Развитие речи детей через ознакомление с природой. Формирование речевой компетенции детей через ознакомление с природой родного края. Наблюдения, в результате чего развивается

Елена Лушникова
Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой

«Природа -единственная книга , каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В. И. Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе , к «рукотворному миру» , к окружающим людям».

Природа является наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребёнка, врачует, утончает органы восприятия, обогащает представления и знания, благоприятствует обогащению развитию речи детей . Могучим средством развития мышления и речи детей является окружающая природа . Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приёмами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах, явлениях : их существенные признаки, выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. Развитию мышления и речи детей способствует также прием противопоставления, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Ещё способствует и применение на занятиях приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, предлагается детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Активную мыслительную деятельность и развитие речи детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы . Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса знаний, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе , помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление,а значит, понять его. Формированию логического мышления и речи детей способствует упражнения по классификации и систематизации известных им факторов, т. е. объединение предметов и явлений по сходныи признакам в группы. Так, уже в дошкольном возрасте , детям доступно выделить в природе следующие группы или класификации : растения, цветы, овощи, фрукты. И, наконец, большое влияние на развитие умственных способностей и речи ребёнка оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное. Часто с помощью этого приемавыводятся правила по уходу за комнатными растенеями, за животными, обитающими в «Живом уголке» . Выводы формируются в виде суждений и умозаключений. Работая с детьми в старших группах, я на практике убедилась, что природа -это неиссякаемый источник знаний и обогащения речи детей . Я глубоко убеждена в том, что детство всегда должно быть связано с природой . Чем теснее контакт ребенка с миром животных и растений, тем он счастливее. Своей работой я стараюсь приблизить детей к природе , научить понимать и любить её, потому, богаче и прекраснее детства тех, кому открыта красота окружающего мира. Близкое общение с животными, сердечная привязанность, оставляет глубокий след в душе ребёнка. И мы не должны обеднять жизнь детей , лишая их незабываемых впечатлений. Научить детей воспринимать окружающий мир природы , её красоту, обогатить речь детей , научить мыслить, анализировать, сопоставлять стало целью моей работы, в результате которой я составила перспективный план, в который включила следующие разделы : «Где мы живем.» , «Дикорастущие культурные растения.» , «Красная книга» , «Будь природе другом » , «Снег и лёд» , «Что где растет, кто где живет» . Формы работы с детьми по обогащению словаря на основе художественных образов природы-это занятия , беседы, наблюдения на прогулке, труд в природе , дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, экскурсии, целевые прогулки. Входе проводимой мною работы с детьми использую различные методы : наглядный, словестный, практический, игровой. Часто использую их в сочетании друг с другом. Вопросы : как, зачем, почему, каквы думаете, почему вы так думаете, кто думает по-другому,- заставляют ребёнка размышлять, сравнивать, делать выводы. Можно выделять несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками : загадывание загадок, отгадывание загадок, доказательство правильности отгадок, сравнение отгадок об одном и том же, сравнение загадок о разном. В результате обогащается словарный запас, грамматический строй речи , развивается память и мышление . Значительно вырастает роль непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе , а также развитие речи непосредственно на прогулках, с использованием художественных образов природы , художественной литературы. Большую роль в развитии детей и привитии им чувства заботы и сострадания «Уголок живой природы » в группе, где собранны растения соответственно возрасту. На каждое растение есть паспорт, дети хорошо знают их названия, умеют ухаживать за ними. Совсем недавно родители подарили в группу морскую свинку. Дети с любовью и желанием наблюдают за их повадками. В результате систематических целевых прогулок, экскурсий, рассматривания художественных произведений, бесед, наблюдений, игр на природе , чтения стихов, отгадывание загадок, дети стали любознательнее , внимательнее и бережливее. Часто в их речи можно услышать образные, красивые слова- сравнения, определения. В нашем детском саду стали традиционными творческие дни, которые обогащают знания детей . Одним из творческих дней -День общения с природой . В ходе него детям предлагается окунуться в мир природы . В этот день проводятся занятия-путешествия, дидактические игры, игры-драмматизации. Можно наблюдать знания детей , сопоставлять их со знаниями детей другой группы (старших) . Важной формой обогащения словаря детей с использованием природы , предметов или явлений, являются занятия. Они проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану. На занятиях я стараюсь не только закрепить знания детей , а также сообщить детям новые сведения. Цель работы с детьми в ходе занятий-это развитие познавательных процессов (наблюдательности, мышления и речи детей , обогащения их словаря, воспитание интереса и любви к природе . Для этого использую различные методы : наблюдение натуральных объектов, труда взрослых; дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, беседы и т. д. Провела такие занятия по познавательному развитию , как «Живой мир» , «Царство природы » , «Птицы» , «Комнатные растения» . Интересно проходять занятия-эксперименты в специально созданных условиях. Привлекаю детей к проведению на занятиях, прогулках или в уголке природы , а так же на участках детского сада, несложных опытов, которые помогают развитию наблюдательности , воспитанию активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы :замерзанию воды, превращению льда в воду, образованию радуги и т. д. При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений, делают выводы и умозаключения. Воспитывать успойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост. Для фиксации того, что дети наблюдают, служат зарисовки об увиденном. Это обогащает речь детей . Дети, как бы ещё раз, запоминают все, что видели и отражают в своих рисунках. Все выше перечисленное я стараюсь донести до родителей. В беседах с ними учу обращать внимание их детей на красоту окружающей природы , на бережное отношение к ней. Объясняю, что во время наблюдений расширяется кругозор детей , развивается речь и времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное : как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях и т. д. Известно, что любовь к природе должна развиваться с раннего детства . С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы , думать о красоте. И чем раньшне маленький человек познакомится с удивительным миром природы , тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – это средство общения и познания, и является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствуя и обогащая её. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Развитие речи процесс сложный, творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников через познание мира природы.

В дошкольном возрасте дети постигают мир природы и человека. Детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях животного и растительного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, вода, песок, земля и др.) и природными материалами (дерево, глина и т. д.)

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребенок может определять сам: цвет, форма, вкус, запах, размер и т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, - это свойства предметов, повадки животных Например, Волк. Портрет – большой зверь, хищник. У него есть глаза, уши, хвост и т. д. Тело покрыто шерстью. Повадки – живут семейными группами, а зимой объединяются в стаи.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади) .

Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни) .

Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, стекло, пластилин, ткань и т. д.) Полученные представления закрепляются в деятельности детей.

Детей знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других) , бытовой (труд для себя и семьи) , отдых, увлечения (труд для души) .

Большое значение для речевого развития играют средства, методы, приемы, используемые для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. д.) используются и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (куст, цветок, дерево, пенек и т. д.)

По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может она приведет нас в сказку» . «Подойдите к этому цветку. Может быть, здесь спряталась сказка?»

Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок) , отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор пойдет о сказке «гуси – лебеди» . Дети рассматривают дерево, ветки, листья, плоды (если есть) , пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.

Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, пожелания. Воспитатель всегда готов выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Благодаря системному контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластичных формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления, сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказыванием детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи и фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины) . Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей, листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов, оттенков листьев.

В октябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматриваются плоды деревьев и кустарников (боярышник, шиповник, рябина и др.) Дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы.

Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая) . Обращается внимание на разнообразие листьев в природе: с сильно изрезанными краями, с одной пластинкой (подорожник) , с тремя пластинками (клевер) . Дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду., жесткие, хрупкие во время заморозков.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (ель, сосна, лиственница) . Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за инеем, снегом. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказанием помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов купальницы, одуванчиков, мать-и-мачехи показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисовании, лепке, аппликации) . Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. Дети, под наблюдением воспитателя работают ножницами, используют трафареты, штампы.

Итак, работа по познавательно – речевому развитию проводится в системе и охватывает все ее стороны (словарь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь) . Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, используя интегрированный подход и здоровье - сберегающие технологии, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.


Развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с природой
Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие детей.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и как отмечают многие ученые и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Одним из эффективных средств речевого развития детей является ознакомление с природой. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «и ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы и «... составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит личность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме» связи явлений и предметов природы.
Стержневой идеей содержания образования является ведущая роль культурной языковой среды, отношение к родному языку как к достоянию нации, как к воздуху, которым дышат и живут люди. Действительно, язык непрерывно вбирает в себя и бережно хранит несметные сокровища исторического опыта целых поколений, следы жизни каждого из них и голос родной природы.
П.А. Вяземский подчеркивал, что язык есть исповедь народа, в нем слышится природа, его душа и быт. Д.С. Лихачев слова с корнем «род» (природа, родник, родинка, народ, родной, родина, родители, город) называл родниками родимой природы. К.Г.Паустовский мечтал о словаре «природных» слов с разделами: «слова лесные», «полевые», «луговые», о временах года, метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных. Писатель считал, что в русском языке для всего существующего в природе есть множество хороших слов и названий, и чтобы убедиться в этом, необходимо изучать емкий и меткий язык народа – неиссякаемый источник его мудрости.
Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребенка с традициями культуры слова как способами взаимодействия с природой, чтобы дети, как отмечал К.И. Чуковский, не чувствовали себя иностранцами в области родного языка, бездушно говорящими речевые штампы. Универсальность художественного языка помогает ребенку глубже почувствовать и понять традиции взаимодействия общества с Природой.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи.
Многие педагоги обращают внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, «чтобы каждый день приносил что-то новое, и чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Своей необъятностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в логичности и самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе ознакомлению с природой с целью развития речи детей должно уделяться отдельное внимание.
В логопедической группе проблема развития речи стоит наиболееостро, является для работающего в ней педагога предметом пристальноговнимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всехкомпонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Крометого, у детей с ОНР не достаточно сформированы познавательные процессы,тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление,воображение), а также моторика.
Детей дошкольного возраста часто называют «Почемучками», у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир, людей, природу.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития, и в первую очередь речевого.
Используя лексику природоведческой тематики, можно подобрать лексико-грамматические игры и упражнения, а также упражнения на звукопроизношение, в которых у детей развивается речь, формируются познавательные процессы, нравственные нормы поведения, расширяется кругозор, появляются дополнительные возможности для развития творчества, происходит развитие эмоциональной сферы.
Сделав такие выводы, я стала более углубленно заниматься этой проблемой: подобрала содержание работы, составила перспективный план на весь учебный год. Принципы планирования следующие:
Реализация задач всестороннего развития детей.
Проведение работы во всех видах деятельности - учебной, бытовой,трудовой, игровой.
Работа начинается с ближнего окружения, постепенно горизонтырасширяются.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
Работа по развитию речи детей при ознакомлении с природой проводится мной круглогодично, не прекращаясь даже летом.
Важнейшим условием в работе по развитию речи является использование игры и игровых приемов. Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Только через игру ребенок качественно и эффективно усвоит сложный дидактический и речевой материал. В процессе игры формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях, воспитывается активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащается духовный мир детей. А это все в свою очередь содействует умственному и речевому развитию.
В занятиях природоведческой тематики я использую разнообразные виды игр: дидактические игры и упражнения, игры и этюды на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, подвижные игры.
Психолог А.В. Запорожец, описывая роль дидактической игры, указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Этим требованиям отвечают дидактические игры природоведческой тематики: «Когда это бывает?», «Что знаешь - расскажи», «Угадай, что где растет» и др.
Дети, посещающие речевые группы, зачастую имеют не только дефекты речи, но и специфические характерные особенности. Они быстро утомляются, не могут сосредоточиться на длительный период, отвлекаются, а некоторые сидят спокойно, но не могут ответить на вопрос, или отвечают невпопад. Часто дети бывают агрессивны, у многих отмечается повышенная возбудимость, у некоторых, наоборот, вялость. Мы хотим развить в детях эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, воспитывать интерес к родной природе, любовь и бережное отношение к растениям и животным. Поэтому и возникают такие задачи, как развитие у детей коммуникативных навыков, развитие и коррекция эмоциональной сферы, выработка положительных черт характера. Для этого я использую игры, этюды, психогимнастику, описанные в литературе (например, в работах Л.Н. Кряжевой, М.И. Чистяковой, Л.М. Шипициной), а также собственные разработки.
Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.)
С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали растения на участке. В каждом явлении природы, в каждом листочке или травинке, в каждом жучке или бабочке дети учились видеть прекрасное, замечали, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, к водоему обогащали детей новыми впечатлениями, учили их видеть и замечать то, мимо чего они ранее проходили.
Во время экскурсий мы с детьми заготавливали разнообразный природный материал: плоды, семена, камушки, ракушки, перья птиц, шишки, желуди. Детям очень нравится выполнять поделки из природного материала. Изготовление поделок не только сближает ребенка с природой, но и дает радость созидания творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка, мелкую моторику, что особенно важно для детей речевой группы.
Формирование навыков устного речевого высказывания тесно связано с развитием психических процессов, таких как восприятие, воображение, мышление, поэтому на занятиях больше внимания уделяется развитию этих процессов. Развивающее занятие – это своеобразный «сплав» беседы, игры и художественно-выразительных средств. Здесь ребенок является не пассивным слушателем, а активным участников, умеющим не только слушать, но и задать вопрос, дополнить взрослого. Ребятам предлагаются игры «Что изменилось?», «Узнай по описанию», «Забывчивый покупатель».
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, не нарушать логические связи между фрагментами рассказа. Они учатся планировать развернутое высказывание и выделять главные смысловые звенья рассказа.
На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы обучения. Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно - логического мышления, памяти и фантазии позволяют воспитывать самостоятельно мыслящую творческую личность. На занятиях дети знакомятся с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней.
В своей работе использую методику «расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, воображения и образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Стихи изначально предполагают осуществление действий, доступных детям. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова. Стихи о природе полезны для закрепления знаний о ней. Они используются в процессе наблюдений, в качестве физкультминуток, проводимых на занятиях, в виде игры, в свободное время. В стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей с речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Стихи не только развивают память, речь, мелкую и крупную моторику, чувство ритма, мимическую выразительность, но и закрепляют интерес к природе, формируют интерес к поэзии, совместной с взрослыми и сверстниками деятельности.
Очень эффективны в работе с детьми речевых групп занятия, включающие приемы мнемотехники. Мнемотехника помогает решать задачи по развитию у детей различных психических функций, умений, навыков, таких как:
Память.
Мышление.
Способность анализировать, вычленять части, объединять объекты в пары, группы, целое.
Умение систематизировать.
Умение логически мыслить.
Образное мышление.
Умение составлять связный рассказ.
Умение решать дидактические, общеобразовательные задачи.
Смекалка.
Навык правильного воспроизведения графических элементов.
Приемы мнемотехники часто используются на занятиях по развитию речи природоведческой тематики. Мнемокарты-подсказки помогают детям составить, вспомнить и воспроизвести связный рассказу о том или ином времени года, описать зверя или птицу, с помощью коллажей они легче запоминают стихи.
В работе по развитию речи детей при ознакомлении с природой необходимы помощь и понимание важности этой работы со стороны родителей. После изучения с детьми некоторых тем я советую родителям для закрепления приобретенных детьми знаний совершить с ними экскурсии, при этом даю родителям необходимые краткие рекомендации (что и как наблюдать). Предлагаю сходить с детьми в парк, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
Известный педагог К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики, Научить детей воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, видеть красоту и великолепие природы, пробуждать благородные чувства, развивать воображение, речь, формировать любовное, заботливое отношение к живой природе - важнейшие задачи и воспитателей и родителей. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен. И описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного творчества.

Цикл наблюдений за рыбками в аквариуме, рисование, аппликация, лепка рыбок, рассматривание иллюстраций. Игра «Караси и щука».

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением рыб и различных млекопитающихся, живущих в море. Рисование на тему «По морям, по волнам».

Рассматривание иллюстраций, чтение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, обобщающая беседа. Лепка «Обезьянки на пальмах».Сюжетно- ролевая игра «Доктор Айболит».

Рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы. Аппликация «Где-то на белом свете». Лепка «упряжка оленей».

Рассматривание камешков, иллюстраций, чтение познавательной литературы, сказка П. Бажова «Серебрянное копытце».Аппликация «Дом мы строим из камней».

Всероссийский конкурс детского рисунка. Участие детей в конкурсе.

Беседа по наблюдениям за явлениями природы. Чтение «Лесные домишки» В.Бианки, рисование «Весеннее небо», аппликация «Подснежник».

Экскурсия на грачевник. Наблюдения за птицами на участке, заучивание стихотворений, игра – имитация «Строим гнезда».

Чтение познавательной литературы, стихотворений о домашних животных.Наблюдения за кошкой и собакой. Беседы с детьми о их домашних животных.

Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке и территории детского сада. Обобщающая беседа. Рисование «Цветущая ветка».

Наблюдения за растениями на участке, заучивание стихов и загадок, анализ растения мать – и мачехи. Игра- имитация «Соберем нектар с цветов». Игра «Отгадайте почему?»

Экскурсия в парк. Наблюдение за пробуждением природы после зимы. Игра «Отгадай чей голос». Рисование «Первый весенний букет»

Рассказ воспитателя о использовании человеком природы, о бережном отношении к ней. Беседа о заповедниках. Игра «Чем мы можем помочь природе?»

Развитие речи детей при ознакомлении

с природой в дошкольном возрасте

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью идинамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Слайд № 1,2.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.Слайд № 3,4.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.Слайд № 5

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Слайд № 6 . Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. Слайд № 7. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.Слайд № 8.