Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «В мире добра Конспект по познавательному развитию в

Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 лет

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька".
Основная цель занятия - систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и проводилось в рамках подтверждения соответствия занимаемой должности.
Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию "Веселая неделька"
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Формы занятия (НОД): решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты.
Предварительная работа: игры с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры, беседы, загадки, стихи о частях суток, неделе, временах года.
Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивный экран, мультимедийное оборудование, фонограммы с музыкальным материалом, счетный материал, корзина с яблоками, записка.
Раздаточный материал: цветные полоски разной длины, счетный материал.
Цель:
Систематизировать и углубить знания детей по разделам ФЭМП.
Задачи:
1.Закрепить знания о последовательности дней недели;
2.Закрепить представления детей о геометрических фигурах;
3.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий;
4.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10;
5.Совершенствовать знания пространственных отношений;
6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.
Ход занятия
- Ребята, сегодня будет необычный день. Я хочу пригласить вас в путешествие. Любите путешествовать?
- На каком транспорте можно это сделать? (ответы детей)
Тогда давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. Согласны? А чтобы в дороге было весело, споем песенку.
(Звучит отрывок из песенки про поезд, дети становятся друг за другом и выполняют движения вместе с воспитателем)

- Пожалуйста, занимайте места в волшебном поезде (дети садятся за парты).
СЛАЙД 1
Вот неделька, в ней семь дней
Поскорей знакомься с ней
Первый день по всем неделькам
Назовется..(дети отвечают)понедельник!
СЛАЙД
- А вот и наш поезд. Сколько всего у него вагонов? (Пять.)
- Каким по порядку стоит зеленый вагон? (Третьим.)
- А какие вагоны едут рядом с ним? (оранжевый и желтый)
- Какие они по счету? (2 и 4)
- Каким по счету едет синий вагон? (5)
- А где же первый вагон? (фиолетовый)


- Молодцы! Первый день закончился. День второй скоро придет, вторник в гости нас зовет. Какой день по счету вторник?
Во вторник бегали, скакали, свои мышцы развивали. А для этого мы встанем, спинки все себе поправим.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Куда же дальше привезет нас наш волшебный паровозик? Какой день недели следует за вторником? (Среда)
- Конечно среда.
СЛАЙД
- Посмотрите, а здесь зайка. А что он делает? (Сажает морковку)
- Верно. И выросла у зайки морковка маленькая и большая. Давайте посчитаем сколько их. (Дети вместе с воспитателем считают морковки)
- Сколько получилось морковок всего? (7).
- Обратите внимание, что морковки выросли разные. Под каким номером самая большая морковь? (3)
- А самая маленькая? (4)
- Ребята, знаете, а зайка переживает, что его морковку съест кто-то из других зверей. Давайте, чтобы зайка не волновался построим забор у его огорода.
(На столе у каждого ребенка разноцветные полоски разной величины)
- Чтобы забор получился красивый, мы расположим полоски друг за другом от меньшего к большему. Посмотрите, как это получилось у меня.
СЛАЙД
(дети под музыкальное сопровождение выполняют задание по образцу на слайде)
- Молодцы, у вас всё получилось. Давайте посчитаем, сколько дощечек понадобилось нам для красивого забора. (дети вместе с воспитателем считают)
- Получилось 10. Посмотрите, ребята, а дощечки разные. Какие из них самые высокие? (красные)
- А сколько их? (2)
- Какие дощечки самые маленькие и сколько их? (4 синих)
- Каких больше, маленьких или больших? (маленьких)
- Молодцы, справились и помогли зайке. Но гостинцы мы здесь не нашли. Значит нам нужно отправляться в следующий день недели. Какой день следует за средой?
- Четверг. Он четвертый там и тут, четвергом его зовут. Какой по счету четверг? (четвертый)
- Чтоб четвертый день прошел быстрей
Поиграем мы скорей.
А для этого нам нужно переместиться на четвертую платформу (дети с воспитателем идут на коврик).
- Ребята, игра называется «Верно-неверно»


Если вы услышите то, что считаете правильным, так бывает - хлопайте в ладоши, если же то, что не бывает – топайте.
- утром солнышко встает;
- зимой жарко;
- по утрам нужно делать зарядку;
- осенью опадают листья;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует четверг;
- всего 5 времен года
В круг широкий, вижу встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, в путешествие вернемся (дети под музыкальное сопровождение возвращаются за парты)
- А сейчас пора нам в пятый день. В череде рабочих дней, пятый пятница теперь. Какой день по счету пятница? (пятый)
- Посмотрите, что это за предметы? Ребята, обратите внимание, что эти предметы разной формы. Давайте рассмотрим каждый предмет.
- У вас на столах геометрические фигуры. Давайте выложим их по порядку в соответствии с расположением этих предметов.
(Дети выполняют задание, музыкальное сопровождение)
- Посмотрите, что получилось у меня.
(воспитатель показывает геометрическую цепочку, которая должна получиться)
- Молодцы, справились.
Вся закончена работа
День шестой у нас суббота
День седьмой – его мы знаем
Воскресенье – отдыхаем

Рефлексия

- Понравилось вам путешествие? Где мы с вами путешествовали? Что мы узнали?
- Молодцы! Значит нас ждут гостинцы! Только где они?
(воспитатель и дети делают руками бинокль)
- Посмотрим может слева гостинцы лежат. Нету? Тогда направо…вверх…вниз. Нигде нету?
(раздается стук)
- Ой, кто там.
(воспитатель уходит и возвращается с корзиной гостинцев. На корзине висит записка «Ребятам»)


- Это кто женам гостинцы передал. (воспитатель открывает корзину, в которой лежит открытка от Снеговика)
- Это же открытка. И тут что-то написано:
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!

Содержание занятия соответствует его целям и задачам. Структура занятия состоит из 4 частей.
В вводной части я способствовала созданию благоприятной атмосферы, установлению эмоционального контакта с детьми и заинтересовать предстоящей деятельностью.
Во второй части создала проблемную ситуацию и ознакомила детей с темой занятия.
3 часть состояла из совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей, где я использовала игровой, наглядный, словесный и практический методы.
В заключительной части я подвела итог учебной деятельности.
На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие. Занятие способствовало развитию интереса детей к обучению математике.

Презентация на тему: Веселая неделька

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

« Необычное путешествие к самому себе »

Разработала Шмер Марина

Воспитатель дошкольной группы

МБОУ « Озеркинская СОШ»

РМЭ, Горномарийский район.

Программное содержание :

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей,

обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь , используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим , бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение , экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.

Оборудование к занятию : Плакат «Части тела человека» ; мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха,орган обоняния, орган вкуса, орган осязания) ;Аудиозапись «Звуки леса» ; баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы; овощи и фрукты не шпажках для определения вкуса продуктов; содержание рюкзачка для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы) , клубочек, кубик, конфета, параллон

Настрой на занятие .

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать ?

Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств

И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека.

Путь не близкий на чем, как вы думаете,мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей) .

Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие :мы должны попасть и в институт все одновременно.

Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь

Ход занятия.

1. Лаборатория «Мое тело»

Этот Институт не совсем обычный и лаборатории в нем тоже. Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»

Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.

(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)

Головушка-соловушка (гладят голову)

Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)

Реснички-сестрички (моргают глазками)

Носик - курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)

Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)

Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки-дубочки (стучат зубами)

Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)

Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)

Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)

Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)

Спинка- тростинка (вытягивают спинку)

Пузик-арбузик (гладят живот)

Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)

Ножки- сапожки (топают ногами)

Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.

Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.(выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)

2. Поселок «Зоркий»

Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий» , а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются . (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем!

1. Глаза грязными руками тереть можно.

2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Если вдруг глаз зачесался- можно почесать и карандашом.

5. Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Ребята, вы были внимательны и знаете как беречь свое зрение.

Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз. А проведет гимнастику Слава

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

3. Поляна Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну . Дети, что вы слышите (Ответы детей) . Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория,в которой изучают как вы уже догадались,что (Органы слуха) . Ребята, а что относится к органам слуха- Уши (мнемотаблица)

Молодцы и о слухе вы многое знаете.

4. Долина запахов

Наше путешествие продолжается и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают вы узнаете отгадав загадку :

Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.

Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние) . Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому чтобы ваши носы хорошо дышали я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)

Тогда начинаем.

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон :)

(Будем работать в парах)

Молодцы все справились с заданием.

А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.

5. Лаборатория «Море вкусов»

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А что нам помогает определить вкус продукта - язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне- органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Ребят, за время нашего путешествия вы наверное проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»

"Определи на вкус"

Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках : яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.

Ну, что, ребята подкрепились? Продолжим наше путешествие ?

6. «Волшебство осязания»

Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств , которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица.

Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.

(мебель…..будем пальчики сжимать)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у Хрюши в рюкзачке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра : «Что нашел-назови» .

Молодцы вы помогли Хрюше узнать, что-же он носит в своем рюкзачке.

Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать ? А что именно понравилось? (Ответы детей)

Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа.

(На схеме выставляются органы чувств)

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья :

Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)

А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.

Сюрпризный момент : Посылка от ученых.

(В ней фрукты) с загадкой

Купили для вас мы на рынке

То, что сейчас в посылке

Полезные людям продукты

Оранжевые витамины

Эти фрукты…………..(мандарины)

Цель:

Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.

Задачи:

1. Образовательная

Формирование целостной картины мира.

Познавательно- исследовательская и продуктивная деятельность.

2. Развивающая

Развивать наблюдательность, навык исследовательской деятельности.

Совершенствовать внимание, память, логическое мышление, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная

Воспитывать бережное отношение к воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МКОУ СОШ №1, детский сад города Чулыма Новосибирской области

Открытое интегрированное занятие по

познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Волшебница вода »

Галина Николаевна

2016 год.

Интегрированное открытое занятие по познавательному развитию

В старшей группе «Аистёнок»

Тема: «Волшебница вода »

Дата проведения: 27.04.2016 года.

Цель:

Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.

Задачи:

1. Образовательная

Формирование целостной картины мира.

Познавательно- исследовательская и продуктивная деятельность.

2. Развивающая

Развивать наблюдательность, навык исследовательской деятельности.

Совершенствовать внимание, память, логическое мышление, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная

Воспитывать бережное отношение к воде.

Тип занятия: интеграция

Вид занятия: комбинированное

Опережающее задание к занятию:

- повторить состояния, в которых бывает вода;

Повторить свойства воды;

Выучить с родителями стихи о воде.

Материал для занятия : воздушный шарик синего цвета, глобус, стаканы, вода, компьютер, музыкальное сопровождение, мультимедиа, картинки «Состояние воды», мультфильм «Приключения капельки», бумага для рисования в виде капельки, краски, кисти, салфетки, непроливайки.

Материал для проведения опытов: 1 стаканчик пустой, второй стаканчик с загрязнённой водой, фильтр-ткань, воронка, соль, сахар, краски, колбы, трубочки, мензурки, ложечки.

Ход занятия

1.Круг радости:

(дети произвольно стоят в групповой комнате .)

Воспитатель:

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг!

(дети встают в круг.)

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

(дети улыбаются друг к другу.)

Пожмём, друг другу руки!

(дети пожимают друг другу руки.)

2. Целеполагание:

О чём сегодня пойдёт разговор, вы сейчас сами скажите. Для этого нужно прислушаться к звукам (звучит журчание ручья, сначала громко, а во время обсуждения – фоном \тихо, пока не закончится запись).

Что вы себе представляете? (ответы детей )

Правильно, мы сегодня будет говорить о воде, обыкновенной воде. А вот действительно ли она так проста, как кажется на первый взгляд. Попробуем охарактеризовать воду. Ответьте на вопрос: «Какая вода? » (прозрачная, бесцветная, чистая, шумная и т. д.)

3. Цитата:

«Вода – это жизнь! ». Как вы понимаете смысл этих слов? Что случится, если вода вдруг исчезнет? (ответы детей )

А мы с вами можем беречь воду? (Закрывать кран, не включать кран сильно, не использовать воды больше чем нам нужно… )

Есть очень хорошие пословицы: (говорят дети ) «Воду попусту не лей, дорожить водой умей! », «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!».

4. Демонстрация глобуса:

оспитатель демонстрирует глобус .)

Ребята, что это? (ответы детей)

Правильно. Глобус, означает шар, это модель Земли, на нем изображены страны, горы, реки, моря, океаны.

(Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимают большую часть.)

Большую часть Земли занимает вода – это реки, моря, океаны. На Земле 4 океана и 30 морей.

5. Чтение стихотворений о воде.

Ребята, давайте вспомним стихи о воде, которые мы учили.

(Фоном, тихо звучит шум дождя, до конца записи.)

1-й ребёнок: Костя Р .

Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать?

Без чего же скажем прямо

Человеку умирать?

Ну конечно без воды!

2-й ребёнок: Анна К.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без воды.

3-й ребёнок: Никита М.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране.

4-й ребёнок: Тимур Е.

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить!

5-й ребёнок: Ваня С.

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

А детишкам малым водичка всех нужнее –

С нею мы растем, с нею здоровеем.

(Фон записи дождя звучит громче.)

- Дождь разошелся не на шутку! Это любимая погода для лягушат! Сейчас вы не ребята, а весёлые лягушата!

6. Физкультурная минутка «Лягушата»

Видим, скачут по опушке

Две зелёные лягушки

Прыг- скок, прыг- скок

Прыгать с пятки на носок

(дети произвольно скачут как лягушки по группе)

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались

(имитация умывания)

Полотенцем растирались

(имитация растирания)

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись

Вот здоровья в чём секрет

(дети говорят хором)

Всем друзьям физкульт привет!

(Воспитатель показывает детям воздушный шарик в форме капельки)

Дети, посмотрите, одна дождевая капелька залетела к нам в группу, она хочет рассказать о своих приключениях и приглашает нас в кинозал! А вы знаете, как себя вести в кинозале? (ответы детей) Правильно тихо, тихо, что бы никому не мешать.

(дети строем идут за капелькой в кинозал ) Проходите в кинозал и садитесь как вам удобно.

7. Мультминутка: «Приключения капельки» (мультимедийный просмотр.)

Дети, о каком природном явлении говорится в мультфильме? (Ответы детей ). Правильно, о круговороте воды в природе!

О нём нам расскажет Стас.

6-й ребёнок: Стас С.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

Вот она, какая вода волшебница! С водой можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Капелька приглашает вас в лабораторию.

(Дети проходят в игровую комнату, где всё готово для опытов с водой.)

8. Опыты с водой.

Капельке очень интересно, а знаете ли вы, какая вода в море, океане? (солёная )

Её можно пить? (нет )

Мы какую воду пьём? (не солёную, пресную )

Мы пьём пресную воду. Где она находится? (в реках, прудах, озёрах )

В детском саду нам её ещё кипятят. Почему? (при кипячении микробы погибают)

А как можно из пресной воды сделать солёную воду, сладкую, разноцветную? /опыты детей с водой./

Перед вами два стакана. Какую воду вы бы стали пить, а какую нет? (ответы детей ). Правильно, чистую.

Оказывается грязную воду можно использовать повторно. Предварительно очистив её. Давайте попробуем это сделать.

Для этого нужно взять воронку и вставить её в пустой стакан, положить в эту воронку специальную ткань, которая будет играть роль фильтра. И затем, пропустить грязную воду через воронку. Попробуйте сделать то же самое. (опыты детей). Посмотрите, что произошло? (ответы детей) Да, вода стала чистой, а фильтр стал грязным.

Вывод: воду можно и нужно очищать с помощью фильтра.

По такому же принципу работают и очистные сооружения на предприятиях.

Вывод: Вода – необыкновенное богатство, ее нужно ценить.

9. Дидактическая словесная игра «Да- нетка»

А сейчас проверим ваши знания о воде.

В круг скорее вставайте!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте

Только, ДА и только НЕТ

Дружно дайте мне ответ.

Если НЕТ вы говорите,

То ногами постучите

Если говорите ДА,

В ладоши хлопайте тогда.

1. Чистая вода может лечить (да)

2. Вода может растворять вещества (да)

3. На морозе вода не застывает (нет)

4. Чистая вода имеет запах (нет)

5. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут (да)

6. Вода не может менять цвет (нет)

7. Воду можно очистить (да)

8. Вода меняет свои свойства (да)

9. Сосулька это не вода (нет)

10. Без воды прожить нельзя (да)

Молодцы дети! А итог нашей игры подведёт Захар.

7-й ребёнок: Захар К.

Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,

Бодрым, красивым, весёлым, умелым,

Нужно тебе подружиться с водой,

Чистой, прозрачной, здоровой, живой!

10. Творческое задание - итог занятия.

Капельке очень приятно, что вы так много знаете о воде, но ей одной грустно!

Давайте подарим ей друзей, наши рисунки – капельки! Мы нарисуем, кому и для чего нужна вода! (Д ети проходят за столы и рисуют под музыку усвоенный материал.

/ состояние воды, кому нужна вода/. Рисунки - капельки и капелька вывешиваются на выставку ).


Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: Как выращивают хлеб
Цели:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Учить разгадывать загадки;
Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые.
Словарная работа:
Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.
Материал:
Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.
Предварительная работа:
Чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.
Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.
Ход занятия
I. Оргмомент
Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.
В-ль: Ребята отгадайте загадку:
Бываю я черным,Бываю я белым,Румяным бываюИ чуть подгорелым – иногдаДа ведь это не беда!
Что это? (Хлеб)
Ответы детей.
В-ль: Правильно, это хлеб.
Снимаю салфетку с подноса, на котором находится выставка: Хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники.
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.
Дети рассматривают, обговаривают.
В-ль: А кто знает, из чего все это делают?
Ответы детей.
В-ль: А что такое мука, из чего её получают?
Ответы детей.
В-ль: Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Ответы детей.
В-ль: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
(Показ иллюстраций)
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.
В-ль: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его..
Ответ детей. (Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
В-ль: (Читаю отрывок из стихотворения Погореловского.)
Трактора выходят в степиТянут плуги на прицепе.Режут плуги, как ножом,Жирный сочный чернозем.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
(Показ иллюстраций)
Теперь можно начинать сеять!
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
(Показ иллюстраций)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Солнце чертит в небе полосы, Птицы песню завели.Созревай же колос к колосу,Сладкий хлеб моей земли.
(Показ иллюстраций)
В-ль: Хлебное поле еще называют, словом Нива
(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
(Читаю отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)
Нива моя, нива, нива золотая!Зреешь ты на солнце, колос наливая;По тебе, по ветру, словно в синем море,Волны так и ходят, ходят на просторе
В-ль: Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.
(Показ иллюстраций)
В-ль: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” - это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?
Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
В-ль: Что же делает комбайн?
Ответы детей.
В-ль: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
(Показ иллюстраций)
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
(Показ иллюстраций)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеницаЗдесь такое с ней творится!В оборот её берут!В порошок её сотрут!
Стали зернышки мукою.
(Погореловский)
В-ль: Куда же потом?
Ответы детей (на хлебозавод).
В-ль: Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Физ. минутка “Тестомесы”
В-ль: Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?
Ответы детей.
В-ль: Манную крупу делают из пшеницы.
В-ль: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
В-ль: Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе:
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“Будет хлеб – будет и песня”
“Много свету – много хлеба”
“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”
“Хлеб надо всегда доедать”
“Хлеб нельзя бросать на пол”
В-ль: Дети, скажите, пожалуйста:
Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
В-ль: Какие машины помогают хлеборобам?
Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)
В-ль: Как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей.
В-ль: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)