Формирование целостной картины мира в средней группе. Перспективное планирование по формированию целостной картины мира (фцкм) в средней группе. Зрительная гимнастика с Лунатиком

©Дыбина О. В., 2010
©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Введение

Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год



Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Расскажи о любимых предметах

Программное содержание. Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал. Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.

Ход занятия

В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.

2. Моя семья

Программное содержание. Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал. Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.


В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.
(Матрешка)
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».
Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабушки Матрены. Предлагает ребятам поискать их.
Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе.
Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами.
Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.
Педагог. Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь… (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки… (Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед… (Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон) , дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.
Бабушка Матрена. А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Оли (Вовы, Олеси, Ксюши, Маши)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
Проводится игра «Составь портрет своей семьи».
В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи. Игра повторяется 2–3 раза.
Бабушка Матрена хвалит детей и говорит, что семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.
Педагог (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расскажу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фотографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети – сын и дочь.
Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе.
Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:
– Кто Ваня для своей мамы? (Ваня для мамы сын.)
– Чьи дети Ваня и Таня? (Дети мамы и папы.)
– Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)
– Чья это мама? (Мама Тани, дочки, девочки.)
– Чья это бабушка? (Бабушка Тани и Вани.)
– Кто сестра Вани? (Таня, девочка.)
Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых внучат и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
Далее воспитатель обращает внимание ребят на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».
Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.).
Матрена благодарит ребят за полную корзиночку добрых дел, которые они назвали. Воспитатель благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное – чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».
В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.

Октябрь

3. Петрушка идет трудиться

Вариант 1

Программное содержание. Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание. Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.

Вариант 2

Программное содержание. Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал. Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.

Ход занятия

В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.) Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.) Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.) А лопата? (К рукотворному.) А земля? (К природному.) А лейка? (К рукотворному.) Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.

Вариант 3

Программное содержание. Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал. Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).

Ход занятия

Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.) Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник.) Как вы догадались? (Он сажает цветы.) На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.

4. Мои друзья

Программное содержание. Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.


Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Воспитатель уточняет: «Кто такой друг? Что значит дружить?» (Высказывания детей.)
Педагог подводит детей к выводу: настоящие друзья те, кто заботятся о своем друге или друзьях, помогают им во всем.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру, которая поможет проверить дружбу. Приглашает двух ребят – друзей.
Проводится подвижная игра «Перейди через болото».
На полу отделяется «болото» (участок длиной 3–4 метра). Педагог дает детям две дощечки.
Педагог. Кто быстрее перейдет болото, не замочив ноги? Но не забывайте, что вы друзья, а болото очень коварное.
Дети «переходят болото» по дощечкам, помогая друг другу в случае необходимости.
Педагог. Молодцы! Счастлив тот, кто имеет друга. Интересно, а у всех есть друзья? Давайте проверим.
Проводится дидактическая игра «Назови друзей».
Воспитатель достает карточки лото с изображением сказочных героев, предлагает детям объединить карточки в группы и назвать сказочных героев – друзей:
– Чебурашка, Крокодил, Гена;
– Карабас-Барабас, Дуремар;
– Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекино;
– Кощей, Баба Яга, Леший, Змей Горыныч;
– Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.
Педагог. Хорошо! А почему у каждого героя свои друзья? Что их объединяет? (Высказывания детей.) Правильно – общие интересы, цели, увлечения. Кто из вас хочет рассказать нам о своем друге (не называя его по имени), о ваших увлечениях, совместных играх? А мы отгадаем, кто это. Например: «Я дружу с мальчиком из нашей группы. Он очень любит строить песочные города. И я всегда помогаю ему. Кто это?»
Дети (4–5 ребят) по желанию рассказывают по очереди о своих друзьях.
Педагог. Какие же вы молодцы! Всем хорошо, вы улыбаетесь, а знаете почему? Потому что мы говорили о друзьях. О друзьях говорить приятно и радостно. Кого можно назвать друзьями? (Высказывания детей.) У кого из вас есть друзья – поднимите руку. Кто хотел бы сделать для других приятный сюрприз? Я предлагаю вам смастерить из бумаги, пластилина подарок для своего друга или подружки, а затем подарить свою поделку дорогому вам человеку. Наше занятие подходит к концу. Но дружба остается с нами навсегда. Берегите дружбу, дорожите дружбой – будьте настоящими друзьями друг другу.

Ноябрь

5. Петрушка идет рисовать

Программное содержание. Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал. Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.

Ход занятия

К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.

6. Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь

Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал. Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.

Елена Гадаборшева

Конспект НОД по формированию целостной картины мира на тему «В мире стекла » в средней группе .

Воспитатель Гадаборшева Е. С.

Образовательная область : познавательное развитие.

Цель : помочь выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, цветное, гладкое)

Программные задачи : -формировать представления о свойствах стекла ;

Развивать любознательность;

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа : рассматривание предметов из прозрачного и цветного стекла .

Словарная работа : стеклянный , цветное стекло , прозрачное, водонепроницаемость, хрупкое.

Материалы и оборудование :небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, цветные стеклянные шарики ,палочки для проверки звонкости стекла , стеклянный стакан .

Виды детской деятельности :речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадку :

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь- разобьется. (стекло )

2. Основная часть.

Воспитатель выкладывает на стол небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. Дети называют, а воспитатель обобщает : эти предметы сделаны из стекла , то есть они стеклянные .

В. - какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете ? (бутылки,посуда, окна)

В. Кладет в прозрачный стакан цветные шарики, показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

В. - посмотрите вокруг себя и назовите стеклянные предметы (лампочка,посуда, окно)

Обследование детьми стеклянных предметов на ощупь .

В. - какие стеклянные предметы на ощупь ? (гладкие, холодные)

Физминутка. Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

Демонстрация воспитателем водонепроницаемости стекла : наливает в стакан воду, и дети убеждаются, что стекло ее не пропускает , то есть оно водонепроницаемо.

В. - назовите сосуды из стекла в которые можно наливать жидкости (бутылочки,вазы, чашки и т. д.)

Рассказ воспитателя о том, что стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы, но любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно.

В. Предлагает детям слегка ударить палочкой по стеклянным предметами послушать, как звучит стекло . Дети высказывают свое мнение : стекло звонкое , звенящее.

В. - отгадайте загадки :

Стеклянный домик на окне ,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой.

Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь-разобьюсь.

3. Заключительная часть.

В. -вот мы сколько сегодня узнали о стекле . Что вам больше понравилось на занятии? Какими свойствами обладает стекло ?



Публикации по теме:

Формирование целостной картины мира. Тема: «Домашние животные». 2 младшая группа. Цели: обобщение и систематизация знаний о домашних животных;.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Во саду ли, в.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Осень к нам пришла» Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Осень к нам пришла Цель: формирование знания детей об осени Задачи:.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и физическому развитию детей средней группы «Где-то на белом свете» Конспект НОД по формированию целостной картины мира и физического развития детей средней группы. «Где-то на белом свете. ,» Тема недели:.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» Задачи: 1. Расширить и обогатить знания детей о космосе и профессии космонавта.

Конспект НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «В гости к деревьям» Цель: Закрепление знаний детей о различных породах деревьев, об отношениях с окружающей средой (почвой, водой, солнцем, их значении в.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Семья» «Я люблю свою семью»
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Дружба». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о семейных узах, родственных отношениях. Учатся доброму отношению друг к другу.

Цель: закрепление знаний детей о семье.
Задачи:
1. Образовательные:
Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
2. Развивающие:
Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать развивать диалогическую речь.
Словарь: предметный – бабуля, дедуля, сестричка, братишка, член семьи; качественный – весёлый, заботливый, ласковый, хмурый; глагольный – готовить, наряжаться, ремонтировать, воспитывать.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Звуковая культура речи: развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание песни про семью, проведение физминутки «Кто живёт у нас в квартире», проведение мимического упражнения «Наши поступки».
Наглядные: рассматривание дидактических картинок «Семья».
Словесные: проведение дидактических игр «Назови ласково», «Кто что делает?»
Индивидуальная работа: учить регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора.
Материалы: Аудиозапись «Детской песни про семью» (в исполнении Ларисы Григорьевой. Слова и музыка Александра Ермолова), картинки с изображением семей разных стран мира; дидактические картинки «Семья».

Ход занятия

Воспитатель незаметно включает аудиозапись песни «Детская песня про семью» в исполнении Ларисы Григорьевой. Обращает внимание детей на песню, предлагает её послушать. Дети слушают, воспитатель предлагает детям сесть в круг на стульчики.
Воспитатель: Мальчики и девочки, понравилась вам эта песня?
Ответы детей (да, понравилась).
Воспитатель: а какая она – грустная или весёлая?
Ответы детей (она весёлая).
Воспитатель: верно, это весёлая песня. А про кого она?
Ответы детей (про маму, папу, бабушку и дедушку).
Воспитатель: правильно, ребята. А как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?
Ответы детей (семья).
Воспитатель: точно! Именно про семью мы с вами и прослушали сейчас песню. Она очень весёлая, ведь так замечательно, когда у человека есть семья, когда близкие люди всегда рядом. Посмотрите несколько картинок с изображением семьи.
Воспитатель показывает картинки с изображением разных семей, разных стран мира.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей (потому, что они улыбаются).
Воспитатель: да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Ребята, а вы любите свою семью?
Ответы детей (да, любим).
Воспитатель : это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Проводится игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка

Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково. А теперь я предлагаю посчитать членов одной дружной семьи. Эта семья всегда живёт очень дружно, помогают друг другу и она очень-очень большая. Хотите узнать про эту семью?
Ответы детей (да, хотим).
Воспитатель: тогда предлагаю вам встать рядом со мной и послушать стихотворение внимательно, посмотреть на мои движения, а потом все вместе повторите за мной.

Проведение физминутки «Кто живёт у нас в квартире?»

Физминутка
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: понравилась вам игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель : это здорово. Мне тоже очень понравилось с вами играть! Присаживайтесь на свои места. А ещё поиграть хотите?
Воспитатель: это очень хорошо, мальчики и девочки, что вы любите играть. А что вы ещё любите делать?
Ответы детей (бегать, прыгать, резвиться).
Воспитатель: ух, как здорово! А что же любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки. Или же скажите мне о том, чем ваша семья больше всего занимается.
Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).
Воспитатель: здорово, ребята! Как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
Ответы детей (конечно, хотим!).
Воспитатель: ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!
Дети хмурятся.
Воспитатель: а теперь давайте улыбнёмся!
Дети улыбаются.
Воспитатель: отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь. Договорились?
Ответы детей (да, договорились).
Проводится игра на мимику.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор
Вы отняли игрушку у младшего братика
Вы угостили сестричку конфетой.
Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки – помогаете старшим, уступаете младшим?
Ответы детей (да, мы делаем только хорошие поступки).
Воспитатель: какие хорошие у нас дети в нашей группе! Ребята, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое Семья?
Ответы детей (это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка).
Воспитатель: верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок.
Свободное рисование детей.

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Формирование целостной картины мира.

Интегрированное занятие для детей средней группы.

СКАЧАТЬ (презентация)

Соснина Галина Николаевна

Воспитатель

Место работы: МБОУ «В-Матигорская средняя

школа» филиал д/с №30 «Ромашка»

Цель: Формировать знания детей о признаках весны.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.

Расширять знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом весны.

Закрепить умение располагать изображение на листе бумаги.

Виды деятельности: рассказ, беседа, отгадывание загадок, объёмная лепка.

Оборудование: интерактивная доска, пластилин, салфетка, картон, доска для пластилина.

Литература:

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис- Пресс, 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог система работы в средней группе детского сада. М.: Мозайка- синтез, 2010.

3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.:В Владос, 2000.

4. Приложение №1.(Презентация)

Ход занятия.

В гости к детям приходит гномик и говорит, что у него есть друг солнышко. Они нам что-то хотят рассказать.

Расскажи я всему свету,

что зимы уж больше нету.

Поглядите, вот весна,

По земле идет она.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

Услышало эти слова солнышко и выглянуло из-за тучки. Надоело ему прятаться от ветров и холодов.

Выглянуло оно, расправило свои лучики, но стало ему скучно одному, и решило солнышко разбудить ещё кого-нибудь.

Заглянуло солнышко на лесную полянку и что же увидело там?

(ответы детей)

Появились первые проталины; Все меньше становится снега,

Побежали ручьи, куда ни ступи везде вода. Как будто природа спешит умыться перед тем, как наденет зеленый наряд.

Набухли почки: Точно такие же, как у нас в группе, и вот - вот появятся первые листочки.

А вот и первые весенние цветы:

Кто вспомнит их названия?

(Ответы детей).

7;8 слайды: (подснежники, мать-и-мачеха)

Потом солнышко заглянуло в берлогу и никого там не увидело.

Кто жил в берлоге зимой? (ответы детей: медведь)

А как проводят медведи зиму? (ответы детей: спят, сосут лапу)

Где же теперь искать их?

Давайте и мы с вами порадуемся наступлению весны. (Физ. минутка)

Под весенние напевы

повернемся вправо, влево.

руки вверх, руки вниз.

вверх! и снова руки вниз.

вправо, влево головою.

руки вверх! перед собою.

топни правою ногой,

топни левою ногой.

вправо, влево повернись

и тихонечко садись.

Забеспокоилось солнышко: а как же его друг зайка? Что с ним произошло с наступлением весны? (ответы детей)

Вспомните, каким был зайка зимой?

Посмотрите, каким он стал? (ответы детей)

Как вы думаете, почему сменил шубку? (ответы детей)

Весной у зайчихи появились зайчата. Расскажите, какие они? (ответы детей) Они появились совсем недавно, но уже пушистые, шустрые. Покормила их зайчиха и ускакала подкрепиться свежей травкой. А зайчата остались одни. Греет их солнышко своими теплыми лучами, ждут зайчата маму, а её все нет.

Тут мимо пробегала другая зайчиха. Заметила она малышей и покормила их. Так у зайцев заведено.

16 слайд: (солнышко загадывает загадки, появляется грач, ласточка, скворец).

Послушайте загадки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица ……(грач).

Прилетела к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его? (скворец)

Солнечные лучики заметили, что появились насекомые. Посмотрите это шмель.

А каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей, бабочка, майский жук).

Ребята, а весеннему солнышку очень понравились первые весенние цветы.

Давайте и мы с вами порадуем солнышко и сделаем для него вот такие весенние цветы.

Молодцы ребята, какие красивые цветы у вас получились.

Удивилось солнышко: как много оно успело увидеть в весеннем лесу, и рассказало об этом гномику.

Ребята, а вам понравилось гулять с солнышком по весеннему лесу.(Ответы детей).

Давайте скажем нашим друзьям до свидания и то же пойдём на прогулку.

Цель:

Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.

Задачи:

  1. Учить выделять и называть характерные признаки домашних животных (внешний вид)
  2. Познакомить с условиями содержания, питания и ухода за домашними животными.
  3. Обогатить знания детей о пользе домашних животных для человека.
  4. Воспитывать заботу и любовь к животным.
  5. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме.

Предварительная работа: рассматривание картинок из серии «Домашние животные», чтение стихотворений, потешек, загадывание загадок, рассказывание сказок с участием домашних животных. Проведение подвижных игр, физкультминуток.

Оборудование : презентация по теме «Домашние животные», ноутбук, кошка Мурка, бумажные силуэты животных, картинки.

Ход НОД

Воспитатель:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит перед ними.

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ушки внимательно слушают,

Наши ножки нам не мешают,

Наши ручки лежат, отдыхают.

Воспитатель:

Ребята сегодня к нам кто-то придет в гости! Но, чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку!

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

Воспитатель: Да, это кошка. На улице похолодало, и кошка Мурка пришла к нам погреться! Когда наступают холода, мы с вами одеваемся в теплую одежду? Что мы одеваем? А как вы думаете, что же будет с животными? Как они готовятся к холодам? (Ответы детей).

Воспитатель: домашними они называются, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. Человек за ними ухаживает, кормит, а взамен они делают нам очень много полезного.

Когда Мурке холодно, она забирается на теплую печку (если она живет в деревенском доме, где есть печка), а если живет в квартире, то где она может погреться? (Ответы детей).

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Воспитатель: конечно, это собачка. Как собака помогает человеку? (Охраняет дом и человека). Как называется домик, в котором живет собака, чтобы не замерзнуть? Ближе к зиме животные линяют, их шерсть становится гутой и теплой, поэтому собачке не холодно даже на морозе!

Дети послушайте следующую загадку:

У меня большая грива, Ушки и копытца. Прокачу того игриво, Кто не побоится. Моя шёрстка гладка, Кто же я?.

(Лошадка.)

Воспитатель: правильно, лошадка. Лошадка тоже домашнее животное. Ее хозяин строит загончик, который называется конюшня, чтобы когда будет холодно лошадка не замерзла. А что любит кушать лошадка? (Ответы детей). Конечно, овес! Лошадка помогает человеку перевозить разные тяжести.

Послушайте еще одну загадку:

Голодна мычит,

Сытая жует,

Всем детям молоко дает!

Воспитатель: конечно, это корова, она дает вкусное и полезное молоко. Как вы думаете, где корова будет жить зимой? (Ответы детей). Для этих животных человек делает специальный загон, там тепло. Зимой на полях будет лежать снег, как вы думаете, где же будут пастись коровы? Хозяева летом косят траву, а когда она подсыхает, ее складывают в кучи - стога. На сеновале сушится сено, которым и будут кормить корову, когда не будет травы.

Дети, давайте встанем в круг и споем песенку - потешку:

Уж как я ли свежей травки ей нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, бурёнушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Воспитатель: а еще бывают и птицы домашними. Вы знаете таких птиц? (Ответы детей)

Да, куры, утки, гуси - это домашние птицы, они приносят пользу человеку, а человек за ними ухаживает.

Мы с вами узнали, что за домашними животными нужно ухаживать.

Мурка у нас погрелась, а теперь пойдет ловить мышей!

Молодцы, ребята, на память я дарю вам силуэты домашних животных. А вы должны сказать, какую пользу приносят эти животные человеку.

Воспитатель хвалит детей и раздает детям картинки домашних животных.

Какую пользу приносит коров? - дает молоко ,

Какую пользу приносит человеку курица? - несет яйца,

А какую пользу приносит кошка? - ловит мышей ,

Какую пользу приносит хозяину собака? - охраняет дом,

А какую пользу приносит утка? - несет яйца,

А лошадь - перевозит тяжести .

Воспитатель: Молодцы ребята! Прежде чем, вы будете разукрашивать своих животных, давайте посмотрим на картинки с их изображением! (Воспитатель вызывает ребенка к доске и предлагает описать внешний вид домашних животных).

Дети раскрашивают силуэты животных.

После раскрашивания, все силуэты выкладываем на стол, дети дают клички животным и обсуждают свои работы.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке )

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши ).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке ).

Как назовем их?

Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих ).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой ),

Значит, домашними все их зовут.

Предложить детям посмотреть видеофильм «Домашние животные»

Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких животных мы узнали?

Мы с вами будем заботиться о домашних животных?

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали, рисовали! Молодцы!