Теоретические аспекты воспитания. Воспитание как социально-педагогическое явление, система и процесс Социальное понимание феномена воспитания предполагает

Сущностные характеристики воспитания.

Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными.

Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления таковы:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента (постановка воспитателем цели, определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников).
2. Триединая сущность воспитания (средство, процесс(протекает во времени) и результат).
3. Воспитание в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон.
4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле. В широком — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком — специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания.
5. Важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. В нашем определении оно — двуедино. Во-первых, это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности.
Вторая сторона двуединого содержания воспитания - развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.
6. Воспитание — процесс творческий. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника (ков), далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность педагога обладает большим творческим потенциалом.
7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми.

Понятие цели воспитания, задачи воспитания.

Цель воспитания: «в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности».
Конечная цель воспитания двуедина:
1) освоение социально-культурных ценностей общества;
2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация (как идеальный образ будущего).

Задачи воспитания:

  • стратегические
Выбор стратегических задач воспитания - это есть отбор содержания воспитательной работы школьным педагогом. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели.
  • тактические
Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога потребность составить перечень еще более конкретных задач — тактических, которые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы.

Формирование личности в воспитательном процессе.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Детализируя сущность развития и формирования личности выделают:
во-первых, развитие познавательной сферы;
во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами;
в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера;
и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.

Характеристика закономерностей воспитания

На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и др. Знание закономерностей позволяет педагогу работать легко, красиво, радостно и успешно. Несоблюдение их ведет к хаосу, неопределенности, трудоемкости воспитания и для учителя, и для учащихся.
Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах». Каковы же педагогические закономерности воспитательного процесса?
1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение содержания его, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.
2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания. С другой — воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон и личности в целом.
3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью. Не учитывать это, «переломить», «перестроить», ибо происходит нарушение целостности и гармоничности воспитательного процесса, развития личности ребенка.
4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности). Это внутреннее состояние ребенка создается обеспечением в учебно-воспитательном процессе школы здорового образа жизни педагогов и детей, который предполагает общее благоприятное состояние и развитие интеллекта, тела и души.
5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.
6. Воспитание процесс парадоксальный. Любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, имеет, как магнит, два полюса — положительный и отрицательный.

Раскройте три основных направления в педагогике и психологии по проблеме развитие личности.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Воспитание в широком смысле слова – воздействие на личность общества в целом (отождествляя воспитание с социализацией);

Воспитание в узком смысле слова – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений; локальный вариант – решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание коллективизма, общественной активности и т. д.). В современной педагогической литературе существуют различные дефиниции понятия «воспитания»:

– подготовка подрастающего поколения к жизни;



– специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личности с целью формирования у нее определенных обществом социальных свойств и качеств;

– процесс целенаправленного формирования личности;

– целенаправленное управление процессом развития личности и т. д.

Если проанализировать определения понятия воспитание, то можно констатировать, что его часто отождествляют с понятиями «социализация», «формирование», «развитие». Для того, чтобы выяснить сущность воспитания возникает необходимость в разведении данных понятий.

Воспитание понимается и как воспитательный процесс, собственно воспитание, чтобы отделить воспитательную деятельность от обучения и других воздействий; как направление воспитательной работы (нравственное, экологическое, гражданское, патриотическое и др.), как оценка уровня культуры человека (он получил хорошее воспитание).

В современной педагогике фигурирует еще одно понятие воспитания: поликультурное воспитание, которое предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:

– адаптация человека к ценностям многонациональных культур;

– формирование понимания равноценности культур разных народов и наций;

– обучение взаимодействию между людьми с разными традициями;

– ориентация на диалог культур.

Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда его аспектов: типы, виды и модели воспитания.

Существуют два типа воспитания:

– первый основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи;

– второй, возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп.

Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей и путей их достижения:

– по институциональному признаку различают: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях; в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах и др.);

– по стилю отношений между воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократическое, либеральное.

Модели воспитания:

1. Технократическая модель основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего, в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование типа поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений.

2. Социетарная модель базируется на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными. Например, религиозная, коммунистическая, националистическая модель и т. п.

3. Идеалистическая модель – воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи сформировали бы полноценную личность (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.).

4. Прагматическая модель – обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача только полезных в жизни, ориентированных на практическое применение знаний, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника.

5. Гуманистическая модель организуется на основе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, каков он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты. Основными личностными факторами развития индивида, с точки зрения гуманистической педагогики, являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение. Также в педагогике имеются различные толкования и понятия «процесс воспитания»:

– это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом;

– это процесс формирования, развития личности, который включает как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание;

– это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и др.

1

Рассмотрены различные подходы к определению понятий «социальное воспитание», «системы социального воспитания». На основе их анализа дано определение социального воспитания как вида воспитания, в котором происходит целенаправленное и планомерное формирование личности, осуществляемое в специально организованной социально полезной деятельности, направленной на интеграцию личности в социум. В свою очередь социально полезной называется деятельность, которая ориентирована на потребности общества, предоставляет личности возможности для самоопределения, самовыражения, самореализации через вовлечение ее в систему социальных отношений. Определены субъекты социального воспитания и специфические принципы его реализации на практике: учет субъектного опыта; признания и принятия ребенка; сотрудничества; гуманистической направленности социального воспитания; социальной обусловленности воспитания. Система социального воспитания рассмотрена на уровне воспитательной организации.

социальное воспитание

системы социального воспитания

1. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. – М. : Ин-т педагогики соц. работы РАО, 1999. – 182 с.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник. – М. : Издат. центр «Академия», 2000. – 200 с.

4. Рожков М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. – М., 1991. – 70 с.

6. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М. : Юрайт, 2012.

7. Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко. – М. : Контур, 1998. – 450 с.

8. Социальная работа: учеб. для вузов / под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

9. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 4. – С. 74–83.

Проблема социального воспитания подрастающего поколения с каждым годом приобретает все большую актуальность. Общие для всей системы общественных отношений кризисные явления (крушение прежних и несформированность новых ценностей, бездуховность, снижение уровня культуры и т.д.) ставят современных педагогов перед необходимостью решения проблемы совершенствования социального воспитания, изменения стратегических подходов к его реализации. Основным фактором, способным продуктивно преодолеть существующий кризис, является система образования, зона ответственности которой распространяется на процессы социального становления подрастающего поколения, формирования идентификационных ориентаций в обществе. Именно социальное воспитание как педагогическая система и как целостный процесс способно обеспечить социокультурное вхождение молодежи в современное общество при полноценной реализации имеющегося личностного потенциала.

Как общественный феномен, имеющий достаточно продолжительную историю становления, социальное воспитание рассматривалось многими учеными. Разнообразные его аспекты были предметом исследований А.Г. Асмолова, С.А. Беличевой, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.Н. Лутошкина, А.В. Мудрика, Н.Н. Нечаева, А.В. Петровского, М.М. Плоткина, В.С. Собкина, Л.И. Уманского, Р.Х. Шакурова и др. Вместе с тем апелляция к внушительному списку именитых ученых не должна восприниматься как свидетельство достаточной изученности проблем социального воспитания. Более того, к настоящему времени так и не систематизирован понятийно-категориальный аппарат данной проблемы, а также не сложилось общепризнанного понимания ее ключевого феномена - социального воспитания.

В то же время анализ существующих точек зрения показал, что, при всем многообразии подходов к пониманию сути и определению места социального воспитания в структуре научного знания, в трактовках данного феномена у исследователей наблюдается некоторая позиционная преемственность, позволяющая рассмотреть социальное воспитание в русле общих идей современной педагогики. Так, В.Г. Бочарова , М.А. Галагузова , и др. исследователи, рассматривающие социальное воспитание как составную часть процесса социализации, отмечают, что его функциональное назначение касается оказания педагогически ориентированной и целесообразной помощи подросткам в восстановлении отношений с социумом. Близкой является точка зрения В.И. Загвязинского , который также, определяя социальное воспитание как часть процесса социализации, говорит о нем как о создании условий и стимулировании развития человека. Поддерживая данный вывод в части создания условий, В.А. Мудрик характеризует значение социального воспитания через социальное становление личности, взращивание человека. Развитие данной идеи мы видим в исследованиях М.И. Рожкова и его учеников, которые рассматривают социальное воспитание как средство создания пространства для реализации личностного потенциала, а его главной целью называют формирование социальности как интегративного личностного качества. Сходная логика прослеживается в работе В.И. Курбатова , который под социальным воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для ее успешной социализации.

Таким образом, обобщая наиболее распространенные позиции в понимании роли и сущностных характеристик социального воспитания, отметим, что данный феномен рассматривается учеными в контексте как общей, так и социальной педагогики. При этом возникает понятная потребность в отграничении данного феномена от остальных, в частности, в определении сущностных отличий социального воспитания от воспитания, которое также ориентировано на подготовку подрастающего поколения к жизни в социуме.

Выделяя социальному воспитанию место в понятийно-категориальном аппарате социальной педагогики, исследователи включают его в процесс социализации. В данном случае речь идет о социальном воспитании как о виде социализации, как о контролируемой социализации. Вставая на эту позицию, приходится констатировать, что социальное воспитание, в отличие от воспитания вообще, должно реализовываться не просто педагогом (учителем), а социальным педагогом, с привлечением специфических средств и методов работы.

Исходя из задач социальной педагогики и содержания социально-педагогической деятельности социальное воспитание необходимо характеризовать с точки зрения приоритетных специфических функций (защита, помощь, коррекция, реабилитация и др.), реализуемых при работе с детьми, имеющими проблемы с интеграцией в социум. При этом целевыми ориентациями социального воспитания следует признать подготовку к жизни в социуме через устранение помех интеграции ребенка в общество, в отличие от воспитания вообще, которое также связано с подготовкой к жизни, но через развитие индивидуальных способностей личности (умственных, эстетических, физических, трудовых и др.) при осуществлении со стороны педагога функций сопровождения , поддержки, стимулирования и др.

Как было указано ранее, социальное воспитание рассматривается и как вид воспитания, т.е. как феномен общей педагогики. Данное понимание представляется более широким, поскольку имеет отношение к понятийно-категориальному аппарату всей педагогики (в том числе и социальной). Из этого следует, что социальное воспитание находится в одном ряду с воспитанием физическим, трудовым, нравственным, умственным, эстетическим и т.д.

Как любой другой вид воспитания, идентификация которого возможна только при выполнении ребенком соответствующей деятельности (интеллектуальной при умственном воспитании, художественной или музыкальной при эстетическом, производительной при трудовом и т.д.), воспитание становится социальным в том случае, когда осуществляются конкретные виды социально ориентированной (социально полезной) деятельности. Именно специфический вид деятельности, в котором реализуется социальное воспитание, детерминирует его практико-ориентированный характер, придает ему самостоятельный статус и делает отграниченным от других видов воспитания. Только в этом случае можно говорить о том, что у ребенка формируются особые личностные качества, отношения, ценностные ориентации, жизненные установки, позволяющие ему адекватно функционировать в обществе, адаптироваться к его условиям.

При таком понимании социального воспитания расширяется круг его субъектов: оно может реализовываться любым педагогом, а не только социальным. Однако такие возможности не отсекают социального педагога от процесса социального воспитания, реализуемого, например, учителем-предметником в общеобразовательной школе. Отметим, что привлечение социального педагога в ходе социально полезной деятельности детей вполне возможно, если эта деятельность требует особой компетентности педагога при руководстве ее выполнением (так же как возникающая иногда необходимость участия при решении задач высокой сложности педагогов с музыкальным, художественным, валеологическим и др. образованием). Такое понимание социального воспитания, являясь более широким по содержанию и сфере применимости, позволяет снять адресность и временную ограниченность его реализации, и распространить возможности не только на детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, обеспечивающей их интеграцию в социум, но и на всех детей, поскольку их полноценное и разностороннее личностное становление невозможно без участия в социально полезной деятельности.

Чрезвычайно важным является разрешение вопроса о субъектах, реализующих социальное воспитание. Как свидетельствуют результаты изучения современных научных исследований, социальное воспитание осуществляется в семье, обществе, ближайшем окружении ребенка, формальных и неформальных организациях и т.д., а его реализацией занимаются родители ребенка, его родственники и знакомые, представители общественности и др. По данному вопросу считаем необходимым заметить, что воспитание, как важнейший компонент образовательного процесса, по своему значению всегда имеет положительную окраску для становления личности, должно реализовываться в ее интересах и не наносить вреда ее развитию. Столь высокий ролевой статус воспитания требует профессиональной подготовки субъектов, ответственных за его реализацию. Поэтому истинный воспитательный процесс может осуществляться только профессиональным педагогом в спланированном режиме и только в специально созданных для этого условиях (учреждениях, организациях). Отсюда следует, что семья, окружающие ребенка люди, объединения и т.д. не могут являться субъектами социального воспитания. Более точным будет их отнесение к факторам, объективно влияющим на протекание данного процесса, чем к субъектам, ответственно и грамотно его организующим и осуществляющим, поскольку очевидно, что воздействие этих факторов может быть как положительным или нейтральным, так и отрицательным, что недопустимо, когда речь идет о процессе воспитания вообще и социального воспитания в частности.

Итак, под социальным воспитанием мы понимаем вид воспитания, в котором происходит целенаправленное и планомерное формирование личности, осуществляемое в специально организованной социально полезной деятельности, направленной на интеграцию личности в социум. В свою очередь социально полезной назовем деятельность, которая ориентирована на потребности общества, предоставляет личности возможности для самоопределения, самовыражения, самореализации через вовлечение ее в систему социальных отношений.

Эффективная реализация социального воспитания на практике требует учета специфических принципов. К ним следует отнести, прежде всего, принципы:

  • учета субъектного опыта (опора на имеющийся опыт личности при организации и осуществлении воспитательного воздействия);
  • признания и принятия ребенка (ориентация в воспитательном процессе на положительное в ребенке, создание ситуации успеха, формирование положительной Я-концепции);
  • сотрудничества (построение воспитания как совместной деятельности, основанной на уважении личности ребенка, с учетом его интересов);
  • гуманистической направленности социального воспитания (ориентация воспитательного процесса на общечеловеческие ценности, признание права ребенка на свободу, развитие и творческое проявление своих духовных потенциальных сил);
  • социальной обусловленности воспитания (ориентация в воспитательном процессе на сложившиеся социальные условия, которые обеспечат воспитаннику скорейшую адаптацию и возможность самореализации) и др.

Определившись с основными понятиями, обратимся к феномену «система социального воспитания».

Прежде всего, отметим, что формирование личности, полностью готовой к жизни в обществе, не происходит стихийно в результате самоорганизации: оно требует целенаправленных, педагогически грамотных усилий по созданию необходимых для этого условий, соответствующего ресурсного обеспечения (материального, духовного, кадрового и др.). Кроме того, необходима еще и организация самого процесса социального воспитания, позволяющего во взаимодействии целесообразно выстроенного, с учетом положений и принципов современной педагогической и психологической науки, общественных норм и ценностей, личностных потребностей субъектов, обеспечить социальное становление воспитанника.

Система социального воспитания в исследованиях современных авторов рассматривается как способ организации жизнедеятельности и воспитания подрастающего поколения, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности для ее полноценной интеграции в социум. В структурно-содержательном плане - это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношения между участниками, окружающая среда, включенная в социально-педагогическую деятельность и управление, обеспечивающее жизнеспособность системы. Отсюда следует, что система социального воспитания включает все то, что формирует человека как полноценного члена общества, а специфика ее реализации заключается в том, что она ориентирована на установление контактов с внешней средой, окружающей личность (семья, разновозрастные объединения, учреждения и др.) и слабо регламентирована.

Система социального воспитания призвана обеспечивать целенаправленное управление процессом развития и социального становления личности. Ее полноценное функционирование осуществляется через включение ребенка в организованную взрослыми социально значимую деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, формируются потребности действовать в соответствии с духовно-нравственными образцами, но самое главное - происходит погружение в реальные общественные отношения, поскольку действенная выработка программ общественного поведения человека, формирование человека как личности возможна только в социуме в процессе целенаправленного социального воспитания. При этом учет специфики социальной ситуации, возрастных особенностей детей, характеристик субъектов воспитания и т.д. делает социально значимую деятельность чрезвычайно разнообразной. Ее основными направлениями являются: краеведческая, производственная, познавательная, экологическая, творческая и т.д.

Социально значимая деятельность, составляющая основу системы социального воспитания, позволяет формировать у детей такие ценные для жизни в обществе личностные качества, как коллективизм, взаимопомощь, активность, доброта, ответственность, доверие, организованность. Именно они составляют основу гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Готовность приносить пользу людям, выбор и направленность деятельности в социуме определяют ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля. В то же время социально значимая деятельность, реализуемая, как правило, через социальные проекты, обеспечивает, помимо формирования личностных качеств и расширения мотивационной сферы, еще и пополнение багажа знаний, умений, навыков, опыта, необходимых подрастающему поколению для жизни в обществе.

Системы социального воспитания создаются на разных уровнях: региона, муниципалитета, образовательного учреждения. Поэтому их функционирование происходит в специально создаваемых (государственных или негосударственных) организациях, основной задачей которых является интеграция подрастающего поколения в социум. При этом каждая воспитательная организация создает свою уникальную систему социального воспитания, отличную от других целями, контингентом воспитанников и коллективом воспитателей, особенностями организации, принципами, на которых она существует и развивается, содержанием программных мероприятий, традициями, типом взаимодействия и управления и т.д. Таким образом, у всех воспитательных организаций общая задача - воспитание человека, однако решается она каждой из них разными путями, разными методами и средствами.

Через воспитательные организации и функционирующие в их рамках системы социального воспитания общество стремится обеспечить равные возможнос-ти для подготовки подрастающего поколения к жизни. Воспитатель-ная организация непосредственно влияет на процесс самоизменения своих членов, создавая благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих общественно одобряемых потребностей, способностей и интересов. Поэтому именно воспитательные организации играют ведущую роль в обеспечении подготовки молодежи к жизни в обществе, поскольку именно в них личность ребенка приобретает социально значимые знания, нормы, опыт через осуществление планомерного и полноценного социального воспитания.

Взаимодействие в процессе социального воспитания носит избирательный характер и представляет собой обмен между его субъектами инфор-мацией, способами действий, ценностными ориентациями и социальными установками. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

Коллектив, являясь базой для проигрывания детьми социальных ролей, обеспечивает накопление ими социального опыта, предоставляет возможности для самореализации, самоутверждения и полноценного развития. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально значимую деятельность самой разнообразной направленности (интеллектуальной, музыкальной, художественной, литературной, театральной, трудовой и др.), происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социально значимой деятельности, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт существенно активизирует стремления подростка к значимой для общества деятельности, а его погружение в непрерывный творческий процесс способствует расширению кругозора и жизненных интересов, усиливает социальную инициативность. Включаясь в социальные отношения, дети учатся приобретать необходимые знания и реализовывать их в процессе социально значимой деятельности.

Таким образом, система социального воспитания, как ключевой феномен современной педагогики, требует глубокого изучения и определения путей и средств для ее проектирования в соответствии с интересами социума и личности.

Рецензенты:

Потапова М.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Шумилова Е.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13591 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понятие "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание".

Следует учитывать, что категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению ее сущности. Характеризуя объем понятия, многие педагоги-исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у людей определенную систему качеств личности, взглядов и убеждений. Часто оно также трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма и т.д.). Обобщение представленных и некоторых других подходов с учетом особенностей современного этапа развития отечественной педагогики позволяет под воспитанием понимать процесс педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемого с целью формирования у последнего необходимой системы личностных свойств и качеств.

Как известно, физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Следовательно, социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют у детей уже в дошкольном возрасте. В этот период ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.



Потребность в самоопределении, самосознании и самооценке начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы собственных поступков и осуществлять самовоспитание без помощи взрослых. Им необходимо тактичное педагогическое руководство.

В юношеском возрасте, когда личностные качества человека в значительной степени сформированы, самовоспитание становится более осознанным. К тому же в процессе выработки профессионального самоопределения у юношей и девушек ярко выражена потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению, группе.

Считается, что содержание самовоспитания формируется в результате предшествующего воспитания личности в целом. Оно включает в себя несколько взаимосвязанных циклов.

Первый цикл самовоспитания наминается с принятия решения о необходимости личностного самосовершенствования. Как показывает педагогическая практика, без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив их реализации в работе над собой.

Весьма важным элементом первого цикла выступает выбор или формирование идеала или модели, к которым необходимо стремиться в самовоспитании. Опыт показывает, что на основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного миропонимания и под воздействием воспитательной среды воспитуемый сам выбирает себе идеал или пример. Иногда он создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).

На втором цикле человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером) или накопленным знанием о возможностях самовоспитания, стремиться познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого воспитуемого, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого цикла также происходит формулирование (уточнение) ценностных ориентаций человека.

Содержание третьего цикла имеет более практическую направленность, чем предшествующие. Одним из его ответственных элементов является выбор путей, методов и средств самовоспитания. Следует отметить, что современная педагогика представляет воспитуемому достаточно широкий выбор. Однако здесь весьма важно остановиться на тех из них, которые наиболее полно соответствуют его личностным особенностям, специфике образовательной или профессиональной деятельности.

Этот цикл также включает разработку необходимых саморекомендаций, которые могут помочь человеку обеспечить достижение определенных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила (принципы) поведения, форма и содержание которых представлена в педагогической литературе и опубликованных дневникам многих выдающихся людей прошлого. Они определяют наиболее характерные проявления человека в его отношениях, манере общения, поведения, деятельности в различных условиях обстановки. У каждого воспитуемого, как правило, всегда есть требования к себе, которые находят отражение в его поведении, общении, отношениях, деятельности. Важно их выделить, проанализировать, уточнить.

На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Его содержание находит отражение в соответствующих программах или планах. Они составляются, как правило, произвольно. Обычно в них отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

Реализация программ (планов) самовоспитания осуществляется в рамках четвертого цикла . Его основное содержание заключается в активной практической работе воспитуемого, представляющей собой разновидность духовной деятельности, направленной на достижение сформированных ранее ценностных ориентаций. Эффективность самовоспитания определяется в процессе последующей личностной самооценки, что придает ему признак постоянства.

Процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Перевоспитание нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования. Взаимосвязь нравственного воспитания и самовоспитания - важное условие преодоления отклонений в нравственном развитии личности. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.).

Закономерности и принципы воспитательного процесса.

Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей является системный подход. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.

Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерностей этого процесса.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, нужно рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п

Говоря об активности ребенка, нужно знать, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка и определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений. В.Д.Шадриков определяет воспитание как важнейшую задачу образования.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры. Сущность целостности воспитательного процесса - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека - развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры. Сущность целостности воспитательного процесса - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека - развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания также не имеет однозначного решения. В учебных пособиях по педагогике второй половины XX века принципы воспитания и принципы обучения рассматривались раздельно. Теоретики традиционно относили к принципам воспитания (в различных сочетаниях) классовость воспитания, партийность, связь воспитания с жизнью, единство сознания и поведения воспитанников, воспитание в труде, воспитание в коллективе и через коллектив и т. п. Такое положение объясняется теоретической неразработанностью проблемы, различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими и конъюнктурными соображениями.

Принцип вариативности образования и воспитания: В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: основываясь на общечеловеческих ценностях; учитывая этнические особенности и местные условия; используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях. Необходимо создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять интересы и потребности личности и общества.

Принцип гуманистической направленности воспитания: Идея о необходимости гуманизации воспитания отражена в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно изложена в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 веке в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Именно воспитание определяет то, что человек успешно осваивает позитивные (а не асоциальные или антисоциальные) нормы и ценности, создаёт условия для эффективной реализации себя как субъекта социализации; помогает ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нём, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации. Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; на формирование демократического и гуманистического взглядов.

Принцип диалогичности социального воспитания: Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получила своё несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в педагогических работах новейшего времени. Тенденция последних десятилетий рассматривать воспитание как субъект- субъектный процесс позволяет сформулировать этот принцип как важнейший для педагогики. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми. Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми, что обусловлено различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует искренности и взаимного уважения.

Принцип коллективности социального воспитания: Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип культуросообразности воспитания: Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание должно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом, помогать человеку приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нём самом и в окружающем его мире, находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Однако реализация этого принципа существенно осложняется в связи с тем, что общечеловеческие ценности культуры и ценности конкретных социумов не только не идентичны, но могут довольно существенно различаться. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

Принцип незавершенности воспитания, который свидетельствует о развитии личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями (а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке всегда есть нечто незавершённое и находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

Принцип природосообразности воспитания: Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. У человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

В то же время понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд принципов воспитания, которые могут рассматриваться как принципы и образования, и организации социального опыта человека, и индивидуальной помощи воспитуемым. В этом случае понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип ориентации воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности.

При различных толкованиях самого понятия природы их объединял подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире. В Древней Греции была не только поставлена задача всестороннего воспитания, но и сделана попытка философского и педагогического ее обоснования (Аристотель). Именно здесь впервые возникла мысль о том, что воспитание гармонически развитых детей должно осуществляться в соответствии с их природой, так как человек выступает гармонической частью природы. Принцип «природосообразности» воспитания получил затем свое дальнейшее развитие в трудах Каменского, Руссо, Песталоцци и др.

Принцип природосообразности был, несомненно, прогрессивным для своего времени, так как он противостоял схоластическим и авторитетным системам воспитания с их жестокостью и насилием над ребенком. Педагогические концепции, исповедующие этот принцип, требовали сообразовать воспитание с возрастными особенностями детей, с их возможностями, интересами и запросами. Поэтому они, как правило, отличались гуманностью и своих задач, и методов воспитания. Вместе с тем все они страдали общим коренным недостатком - игнорированием социальной сущности человеческой личности и ее воспитания. Предполагалось, что основные качества личности, такие, например, как доброта, потребность в общении и труде, даны ребенку изначально и естественное их развитие приведет к формированию всесторонне развитой, т.е. гармонической личности.

Особенно отчетливо подобная мысль была выражена в педагогической концепции Руссо, требовавшего во имя принципа «природосообразности» воспитывать детей вне влияния на них «испорченного» человеческого общества, вдали от «гнилой» цивилизации. Он считал, что по природе своей ребенок - существо нравственное, что дурные черты ему прививает цивилизация, уродливое по своему устройству общество. В соответствии с этим он полагал, что задача воспитания - приблизить жизнь ребенка к жизни природы и оказывать помощь в свободном развитии всех от природы присущих ребенку способностей. Уровень развития общественных и естественных наук того времени не давал возможности Руссо понять, что человеческая «природа» - это «природа социальная» и к человеческой личности должен быть осуществлен не «натуралистический», а «культурно-исторический» подход.

В наше время вряд ли стоит доказывать утопичность способа воспитания гармонической личности, предложенного Руссо: человек - существо общественное и вне общества перестает быть человеком. Гармоничность, якобы достигаемая путем изъятия ребенка из нормальной жизни общества, каким бы дисгармоничным не было оно само, не может быть принято в качестве общественного идеала. Более того, метод воспитания, защищаемый Руссо, - метод естественных последствий - по существу апеллирует к эгоцентризму и даже эгоизму ребенка, т.е. к качеству (как будет видно из последующего изложения), обусловливающему формирование именно дисгармонической личности даже при «соразмерном» развитии всех ее способностей.

Таким образом, ни понятие «природосообразности», ни понятие «соразмерности» не выявляют сути гармонического развития личности, подчеркивая, наоборот, необходимость его научного раскрытия.

Современная же трактовка принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию окружающего мира и самого себя. Вот почему развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы его собственного «Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности к природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А.Дистервег на основе идей Дж.Локка и К.А.Гельвеция. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся его родиной. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой развили эту идею понятием «народности воспитания». П.Ф.Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры как совокупность религии, быта и нравственности народа. Современное понимание принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Считается, что цели, содержание и методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Принцип ориентации (иногда - центрации) воспитания на развитии личности основывается на зародившейся в античном обществе и получившей свое воплощение в трудах многих мыслителей идее о том, что задачей воспитания является развитие человека. В XX веке эта идея разрабатывается Д.Дьюи, К.Роджерсом, А.Маслоу и др., которые рассматривают воспитание как создание возможностей для самореализации и самоактуализации личности. Следовательно этот принцип исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам, группам и коллективам. Он предполагает, что это положение должно стать основой философии воспитания, идеологии общества в сфере воспитания, центральной ценностной ориентацией, как воспитателей, так и воспитанников. Ограничение приоритета личности возможно лишь при необходимости обеспечения прав других личностей. Процесс воспитания, институты воспитания и общности воспитанников при этом подходе рассматриваются лишь как средства развития личности.

Принцип дополнительности воспитания сформулирован физиком Н.Бором в 1927 г. и стал применяться в различных сферах познания как методологический принцип. В современной педагогике его предложил использовать В.Д.Семенов, который рассматривал воспитание как один из факторов развития человека, дополняющий природные, социальные и культурные влияния. Такой подход дает возможность рассматривать само воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного (частного), религиозного (конфессионального) и общественного (социального) воспитания, что ведет к отказу от школо-центризма и этатизма (от франц. etat - государство). В данном случае отказ от школо-центризма приводит к пониманию современной школы лишь как одного из многих институтов воспитания, лишившегося монополии в образовании, но сохранившего приоритет в систематическом обучении. Отрицание же этатизма означает признание того, что в гражданском обществе воспитание осуществляет не только государство, но и общество через семью, частные, общественные и другие организации, опирающиеся на соответствующие организационно-педагогические основы.

На ранних стадиях развития человечества воспитание было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, общественной, ритуальной и игровой). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. При этом разделение труда между мужчинами и женщинами обусловливало различие в воспитании (точнее, в социализации) мальчиков и девочек.

Усложнение труда и жизнедеятельности людей привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более важную роль начинает играть систематическое обучение, формы которого со временем дифференцируются. Так, уже в родовой общине появились люди, которые специализировались на передаче опыта младшим ее членам в тех или иных видах деятельности (охотники, рыболовы, скотоводы, старейшины и жрецы и др.). Причем все дети получали примерно одинаковое воспитание, которое в целом можно рассматривать как своеобразное естественное воспитание.

В раннеклассовых обществах цели и содержание воспитания определялись, прежде всего, социально-экономическими отношениями и идеологией общества. Воспитание ориентировалось на привитие человеку положительно оцениваемых в обществе качеств, приобщение к культуре и на развитие задатков и способностей в соответствии с классовой принадлежностью. С точки зрения педагогики такое воспитание было формирующим. Это вело к некоторой индивидуализации воспитания и в то же время к его социальной дифференциации, т. к. содержание домашнего воспитания определялось имущественным положением семьи и ее сословной принадлежностью. Семейное воспитание дополнялось возникающей системой общественного воспитания, которое с самого начала приобрело сословный характер.

В средние века возникли институты воспитания для детей торговцев и ремесленников - ремесленные или цеховые школы, гильдейские школы. С развитием мануфактурного и фабричного производства появилась система школ для детей рабочих, дающих минимум общеобразовательных и профессиональных знаний и умений. Позднее были организованы школы для детей крестьян. Во всех учебных заведениях этого времени большое место занимало религиозное воспитание.

В процессе создания системы общественного воспитания подготовка к жизни отделилась от практического участия в ней, превращаясь в относительно автономное общественное явление. Становление и развитие его системы уже в XVII веке обусловили формирование и интенсивное развитие науки о воспитании - педагогики. Интерес к его проблемам обозначился и в ряде других наук. Появились многочисленные концепции воспитания (авторитарного, естественного, свободного, «нового» и др.), разработанные в соответствии с запросами соответствующих социальных групп и на основе различных философских учений.

В XIX веке в результате упрочения буржуазных общественных отношений, интенсивного развития промышленности, проникновения капиталистических отношений в деревню, становления гражданского общества существенно возросли требования к подготовке работников для всех сфер социально-экономической и политической жизни. Поэтому дальнейшее развитие системы общественного воспитания во многих странах привело к постепенному переходу сначала к всеобщему начальному, а затем и к среднему образованию. Воспитание становится одной из важнейших функций государства. Ставя перед ним задачи эффективного формирования необходимого для него типа гражданина, государство все более последовательно занималось совершенствованием системы воспитания.

С середины XX в. меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер, что связано со стремительной урбанизацией и индустриализацией мирового сообщества, научно-техническим прогрессом. Не менее значимое влияние на развитие государственной воспитательной системы оказывает усложнение социальной структуры общества, превращение «большой семьи» (включающей три и более поколений) в «малую» (родители и их дети), введение всеобщего образования и его дифференциация, увеличение воспитательной роли средств массовой коммуникации. Большая независимость детей от родителей (особенно в условиях города) и растущее влияние на них сверстников (как в виде организованных взрослыми коллективов, так и неформальных групп) ведут к появлению значительного числа относительно независимых друг от друга источников влияния на подрастающие поколения. Это привело к уточнению сущности и содержания воспитания в условиях современного цивилизованного общества.

Воспитание как идея гармонического формирования и развития личности.

Часто понятия «гармонической» и «всесторонне развитой» личности употребляются как синонимы. Между тем, будучи очень близкими, они все же не тождественны. Не идентичны и условия формирования гармонической и всесторонне развитой личности. Более того, попытки достигнуть всестороннего развития, понятого лишь как соразмерное и пропорциональное раскрытие всех сторон личности без особой заботы о формировании и удовлетворении доминирующих ее стремлений и способностей, могут породить многие конфликты и привести не к расцвету личности, а к стиранию ее индивидуальности.** Поэтому обычные положения о том, что гармоническая личность представляет собой «стройное и строгое сочетание различных сторон и функций сознания, поведения и деятельности человека», что она характеризуется «соразмерным развитием всех способностей человека», отнюдь не достаточны для осуществления идеала гармонической личности в практике воспитания. Необходимо рассмотреть, о какой соразмерности идет речь, иначе говоря, понять конкретное психологическое содержание понятия гармонической личности.

О гармоническом развитии и гармоническом воспитании много писали педагоги и философы прошлого. Уже в Древней Греции (V-VI в. до н.э.), в афинской рабовладельческой республике была поставлена задача воспитывать мужчин, у которых гармонически сочеталось бы физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Правда, афинская педагогика не распространяла эту задачу на рабов, уделом которых был лишь тяжелый физический труд. Но все так называемые «свободные мальчики» с 7 до 14 должны были учиться в школе «грамматиста», где получали общее образование, и в школе «кифариста», где учились музыке, пению и декламации, а в 14 лет поступали в «Палестру» - школу борьбы, в которой занимались гимнастикой и слушали беседы о политике. Таким образом, в Афинах по отношению к определенному кругу детей осуществлялась идея гармонического развития, понимавшегося как соразмерное и пропорциональное сочетание отдельных «сторон» человека.