Моторные функции у детей с дизартрией. Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. эмоционально-личностной и двигательной сфер

1.4 Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией

моторный функция дизартрия дети

Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Может отмечаться ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными. Отмечаются нарастание мышечного тонуса рук при подъеме их вверх, легкий тремор пальцев; уход языка в больную сторону, легкие гиперкинезы языка.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников с дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная зависимость.

Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого органического движения языка в сторону и в виде гиперкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легком посинении (цианозе) кончика языка. Ограничение объема движений глазных яблок (III-IV-VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблюдается у некоторых детей. Со стороны тройничных нервов (V пара) наблюдаются параличи. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появляются синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пары) проявляется за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Отмечается недостаточное сокращение мягкого неба. Наблюдаются трудности произвольного расслабления мышц и произвольного дыхания с изменениями по речевой инструкции длительного вдоха и выдоха, направления воздушной струи то через рот, то через нос.

У детей с легкой степенью дизартрии нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:

1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений.

Нарушение моторики у детей с дизартрией носит широкий характер. Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Моторика детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети с дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. У детей с дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувственность в области артикуляции. При переключений речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.

Их моторная несостоятельность особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где эти дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.

Выполнение пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев. Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми. У части детей при выполнении задания для одной конечности наблюдаются сопутствующие синкинезии - движения пальцев другой руки. Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Анализ выполнения пальчиковых проб показал, что несколько сложнее для воспроизведения оказались пробы на поочередное выпрямление пальцев, а не сгибание.

У детей с дизартрией значительные трудности вызывает динамическая организация двигательного акта. Наиболее нарушенным является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенном функционировании премоторных систем, обеспечивающем кинестетическую организацию движений.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:

1.Антропофонические - искажение звука;

2.Фонологические - отсутствие звука, замена, недифферинцированное произношение, смешение.

При фонологических дефектах наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечается нарушения письменной речи.

У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата:

Спастичность -- повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретическрй дизартрии.

Гипотония -- снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда -- при гиперкинетической дизартрии.

Дистопия -- меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии -- непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.

У детей с церебральным параличом часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной -- гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц.

Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппара та -- это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено зву-копроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной -- от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.

Отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.

Нарушения дыхания.

Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.

Нарушения просодики.

Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже -- ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность -- рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

Гиперкинезы -- непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения мышц языка, лица (гиперкине-гическая дизартрия).

Тремор -- дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Тремор языка отмечается при атак-тической дизартрии.

Нарушение координации движений (атаксия).

Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях ив скандированности ритма речи.

Дисметрия -- это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды).

Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованйем и артикуляцией -- асинергия.

Атаксия отмечается при атактической дизартрии.

Наличие синкинезий.

Синкинезии -- непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).

Оральные синкинезии -- открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.

Нарушение акта приема пищи.

Отсутствие или затруднение жевания твердой пищи, откусывания; поперхивание, захлебывание при глотании. Нарушение координации между дыханием и глотанием. Затруднение питья из чашки.

Вегетативные расстройства.

Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. Гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях. Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышен ное потоотделение во время речи.

Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста

Когнитивное развитие -- развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика...

Изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста

3.1. Обработка результатов по методике «Проба Де Греефе» Данные по этой методике представлены в приложении 1. Обработка результатов по данной методике состоит в ранжировке мест, присвоенных испытуемым каждому человеку...

Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Нарушение моторных функций при дизартрии

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи...

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Анализируя полученные результаты...

В современной медицинской литературе дается определение моторики (от motus-- движение) как двигательной активности организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений...

Особенности моторных функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Создание особых условий для развития моторной сферы детей с общим недоразвитием речи является обязательным условием полноценного развития личности и здоровья ребенка...

Особенности моторных функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. , [р], [р"].

Ра с с т ройс т ва

звукопроизноше ния

от рицат е льно

в л и я ю т

на формирование

фонематической

и лексико-грамматической

затрудняют

школьного

обучения

и вызывают

вторичные

недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная

окраска

речи.

У детей-дизартриков

интонационно-выразительная

наблюдаться

отсутствует

мелодичность

и выразительность

испытывают

трудности

передаче

различных

эмоциональных

состояний

усталость,

удивление),

особенностей

характера

животных

и сказочных

персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным

о б р а з ом

с в я з а н

с эмоциональным

состоянием

немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос

громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь

детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи

или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает

их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии - нарушен

он ускоренный,

у других -

замедленный.

Недостатки

темпо-ритмической

отраженном

проговаривании

за взрослым

чистоговорок

в ускоренном

воспроизведении

ритмических

рисунков

отхлопывания

отстукивания

карандашом

по столу.

не владеют

проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Неречевая симптоматика

Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей

моторике и мелкой моторике рук.

Артикуляционная

моторика.

с дизартрией

медленнее

пережевывают

оставляют

недоеденными

за щекой.

специальном

логопедическом

обследовании

выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного

аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения

«качели»

и «маятник»),

трудности

в вытягивании

и растягивании

(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство

удержания

в заданном

положении

(«иголочка»,

«лопата»),

трудности

в удержании

раскрытого

недостатки

артикуляционной

моторики

сопровождаться

гиперсаливацией

(повышенным

слюнотечением),

тремором

(дрожанием)

и цианозом

(посинением)

описанные

проявления

обусловлены

нарушением

иннервации

артикуляции

вследствие

неврологической патологии в анамнезе.

Общая

моторика.

Несмотря

на то, что

степенью

дизартрии

не наблюдается

выраженных

параличей

и парезов,

моторика

отличается

неловкостью

и недостаточной координированностью,

от сверстников

в ловкости

и точности

движений,

быстро утомляются при функциональных нагрузках.

специальном

обследовании

недостатки

статической

и динамической

координации

движений,

двигательную

диспракию

(нарушение

произвольных

движений)

и атаксию

(нарушение

равновесия). Это проявляется в следующем:

неустойчивость

особенно

с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной

или даже двух ногах;

затруднения

по «мостику»,

расчерченной

дорожке, а также по спортивной скамейке;

неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;

трудности при подражании или имитации движений (как идет

солдат, летит птица, режут хлеб).

На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией

отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения

на другое.

Особенно

моторная

несостоятельность

на занятиях

по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме

движений, а также при переключении с одного движения на другое.

В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат

органические

нарушения

центральной

проявляющиеся

изменениях

гиперкинезов

и патологических

рефлексов,

является

из проявлений

и другой неврологической патологии.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом

овладевают

навыками

самообслуживания:

застегнуть

пуговицу,

развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш

и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная

неловкость

на занятиях

по аппликации

и с пластилином,

прослеживаются

и трудности

пространственного

расположения

элементов.

Нарушение

дифференцированных

движений

проявляется

выполнении

проб-тестов

пальцевой

гимнастики.

затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» -

сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» -

поочередно

соединять

одноименные

«колечки» -

поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;

пробу А.Н. Корнева «кулак - ладонь - ребро».

Впоследствии

испытывают

трудности

в овладении

графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,

пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют

на их п с и х и ч е с ко е

зд о р о в ь е

и вторично

вызывают

н а ру ш е н и я

в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

Особенности психического развития

Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития

проявляются

в недостаточной

устойчивости

и концентрации

внимания,

в ограниченных

возможностях

распределения.

Дошкольники

теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых

заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.

Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной - ослабленность

и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.

Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти

вербальная

(речевая)

страдает

продуктивность

запоминания.

забывают

инструкции,

элементы

и последовательность

повторить

за взрослым

предложение

испытывают

проблемы

заучивании

стихотворений и при счете.

Восприятие.

Недостатки

восприятия

проявляются

в трудностях

усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют

похожие фигуры - круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий

и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей

например,

разрезанную

картинку

выполнить

конструирование по образцу.

Мышление.

речевыми

нарушениями

и другими

сторонами

психического

развития

обусловливает

специфические

особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для

овладения

мыслительными

операциями,

доступными

их возрасту,

в развитии

словесно-логического

мышления,

специального

обучения

овладевают

анализом

и синтезом,

сравнением

и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных

связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,

путают понятия «больше», «меньше».

Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие

пространственно-временных

представлений,

им трудно

признаки

и последовательность

некоторых

пространственных

(«спереди»,

«между»).

затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии

отражается на формировании навыков письма.

Эмоционально-волевая

сфера

и поведение.

Дизартрики

разнообразные

расстройства

эмоционально-волевой

и поведения.

проявляются

повышенной

эмоциональной

возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других -

в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям

настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,

начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная

эмоциональная

возбудимость

сочетается

с плаксивостью,

раздражительностью

и капризностью,

усиливаются

ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна

незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Вследствие

речевого

затрудняются

в установлении

контактов

со сверстниками,

испытывают

проблемы

и взрослыми.

родители

и педагоги

сталкиваются

с нарушениями

поведения,

проявляются

агрессии

и реакции

протеста

по отношению

к окружающим.

Перечисленные

недостатки

об особенностях

нервно-психического

здоровья

с дизартрией

и требуют пристального внимания специалистов.

дифференциальной

диагностики

расстройств

с дизартрией

необходимо

провести

комплексное

психолого-медико-

педагогическое исследование:

изучить, провести анализ медико-педагогической документации

ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;

состояние

моторики,

психических

уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.

Система

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с дизартрией

обязательно

включает

логопедическую

работу,

медицинскую

и психолого-педагогическую

помощь.

Такие

дети

нуждаются

в коррекции

недостатков

психоречевого

развития,

эмоционально-личностной и двигательной сфер.