1.4 Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией
моторный функция дизартрия дети
Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Может отмечаться ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными. Отмечаются нарастание мышечного тонуса рук при подъеме их вверх, легкий тремор пальцев; уход языка в больную сторону, легкие гиперкинезы языка.
Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников с дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная зависимость.
Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого органического движения языка в сторону и в виде гиперкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легком посинении (цианозе) кончика языка. Ограничение объема движений глазных яблок (III-IV-VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблюдается у некоторых детей. Со стороны тройничных нервов (V пара) наблюдаются параличи. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появляются синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пары) проявляется за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Отмечается недостаточное сокращение мягкого неба. Наблюдаются трудности произвольного расслабления мышц и произвольного дыхания с изменениями по речевой инструкции длительного вдоха и выдоха, направления воздушной струи то через рот, то через нос.
У детей с легкой степенью дизартрии нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;
4) в снижении количества правильно выполненных движений.
Нарушение моторики у детей с дизартрией носит широкий характер. Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.
Моторика детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети с дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. У детей с дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувственность в области артикуляции. При переключений речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.
Их моторная несостоятельность особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где эти дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.
Выполнение пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев. Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми. У части детей при выполнении задания для одной конечности наблюдаются сопутствующие синкинезии - движения пальцев другой руки. Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Анализ выполнения пальчиковых проб показал, что несколько сложнее для воспроизведения оказались пробы на поочередное выпрямление пальцев, а не сгибание.
У детей с дизартрией значительные трудности вызывает динамическая организация двигательного акта. Наиболее нарушенным является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенном функционировании премоторных систем, обеспечивающем кинестетическую организацию движений.
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:
1.Антропофонические - искажение звука;
2.Фонологические - отсутствие звука, замена, недифферинцированное произношение, смешение.
При фонологических дефектах наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечается нарушения письменной речи.
У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата:
Спастичность -- повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретическрй дизартрии.
Гипотония -- снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда -- при гиперкинетической дизартрии.
Дистопия -- меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии -- непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.
У детей с церебральным параличом часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной -- гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.
Нарушение подвижности артикуляционных мышц.
Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппара та -- это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено зву-копроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной -- от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).
Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
Отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.
Нарушения дыхания.
Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.
Нарушения просодики.
Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже -- ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность -- рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).
Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.
Гиперкинезы -- непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения мышц языка, лица (гиперкине-гическая дизартрия).
Тремор -- дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Тремор языка отмечается при атак-тической дизартрии.
Нарушение координации движений (атаксия).
Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях ив скандированности ритма речи.
Дисметрия -- это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды).
Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованйем и артикуляцией -- асинергия.
Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
Наличие синкинезий.
Синкинезии -- непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).
Оральные синкинезии -- открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
Нарушение акта приема пищи.
Отсутствие или затруднение жевания твердой пищи, откусывания; поперхивание, захлебывание при глотании. Нарушение координации между дыханием и глотанием. Затруднение питья из чашки.
Вегетативные расстройства.
Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. Гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях. Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышен ное потоотделение во время речи.
Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста
Когнитивное развитие -- развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика...
Изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста
3.1. Обработка результатов по методике «Проба Де Греефе» Данные по этой методике представлены в приложении 1. Обработка результатов по данной методике состоит в ранжировке мест, присвоенных испытуемым каждому человеку...
Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Нарушение моторных функций при дизартрии
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи...
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Анализируя полученные результаты...
В современной медицинской литературе дается определение моторики (от motus-- движение) как двигательной активности организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений...
Особенности моторных функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Создание особых условий для развития моторной сферы детей с общим недоразвитием речи является обязательным условием полноценного развития личности и здоровья ребенка...
Особенности моторных функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. , [р], [р"].
Ра с с т ройс т ва
звукопроизноше ния
от рицат е льно
в л и я ю т
на формирование
фонематической
и лексико-грамматической
затрудняют
школьного
обучения
и вызывают
вторичные
недостатки письма и чтения.
Интонационно-выразительная
окраска
речи.
У детей-дизартриков
интонационно-выразительная
наблюдаться
отсутствует
мелодичность
и выразительность
испытывают
трудности
передаче
различных
эмоциональных
состояний
усталость,
удивление),
особенностей
характера
животных
и сказочных
персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным
о б р а з ом
с в я з а н
с эмоциональным
состоянием
немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос
громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь
детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи
или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает
их высказывание в речь «на бегу».
Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии - нарушен
он ускоренный,
у других -
замедленный.
Недостатки
темпо-ритмической
отраженном
проговаривании
за взрослым
чистоговорок
в ускоренном
воспроизведении
ритмических
рисунков
отхлопывания
отстукивания
карандашом
по столу.
не владеют
проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей
моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная
моторика.
с дизартрией
медленнее
пережевывают
оставляют
недоеденными
за щекой.
специальном
логопедическом
обследовании
выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного
аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения
«качели»
и «маятник»),
трудности
в вытягивании
и растягивании
(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство
удержания
в заданном
положении
(«иголочка»,
«лопата»),
трудности
в удержании
раскрытого
недостатки
артикуляционной
моторики
сопровождаться
гиперсаливацией
(повышенным
слюнотечением),
тремором
(дрожанием)
и цианозом
(посинением)
описанные
проявления
обусловлены
нарушением
иннервации
артикуляции
вследствие
неврологической патологии в анамнезе.
Общая
моторика.
Несмотря
на то, что
степенью
дизартрии
не наблюдается
выраженных
параличей
и парезов,
моторика
отличается
неловкостью
и недостаточной координированностью,
от сверстников
в ловкости
и точности
движений,
быстро утомляются при функциональных нагрузках.
специальном
обследовании
недостатки
статической
и динамической
координации
движений,
двигательную
диспракию
(нарушение
произвольных
движений)
и атаксию
(нарушение
равновесия). Это проявляется в следующем:
неустойчивость
особенно
с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной
или даже двух ногах;
затруднения
по «мостику»,
расчерченной
дорожке, а также по спортивной скамейке;
неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
трудности при подражании или имитации движений (как идет
солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией
отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения
на другое.
Особенно
моторная
несостоятельность
на занятиях
по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме
движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат
органические
нарушения
центральной
проявляющиеся
изменениях
гиперкинезов
и патологических
рефлексов,
является
из проявлений
и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом
овладевают
навыками
самообслуживания:
застегнуть
пуговицу,
развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш
и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная
неловкость
на занятиях
по аппликации
и с пластилином,
прослеживаются
и трудности
пространственного
расположения
элементов.
Нарушение
дифференцированных
движений
проявляется
выполнении
проб-тестов
пальцевой
гимнастики.
затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» -
сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» -
поочередно
соединять
одноименные
«колечки» -
поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;
пробу А.Н. Корнева «кулак - ладонь - ребро».
Впоследствии
испытывают
трудности
в овладении
графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,
пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют
на их п с и х и ч е с ко е
зд о р о в ь е
и вторично
вызывают
н а ру ш е н и я
в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Особенности психического развития
Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития
проявляются
в недостаточной
устойчивости
и концентрации
внимания,
в ограниченных
возможностях
распределения.
Дошкольники
теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых
заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.
Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной - ослабленность
и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.
Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти
вербальная
(речевая)
страдает
продуктивность
запоминания.
забывают
инструкции,
элементы
и последовательность
повторить
за взрослым
предложение
испытывают
проблемы
заучивании
стихотворений и при счете.
Восприятие.
Недостатки
восприятия
проявляются
в трудностях
усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют
похожие фигуры - круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий
и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей
например,
разрезанную
картинку
выполнить
конструирование по образцу.
Мышление.
речевыми
нарушениями
и другими
сторонами
психического
развития
обусловливает
специфические
особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для
овладения
мыслительными
операциями,
доступными
их возрасту,
в развитии
словесно-логического
мышления,
специального
обучения
овладевают
анализом
и синтезом,
сравнением
и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных
связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,
путают понятия «больше», «меньше».
Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие
пространственно-временных
представлений,
им трудно
признаки
и последовательность
некоторых
пространственных
(«спереди»,
«между»).
затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии
отражается на формировании навыков письма.
Эмоционально-волевая
сфера
и поведение.
Дизартрики
разнообразные
расстройства
эмоционально-волевой
и поведения.
проявляются
повышенной
эмоциональной
возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других -
в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям
настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,
начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная
эмоциональная
возбудимость
сочетается
с плаксивостью,
раздражительностью
и капризностью,
усиливаются
ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна
незрелость мотивационно-потребностной сферы.
Вследствие
речевого
затрудняются
в установлении
контактов
со сверстниками,
испытывают
проблемы
и взрослыми.
родители
и педагоги
сталкиваются
с нарушениями
поведения,
проявляются
агрессии
и реакции
протеста
по отношению
к окружающим.
Перечисленные
недостатки
об особенностях
нервно-психического
здоровья
с дизартрией
и требуют пристального внимания специалистов.
дифференциальной
диагностики
расстройств
с дизартрией
необходимо
провести
комплексное
психолого-медико-
педагогическое исследование:
изучить, провести анализ медико-педагогической документации
ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
состояние
моторики,
психических
уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.
Система
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с дизартрией
обязательно
включает
логопедическую
работу,
медицинскую
и психолого-педагогическую
помощь.
Такие
дети
нуждаются
в коррекции
недостатков
психоречевого
развития,
эмоционально-личностной и двигательной сфер.