Методика марии монтессори для малышей. Школа семи гномов или умные книжки? Что выбрать? Семь гномов методика развития

Эта программа стала очень популярной среди родителей и их детей. Очень многие развивающие центры также используют методику «7 гномов». Отзывы подтверждают, что дети с большим удовольствием выполняют простые задания, которые поданы на красочных страницах. Каждый такой урок - это новый шажок в удивительный мир знаний. Программа очень удобно разбита на 7 этапов. Семь лет до школы, семь цветов радуги - семь подборок обучающих журналов, каждая рассчитанная на 12 месяцев регулярных занятий.

Что представляет собой эта методика

Это великолепный сборник, который представлен семью сериями книг, по 12 в каждой. Фактически это распланированные занятия на каждый месяц жизни ребенка, от рождения и до 7 лет. Их может использовать развивающий педагог, а также любой родитель, заботящейся о будущем своего малыша.

Тексты и задания отпечатаны на жестких страницах, которые ребенок не сможет легко порвать. Главное достоинство - это большие, яркие картинки и постепенно усложняющиеся, последовательные задания. Книги содержат очень много развивающей информации об окружающем мире, и к каждому блоку дается игровое задание, в котором ребенок лучше усвоит предложенный материал. Большим плюсом является также наличие родительской странички: она подробно рассказывает об особенностях того или иного возраста, основных новообразованиях и специфике ведения занятий. Напомним, каждая книга адресована определенному этапу развития.

На сегодняшний день можно назвать наиболее полноценной методику «7 гномов». Отзывы подтверждают, что малыши с большим интересом откликаются на предложенные задания и в игровой форме приобретают новые знания и навыки. Каждое пособие имеет картонную вставку, из которой можно сложить игрушку или использовать как пособие для занятия. Это делает пробуждает интерес ребенка.

Основные плюсы методики

Ее создатели - профессиональные педагоги - постарались учесть все нюансы, чтобы в итоге получилась полноценная обучающая серия, которую легко сможет использовать каждая мама. Особо нужно отметить систему мотивации и поощрения ребенка, применяемую в системе «7 гномов». Отзывы говорят, что именно яркие наклейки и звездочки, которые получает малыш за правильно выполненное задание, способствуют закреплению интереса и развитию желания продолжить обучение. Для деток старше 3 лет к каждой серии идет дополнительно карта успеха, в которую ребенок вклеивает все свои награды.

Почему рекомендуется выбрать именно эту методику? Она разноплановая, то есть направлена на развитие логики и внимания, мелкой моторики и художественных навыков, воспитание характера. Ребенок последовательно познает основы этики, истории, географии, знакомится с формами и цветами, учится читать и писать. Во время таких занятий вы легко сможете определить сферу склонностей и интересов малыша, чтобы в дальнейшем помочь ему с выбором кружков, а может, даже и профессии.

Один раз определившись с методикой, вам не придется ее менять. За это большое число поклонников приобрела «Школа 7 гномов». Отзывы родителей выражают признательность авторам: больше не приходится ломать голову в поисках ответа на вопрос о том, чем заняться с ребенком. С самого рождения и до первого класса есть специальный развивающий журнал на каждый месяц жизни.

Где купить?

Как правило, это первый вопрос, который задают родители, узнав о серии «Школа семи гномов». Отзывы часто подтверждают невозможность приобретения ее в канцелярских магазинах города. В таком случае вы можете оформить годовую подписку на почте или заказать сразу 12 журналов, по которым потом будете с успехом заниматься.

Еще один вариант - это распечатать на цветном принтере электронную версию журнала. Это выйдет дешевле, кроме того, можно сделать сразу несколько экземпляров, чтобы повторно выполнять задания, которые получились недостаточно хорошо.

Для самых маленьких

Первые занятия можно начинать с самых первых месяцев жизни вашего малютки. Этот блок рассчитан на 12 месяцев, с рождения до года. Яркие странички можно отделять от книги и вешать в кроватку к малышу, а когда он начнет ползать, расклеивать их на уровне его глаз. Так ребенок познакомится с первым гномиком фиолетового цвета. Когда кроха немного подрастет, можно будет дополнить знания о друзьях в веселых колпачках и показать ему мультфильм «7 гном». Отзывы о нем достаточно теплые, он подходит для просмотра всей семьей.

Курс занятий от 0 до года включает сказки и прибаутки для самых маленьких. Ваш малыш знакомится с такими понятиями, как день и ночь, цвета, Пока он еще не может их назвать, но постепенно начинает различать, у ребенка формируются основные понятия об окружающем мире. Большое количество ценных советов будет отличным подспорьем для родителей.

«Школа 7 гномов»: 1-2 года. Отзывы

Ваш малыш растет, он уже может держать в руках кисточку и карандаш, начинает говорить и с каждым днем узнает все больше об окружающем мире. Давайте поможем ему с помощью второй серии журналов. Здесь уже даются интересные задания: нужно разложить карточки по временам года, найти каждому обитателю свой домик (медведь живет в лесу, рыба в реке, бабочка на лугу и т. п.). Кроме этого, журналы включают много заданий на развитие мелкой моторики: веселое рисование пальчиками и ладошками, первые поделки из пластилина и яркие аппликации подарят море впечатлений.

Многие родители и педагоги считают самой важной серию «Школа семи гномов: 1-2 года». Отзывы показывают, что именно в этом возрасте журналы вызывают огромный восторг. Это неслучайно, ведь именно сейчас малыш учится выражать свои эмоции, в чем ему сильно помогают краски, бумага и пластилин.

В этом возрасте можно еще раз показать ребенку мультфильм «7-ой гном». Отзывы говорят, что в этом возрасте малыш с большим интересов и волнением следит за приключениями сказочных героев, которым приходится выручать замок и всех его обитателей, замороженных страшным заклятием. Яркий, красочный и добрый мультик дает первые представления о добре и зле, дружбе и необходимости отвечать за свои поступки.

С двух до трех

Программа этого блока очень похожа на предыдущую. Немного более развернуто даются упражнения на познание окружающего мира, дополнительно ребенок знакомится с существующими профессиями, учится соотносить понятия: скажем, стетоскоп и врач, подъемный кран и строитель, школьная доска и учитель. Развивается логика, ребенок узнает разнообразие мира геометрических фигур, а также цветов и оттенков. Много времени уделяется разнообразные раскраски с дополнительными заданиями закрепляют информацию о цветах, учат внимательности, аккуратности. С небольшими изменениями и усложнениями представлена следующая серия - с трех до четырех лет.

Ваш малыш теперь уже знаком с четырьмя гномиками: фиолетовым, синим, зеленым и желтым. Хорошо, если вы выделите место на стене или специальной доске, где вырежете и наклеите этих маленьких помощников, которые обучают вашего ребенка. Если вы еще не видели, то посмотрите вместе мультфильм «7 гном». Отзывы подтверждают, что ребенок хорошо воспринимает уже знакомых персонажей. А то, что он подружился еще не со всеми гномиками, служит своеобразным стимулом для дальнейшего развития.

С четырех до пяти

Это уже более серьезный блок. Ваш малыш подрос и многое узнал, он уже способен решать гораздо более сложные задачи. Теперь вы совершаете первый шаг в мир чтения, письма и счета. Потихоньку осваиваете прописи, работаете над развитием логики, пространственным мышлением, совершенствуете знания об окружающем мире. Навыки ребенка еще несовершенны, он часто совершает ошибки. Ни в коем случае не ругайте малыша, лучше разберите эту ситуацию по примеру мультика «7-ой гном». Отзывы подтверждают, что такой метафоричный пример показывает, насколько нормально совершать ошибки. Нужно лишь собраться с духом и исправить их, а переделать задание можно и после переменки.

С пяти до шести

Это предпоследняя серия журналов «7 гномов». Садик (отзывы родителей - прямое тому подтверждение) часто использует эти материалы для занятий с группой, обучения и подготовки воспитанников к школе. Именно этот возраст является базовым для формирования многих личностных черт. Потребность в расширении кругозора, познании окружающего мира, получении познавательной информации поистине фантастическая. Не зря дошкольников называют «почемучками» и «непоседами».

Весь необходимый материал для проведения ярких, веселых и познавательных занятий вам предоставит эта подборка журналов. Вам нужно лишь следовать шаг за шагом по красочным страницам. Ребенка в этом возрасте волнуют отношения со сверстниками, понятия добра и зла. Такие абстрактные единицы можно изучать, просматривая заново мультик «7 гном». Отзывы показывают, что совместное обсуждение картины после просмотра дает возможность лучше усвоить сложные понятия.

С шести до семи

Этот год полностью посвящен подготовке к школе. Это письмо, счет, чтение и расширение представлений о мире. На этом заканчивается «Школа 7 гномов». Ваши отзывы будут очень интересны разработчикам методики, их можно оставить на официальном сайте. Дальше малыш пойдет в настоящую школу, а семь разноцветных гномиков будут напоминать о веселом времени, проведенном вместе. Сегодня учителя начальных классов порой заимствуют определенные занятия из последних журналов, чтобы разнообразить уроки и сделать их более легкими для усвоения. Особенно хорошо приживается в начальной школе система мотивации: награды, наклейки и звездочки.

Подведем итоги

Хотите, чтобы ваш ребенок с легкостью учился в школе и достиг успеха в жизни? Тогда начинайте занятия с самого раннего детства. Сегодня для этого есть все необходимое: яркие, красочные, интересные и доступные для детского восприятия пособия, полностью структурированная методика, которая содержит развивающие журналы на каждый месяц жизни малыша, начиная с рождения. Разработчики проделали колоссальную работу, а нам остается только не пропускать занятия, чтобы достичь блестящих результатов. Одна из лучших методик на сегодня - это «Школа 7 гномов». Отзывы тысяч родителей свидетельствуют, что практически все папы и мамы разделяют это мнение.

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии. Способ позволяет повысить качество диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявить начальные проявления психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать - дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле: КПР=(+n), где Z(+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют риск возникновения нервно-психической патологии, при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для определения психического развития детей раннего возраста.

Известен способ диагностики уровня психического развития детей раннего возраста (Печора К.Л. Методические рекомендации: "Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 г. 3 месяцев до 6 лет", М., 1995.). В данном способе экспресс-методом тестируют речь, игру, память, моторное развитие с использованием как собственных методик, так и известных психологических тестов - Векслера, Люшера и др. Оценку развития проводят по 5-10-бальной системе, а некоторые показатели рассчитываются в процентах.

Способ имеет ограниченные возможности для оценки психического развития детей раннего возраста, поскольку из диагностики исключен важный возрастной период раннего онтогенеза - младенчество; тестирование направлено на оценку отдельных когнитивных функций и общих моторных навыков, а не оценивает психическое развитие ребенка в целом; способ предполагает использование различных методов количественных оценок (то в баллах, то в процентах); кроме того, подбор тестов для обследования эклектичен по содержанию.

Наиболее близким к предлагаемому способу, принятым за прототип, является способ диагностики психического развития детей раннего возраста, предложенный А.Ю. Панасюком и Л.А. Бударевой (А.Ю. Панасюк, Л.А. Бударева. Методические рекомендации: "Определение уровня психического развития детей раннего возраста", М., 1984). Способ заключается в исследовании уровня психического (интеллектуального) развития детей в возрасте 2 месяцев жизни - 3 лет по тесту, в который включен ряд показателей развития ребенка (адаптация, речь, социальное поведение, грубая и тонкая моторика). По результатам обследования определяют коэффициент психического развития (КПР), выраженный в стандартизованных единицах по оригинальной системе. Авторы предлагают специальные таблицы, в которых рассчитана "цена" выполненного задания каждого возрастного периода и критерии нормального и отклоняющегося развития.

Нормативным диапазоном КПР для здоровых детей оказался интервал 91-100%, диапазон умственной отсталости - 67-82%. Диапазон значений 83-90% является пограничным между здоровыми и умственно отсталыми детьми.

Данный способ диагностики имеет ограниченные возможности применения, так как: 1) тестирование по данному способу позволяет проводить только оценку развития когнитивных функций и моторных навыков в ущерб другим психическим функциям; 2) расчеты оценок КПР ребенка усложнены, включают арифметические расчеты в несколько действий по формулам или таблицам, что делает этот способ трудным для практического использования в условиях массового скринингового исследования детского населения.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение качества диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявление начальных проявлений психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет.

Технический результат достигается за счет более полной оценки психического развития детей, для чего дополнительно исследуют сенсорную, эмоционально-волевую сферы. В моторной сфере дополнительно исследуют тонкую моторику, особенности мимики. В познавательной сфере дополнительно исследуют внимание, мышление, импрессивную и экспрессивную речь. В сфере поведения исследуют пищевое поведение и особенности формирования навыков опрятности, а также оценивают функционирование системы "мать - дитя" и внешние контакты ребенка с посторонними взрослыми и детьми. Выделенные критерии диагностики представлены в виде таблиц, содержащих по 20 заданий, или тестов, составленных на каждый возрастной период. Для решения поставленной задачи проводят тестирование ребенка.

Способ осуществляют следующим образом. Ребенка обследуют в присутствии матери или другого, близкого ребенку лица, которые должны находиться в поле зрения ребенка, но не рядом с ним. Обследование проводят в комфортной обстановке: тихой, светлой, теплой комнате, желательно спустя 1-1,5 часа после еды. Беседу ведут тихим голосом, с приветливым выражением лица. Во время обследования ребенок должен быть физически здоров.

Для тестирования заранее подготавливают определенный набор игрушек и секундомер. Весь тестовый материал должен быть гигиеничным, легко обрабатываться дезинфицирующими средствами.

Обследование младенца проводят на пеленальном столе, ребенка после года - в манеже, на ковре; ребенку 2-2,5 лет предлагают сесть за детский столик, где разложены игрушки.

Сначала исследователь должен установить с ребенком визуальный контакт, а затем - эмоциональный. На этом фоне начинают игру-обследование, предлагая ребенку различные тестовые предметы - игрушки в соответствии с возрастом. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность; общую и тонкую моторику, мимику; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы "мать - дитя" и общение с посторонними, на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое выполненное задание в 5 баллов. Затем, суммируя все положительные оценки за ответы, определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=(+n), где (+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания.

По величине КПР определяют психическое развитие ребенка, так, при КПР, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, 80-89 и 111 баллов и выше - возможность возникновения нервно-психической патологии и при КПР 79 баллов и ниже - нарушение нервно-психического развития, при этом в первый год жизни ребенка тестируют ежемесячно (12 тестов), на втором году - через каждые 3 месяца (4 периода - 4 теста), на 3 году через 6 месяцев (2 периода - два теста). Сумма оценок за выполненные задания составляет коэффициент психического развития ребенка на момент исследования.

Из сенсорных функций исследуют зрение, слух, тактильную чувствительность ребенка, стимулируя ответные реакции ребенка на зрительные, слуховые и тактильные раздражители. В качестве тестового материала служат яркие и звучащие игрушки, на которые ребенок должен обратить внимание, проследить их перемещение в пространстве, протянуть к ним руку и т.п. Ласковое прикосновение к голове, общее поглаживание ребенка (тактильная стимуляция) должно сопровождаться, например, в младенчестве реакцией сосредоточения и локализацией места прикосновения. Ответные реакции ребенка (быстроту реагирования, длительность сосредоточения на раздражителях) рассматривают не только как безусловно-рефлекторные акты, но и как предикторы личностного реагирования ребенка, которые регистрируют в соответствующих графах тестов.

В качестве индикаторов общего моторного развития выбраны два вида двигательных функций: формирование способности к удержанию положения (позы), передвижению в пространстве и координация движений, т.е. статика и кинетика. Анализируют также тонкую моторику, особенности мимики, которыми сопровождаются все игровые действия с ребенком. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывают степень выраженности и сроки редукции физиологических безусловных рефлексов, свидетельствующих о степени зрелости и темпах нервно-психического развития в младенчестве.

В эмоционально-волевой сфере исследуют формирование и постепенное усложнение и дифференцировку эмоциональных реакций (улыбка, смех, удивление, обида, гнев и т.д.), время появления и характер эмоционального резонанса (способность воспринимать эмоциональное состояние матери, близких людей и степень адекватности ответной эмоциональной реакции ребенка). Волевые функции оценивают по степени выраженности спонтанной и ответной психической активности при выполнении заданий.

К параметрам познавательной сферы относят внимание, импрессивную и экспрессивную речь, игру, мышление. При этом формирование мышления, память оценивают с помощью экспериментатора в игре на сообразительность. Например, узнает ли ребенок знакомую обстановку, различает ли чужих и своих. Внимание оценивают по способности к фиксации на слуховых и зрительных стимулах - концентрация внимания, быстрота сосредоточения, длительность удержания внимания на одних стимулах. Речь оценивают по наличию возрастного звукопроизношения - начального, певучего гуления, лепета, отдельных слов, фраз, обнаруживающихся у ребенка спонтанно или появляющихся у него после стимуляции.

Формирование поведенческих функций оценивают по особенностям пищевого поведения, навыков опрятности, а также социального поведения, с акцентом на характере установления контактов в системе "мать - дитя" и общении с окружающими.

Каждое из заданий тестов оценивают в 5 баллов. По окончании обследования проводят расчет коэффициента психического развития (КПР) путем суммирования результатов всех положительных оценок:

КПР=(+n), где - сумма оценок в баллах,

(+n) - оценки за все выполненные возрастные задания,

(-n) - оценки в баллах за невыполненные задания,

100 - условная сумма баллов за все 20 заданий на определенный возраст.

Ребенок, выполнивший все предъявленные задания, получает первичную оценку в 100 баллов. Можно произвести расчет КПР с учетом индивидуальных возможностей ребенка, предъявляя ему тесты более старшего возраста. Или же уточнить уровень индивидуального развития при невыполнении отдельных заданий по возрасту (КПР ниже 100), предъявляя ребенку задания более младшего возрастного периода. Исследование детей в тестах более старшего или младшего периодов продолжается до тех пор, пока ребенок выполняет основное число заданий предъявляемого теста (более 50%), и прекращается, когда выполнение ограничивается 20-30%. Цена выполненных и невыполненных заданий в этих случаях снижается в 10 раз. Тогда, КПР=(+n)+/-[(n):10], где [(n):10] - сумма баллов за выполнение дополнительных заданий.

Например, ребенок 10 месяцев получил оценку КПР по своему возрастному тесту в 100 баллов, в тестах 11, 12 месяцев выполнил соответственно 14, 10 заданий. Из расчета 100+(70+50):10=112, итоговый КПР - 112 баллов. Или другой пример. Ребенок 1 года жизни (12 месяцев) выполнил возрастной тест на 50%, следовательно, предварительный КПР равен 50 баллам. Из теста 11 месяцев ребенок не выполнил 8 заданий (40 баллов). В тесте 10 месяцев не выполнил 6 заданий (30 баллов), 9 месяцев - 5 заданий (25 баллов). Задания 8 месяцев ребенок выполнил полностью. Расчет: 50-(40+30+25):10=50-9,5=40,5. Первый ребенок относится к группе с опережением развития, второй - к выраженной задержке психического развития.

В результате исследования по этой программе дети могут быть распределены на 3 группы нервно-психического здоровья:

1 - группа здоровых детей - показатель КПР в пределах 90-110 баллов.

2 - группа риска возникновения нервно-психической патологии - показатель КПР ниже нормы, в пределах 80-89 баллов. Сюда же относят случаи с опережающим развитием, когда КПР достигает 111 баллов и выше.

3 группа - патологии. Ее составляют дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР которых соответствует 79 баллам и ниже.

Последние две группы детей нуждаются в обследовании специалистами, психоневрологом и психиатром, для уточнения диагноза и назначения лечебно-коррекционных мероприятий.

Для нозологической квалификации каждого случая в карту определения уровня нервно-психического развития ребенка заносят краткие анамнестические данные, включающие сведения о наследственной отягощенности в семье психическими и соматическими заболеваниями, а также психическом и соматическом состоянии матери, отца, сибсов, течении беременности пробандом, текущем периоде и т.д.

Способ подтверждается следующими примерами.

Пример 1. Андрей О. 8 месяцев.

Ребенок от молодой здоровой матери, 1 нормальной беременности, своевременных родов. Вес при рождении 3,2 кг, длина 52 см. Раннее психомоторное развитие нормальное. Обследование проводится в яслях.

Психическое состояние в возрасте 8 месяцев, ребенок охотно идет на осмотр. Настроен доброжелательно, улыбается в ответ на улыбку, громко смеется в ответ на заигрывание. Принимает игрушки из рук обследователя. К большой игрушке тянется двумя руками, небольшую погремушку берет одной рукой. Услышав веселую мелодию, прислушивается, улыбается, подпевая голосом, произнося отдельные слоги ба-ба, та-та, начинает подпрыгивать сидя на месте в ритм мелодии. Успокаивается при поглаживании головы, при этом замирает. Когда ребенка начинают легонько щекотать, оборачивается к месту прикосновения и отдергивает ножку в сторону. Предоставленный самому себе, рассматривает на столе игрушки, перебирает их, рассматривает, разбирает и начинает собирать пирамидку из крупных колец, через некоторое время тянется к следующей, гремит музыкальным кубиком. С радостью включается в совместную игру с обследователем. Увидев игрушку высоко на полке, окликает обследователя, показывает жестом на игрушку, достать ее с полки, и криком требует этого. Реагирует на настроение взрослого, а также маску в виде человеческого лица: радуется улыбке, настораживается, глядя на хмурое лицо. Выполняет действия с игрушками после показа: ставит кубик на кубик, потом толкает кубики - пирамидка падает, в ответ мальчик смеется. Рассматривает закрытую коробочку, пытается ее открыть. По образцу кладет туда маленькую матрешку и закрывает. В ответ на просьбу: "Дай", протягивает коробочку взрослому. Спрятанную под пеленкой матрешку по просьбе находит, при этом радуется, громко смеется. В ответ на просьбу обследователя: "Идем на ручки", протягивает руки вперед, тянется к взрослому. С легкой поддержкой поднимается на ноги, делает самостоятельно несколько шагов, затем приседает и садится на пол. Вскоре ребенка берут на кормление, из-за чего прекращается проводимое исследование. Недовольный изменившейся ситуацией, хнычет, прижимается к взрослому. Увидев приготовление к еде, успокаивается. За столом ест с помощью воспитателя. Чашку придерживает рукой, пьет из чашки, откусывает печенье, жует. Со слов матери и воспитателя, выражает бурное недовольство, если длительно остается в мокрых пеленках.

Таким образом, ребенок справляется со всеми заданиями своего возрастного периода. Прежде всего, выполняет задания по сенсорике: соотносит размеры игрушек, выбирая, соответственно, как удобнее взять большую игрушку, двумя руками или одной. Различает радостные песенные мелодии. Локализует на теле легкие прикосновения, щекотку.

Моторное развитие также соответствует возрасту: может встать с небольшой поддержкой и переступить несколько шагов. Ребенок начинает выполнять движения для тонкой моторики; может взять двумя-тремя пальцами мелкие игрушки.

Эмоции у ребенка выразительные, мимика живая, формируется адекватный эмоциональный резонанс, легко реагирует на настроение взрослого.

Ребенок способен удержать внимание в течение 20-30 минут на игре, при этом без суетливости рассматривает игрушки, повторяет понравившиеся игровые действия. Речь - лепетная, активная, спонтанно произносит отдельные слоги. Пассивная речь по объему больше, спонтанно и в игре понимает просьбы, вопросы, поощрения. Память также развита, ребенок способен удержать в памяти задание, например, найти спрятанную игрушку, а найдя ее, радуется своей удаче.

Развиваются предикторы навыков опрятности и правильное пищевое поведение. Ребенок начинает жевать, пьет из посуды с поддержкой. Сообщает взрослым о том, что подгузники стали мокрыми. Способность к анализу комплекса ответных реакций на тактильные ощущения, в том числе микроклиматические, свидетельствует о формировании физического самосознания. Ребенок привязан к матери, однако на некоторое время способен оторваться от матери и общаться с посторонним взрослым, общаясь жестом и лепетными звуками.

Таким образом, ребенок выполняет все задания своего возрастного периода на 100%. В соответствии с инструкцией, оценивают выполнение ребенком заданий следующего возрастного периода. Выясняют, что, из заданий для 9 месяцев мальчик выполняет только 5, а из следующего теста только 3. Исследование на опережение развития ограничивается 9 месяцами. Так, ребенок соотносит не только размеры предметов, но и расстояние до него. Начиная подражать взрослому, кладет мелкие предметы в коробочку. Рассматривает мелкие игрушки и манипулирует ими. Способность найти спрятанный предмет свидетельствует о развитии функции мышления. Кроме того, ребенок использует указательный жест с целью привлечения к себе внимания взрослого.

Произведем расчет фактического возраста ребенка. С заданиями своего возраста (8 мес.) ребенок справился, то есть он получает предварительную оценку 100 баллов. Кроме того, он выполняет 5 заданий из возрастного периода 9 месяцев. Поскольку каждый вопрос следующего возрастного периода оценивается в 0,5 баллов, то он получает еще 5×0,5=2,5 балла. Фактически КПР ребенка составляет: КПР=(+n)+/-[(n):10]=100+=100+2,5=102,5 балла. Итак, на данном этапе по уровню своего развития ребенок несколько опережает сверстников, что в соответствии с приведенными данными расценивается как вариант нормы.

Пример 2. Денис E. 1 год 11 месяцев.

Ребенок от здоровой матери, от 8 переношенной беременности, протекавшей удовлетворительно, 2 срочных родов, родился с тугим обвитием пуповиной; наблюдалось кровоизлияние в склеры. Вес при рождении 4050, длина 54 см. После родов находился в больнице неделю, затем был выписан домой. Раннее психомоторное развитие нормальное (ходит с 10 месяцев, говорит отдельные слова с года). На первом году жизни наблюдался у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия, повышение нервно-рефлекторной возбудимости.

Осмотр по способу ГНОМ в возрасте 1 года 11 месяцев. Так как возраст ребенка попадает между выделенными в тесте возрастными периодами, то ему сначала предлагают задания предыдущего возрастного периода в 1 г 9 месяцев, затем, если ребенок выполняет все предыдущие задания, переходят к заданиям 2 года. Обследование показывает, что сенсорная, моторная, эмоционально-волевая сферы ребенка развиты хорошо. По заданиям 2 лет ребенок набирает по этим сферам 20 баллов. В познавательной и поведенческой сферах отмечается небольшая задержка, и получает оценку по соответствующим вопросам в 15 баллов. Общая оценка психического развития ребенка составляет 90 баллов, что определяется как нормальное развитие.

Пример 3. Оля К. 6 месяцев.

Ребенок от здоровой матери 19 лет, от 1 беременности. Роды на 33 неделе в ягодичном предлежании с пособием. Оценка по Апгар 8/8 баллов. Вес 1900, длина 42 см. В роддоме был установлен диагноз нарушение мозгового кровообращения (НМК) II степени. Отмечались патологические глазные симптомы (Грефе), тремор рук, мышечная дистония, оживление безусловных рефлексов. В дальнейшем девочка наблюдалась у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП), повышение нервно-рефлекторной возбудимости (ПНРВ), этапная задержка психомоторного развития (ЗПМР), недоношенность I-II степени. Психомоторное развитие в первые месяцев оценивалось при клиническом осмотре как нормальное.

Психический статус девочки по способу ГНОМ в возрасте 6 месяцев. Находится на воспитании в доме ребенка. Осмотр ведется на пеленальном столе. Девочка веселая. Охотно вступает в контакт с врачом. Смотрит в глаза, улыбается в ответ на улыбку. За предложенной игрушкой следит во всех направлениях. Спрятанную за листом бумаги игрушку прослеживает, предугадывая ее появление с другой стороны листа. Прислушивается к музыке, поворачивает голову к источнику звука. Мимика живая. Узнает медсестру, которая приходит во время осмотра к ребенку, спонтанно улыбается ей, смеется тихим голосом. Живо реагирует на предложенные маски лица: ахает, улыбается веселой, хмурится при виде хмурой маски. Игрушки берет в руки, подносит к лицу. Достает и другие игрушки, развешенные над манежем. Умеет поворачиваться на бок и с помощью взрослого переворачивается на живот. Лежа на животе, также манипулирует игрушкой, но не делает попыток подползти к другой игрушке, находящейся на расстоянии от нее. В мокрых пеленках начинает плакать, а после переодевания успокаивается. Сон, аппетит удовлетворительные. Хватает ручками руки врача и присаживается в вертикальное положение. Поставленная на ножки, удерживает позу, опирается на полную стопу.

В сенсорной сфере ребенком выполнены 3 задания из 4: рассматривает предмет, реагирует и дифференцирует звуковые раздражители, различает место прикосновения к телу. На прикосновение к голове реакция ребенка индифферентная, поэтому данное задание оценивается в -5 баллов; в результате, общая оценка за тест по сенсорике 15 баллов.

Тест моторики: поворачивается на живот, перекладывает игрушки из руки в руку, демонстрирует разнообразные мимические движения. В то же время, к отставленной игрушке не подползает, поэтому оценка за 3 выполненных задания по моторике составила также 15 баллов.

Эмоции у девочки разнообразные. Хотя отмечена задержка угасания комплекса оживления (в норме редуцируется к 4-5 месяцам), ребенок проявляет активный интерес к окружающему, особенно после стимулирования ответной реакции, откликается на изменение выражения лица взрослого; общая оценка теста составила 20 баллов.

В познавательной сфере у ребенка формируется устойчивое внимание, девочка понимает жесты взрослого, находит спрятанный предмет, манипулирует с игрушкой. Слоги произносит, но немного, больше после стимуляции. Оценка за 3 выполненные задания составляет 15 баллов.

Поведение ребенка спокойное, адекватное ситуации. Девочка поддерживает бутылочку с едой, ищет соску, стремится к общению со взрослым. Вместе с тем, не выполняется один пункт: нет общения с матерью, поэтому оценка по тесту социального поведения также составляет 15 баллов.

Таким образом, ребенок не выполнил ряд тестов: на тактильную чувствительность, кинетику, познавательные функции, социальное поведение в системе "мать - дитя" -(-n)=20 баллов. КПР-(+n) - составил 80 баллов. Из предыдущего возраста (5 месяцев) ребенок выполняет все задания. Из теста 7 месяцев девочка отчетливо выполняет 1 задание по сенсорике (удержание внимания на игрушке более 10 секунд), 1 задание - по развитию эмоций (формирование эмоционального резонанса), проявляет спонтанную активность в игре (1 задание), активно проявляет интерес к окружающему (1 задание), привлекает внимание взрослого (1 задание), формируются предикторы опрятности (1 задание). Всего из заданий 7 месяца ребенок выполняет 6, что составляет [(n):10]=(6×5):10=3 балла. В итоге, КПР=(+n)+[(n):10]=100-20+3=80+3=83 балла. Ребенок отнесен в группу риска в связи с отклонением в развитии сенсорных, моторных и поведенческих функций.

Пример 4. Гриша Т. 12 месяцев.

Ребенок от 1 беременности, протекавшей без осложнений, срочных родов. Вес 2900, длина 50 см. Мать отказалась от ребенка в роддоме. Диагноз при поступлении в дом ребенка: перинатальная энцефалопатия, морфофункциональная незрелость, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Психомотороное развитие в первые 3 месяца своевременное, в дальнейшем с нарастающей задержкой психофизического развития.

Осмотр мальчика в возрасте 12 месяцев по способу ГНОМ. По сенсорной и моторной сферам ребенок набирает только 5 баллов, эмоционально-волевое развитие составляет (-20) баллов, познавательная сфера - 15 баллов, поведение - 15 баллов. Суммарная оценка составляет 35 баллов, то есть тест своего возраста ребенок выполнил только на 35 баллов. Ребенок не выполняет тесты на слух, зрение, рефлекторную тактильную чувствительность, статику, тонкую моторику, мимику, общие эмоции, эмоциональный резонанс, спонтанную активность, вызванную активность, экспрессивную речь, мышление, предикторы навыков опрятности, социальное поведение в системе "мать - дитя".

Для подсчета КПР вернемся к заданиям предыдущих месяцев. Полностью выполнены задания только 5 месяца. Проведем расчеты, при условии, что учитываются только показатели, с которым ребенок не справился, сумма баллов по которым вычитается из предварительной оценки, полученной ребенком. Из заданий 11 месяцев ребенок не выполнил 12 заданий из 20, 10 месяцев - 10, 9 месяцев - 8, 8 месяцев - 7, 7 месяцев - 6, 6 месяцев - 4. Учитывая, что задания предыдущих месяцев оцениваются в 10 раз меньше, чем показатели возрастные, КПР ребенка равно: КПР=(+n)+/-[(n):10]=35-(12+10+8+7+6+4):10=35-4,7=30,3.

Заключение: нервно-психическое развитие грубо нарушено. Такой ребенок нуждается в срочном обращении к психиатру или психоневрологу и лечении.

Полученные количественные критерии оценки психоневрологического развития детей были апробированы на материале обследования 950 детей и подтверждены клиническими обследованиями в соответствии с глоссарием психических симптомов и синдромов, установленным ГОСТом от 2 августа 1976 года.

Использование предлагаемого способа диагностики имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом.

1. В способе "ГНОМ" определения психического развития включен широкий спектр вопросов, относящихся к психическому развитию ребенка и предикторам его индивидуальных психических реакций в возрастном диапазоне от 1 месяца жизни до 3 лет включительно. Это позволяет провести оценку психического развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни, вычислить фактический возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития, и определить отстающие в развитии функции.

2. Использование способа "ГНОМ" позволяет выявить детей с нарушениями психического развития, детей с психическими расстройствами или их предикторами уже на первом году жизни и своевременно начать необходимое лечение.

3. Способ "ГНОМ" прост в обращении: суммировав оценки за все выполненные задания, сразу можно определить коэффициент психического развития ребенка. Способ рекомендуется для проведения скрининговых обследований детского населения и диспансеризации. Он также может быть использован детскими специалистами (неврологами, психиатрами, психологами, педагогами) в научных исследованиях.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ определения психического развития детей раннего возраста, заключающийся в том, что ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать-дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=(+n), где (+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют как риск возникновения нервно-психической патологии и при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.

Сейчас у многих мамочек, становятся популярными «Школы семи гномов». Хотя многие обладательницы очаровательных малышей только слышали название таких «школ», тем не менее, многие из них уже хотят или отдать своих детей в них, либо самостоятельно заниматься по этой «методике».

В этой статье мы расскажем, что такое «школа семи гномов», обо всех преимуществах и недостатках.

«Школа семи гномов» - это серия книг, которые помогают маме и малышу познавать увлекательный мир, с помощью картинок. Эти книги имеют различную тематику, например «на прогулке» или «в парке», «магазине», «цирке». Картинки и обсуждения мамы с малышом увиденного - способствуют развитию малыша и воспитывают в нем визуальную память. Особенно полезными являются такие книги (по мнению очень многих мамочках на форумах) для малышей от 1 до 2-х лет. И это далеко не случайно: именно в этом возрасте у малышей начинают закладываться основы памяти и восприятия действительности.

Никакой специализированной «школы семи гномов» - не существует. Просто, многие воспитатели и няни, практикуют их в своей работе с детьми. Именно поэтому, в обиход вошло понятие «школы семи гномов», как о полноценной методике воспитания. Но это не так.

Ниже мы приводим описание некоторых книг, «школы семи гномов»:

«Прибаутки для малютки»
Книга предназначена для занятий с детьми старше 10 месяцев. В ней собраны яркие красочные картинки, которые будут интересны малышу, и забавные потешки. «Прибаутки для малютки» помогают научить малыша узнавать предмет на картинке, стимулируют у ребенка звукоподражание, развивают его активный и пассивный словарь, знакомят с простейшим народным фольклором.
«Цветные картинки»
Специальные рекомендации предложенные в этой книге, помогут развитию зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, стимулирующих умственное, физическое и психическое развитие ребенка. Ведь первые картинки младенец способен осознать уже в недельном возрасте.
«Что как звучит?»
В этой книге вы найдете нормативы по развитию речевых навыков ребенка до 6 месяцев и программу занятий по их укреплению и совершенствованию, рассчитанную на два полугодия. С помощью дидактических материалов вы сможете скорректировать развитие малыша и двигаться дальше. От зрительного восприятия образа и голоса вы переходите к созданию первого настольного театра: озвучиваете роли, пополняете активный и пассивный словарный запас ребенка, стимулируете развитие его творческих способностей.
«Мои любимые игрушки»
Книга способствует развитию речи и мышления ребенка, воспитывает интерес к детским книжкам. Цель методики - научить 6-месячного ребенка узнавать, что изображено на картинке, какой формы этот предмет, есть ли что-либо похожее на других картинках и среди настоящих игрушек. В ходе успешных занятий в ответ на вопрос: «Где мячик?» малыш укажет пальчиком на нужную игрушку, по-своему эмоционально реагируя. Впоследствии знакомые образы помогут ему при изучении азбуки.
«Кто что делает?»
Пособие предназначено для развития речи ребенка от 9-10 месяцев до полутора лет. Советы специалистов и занятия по картинкам способствуют тому, что малыш от звукоподражания плавно переходит к действиям - сначала подражательным, а затем - целенаправленным сюжетным. В результате правильного обучения малыш уже не рвет книжки, а «читает», то есть разговаривает с нарисованными котиками и собачками. В его лепете появляются первые глаголы.
«Моя первая книжка»
Цель предлагаемых в этой книге занятий - развитие речи и мышления ребенка от 10 месяцев до полутора лет с помощью картинок с забавными сюжетами: например, птичка подметает улицу, а поросенок спит в детской кроватке. Книга содержит практические рекомендации, который помогут сделать занятия увлекательными и полезными.
«Котик-коток»
Эмоциональное развитие ребенка начинается с ласковой интонации и любимых образов. Котик, удивительно добрый персонаж, герой детского фольклора - подсознательно близок ребенку. Уже поэтому так хорошо запоминаются разные потешки и прибаутки, связанные с приключениями героя. На каждой странице книги вы найдете ласкового котика, поющего дивные песенки.
«А это какого цвета?»
Книга содержит обширный дидактический материал по развитию цветового восприятия и предназначена для занятий с детьми от 6 месяцев до 1 года. Здесь есть подробное описание дополнительных развивающих игр, даны практические советы, например, как пользоваться разноцветными фломастерами, занимаясь с ребенком 8-месячного возраста. Оказывается, существует немало тонкостей, которые должны учесть родители, чтобы техническая сторона дела не помешала занятиям с ребенком.
«Квадратик и кружок»
Эта книга предназначена для занятий с детьми 10-12 месяцев и старше. Она содержит яркий иллюстративный материал, который развивает навыки восприятия цвета, формы и размера, стимулирует мыслительный процесс. Вы найдете здесь примеры развивающих игр с пирамидками, коробочками, рамками, кубиками, вкладывающимися емкостями. Прикоснувшись к таинству геометрии в годовалом возрасте, в 1,5-2 года ребенок сможет создавать конструкции по образцу.
«День и ночь»
Даже самый маленький ребенок может ориентироваться во времени и пространстве, если эти непростые категории связаны для него с привычными напевами - утренними или вечерними. Этот принцип лежит в основе обучающего материала книги. Например, картинка с изображением звездного неба сопровождается легко запоминающейся ласковой колыбельной песней.
«Веселый хоровод»
Это уникальное пособие предназначено для развития зрительного восприятия, звукоподражания, пополнения словарного запаса, знакомства с фольклором детей начиная с 9-месячного возраста. Среди дидактических материалов вы обнаружите выкройку игрушки «Пляшущий зайчик». Сборка игрушки вместе с взрослым развивает моторику рук, а приведение в действие несложного механизма «дерни за веревочку» вызывает восторг малыша.
«Сложи картинку»
Можно ли требовать логического мышления от ребенка первого года жизни? Практика обучения доказывает - необходимо! Ребенок в возрасте 11-12 месяцев уже способен правильно соединить одну половинку домика с другой. Эта книга сложнее, чем предыдущие, но в ней обобщен весь дидактический материал. В результате занятий ребенок научится, например, понимать, каким образом из двух частей получается целое.

Няня, которая работает с детьми, может использовать эти книги для развивающих занятий с Вашими детьми, для облегчения своей работы: т.к. есть предмет общения с ребенком по заданной тематике, то нет смысла каждый день придумывать новые задания. Однако в конечном счете мама должна понимать одно: никакая книга не является хорошим инструментом для воспитания, если вы не общаетесь и не пробуждаете в ребенке интерес. Няне, воспитателю, или маме, например, могут показаться бесполезными и эти книги, если они просто оставляют ребенка наедине с ними, без всякого общения, тематических игр или ролевых игр. В этом и состоит интерес ребенка - познавать то, что ему интересно. С этим связаны многие нейтральные или даже негативные комментарии по поводу серии книг «школа семи гномов».

В руках опытной няни или воспитателя-педагога, многие дети могут проявить интерес к книгам например Агнии Барто, даже в возрасте 1 года, начинать визуально воспринимать темы детских книжек, ничем не хуже «Школы семи гномов». Талант воспитателя как раз и состоит в том, чтобы развивать способности ребенка вне зависимости от пособий, «школ» и методичек.

Резюме:

    1. Школа семи гномов - это серия книг из Интернет- магазина, для развития творческих способностей ребенка, которые с помощью различных тематических картинок, помогают няне, педагогу или маме построить эффективные занятия с малышом.
    1. Няня, педагог или мама могут использовать книжку, как инструмент для занятий с ребенком. Это экономит время и не нужно лишний раз придумывать, чем занять малыша.
    1. Любая детская книжка «сама по себе» не будет развивать ребенка. Важно общение и пробуждение интереса. Обсуждайте и по возможности обыгрывайте увиденное.
    1. «Школа семи гномов» - это не методика воспитания. На весь день Вы малыша ею не займете. Это книга и не более того.
    1. Не стоит переживать, если у Вас нет денег, чтобы приобрести эти книги: другие книги, которые не менее красочны, также будут интересны ребенку. Важно пробудить в нем этот интерес.
Метод

«7 гномов»

как один из способов художественно-эстетического воспитания дошкольников

Дошкольные годы – возраст проявления первых творческих возможностей ребенка, его индивидуальности, формирования художественно-эстетического развития. Поэтому важно применять в работе технологии, методы, которые позволяют максимально развить личностный потенциал дошкольника, при этом укрепить его психическое и физическое здоровье.

Один из таких методов - метод «7 гномов»

Суть его заключается в следующем:

детям предлагается проанализировать, обсудить сказку, историю, рассказ, случай, обстоятельство, прогулку, ситуацию с точки зрения гномов, по желанию «превратившись» в них.

Гномы разные:

первый - радостный, умеет подмечать радостное;

второй – сердитый, отмечает в предлагаемых обстоятельствах минусы;

третий – всегда находит что-нибудь удивительное;

четвертый – всего боится и остерегает других;

пятый – очень любопытен и находит любопытное во всем, что его окружает;

шестой – замечает новое, с чем еще не приходилось сталкиваться;

седьмой – мудрец, он дает добрые советы, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.

Гномы могут «действовать» как единой группой (только 7), так и создавать микрогруппы-команды - тройки, пары.

Следовательно, метод «7 гномов» предполагает и взаимодействие в микрогруппах, а также взаимодействие микрогрупп между собой.

Можно выбирать капитана команды - старшего гнома. Состав команды меняется, меняется и лидер. Процесс деления на группы проводится в виде игры, считалки и т. д.

Совместная деятельность дает возможность каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнить себя с другими. Она состоит из трех «шагов»:

1.совместное обсуждение, анализ ситуации, подготовка сообщения;

2.выражение сообщения посредством рисунка, аппликации, поделки из пластилина, бумаги техникой оригами, пиктографии и т. д.;

3.презентация сообщений как устных, так и «трансформированных» в поделки. Этот алгоритм позволяет проявить себя активным детям, а более скромным – набраться опыта, чтобы в дальнейшем реализовать личностный потенциал.

Деятельность детей сочетается с двигательной активностью, что помогает им «переключиться», снять эмоциональное напряжение, это, в свою очередь, создает благоприятные условия для здоровьесбережения дошкольников.

Ограничение выполнения «шагов» по времени, смена темпа и ритма формирует у детей понимание того, что каждое «шаг» деятельности требует собранности, внимания.

Метод «7 гномов» способствует социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию и т. д.

Применение данного метода позволяет дошкольникам приобретать опыт социализации,

делать свободный выбор, развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речевые навыки, творческую и двигательную активность, индивидуальные

способности, формирует социальное доверие, умение договариваться, работать в команде, сообща решать задачи, быть партнерами, проявить себя в роли лидера, анализировать

ситуацию, делать выводы и т. д.

Презентация результатов реализации данного метода проходит в форме:

выставок детских работ, ознакомиться с которыми могут родители и сверстники;

представления в конце года альбома «Копилка семи гномов», в который по завершению каждой тематической недели воспитатели заносят итоги реализации целей и задач данной недели (прилагается фотоматериал), отмечая при этом не

только успехи, но и возникающие проблемы, чтобы в дальнейшем выработать пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста с 6-7 лет по образовательной области "Познание" (Развитие математических представлений) «Путешествие в сказку Белоснежка и семь гномов»

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста с 6-7 лет по образовательной области "Познание"...

НОД по математике "Белоснежка и 7 гномов"

В ходе НОД закрепляем прямой и обратный счет, сравниваем числа с помощью знаков больше и меньше, состав числа 7. Упражняем в решении арефметических примеров на сложение и вычитание. Развиваем графичес...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

ИЗОБРЕТЕНИЕ
Патент Российской Федерации RU2246257

СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Имя изобретателя:
Козловская Г.В. (RU),
Калинина М.А. (RU),
Горюнова А.В. (RU)
Имя патентообладателя: Козловская Галина Вячеславовна
Адрес для переписки: 115172, Москва, 1-й Гончарный пер., 7, кв.24, М.А. Калининой
Дата начала действия патента: 08.08.2003

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии. Способ позволяет повысить качество диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявить начальные проявления психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать - дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле: КПР=S (+n), где Z(+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют риск возникновения нервно-психической патологии, при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для определения психического развития детей раннего возраста.

Известен способ диагностики уровня психического развития детей раннего возраста (Печора К.Л. Методические рекомендации: "Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 г. 3 месяцев до 6 лет", М., 1995.). В данном способе экспресс-методом тестируют речь, игру, память, моторное развитие с использованием как собственных методик, так и известных психологических тестов - Векслера, Люшера и др. Оценку развития проводят по 5-10-бальной системе, а некоторые показатели рассчитываются в процентах.

Способ имеет ограниченные возможности для оценки психического развития детей раннего возраста, поскольку из диагностики исключен важный возрастной период раннего онтогенеза - младенчество; тестирование направлено на оценку отдельных когнитивных функций и общих моторных навыков, а не оценивает психическое развитие ребенка в целом; способ предполагает использование различных методов количественных оценок (то в баллах, то в процентах); кроме того, подбор тестов для обследования эклектичен по содержанию.

Наиболее близким к предлагаемому способу, принятым за прототип, является способ диагностики психического развития детей раннего возраста, предложенный А.Ю. Панасюком и Л.А. Бударевой (А.Ю. Панасюк, Л.А. Бударева. Методические рекомендации: "Определение уровня психического развития детей раннего возраста", М., 1984). Способ заключается в исследовании уровня психического (интеллектуального) развития детей в возрасте 2 месяцев жизни - 3 лет по тесту, в который включен ряд показателей развития ребенка (адаптация, речь, социальное поведение, грубая и тонкая моторика). По результатам обследования определяют коэффициент психического развития (КПР), выраженный в стандартизованных единицах по оригинальной системе. Авторы предлагают специальные таблицы, в которых рассчитана "цена" выполненного задания каждого возрастного периода и критерии нормального и отклоняющегося развития.

Нормативным диапазоном КПР для здоровых детей оказался интервал 91-100%, диапазон умственной отсталости - 67-82%. Диапазон значений 83-90% является пограничным между здоровыми и умственно отсталыми детьми.

Данный способ диагностики имеет ограниченные возможности применения, так как: 1) тестирование по данному способу позволяет проводить только оценку развития когнитивных функций и моторных навыков в ущерб другим психическим функциям; 2) расчеты оценок КПР ребенка усложнены, включают арифметические расчеты в несколько действий по формулам или таблицам, что делает этот способ трудным для практического использования в условиях массового скринингового исследования детского населения.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение качества диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявление начальных проявлений психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет.

Технический результат достигается за счет более полной оценки психического развития детей, для чего дополнительно исследуют сенсорную, эмоционально-волевую сферы. В моторной сфере дополнительно исследуют тонкую моторику, особенности мимики. В познавательной сфере дополнительно исследуют внимание, мышление, импрессивную и экспрессивную речь. В сфере поведения исследуют пищевое поведение и особенности формирования навыков опрятности, а также оценивают функционирование системы "мать - дитя" и внешние контакты ребенка с посторонними взрослыми и детьми. Выделенные критерии диагностики представлены в виде таблиц, содержащих по 20 заданий, или тестов, составленных на каждый возрастной период. Для решения поставленной задачи проводят тестирование ребенка.

Способ осуществляют следующим образом. Ребенка обследуют в присутствии матери или другого, близкого ребенку лица, которые должны находиться в поле зрения ребенка, но не рядом с ним. Обследование проводят в комфортной обстановке: тихой, светлой, теплой комнате, желательно спустя 1-1,5 часа после еды. Беседу ведут тихим голосом, с приветливым выражением лица. Во время обследования ребенок должен быть физически здоров.

Для тестирования заранее подготавливают определенный набор игрушек и секундомер. Весь тестовый материал должен быть гигиеничным, легко обрабатываться дезинфицирующими средствами.

Обследование младенца проводят на пеленальном столе, ребенка после года - в манеже, на ковре; ребенку 2-2,5 лет предлагают сесть за детский столик, где разложены игрушки.

Сначала исследователь должен установить с ребенком визуальный контакт, а затем - эмоциональный. На этом фоне начинают игру-обследование, предлагая ребенку различные тестовые предметы - игрушки в соответствии с возрастом. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность; общую и тонкую моторику, мимику; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы "мать - дитя" и общение с посторонними, на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое выполненное задание в 5 баллов. Затем, суммируя все положительные оценки за ответы, определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=S (+n), где S (+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания.

По величине КПР определяют психическое развитие ребенка, так, при КПР, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, 80-89 и 111 баллов и выше - возможность возникновения нервно-психической патологии и при КПР 79 баллов и ниже - нарушение нервно-психического развития, при этом в первый год жизни ребенка тестируют ежемесячно (12 тестов), на втором году - через каждые 3 месяца (4 периода - 4 теста), на 3 году через 6 месяцев (2 периода - два теста). Сумма оценок за выполненные задания составляет коэффициент психического развития ребенка на момент исследования.

Из сенсорных функций исследуют зрение, слух, тактильную чувствительность ребенка, стимулируя ответные реакции ребенка на зрительные, слуховые и тактильные раздражители. В качестве тестового материала служат яркие и звучащие игрушки, на которые ребенок должен обратить внимание, проследить их перемещение в пространстве, протянуть к ним руку и т.п. Ласковое прикосновение к голове, общее поглаживание ребенка (тактильная стимуляция) должно сопровождаться, например, в младенчестве реакцией сосредоточения и локализацией места прикосновения. Ответные реакции ребенка (быстроту реагирования, длительность сосредоточения на раздражителях) рассматривают не только как безусловно-рефлекторные акты, но и как предикторы личностного реагирования ребенка, которые регистрируют в соответствующих графах тестов.

В качестве индикаторов общего моторного развития выбраны два вида двигательных функций: формирование способности к удержанию положения (позы), передвижению в пространстве и координация движений, т.е. статика и кинетика. Анализируют также тонкую моторику, особенности мимики, которыми сопровождаются все игровые действия с ребенком. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывают степень выраженности и сроки редукции физиологических безусловных рефлексов, свидетельствующих о степени зрелости и темпах нервно-психического развития в младенчестве.

В эмоционально-волевой сфере исследуют формирование и постепенное усложнение и дифференцировку эмоциональных реакций (улыбка, смех, удивление, обида, гнев и т.д.), время появления и характер эмоционального резонанса (способность воспринимать эмоциональное состояние матери, близких людей и степень адекватности ответной эмоциональной реакции ребенка). Волевые функции оценивают по степени выраженности спонтанной и ответной психической активности при выполнении заданий.

К параметрам познавательной сферы относят внимание, импрессивную и экспрессивную речь, игру, мышление. При этом формирование мышления, память оценивают с помощью экспериментатора в игре на сообразительность. Например, узнает ли ребенок знакомую обстановку, различает ли чужих и своих. Внимание оценивают по способности к фиксации на слуховых и зрительных стимулах - концентрация внимания, быстрота сосредоточения, длительность удержания внимания на одних стимулах. Речь оценивают по наличию возрастного звукопроизношения - начального, певучего гуления, лепета, отдельных слов, фраз, обнаруживающихся у ребенка спонтанно или появляющихся у него после стимуляции.

Формирование поведенческих функций оценивают по особенностям пищевого поведения, навыков опрятности, а также социального поведения, с акцентом на характере установления контактов в системе "мать - дитя" и общении с окружающими.

Каждое из заданий тестов оценивают в 5 баллов. По окончании обследования проводят расчет коэффициента психического развития (КПР) путем суммирования результатов всех положительных оценок:

КПР=S (+n), где S - сумма оценок в баллах,

(+n) - оценки за все выполненные возрастные задания,

(-n) - оценки в баллах за невыполненные задания,

100 - условная сумма баллов за все 20 заданий на определенный возраст.

Ребенок, выполнивший все предъявленные задания, получает первичную оценку в 100 баллов. Можно произвести расчет КПР с учетом индивидуальных возможностей ребенка, предъявляя ему тесты более старшего возраста. Или же уточнить уровень индивидуального развития при невыполнении отдельных заданий по возрасту (КПР ниже 100), предъявляя ребенку задания более младшего возрастного периода. Исследование детей в тестах более старшего или младшего периодов продолжается до тех пор, пока ребенок выполняет основное число заданий предъявляемого теста (более 50%), и прекращается, когда выполнение ограничивается 20-30%. Цена выполненных и невыполненных заданий в этих случаях снижается в 10 раз. Тогда, КПР=S (+n)+/-, где - сумма баллов за выполнение дополнительных заданий.

Например, ребенок 10 месяцев получил оценку КПР по своему возрастному тесту в 100 баллов, в тестах 11, 12 месяцев выполнил соответственно 14, 10 заданий. Из расчета 100+(70+50):10=112, итоговый КПР - 112 баллов. Или другой пример. Ребенок 1 года жизни (12 месяцев) выполнил возрастной тест на 50%, следовательно, предварительный КПР равен 50 баллам. Из теста 11 месяцев ребенок не выполнил 8 заданий (40 баллов). В тесте 10 месяцев не выполнил 6 заданий (30 баллов), 9 месяцев - 5 заданий (25 баллов). Задания 8 месяцев ребенок выполнил полностью. Расчет: 50-(40+30+25):10=50-9,5=40,5. Первый ребенок относится к группе с опережением развития, второй - к выраженной задержке психического развития.

В результате исследования по этой программе дети могут быть распределены на 3 группы нервно-психического здоровья:

1 - группа здоровых детей - показатель КПР в пределах 90-110 баллов.

2 - группа риска возникновения нервно-психической патологии - показатель КПР ниже нормы, в пределах 80-89 баллов. Сюда же относят случаи с опережающим развитием, когда КПР достигает 111 баллов и выше.

3 группа - патологии. Ее составляют дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР которых соответствует 79 баллам и ниже.

Последние две группы детей нуждаются в обследовании специалистами, психоневрологом и психиатром, для уточнения диагноза и назначения лечебно-коррекционных мероприятий.

Для нозологической квалификации каждого случая в карту определения уровня нервно-психического развития ребенка заносят краткие анамнестические данные, включающие сведения о наследственной отягощенности в семье психическими и соматическими заболеваниями, а также психическом и соматическом состоянии матери, отца, сибсов, течении беременности пробандом, текущем периоде и т.д.

Способ подтверждается следующими примерами.

Пример 1. Андрей О. 8 месяцев.

Ребенок от молодой здоровой матери, 1 нормальной беременности, своевременных родов. Вес при рождении 3,2 кг, длина 52 см. Раннее психомоторное развитие нормальное. Обследование проводится в яслях.

Психическое состояние в возрасте 8 месяцев, ребенок охотно идет на осмотр. Настроен доброжелательно, улыбается в ответ на улыбку, громко смеется в ответ на заигрывание. Принимает игрушки из рук обследователя. К большой игрушке тянется двумя руками, небольшую погремушку берет одной рукой. Услышав веселую мелодию, прислушивается, улыбается, подпевая голосом, произнося отдельные слоги ба-ба, та-та, начинает подпрыгивать сидя на месте в ритм мелодии. Успокаивается при поглаживании головы, при этом замирает. Когда ребенка начинают легонько щекотать, оборачивается к месту прикосновения и отдергивает ножку в сторону. Предоставленный самому себе, рассматривает на столе игрушки, перебирает их, рассматривает, разбирает и начинает собирать пирамидку из крупных колец, через некоторое время тянется к следующей, гремит музыкальным кубиком. С радостью включается в совместную игру с обследователем. Увидев игрушку высоко на полке, окликает обследователя, показывает жестом на игрушку, достать ее с полки, и криком требует этого. Реагирует на настроение взрослого, а также маску в виде человеческого лица: радуется улыбке, настораживается, глядя на хмурое лицо. Выполняет действия с игрушками после показа: ставит кубик на кубик, потом толкает кубики - пирамидка падает, в ответ мальчик смеется. Рассматривает закрытую коробочку, пытается ее открыть. По образцу кладет туда маленькую матрешку и закрывает. В ответ на просьбу: "Дай", протягивает коробочку взрослому. Спрятанную под пеленкой матрешку по просьбе находит, при этом радуется, громко смеется. В ответ на просьбу обследователя: "Идем на ручки", протягивает руки вперед, тянется к взрослому. С легкой поддержкой поднимается на ноги, делает самостоятельно несколько шагов, затем приседает и садится на пол. Вскоре ребенка берут на кормление, из-за чего прекращается проводимое исследование. Недовольный изменившейся ситуацией, хнычет, прижимается к взрослому. Увидев приготовление к еде, успокаивается. За столом ест с помощью воспитателя. Чашку придерживает рукой, пьет из чашки, откусывает печенье, жует. Со слов матери и воспитателя, выражает бурное недовольство, если длительно остается в мокрых пеленках.

Таким образом, ребенок справляется со всеми заданиями своего возрастного периода. Прежде всего, выполняет задания по сенсорике: соотносит размеры игрушек, выбирая, соответственно, как удобнее взять большую игрушку, двумя руками или одной. Различает радостные песенные мелодии. Локализует на теле легкие прикосновения, щекотку.

Моторное развитие также соответствует возрасту: может встать с небольшой поддержкой и переступить несколько шагов. Ребенок начинает выполнять движения для тонкой моторики; может взять двумя-тремя пальцами мелкие игрушки.

Эмоции у ребенка выразительные, мимика живая, формируется адекватный эмоциональный резонанс, легко реагирует на настроение взрослого.

Ребенок способен удержать внимание в течение 20-30 минут на игре, при этом без суетливости рассматривает игрушки, повторяет понравившиеся игровые действия. Речь - лепетная, активная, спонтанно произносит отдельные слоги. Пассивная речь по объему больше, спонтанно и в игре понимает просьбы, вопросы, поощрения. Память также развита, ребенок способен удержать в памяти задание, например, найти спрятанную игрушку, а найдя ее, радуется своей удаче.

Развиваются предикторы навыков опрятности и правильное пищевое поведение. Ребенок начинает жевать, пьет из посуды с поддержкой. Сообщает взрослым о том, что подгузники стали мокрыми. Способность к анализу комплекса ответных реакций на тактильные ощущения, в том числе микроклиматические, свидетельствует о формировании физического самосознания. Ребенок привязан к матери, однако на некоторое время способен оторваться от матери и общаться с посторонним взрослым, общаясь жестом и лепетными звуками.

Таким образом, ребенок выполняет все задания своего возрастного периода на 100%. В соответствии с инструкцией, оценивают выполнение ребенком заданий следующего возрастного периода. Выясняют, что, из заданий для 9 месяцев мальчик выполняет только 5, а из следующего теста только 3. Исследование на опережение развития ограничивается 9 месяцами. Так, ребенок соотносит не только размеры предметов, но и расстояние до него. Начиная подражать взрослому, кладет мелкие предметы в коробочку. Рассматривает мелкие игрушки и манипулирует ими. Способность найти спрятанный предмет свидетельствует о развитии функции мышления. Кроме того, ребенок использует указательный жест с целью привлечения к себе внимания взрослого.

Произведем расчет фактического возраста ребенка. С заданиями своего возраста (8 мес.) ребенок справился, то есть он получает предварительную оценку 100 баллов. Кроме того, он выполняет 5 заданий из возрастного периода 9 месяцев. Поскольку каждый вопрос следующего возрастного периода оценивается в 0,5 баллов, то он получает еще 5×0,5=2,5 балла. Фактически КПР ребенка составляет: КПР=S (+n)+/-=100+=100+2,5=102,5 балла. Итак, на данном этапе по уровню своего развития ребенок несколько опережает сверстников, что в соответствии с приведенными данными расценивается как вариант нормы.

Пример 2. Денис E. 1 год 11 месяцев.

Ребенок от здоровой матери, от 8 переношенной беременности, протекавшей удовлетворительно, 2 срочных родов, родился с тугим обвитием пуповиной; наблюдалось кровоизлияние в склеры. Вес при рождении 4050, длина 54 см. После родов находился в больнице неделю, затем был выписан домой. Раннее психомоторное развитие нормальное (ходит с 10 месяцев, говорит отдельные слова с года). На первом году жизни наблюдался у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия, повышение нервно-рефлекторной возбудимости.

Осмотр по способу ГНОМ в возрасте 1 года 11 месяцев. Так как возраст ребенка попадает между выделенными в тесте возрастными периодами, то ему сначала предлагают задания предыдущего возрастного периода в 1 г 9 месяцев, затем, если ребенок выполняет все предыдущие задания, переходят к заданиям 2 года. Обследование показывает, что сенсорная, моторная, эмоционально-волевая сферы ребенка развиты хорошо. По заданиям 2 лет ребенок набирает по этим сферам 20 баллов. В познавательной и поведенческой сферах отмечается небольшая задержка, и получает оценку по соответствующим вопросам в 15 баллов. Общая оценка психического развития ребенка составляет 90 баллов, что определяется как нормальное развитие.

Пример 3. Оля К. 6 месяцев.

Ребенок от здоровой матери 19 лет, от 1 беременности. Роды на 33 неделе в ягодичном предлежании с пособием. Оценка по Апгар 8/8 баллов. Вес 1900, длина 42 см. В роддоме был установлен диагноз нарушение мозгового кровообращения (НМК) II степени. Отмечались патологические глазные симптомы (Грефе), тремор рук, мышечная дистония, оживление безусловных рефлексов. В дальнейшем девочка наблюдалась у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП), повышение нервно-рефлекторной возбудимости (ПНРВ), этапная задержка психомоторного развития (ЗПМР), недоношенность I-II степени. Психомоторное развитие в первые месяцев оценивалось при клиническом осмотре как нормальное.

Психический статус девочки по способу ГНОМ в возрасте 6 месяцев. Находится на воспитании в доме ребенка. Осмотр ведется на пеленальном столе. Девочка веселая. Охотно вступает в контакт с врачом. Смотрит в глаза, улыбается в ответ на улыбку. За предложенной игрушкой следит во всех направлениях. Спрятанную за листом бумаги игрушку прослеживает, предугадывая ее появление с другой стороны листа. Прислушивается к музыке, поворачивает голову к источнику звука. Мимика живая. Узнает медсестру, которая приходит во время осмотра к ребенку, спонтанно улыбается ей, смеется тихим голосом. Живо реагирует на предложенные маски лица: ахает, улыбается веселой, хмурится при виде хмурой маски. Игрушки берет в руки, подносит к лицу. Достает и другие игрушки, развешенные над манежем. Умеет поворачиваться на бок и с помощью взрослого переворачивается на живот. Лежа на животе, также манипулирует игрушкой, но не делает попыток подползти к другой игрушке, находящейся на расстоянии от нее. В мокрых пеленках начинает плакать, а после переодевания успокаивается. Сон, аппетит удовлетворительные. Хватает ручками руки врача и присаживается в вертикальное положение. Поставленная на ножки, удерживает позу, опирается на полную стопу.

В сенсорной сфере ребенком выполнены 3 задания из 4: рассматривает предмет, реагирует и дифференцирует звуковые раздражители, различает место прикосновения к телу. На прикосновение к голове реакция ребенка индифферентная, поэтому данное задание оценивается в -5 баллов; в результате, общая оценка за тест по сенсорике 15 баллов.

Тест моторики: поворачивается на живот, перекладывает игрушки из руки в руку, демонстрирует разнообразные мимические движения. В то же время, к отставленной игрушке не подползает, поэтому оценка за 3 выполненных задания по моторике составила также 15 баллов.

Эмоции у девочки разнообразные. Хотя отмечена задержка угасания комплекса оживления (в норме редуцируется к 4-5 месяцам), ребенок проявляет активный интерес к окружающему, особенно после стимулирования ответной реакции, откликается на изменение выражения лица взрослого; общая оценка теста составила 20 баллов.

В познавательной сфере у ребенка формируется устойчивое внимание, девочка понимает жесты взрослого, находит спрятанный предмет, манипулирует с игрушкой. Слоги произносит, но немного, больше после стимуляции. Оценка за 3 выполненные задания составляет 15 баллов.

Поведение ребенка спокойное, адекватное ситуации. Девочка поддерживает бутылочку с едой, ищет соску, стремится к общению со взрослым. Вместе с тем, не выполняется один пункт: нет общения с матерью, поэтому оценка по тесту социального поведения также составляет 15 баллов.

Таким образом, ребенок не выполнил ряд тестов: на тактильную чувствительность, кинетику, познавательные функции, социальное поведение в системе "мать - дитя" -S (-n)=20 баллов. КПР-S (+n) - составил 80 баллов. Из предыдущего возраста (5 месяцев) ребенок выполняет все задания. Из теста 7 месяцев девочка отчетливо выполняет 1 задание по сенсорике (удержание внимания на игрушке более 10 секунд), 1 задание - по развитию эмоций (формирование эмоционального резонанса), проявляет спонтанную активность в игре (1 задание), активно проявляет интерес к окружающему (1 задание), привлекает внимание взрослого (1 задание), формируются предикторы опрятности (1 задание). Всего из заданий 7 месяца ребенок выполняет 6, что составляет =(6×5):10=3 балла. В итоге, КПР=S (+n)+=100-20+3=80+3=83 балла. Ребенок отнесен в группу риска в связи с отклонением в развитии сенсорных, моторных и поведенческих функций.

Пример 4. Гриша Т. 12 месяцев.

Ребенок от 1 беременности, протекавшей без осложнений, срочных родов. Вес 2900, длина 50 см. Мать отказалась от ребенка в роддоме. Диагноз при поступлении в дом ребенка: перинатальная энцефалопатия, морфофункциональная незрелость, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Психомотороное развитие в первые 3 месяца своевременное, в дальнейшем с нарастающей задержкой психофизического развития.

Осмотр мальчика в возрасте 12 месяцев по способу ГНОМ. По сенсорной и моторной сферам ребенок набирает только 5 баллов, эмоционально-волевое развитие составляет (-20) баллов, познавательная сфера - 15 баллов, поведение - 15 баллов. Суммарная оценка составляет 35 баллов, то есть тест своего возраста ребенок выполнил только на 35 баллов. Ребенок не выполняет тесты на слух, зрение, рефлекторную тактильную чувствительность, статику, тонкую моторику, мимику, общие эмоции, эмоциональный резонанс, спонтанную активность, вызванную активность, экспрессивную речь, мышление, предикторы навыков опрятности, социальное поведение в системе "мать - дитя".

Для подсчета КПР вернемся к заданиям предыдущих месяцев. Полностью выполнены задания только 5 месяца. Проведем расчеты, при условии, что учитываются только показатели, с которым ребенок не справился, сумма баллов по которым вычитается из предварительной оценки, полученной ребенком. Из заданий 11 месяцев ребенок не выполнил 12 заданий из 20, 10 месяцев - 10, 9 месяцев - 8, 8 месяцев - 7, 7 месяцев - 6, 6 месяцев - 4. Учитывая, что задания предыдущих месяцев оцениваются в 10 раз меньше, чем показатели возрастные, КПР ребенка равно: КПР=S (+n)+/-=35-(12+10+8+7+6+4):10=35-4,7=30,3.

Заключение: нервно-психическое развитие грубо нарушено. Такой ребенок нуждается в срочном обращении к психиатру или психоневрологу и лечении.

Полученные количественные критерии оценки психоневрологического развития детей были апробированы на материале обследования 950 детей и подтверждены клиническими обследованиями в соответствии с глоссарием психических симптомов и синдромов, установленным ГОСТом от 2 августа 1976 года.

Использование предлагаемого способа диагностики имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом.

1. В способе "ГНОМ" определения психического развития включен широкий спектр вопросов, относящихся к психическому развитию ребенка и предикторам его индивидуальных психических реакций в возрастном диапазоне от 1 месяца жизни до 3 лет включительно. Это позволяет провести оценку психического развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни, вычислить фактический возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития, и определить отстающие в развитии функции.

2. Использование способа "ГНОМ" позволяет выявить детей с нарушениями психического развития, детей с психическими расстройствами или их предикторами уже на первом году жизни и своевременно начать необходимое лечение.

3. Способ "ГНОМ" прост в обращении: суммировав оценки за все выполненные задания, сразу можно определить коэффициент психического развития ребенка. Способ рекомендуется для проведения скрининговых обследований детского населения и диспансеризации. Он также может быть использован детскими специалистами (неврологами, психиатрами, психологами, педагогами) в научных исследованиях.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ определения психического развития детей раннего возраста, заключающийся в том, что ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать-дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=S (+n), где S (+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют как риск возникновения нервно-психической патологии и при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.