Совместные игры воспитателя с детьми в группе. Совместные игры с предметами. Конспект сюжетно - ролевой игры «Семья»

Дети обычно очень любят, когда взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели) предлагают им поиграть вместе с ними. Эксперименты, проведенные в детском саду, показывают, что большинство дошкольников даже предпочитают игру со взрослым игре с игрушками и со сверстниками. Опишем кратко экспериментальную ситуацию. Детям предлагалось на выбор: поиграть самостоятельно с игрушками, поиграть со сверстниками, поиграть с экспериментатором, который прежде уже неоднократно играл с ними. Большая часть 5-летних детей выбрали игру со взрослым. Почему? На этот вопрос одна из девочек ответила: «А так интереснее. Наталья Петровна умеет придумывать новые игры, знает, как играть».

Но далеко не всем взрослым так «везет». Если у ребенка не было опыта совместной игры с тем или иным конкретным взрослым, то на первых порах даже со знакомым ему ранее человеком он испытывает определенные трудности при включении в игру - это проявляется в некоторой растерянности, скованности. Их удивляет и даже настораживает поведение дяди или тети, вздумавших прокатиться верхом на палочке, как на лошади. Иногда даже предложение взрослого: «Давай поиграем» - вызывает ответ ребенка, в котором чувствуется внутреннее сопротивление: «А вы разве умеете играть?»

Причем такое поведение свойственно детям старше 3 лет. В раннем детстве таких реакций нет: дети заинтересованно наблюдают за действиями взрослых и легко включаются в их игру.

В чем же дело? Как показывают исследования, дети дошкольного возраста достаточно четко отличают игровую деятельность от других, «настоящих» дел. Для детей раннего возраста такой дифференциации еще не существует У дошкольников уже сложились представления о разных сферах деятельности взрослых и детей: работа и серьезные дела - для пап и мам, игра - для детей. Кроме того, дети осознают неравенство своих позиций с позициями родителей, воспитателей: взрослые главнее, их надо слушаться, делать то, что они велят, учиться у них и т. п. (Конечно же, осознание не всегда определяет реальное поведение ребенка, но это уже другой вопрос.)



Действия взрослого, направленные на включение ребенка в серьезную деятельность, понятны ему. Другое дело - вторжение взрослого в сферу игры. Это для многих детей необычное явление, им нужно к этому приглядеться: «А в самом ли деле он играет, или только притворяется?» В таком случае залог успеха взрослого - смена им позиции «превосходства» на позицию «равного», взаимная свобода в отношениях с ребенком.

Итак, взрослый, играя с ребенком, не только переходит в не свойственную ему сферу деятельности, но и уравнивает свою позицию с позицией ребенка. Многие родители интуитивно находят пути такого преображения, часть же - испытывает определенные трудности, не умея освободиться от поучающего тона, диктаторства, явной демонстрации превосходства своих знаний. Вроде бы это простое дело - включить ребенка в игру. Но даже у профессиональных воспитателей в детском саду такое простое дело не всегда ладится. Казалось бы, все воспитательница обдумала: на стройку дома детей сводила, показала им, как работают строители, игрушки, необходимые для игры, есть, роли распределены, а игры не получается. Дети действуют только по подсказке стоящей «над ними» воспитательницы- ни собственной инициативы, ни фантазии, ни творчества. А все оттого, что воспитательница не смогла избавиться от позиции «учителя» и игру превратила в урок, обязательное занятие.

Переход из одной сферы деятельности в другую связан для любого человека (и взрослого, и ребенка) с некоторой перестройкой внутреннего состояния. Трудность или легкость перехода от одной деятельности к другой определяется в значительной мере предшествующей практикой, мерой удовольствия, свободой отношений, а также владением способами деятельности, к которой нужно перейти. Во всяком случае взрослые испытывают явные затруднения при переходе к игре. Свидетельство тому - их поведение в ситуациях «деловых» или организационно -деятельностных игр, которые устраиваются в настоящее время специально для взрослых, для того чтобы активизировать их творческие возможности в сферах производства, управления коллективом, обучения студентов. В таких ситуациях взрослым приходится отказаться от своих привычных социальных ролей, с них снимаются обязанности и ограничения, присущие производственной деятельности, изменяются привычные субординационные отношения (руководитель может оказаться «по сюжету» игры в зависимости от подчиненного), а выбор действий становится достаточно неопределенным. В таких ситуациях взрослые испытывают растерянность и эмоциональную напряженность (конечно, поначалу, пока они не освоятся с новым положением), ничуть не меньшую, чем дети, не имеющие опыта игры со взрослым.

Каким образом взрослый может подойти к игре ребенка, не вызывая реакции протеста, и освоиться с позицией «равного партнера»? Это можно сделать через подключение к игре, которую ребенок уже начал сам. В этом случае успех совместной игры будет зависеть от того, как взрослый поймет, разгадает замысел ребенка. Для этого нужно предварительно «подсмотреть» детскую игру, незаметно для ребенка понаблюдать за ним, а потом уже попробовать включиться в игру («Давай я тоже с тобой поиграю»).

Только после того, когда взрослый в глазах ребенка получил статус «умеющего играть», он может сам предлагать и начинать игру, «втягивая» в нее ребенка. Здесь уже надо пояснить ребенку свой замысел (во что вы предлагаете играть), заинтересовать его, «погрузить» в игру.

Но если взрослому трудно «погрузиться» в стихию игры, ребенку трудно из нее выйти, переключиться на повседневные, порой скучные дела. Родители часто сталкиваются в таких ситуациях с детскими капризами, непослушанием или жалобными просьбами: «Мамочка, ну я еще чуть-чуть, я еще компот дочке не дала. Сейчас она все доест, и я пойду умываться» или: «Я еще в космосе, вот приземлюсь и пойду гулять», «Я не могу сейчас идти, мы с бабушкой в поезде едем, она еще без меня вывалится» и т. п. «Не буду, не хочу есть»,- кричит, плача ребенок. И не потому, что он действительно есть не хочет (через 5 минут с аппетитом будет есть), просто ему трудно сразу прервать игру. Чтобы предотвратить такие отрицательные эмоциональные реакции, взрослый может подготовить ребенка к окончанию игры: «Мы сейчас будем с тобой заканчивать игру. Ты пока уложи всех «детей» спать, а я пойду ужин готовить. Закончишь, приходи мне помочь»; «Давай - машины уже поехали в гараж, уже ночь. А завтра будем детей на дачу перевозить» и т. п.

Положим, вы нащупали пути «погружения» в игру и стали для ребенка привычным партнером по игре. И тогда перед вами должен встать основной вопрос: во что и как с ним играть? Ведь понятно, что делаете вы это не просто для собственного удовольствия. Отчасти- для удовольствия ребенка, но тогда достаточно «подстроиться» под его игру - играть так, как играет он. Но все же основная цель совместной игры с ребенком - научить его новым способам построения игры, так чтобы игровая деятельность в полной мере выполняла развивающие функции, чтобы ребенок мог содержательно играть самостоятельно - один или со сверстниками.

Целенаправленное формирование игры тем и отличается от простого упражнения в ней, что взрослый осознанно передает ребенку все более сложные способы построения игры.

В педагогике разработаны приемы, позволяющие взрослому делать это наиболее эффективно и экономно, играя время от времени с ребенком.

Основным средством, позволяющим взрослому формировать игру у ребенка, является сюжет. Развертывая сюжет особым образом, взрослый может ставить ребенка перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры, т. е. переводить ребенка от условных предметных действий к ролевому поведению и взаимодействию, а затем к комбинированию, придумыванию новых последовательностей событий. При этом тематическое содержание игры может быть очень разнообразным, но должно быть близким и понятным ребенку.

Но что значит - развертывать сюжет игры? Может быть, просто рассказать ребенку, во что и как можно поиграть? Оказывается, что рассказ, объяснение здесь не годятся. Ребенок осваивает новый способ в «живом» процессе совместной игры. Развертывать сюжет нужно, играя вместе с ним. Овладение новым способом произойдет быстрее, если взрослый предложит ребенку особые игры (особые не по своему тематическому содержанию, а по форме), которые заставляют маленького партнера почти полностью отвлечься от привычных, уже ранее освоенных способов в пользу новых.

Хотя в сюжетной игре и нет формализованных, жестких правил, это не совершенно свободная деятельность ребенка. Есть особые способы построения сюжетной игры, и взрослый, чтобы правильно руководить игрой ребенка, включаться в нее, должен их хорошо знать.

Кроме того, играя с ребенком, взрослый не должен забывать о том, что делает он это не просто для удовольствия ребенка, а с целью формирования более сложной игровой деятельности. Поэтому мы предлагаем взрослому общие правила его поведения - принципы формирования сюжетной игры:

1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не «учителя».

2. Не забывайте о своевременном переводе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка

49. Понятие о комплексном руководстве игрой дошкольников .

На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике. Существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д.В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры, или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности – принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

Первый принцип - организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё.

Второй принцип : воспитатель должен играть с детьми ни протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Сформулированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получает название метода комплексного руководства игрой . Он был предложен Е.В. Зворигиной и С.Л. Новоселовой.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений педагогическая поддержка самодеятельных игр дошкольников и обеспечение педагогических условий развития игры реализуется благодаря четырем взаимосвязанным компонентам: обогащение детей знаниями и опытом деятельности; передача игровой культуры ребенку; развивающая предметно-игровая среда; активизация проблемного общения взрослого с детьми.

1. Планомерное обогащение опыта детей. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач – ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Всё это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и т.д.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

3. Своевременное изменение игровой среды , подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение с взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе – позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.

Первое требование , обращенное со стороны сюжетно-ролевой игры к ребенку, это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование - умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т. к. игра направлена именно на их воспроизведение.

Третье требование - формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.

Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В настоящее время существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод - руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкиой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжетна осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику, а распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

  • Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду.
  • Второй принцип воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного времени.
  • Третий принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла, взрослому.

Третий метод - организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры. Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников. Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. Детям разных возрастных групп на игру, в течении дня, отводится от 3. 15 до 3. 30 мин. главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с предметами

Совместные игры с предметами

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3–5 детьми).

Эти игры помогают привлечь детей к совместной деятельности и показать, что в одиночку играть не так интересно.

Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали индивидуальную исследовательскую деятельность и конфликты между детьми.

«Катаем мячик»

Воспитатель садится на ковер и предлагает детям сесть в круг рядом с ним. Он берет мяч среднего размера, катит его в сторону ребенка и весело говорит: «Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, взрослый предлагает ему покатить мячик другому ребенку: «Петя, а к кому теперь мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш сомневается в выборе, воспитатель помогает ему: «Кати мячик Олечке!» В игре должны принять участие все дети.

Можно катать мяч не через все игровое поле, а по кругу от одного ребенка к другому («Сейчас мячик у Васеньки, а Вася покатил его Наташе!»), перебрасывать мяч друг другу, ударяя им об пол.

Когда дети научатся ловить мяч и перекатывать его другому ребенку, можно предложить малышам новый вариант игры: «Мячик катится домой, ты отбей его рукой».

«Пирамида»

Воспитатель ставит в центре комнаты пирамиду и предлагает нескольким малышам разобрать ее, по очереди снимая кольца.

«Кто первый снимет колпачок?» – спрашивает у детей педагог. Когда ребенок снимет колпачок, взрослый просит его назвать имя следующего ребенка: «Катя, выбери, кто снимет следующее кольцо». Дети по очереди снимают с пирамиды кольца и складывают их в коробку.

Затем воспитатель говорит: «А теперь давайте соберем пирамиду. Возьмите каждый по колечку. Ребята, у кого самое большое колечко?» Взрослый помогает детям определить, у кого самое большое кольцо, и надеть его на стержень. Так дети последовательно выбирают нужные кольца и собирают пирамиду.

В конце игры воспитатель хвалит малышей и предлагает поводить хоровод вокруг пирамиды.

«Разноцветные лепестки»

Для этой игры понадобятся пирамидки с кольцами одинакового размера.

Воспитатель берет 5–6 пирамидок и из их колец выкладывает на столе цветок (все лепестки разного цвета). Педагог приглашает детей рассмотреть необычный цветок, обращает их внимание на разноцветные лепестки, называет цвет каждого лепестка.

Затем предлагает: «Давайте все вместе соберем из колечек такой же цветок с разноцветными лепестками, но сначала нужно снова собрать пирамидки». (Количество играющих детей должно соответствовать числу колечек пирамидки.)

Воспитатель раздает детям пустые стержни и предлагает каждому собрать свою пирамидку, соблюдая последовательность цветов: «Сначала наденьте красное колечко, потом синее, затем желтое, теперь зеленое и, наконец, белое». При необходимости педагог помогает малышам, обращает их внимание на то, что у всех получились одинаковые пирамидки.

«А теперь давайте соберем из колечек цветочек с разноцветными лепестками, – говорит воспитатель. – Давайте договоримся, кто какие лепестки будет выкладывать. Один лепесток у нас будет белый (называет цвет верхнего колечка пирамиды). Кто будет выкладывать белый лепесток? Ваня? Ребята, давайте отдадим Ване белые колечки. А кто будет выкладывать зеленый лепесток? Маша? Маше отдадим зеленые колечки».

Педагог кладет в центр стола колпачок от пирамидки и просит детей по очереди выложить лучиками свои колечки. Воспитатель помогает малышам соблюдать последовательность расположения колечек и форму цветка.

Взрослый вместе с детьми любуется цветком, хвалит их и предлагает снова собрать пирамидки.

«Домик для куклы»

Воспитатель из коробки высыпает на пол кубики средней величины, сажает рядом куклу и подзывает к себе детей: «Ребятки, смотрите, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался».

«Ой, где же мне теперь жить, мой домик сломался», – говорит педагог от имени куклы.

Затем он предлагает малышам построить новый домик из кубиков.

Самые маленькие дети могут по очереди подавать кубики воспитателю, строящему дом. Время от времени он может просить кого-нибудь из детей положить кубик на кубик.

С детьми постарше можно организовать более сложную игру, например, предложив одному ребенку привозить на грузовике кубики на стройплощадку, другому – выгружать их, третьему – подавать «строителям». При этом воспитатель помогает детям согласовывать действия, хвалит каждого ребенка за старание.

После завершения строительства педагог берет куклу и от ее имени благодарит детей: «Спасибо вам большое. Вы вместе построили для меня очень красивый дом!» Воспитатель сажает куклу в домик или рядом с ним.

Аналогичные игры можно организовывать с маленькими куклами на столе, используя для построек детали конструкторов.

Постройки из больших мягких кубиков дети могут использовать в своих играх. Например, если расположить кубики друг за другом, получится поезд, на котором можно поехать в лес за ягодами и грибами. Можно построить туннель, сквозь который будут проползать дети, или высокую стену, через которую можно перекидывать мячики. Можно соорудить «бассейн», в который сначала ребята будут кидать маленькие мячики, пластмассовые шарики, мягкие или резиновые игрушки, а потом, когда «бассейн» наполнится, дружно «купаться» в нем.

«Бусы для куклы»

Для этой игры понадобятся крупные деревянные, пластмассовые или глиняные бусины разных цветов, шнурок или веревочка и большая кукла.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «Кукла Даша так торопилась к нам в гости, что по пути рассыпала свои красивые бусы. Одна веревочка от них осталась. (Показывает малышам шнурок и бусины.) Давайте поможем Даше собрать бусы».

Педагог берет бусину и надевает ее на шнурок. Затем предлагает детям сделать то же самое. Малыши по очереди берут бусинки и с помощью взрослого или самостоятельно нанизывают их на шнурок, который держит взрослый.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся бусы, хвалит их за совместную работу и надевает бусы на куклу. От имени куклы благодарит малышей.

Более старшим детям можно предложить чередовать бусины по цвету. При этом воспитатель сам называет цвет бусин, например: «Витенька, принеси, пожалуйста, красную бусинку. А теперь, Анечка, принеси зеленую бусинку…» (Шнурок может держать кто-нибудь из детей.)

Бусы можно сделать для любой мягкой игрушки (большого тигра, медведя, бегемота и пр.), для кого-нибудь из детей (например, в день его рождения, для малыша, впервые пришедшего в группу) или для воспитателя.

К играм с предметами можно также отнести совместное рисование.

«Ходим в гости по дорожкам»

Для этой игры понадобятся ватман, краски разных цветов и фломастеры таких же цветов.

Воспитатель закрепляет на столе лист ватмана и расставляет рядом баночки с красками. Затем подзывает к себе нескольких детей и предлагает им поиграть в интересную игру.

Педагог помогает малышам встать вокруг стола с ватманом так, чтобы напротив каждого из них находилась баночка с краской, и говорит: «Посмотрите, это лужайка (показывает на лист бумаги). Сейчас я на этой лужайке нарисую домики, в которых вы будете жить». Воспитатель подходит к ребенку, берет фломастер, соответствующий цвету его краски, и схематично рисует дом, комментируя свои действия: «Вот этот зелененький домик для Сенечки, а рядом с ним (подходит к следующему ребенку) в красненьком домике живет Женечка». И так далее, пока у каждого ребенка на общем листе не появится домик: «Вот теперь у каждого есть свой домик. Вам нравятся ваши домики? А не скучно вам жить одним? Давайте ходить друг к другу в гости. А для того чтобы не заблудиться, нарисуем дорожки к домикам».

Воспитатель подходит к малышу и спрашивает: «Алена, к кому ты хочешь пойти в гости?» Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый помогает ему, например: «Давай пойдем в гости к Сене». Он берет руку Алены в свою, опускает ее пальчик в баночку с краской и рисует им дорожку к домику Сени. Затем предлагает ребенку продолжить дорожку самому.

Педагог помогает малышам нарисовать дорожки. Когда дети закончат рисовать, он говорит: «Теперь мы сможем ходить в гости друг к другу и никогда не заблудимся».

Если малыши захотят продолжить рисование, а все дорожки будут уже нарисованы, можно предложить им ходить пальчиками по уже нарисованным дорожкам. Пусть дети окунут в краску указательный и средний пальцы и «шагают» ими по своим дорожкам. Действия детей можно сопровождать словами: «Кто это приходил в гости к Алене? Так это же следы Женечки, ведь они желтые! А вот Наденька идет в гости к Сенечке, у нее красные следы!..»

«Веселая лужайка»

Воспитатель заранее рисует карандашами на листе ватмана речку, луг, деревья и небо. Затем закрепляет ватман на столе, расставляет баночки с красками и подзывает к себе детей. «Смотрите, какую красивую картину нарисовал художник, – говорит педагог. – Но, кажется, он что-то забыл. На лужайке должны расти цветочки, в речке плавать рыбки, а на деревьях сидеть птички. Давайте все это нарисуем».

Воспитатель опускает палец в баночку с краской и начинает рисовать точки на реке: «Вот какие рыбки плавают в нашей речке. Сашенька, помоги мне нарисовать рыбок». Педагог помогает ребенку опустить палец в банку с краской и нарисовать точки на «воде».

Затем он обращается к другому ребенку: «Катюша, а давай мы с тобой нарисуем на полянке цветочки». Следующему малышу педагог предлагает нарисовать птичек на ветках.

В верхнем углу листа воспитатель рисует солнышко и просит детей подрисовать ему глазки. Потом вместе с ребятами он изображает тучки на небе, из которых идет дождь, грибы, которые выросли после дождя. Не нужно препятствовать, если дети захотят нарисовать что-нибудь еще.

В процессе работы воспитатель обращает внимание малышей на то, что рисует сверстник, хвалит каждого и предлагает помощь, если у детей что-то не получается.

В конце занятия взрослый вместе с детьми рассматривает рисунок и хвалит детей: «Вот какую красивую картинку мы нарисовали все вместе!» Он прикрепляет рисунок на стенд и показывает его другим детям.

«Дружные ладошки»

Воспитатель закрепляет на столе ватман и предлагает малышам встать вокруг него так, как они захотят. Затем предлагает ребятам показать друг другу ладошки: «Где у наших деток ладошки?» Дети рассматривают свои ладошки, ладошки малышей, стоящих рядом, ладони воспитателя.

«Давайте посмотрим, как наши ладошки умеют дружить друг с другом, – предлагает воспитатель. – Моя ладошка хочет подружиться с Юрочкиной ладошкой». Педагог кладет ладонь на ватман и обводит ее цветным карандашом или фломастером. Затем карандашом другого цвета обводит ладошку Юры и говорит: «Вот какие дружные ладошки у нас получились. Кто тоже хочет подружиться?»

Когда ладошки всех детей обведены, воспитатель говорит: «Ах, какая длинная, разноцветная гирлянда из ладошек у нас получилась, потому что все детки хотят дружить!»

В следующий раз можно нарисовать на ватмане желтый круг и предложить детям подрисовать к нему лучики из ладошек – получится солнышко, которое согреет всех своим теплом.

«Большой портрет»

Для занятия понадобятся большие листы картона, фломастеры, карандаши или цветные мелки.

Воспитатель предлагает малышам нарисовать портрет кого-нибудь из детей: «Давайте попробуем нарисовать большой портрет. Кто хочет, чтобы его нарисовали в полный рост?» Малыша, который захотел иметь такой портрет, педагог просит лечь на картон, расставив в стороны ручки и ножки. Он обводит контур ребенка мелом, просит его встать и показывает малышам «портрет».

Портрет можно дополнить деталями. Педагог рассматривает с детьми контур фигуры и спрашивает: «Чего не хватает на этом портрете?» Дети с помощью воспитателя называют части лица и детали одежды. Затем взрослый подводит ребенка, портрет которого рисуют, к зеркалу и предлагает ему рассмотреть свое отражение: «Миша, какого цвета у тебя глазки, волосики, рубашечка, шортики? (Остальные дети могут помогать ему отвечать.) Миша, хочешь мы все это нарисуем?» Если ребенок соглашается, воспитатель советуется с детьми, каким цветом нужно нарисовать детали лица и одежды. Дети вместе с педагогом раскрашивают рубашку, шорты, носочки, туфельки.

По ходу рисования воспитатель спрашивает у Миши, похож он на себя или нет. Нужно постараться нарисовать портрет так, чтобы он вызвал у ребенка положительное отношение. Если же он не понравится малышу, можно сказать: «Миша, если тебе не нравится твой портрет, пусть это будет портрет какого-нибудь другого мальчика».

Затем можно нарисовать портреты других малышей (по желанию детей) и сравнить их по росту, цвету одежды и другим деталям.

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Игры Игра «Угадай, кто я»Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.Водящий хлопает

Из книги Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста автора Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с несколькими партнерами Освоив игры в парах, дети приобрели первый опыт общения со сверстником. Задачей следующей группы игр является расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами. Решать эти задачи

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Игры Ласковое прикосновение Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Игры В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим младенцем, вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие.«Ку-ку!» С 4-х месяцев младенцы уже любят играть в игры-забавы. Обычно самой первой для них такой игрой бывает игра в «ку-ку»,

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Игры В этом возрасте дети любят игры, связанные с произнесением разных звуков и слов. Для ребенка игра – не просто развлечение, но и наука.«Говорящие зверюшки»Произносите звуки, подражая животным и объясняя ребенку: утка произносит «кря-кря», собака лает «гав-гав», овечка

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Игры В этом возрасте дети с удовольствием слушают детские стишки, помогающие им понять значение простых слов и фраз. Продолжайте их читать своему малышу, по ходу объясняйте значения слов.Познакомьте ребенка с основными цветами и назовите ему окружающие вас предметы.Ваш

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Игры Важность игры для ребенка В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой. Дети играют с удовольствием, воодушевлением, так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Именно в игре малыш приобретает самые важные и нужные для него

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Игры Бакалейный магазин Расстелите на полу большое одеяло и посадите на него малыша. Дайте ему разные емкости и то, что можно рассыпать (чечевицу, манку, кукурузу, маленькие камешки, цветной песок, ракушки). Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать, и

Из книги автора

Игры Теперь предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений, трудовых функций. Таким образом возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама

Из книги автора

Игры Игры с пальчиками интересны детям, и они с удовольствием их выполняют. И вашему малышу они наверняка понравятся. Но не давайте ему слишком большую нагрузку. Лучше начните с малого, а затем постепенно добавляйте упражнения. Предложите крохе изобразить с помощью

Из книги автора

Для детей старше четырех лет – игры с предметами Старшие дошкольники уже способны сами разыгрывать кукольный театр и не только с куклами, но и собственными ручками. Для этого всего лишь надо разукрасить кончики пальцев фломастерами и приделать смешные колпачки и

Из книги автора

Из книги автора

Игры с предметами

Из книги автора

Из книги автора

Ассоциация слов с предметами Ребенок начинает соединять то, что слышит, с тем, что видит, понимая, что все в его ширящемся мире имеет название.Ассоциация слов с картинками. Слова делают просмотр книг и картинок более увлекательным. Не за горами тот день, когда малыш

Подробности Игры

Анализ литературы, посвященной совместным играм для детей, позволяет предположить, что существует ряд подходов, которые могут использовать воспитатели, чтобы усложнять и добавлять разнообразие к детским играм.

Предметы

Более широкий диапазон реалистичных реквизитов послужит стимулом для социально-драматической совместной игре мальчиков. Предпочтительно иметь более одного предмета форменной одежды (например, пожарного и строителя), чем несколько разных предметов, принадлежащих представителю одной профессии, поскольку это позволяет легче построить и развить групповые сценарии и избежать конфликтов из-за обладания ценным предметом одежды.

Многие из предметов, которые предоставляются для детских игр, призваны отражать стереотипное поведение и особенности, поэтому, как правило, приводят к совместной игре дошкольников одного пола. Между тем, существуют явные преимущества для случаев совместных игр мальчиков и девочек, особенно для мальчиков - с точки зрения языкового развития и социальных навыков.

При планировании использования игровых площадок важно сосредоточиться на предметах, которые позволят проводить смешанную гендерную игру с ролями, приемлемыми и удобными для всех. Точно так же следует уделять внимание предоставлению переносных, а не фиксированных или тяжелых предметов для игр. Дети должны быть в состоянии без труда переставлять игровые предметы и быстро обустраивать совместные игры.

Коллекция картонных коробок, пустых пластиковых бутылочек, контейнеров т.д. является более богатым ресурсом для совместной игры, чем покупной конструктор, отмечает igrushkovo . Детские игрушки СССР в этом смыле более приспособлены для детского творчества, чем их современные аналоги. Диапазон потенциальных игровых сценариев для детей значительно возрастет, если расширить пространственно структурированные рамки вокруг традиционных игровых зон.

Стратегии вопитателя

Исследования показывают, что воспитатели участвуют в спонтанной совместной игре детей только в 1-2% случаев, и что менее 20% этих вмешательств оказывают положительное влияние на эпизод игры. Воспитателям нужно время, чтобы внимательно наблюдать за игрой и быть уверенными, что любое вмешательство, которое они делают, окажет положительное влияние на игру.

Случай из практики 1

Однажды утром в детском саду группа из пяти мальчиков играла вместе в песочнице. Они построили вулкан и разработали сложную сюжетную линию, используя динозавров и других пластмассовых животных. По мере развития сюжета один из динозавров спасался от извержения вулкана. В этот момент Боря прыгнул на вершину вулкана и громко закричал: «Спасите, спасите!». После этого крика воспитатель строгим голосом сделал Боре замечание о недопустимости подобного поведения. Несмотря на то, что Боря и другие мальчики пытались объяснить, что они призывали к спасению, их объяснения были проигнорированы, в результате чего развитие сценария богатой фантазией игры остановилось.

Внимательное наблюдение воспитателя за игрой может дать возможность улучшить сценарий - не за счет прямого вмешательства игру, а за счет тонкого добавления дополнительных предметов.

Случай из практики 2

В детском саду учитель наблюдал за группой детей, разыгрывающих совместную деятельность в песочнице по строительству дорог и домов. Игра начинала терять направление и фокус. Воспитательница подошла к складу и достала пару дорожных конусов. Затем она зашла в гардеробную и взяла три строительных жакета. Ничего не сказав группе детей, играющих в песочнице, она поместила конусы и жакеты на ограждение песочницы - на некотором расстоянии от игры, но в поле зрения детей. В течение двух минут дети включили конусы и жакеты в свою игру, в которой теперь начались серьезные дорожные работы, и двое детей вошли внутрь песочной конструкции, чтобы сделать знаки «остановка» и «дорожные работы».

Учителя могут также в групповом режиме использовать рассказы различных историй, чтобы побудить детей к собственным рассказам в рамках социально-драматической игры. Дискуссии облегчают детям понимание структуру, лежащей в основе повествования и драматического представления, которое они могут начать встраивать в свою собственную игру.

Существует ряд других вмешательств воспитателей, которые положительно влияют на совместную игру детей. Способность играть роль в подчиненной роли, а не в роли режиссера, позволяет воспитателю предлагать свои варианты, которые дети могут принять или отклонить. Этот тип вовлечения позволяет начать обсуждение различных точек зрения на различные роли в сценарии.

Окружающая среда - это живая, меняющаяся система. Это больше, чем физическое пространство, она включает в себя то, как структурировано время и роли, которые мы должны играть. Она обусловливает то, как мы чувствуем, думаем и ведем себя; и это в значительной мере влияет на качество нашей жизни.

Совместные игры детей и родителей

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая способствует формированию социально-нравственного потенциала ребёнка.

Задачи:

- познакомить родителей с разными видами игр;

- показать родителям знания, умения и навыки детей;

- развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

Актуальность:

Совместная игра детей и родителей – прекрасная возможность узнать ребёнка. А для того, чтобы воспитывать у ребёнка социально-нравственные качества его нужно знать. Кроме того, в игровой форме значительно легче научить чему-либо. Также совместная игра родителей и ребёнка помогает сохранить близкие отношения, и даёт ему возможность почувствовать себя нужным и значимым. Учитывая всё выше сказанное представляем вашему вниманию совместные игры для детей и родителей.

Целевая аудитория:

Материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для проведения досуга с детьми дошкольного возраста и их родителей.

Игра «Весёлый мяч»

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети и взрослые становятся в круг и под музыкальное сопровождение передают друг другу мяч, говоря при этом:

Ты катись, весёлый мяч,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый мяч,

Тот танцует гопака.

У кого на последнем слове стихотворения в руках будет мяч, тот становится в центр круга и танцует (в паре с одним из родителей)

Игра «Стекло» (игра в парах)

Игроки садятся напротив друг друга. Надо представить, что между ними толстое стекло. Друг другу мимикой, жестами, без слов передают информацию:

    На улице холодно, ты забыл надеть шапку;

    Иди домой – уже поздно;

    Принеси мне стакан воды и т.п.

Игра «Бусы для мамочки»

Материал для игры: макароны с большими отверстием, разноцветные шнурки.

Описание игры: ребёнок нанизывает макаронины на шнурок, затем получившиеся бусы надевает маме.

Игра «Пришей пуговицу»

Материал для игры: пуговицы, сделанные из потолочной плитки, картона, разноцветные шнурки. Описание игры: на столе лежат пуговицы и разноцветные шнурки, соревнуются две мамы (папы). Их задача: как можно больше прошить пуговицы крестиком.

Игра «Развесь платочки»

Материал для игры: разноцветные платочки, скакалка, прищепки, тазик.

Описание игры: дети делятся на две команды, каждому ребёнку даётся в руки платочек и прищепка, они бегут к мамам, которые натягивают скакалку и вешают сушиться платочки, прикрепляя их прищепкой.

Игра «Папа может всё что угодно»

Материал: йогурт, ложка, книжка, гантели.

Описание игры: выбирается папа и ребёнок, папа должен одновременно сделать три дела: читать сказку, кормить ребёнка йогуртом и поднимать гантель.

Игра «Обнималочка»

Чтобы начать эту игру дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и мамы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против неё. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребёнок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять её раньше остальных. д.

Игра «Я дарю тебе словечко»

Цель: развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками, расширить словарь ребёнка.

Один раз в неделю, в выходной день родители «дарят» ребёнку новое для него слово: не просто называя его, но и обязательно объясняя его значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «Сладкие (мармелад, грильяж, джем и т. д.), тяжёлые (штанга, гиря) и. т. п. Каждый понедельник дети» приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение дня своих друзей. Воспитатель на маленьких листочках записывает каждое слово, а на обратной стороне имя и фамилию того, кто принёс. Все слова складываем в копилку.

Периодически будем доставать копилку и проводить разнообразные игры. Например. Вариант 1. Листочки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают листочки, достающий должен объяснить его значение. Если ребёнок справился с заданием, он награждается фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант 2. Можно организовать игру и по-другому: воспитатель по очереди достаёт листочки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребёнок, который правильно называет слово, получает фишку.


Совместная игровая деятельность воспитателя и детей старшей группы

«Если с другом вышел в путь»

Цель: Формирование навыков взаимодействия со сверстниками в рамках решения игровых проблемных ситуаций.

      Создание предметно-развивающей среды для организации игры, в которой дети конструировали пространство детской игровой площадки, выступают в роли строителей – дизайнеров. Обогащение игрового опыта детей. Воспитатель в роли игрового партнера, создает проблемные ситуации, позволяющие развивать любознательность, активность, творческое мышление. Развивая сюжет на основе знаний, полученных при восприятии р. н.с. «Гуси-лебеди», обогатить игру нестандартными ситуациями, для возникновения нового сюжета и его развития. Развитие коммуникативных качеств ребенка дошкольника, на примере героя воспитателя – Огонька, научить детей брать на себя роль выбранного персонажа, договариваться о последовательности совместной деятельности, налаживать и регулировать контакты в совместной игре, уступать, мириться. Формировать умение у детей умение планировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и . В ходе игры развивать положительные эмоции, при создании игровой мотивации в начале игры, дать детям самостоятельно составить алгоритм решения поставленной цели. Закрепление знаний, умение, навыков полученных детьми ранее.

Воспитатель: Ребята, сегодня с вами захотели поиграть мои друзья. Весёлые бумажные человечки. Посмотрите, как вы думаете, что это (показывает бумажную шляпку).


Дети: Это бумажная шляпа.

Воспитатель: Да, бумажные человечки живут в бумажной шляпке. Хотите их увидеть? Вот они какие, давайте знакомиться. (Достаёт первую куклу)

Воспитатель: Я, Розочка! Кто будет играть с Розочкой? (Пожелавшему ребенку отдает куклу).

Воспитатель: Я, Силач!

Воспитатель: Ну, а этого человечка я думаю вы догадаетись, как зовут? Я, Морячок!

Воспитатель: Я, Беляночка!

Воспитатель: А я, Веснушка!

Воспитатель: А еще у меня есть такой друг, его зовут Огонёк!

Огонёк: Привет ребята, привет!

Воспитатель: И Морковка!

Огонёк: Эй. Морковка, просыпайся, Морковка!

Морковка: Ой, сколько у меня друзей!

Воспитатель: Морковка, мы будем играть с ребятами?

Морковка: Конечно.

Воспитатель: Ну, что пойдемте, поиграем на ?

(Дети и воспитатель подходят к столу накрытый зеленной тканью)

Морковка: Ребята, а во что будем играть? В догонялки? Давайте в догонялки! Догоняйте меня!

(Дети бегают за Морковкой по столу)

Морковка: Ну нет, нет, чего-то я устала, как – то скучно у нас на площадке. Ребята, а у вас, что есть на площадке?

Дети: горки, качели….

Огонёк: Морковка, у них есть качели! А еще, что есть? Горка?! Я Хочу на горку!

Морковка: А что нам делать?

Воспитатель: Ребята, а у меня есть волшебный сундучок, а в нем много интересных вещей! Заглянем в него? Давайте оставим наших человечков на столе и пойдем посмотрим, что там.

(Подходят к сундуку, в котором лежат Лего - конструктор, бросовый материал, и т. п.)

Воспитатель: Ребята, берите предметы, которые пригодятся вам для строительства вашей детской площадке. Берите по одному предмету, потом еще вернетесь.

(Дети разбирают предметы и начинают строить детскую площадку)

(Воспитатель от имени Огонька и Морковки спрашивает у ребенка, что он поставил на площадку, что собирается строить)
Огонек: Смельчак, что ты поставил на площадку? Расскажи нам! А ты, Розочка, что поставила?

Морковка: это качели? Кто со мной покачается (качается) Здорово? Ну. ка загляните в коробку может там еще, что – ни будь есть?

(Пока дети смотрят, воспитатель прячет в карман Морковку, оставляя Огонька. Общается с детьми от имени этого героя)

Огонёк: Бенляночка, что ты нашла?

Воспитатель: Ой, посмотрите, что мы с вами сделали, а красота какая! Что у нас получилось? Давайте-ка, пройдемся по нашей детской площадке.

Огонёк: Морячок, морячок, привет! Вам нравится наша площадка? И мне нравится, только где моя подружка – Морковка? Морковка, Морковка? (заглядывает под кустик).

Тут нет, где же она? Ну-ка, ищите.

(На экране появляются гуси лебеди)

Дети: Гуси лебеди забрали.

Воспитатель: Смотрите гуси-лебеди летят, а в какой они сказке встречаются?

Огонёк: Ребята, зачем Баба Яга унесла мою Морковку? (плачет)

Дети: (рассуждают)

Огонёк: Что будем делать?

Дети: Пойдем искать.

Огонёк: Пойдем спасать мою Морковку? И вы вместе со мной?

Огонёк: И не испугаетесь Бабы Яги?

Дети: Нет.

Огонёк: Ну, хорошо! Тогда идем.

(Звучит музыка про урожай, дети передвигают кукол по столу в сторону импровизированного макета «Сад»)

Огонёк: Ребята, что за дерево нам встретилось?

(На экране появляется яблоня)


Дети: Яблоня.

Воспитатель: Ребята, в саду, в котором растут яблоки, есть еще деревья, на которых растет что-то не похожее на яблоки, Расскажите, что это. А слива, что это? А малина? А яблоки?

(Дети рассказывают о сливах и малине).

Огонёк: Яблоня, нам встретилась, ну прям, как в сказке. Вздыхает. Какие яблоки тяжелые.

Дети: Давайте соберем все яблоки, сливы и малину.

Огонёк: Ой, а нам некуда их собирать.

Дети: В ведерки.

Огонёк: В ведерки, а вы видели ведерки?

(Дети достают ведерки из сундучка)

Воспитатель: Ребята всем хватило ведерок? Ребята вы договоритесь, кто, что будет собирать. А еще обратите внимание, что ведерки не простые, а математические. Что нарисовано на них?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Каждый из вас должен положить посмотреть на цифру, которая нарисовано на его ведерке и положить в него соответствующее количество ягод и фруктов.

(Дети собирают ягоды, фрукты).

Огонек: Морячок, что собрал в своё ведерко, сколько положил?

Огонек: А я всего одно яблоко собрал, ну ничего корзина все ровно тяжелая.

(На экране появляется речка)

Дети: К речке с кисельными берегами.

Огонек: Думаете к кисельным берегам? Как перейти эту речку?

(Дети предлагают положить что-то, через что можно перебраться. Берут и строят из Лег-мост)

Воспитатель: Кто самый смелый, кто первый пойдет? Вставайте друг за другом, крепче держитесь и аккуратно проходите по мосту. Ведерки не забывайте.

(Дети-куколки переходят по мосту)

Огонек: Ой, я пойду самый последний, я самый трусливый, я очень боюсь воды, ведь я же Огонёк. Помогите мне пожалуйста, держите меня.

Огонек: Уф, как было тяжело. А вот и печка.

(На экране появляется речка)

Огонек: Что мы можем сделать с ягодами и фруктами, стоя около печки?

(Дети предлагают сварить варенье)

Огонек: А давайте и правда сварим варенье для Бабы Яги, может она подобреет и отпустит нашу Морковку?

Огонек: Что нам нужно, чтобы сварить варенье?

Дети: Кастрюля, поварешка, сахар.

Огонек: А у вас есть кастрюля. Морячок, может у тебя есть котелок? Нет, а что же делать? Где взять?

Дети: Нужно купить в магазине.

Огонек: Давайте понарошку у нас будет магазин. Только я не пойду в магазин, я ни разу там не был, я боюсь. А кто из вас ходил в магазин за покупками? И вы знаете, как нужно разговаривать с продавцом? Ну, хорошо, ты иди в магазин, купи пожалуйста три кастрюли, три поварешки, сахар, вот тебе кошелек с монетками, а мы рядом постоим, послушаем и если – что тебе поможем, правда ребята?

(Все заходят в магазин, один из детей ведет диалог с продавцом)

Ребенок: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте, ребята. Зачем вы пришли в магазин?

Ребенок: Нам нужны кастрюли.

Продавец: Кастрюли? Сколько штук?

Ребенок: Три штуки.

Продавец: Три кастрюли, а для чего вам кастрюли ребята?

Ребенок: Варенье будем варить.

Продавец: А еще, что нужно?

Ребенок: Три поварешки, сахар.

(Продавец достает, три кастрюли, две поварешки, дети видят ошибку, исправляют продавца, продавец извиняется, дает еще одну поварешку, сахар и просит заплатить пять рублей. Ребенок отсчитывает монетки из кошелька, благодарит продавца).


Продавец: Ребята, помните, когда вы будете варить варенье, будьте очень аккуратны, не подходите близко к печи и не хватайте руками горячие кастрюли, а то можете обжечься. Желаю удачи.

(Дети возвращаются к печке).

Воспитатель: Ребята, давайте выберем кто какое варенье будет варить.(Можно считалочкой).

(Дети раскладывают фрукты ягоды по кастрюлям, ставят на плиту, «повара», начинают варить, а остальные дети считают до десяти. Варенье готово.)

Воспитатель: Какое варенье у тебя получилось? Из чего ты варил свое варенье, какое оно получилось? (яблочное, малиновое, сливовое).

(Воспитатель предлагает вылит каждое варенье в одну банку и рассказывает о том, что если перемешать варенье разного вида, то получится фруктово-ягодный ассорти, просит повторить детей это новое название).

Огонёк: Ой, ребята, какое ароматное у на получилось фруктово-ягодное ассорти.

(Предлагает понюхать остальным)

Воспитатель: Какое у нас варенье получилось?

Дети: Вкусное, ароматное, полезное и т. д.

(Звучит тревожная музыка, дети идут через густой, дремучий лес, рассматривают птиц на деревьях, говорят их названия, интересные факты из их жизни)

(Появляется макет избушки Бабы Яги)

Огонек: Ребята, кажется мы пришли или я ошибаюсь.

(Дети подтверждают, что это избушка Бабы Яги, т. к. она стоит на курьих ножках)

Огонек: Ребята, я боюсь, а кто смелый и не боиться Бабы Яги? Наверное тот, кто смелые, а кто у нас смелый.

(Смельчаку предлагается подойти и постучать в дверь избушки)

(Появляется за ширмой Баба Яга)

Баба Яга: Кто стучится ко мне в дверь? Кто посмел нарушить мой покой?

Смельчак: Я, смельчак?

Баба Яга: Зачем ты пожаловал Смельчак?

Дети: отдайте нам пожалуйста Морковку.

Баба Яга: Ха, ха. ха! Морковку! Она мне самой пригодиться. Я из нее суп собралась варить.

(Дети предлагают на обмен варенье, Баба Яга спрашивает какое, просит дать понюхать, спрашивает из чего варили и с восторгам отдаёт детям Морковку)

Морковка: Ой, ребята спасибо, что вы меня выручили из плена Бабы Яги. Дайте я вас обниму, мне было так страшно у Бабы Яги.

Баба Яга: Да ладно, не жалуйся, я тебя не обижала. Идите быстрее из леса, а то я могу и передумать.

(звучит музыка, дети уходят к площадке, Огонек просит их не бежать, а помочь ему и Морковки добраться до дома)

(Звучит спокойная музыка воспитатель предлагает детям лечь на ковер, отдохнуть, а затем предлагает продолжить игру на площадке с куколками)