Запах благовоний (ароматические полочки, значение). Действие благовоний на организм человека

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4901) раз

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья . В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.

Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...»

«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.

Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...»

В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье .

С молитвой на больные места

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...» ). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».

Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...»

Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.

Про аромапалочки (ароматические палочки-благовония) знают все, некоторые активно их используют у себя дома. А некоторые, бегут от них, как «черт от ладана» (про ладан и что это такое мы уже рассказывали, можете ознакомиться). И ведь, действительно, в Сети развернулись нешуточные страсти вокруг этого восточного продукта:

    одни утверждают, что такие благовония лечат;

    другие - что аромапалочки опасны, и вызывают рак;

    третьи жалуются на привыкание и последующую ломку при отказе.

Мы решили разобраться в этом вопросе, и выяснить, где грань между человеческой паранойей и истиной. Так ли уж вредны ароматические палочки для человека, или их, все-таки, можно использовать при окуривании помещения.

Что такое аромапалочки?

Вначале давайте разберемся, что такое апромапалочки и зачем они нам нужны, или не нужны. Как мы уже сказали выше - это такие «сухие» благовония, для большей эффективности их поджигают, чтобы создать приятную атмосферу в доме (и не только).

Очень часто такие палочки используют при проведении различных ритуалов и обрядов, преимущественно, восточных. Так как этот продукт пришел в Европу и Россию именно оттуда.

Аромапалочки - это обычно щепка бамбука, с нанесенной на нее ароматизированной основой из угля, или из масалы (это такой микс из измельченных трав и пыли).

  1. Если аромапалочка черного цвета, то в ее производстве применялся уголь, в процессе горения такой палочки, чувствуется только запах ароманаполнителя.
  2. Если цвет палочки бежевый или коричневый, то она на основе масалы, и ее запах может примешиваться к благоуханию основного ароматизатора.

В целом все их можно разделить на несколько видов:

    обыкновенные, со щепой внутри,

    бочонки и конусы,

    безосновные ароматические палочки,

    угольные,

Ароматические палочки мало правильно использовать, очень важно знать состав, ведь чем больше в таких благовониях канцерогенов, тем отрицательнее они влияют на здоровье человека.

Аромапалочки для дома


С давних времен люди окуривали свои помещения смесью из трав. Вспомните хотя бы ритуалы на Литу (древний кельтский праздник солнцестояния). Делалось это в ритуальных целях: защититься от зла и привлечь в дом достаток. Ныне же ароматические палочки применяют в совершенно разных случаях:

    в ритуальных целях, да, до сих пор есть подобная практика, только раньше помещения окуривали именно дымом от смеси определенных трав;

    для здоровья, вопрос спорный, ниже мы об этом поговорим;

    для создания определенный атмосферы в доме;

    для ароматизации комнат.

Виды различных аромапалочек

Подобные благовония, помимо своих разных типов, имеют разные страны происхождения, разную технологию производства, разных производителей, разные составы, и, в конце-концов, разные свойства. Мы рассмотрим самые популярные из них.

Ароматические палочки для дома из Индии

Индия, по одной из версий, является родиной фимиамов в виде палочек. И они там очень широко распространены, их зажигают (правильнее сказать воскуривают) во время многих празднеств непосредственно в храмах, других священных местах и иногда в домах. В России подобные благовония самые популярные и распространенные.

Делают такие благовония несложным способом: на основу из бамбуковой щепы наносят некий состав, который несколько дней пропитывают эфирными маслами, для ароматизации. Индийские аромапалочки имеют очень насыщенный запах и быстро заполняют им помещения.

Популярные ароматы:

    эвкалипт, считается что он отлично облегчает симптомы простуды;

  • пачули часто используют для возбуждения страсти.

Китайские

Китайские фимиамы обычно выпускают в виде тоненьких спиралей. Они не всегда имеют какую-либо основу, поэтому чаще всего продаются в виде бочонков, лодочек и корзиночек.

Популярные ароматы:

    цветочные;

    сандаловые.

Таиландские

Аромапалочки из Тайланда, почти такие же, как из Индии, но упакованы ярче. И, что самое интересное, по качеству уступают, а стоят дороже.

Тибетские Ароматические палочки

Считаются самыми экологически чистыми, ведь растения для их изготовления собирают в Гималайских горах в ручную, в определенные временные рамки. В состав таких палочек входят примерно сорок всевозможных элементов.

Создаются тибетские ароматизированные благовония из трав и минералов, путем прессования. Поэтому никакой основы внутри не имеют. В процессе горения могут менять свой аромат.

Непальские благовония

Ароматизированные палочки из Непала, по своему составу, такие же как и тибетские: прессованные безосновные. Отличительная особенность непальских благовоний в том, что они имеют очень сильный долгоиграющий аромат. Их можно зажечь на пару минут, а потом затушить и наслаждаться благоуханием:

  • кедра и прочих.

Аромапалочки из Японии


Считаются одним из самых качественных продуктов на этом рынке: японцы чтут высокое качество и натуральность. Кроме того, изготовление аромапалочек в этой стране - семейное предприятие. Из чего следует, что:

    большинство из них сделаны вручную;

    их рецепты уникальны, хранятся как семейная ценность и передаются по наследству;

    сырье собирают в определенных местах в определенное время.

Японские ароматизированные палочки, так же как непальские - безосновные, не имеют парфюмерных добавок, их аромат не искажается посторонними примесями.

Польза и вред аромапалочек

Ароматические палочки – самый популярный вид благовоний, которыми окуривают помещения. Такую известность и любовь они заслужили из-за простоты в применении и невысокой цены (купить ароматические палочки для дома можно рублей за 300). А в силе ароматов уже давно никто не сомневается. Вспомните про чудеса ароматерапии.

Поэтому, очень важно знать, как ими правильно «управлять», чтобы принести максимум пользы и минимум вреда.

Во первых, нужно разобраться с вредными и опасными сторонами воскуривания данных благовоний:

Систематическое использование аромапалочек может вызвать рак верхних дыхательных путей. Это доказали датские ученые, в частности работа Еппе Фриборга и его коллег.

С 1993 по 1998 годы ученые наблюдали за 60 000 любителями поджигать в помещениях аромапалочки, и выяснили:

Чем больше пациент в своей жизни пользовался ароматическими палочками, тем больше был риск развития у него рака верхних дыхательных путей. Статистическая значимость результата – 99,6%. Например, частота появления сквамозных карцином у тех, кто любит жечь благовония, почти вдвое больше.

Во всех остальных случаях, например, возникновения рака горла, легких и ротовой полости, разница не сильно велика. Но в общем и целом, она не в пользу любителей жечь благовония.

Поэтому важно обезопасить себя от негативного воздействия аромапалочек:

  1. не надо жечь их слишком часто и много, особенно в небольших помещениях с плохой вентиляцией;
  2. следует покупать только натуральный продукт, если при горении палочки, вы почувствовали запах синтетики - то это плохой признак.

Польза воскуривания аромапалочек

Для начала отметим, что никаких болезней они НЕ лечат . Лечит только современная медицина и некоторые народные способы, но в связке с советами врачей. Так что если вы хотите купить аромапалочки только для этого - зря.

    Зато они расслабляют, поднимают настроение, создают уют.

    Некоторые ароматы являются афродизиаками.

    А если вы интересуетесь эзотерикой, то определенные запахи помогут мобилизовать ваши внутренние силы и уберечь от зла.

Вообще, тема силы ароматов очень и очень велика. Для нее будет отдельная статья.

Как пользоваться аромапалочками дома?

  1. Ароматизированную палочку необходимо установить на специальную подставку под благовония.
  2. Затем зажечь палочку, надо чтобы обязательно она загорелась (должен загореться небольшой огонек).
  3. Потом просто задуйте пламя, а палочку оставьте тлеть.
  4. Для того, чтобы палочку совсем загасить, ее нужно сунуть тлеющим концом в песок.
Важно! За тлеющими аромапалочками должен быть присмотр, и ставьте их подальше от других предметов. Чтобы ничего не загорелось.

Купить аромапалочки

Очень сложный вопрос, какие аромапалочки выбрать. Ведь важно чтобы они были и натуральными, и недорогими, и не вредными. Кажется, что все это невозможно совместить, но мы попробуем разобраться. Итак.

    Самые распространенные - угольные индийские палочки фирмы НЕМ. У них огромный выбор всевозможных ароматов. Но, как мы выяснили, они на угольной основе, и хоть имеют яркий насыщенный запах, не являются безопасными. Нет, покупать их можно (у них есть натуральная серия Флоранс), и есть продукты, не на угле, а на бамбуковой крошке (имеют темно-коричневый цвет).

    Satya (Сатья) - аромапалочки премиум класса. Они не считаются самыми лучшими, НЕМ в этом плане более знаменит. Однако, если на упаковке будет пометка «Благовония масала», то это означает, что класс продукта достаточно высок.

    Sital - имеет легкие ароматы.

    Тибетские благовония Ом.

    Сориг - тибетская фирма производитель.

    YAK - очень известный производитель тибетских благовоний.

    Шамбала (Тибет)

    Shoyeido - один из лучших производителей японских аромапалочек.

И многие другие. Производителей много, и лучше всего смотреть именно по странам: Тибет, Непал, Япония, ну, или Индия, если хочется классики.

Мы вам предложим несколько вариантов, где вы сможете купить аромапалочки для дома. Магазин проверенный (AliExpress), автор данной статьи делала в нем покупки.

Кстати, к ароматизированным палочкам можете еще и классную подставку там купить. Благо, выбор широкий (просто выйдете в основную категорию).

P. S. Обращайте внимания на ароматы и их выбор. То, что нравится одним, не всегда подходит другим.

Восток славится своими экзотическими ароматами. Особенно популярно на Востоке воскурение благовоний. История фимиамов восходит еще к первым опытам человека с огнем. Как только древние люди научились добывать огонь, они заметили, что некоторые сорта дерева источают при горении более приятный аромат, чем другие, и оказывают различное действие на психику и здоровье. Позже возникла традиция специально добавлять в огонь ароматические растения и таким способом ублажать богов. В те далекие времена связь между воскурением благовоний, религией, колдовством и медициной была практически нерасторжимой. Запахи тлеющих благовоний использовались не только для ароматизации воздуха, их дым мог навевать радостное настроение, вызывать любовное вожделение, охранять от дурного глаза и снимать порчу, лечить головные боли и даже облегчать родовые схватки, придавать благоухание одежде и волосам и оказывать другое воздействие.
В древние времена главным поставщиком благовоний была Южная Аравия. По знаменитому торговому караванному «пути благовоний» мирра, ладан и другие ароматические смолы, а также лучшее розовое масло, некоторые пряности и засушенные цветы доставлялись в Египет, Переднюю Азию, Грецию, Рим и Индию. В большом почете благовония были в Египте, Древней Месопотамии, Вавилоне, Ассирии и других царствах. Например, ассирийский царь Сарданапал, когда его свергли с престола, избрал себе в качестве казни смерть на костре из сандалового дерева, где и задохнулся вместе со своими женами в облаке ароматного дыма. Ассирийцы и Вавилоняне воскуряли благовония и для того, чтобы избавиться от грехов. Именно с помощью благовоний люди впервые научились бороться с инфекционными болезнями. Ведь практически все смолы обладают сильным противомикробным действием. Так, например, в Древнем Египте была побеждена так называемая «храмовая болезнь». После многолюдных церемоний и богослужений люди легко заболевали инфекционными болезнями, нередко смертельными. Это вселяло страх перед храмами и угрожало процветанию религии. Но жрецы заметили, что при воскурении в храмах благовоний боги приходят в милостивое расположение духа и перестают насылать на людей болезни. Так был открыт один из способов дезинфекции помещений, а практика воскурения благовоний в храмах глубоко укоренилась. О повсеместном применении благовоний свидетельствует и Библия: «и обонял Господь приятное благоухание… (книга Бытия). А среди множества заповедей, данных Моисею, были и правила сооружения алтаря для ароматических воскурений во славу Господа, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений. Свое место благовония нашли и в Исламе. Пророк Мухаммед говорил, что «из всех вещей в мире больше всего радуют сердце дети, женщины и благовония». В некоторых хадисах рай описывается как восхитительное место, земля в котором пропитана мускусом. В Древнем Китае мускус тоже ценился очень высоко. И не только за аромат - его считали способным исцелить почти все болезни, известные в мире. Храмы Индии с древнейших времён строились из сандалового дерева, а внутри храма постоянно горели курительные палочки. Возможно поэтому индийское слово «храм» на санскрите означает «дом фимиама». Благовония использовались и в погребальных обрядах: если умерший был богат, то в погребальный костёр бросали не обычную древесину, а древесину благовонных сортов - сандал, можжевельник и другие. В Древнем Китае единым словом «аромат» обозначали как благовония, так и душистые мази, масла и вытяжки из трав. Китайцы наполняли приятными запахами не только дома и храмы и умащивали благовониями тела, они также ароматизировали одежду, чернила, бумагу, косметику, воду для ванн, а основы их традиционных вееров были сделаны из благоухающего сандалового дерева. Но в настоящее искусство возвели сжигание благовоний японцы, хотя до Японии этот ритуал дошел довольно поздно по сравнению с другими странами - только примерно к 500 году н.э. Особые школы обучали (и обучают до сих пор) Kodo - искусству парфюмерии и фимиамов. Ученики этих школ учатся изготавливать и правильно воскурять благовония. В программу обучения входят и специальные ритуальные танцы, исполняемые перед воскурением. Знаменитые японские гейши вычисляли для гостя стоимость проведенного с ними вечера по количеству сожженных благовонных палочек.
Виды и состав благовоний: Благовония могут быть различными по своей форме: в виде смесей, брикетов, палочек, конусов, масел. По способу воскурения благовония делятся на два вида:
1. Негорючие благовония. Это благовония в виде рассыпчатых смесей, небольших брикетов или шариков. Такие благовония воскуряют в курильницах, где помещают их на раскаленный уголь. Именно так воскуряли фимиам в течение многих тысячелетий. Это выглядит очень эффектно, кроме того, такие благовония сделать легче всего. Особенно популярен такой вид благовоний в арабских странах.
2. Горючие благовония. В таких благовониях (обычно в виде конусов или палочек) мелко измельченные ароматические ингредиенты смешаны с горючим материалом. Технология изготовления таких благовоний несколько сложнее, зато для их воскурения не требуется никаких дополнительных приспособлений. Конус или палочку сначала поджигают, дают немного разгореться, а затем задувают огонь, оставляя благовоние тлеть. Этот вид благовоний традиционно используется в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии. В состав благовоний обычно входят смолы, древесина ароматных пород, некоторые виды специй, трав, цветов и корней и иногда эфирные масла. Тут необходимо заметить, что запах большинства благовоний при сжигании разительно отличается от их запаха при обычных условиях. Кроме того, как и в случае с духами, в аромате благовоний можно выделить три основные «ноты». Первую ноту - летучую - вы ощутите сразу, как только подожжете благовония. Иногда она может даже показаться неприятной. Но этот запах очень скоро сменяется центральной нотой, которая и является «сердцем» аромата благовоний. Это неповторимое сочетание душистых веществ можно вдыхать на протяжении нескольких часов. А полноту ощущений, завершающий мазок «картине» придает конечная нота, которую обычно образуют вещества, фиксирующие запах. Конечная нота благовоний хорошего качества может чувствоваться очень долго - иногда даже несколько дней.
источник /subscribe.ru
Автор: Марина Аль-Рабаки

Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?

В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов. Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.

Ладан и смирна

И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально они представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.

В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.

Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.

Босвеллия - ладанное дерево

Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.

Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.

В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д. В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.

В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.

Елена Вишковская