Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Развитие творческих способностей ребенка Творческие способности и детское творчество

05.05.16 10:00 / 👁 20426 (32 за неделю) / ⏱️ 7 мин. /

Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает особенное место. Именно поэтому раскрытие таких способностей ребенка является важным моментом, как для родителей, так и для самого ребенка. Об этом и поговорим подробнее в данном материале.
Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить. Что же такое творческая способность? Как ее определить? Данное понятие раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. К примеру, Теплов Б.М. определял их как индивидуальные психологические способности, которые отличают людей друг от друга, но не сводятся к уже имеющемуся запасу знаний. Шадриков В.Д. считал, творческие способности реализуют отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности. Проявляется эта мера в уровне успешности и своеобразии способов освоения какой-либо деятельности. О.И. Мотков охарактеризовал творческие способности, как умения удивляться, познавать и находить самые разные решения даже в нестандартных ситуациях. Сюда же он относил нацеленность на способность к глубокому познанию своего опыта.
Для определения способностей к творчеству ученые советуют опираться на выявление следующих особенностей в характере и деятельности человека:

  • богатое воображение;
  • способность рисковать;
  • гибкость мыслей;
  • дивергентное мышление;
  • восприятие неоднозначных вещей;
  • развитая интуиция;
  • высокие эстетические ценности.

Если говорить о детях дошкольного возраста, то творческие личности чаще всего стремятся к разного рода открытиям, они любознательны, любят изобретать и фантазировать.

Творческие способности дошкольников

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Если родители сумеют вовремя их распознать, «подхватить» и помогут ребенку их развить, то в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта. Например, ваш годовалый малыш начинает ритмично двигаться, когда слышит музыку? Обратите внимание, улавливает ли он ритм музыки. Возможно, перед вами будущий танцор. Если малыш любит быть в центре внимания, привлекает его, «переманивает» на себя, то возможно он старается вам что-то показать и ждет ответной реакции.
Как правильно развивать способности малыша родителям и что делать в зависимости от возраста ребенка:

  • до 4 лет достаточно регулярно проводить с малышом время за упражнениями и играми данной тематики;
  • с 5-6 лет задания на воображение и фантазию становятся более сложными. В таком возрасте уже вполне может быть «раскрыт» какой-либо талант, на развитие которого стоит тратить больше всего времени и ресурсов;
  • с 7 лет развитие творческих способностей, а здесь уже, как правило, четко доминирует одна деятельность, происходит путем профессиональных занятий. Например, с такого времени следует начинать музыкальные занятия, поступать в художественную школу и т.п.

Методы развития творческих способностей ребенка в детском саду

В детских садах современности педагоги-воспитатели уделяют большое внимание развитию творческих талантов и способностей у детей разных возрастных критериев. Мы не говорим сейчас об особой категории платных детских групп, пребывание в которых сводится только к тому, что ребенок проводит определенное время под присмотром няни, пока его родители работают. В муниципальных детских садах, вне зависимости от принятых программ обучения в разных регионах, развитие способностей выделено в отдельные уроки и тематические занятия. Например:

23 2

Продуктивная деятельность дошкольников

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, е...

  1. Дети в игровой или обучающей форме (зависимости от возраста) выполняют задания с ситуациями, где нужно совершать какой-либо выбор, включив воображение.
  2. Педагоги используют разного рода технологии для развития мышления.
  3. Организуется сотворчество в коллективе детей для проявления и развития способностей у каждого ребенка.
  4. Выполняются задания по выполнению поделок на актуальные темы и т.д.

Родителям важно понимать, что для развития творческого мышления дошкольника ему нужно давать в полной мере проявлять инициативу, поощрять его выдумки, самостоятельность, стремление к фантазии. Не стоит слишком напористо оберегать своего малыша, постоянно одергивая его со словами «ты еще маленький», «мы сделаем это за тебя», «лучше не надо это трогать, «ты испачкаешь руки» и т.д. Маме и папе ребенка важно «закрепить» те результаты, которые проявились у их чада в процессе посещения детского сада. Если же родители и сами много времени уделять вопросам развития творческого аспекта ребенка, то им «пятёрка с плюсом» за этот подход и советы от нас по способам стимулирования творческих способностей.

Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка

В этом вопросе большую роль играет атмосфера, в которой малыш растет и те люди, с которыми он общается. Для любой стороны развития личности важна доброжелательная обстановка в доме, чувство уверенности ребенка, его чувство защищенности и полное ощущение любви и поддержки во всех начинаниях. Отсюда важно обеспечить следующее:

  1. Благоприятную окружающую атмосферу, в которой мы уже упомянули выше.
  2. Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
  3. Отсутствие критики в адрес малыша.
  4. Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
  5. Возможность для практических занятий.
  6. Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
  7. Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
  8. Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
  9. Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка, особенно, когда он здоров и хорошо развивается. Поэтому развивать эти способности необходимо в теории и на практике.

Как родители могут развить творческие способности ребенка

Развивать способности можно начинать с самого раннего возраста ребенка, об этом мы уже упомянули в данном материале. Притом заниматься с ребенком необходимо постоянно, всегда и везде. Например, с младенчества включать малышу классическую музыку, петь ему детские песенки и колыбельные, стимулировать ребенка подпевать маме. Читайте вместе книги, напечатанные в бумажном варианте. Кстати, психологи рекомендуют читать не меньше 30 минут в день, притом не только перед сном. Жанры произведений должны быть разнообразные: сказки, рассказы, стихи, комиксы. Огромные возможности открывает такое знакомство с книгами, ребенок учится фантазировать, воображать, додумывать и размышлять над прочитанным/услышанным. «Театрализованность» натуры также можно распознать с помощью книг, если разыгрывать сценки из них и читать по ролям. Развивающие игры специального назначения обязательно должны быть в вашем доме. И хорошо, если их будет больше, чем развлекательных игр.
Кстати, не стоит ребенку покупать большое количество игрушек. Нередко родители всеми силами стараются подарить малышу «самое счастливое детство», в котором он мог бы получить любую игрушку. Но такая родительская забота и любовь оборачивается тем, что малыш не может удивляться, радоваться больше пяти минут новым интересным вещам, мечтать о чем-то и, конечно, придумывать игрушки самостоятельно. Вспомните себя, возможно, у вас было такое детство, в котором каждая игрушка была «на вес золота». Если вы мечтали об игрушечном автомате, то можно было вместе с папой смастерить его из дерева, а кукольный домик легко построить из коробки и подручных материалов. Запомните: когда у ребенка мало игрушек, он начинает творчески мыслить и придумывать, как разнообразить игры из тех предметов, которые у него есть, и как что-то сделать самому! Это очень важно для развития фантазии малыша.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

Многие ребята дошкольного возраста находят свой талант в изобразительном искусстве. Малыши любят рисовать и нередко с удовольствием посещают специализированные уроки по изобразительной деятельности. В процессе работы ребенок совершенствует и развивает свою наблюдательность, эстетические эмоции и восприятие, художественный вкус и, конечно, творческие способности. Родителям, далеким от рисования, может показаться, то большинство детских рисунков дошкольников являются «каляками-малякам» без смысла. Но если для взрослого такие рисунки не несут ничего нового, то ребенок посредством рисования может познавать мир и делать самые разные открытия. Эффективнее всего для обучения и развития творческого потенциала является сочетание техник рисования (традиционных с нетрадиционными).
Самая главная цель на начальном этапе в изобразительной деятельности научить ребенка «смелости» в рисунках. Нередко творения малышей примитивны, нарисованы неяркими цветами, а то и вовсе одним. Графические навыки малыша младшего возраста пока несформированы, поэтому ему сложно полноценно выразить в рисунке то, что он думает. Родителям и педагогам стоит помочь ребенку, мотивировать его на проявление фантазии путем создания различных творческих ситуаций и при этом обучать малыша разным техникам рисования.

Техники рисования для малышей

Помимо рисования карандашами и фломастерами обязательно занимайтесь рисованием с помощью других техники. Которые кстати, могут заинтересовать вашего малыша гораздо больше, чем привычные способы.
Нетрадиционные техники рисования для дошкольников:

  • «Пальчиковая». Детям с 2-х лет уже вполне можно позволить рисовать специальными пальчиковыми красками. Желательно использовать такие средства выразительности как точка, линия, пятно.
  • «Рисование ладошкой» . Подходит для малышей с двух лет. Ладошка окрашивается краской и прикладывается к бумаге. Таким образом рисуют фантастические силуэты, пятна, птиц, бабочек и т.п.
  • «Воск + акварель» . Ребенок восковым мелком рисует рисунок на бумаге, можно обвести только контур изображения. Потом оставшийся участок закрашивает акварелью, при этом на воске краска не рисует. Дети с 4-х лет отлично справляются с данной техникой.
  • «Кляксография» . Для этой техники потребуется гуашь и два листа бумаги. Ребенок ставит крупную неаккуратную кляксу на лист бумаги, закрывает ее вторым листом. Открывает и воображает, на что похожи получившиеся рисунки. Недостающие части можно дорисовать традиционным способом при помощи карандаша, руки, краски. Отличная техника для развития воображения у детей от 5-ти лет.
  • «Кляксография с трубочкой». Принцип работы такой же, как и в предыдущей технике, только клякса в данном случае выдувается на бумагу из трубочки.
  • «Рисунок по мокрому». Чистый лист бумаги с помощью кисти увлажняется чистой водой, потом на него ставят небольшие кляксы красками разных цветов. Таким образом можно рисовать картины на морскую тематику, салюты, зимнее небо. Техника несложная и интересная, подходит детям младшего дошкольного возраста и более страшим детям.

Хочется отметить, что рисование положительно влияет не только с точки зрения развития творческих способностей, но и обладает, если можно так сказать, успокаивающим эффектом. Изобразительное искусство позволяет снимать агрессию, закомплексованность детей, снижает уровень гиперактивности.
Занимаясь с ребенком творчеством, помните, что в творчестве правильного пути нет. Любая ошибка не может быть препятствием к достижению цели, это всего лишь очередной шаг. Все мы индивидуумы, все уникальны и имеет собственный набор личностных характеристик, поэтому и работа с творческими способностями должна быть субъективной и индивидуальной.

9 1

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля.

В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Богоявленская Д.Е., Леонтьев А.Н., Пономарев Я.А. и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности.

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего по замыслу и материальному воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. .

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (Андреев В.И., Козырева Ю.Л., Кудюткин Ю.Н. и др.). Исследователи (Веретенникова Л.К., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.

Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: «Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности» .

Таким образом, творчество - это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение.

Как отмечают исследователи (Веретенникова Л.К., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.), творчество есть результат деятельности воображения, направленной на воссоздание и трансформирование прошлого опыта, его дополнение за счет продолжения сюжета, развития эпизодов, введения новых персонажей и пр.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.

Дж. Рензулли определяет креативность как творческий потенциал и способности индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмоциональных процессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности .

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды .

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, независимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризует следующие основные особенности:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид .

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла[ 42, с. 48].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция .

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек сформирует о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей - это основное свойство воображения, которое обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях .

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого можно определить основные направления в развитии творческих способностей дошкольников:

1. Развитие воображения.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным .

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Л.С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.

3. Формирование умения разрешать противоречия.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление, - это системность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающуюся во времени.

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого .

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличии от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» .

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем:

1. Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.

2. Быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения.

3. Это наиболее сензитивный период для развития речи, воображения (пик развития воображения 4-5 лет), восприятия, различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что для нашего исследования самое главное, развития художественных способностей.

4. Склонность детей к повторению, что способствует приобретению и закреплению навыков, но повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала.

5. Легкое запоминание услышанного, часто механическое, без осмысления и переработки мысли. Именно поэтому необходимо выяснять, понимает ли ребенок материал, кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления.

6. Эмоциональность и впечатлительность. От этого зависит во многом развитие ряда психических свойств личности .

Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…» . Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды («стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды»). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование - это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Так, О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других .

Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития художественно-творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ взглядов различных исследователей на проблему развития творческих способностей в дошкольном возрасте позволил нам выяснить, что креативность - это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Для нашей опытно-экспериментальной работы важно выделить компоненты творчества. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили нам выделить следующие основные компоненты:

1. Реализм воображения.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

4. Экспериментирование.

Исходя из компонентов, были выделены основные направления в развитии творческих способностей дошкольников.

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Для нашего исследования важно не только остановиться на характеристике творчества, но также рассмотреть, как развивается способности к творчеству на этапе дошкольного детства в студии раннего развития.

«Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Творческие способности дошкольников

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Виды детского творчества

Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество

Детское художественное творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество

Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста.

Изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество

Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество

Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества)

Музыкальное детское творчество

Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти

большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию

творческих способностей.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка.

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Также именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Более позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет. (берет кубик и говорит что это стол, а может это чашка).

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Креативность (от англ. create - создавать, творить) -способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами –пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Наталья Бобкова
Развитие творческих способностей у детей

Консультация для родителей.

«Развитие творческих способностей у детей » .

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так :

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность ? В чём секрет успеха? Что же такое творчество ?

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим , если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству , нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.

Креативность - это способность к творчеству , готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схеммышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал , во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка . Поэтому формирование творческой личности , одна из наиболее важных задач воспитания.

Обычно родители акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения . Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя . Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности , то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей :

1–2 года : кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания - вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

3–4 года : пик творческой активности малышей , и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия - напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности ;

5–6 лет : занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение , фантазию, таланты.

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью , но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Нельзя вырастить творческую личность , не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности . А если родители обладают определенными творческими способностями , то это просто идеально - может получиться прекрасный семейный творческий тандем . Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек , то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное - иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.

1. Окружающий мир

Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;

Рассказы о животных и растениях;

Объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;

Ответы на все интересующие малыша вопросы : почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

Покупайте детям настольные развивающие игры ;

У них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек ;

Они должны соответствовать их возрасту;

Мозаики и конструкторы - самый оптимальный вариант.

3. Рисование

Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;

Не жалейте бумаги на это дело;

Никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду : возможно, это и есть тот самый творческий хаос ;

Сначала - изучите цвета, затем - познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

Лепка развивает маленькие пальчики , творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;

Вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;

После этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;

Пластилин должен быть ярким и мягким.

Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

Старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений : сказками, рассказами, стихами;

Берите малышей с собой в библиотеку;

Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности ;

Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность : обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;

Пойте ему колыбельные как можно дольше;

Это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию : обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят , что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве , так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!