Картье знак. История бренда Cartier (Картье). Золотые часы от Cartier

История бренда “Cartier” – это счастливая история успеха ювелира-художника, талант которого сделал его «ювелиром королей». Луи Франсуа Картье начинал как помощник, ученик в ювелирной лавке, но со временем создал семейное дело, которое живо до сих пор.

Родился в 1819 году. Его отец владел мастерской, которая выпускала рожки для пороха. Мать будущего ювелира королевских особ видела в мальчике продолжателя отцовского дела. Но самого Луи Франсуа очень рано потянуло к искусству, особенно - изобразительному. Поэтому отец отдал мальчика «в науку» к Адольфу Пикару, ювелиру из Парижа. Мать Луи Франсуа была очень недовольна этим. Она считала, что порох более надежен, чем золото: спрос на порох не падает никогда, а золото - только для королей. Да и им его не нужно много. Она даже не представляла себе, что ее сын будет поставлять украшения и королям, и особам королевского двора…

Его Величество Случай

Адольф Пикар научил Луи Франсуа всему, что знал сам. Мальчик был трудолюбивым и обладал даром настоящего художника. В 1847 году 26-летний Картье купил мастерскую Пикара и начал работать по заказам. Спустя шесть лет в Париже появилась еще одна мастерская, открытая Картье.

Предприятие недолго ждало своего успеха. Через две недели после открытия в лавку вошла дама, внешний вид которой говорил о том, что голубые крови ей не чужды… Это была подруга принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта, - графиня Ньеверкерк, но Картье об этом, конечно, не знал. Графиня купила у ювелира три брошки. С этих брошей и начался звездный путь ювелира.

Графиня была покорена открытым ею мастером. И, как все женщины, поделилась находкой с подругами. А подругами были вышеупомянутая принцесса Матильда (по мужу - княгиня Демидова) и императрица Евгения, супруга Наполеона III. Женщины были в восторге от нового ювелира - за три года они купили у него около 150 украшений. Эта сиятельная троица рекламировала Картье всем своим знакомым. Так клиентами ювелира стали многие придворные…

Спрос на украшения в те времена был большим: Наполеон III хотел возродить великолепие королевского двора после войн и волнений, поэтому часто устраивал балы и приемы. Естественно, выглядеть на таких мероприятиях нужно было соответственно. Картье покровительствовала сама принцесса Матильда, а императрица Евгения даже заказала у него серебряный сервиз.

Картье не ограничивался только украшениями: он изготавливал флаконы для духов, сумочки, пряжки. Падкие на все красивое французы наперебой делали заказы, а все европейские королевские семьи имели счет в его магазине.

Наследная корона

“Cartier” - это бренд династии ювелиров. Луи Франсуа передал свои знания и предприятие сыну Альфреду, который возглавил его в 1874 году - в непростое время, когда провозгласили Третью Республику и на смену аристократии пришла буржуазия. Конечно, новый класс только строил свое благосостояние. Многие фирмы разорялись, и Альфред изо всех сил старался сохранить семейное дело. Он сделал ставку на сохранение стиля и традиций марки: по-прежнему тщательно исполнял заказы, искал новых клиентов, вовремя оплачивал счета. Альфред показывал клиентам свою стабильность и успешность. И это сработало! В 1989 году Картье открыл свой новый салон на улице Ла Пэ - там, где располагались самые роскошные магазины Парижа.

У Альфреда, в свою очередь, было три сына, три наследника семейного дела - Луи Жозеф, Пьер Камилл и Жак Теодуль. Собственно, именно третье поколение Картье сделало бренд своей семьи мировым.

Пьер взял на себя обязанности расширять контакты с Россией и США. В России Пьер конкурирует с Петером Карлом Фаберже. Магазин “Cartier” в России так и не открылся, но заказ от Николая II получить удалось. Более того, Картье стали официальными поставщиками украшений российского двора.

Пьер смог войти и в высшие светские круги Америки: он привлек к бренду внимание крупных финансистов и промышленников США (среди них были Рокфеллеры, Форды, Вандербильты и Гоулдсы), женился на Эльзе Рамзей, которая была дочерью крупного магната, чем еще больше укрепил свои позиции в Америке.

Жак также отправился за пределы милой сердцу Франции - его целью стали страны Персидского залива. Вернее, не сами страны, а их жемчужины. А в Индии Жак смог убедить многих богатых людей в том, что платиновая оправа для камней, изготовленная по эскизам его брата, - самая лучшая оправа.

Пьер и Жак работали на продвижение бренда. Они были предпринимателями - недаром историк Ханс Надельхоффер писал о Пьере: «Это был человек большого прагматического ума, рожденный для того, чтобы стать бизнесменом». Но главную роль в успехе все-таки сыграл Луи Жозеф - именно он изготавливал чудные украшения, которые пользовались успехом, и сделал все, что стало залогом успеха бренда “Cartier”.

Король ювелиров Луи Картье… второй

Луи Жозеф стал компаньоном отца еще в 23-летнем возрасте. Именно он сделал изделия шикарными, наделил их магией и аурой. Луи Картье смог противостоять модерну (которого очень не любил) и изготавливал украшения в стиле роскошного XVIII века, которые пленяли покупателей. Он возродил стиль времен Людовика ХVI - стиль "Guirlande", позволяющий скрыть крепления между камнями. Такие украшения пользовались огромным спросом. Луи Жозеф заочно учился искусству эмали у самого Фаберже, изучая его работы. Его самая знаменитая работа - кольцо «Тринити», состоящее из трех колец белого, желтого и красного золота.

Когда-то Луи Франсуа впервые использовал платину в качестве рабочего материала. Он же предложил броши в виде животных - до него анималистический стиль в украшениях считался моветоном. Его внук Луи Жозеф сделал не меньше - он предложил первые наручные часы для мужчин (до этого наручные часы воспринимались только как женский аксессуар).

Альберто Сантос-Дюмон, авиатор-любитель из аристократического семейства, обратился к ювелиру с просьбой: не мог бы он придумать такие часы, на которые можно было бы смотреть во время полета? А то, знаете ли, очень неудобно одновременно держать штурвал и искать часы в кармане… Картье придумал модель "Santos". Общественность ахнула и принялась скупать мужские наручные часы. Видя всеобщий восторг, "Cartier" начинает сотрудничество со швейцарскими часовыми компаниями и работает над дизайном: в 1915 году появились часы с квадратным корпусом.

"Cartier" стал самым знаменитым ювелирным брендом. Братья поставляли украшения ко двору Франции, Португалии, России, Италии, Румынии, Египта, Греции… Английский король Эдуард VII назвал Картье «ювелиром королей, королем ювелиров». Титул прижился: по сей день выставки «Коллекции Картье» проходят именно под таким названием.

Королям нужны советники

Уникальность украшений, созданных руками Луи Франсуа (он никогда не повторялся), роскошность стиля Луи Жозефа, новшества, введенные в ювелирную моду тремя поколениями Картье - все это сыграло на пользу бренда. Но, конечно, без грамотного управления выход компании на мировой уровень был бы невозможен. И здесь сыграли свою роль Жак и Пьер.

Пьер, живший в Америке, в 1909 году решил открыть в Нью-Йорке магазин “Cartier”. Так на Пятой авеню благополучные американцы смогли приобрести фирменные украшения. Вообще-то, Картье как бренд уже были известны в Америке еще с 1870-ых годов, поэтому магазин встретили с распростертыми объятиями. Жак встал во главе лондонского представительства “Cartier”.

Торговая марка “Cartier” зарегистрировалась только в следующем, 1910 году. Тогда же на свет появился логотип компании, представляющий собой такой желанный для многих вензель из двух “С”…

Париж, Лондон, Нью-Йорк - эти три города стали тремя «посольствами» бренда. Братья хорошо понимали, что каждый город и страна имеют свои особенности и потребности. Поэтому на изделиях из каждого города красовался не общий логотип “Cartier”, а свой собственный: “Cartier Paris”, “Cartier London” и, соответственно, “Cartier New York”. Конечно, украшения для каждого из городов отвечали художественным вкусам страны. Как Картье удалось этого добиться? Очень просто. В каждом из городов у Картье был свой «Иван Сусанин», который вел их не в болото, а на вершину. Это были персонажи из светского общества, которые стали советниками ювелиров, просвещавшие их относительно предпочтений местной элиты: Жанна Туссен в Париже (светская дама, подруга Коко Шанель), Бони де Кастельян в Лондоне (английский денди французского происхождения) и Жюль Глензер в Нью-Йорке. Жюль имел большой круг знакомых среди банкиров, магнатов, звезд Голливуда и политиков. Благодаря его связям, бренд “Cartier New York” быстро завоевал популярность среди элиты американского общества.

После смерти Луи Картье (он скончался в 1942 году), “Cartier” возглавил Пьер. Однако уже в конце 40-ых годов передал правление в руки сына Луи Клода, а сам возглавил уже привычный и родной ему “Cartier Paris”.

Пьер прожил дольше своих братьев: он умер в 1965 году. Вместе с его смертью в Дом “Cartier” пришел раскол: Дом распродали по частям. Три кита - “Cartier Paris”, “Cartier London” и “Cartier New York” - теперь плавали в разных морях. К счастью, их разделили ненадолго. Уже в 1972 году “Cartier” снова стал единым.

Сегодня “Cartier” - это 14 компаний, которые занимаются производством аксессуаров, часов и, конечно, украшений, перед которыми трудно устоять. Фирма уважительно относится к своей истории и ее сохранению, поэтому выкупает свои собственные изделия, которые относятся к разным этапам развития бренда. А история у “Cartier” по-настоящему шикарная и красивая…

Всемирно известному бренду роскоши и респектабельности недавно исполнилось 150 лет. Шикарные изделия под брендом Cartier не просто примеры высочайшего качества - это лучшие образцы искусства ведущей компании мировой моды, задающие направления развития ювелирного дела.

Историю основания бренда "Cartier" можно смело назвать счастливой историей успеха талантливого ювелира-художника, который благодаря своему упорству, трудолюбию и огромному таланту смог заработать звание "ювелира королей".

Свой творческий путь Луи Франсуа Картье начал со скромной должности помощника, ученика в лавке обычного ювелира. С годами ему удалось создать прибыльное семейное дело, которое до сих пор не изжило себя.

Родился великий Луи Франсуа Картье в 1819 году во Франции. Его семья не была зажиточной. Отец занимался производством рожков для пороха, и мама мальчика была уверена, что он пойдет по стопам отца. Однако еще в раннем возрасте Луи проявлял склонность к искусству, в частности, к изобразительному.

Родители рассмотрели эту склонность, и решили не препятствовать в этом, а только развивать такой талант. Потому Луи Франсуа отправился в Париж, чтобы учиться у Адольфа Пикара. Стоит отметить, что в большей степени это было решение отца, потому мама будущего ювелира была крайне недовольна этим.

По ее устойчивому убеждению, порох был намного надежнее, чем золото, потому что спрос на него не падает даже в самые сложные времена, а вот золото нужно только богатым людям и королям. Пороха, к тому же, требовалось гораздо больше, чем золота. Могла ли она тогда представить, что пройдет несколько лет, и ее сын будет поставщиком украшений для королей и особ королевского двора.

Интересно то, что в жизни и судьбе Луи Франсуа Картье огромная роль всегда принадлежала его величеству Случаю. Мальчик был трудолюбивым, но помимо этого у него был дар настоящего художника и особое видение мира. Это с удовольствием отмечал и его учитель Адольф Пикар, который научил этого мальчишку всему. Когда Картье было 26 лет, он купил ювелирную мастерскую Пикара, и стал постепенно принимать все больше и больше заказов на производство оригинальных ювелирных изделий.

Через шесть лет в Париже Картье открыл вторую мастерскую, которая тоже работала с заказчиками. Конечно, это предприятие ждало своего успеха недолго. Спустя две недели после открытия второго салона Картье, в лавку вошла миловидная особа явно голубых кровей.

Как стало известно позже, это была лучшая подруга принцессы Матильды – племянницы Наполеона Бонапарта. Естественно, тогда Картье и не подозревал этого, а графиня тем временем приобрела три брошки. Считается, что именно с этих брошек и начался звездный путь величайшего ювелира.

Рассмотрев броши повнимательнее, графиня осталась покорена мастером. Свои непревзойденные покупки она показала принцессе Матильде и императрице Евгении, супруги Наполеона Третьего. Конечно, все женщины, которые были истинными ценителями ювелирного искусства, по достоинству оценили изумительные украшения. За три года королевские особы приобрели у Луи Картье более 150 украшений. Картье получил известность у всех высокопоставленных особ.

По счастливому стечению обстоятельств в те времена спрос на ювелирные украшения был велик. Наполеон Третий планировал в скором времени возродить все великолепие королевского двора, которые было растрачено с годами. Дворец, где часто проводились приемы и разные торжественные события, должен был снова стать изумительным, красивым и неповторимым. Коронованные особы должны были выглядеть соответственно на таких раутах. Покровительницей Картье стала сама принцесса Матильда. Такая протекция оказалась невероятно полезной для Картье.

Стоит отметить, что работа Луи Франсуа Картье занимался не только созданием ювелирных украшений из золота и серебра. Помимо этого, он изготавливал флакончики для духов и туалетной воды, пряжки и разные сумочки. Французы, которые всегда были падкими на все красивое и даже вычурное, делали заказы наперебой. Абсолютное большинство королевских семей Европы имели собственные счета в магазинах Картье.

В настоящее время “Cartier” представляет собой невероятно популярный бренд ювелирной династии. Знания в области ювелирного искусства Луи Франсуа передал своему сына Альфреду. На его плечи пришлось управление семейным бизнесом в непростые времена, когда аристократию сменила буржуазия. В то время, как многие компании разорялись, Альфред прилагал массу усилий для того, чтобы сохранить семейное дело в безубыточном состоянии.

Он пытался сохранить стиль и давние традиции этой торговой марки . Во главе работы этого мастера по-прежнему оставалась стабильность в исполнении заказов, успешность, индивидуальный подход и внимание к каждому клиенту. Альфреду было непросто, но он своевременно исполнял заказы, искал новых клиентов и никогда не пропускал сроков оплаты счетов. Такая стратегия оказалась очень успешной, и в 1989 году Картье открыл новый салон. Он находился на улице Ла Пэ, где в то время были самые роскошные магазины Парижа.

Наследниками семейной династии стали три сына Альфреда - Луи Жозеф, Пьер Камилл и Жак Теодуль. Невозможно приуменьшить роль этих предпринимателей в истории развития семейного бизнеса, потому что именно они сделали имя бренда всемирно известным. Пьер продвигал бренд в России и Соединенных Штатах Америки, а Жак развивал бизнес в странах Персидского залива. В то время, как младшие братья работали над расширением географии продаж, старший Луи Жозеф изготавливал прекрасные украшения. Они пользовались успехов, были уникальные и стали залогом невероятнй популярности бренда “Cartier”.

Особое внимание стоит уделить творчеству Луи Жозефа Картье, которые, как и его дед, получит титул ювелира королей. Его называли Луи Картье Вторым. В возрасте 23 лет Луи Жозеф стал компаньоном, и приступил к созданию прекрасных ювелирных украшений. В каждом их них он вкладывал душу, наделяя изделия магией и волшебной аурой. Самой знаменитой работой этого мастера стало кольцо Тринити, которое состояло из трех колец красного, желтого и белого золота. Кстати, он впервые стал использовать платину в качестве материала для создания ювелирных украшений.

Модный бренд Картье известен на весь мир. Его изделия пользуются спросом среди политиков, бизнесменов, президентов и шейхов. И это далеко не весь перечень основных клиентов ювелирной марки. Как ей удалось достичь такого успеха? Кто создал целое семейное предприятие по производству часов и уникальных аксессуаров? Читайте далее и вы узнаете, какие секреты успеха скрывает в себе история Cartier.

Основание Cartier и первые заказчики

Ювелирный бренд Cartier существует вот уже 171 год подряд и за все это время его репутация как одной из самых элитных марок ни разу не подверглась сомнению. А все благодаря тому, что с самого момента его основания, было задано правильное направление для развития. Определил его талантливый ювелир по имени Луи-Франсуа Картье.

Легендарный изготовитель уникальных украшений родился в 1819 году в семье простого мастера, занимавшегося выпуском рожков для пороха. С самого детства отец заметил у сына склонность к рисованию и творчеству, а поэтому решил отдать его в ученики к Адольфу Пикару – знаменитому на тот момент парижскому ювелиру. Любопытно, что мама мальчика была против этого решения, аргументировав свою позицию тем, что порох – более перспективное дело, из-за того, что он нужен всем и всегда, тогда как дорогие ювелирные изделия пользуются спросом только среди богачей и в небольших количествах. Но, как показала судьба, отец был сто раз прав, когда отправил своего сына изучать мастерство огранки дорогих камней.

Недолго пробыв в подмастерьях, юный Луи-Франсуа собрал деньги и в 1847 году выкупил мастерскую у своего учителя. Это и стало моментом основания его собственной фирмы. Он начал принимать частные заказы и через некоторое время после открытия уже имел постоянных клиентов.

Одним из главных секретов его успеха стало создание аксессуаров совершенно необычных форм как для того времени. Его браслеты, серьги и ожерелья напоминали собой разнообразных бабочек, жуков, змей, черепах и многих других животных. Помимо этого он стал первым ювелиром в мире, который начал использовать платину для создания дорогих украшений. Во время своих многочисленных экспериментов с материалами и камнями, он однажды понял, что она обладает куда большей прочностью, чем золото и серебро, а потому может выдержать на себе вес огромного количества бриллиантов и алмазов.

Дела шли хорошо, поэтому в 1853 году он сумел открыть собственную лавку на одной из модных улиц Парижа — Нев де-Пети-Шан, расположенной рядом с Пале-Роялем и Биржей. Надо сказать, он был действительно удачливым человеком! Ведь спустя 2 недели после открытия, в его магазин пожаловала графиня Ньеверкерк. Она долго присматривалась к украшениям и в результате купила себе целых три броши. Необычные аксессуары понравились ей настолько, что она поспешила показать их своим двум лучшим подругам: принцессе Матильде, племяннице Наполеона Бонапарта и его супруге императрице Евгении. Втроем они принесли немалый доход счастливому ювелиру, приобретя у него за несколько лет регулярных посещений около 150 различных украшений.

Развитие семейного бизнеса

Благодаря таланту Луи-Франсуа Картье его компания развивалась очень быстрыми темпами. Не последнюю роль в этом сыграло его решение, превратить ее в семейный бизнес. Как только его дети выросли, он обучил их своему ремеслу и передал бразды правления своему сыну Альфреду, а тот в свою очередь взял на работу своих детей — Жака, Луи и Пьера.

Именно под их руководством она стала развиваться на международном уровне, привлекая к себе все большее и большее число клиентов. В 1899 году они открыли свой фирменный бутик на улице де ла Пэ, где нередко прогуливались туристы и знаменитые особы со всего мира. Это дало возможность познакомить со своими изделиями не только французов, но и всех заезжих в столицу иностранцев.

В 1904 году братья Картье отправились в Россию, где увидели много интересных для себя мотивов для создания новой коллекции украшений. Вернувшись домой, они изготовили целый ряд красивых брошей, гребней и ожерелий, которые тут же привлекли к себе внимание русской аристократии и царской семьи. Таким образом, уже в 1907 году Николай II сделал несколько официальных заказов у Cartier. Среди прочих монарших особ частыми клиентами бренда также были король Эдуард VII, принц Уэльский и несколько правителей Индии.

Знаменитый логотип, представляющий собой два переплетающихся между собой вензеля в виде буквы С появился на свет в 1910 году. Этот годом также стал годом официальной регистрации торговой марки Cartier и началом выпуска легендарных наручных часов.

Одной из самых знаменитых моделей дома стали часы прямоугольной формы, названные «Tank», которые были выпущены в 1917 году. Любопытно, что они выпускаются практически в неизменном виде даже сейчас.

После окончания Второй мировой войны в 1945 году президентом фирмы «Cartier International», стал Пьер Картье. Вместе с тем, основной клиент компании несколько изменился, как и его потребности. Теперь главными покупателями драгоценностей были бизнесмены и звезды Голливуда, которые в первую очередь ценили красивые и практичные вещи. В связи с этим ассортимент марки значительно расширился: отныне в ее магазинах появились авторучки, зажигалки и прочие элегантные аксессуары.

В середине 70-х годов XX столетия перечень выпускаемой продукции пополнился ремнями, сумками и платками, в 1981 году руководство теперь уже полномасштабного концерна «Cartier World» решилось вступить и на парфюмерный рынок. Одними из первых знаковых ароматов становятся духи «Must», «Pantere» и «So Pretty».

В 1993 году Cartier вошел в концерн Richemond, но по-прежнему сохранил в изделиях свой уникальный стиль и элитную дороговизну.

Panthere De Cartier –легендарный символ дома

Одной из самых узнаваемых линий бренда на сегодняшний день является линия украшений Panthere De Cartier. Впервые символ пантеры был использован в 1914 году на наручных часах – тогда их украсили камнями, имитирующими окрас этого дикого животного. Но всемирную славу и узнаваемость данной линии принесла Жанна Туссен, которая работала помощницей Луи Картье. Ее коллеги по работе в шутку называли ее «Пантерой», а она в свою очередь работала над тем, чтобы сделать украшения бренда более женственными и грациозными.

Благодаря ее стараниям, марка начала выпускать еще более привлекательные и желанные женские аксессуары, которые стали безапелляционным признаком статуса и влиятельности. В одной из своих прошлых статей мы уже рассказывали о том, какие именно изделия входят в линию украшений Panthere De Cartier. Впрочем, последняя постоянно обновляется и включает в себя все больше разных наименований.

Так, в ноябре этого года бренд порадовал своих поклонников выпуском оригинальных кафф и накладки на карман в виде все той же прославленной пантеры.

Как видно теперь, не только женщины, но и мужчины смогут с гордостью сказать, что в их коллекции аксессуаров имеется легендарное украшение с той самой пантерой.

12 сентября 2009, 13:09

Грандиозная история одного из лучших ювелирных домов всех времен началась с небольшой частной мастерской в Париже. Луи-Франсуа Картье купил ее у своего учителя Адольфа Пикарда в 1847 году, чтобы работать над заказами частных клиентов. Эпоха правления Наполеона III, который старался после эпохи войн и волнений вернуть Парижу былое величие. Балы, приемы и праздники делают светскую и придворную жизнь яркой и разнообразной, и это способствует расширению ювелирного бизнеса. Картье процветает благодаря покровительству принцессы Матильды, двоюродной сестры императора и племянницы Наполеона I. Благоволит ювелиру и блистательная императрица Евгения, которая зазывает у него серебряный сервиз.
Бутик Cartier в Париже на Rue de la Paix, 13 Желая сделать свой бизнес семейным, Луи-Франсуа Картье обучает профессии своего сына Альфреда, который в свое время передает ювелирное дело трем своим сыновьям - Луи-Жозефу, Пьер-Камиллу, и Жак-Теодулю. Братья выводят бизнес на поистине интернациональный уровень. Пьер-Камиль едет в Россию, чтобы составить конкуренцию Питеру Карлу Фаберже, также он развивает более тесные отношения с клиентами из мира финансов и промышленности Соединенных Штатов, включая Рокфеллеров, Вандербильтов, Гоулдсов и Фордов.
Альфред Картье с сыновьями
Пьер Картье во время путешествия в Россию Жак едет из Лондона в страны Персидского залива на поиски прекраснейших жемчужин. Он также совершает поездку по Индии и убеждает многих махараджей заменить оправы своих разноцветных драгоценных камней на платиновые, изготовленные в студиях Лондона и Парижа по эскизам Картье. В Париже Луи формирует клиентуру из числа русских аристократов и организует множество визитов и выставок в Санкт-Петербурге. Благодаря использованию платины он возродил и довел до совершенства стиль «Guirlande», популярный в эпоху Людовика XVI. Для возрождения этой революционной технологии потребовалось около 50 лет исследований и экспериментов. Элизабет, королева Бельгии, в украшениях Cartier, 1910 год Супруга султана Ага-Мухаммеда-хан III,1935 год Барбара Хаттон в тиаре Cartier, 1947 год Таким образов представители третьего поколения династии Картье становятся самыми знаменитыми ювелирами во всем мире . Принц Уэльский, позже ставший королем Эдуардом VII, называет Cartier «ювелиром королей, королем ювелиров» . И это не преувеличение, ведь в это время Картье поступают заказы от представителей монархических дворов Великобритании, Франции, Испании, Португалии, России, Таиланда, Греции, Сербии, Бельгии, Италии, Румынии, Египта и Албании. Эта фраза стала своеобразным негласным девизом ювелирного дома. Так теперь называются все крупные выставки «Коллекции Картье».
Платиновая диадема, 1905 год Брошь”Узел” из платины, золота, алмазов 1906
Кольцо Химера, 1928 год
Брошь в стиле ар-деко, 1909 год В Пекине открылась грандиозная выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings». Выставка будет проходить в Императорском дворце Запретного города Пекина с 5 сентября по 22 ноября . На нынешний день «Коллекцию Картье» составляют более 1350 предметов. На выставке в Пекине будет представлено 350 из предметов, и, тем не менее, эта экспозиция станет самой большой за всю историю Cartier. Среди экспонатов - ювелирные украшения, декорированные шкатулки и портсигары, письменные принадлежности, дамские нессесеры, а также знаменитые настольные «часы с секретом», стрелки которых вращаются в хрустале без всякой видимой связи. Выкупленные Картье у частных лиц и на аукционах, эти вещи в свое время принадлежали известным личностям и общественным деятелям, и каждая из них имеет свою историю. Поэтому «Коллекция Картье» дает представление не только об отдельном человеке, но и о стиле жизни в различное время вплоть до наших дней.

Экспозиция с 350 предметами, созданными в период с 1850 по 1970 год, Cartier продолжает свое путешествие по мегаполисам планеты. Это самое главное в мире драгоценное турне стартовало еще в 1989 году, когда музейное собрание Cartier (а его начал комплектовать в 1973-м тогдашний президент Cartier Paris Роберт Хок) уже достаточно разрослось, чтобы быть наконец представленным широкой публике. В 1989-м выставка Cartier состоялась в парижском Petit Palais, а затем отправилась в Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Лозанну (1996), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997), Мехико (1999), Чикаго (1999), Берлин (2002), Милан (2003), Шанхай (2004), Киото (2004), Сингапур (2006), Москву (2007), Сеул и Токио (обе - в 2009).
Директор по культурному наследию Cartier Пьер Райнеро перед началом выставки особо отметил интерес Картье к искусству Китая: «Материалы, дизайн, символика, сказки и божества, рожденные в Китае, завораживали Картье. Он использовал их не столько для того, чтобы повторить столь популярную французскую версию китайского искусства, сколько ради их внутренней красоты. Таким образом, подход Картье к Китаю – это подход стилиста и ювелира, который старается передать смысл». Выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings», Императорский дворец Запретного города Пекина, 5 сентября - 22 ноября 100 лет Cartier в Нью-Йорке "Это был человек большого прагматического ума, рожденный для того, чтобы стать бизнесменом" - так пишет о Пьере исследователь Cartier историк Ханс Надельхоффер.
Счастье и успех семьи Картье были связаны с этой троицей. Старший брат Луи (1875-1942), рисовальщик, аристократ по духу, женатый на венгерской княжне, возглавил отделение Cartier в Париже. Жак (1884-1942), историк искусств, коллекционер, по настоянию отца выбрал Лондон. А средний Пьер (1878-1965), мечтавший в юности о карьере посла, отправился за океан. Войти в круги высшего общества Америки было совсем не просто, но Пьеру удалось: он женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей. Пьер Картье открыл в 1909 году первый американский магазин Cartier - на Пятой авеню Нью-Йорка . Драгоценности и часы французского дома не были новинками для американской публики. Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши еще в середине 1870-х годов: после падения Второй империи средств на покупку предметов роскоши у европейской аристократии и бизнеса не было. Спасали американцы и русские. К 1909 году Cartier в Новом Свете знали и любили. Между тем были и свои особенности в работе "посольств Cartier". Братья Картье знали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия, вкусы. Поэтому братья выбрали хитрый ход - производство украшений, часов, предметов интерьера, которые маркировались не просто общим логотипом Cartier, а именовались Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. У каждого отделения Cartier был собственный посол, известная персона, служившая проводником, Вергилием, помогавшим клиентам понять философию марки и в конечном счете сделать ценный покупательский взнос. В Париже таким "послом" была Жанна Туссен, светская дама, подруга Кокто и Шанель, муза Луи Картье, возглавившая после его смерти в 1942 году арт-отдел парижского отделения. Лондонскому отделению помогал знаменитый французский денди Бони де Кастельян. Однако американскому отделу требовался человек более прагматичный, чем ловкий денди и роковая гранд-дама. Друг Пьера Картье сын антикварного дилера Жюль Глензер, обладатель, как тогда шутили, самой толстой записной книжки в США с адресами и телефонами олигархов, банкиров, индустриальных магнатов, голливудских звезд и политиков, и вывел американское отделение Cartier в "большой свет", сделав французской дом трендсеттером гламурной жизни. 1930-е, великая коктейльная эпоха, "золотой век Голливуда", стали для Cartier New York временем огромных продаж и больших художественных открытый. Причем добиться таких успехов Cartier было непросто: на этом рынке были и свои национальные игроки, прежде всего Tiffany & Co. и Harry Winston. Конечно, осложняли жизнь дома Mauboussin и Van Cleef & Arpels. Пьер Картье прожил жизнь более длинную, чем его родные братья. В конце 1940-х он передал дела племяннику, сыну Луи Клоду, а сам вернулся в Париж, чтобы встать во главе Cartier Paris. Он умер в 1965-м, и после его смерти семейный дом Cartier был распродан по частям: отдельно друг от друга существовали Paris, London, New York. Собрать отделения вместе удалось в 1972-м. Сегодня Cartier - это гигантская международная бизнес-империя, стоящая, впрочем, на старых трех китах - Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier
Cartier привез в Америку передовое французское ювелирное искусство Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier Глория Свенсон с браслетами Cartier, 1930
Украшение для прически, Cartier New York, начало 1910-х ELLE Россия, Коммерсантъ