Игры с кварцевым песком для детей. Картотека на тему: Картотека игр с песком. Игра «Цветные заборчики»

Все дети любят играть в песочнице. При помощи игр в песок можно обучать и развивать детей. Лучшие развивающие игры с сухим, мокрым и кинематическим песком для детей 2-3 лет, 3-6 лет приводятся в статье.

Развивающие игры с песком для детей 2-3 лет: простые и интересные занятия для малышей

На протяжении многих лет психологами, педиатрами, аналитиками разрабатывалась система песочных познавательных, обучающих и проективных игр, которые помогают ребенку стать полноценной личностью. Рассмотрим несколько игр в песок для малышей 2-3 лет.

Пересыпаем песок

Малыша 1,5-2 года можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. Малышу это обязательно понравится.

Куличики из песка

Делать пасочки из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

Отпечатки на песке

  • Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.
  • Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие.
  • Для сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.
  • Также можно предложить малышу сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.

Откапывание спрятанной в песке руки взрослого

Поиграть с малышом можно и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.


Игры с песком для детей 3-6 лет: занятия по развитию мелкой моторики, фонематического слуха

Игра «Поиски спрятанных сокровищ»

С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать признаки и свойства предметов , с помощью которых он отличается от других.

Ход игры:

  1. В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.
  2. Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
  3. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида .

Можно разнообразить игру, сказав детям, что нужно найти сокровища, зарытые в песке грозным капитаном пиратов Флинтом. В качестве сокровищ могут использоваться монеты (современные, оставшиеся с советских времен, привезенные из отпусков). Для старших ребят можно нарисовать карту и пометить крестиком место закопанных сокровищ, а затем вместе с ними смело отправляться на их поиски.

Как использовать игру в песок «Поиски спрятанных сокровищ» для обучения детей буквам, цифрам, геометрическим фигурам?

Чтобы игра превратилась в развивающую, можно закопать в песок буквы, цифры, различные геометрические фигуры. Также можно спросить у ребенка, какого цвета и размера эти предметы. Ребенок может узнать, что предметы могут быть как разными, так и одинаковыми по нескольким признакам – цвету, форме, величине и другим.

Игра «Найди пару»

  1. Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.
  2. По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке.
  3. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.
  4. Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. Игра помогает

Игра «Путешествие к звукам»

С помощью игры в песок можно помочь ребенку развить фонематический слух, то есть познакомить его с миром звуков, научить различать отдельные звуки или их сочетания в словах. Это и является краеугольным камнем в звукопроизношении и правописании.

В этой игре звук не является самой маленькой непонятной для ребенка единицей языка, а становится настоящим сказочным персонажем. Чтобы было понятно, как играть, рассмотрим игру «Путешествие в страну гласного звука «А»». Для того чтобы приступить непосредственно к игре взрослому нужно к ней тщательно подготовиться.

Подготовка к игре:

  • Нужно приготовить фигурки фруктов, овощей, животных, деревьев в названиях, которых встречается гласный звук «А». Если таковых нет, то их можно сделать самостоятельно: перевести на бумагу, раскрасить и приклеить на картон, сделать из пластилина, соленого теста или других подручных материалов.
  • На фигурки нужно прикрепить букву «А».
  • Приготовленные фигурки нужно поставить около песочницы.
  • Найти или сделать деревянную, пластиковую, наконец, картонную букву «А». И отправляться вместе с ребенком в увлекательное путешествие — в страну принцессы гласного звука «А».

Ход игры:

  1. Для наглядности родитель вместе с ребенком может построить из песка замок и поместить туда приготовленную букву «А».
  2. В этой стране есть синее-синее море, в котором плещутся малютки — а кулята. Из песка можно огородить море, в котором будут плескать фигурки акул (на них нужно приклеить или повесить изображение буквы «А»).
  3. Также в этом царстве есть прекрасный сад, в котором растут а пельсины, а рбузы, а брикосы, а также обитают разные птицы – а ист, а льбатрос и красавец-попугай А ра. Из песка нужно построить стены и огородить сад, в котором и будут находиться вырезанные и приклеенные на картон деревья и ягоды, а также фигурки птиц (можно сделать самим, вырезать).
  4. Чтобы ребенок мог вдоволь поиграть в этой стране, он должен назвать слова, в которых как раз слышится звук «А» в начале, середине и конце. Испытание это не из легких, ребенок может нуждаться в помощи. Если ребенок пока не может самостоятельно привести примеры, ему можно подсказать, но стараться поддерживать его интерес к игре.

Начать игру можно так. В сказочной стране жило много звуков – гласные и согласные (сразу вводиться понятие гласных и согласных звуков). К одному из них прекрасной принцессе гласному звуку «А» и отправимся в гости. У этой принцессы есть друзья и зовут их А лёна, А ртур, А рина и А нтон. В их именах звук «А» стоит в начале.

Также у принцессы есть любимые родители па па -король и ма ма -королева . В словах «мама» и «папа» звук «А» встречается в середине и конце слова.

Кроме того, во дворце также есть домашние животные: кошка , собака , морская свинка , которых очень любит принцесса. В словах «собака», «кошка», «свинка» звук «А» находится в конце слова. Как только ребенок самостоятельно или с помощью родителей выполнит задание, он получит возможность посетить сказочную страну, в которой и живет принцесса «А», поиграть с самой принцессой, а также другими героями.

Советы родителям

Не стоит перегружать ребенка и знакомить его со всеми звуками сразу, внимание малышей довольно быстро рассеивается, и он может и вовсе потерять всякий интерес к игре и изучению дальнейших звуков. Следуя этому примеру, можно постепенно познакомить ребенка со всеми гласными и согласными звуками, каждый раз придумывая различные истории. А после, когда ребенок будет знать все звуки, можно знакомить и с графическим их обозначением – буквами.

Также при изучении того или иного материала следует опираться на индивидуальные способности ребенка. Кто-то быстро постигнет предложенный ему материал и будет ждать новых открытий, а с кем-то придется задержаться в той или иной сказочной стране.

Радужные баночки

Наверное, у каждой мамы остается много лишних и ненужных баночек от детского пюре, которые могут лежать на кухне в шкафу даже несколько лет. Таким баночкам всегда найдется применение для детского творчества. Например, из них можно сделать подсвечники с помощью клея и соли. А можно, используя такие баночки, песок и мелки сделать украшения для комнаты. Для его изготовления понадобятся следующие материалы:

  • мелкий просеянный песок лучше белый, но если такого нет, можно использовать и желтый;
  • цветные мелки для рисунков на асфальте или художественная пастель;
  • баночка от детского пюре.

Ход работы:

  1. На белый лист нужно насыпать просеянный песок и цветным мелком растереть его.
  2. После этого нужно пересыпать цветной песок в приготовленную баночку.
  3. Далее нужно взять чистый лист и вновь повторить эту процедуру уже с мелками другого цвета. И так продолжать до тех пор, пока баночка не заполнится. После заполнения, закрыть баночку крышкой. И поделка готова.
  4. Пересыпать каждый слой песка следует очень аккуратно, чтобы они не смешались и не превратились в песок непонятного цвета.


Идеи для летних игр для детей с песком и водой

Игра «Как напоить песочек?»

Привить любовь малыша к опытам можно с помощью простой игры, используя при этом самые простые материалы – песок и воду. Ребенок должен увидеть, что одним из свойств песка является его умение впитывать воду. Показать ему это можно на наглядном примере. Для этого ребенок должен собрать из сухого песка горку и сделать в ней ямку. Именно в эту ямку потихоньку он и будет вливать воду из лейки с тонким носиком. Сначала малыш увидит, что ямка по мере вливания песка будет становиться все глубже, получится небольшое озеро, наполненное водой. Но постепенно это озеро будет мельчать, так как вода будет впитываться песком и исчезнет, а песок из сухого превратиться в мокрый.

Игра «Поварята»

Все дети любят лепить из песка, но в летнюю жару песок часто высыхает и становится рассыпчатым, из него невозможно что-то лепить. Можно показать малышу, что если набрать в формочку такой песок, то не получится сделать из него фигурку. Поэтому, выходя на улицу в жаркую погоду, можно брать с собой бутылочку с водой, чтобы поливать песок и делать его пригодным для лепки. Так как дети любят играть в ролевые игры, то можно поиграть с ними в настоящих поваров, которые работают в большом ресторане и которым нужно приготовить много разных блюд для настоящего праздника. Приглашенными гостями могут быть куклы, машинки, фигурки лего и другие различные игрушки. Для игры понадобятся лопатки, ведра, разные формочки и игрушечная посуда (тарелки, чашки, ложки и чайник). С помощью разных формочек малыши могут напечь огромное количество «десертов», украсить их листиками, палочками, цветами и даже сухим песком – сахарной пудрой. Останется только расставить чашки и налить из чайника чай, и гости могут угощаться.

Развивающие игры с кинетическим песком для детей

Играть с песком сегодня стало возможно не только на улице в хорошую погоду, но и дома. Для можно использовать домашнюю песочницу с живым или кинетический песок. Так же, как и на улице из него можно делать города, строить домики и гаражи, тоннели, делать куличи. Можно и разнообразить игры, чтобы они стали не только увлекательными, но и познавательными. Ролевые игры всегда привлекают ребенка, поэтому можно играть в строителей, поваров-кондитеров, в зоопарк, пляж и т.д. Для примера приведем игру – домашний огород.

Игра «Домашний огород»

Из кинетического песка можно сделать настоящий домашний огород. Сформировать из песка забор огорода, сделать грядки и посадить в них различные фрукты и овощи. Для игры можно использовать игрушечные овощи и фрукты, а можно сделать их самих из пустой коробки из-под яиц и раскрасить их гуашью или акрилом. Как только «овощи» и «фрукты» будут высажены, нужно будет сделать еще несколько табличек из картона, написать на них название овощей и воткнуть их в песок рядом с грядками. Поливать посадки можно только понарошку, так как кинетический песок нельзя мочить. Потом урожай можно собрать. Так ребенок познакомится с различными навыками огородника, узнает, какие бывают овощи и фрукты, рассмотрит их цвета и формы, а также сосчитает урожай. И все это будет в увлекательной и интересной форме.

Игра «Самая высока башня»

У кинетического песка есть несколько особенностей. Строения из него очень прочные, но как только давление наверху превышает допустимый вес, они могут моментально рухнуть. Эти свойства можно использовать для игры. Если играют несколько детей, можно им предложить конкурс – чья башня будет выше. Выиграет тот, чья башня будет выше и крепче. Строить башню можно любой формы. В ходе такой игры ребенок познакомится с такими понятиями как высокий — низкий.

Песок – универсальный и очень практичный материал для игр. Податливая масса может принимать любые формы в руках детей, развивая их мышление и моторику. Для такого способа развития нет преград – в каждом дворе многоэтажек есть песочница, ее можно организовать на даче и даже в квартире.

Каждый ребенок проходит этапы познавания песка: от элементарного к более сложному. Знакомство начинается в раннем возрасте, в 1 или 1,5 года. Здесь велика роль взрослых, которые должны научить своего малыша играть с песком.

Совет! Не обязательно для малышей делать «стерильный» песок, важно, чтобы он был чистым. Для этого можно взять сито и просеять песочную массу в подготовленную емкость или насыпать речного песка. Просто соблюдайте правила гигиены: мойте руки и лицо после каждого времяпровождения на улице.

Содержание статьи:
1.
2.
3.

Игры с песком для детей от 1 года до 3 лет

До 3 лет набор предметов для игры в песочнице одинаковый:

  • лопатка;
  • грабли;
  • ведерко;
  • формочки;
  • небольшая лейка;
  • сито;
  • тачка или грузовик для перевозки;
  • мельница для песка.

Для игры подходит сухой и мокрый песок. Для первого опыта подойдет сухой материал. Возьмите его в руки и покажите ребенку, что его можно:

  • Пересыпать из одной руки в другую.
  • Поднимать лопаткой и перекладывать с места на место.
  • Насыпать в ведерко или тачку.
  • Соединить в небольшую горку.

Вы должны четко проговаривать каждое движение, чтобы в последующем ребенок сам мог выполнять такие действия под вашим голосовым контролем.

После того как произошло ознакомление и малыш стал уверенно обращаться с лопаткой, можно приступать к более затейливой игре.

Игры с сухим песком

«Спрячь предмет» . Малыши с удовольствием будут искать закопанную в песок игрушку или камешек. Также вы можете поменяться ролями и стать «искателем». Добавьте к развлечению эмоциональные возгласы радости, когда предмет будет найден. Это даст стимул ребенку, и он станет усерднее выполнять свою роль.

«Палочка – выручалочка» . Возьмите любую веточку и создавайте рисунки на песчаном полотне. Так можно нарисовать не только отдельный предмет, но и создать картину. А если взять плоскую цветную емкость и насыпать на дно немного песка, то ребенок отчетливее увидит рисунок и захочет повторить.

Сухой песок можно насыпать в любые емкости и мешочки, запускать специальную песочную мельницу и грузить в самосвалы.

Игры с мокрым песком

Для того, чтобы попробовать новый вид развлечений, понадобиться небольшое ведерко или лейка с водой. Намочите песочную массу, чтобы она имела густую консистенцию, и приступайте к творчеству.

«Куличи» . В любом возрасте большое удовольствие доставляет игра с различными формочками. Сделав фигурку, можно дополнить ее подручным материалом — листьями, веточками, камням, а также сделать рисунок. Например, вылепили бабочку, дорисуйте внизу цветок. Так ребенок сможет определять среду обитания животных и насекомых.

«Кто это такой?» Слепите из песка различные детали и сделайте из них животных или человечков, а раскатанные в ладонях песочные жгутики можно превратить в причудливые контуры или буквы.

«Испеки пирог» . Все хотя бы раз в жизни делали пирог из мокрого песка. Ему можно придать любую форму: круга, квадрата, овала, а если немного потрудиться получится двухъярусный торт. Здесь фантазию не остановить – его можно украшать палочками, листьями, камешками, мелкими игрушками.

Одновременно можно играть и с сухим, и с мокрым песком. Научите ребенка правильно организовать вокруг себя пространство, чтобы было свободное место для игры, и, решив немного отдохнуть, он не мог сломать песочные фигуры.

«ЗАмки» . Детям постарше, когда они перестанут ломать построенные фигуры, будет интересно создавать домики с подъездными дорожками и деревьями. Для гаражей со множеством парковочных мест понадобятся машинки, а чтобы игра была реалистичнее, возьмите с собой маленьких человечков или солдатиков.

«Отпечатки» . Берите любые формочки, листья, палочки, ракушки, если вы на пляже, и оставляйте отпечаток на песке. Покажите, что можно оставить свои ладошки и пятки, а также сравнивайте размеры ладоней взрослых и малышей.

Каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда маленький ребенок ломает песочные фигурки не только свои, но и окружающих детей. Не стоит его ругать и уводить из песочницы, постарайтесь увлечь его новой игрой с песком или вместе сделайте что-то и сломайте. При этом нужно терпеливо объяснять, что трогать чужое нельзя, а ломать можно только то, что построил сам.

Игры с песком в детском саду (для детей дошкольного возраста)

Обучающие игры

Многие дошкольные учреждения практикуют песочную терапию для развития детей и подготовки их к школе. Вооружившись необходимым материалом, можно научить ребенка:

  • находить лишний предмет;
  • формировать знания об окружающем мире и рассказывать о нем.

«Сколько всего?» Закопайте по всему периметру песочницы камешки или мелкие игрушки, предложите ребенку их найти. Каждый найденный предмет громко и отчетливо считайте – один, два, три и т.д. Для начала используйте 5 предметов, постепенно увеличивая их количество.

«Найди лишнее» . Для этой игры можно использовать карточки с картинками, маленькие игрушки (отличны вариант – пластмассовые фрукты, овощи, различные животные или предметы обихода). Прикопайте в песок 3 предмета, среди которых 1 будет лишний, например, свинья, собака и слон (слон – лишний, потому что обитает в дикой природе). Таким образом можно продумать множество вариантов.

«Кто где живет?» Заройте в песок карточки с домашними и дикими животными. Пусть ребенок вытаскивает их и раскладывает в разные стороны. После того, как все картинки извлечены, внимательно просмотрите их и, если есть ошибки, объясните своему чаду, где живет и чем питается животное, которое он определил неправильно. Важно, чтобы ребенок знал название каждого животного и проговаривал его при нахождении рисунка.

«Что здесь спряталось?» Когда ребенок знает частично алфавит и счет до 10, помещайте в песок буквы и цифры, которые он знает. Находя карточку, он должен проговаривать то, что на ней изображено. Постепенно добавляйте незнакомые символы и вместе изучайте их. Таким образом можно учить цвета.

Развивающие игры с песком для детей

Игры с песком применяют для развития:

  • мелкой моторики рук;
  • тактильных ощущений;
  • воображения;
  • памяти;
  • внимания.

«Отгадай – кто я?» Заройте в песок объемные фигуры и ребенок с закрытыми глазами должен нащупать и определить, что это за предмет. Можно задавать наводящие вопросы.

«Чудо – чудное» . Предложите детям нарисовать на песке или слепить из мокрого песка необычных героев. После проделанной работы они должны объяснить кто или что это.

«Мое место» . Расставьте на песке несколько фигурок, машинок или других игрушек (не больше 5) в ряд. Пусть ребенок внимательно посмотрит, запомнит и отвернется. Вы тем временем поменяйте 2 предмета местами, а ваше чадо должно вернуть все в исходный вариант.

«Лепка» . Из мокрого песка создавайте большие замки и парковки с тоннелями. Сделайте миниатюру вашего двора с лавочками, площадкой и цветочными клумбами. Можно сделать целое строительное предприятие в одной стороне подвозить песок с водой и смешивать их, далее на самосвале везти массу к месту стройки.

Современный рынок предлагает большой ассортимент дидактического материала для всех возрастов. Вы можете купить уже готовую продукцию проявить фантазию.

Игры для снятия психоэмоционального напряжения

«Поздоровайся с песком» . Предложите ребенку «сказать привет» песку. Пусть он дотрагивается до песочной массы разными способами: каждым пальцем, потом вместе, всей ладонью, ее тыльной стороной. Каждое движение должно сопровождать слово «привет». Далее пересыпайте песок из одной руки в другую, подставьте ребенку свои ладони, а потом насыпьте на его ручки.

«Дождик лей» . Из песка создайте импровизированный дождик – наберите в руку песок, поднимите ее и разожмите ладонь. Предложите сделать то же самое ребенку, игру можно сопровождать песенкой или стихотворением про дождик.

Для расслабления погружайте руки в песок, пересыпайте его в разные емкости, поливайте из лейки. Каждый из вариантов понравится вашему ребенку, если вы сами проявите к этому интерес.

Занятия с песком для младших школьников

Принцип обучения и развития на основе песочной массы остается прежним, только меняется материал и его подача в зависимости от степени восприятии детей. В песок помещаются слоги, из которых нужно составить слова, а из слов – предложения. Карточки с примерами или с рядом цифр, в которых пропущено несколько знаков, станут тренировкой математических навыков.

Усложните игру:

  • «Что лишнее?»: берите от 5 до 8 карточек, где лишними будут несколько предметов.
  • «Кто я?»: доставая фигурку, ребенок должен назвать несколько ее признаков.
  • «Мое место»: добавляйте предметы и меняйте местами несколько позиций.

Чтобы по-настоящему удивить детей приобретите «волшебный» песок – кинетический. Эта масса на 98% состоит из песка и 2% занимает силиконовый полимер, который заставляет песок «оживать». С его помощью создаются фигуры разной сложности, можно вылепить рыбу, плывущую на волнах или геометрическую фигуру с четкими контурами. Производитель добавляет в упаковку не только причудливые формочки, но и подробную инструкцию по правильному применению песка и разные варианты его использования.

Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Педагогу будет полезно узнать, какими интересными играми можно увлечь воспитанников при помощи обычного природного ресурса или с использованием кинетического песка.

Правила игры с песком

Практически в каждом магазине игрушек вы можете найти наборы для творчества с песком. Производители позаботились о безопасности детей, сделав эти наборы чистыми по составу. Однако чаще всего играть с песком в ДОУ ребятам приходится на улице — это не просто интересно, но и полезно для . В дошкольном возрасте они проявляют активную любознательность, задают вопросы буквально обо всем, что видят и слышат. В ходе песочной игры малыши могут получить ответы на многие вопросы и проявить свои исследовательские черты. Существует несколько картотек игр для разных возрастных групп и ситуаций.

Для начала нужно познакомить детей с правилами обращения с песком:

  • Нельзя кидаться в других детей и сыпать песчинки на себя. Игры с песком, который находится на улице, могут стать причиной травмирования слизистой оболочки глаз или засорения ушей.
  • Каждому ребенку нужно понять, что мешать другим детям нельзя.
  • Когда игра закончится, нужно всем вместе помочь воспитателю собрать игрушки.

Затем нужно предложить взять песочную массу в руки и пропустить сквозь пальцы, попросить рассказать о полученных ощущениях. Это требуется для того, чтобы понимать свойства сухих песчинок, их легкую отделимость друг от друга. После можно взять игрушечную леечку и намочить небольшую часть песочницы водой, при этом обращая внимание детей на то, что мокрый песок стал липким и поменял цвет. Вода может также стать предметом игр, как отдельным, так и дополнительным.

Игры с песком: картотека

Существует множество игр с песком, которые формируются в картотеки – они отличаются друг от друга не только сюжетом. Здесь очень важна цель игр. Педагог старается познакомить каждого своего подопечного с окружающим миром, донести до него информацию, которая сможет дать ответы на интересующие вопросы. Вместе с этим крохи развиваются физиологически и учатся правильно общаться друг с другом. Приведем самые распространенные варианты игр.

«Веселые отпечатки на песке» В ходе этой игры малыши знакомятся со свойствами горной породы, развивают воображение и координацию движений. Педагог вместе с ними делает отпечатки рук и ног. Для развития воображения можно предложить детям дорисовать отпечатки, превращая их в затейливые узоры.

«Сыщики» Развивает образное мышление, моторику рук, зрительную память и наблюдательность. Сначала педагог показывает и дает подержать детям игрушки, которые будут использоваться в процессе. Потом воспитатель просит ребят повернуться спиной, а сам в это время должен спрятать игрушки в песочную массу. Дети должны нащупать предмет и, не доставая его, сказать, что это такое.

«Сито-решето» Увлекательный процесс, который развивает тактильные ощущения и моторику. Воспитатель делает небольшую кучку из сухой песочной массы и прячет в нее мелкие игрушки (например, из шоколадного яйца), потом показывает детям, как надо просеивать песчинки. Малыши находят игрушки по ходу.

Кроме типичных вариантов, вы можете предложить детям младшей группы рисовать на мокром от воды песке, как мелом: солнышко, кружочки, квадратики. В средней и подготовительной группе уже можно просить отобразить в рисунке какой-то сюжет, даже написать уже выученные буквы и цифры. Обычная песочница может превратиться в учебник или школьную доску, на нем будут рисоваться картины, отпечатываться сандали и ладошки. В детском саду ребенок познает природу вместе с педагогом.

Игры с кинетическим песком

Кинетический песок – материал, схожий по текстуре с мокрым, однако в отличие от обычного, он не дает ощущения влажности, в него не нужно вливать воду. Кроме того, этот материал более пластичный и может иметь разные цвета. Игры с ним не менее интересны и познавательны, чем с обычным, а иногда даже позволяют проявить фантазию и расширить спектр занятий. И так, картотека ниже.


«Кулинар» Развивает мелкую моторику, учит считать. Если использовать цветной кинетический песок, дети учатся угадывать цвета. Для процесса понадобятся различные формочки. Педагог показывает детям, как лепить куличики. Можно играть как с обычным, так и с цветным песком. Для нарезания тортиков берут пластиковый нож для пластилина. Дети учатся делить «выпечку» на кусочки, а заодно считать.

«Заборчики» Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений. Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек. Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.

«Познаем мир» Учит детей ориентироваться на плоскости, познавать окружающий мир. Понадобятся мелкие игрушки, например, фигурки животных, деревьев и машин. Можно использовать обычный мокрый песок, но лучше взять разноцветный кинетический. Педагог вместе с детьми делит песочницу на небо и землю, то есть сгребает песок вверх и вниз. Дети должны правильно расставить фигурки и рассказать о том, какими эти предметы бывают в реальной жизни. Например, небо можно быть синего цвета, а земля – зеленого. На верхней половине ставятся фигурки птиц, самолетов, внизу – машинок и животных.

Польза от игр с природным материалом

Игры с песком, землей, камешками помогают избавиться от негативной психической энергии, особенно хорошо действуют на гиперактивных малышей. Педагог во время игры может передавать детям жизненно важные качества: уважение, доверие, сопереживание, просто рассказывая сказку или интересную поучительную историю. Дети с нарушениями речи быстрее осваивают упражнения, если они отражены на песке. Учить буквы во время игр с песком тоже намного легче, их можно писать палочкой, или лепить при помощи пластиковых формочек.

При помощи песочной терапии ребенок учится предметному и ландшафтному дизайну. С помощью песка, воды и других материалов он строит горы, создает озера, пускает речки, прорывает туннели, возводит целые города. Расширяется кругозор, развивается ориентация в пространстве.

Простые на первый взгляд игры стабилизируют эмоциональное состояние, речь, внимание и память, но самое главное – ваш подопечный учится понимать себя и окружающих. Обязательно порекомендуйте родителям в полной мере воспользоваться картотекой дома или в песочнице во дворе. На случаи плохой погоды обязательно согласуйте с родительским комитетом покупку наборов песка для занятий внутри группы. Наборы продаются в простых магазинах игрушек и интернете.

Если есть желание и возможность принести для занятий в группу песок с улицы, то необходимо подготовить для такого досуга специальный стол с бортиками. И маленький ребенок и воспитанник подготовительной группы детского сада будет один или в команде со сверствниками с интересом собирать фигурки или строить что-то из песка. Дайте возможность детям пройти курс песочной терапии!

«Откуда берётся песок»

Цель: выяснить, откуда в природе берется песок

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Описание: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

«Из чего состоит песок»

Цель: выяснить, из чего состоит песок

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Описание: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

«Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал : пакеты с теплым и холодным песком.

Описание : Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком, пересыпьте его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.

«Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание : Предложите сделать куличик из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

«Песочная страна»

Цель : выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материал : песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.

Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

«Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Описание: Одну часть песочницы полейте водой, другую - оставить сухой. Предложите сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки - окошечки - пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.

«Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.

Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке хорошо отпечатываются следы, на сухом нет.

«Куда исчезла вода»

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Описание: в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

«Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Описание: попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставьте до высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Описание: насыпьте мокрый песок в формочки, сделайте фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

«Вот ведерко, вот совок»

Цель: Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится как тесто, из него можно лепить.

Материал: песок, сито, вода, формочки для песка, баночки.

Описание: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку поставить эксперимент - из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии и т. п.

Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?

Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце - песок сухой; его намочили или шел дождь - песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного лаборанта.

Полезные стихи о песке, об играх с песком


Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без пеней

Пирогов и куличей.

А из камешков - печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка:

Кушай, кушай, мамочка,

Сладкие два пряничка!

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал песок!

Мы в песочнице играем,

Строим домик из песка,

Увлеклись, не замечаем,

Что носки полны песка.

Принесли воды в ведёрке,

Чтобы не сломался дом,

Красовался на пригорке,

Мы его водой польём.

Замок строим из песка,

Будет башня высока.

И ворота будут тоже,

Ну а жить там будет... ежик!

Нам привезли песок на сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем?!

Я полил песок водой

И сложил его горой

Папа взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец-

Ай да папа молодец!

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен...

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

Я не ем, я не сплю –

Я куличики леплю.

На песочке у воды

Встали ровные ряды.

Свежий воздух, море, лето...

Жарким солнышком согреты,

Вырастают куличи -

Крепыши и силачи!

Силачей из песка

Огромное количество!

Это храбрые войска

Песочного Куличества!

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

Речной песочек, меленький –

Хорош для куличей.

Склонился повар беленький

Над формочкой своей.

А вот Андрюша с Васенькой –

Ребята хоть куда.

Везут в машинах красненьких

Песок туда-сюда.

Бывают столкновения –

Но это не беда.

Ссора – на мгновение,

А дружба навсегда.

Большая настоящая

Кипит работа тут.

И люди работящие

В песочнице растут.

Мы в песочнице играем.

Мы копаем, мы копаем.

Помогайте, бабушки.

Выбирайте камушки.

Помогайте, помогайте.

Нас с Марусей не ругайте.

Пообедаем потом.

Нам достроить нужно дом.

Дом большущий - с Машу ростом.

Ну, а это так непросто.

Так что - не до мелочей.

Строим дом из куличей.

Стройкомпания у нас.

Дом построим - высший класс!

В доме место всем отыщем.

Пусть, жильцов в нем будет тыща!

Кукол всех туда поселим.

Так, что скоро новоселье!

Приходите отмечать.

Поздравления кричать!

Раз, совочек! Два, совочек!

И ведёрко из пластмассы.

Во дворе у нас песочек.

Настроение – прекрасно!

Мамы вывели играть

Сыновей и милых дочек.

Хорошо, что к нам опять

Привезли во двор песочек!

Из песочка куличей

Напечём мы самых, самых!

– Любят наших малышей! –

Говорят друг другу мамы.


Кто не играл в своей жизни в куличики? Наверное, каждый из нас когда-то этим занимался. Давайте от самого простого кулича получим максимальную пользу. Предлагаю серию игр в непростые куличи.

Для начала научите своего малыша их делать. А когда он освоит этот несложный процесс, усложните его.

Такие разные куличи

Вам понадобятся

❀ Обычно куличи делают при помощи ведерка и совочка. Скажите, что куклам (мишкам, зайцам и т. д.) надоело покупать в кукольном магазине одинаковые куличи. Предложите сделать их, используя разные формочки. Во-первых, это разнообразит игру, а во-вторых, если вы предложите формочки в виде квадрата, прямоугольника, круга или овала, то попутно закрепите знания геометрических форм.

Назови соседей

Вам понадобятся: формочки для песка, совочек.

❀ Игру в обычные куличи можно превратить в математическую. Выставьте на бортике песочницы от 5 до 10 куличиков (все зависит от возраста ребенка и его умения считать). Предложите их сначала просто пересчитать в прямом и обратном порядке. Затем скажите, что все сделанные ребенком куличи поселились в одном доме и стали друг другу соседями. Но пока еще они не знакомы друг с другом и не знают, кто в какой квартире живет.

❀ Предложите помочь новоселам познакомиться друг с другом. Сначала сами назовите соседей каждого кулича. Например, соседями второго кулича стали первый и третий. А затем попросите ребенка так же назвать соседей каждого кулича. Для начала можно называть всех по порядку, от первого до последнего. А затем вразнобой. Пусть малыш назовет соседей второго, пятого, третьего, первого кулича.

❀ Если вы уже выучили с ребенком цифры, то можно для подсказки пронумеровать куличи.

❀ В эту игру можно играть и дома, и на улице. Куличи можно заменить игрушками или вагончиками от паровозика. Идеально подойдут кубики с цифрами.

Кулич заблудился

Вам понадобятся: 2 вида формочек для песка, совочек.

❀ В этой игре куличи будете делать вы. Итак, сделайте несколько куличей одной формы и один — другой. Скажите, что куличи пошли гулять, и один из них заблудился. Предложите ребенку найти его. Спросите, почему он выбрал именно этот кулич.

Большие и маленькие

Вам понадобятся : различные формочки для песка, совочек.

❀ Скажите малышу, что куличи можно делать совершенно разными формочками — от крышечки от лимонада до ведра. Предложите сделать много куличей, не используя одинаковых форм. Когда это задание будет выполнено, попросите найти только большие куличи (ребенка старшего возраста — высокие). Затем — маленькие (низкие). Спросите, каких больше — больших или маленьких.

❀ Эта игра поможет малышу ориентироваться, а в дальнейшем и использовать в своей речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше», «выше» и «ниже».

❀ Так же можно познакомить и с понятиями «широкий» и «узкий».

День рождения

Вам понадобятся: несколько игрушек (желательно моющихся), большая формочка для песка, совочек.

❀ Ваш малыш любит выносить на прогулку полдома? Ну, что ж, найдем этому применение. Идем со всем багажом в нашу любимую песочницу. Скажите, что у куклы Тани сегодня день рождения. И, как положено, на дне рождения будут гости — все те игрушки, которые вышли гулять.

❀ Чем же их угостить? Конечно, тем, без чего не обходится ни один день рождения. Предложите малышу испечь торт или каравай. Пусть возьмет большую (лучше широкую) форму для песка или ведерко и сделает большой кулич. Можно украсить кулич травкой или цветочками и, конечно, воткнуть свечи, которыми могут быть палочки.

❀ Теперь, когда приготовления закончились, начали приходить гости: прискакал зайка, пришел мишка, прилетел петушок. Следите, чтобы каждый из них, придя в гости, здоровался. Пусть малыш представит каждого гостя и рассадит всех вокруг кулича. Теперь пора разделить угощение, да так, чтобы всем досталось поровну.

❀ Не забудьте про именинную песенку. Спойте ее вместе с ребенком:

Как на Танины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ширины,

Вот такой узины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай.

❀ Если поблизости играют детишки, предложите и им поучаствовать в игре.

Малышкина математика

Вам понадобятся: игрушка, формочки для песка, совочек.

❀ Для начала предложите ребенку сделать несколько куличей. Похвалите малыша и скажите, что у него получились очень «вкусные» куличи. Во всяком случае, их аромат разнесся по всему двору. И кукла Маша, почувствовав вкусный запах, решила зайти к вам в гости. Обыграйте ситуацию. Предложите своему ребенку пригласить гостью к столу. И вот теперь, когда игра в самом разгаре, можно вводить математические задания:

♦ Кукла Маша съела один (или два кулича). Сколько осталось? Скольких гостей еще можно угостить?

♦ Скоро придут еще две игрушки. По сколько куличей им достанется?

♦ Кукла Маша испекла вкусные печенья и принесла 3 штуки угостить вашего малыша (сделайте сами или попросите вашего ребенка сделать три кулича другой формочкой). Сколько всего «сладостей» стало?

♦ Введите в игру озорную собачку, которая прибежала и сломала 1 кулич. Сколько осталось?

❀ Заданий можно придумать множество. Ребенок, играя, даже не заметит, что на самом деле решает математические задания.

Куличная геометрия

Вам понадобятся: различные формочки для песка, совочек.

❀ Для того чтобы играть в эту игру, детей необходимо сначала научить различать разные геометрические фигуры, а затем, играя, закрепить знания.

❀ Предложите ребенку не просто делать из песка куличи, а использовать для их изготовления разные формы. А чтобы было интересней, немного пофантазируйте. Скажите, что в одних кукольных странах все треугольное, в других — прямоугольное, а в третьих — круглое. Предложите ребенку накрыть столы для жителей разных кукольных стран и выложить куличи в форме треугольника, прямоугольника или круга, закрепляя тем самым знания малыша о геометрических формах.

❀ Детям старшего возраста можно предложить построить пирамиду из куличей. Только учтите, что занятие это сложное. Куличи легко ломаются. Лучше взять небольшие формочки для песка.

Незаменимые куличи

Вам понадобятся: формочки для песка, совочек.

❀ Если у вас два ребенка разного возраста, то от старшего вы наверняка слышали множество раз: «Мам, он сломал мой домик!» (или гараж, или замок, или что-то еще). Чтобы избежать таких проблем, займите ваше младшее неугомонное чадо: предложите малышу оформить въезд в гараж, который выстроил брат для своей машинки. Или пусть делает куличи с обеих сторон дорожки. Дело это долгое, ведь дорожка может быть длинной, а куличи должны быть аккуратными и выложены с обеих сторон.

❀ Можно сделать клумбы возле построенного старшей сестричкой домика. Для этого нужно сделать куличи и воткнуть в них листочки. Станет красиво и тихо, и дети играют вместе. А не это ли то, чего вам так хотелось?

Вырастить пальму

Вам понадобятся : формочки для песка, совочек.

❀ Рассмотрите на картинке или нарисуйте на песке пальму. Обратите внимание малыша на ее ствол. Предложите ему сделать пальму из формочек для песка. Для этого поставьте перевернутые формочки одну на другую, а в последнюю насыпьте мокрого песка и воткните зелень. Вот и получилась пальма. В ее тени наверняка захочет прогуляться кукла вашего малыша или маленький игрушечный львенок.

Маленький помошник

Вам понадобятся : различные формочки для песка, игрушечная посудка, совочек.

❀ Раз уж мы говорим о помощи маме, то хочу посоветовать вам, дорогие мамы, почаще приобщать ваших детей к кухне. И делать это можно как дома, так и на прогулке, играя в песочнице. Скажите, что сегодня к вам придут гости и нужно испечь вкусные печенья. Насыпьте в ведерко песок и покажите, как, какими движениями вы замешиваете тесто. Затем пусть ваш малыш попробует сделать это сам. А потом при помощи формочек для песка «напечет» эти самые печенья, украсит их листиками или камешками и угостит вас и гостей. Заодно можно потренироваться в счете и пересчитать получившиеся печенья.

❀ А можно из того же песочка сварить «супчик». У многих детей есть игрушечная посудка. Возьмите ее на прогулку. Пусть они, как положено, сварят суп в кастрюльке и «покормят» игрушки, но так, чтобы всем хватило. Занятие это очень полезное.

❀ Дома вы можете продолжить обучение. Смело наденьте на малыша фартук. Не забудьте перед этим вымыть ему руки. Пусть малыш выполняет посильную работу, стоя рядом с вами на стуле или даже сидя на столе. Пусть отсчитает нужное количество продуктов, скажем, вареных яиц, картофелин или крабовых палочек, отмерит стаканом нужное количество муки или чайной ложечкой — сахара. А может быть, даже и смешает какие-нибудь компоненты. Не превращайтесь в сварливую хозяйку, дайте поозорничать. Только немного! Если ребенку скучно или он не умеет смешивать продукты ложкой или миксером, пусть сделает это руками. Это и смешно, и приятно на ощупь, и продукты перемешиваются.

❀ Дети постарше смогут сами испечь печенье или приготовить компот или кисель. Пусть украсят печенье ягодами и посыплют сахарной пудрой. Готовую выпечку можно красиво уложить в корзиночку, к которой привязать бантик, и поставить на стол или подарить бабушке, как первое блюдо ее внучки или внука. То-то она будет счастлива!

Запутанные дорожки

Вам понадобятся: несколько игрушек.

❀ В эту игру хорошо играть на песке — на нем хорошо видны отпечатки ног. Летом в жаркий день можно поиграть и босиком — и приятно, и полезно.

❀ Рассадите игрушки по разные стороны песочницы. Затем протопайте дорожки к каждой из них, но не прямо, а немного попетляв. Теперь разучите стишок:

По веселой по дорожке

Зашагали наши ножки.

В гости к Зайке (кукле, Лиске...) мы идем.

Всех друзей с собой зовем!

❀ Когда стишок выучен, можно начинать играть. Постройте детишек друг за другом и идите в гости к Зайке, к Лисичке, а потом к кукле. Начинать движение нужно каждый раз с одного и того же места. Шагать нужно друг за другом, не обгоняя и не выходя за границы дорожки.

❀ Играть можно столько раз, сколько захочется. А можно и продлить игру, оставшись «в гостях» у любимой игрушки. Здесь подвижная игра плавно перейдет в сюжет- но-ролевую.

Чьи следы

❀ Эта игра для самых маленьких, и она очень незатейлива по своей сути, зато польза от нее преогромная — во время игры малыш развивает сенсорные способности. Можно использовать игру как мини-занятие по математике. А если ребенок играет босиком, это еще и закаливание.

❀ Играть можно одному или нескольким детям. Предложите ребенку для начала приложить ладошку к песку и посмотреть, какой на нем останется след. Затем можно наступить на песочек босой ножкой и посмотреть, какой след остается от ступни. «А у пальчиков свои следы», — скажите своему малышу. Пусть он аккуратно прикладывает пальчики к песочку — сначала по одному, потом по два или три. Обратите внимание малыша на то, что все братцы-пальчики разного роста. Назовите каждого из них. Используйте слова «выше», «ниже», «больше», «меньше». Ребенку будет очень интересно наблюдать за процессом отпечатывания. А затем можно приложить к песку и кулачки. Предложите приложить их с разных сторон.

❀ Если ребенок постарше, пусть придумает следы каких-нибудь животных или птичек, а может, и вовсе не известных нам существ. И не беда, что ваше чадо до локтей вывозится в песке. Главное — ваш малыш познает мир. А дома всегда найдется вода, чтобы смыть грязь.

Каждому зверю своя норка

Вам понадобятся: мелкие игрушки (желательно, чтобы они были моющимися), набор пластмассовых зверей.

❀ Наверняка вы много рассказываете детям об окружающем мире, жизни растений и животных. Именно это необходимо в нашей игре.

❀ Часто, особенно в начале лета, во дворы привозят новый песок. И лежит эта большая куча, пока ее не перетащат в песочницу и по домам для посадки домашних растений. В это самое время можно поиграть в игру «Каждому зверю своя норка».

❀ Ваш малыш уже знает, какому зверю какая норка нужна: какому-то узкая и длинная, а какому-то просторная и широкая. Вот и предложите ему вырыть норки для разных зверей и разместить их по квартирам, да так, чтобы каждому она пришлась впору.

❀ Игра закрепит знание и умение пользоваться понятиями «шире», «уже», «выше», «ниже», «больше», «меньше», «длиннее», «короче».

Необычный массаж

Вам понадобятся: пластмассовые яйца из «Киндер-сюрпризов», формочки для песка.

❀ Лето — прекрасная пора не только для игр, но и для закаливания вашего ребенка. А уж если можно соединить одно с другим, это вообще замечательно. На песочной площадке разровняйте песок и уложите всевозможные формочки и половинки пластмассовых яиц из «Киндер-сюрпризов» выпуклой стороной вверх, Массажный коврик готов.

❀ Теперь предложите походить вашему малышу, а может, и его маленьким друзьям по нему босиком. Вполне возможно, что и вам захочется разок-другой пройтись и почувствовать приятный массаж.

❀ Можно оставить несколько формочек для игры в куличики и чередовать эту игру с закаливанием.

❀ Подобный массаж можно проводить и в домашних условиях. Для этого нужно сделать массажный коврик. Его основой может стать обрезок линолеума или ковролина. Прикрепите к нему половинки от пластмассовых яиц из «Киндер-сюрпризов». Располагать формочки нужно плотно друг к другу. Или можно нашить всевозможные пуговицы, имеющиеся дома. В этом случае для основы подойдет и обычная ткань. Такой коврик прослужит долго вам и вашему малышу.

Весёлая ладошка

Вариант 1

❀ Если ваш малыш вдруг заскучал на прогулке, сделайте удивленное лицо и спросите, как это можно скучать, когда у него есть замечательная веселая ладошка, с которой можно играть в веселую игру. Конечно же, его скука сразу улетучится, а ей на смену придет любопытство. Тут-то вы и расскажете, что в ладошке спрятано множество всяких персонажей. Надо только приложить ее к песку, обвести прутиком и внимательно приглядеться.

❀ Подскажу вам, что, приглядевшись, можно увидеть:

♦ Петю-петушка (большой палец — это шея, остальные пальчики — туловище и хвост. Остается только пририсовать голову, гребешок и ноги со шпорами);

♦ осьминожку (увидеть ее можно, если обойти рисунок и посмотреть на него вверх ногами, т. е. пальчиками вниз, а верхушку закруглить и нарисовать голову);

♦ лебедя (если 4 пальчика сложить вместе, то вы легко увидите длинную шею и грациозное тело лебедя. Дорисуйте только голову);

♦ кленовый листочек;

♦ человечка (если обвести ладошку, сложив вместе мизинец и безымянный и так же указательный со средним пальчиками. Пририсуйте вторую руку и голову).

❀ И еще множество всего, что вы или ваш малыш разглядите. Можно придумывать персонажи, разглядывая контур одной ладошки, а можно и двух, например, для бабочки. В этом случае туловищем станут два сложенных вместе больших пальца.

❀ Теперь у вас получилась целая галерея «ладошкиных» рисунков. Можно устроить настоящую выставку и пригласить друзей вашего ребенка посетить ее. Пусть он сам расскажет о своих шедеврах.

Вариант 2

❀ Пополнить галерею можно и другими рисунками. Обрисовав одну или две стопы, попробуйте увидеть в них новые персонажи. Может быть, они будут фантастическими. Например, четырехлапый гусь или солнышко, у которого вместо лучиков — лапки.

❀ Можно обрисовывать, а можно просто разуться и рисовать, оставляя отпечатки ног или ладошек.

Палочка-выручалочка

Как часто можно услышать на улице: «Брось палку!». Мало кто задумывался, что именно она может стать вашей выручалочкой на прогулке. Вспомните советский мультфильм, в котором обычная палка превращалась у ежика то в палку, с помощью которой он перепрыгнул яму, то в выручалку, которая помогла вытащить зайчишку из болота. Вот и мы с вами сейчас превратим обычную палочку в выручалочку.

Палочка - рисовалочка

Вариант 1

❀ В детстве мы все любили рисовать палочкой на песке. Почему бы ни научить этому вашего малыша? Пусть нарисует солнышко, цветочек, киску.

❀ Ребенок слишком мал и у него не получается? Тогда помогите ему. Нарисуйте круг, а лучики пусть он пририсует сам. Нарисуйте голову кошки, а он пририсует носик, глазки и длинные усы. Даже самые маленькие справятся с таким заданием.

❀ А уж сколько радости будет у малыша оттого, что мама рисует вместе с ним!

❀ Вместе можно нарисовать и большую картину. Вы рисуете то, что сложнее, а ребенок то, что попроще. Скажем, вы — зайчишку, а малыш — цветочек в его руке или солнышко над его головой. Вместе у вас может получиться целая картина на песке.

Вариант 2

❀ Ребенок стал старше и ему уже не очень интересно рисовать палочкой все, что он видит? Не беда. Усложните задание, загадав что-нибудь. Пусть малыш сначала отгадает, что вы загадали. Для этого ему нужно задавать вопросы, на которые вы будете отвечать только «да» или нет». Например:

— Это предмет?

— Это животное?

— Оно пушистое?

— Оно умеет лаять?

— Оно мяукает?

❀ После этой небольшой викторины малыш должен нарисовать то, что вы, как ему кажется, загадали. Можно ввести поощрения и штрафные баллы. Затем поменяйтесь ролями. Ребенок будет загадывать, а вы задавать вопросы и рисовать.

Палочка-писалочка

Вариант 1

❀ Загадайте слово и напишите палочкой на песке только первую его часть. Окончание слова пусть угадает и допишет ребенок.

❀ Учтите, что малыш может выдать вам несколько вариантов слов, начинающихся так же. К примеру, вы загадали слово «самолет» и написали «сам». Ребенок может предложить слова «самокат» или «самосвал».

❀ Если ребенок еще мал для того, чтобы писать и читать, можете просто называть первую часть слова, а он пусть добавляет окончание.

Вариант 2

❀ Другой вариант этой игры: напишите не первую, а вторую часть слова или, вообще, его середину.

Вариант 3

❀ После того как ваш ребенок освоит игру, предложите ему придумать как можно больше слов из букв, составляющих отгаданное слово. Например, из слова «самолет» можно составить такие слова, как «лето», «тело», «мол», «мост» и другие. Кто придумает больше слов или у кого слова длиннее, тот и победит. Все варианты пишите палочкой на песке. Для того чтобы не повторяться, записывайте слова ребенка в одну колонку, а свои — в другую.

Палочка-считалочка

Вариант 1

❀ Для начала предложите вашему ребенку заняться интересным занятием — собиранием небольших палочек. Когда он соберет штук 10-12, пусть втыкает их в песок и при этом считает, сколько палочек он воткнул. Затем вы можете начать убирать по одной, а малыш будет говорить, сколько осталось.

Вариант 2

❀ Вместе с ребенком сложите из собранных палочек какой-нибудь несложный рисунок. Самое простое — это солнышко. Теперь попросите малыша сосчитать, сколько палочек потребовалось для работы. Пусть пересчитает лучики.

❀ Затем скажите, что надвигается тучка и начинает закрывать от нас солнышко, лучиков становится все меньше. Убирайте по одной палочке-лучику, а малыш пусть потренируется в обратном счете.

❀ Игру можно повторить, сказав, что тучка прошла, солнышко снова выглянуло и заиграло своими лучами.