Полезный конструктор. Развивающие конструкторы для детей, что развивают у ребенка. Деревянные развивающие конструкторы

Иванкина Владислава

Тема проекта: «Лего» – полезный конструктор. Цель проекта: определение полезности конструктора LEGO для детей. Материал объемный, работа проведена большая. В проекте предосталены собственные работы ученицы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 178»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Лего» – полезный конструктор

обучающаяся 2а класса

Руководитель: Подшивалова Александра Владимировна, учитель

Иркутск-45, 2017

  1. Введение…………………………………………………………………
  2. Основная часть.

2.1 Теоретическая часть………………………………………………………..

2.2 История создания LEGO …………………………………………...........

2.3 Дизайн и разработки конструктора LEGO ……….………………….

3. Практическая часть………………………………………………………

4. Заключение………………………………………………………..…….………

5. Источники информации……………………………………………………….

  1. Введение

В детстве для каждого ребенка новая игрушка – это главное детское счастье. Наша жизнь с ней становится интереснее, увлекательнее и насыщенней. При помощи игрушек мы не только веселимся, но и познаем окружающий мир. Благодаря им, мы получаем массу новых знаний и навыков. Играя в игры, мы хотим проводить время с пользой и увлечением не только физически, но и умственно.

Мое увлечение – собирание конструкторов LEGO.

Цель моего исследования является определение полезности конструктора LEGO для детей.

Задачи:

Изучить историю возникновения конструктора LEGO;

Выяснить, нужен ли конструктор LEGO;

Узнать, люди какого возраста увлекаются LEGO;

Доказать развивающие свойства конструктора LEGO.

Поэтому гипотезой нашего исследования является следующее: игры и занятия с конструктором LEGO - это серьезное развивающее занятие.

Актуальность.

Прилавки современных магазинов завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития не так много. Поэтому подбор игрушек в наше время - дело серьезное и ответственное. И от решения этой проблемы зависят настроение ребенка и его развитие.

Вот почему чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Игрушка должна помогать детям фантазировать, раскрывать свой творческий потенциал, моторику, мышление и логику.

В ходе исследования я использовала следующие м етоды:

1. наблюдение;

2. анкетирование одноклассников;

3. опрос взрослых, имеющих детей от 3 до 10 лет;

4. анализ источников информации.

2.Основная часть.

2.1 История создания конструктора LEGO

В настоящее время на рынке игрушек для детей разного возраста представлено много товаров популярных и малоизвестных фирм. Самым популярным товаром на таких прилавках являются игрушки торговой марки LEGO.

Конструкторы LEGO пользуются невероятной популярностью не только у мальчишек и девчонок всех возрастов, но у их родителей и педагогов. И это совсем неудивительно, это захватывающий мир ярких красок и сильных эмоций, который, в отличие от мира компьютерных игр, не вызывает зависимости, не ограничивает ребенка в его развитии, а наоборот, позволяет развиваться и учиться в собственном темпе. LEGO дарит уникальную возможность для самовыражения и экспериментирования. Настолько увлекательно собирать маленькие кубики, превращать их в игрушку, воплощая фантазию играющего. Я думаю, что не найдется ни одного человека в мире, который бы ничего не слышал о конструкторах LEGO.

Конструктор LEGO появился на родине всемирно известного автора сказок для детей и взрослых Ганса Христиана Андерсена в Дании.

В 1932 году плотник и столяр из Дании Оле Кирк Кристиансен запустил небольшое предприятие, которое занималось выпуском деревянных лестниц, гладильных досок и игрушек. Но почему-то только игрушки лучше пользовались спросом. И уже спустя 2 года эта компания стала заниматься исключительно выпуском детских игрушек.

В 1934 году, на благо компании трудилось всего лишь семь человек. Спустя несколько лет Оле Кирк придумал лозунг, который украшал все производственные цеха компании. На плакатах были нанесены слова «Только лучшее является достойным».

Название компания получила в 1934-м году от словосочетания "leg" и "godt", что переводится как "хорошо играю", если открыть латинский словарь, то выражение будет переводиться как «я складываю» или «я учусь». С тех пор название украшает собой всю продукцию компании.

В 1942 году фабрика полностью сгорела. Убытки компании, образовавшиеся в результате пожара, были значительны. Но Кристиансены не унывали и уже через пару лет возобновили производство. Спустя год после пожара численность штата организации увеличилась до сорока человек.

В 1947 году компания Кристиансена одной из первых в мире стала производить игрушки из пластика. Спустя еще 2 года в продаже компании появились новые легко соединяемые строительные элементы – они и стали прародителями кубиков “Лего”. Идейным вдохновителем LEGO стала английская компания Киддкрафт. Именно ее основатель - Хиллару Харри Фишер был тем человеком, который изобрел и запатентовал идею «игрушечных строительных блоков». Именно он впервые в истории создал кубики с четырьмя и восемью выступами на поверхности для взаимного соединения. Кристиансен немного модифицировал дизайн английских кубиков и назвал кубик своего производства «Автоматически сцепляющимися кирпичиками».

Первые пластмассовые кубики выглядели гораздо веселее своих деревянных прообразов, но были все еще недостаточно высокого качества, чтобы обеспечить хорошее зацепление и при этом невысокое усилие для разъединения блоков. Именно поэтому Оле Кристиансен поставил качество во главу угла.

LEGO в виде, знакомом нам сейчас (сцепляющиеся во всевозможных комбинациях между собой кирпичики) появился в 1949 году.

В 1954 году к управлению компанией пришел сын Оле Кристиансена - ГодфридКиркКристиансен. Годфрид считал, что главным козырем LEGO должно стать именно создание систем творческих детских игр.

Считается, что конструктор “Лего” родился в 1955 году: именно тогда были придуманы первые наборы для детского строительства.

С тех пор и по сей день, все модели LEGO совместимы между собой. Принцип взаимного сцепления с помощью трубок делает кубики уникальными и даёт неограниченные возможности для строительства. Остается только дать волю воображению – и в ходе игры появится масса творческих идей.

A пластмасса, которую используют, нетоксична и безопасна. Сегодня в нее добавляют некий специальный элемент, чтобы кубик, случайно проглоченный ребенком, высветился на рентгене.

Продажа таких конструкторов была очень успешной, и потому кубики получили запатентованное название «кубики LEGO». Производство легкосоединяемых элементов было невероятно успешным. Впоследствии кубики LEGO выпускались в комплектах, которые были построены по особой системе игры.

Каждый набор был нужен для строительства тех или иных помещений, транспортных средств или других окружающих нас в реальной жизни предметов.

Новая система перемычек и штырьков позволила создавать точные и прочные модели, и детям было намного интереснее играть с ними.

В настоящее время ассортимент LEGO настолько разнообразен, что каждый сможет подобрать для себя несколько наборов по вкусу.

Оригинальные и привлекательные наборы LEGO продаются во многих странах мира, их любят взрослые и дети.

Бренд LEGO служит гарантией качества и оригинальности.

Один из основных принципов компании – все наборы должны быть совместимыми между собой. Инструкции LEGO дают лишь базовую установку и следовать им совсем не обязательно.

В 2014 году компания LEGO стала мировым лидером по производству игрушек.

3.Практическая часть

Впервые торговая марка LEGO была упомянута в Книге рекордов Гиннесса в 1992 году благодаря своей железной дороге, протяжённость рельсов которой достигала полкилометра.

В том же году в Швеции был выстроен самый большой на тот момент замок (4,45×5,22 м), состоящий из 400 тысяч кирпичиков LEGO.

Самый большой в мире корабль из конструктора LEGO был собран в 2009 году в научно-развлекательном центре в Германии. Это контейнеровоз длиной 7м и весом около 1,5 т. Строительство осуществлялось 700 специалистами в течение девяти дней (приложение).

Удивительно, но из кирпичиков LEGO можно собрать принтер, который подключается к компьютеру и печатает (приложение).

А на виолончели, собранной из кубиков LEGO можно даже играть (приложение).

В 2009 году из кубиков LEGO сконструирована статуя Христа Спасителя (высота 1,8 м), авторы работы потратили на это полтора года и 30 тыс. элементов конструктора (приложение).

В настоящее время существуют четыре тематических парка Legoland в Дании, Великобритании, США, Германии. Во всех парках Legoland в естественную природу вписаны многочисленные конструкции и скульптуры, собранные из элементов фирменного конструктора. Для обустройства каждого парка использовано 35-55 миллионов кирпичиков LEGO.

Ежегодно LEGO проводит фестивали для фанатов по всему миру. Первая башня, возведенная фанатами в 1980-м в Англии, была высотой 13,1 метра. В России башню возводили четыре раза. Самая большая из них, 25-метровая, собранная в конце 90-х в Москве, даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Сегодня самой высокой лего-постройкой считается башня в чилийской столице Сантьяго - 31 метр. На установление рекорда ушло три дня и 550 тыс. кубиков.

Интересно, что тем количеством кубиков, которые ежегодно перекочевывают с полок магазинов в детские комнаты можно опоясать Землю пять раз.

А к 65-й годовщине существования компании в созвездии Малой Медведицы появилась Звезда по имени LEGO. В этом же году 17-летний датский композитор Фредерик Магле написал «Симфоническую фантазию LEGO».

Сегодня конструкторы LEGO являются не только развивающими играми для детей, но и предметом вдохновения дизайнеров. С их помощью рождаются абсолютно оригинальные идеи для оформления интерьеров кухни, спальни, детской комнаты. Яркие разноцветные блоки привлекают внимание не только детей, но и взрослых.

Вдохновленные любители конструкторов LEGO начали создавать всевозможные аксессуары. Эти творения тоже состоят из цветных деталей LEGO и способны необычно дополнить интерьер дома.

Такие элементы декора, как ваза для фруктов или конфет, подставка для чашек, держатель салфеток или ключей, каждый сможет сделать сам (приложение). С помощью блоков LEGO легко создать композицию вокруг вазы с цветами или оформить необычный цветочный горшок.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что конструктор LEGO интересен не только детям, но и взрослым. Ведь именно взрослые создали все эти необычные работы из таких простых элементов.

Подтверждение наших слов отражено в анкетировании учащихся и опросе взрослых. В анкетировании приняли участие 15 учеников. Участникам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. У тебя есть LEGO - конструктор?
  2. Детям полезно играть в LEGO?

Полученные результаты

  1. У тебя есть LEGO -конструктор?

Да - ответили – 11 учеников (73%),

Нет -4 ученика (27%);

  1. Тебе нравится играть в LEGO -конструктор?

Да - 15 учеников (100%),

Нет - 0 учеников;

  1. Хотел ли получить в подарок LEGO -конструктор?

Да – 14 учеников (93 %),

Нет - 1 ученик (7 %);

  1. Детям полезно играть в LEGO?

Да – 15 учеников (100%),

Нет - 0 учеников.

В опросе взрослых приняли участие 6 человек.

Полученные результаты

  1. Вам нравится LEGO -конструктор?

Да – 6 взрослых (100%),

Нет - 0 взрослых;

  1. Вы покупаете LEGO –конструктор своим детям?

Да – 5 взрослых (83%),

Нет - 1 взрослый (17 %);

  1. Детям полезно играть в LEGO?

Да – 6 взрослых (100%),

Нет - 0 взрослых (0 %);

  1. Вы помогаете детям собирать LEGO –конструктор?

Да – 3 взрослых (50%),

Нет - 3 взрослых (50 %).

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что конструктор LEGO популярен среди людей разных возрастов.

  1. Заключение

Мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме. Я выяснила, что учёные считают, что из всех существующих игрушек конструкторы – это лучшие игрушки для развития детей, потому что они развивают творческие способности и самостоятельность ребёнка.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Мастерить модели, которые придумываешь сам, на первый взгляд кажется легче, но это не так. Придумаешь модель, начинаешь собирать, вдруг понимаешь, что не хватает деталей или есть те, которые совсем не подходят – надо подумать, что использовать, и как. Радостно становится, когда находишь новый способ. Много удовольствия приносит Лего – конструктор мне и моим сверстникам.

Проведя исследования, я поняла, что конструкторы LEGO способствуют стимулированию конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, воспитывают трудолюбие, стремление помогать друг другу, желание работать в коллективе.

Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат.

Таким образом, LEGO стремится к развитию детского творчества, поощряет детей к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

LEGO придерживается принципа: в игре дети учатся и развиваются. Конструктор LEGO даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней, причём, используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек и сюжетов игры с ними.

Важно отметить, что в отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребёнка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь ребёнка, особенно это касается детей с задержкой развития. Продуманная цветовая гамма конструкторов LEGO способствует эстетическому воспитанию ребёнка: он видит и понимает как должно быть - красиво, аккуратно, празднично, ярко.

Из общения с ребятами я выяснила, что все дети любят играть, конструировать, творить. Конструктор LEGO - удивительно яркий, красочный, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками.

Я выяснила, что с каждым годом появляются всё новые и новые виды конструкторов LEGO. Их изготавливают для детей самых разных возрастов, начиная с 3-х летних и заканчивая подростками 12-16 лет. Конструкторы LEGO очень популярны среди мальчиков, и девочек.

Конструктор идёт в ногу со временем и может составить достойную конкуренцию компьютеру.

В ходе работы я многое узнала о конструкторах LEGO, и поняла, что «конструктор» – это не только набор для сборки и игры, LEGO - это полезная зарядка для ума и, конечно, полезная игрушка!

Список литературы

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка - Пресс», 2001г.

2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.

3. www. lego.com

4.Г.А. Селезнёва Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317– М., 2007г.-58с. 5.Мария Чорновил, Статья: "Польза игры с конструктором Лего" 6.История создания компании Lego. https://le-go.ru/pages/ lego -history.html

Здравствуйте! Сегодня я хочу вам рассказать про очень интересный, фантастический, красочный мир – мир LEGO.

Мое увлечение – собирание конструкторов LEGO. Конструкторский мир LEGO, в отличие от мира компьютерных игр, не вызывает зависимости. Это мир ярких красок и сильных эмоций. Из веселых пластмассовых кубиков можно собирать не только детские игровые наборы, но и воплощать в жизнь различные оригинальные идеи. Например, собрать красивый домик для домашней крысы или сделать красочный светильник. Все наборы LEGO совместимы между собой. Пластмасса, из которой изготавливают кубики, безвредна. В игре дети учатся, развиваются, фантазируют. Раскрывается их творческий потенциал, развивается логическое мышление, усидчивость. Игра с мелкими деталями развивает моторику рук. Конструирование - очень увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Общаясь с детьми во время игры, родители больше узнают о возможностях своих детей, их увлечениях, способностях.

Мое увлечение – собирание конструкторов LEGO. Поэтому целью моего исследования является определение полезности конструктора LEGO для детей. Задачи: - изучить историю возникновения конструктора LEGO; - выяснить, нужен ли конструктор LEGO; - узнать, люди какого возраста увлекаются LEGO ; - доказать развивающие свойства конструктора LEGO. Поэтому гипотезой нашего исследования является следующее: игры и занятия с конструктором LEGO - это серьезное развивающее занятие. В ходе исследования я использовала следующие методы: 1. наблюдение; 2. анкетирование одноклассников; 3. опрос взрослых, имеющих детей от 3 до 10 лет; 4. анализ источников информации

Удивительно, но из кирпичиков LEGO можно собрать принтер, который подключается к компьютеру и печатает

А на виолончели, собранной из кубиков LEGO можно даже играть

В 2009 году из кубиков LEGO сконструирована статуя Христа Спасителя (высота 1,8 м), авторы работы потратили на это полтора года и 30 тыс. элементов конструктора

В анкетировании приняли участие 15 учеников. Полученные результаты У тебя есть LEGO -конструктор? Да - ответили – 11 учеников (73%), Нет -4 ученика (27%); Тебе нравится играть в LEGO -конструктор? Да - 15 учеников (100%), Нет - 0 учеников; Хотел ли получить в подарок LEGO -конструктор? Да – 14 учеников (93 %), Нет - 1 ученик (7 %); Детям полезно играть в LEGO? Да – 15 учеников (100%), Нет - 0 учеников.

В опросе взрослых приняли участие 6 человек. Полученные результаты Вам нравится LEGO -конструктор? Да – 6 взрослых (100%), Нет - 0 взрослых; Вы покупаете LEGO –конструктор своим детям? Да – 5 взрослых (83%), Нет - 1 взрослый (17 %); Детям полезно играть в LEGO? Да – 6 взрослых (100%), Нет - 0 взрослых (0 %); Вы помогаете детям собирать LEGO –конструктор? Да – 3 взрослых (50%), Нет - 3 взрослых (50 %).

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что конструктор LEGO ПОПУЛЯРЕН.

Детских садах и школах для детей проводятся кружки « Лего -конструирования ». На них дети с большим удовольствием играют и обучаются. У ребят во время занятий развивается память, логическое и образное мышление, внимательность, усидчивость, мелкая моторика рук. Дети общаются, сравнивают работы с одноклассниками, делятся опытом. Педагоги и психологи отмечают повышение уровня логического мышления, творчества и воображения у детей, которые работают с конструктором LEGO Целью « Лего -конструирования» является: Развитие мелкой моторики рук. Развитие представлений о цвете, форме, пространстве. Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы. Развитие пространственного воображения и фантазии.

МОИ РАБОТЫ ИЗ ЛЕГО

МОИ РАБОТЫ ИЗ ЛЕГО

МОИ РАБОТЫ ИЗ ЛЕГО

Мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме. Я выяснила, что учёные считают, что из всех существующих игрушек конструкторы – это лучшие игрушки для развития детей, потому что они развивают творческие способности и самостоятельность ребёнка. Проведя исследования, я поняла, что конструкторы LEGO способствуют стимулированию конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, воспитывают трудолюбие, стремление помогать друг другу, желание работать в коллективе. Из общения с ребятами я выяснила, что все дети любят играть, конструировать, творить. Конструктор LEGO - удивительно яркий, красочный, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками.

В ходе работы я многое узнала о конструкторах LEGO, и поняла, что «конструктор» – это не только набор для сборки и игры, LEGO - это полезная зарядка для ума и, конечно, полезная игрушка!

Если у вас в семье растет малыш, вам отлично известно, что дети обожают что-то мастерить своими руками. Детский конструктор создан специально для того, чтобы у ребенка была возможность постоянно собирать и разбирать яркие детали.

Занятия с конструктором приносят большое удовольствие юному архитектору и позволяют увлечь кроху на пару часов. Но не только в этом состоит польза конструкторов для развития ребенка. При покупке игрушечного набора на сайте вы можете не сомневаться в пользе конструктора для детского развития.

Почему детям полезно играть в конструктор

1. Взаимодействие с геометрическими фигурами конструктора улучшает моторику и координацию ребенка. Возводя мосты, строя дома из деревянных или пластмассовых деталей, малыш учится управлять своим телом, перемещать элементы таким образом, чтобы строение оставалось неподвижным и целостным.

2. Простейшие знания физики, например, представление о силе тяжести и равновесии, могут также закладываться во время игры с конструктором. Малыш учится думать логически, пытаясь построить прочную конструкцию.

3. Используя схему, ребенок постоянно переключает внимание с рисунка на детали, благодаря чему тренируется усидчивость, внимательность, самоконтроль, пространственное мышление.

4. Если малыш будет импровизировать и собирать конструктор по своему вкусу, у него будут развиваться фантазия и образное мышление. Подобно архитектору, ребенок сможет воплотить любой творческий проект.

5. Благодаря детскому конструктору ребенок знакомится с цветами, геометрическими фигурками, получает первое представление о разных видах зданий, техники.


6. Тренировка мелкой моторики ручек также происходит во время игры с деталями набора. Детская кисть разрабатывается каждый раз, когда малыш берет в руку металлический, пластмассовый или деревянный элемент.

7. Вне зависимости от того, насколько сложный конструктор, малыш проведет за игрой время увлекательно и интересно. Самое главное условие при выборе набора на сайте http://kingdomtoys.com.ua/toys/ - чтобы игрушка подходила ребенку по возрасту и соответствовала увлечениям и вкусам крохи.

Собирать детали конструктора полезно как для физического, так и для умственного развития ребенка. Малышу предстоит знакомство с законами логики и физики в процессе создания игрушечной крепости, радиоуправляемой машинки или домика для куклы из маленьких блоков. В процессе конструирования малыш совершенствует игровые навыки, учится быть внимательным и усидчивым, делает первые шаги в творчестве и проектировании.

Во все времена говорили о том, что детский конструктор полезен для развития ребенка. Давайте попробуем объединить все правдивые мысли и отсеять явные преувеличения о влиянии конструктора на ребенка. Безусловно, конструктор является хорошим предлогом для общения между родителями и детьми любого поколения.

Некоторые дети вовсе не любят конструктор, и только авторитет мамы или папы, которые увлеченно играются конструктором, притягивает ребенка к этому виду развлечения.

Не стоит всегда собирать конструкторские поделки для ребенка, ведь именно личное проявление фантазии служит главным развивающим элементом. Кроме того у детей улучшается моторика пальцев и общая подвижность организма. Старайтесь использовать детские поделки на практике, показывая полезность и необходимость работы, которую проделал ребенок.

Верно также замечание, что конструктор позволяет развиваться не только физически, но и творчески. Анализ геометрических формосязание и похвала родителей подталкивают ребенка мыслить логически и действовать активно с еще более усиленной энергией.

Какой лучше выбрать конструктор

Сегодня вниманию родителей представлено огромное количество разнообразных конструкторов, убедиться в этом можно посетив этот сайт: http://boobasik.ru/catalog/konstruktory/. Для очень маленьких детей самым полезным считаются обычные кубики. В первое время складывать будете их Вы, а детки просто рушить постройки, но совсем скоро все кардинально поменяется.

Игра с кубиками развивает интерес к формам, учит различать цвета и со временем ребенку станет интересно самому строить новые конструкции из кубиков. При этом каждая новая постройка будет более сложной и насыщенной элементами.

Дальше усложняя занятия ребенка, можно приобрести конструктор в виде фигурок, где каждый элемент вставляется в отверстие для закрепления. Такая система будет достаточно сложной для ребенка после кубиков, но будет развивать логическое мышление, сопоставляя стыковочные детали и отверстия.

Также можно присмотреться к конструктору в виде мозаики, в котором фигурки, чаще всего шестигранники, состыковываются с помощью специальных выемок. Конструктор развивает координацию движений, цветовое понимание предметов и фантазию.

Блочные конструкторы незаменимы, потому что из них можно построить что угодно, от транспорта до дома. Ребенок растет, и потребности в логических задачах усложняются. Этот конструктор наполнен деталями разнообразных форм и цветовых решений, потому хорошо развивает комбинаторику, пространственное мышление, творческий подход и многие другие задачи.

Не стоит также забывать о конструкторе «Лего» для разных вековых категорий ребенка, который детям не надоедает никогда. Этот вид конструктора хорошо развивает умственную деятельность и мелкую моторику.

Кроме перечисленных существует еще огромное количество конструкторов. Выбирая конструктор для ребенка, обращайте внимание на прочность упаковки, качество деталей и интересность работы с деталями.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.

Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор .

Игра в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.

Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Тип и особенности игры зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и речевых целей.

При обращении в процессе работы к возможностям конструктора, мы можем отметить некоторые преимущества его использования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, как то: рисование, лепка или аппликация.

Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.

Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.

В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

И наконец, конструктор безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.

Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие речи в рамках определенных тем.

Автоматизация звуков в ходе игры.

Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.

Развитие количественных представлений.

Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.

Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.

Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребенок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата.

В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.

Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность - в новых знаниях об окружающем мире.

Конструирование – это созидание, а оно, в свою очередь, подразумевает творческий поиск. Даже построение модели по схеме, как утверждают психологи, помогает развитию творческих способностей детей. Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли, побуждает искать новые решения, будит воображение. «Строительные игры» позволяют воплотить в жизнь любую детскую фантазию. Здесь уместно вспомнить слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…». Умение видеть целое раньше частей вместе с творческим подходом к конструированию воспитывают в ребенке чувство красоты и композиции, формируют понимание пропорции, масштаба, ритма и меры.

Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития моторики ребенка очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные предметы . Думаю, что не нужно объяснять, что от мелкой моторики зависит, насколько хорошо будет развита не только речь и мышление ребенка, но даже его почерк. Красивый почерк бывает только у тех, чьи ручки способны ловко владеть мелкими деталями.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов :

1. Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики . Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки становятся все более сложными.

2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление , так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.

3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.

4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению и многим другим навыкам.

5. Конструктор для детей «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.

6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Все они помогают ребенку развить воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику, культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания.

Ребенок идет от простого, к сложному, создает новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов. Детский конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к созидательному труду.

Детские конструкторы позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.

Благодаря конструктору ребенок развивает предметную деятельность – производит действия с предметом согласно прямому назначению. При помощи взрослого у ребенка усваиваются названия различных фигур и предметов, которые остаются неизменными и не зависят от различных жизненных ситуаций. В тоже время ребенок может пробовать использовать эти предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментировать, таким образом, ребенок еще развивает и творческие способности. В этой игре он учится практически овладевать представлением о геометрических фигурах, формах, размерах, соотношении разных по размеру, но, например, одинаковых по форме фигур. Благодаря конструктору у ребенка развивается координация, а также мелкая моторика рук, которая способствует развитию речи. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.


Детские конструкторы – это игровые наборы, которые позволяют из отдельных деталей собирать всевозможные модели и делать различные постройки. Они бывают мягкие, твердые, гибкие, выполненные из разных материалов, с креплениями и без, для самых маленьких и даже для подростков… Чем же так важны и полезны для ребенка конструкторы?

Прежде всего, манипулируя с разноцветными «штучками», ребенок получает первые математические представления, развивает сенсорное восприятие: знакомится с геометрическими фигурами и их свойствами, цветом, размером. Любой детский конструктор развивает пространственное мышление. Также игры с конструкторами полезны для тренировки мелкой моторики.

Детский конструктор поможет научить малыша доводить начатое дело до конца. Но здесь, конечно, очень важно участие взрослых. А после игры приобщайте малыша к уборке игрушек. Пусть соберет все детали конструктора и сложит в коробку. Так постепенно будет прививаться аккуратность.

Как выбрать конструктор правильно

Правильно подобрать конструктор или строительный набор для ребенка – важная задача. Ориентируйтесь на рекомендации производителя и на особенности малыша.

Самым маленьким строителям лучше покупать мягкие конструкторы из специальных полимерных материалов. Конструкторы с мелкими деталями нельзя давать ребятишкам до 3 лет. А вот для строителей постарше такие наборы очень полезны: чем мельче детали, тем больше усилий придется прикладывать пальчикам!

Если вы хотите купить ребенку тематический конструктор (ферма, пиратский корабль, город и т.п.), учитывайте его интересы. Может, папе будет интересно возводить рыцарский замок, а вот его дочурке – нет. Девочка с большим удовольствием построила бы ферму и поиграла фигурками домашних животных. В общем, будьте внимательны.

Детские конструкторы: собираем башенки и домики

Конструктор для ребенка – не та игрушка, которую малыш сможет освоить самостоятельно. Задача взрослого – на первых порах помочь малышу, научить, как нужно скреплять детали или ставить строительные блоки один на другой, предложить интересные варианты построек и показать, что можно делать с ними дальше.

1,5-3 года

Простая башенка. Научите малыша строить высокие башенки из кубиков. Ставить кубики один на другой ему совсем непросто. А вот готовые башенки можно потом и разрушить. Или сбить мячиком. Пусть малыш таким образом выплескивает накопившиеся негативные эмоции. Для него это полезно!

Не упади! Можно строить башенки и по-другому. Ставьте кубики один на другой по очереди: кубик – вы, кубик – малыш. И так до тех пор, пока пирамидка не упадет. Такая игра почти наверняка приведет кроху в восторг.

Первый домик. Два кубика снизу, один сверху – вот и домик! А потом возведите вокруг домика забор. В таких крошечных домиках могут жить маленькие игрушечки (например, из шоколадных яиц). Или они станут гаражами для крошечных машинок.

Поезд. Выстройте кубики в линию один за другим. Получится поезд! Покажите малышу, как можно аккуратно подталкивать «поезд» сзади, чтобы он двигался. На кубики-вагончики можно посадить игрушечных пассажиров.

Играем в сказку. Можно строить не просто дом, а «Теремок». Пусть в нем поселятся и мышка, и лягушка, и остальные персонажи. А потом придет медведь и все разломает. И потом все звери вместе с малышом и мамой построят себе новый «Теремок» и заживут там еще лучше! Или можно «Пряничный домик» построить. Или «Заюшкину избушку».

4-5 лет

Подъемный кран. Смастерите его из детского ведерка и веревки. Привязываем веревку к ведерку, перебрасываем веревку через спинку стула – и пожалуйста, кран готов! Нагружаем в ведерко детали конструктора, тянем за веревку – и «груз» поднимается. Разгружаем ведерко (перекладываем строительный материал на стул), а затем опускаем его за новым грузом.

Делай, как я. Возведите на столе какую-нибудь несложную постройку, а малыш пусть повторит за вами точь-в-точь, используя детали тех же форм и цветов. Начните с простых фигур – башенки, дорожки, домик из 3–4 деталей. Когда ребенок поймет смысл игры, задания можно усложнять.

Есть ли у вас план? Если к детскому конструктору прилагаются схемы для сборки разных моделей, учите ребенка ими пользоваться. Возможно, читать схемы у малыша получится не сразу. Помогайте ему, подсказывайте. А позже пусть он попробует построить что-либо по своей задумке.

Исправь ошибку. Постройте по схеме какую-нибудь модель, умышленно допустив ошибку. Сможет ли малыш найти ее и исправить? А потом поменяйтесь местами: ребенок строит с ошибкой, а вы исправляете.

Игры с конструкторами: выше, больше, длиннее…

Игры с конструкторами и строительными наборами помогут малышу усвоить многие знания. Подобных заданий в процессе игры можно придумать много.

1,5-3 года

Учим цвета. Играя с разноцветными деталями, малыш легко начнет различать основные цвета. Задача мамы – лишь почаще называть юному строителю тот или иной цвет: «Давай сделаем крышу у домика красного цвета. Смотри, это синий кубик! А теперь ты взял желтый».

Высокий и низкий. Стройте вместе с малышом башенки разной высоты. На крыше каждой башенки «поселите» игрушки. При этом приговаривайте: «Вот высокая башенка, а вот низкая. Давай построим башенку выше этой! Какая башенка выше? Какая ниже? Кто живет в высокой башне? А кто в низкой?»

Что длиннее? Схожим образом можно осваивать понятия «короткий» и «длинный». Для этого будем выкладывать из кубиков дорожки разной длины. «Пусть машинка проедет по длинной дорожке. А теперь – по короткой!»

4-5 лет

Что за фигурка? Рассматривая кубики, конусы и другие фигурки, обращайте внимание малыша на их свойства. Как называется фигура, где у нее вершины, где грани, на что похожа и т.п.

Волшебный мешочек. Сложите в непрозрачный пакет или сумку несколько разных фигур из строительного набора (кубик, кирпичик, конус, цилиндр и т.д.). Пусть малыш берет по одной фигурке и на ощупь старается определить, что это.

Игры с конструкторами: долой рамки!

Кубики, кирпичики, другие детали конструкторов могут стать «участниками» не только строительных игр.

Считалочки. Детали конструкторов удобно использовать в качестве счетного материала. Например, можно детальки пересчитывать, а также решать с ними примеры на сложение и вычитание («было три, положили еще две, сколько стало?»), попросить малыша выложить столько же деталей, сколько уже лежит на столе и т.п.

Обводилочки. Кубики, цилиндры, кирпичики – чем не трафареты! Предложите ребенку сначала их обвести, потом заштриховать. Или превратить в веселых человечков, дорисовав глазки, носики, ручки, ножки. Такое задание развивает маленькие пальчики и готовит их к письму.

Конфетки. Мелкие детали могут играть роль кукольной еды: конфеток, печенья и т.п. Малыш может раскладывать их по тарелочкам и сервировать «чаепитие». А еще их интересно загружать в кузов грузовика и возить по комнате.

Занимаясь с малышом, не забывайте о самом важном: – это не только «развивалки» и «обучалки», а просто увлекательные игрушки, способные подарить всей семье много часов замечательных игр. Играйте с удовольствием!