, хорошее настроение, грусть;
обогащение: Страшная жуть, Дремучий лес.
Оборудование:
- магнитофон;
- аудиозапись танца «Вуки-Буки»;
- аудиозапись «Сказочного леса»;
- аудиозапись из сборника «Музыка для релаксации»;
- мольберт;
- обручи, обтянутые плотной тканью;
- подушки (8 шт.);
- миска для салфеток;
- влажные салфетки;
- акварельные краски;
- стаканы-неразливайки;
- кисти (8 шт.);
- лист ватмана;
- карта «Необыкновенная страна чувств».
Предварительная работа:
- разучивание танца «Вуки-Буки»;
- обучение самомассажу.

Ход занятия

Доброе утро! Как я рада вас всех видеть. У меня сегодня вот такое настроение (воспитатель показывает детям кулак с поднятым вверх большим пальцем). А кто мне может сказать, что означает этот жест?
Ответы детей: хорошее, радостное настроение.

Правильно, у меня сегодня радостное, веселое настроение. А теперь давайте все вместе покажем такой же жест и скажем, что у нас тоже вот такое настроение!
Дети садятся на стульчики.
- Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили в прошлый раз, путе-шествуя по «Необыкновенной стране чувств»? Да, о чувстве злости.
Дети рассматривают пиктограмму злости.
- Как мы можем определить, что человек злится?
Ответы детей: по выражению лица.
- А какое у него при этом выражение лица?
Ответы детей: нахмурены брови, уголки губ опущены.
- А когда человек может испытывать чувство злости и гнева?
Ответы детей: когда поссорился, когда его разозлили или обидели.
- Сегодня мы начинаем знакомиться с чувством, которое проживает в Дремучем лесу. (Перед детьми раскладывается карта, где в Море радости прикреплен лес). Попасть в него нам поможет Волшебный тоннель. Но для начала предлагаю зарядиться бодростью.
Упражнение «Заряд бодрости». Предложить детям сесть свободно, вытянуть вперед руки и приготовить два пальчика: большой и указательный.
- Возьмитесь пальцами правой и левой руки за мочки своих ушей. Помассируйте ушки приговаривая: «Ушки, ушки – слышат все!», в одну и другую сторону. А те-перь опустите руки, тряхните ладошками. Приготовьте указательный палец, вытя-ните руку и поставьте его между бровями над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз! ». Тряхните ладошками. Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку со словами: «Я дышу, все вижу; я все слышу; я все чувствую».
- Если вы готовы, тогда пошли. (Дети пролезают сквозь обручи, обтянутые плотной тканью).
Звучит фонограмма «Дремучего леса».
- Вот добрались мы до Дремучего леса. Интересно, кто в этом лесу хозяин? Наверное, вот этот человек (демонстрируется пиктограмма «страх»), который смотрит на нас как-то странно! Взгляните на его лицо, какое чувство он испытывает?
Ответы детей: чувство страха.
- Как вы догадались?
Ответы детей: по выражению лица.
- А какое у него выражение лица, опишите.
Ответы детей: у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит.
- А зовут это существо – Страшная Жуть! Оно любит пугать путников, пришедших в его Дремучий лес. Кто-нибудь из вас догадался, почему лес называют Дремучим?
Ответы детей: потому что в Дремучем лесу всегда темно, сыро, холодно; растут корявые деревья и колючие травы, воют волки и ухают филины.
- Кто попадает в такой лес, непременно начинает беспокоиться, и его охватывает жуткий страх. Вам страшно? Хотите продолжить путешествие и пройти вглубь леса или вернемся домой? Чтобы убедиться в вашей решимости, Страшная Жуть должна испытать вас. Только того, кто не испугается, Страшная Жуть пропустит в Дремучий лес.
Дети встают полукругом. А Страшная Жуть встает посередине и будет водить. Тот, кого выберет Страшная Жуть для запугивания, не должен отворачиваться или закрывать глаза.
-Вы отлично справились с испытанием, никто не струсил, можем двигаться дальше.
- А теперь Страшная Жуть хочет поиграть с вами. Она хочет выбрать самого смелого ребенка. Кто у нас самый смелый? Он будет сидеть на пеньке, бояться, а остальные дети будут изображать корявые деревья.
Звучит фонограмма Дремучего леса.
Вот мы видим: сквозь ветвей
На нас шагает страшный зверь!
У него торчат клыки и усы топорщатся,
У него горят зрачки – испугаться хочется!
Хищный глаз косится, шерсть на нем лоснится.
Может, это львица, может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул: «РЫСЬ!»
Храбрый мальчик крикнул: «БРЫСЬ!»
Дети садятся на стульчики.
- Саша, тебе было страшно?
- Что тебя испугало?
- Дети, вы увидели, что Саша боялся?
- А как вы поняли, что он боялся?
- А вы боялись за Сашу?
- А вам было приятно пугать Сашу?
- Наши мышцы были напряжены от страха, давайте сбросим напряжение. Сожмите пальцы в кулачок покрепче (руки на коленях), чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрямите пальцы – вот и расслабились руки. Стало легко, приятно. А теперь слушайте и делайте, как я.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают наши пальчики.
(Предложить детям легко приподнять и уронить расслабленные кисти).
- Дети, бывает ли в вашей жизни так, что в темноте обычные вещи и предметы вам кажутся настоящими чудовищами? А когда включают свет, то этим чудовищем может оказаться самый обыкновенный стул?
-Страшная Жуть, дети, приглашает вас к себе в гости. Показывается театр теней.
Что виднеется в углу
С черной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
- Дети, вам страшно? Вы знаете, как говорят про таких трусишек?
Ответы детей: у страха глаза велики!
- Люди боятся всего, даже самых маленьких тараканов и пауков. Они им кажутся огромными и зубастыми, хотя на самом деле это не так.
- Ребята, вам приятно, что ваши мышцы рук, ног и лица напряжены от страха? Нет? Тогда давайте избавимся от этих страхов.
Звучит фонограмма релаксации.
- Лягте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните… Представьте, что иногда небо над Дремучим лесом бывает ярко-голубым и лучи солнца согревают жителей леса и вас. Легкое дуновение ветерка мягко коснулось ваших головок, лиц, ручек, и вы чувствуете себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Полетайте немного над землей. Глубоко вдохните и выдохните, потянитесь и откройте глаза.
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Удалось ли вам побывать маленьким легким перышком и свободно полетать над землей? Замечательно!
- Смелые путешественники, вас заинтересовало наше путешествие по Дремучему лесу? Предлагаю вам его нарисовать, со всеми корявыми деревьями, непроходимыми болотами и колючими травами. Рисовать будем на большом листе бумаги акварельными красками. Какими красками вы будете пользоваться?
Ответы детей: черной, серой, коричневой, фиолетовой, зеленой.
- Страшный и ужасный получился у вас Дремучий лес.
- Дети, где вы сегодня побывали?
Ответы детей: В Дремучем лесу.
- С кем вы там познакомились?
Ответы детей: Со Страшной Жутью.
- Она пугала вас?
А давайте совсем прогоним чувство страха.
Дети танцуют танец «Вуки-Буки».
- Пришла пора возвращаться домой. Выведет нас из Дремучего леса Волшебный тоннель.
- Вот мы и опять в своем любимом детском садике.
- С какой эмоцией мы сегодня познакомились?
Ответы детей: Эмоцией страха.
- Где вы были?
Ответы детей: В Дремучем лесу.
- А кто там жил?
Ответы детей: Страшная Жуть.
- Смогла ли она вас напугать?
- А как вы побороли страх?
Ответы детей: Танец танцевали.
- Дети, желаю вам всегда оставаться смелыми и сильными и быть в хорошем настроении.

МБДОУ детский сад№12 комбинированного вида г.Искитим Новосибирской области

Конспект занятия по труду

в подготовительной к школе группы «Ромашки» на тему: «Наши добрые дела для космоса» .

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Все хорошее в природе – солнце, а все лучшее в жизни - от человека.

М.Пришвин

воспитатель: Т.С. Левкович

Предмет: Социальный мир.

Образовательная область: «Труд»

Интеграция образовательных областей: «З доровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Математический диктант», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Продолжительность: 30 минут

Группа: подготовительная

Аннотация:

Дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни с помощью труда, в связи с этим тема года для нашей группы была сформулирована « Год добрых дел». В цикл занятий для закрепления знаний дошкольников с социальным миром входит занятие по теме «Наши добрые дела для космоса». Данное занятие так-же закрепляет знания детей с событиями, исторически важными не только для нашей Родины, но и для всего человечества – это покорение космоса; с людьми, прославившими Россию. Используемые методические приемы: игра-приветствие, сюрпризный момент; чтение стихотворения; самостоятельная работа детей; проведение гимнастики; тест-опрос; проведение дидактических игр;

Конспект занятия:

Программное содержание:

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Образовательные задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых. Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (космонавт) и проверить усвоение пройденной темы: « Космос». Продолжать формировать трудовые навыки, интерес к труду взрослых, учить четко и точно выполнять задания воспитателя. Закреплять навыки ориентирования в пространстве и отработки навыков счета по клеточкам, подготовка руки к письму.

Развивающие задачи: Развивать стремление трудиться, способность самообслуживания в процессе одевания и раздевания. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам. Развивать умение работать в парах.

Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, гордость за знаменитых людей. Воспитывать у мальчиков желание заботливо относиться к девочкам. Закрепить представление детей о значении добра, воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга. Вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки. Воспитывать бережное отношение к природе, продолжать прививать культурно-гигиенические навыки, продолжать прививать любовь к труду.

Речевые задачи: активизировать речь детей, закрепить активный словарь следующих слов: космонавт, скафандр, орбитальная станция, спускаемый аппарат.

Материал: горшки для посадки цветов, пуговицы, картон, нитки, ножницы, иголки, фартуки, листы-презентации теста, посылка-чемодан с вложенным письмом.

Аудиозапись песен «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»,песня В.Шаинского «Улыбка». звук самолёта.

Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «День космонавтики», «Первый космонавт планеты», «Небесные тела». Работа в уголке природы: посадка семян цветов, проращивание корней у черенков сенполии. Работа в тетрадях в клетку на задания ориентировки по клеточкам, работа с иголкой и ниткой в творческом уголке. Беседа с родителями на тему: «Как рассказать ребёнку о космосе». Рассматривание иллюстраций по теме «Космонавтика». Заучивание стихов по теме.

Методические приемы:

    Организационный момент;

    Игра-приветствие;

    Сюрпризный момент: посылка-чемодан,чтение письма;

    Чтение стихотворения «Доброта»,Н.Тулупова;

    Самостоятельная работа детей (посадка цветов);

    Физкультминутка;

    Д/и « Ответь на вопросы» (в форме теста);

    Самостоятельная работа детей (пришивание пуговиц);

    Д/и «Доскажи словечко»;

    Самостоятельная работа детей (строгание карандашей);

    Самостоятельная работа (рисуем ракеты, в форме графического диктанта);

    Итог занятия.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель (ведёт всё занятие в роли солнышка):

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, поиграем в

игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Сюрпризный момент:

под звук самолёта подходим к чемодану -посылке,под самолётом(который образно сбросил самолёт).

Воспитатель читает письмо:


«Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь! Дело в том, что мы космонавты и наблюдаем за Вами и видим как Вы любите трудиться! Пожалуйста, помогите нам! Нам нужны пуговицы, но так как у нас невесомость, пришейте их к картону, чтобы мы их не потеряли, а ещё мы соскучились по комнатным цветам отправьте их нам в нашем космическом чемодане!

С уважением,

Космонавты корабля «Союз ».

Воспитатель: Ребята, поможем космонавтам? Соберём посылку в космос? Сделаем доброе дело? Ответы детей.

А кто знает, что такое доброта?

Чтение ребёнком стихотворения:

Стихотворение “Доброта”. Н.Тулупова

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Самостоятельная работа детей в парах

посадка черенков сенполии в горшки с землёй. (одеть фартуки и нарукавники, посадить, полить, помыть руки после работы с мылом.)

Физкультминутка

Жалюзи открываются (руки согнутые в локтях разводятся)

Вжик-вжик,

выезжает телескоп, (тянем шею)

протёрли стёклышко. (рукой)

Видим звёздочку,одна звёздочка -чпок, (вытягиваем руку и соединяем пальцы)

две звёздочки -чпок-чпок, (2-раза)

много звёздочек -чпок-чпок-чпок, (много раз)

летающие каметы -уа,уа,уа.... (показываем плавными движениями руками)

летающие инопланетяне лу-лу-лу-лу (указательным пальцем обеих рук круговые движения)

жалюзи закрываются вжик-вжик. (руки согнутые в локтях сходятся)

Проведение теста-опроса (каждый вопрос можно оформить на одном листе или оформить в виде презентации на компьютере)

Воспитатель: Ребята, а давайте, проверим ваши знания о космосе?



2.Укажите первого космонавта

Гагарин Юрий Алексеевич НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич

3.Выберите самый быстрый транспорт на Земле

4. Выберите одежду космонавтов

4.Выберите дом, в котором живут космонавты в космосе?

Воспитатель: Молодцы, Вы много знаете, а теперь продолжим собирать посылку.

Самостоятельная работа детей

пришивание пуговиц к картону; (провести беседу-инструктаж о безопасности, как пользоваться иголкой и ножницами)

Очень просто,не играй предметом острым!

При работе обратить внимание на осанку.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Я начну предложение, а вы должны закончить его.

1.Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3.Когда вас ругают за шалости, вы говорите…(простите, пожалуйста)

4.Если друг попал в беду… (помоги ему)

5.Решай споры словами,… (а не кулаками)

6.Не одежда красит человека, а его … (добрые дела)

7. Худо тому, кто добра...(не делает никому)

Воспитатель : Ребята, а Вы хотели бы нарисовать ракету для космонавтов?

Ответы детей

Воспитатель: У, Вас есть листки в клеточку, карандаши, можем приступать?

Ответы детей: Нет, карандаши не строганые!

Самостоятельная работа детей (заточка карандашей с помощью строгалки).

Воспитатель: А теперь можем приступить к рисованию ракет!

Самостоятельная работа детей

Г
рафический диктант , при работе обратить внимание на осанку.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, что мы, сегодня, сделали?

Ответы детей

Мы хорошо потрудились! А как, Вы думаете, почему так хорошо всё получилось?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а как Вы понимаете пословицу?

Без труда нет плода и добра.

Ответы детей.

Воспитатель: И в нашей группе живут добрые и трудолюбивые дети, так как вы согласились помочь космонавтам!

Скажем гостям доброе слово: До свидание!

Список использованных источников:

    «Берегиня» -Общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. Искитим: МБДОУ детский сад №12, 2011г.

    Комарова Т.С., Куцакова Л.В, Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2007.

    Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.

    Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.

    Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.

    Казинцева Е.А,Померанцева И.В. ,Терпак Т.А.Формирование математических представлений.Волгоград: Учитель,2009.

    Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.

    Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.

    Скорлупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006

    Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005

    Ковальчук Я.И.,Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольниов.Минск:Народная асвета,1983.

    Буре Р.С.Дошкольник и труд.-М.:Мозаика-Синтез,20011.

    Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

    Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/

    Интернет-сайт «Педагогическая олимпиада»- http://www.pedolimp.ru/

    Фото из личного архива.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Занятие построено таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к сверстникам: они называют не только правила, но и объясняют их значения, оценивают поведение и пытаются обосновать свою оценку, разъясняют отрицательные результаты поведения.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию.

(Подготовительная группа)

Программные задачи

Образовательные:

  • Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”.
  • Активизировать словарь по данной теме.
  • Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивающие:

  • Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
  • Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Ход занятия

1. Ребята, давайте встанем парами и поиграем в игру “Дрозд” (под музыку).

Вы улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо вместе.

Проблемная ситуация (рассказ воспитателя).

Ребята, как вы думаете, почему с ней не дружат?

Скажи, как ты думаешь?

Кто скажет по-другому?

Можно ли так сказать?

Ты согласен?

Ответы детей: я думаю, она не знает правил о дружбе; она не делится игрушками; не умеет договариваться; и др.

Да, мы только об этом догадываемся, предполагаем.

Смогли бы вы ее научить, как надо дружить?

А как вы живете в группе?

(дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба?

2. Упражнение “Мостик дружбы”.

(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).

Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.

Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

3. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.

Сейчас девочки покажут вам сценку.

После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”

(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).

Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с ней, и она забыла, что у нее болит зуб.

Жить на свете очень туго без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок нестерпимо одинок.

А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).

4. Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

5. Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе?

(хранить секреты и помогать друг другу).

Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу.

Когда девочке было особенно обидно (тяжело)?

(Когда над ней все смеялись, говорили, что она врушка).

Как вы думаете, чему может научить вас этот рассказ?

(Тайны и секреты надо доверять только близким людям).

Человеку, который несправедливо отнесся к другому, должно быть стыдно перед самим собой.

6. Упражнение “Паутинка”.

– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).

(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).

А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок последним, начинает его сматывать).

Молодцы, вы у меня очень дружные дети!

7. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей?

(С ними весело, не выдаст секрет, защитит).

Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).

Кого изображали дети?

(Когда они вместе, то им весело, а когда врозь – грустно).

Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей?

(плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость)).

Динамическая пауза.

Давайте поиграем в “живые картинки”.

Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

8. (Разыгрывание ситуации).

– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.

Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет?”

“А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.

Какими вам кажутся Сережа и Вова?

(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).

Расскажите, что вы думаете о друзьях?

(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).

А как бы вы поступили на их месте?

(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).

Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

9. Итог. Сюрпризный момент.

Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет друзей.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.

Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

10. Релаксационная музыкальная пауза.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.