«Лежание на валике». Как научить ребенка ползать? Когда дети начинают период ползания

С самого раннего возраста ребенок начинает изучать собственное тело и его возможности. И все это - в постоянном движении. Поначалу новорожденный просто моргает, улыбается, двигает ножками и ручками, а уже позднее начнет ползать, садиться и, наконец, делает первые неуверенные шаги. Обычное, казалось бы, ползание на самом деле - отличная тренировка мышц, к тому же такой способ передвижения помогает ребенку гармонично развиваться. Педиатры дружно утверждают, что ползание - подготовительный этап перед ходьбой. Во время ползания у ребенка укрепятся мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшается координация. В общем, ползание просто необходимо. Но что же делать, если малыш ленится и не хочет ползать?

Помните, что ваш ребенок только начал открывать для себя этот интересный новый мир, ему нужно оторваться от мамы, начать изучать пространство и предметы, которые находятся вокруг. Дайте ему чуть больше свободы, почаще доставайте из кроватки или манежа, кладите на пол. Присядьте рядом: ребенку будет намного проще, когда мама или близкие люди находятся в непосредственной близости. Положите на небольшом расстоянии от малыша игрушки или мячик, он будет тянуться к ним, пытаться достать и одновременно учиться ползать.

Вот несколько упражнений, которые помогут научить ребенка ползать. Как говорится, проверено на собственном опыте и работает даже с очень упрямыми карапузами.

1. Первое упражнение поможет сформировать опору на прямые руки - это главное условие для того, чтобы начать ползать на четвереньках. Шестимесячный малыш должен научиться не только приподниматься на руках, но и желательно хватать одной рукой игрушку, опираясь при этом на другую. Если такой навык не сформирован, стоит немного помочь ребенку. Для начала положите его на живот, а перед ним, чуть выше головы, подвесьте игрушку. Чтобы схватить ее, ребенок будет приподниматься на руках и тянуться к заинтересовавшему его объекту. Если вдруг игрушка не вызывает интереса, сначала дайте ребенку ее потрогать, а потом постепенно поднимайте ее вверх.

2. Это упражнение поможет укрепить вестибулярный аппарат малыша, научит работать руками. Сделайте валик из одеяльца и подложите под грудь малышу (как и в первом упражнении ребенок лежит на животе). Голова и руки ребенка должны свисать с валика, ноги и живот при этом находятся на ровной поверхности. В таком положении ребенок может поворачивать головку и брать предметы обеими руками.

3. Учимся стоять на четвереньках . Для этого упражнения опять понадобится валик из одеяла, однако на сей раз его нужно подложить под живот и грудь малыша, чтобы ручки и ножки свисали над полом. В этом случае ребенок инстинктивно захочет на них опереться и будет вынужден встать на четвереньки.

4. Это упражнение научит ребенка ползать на четвереньках , чтобы его сделать правильно, лучше пригласить еще одного взрослого помощника. Заранее распределите роли: один из взрослых отвечает за работу рук ребенка, другой - за ноги. Затем поставьте ребенка на четвереньки на полу, перед ним положите привлекающую внимание игрушку. Далее один из взрослых двигает вперед левую руку ребенка, второй - правую ногу и так далее.

И не забывайте показывать ребенку положительный пример. Если мама, а еще лучше другой ребенок, будет ползать перед малышом на четвереньках, поверьте, так карапуз гораздо быстрее научится передвигаться сам. И напоследок несколько обучающих видео по этой теме.

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до . Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Многим родителям кажется, что главное - научить ребенка ходить, а такой переходный этап, как ползание, не важен вовсе. А ведь ползание подготавливает малыша к ходьбе, а его опорно-двигательный аппарат к последующим нагрузкам. Ползание тренирует мышцы руки и развивает связки, учит координации движения. Известна взаимосвязь между тренировкой рук и мозговой деятельностью, так вот в этой связи именно ползание поможет ребенку в будущем избежать дислексии и дисграфии, поможет умственному развитию и лучшему познанию мира.

Как научить ребенка ползать? Когда дети начинают период ползания?

В среднем, малыши от 4 до 8 месяцев начинают становиться на четвереньки и стараются передвигаться. Если они ленятся это делать или у них плохо выходит, родители могут помочь ему специальными упражнениями, выполняя их ежедневно.

Кстати, каждый ребенок ползает по-своему, не существует какой-то определенной нормы, как правильно ползать, поэтому ознакомим вас с некоторыми маневрами малышей, чтобы успокоить тех мам, которые думают, что их ребенок «не так» ползает. Варианты могут быть такими:

Упражнения, стимулирующие малыша к ползанию, требуют предварительной консультации врача - ортопеда, невролога, педиатра, так как нежелание ползать бывает вызвано проблемами в работе опорно-двигательного аппарата или слабые мышцы. А если врачи дают добро - удачи в занятиях!

  1. Чтобы двигаться, нужно иметь хороший упор в ручках. Попробуйте подвесить игрушку несколько выше головы малыша и положите его перед ней на животик. Чтобы достать интересующий его предмет, малышу потребуется напрячься и опереться на вытянутые руки.
  2. Лежа на животике, пусть малыш старается достать игрушки, разложенные перед ним. Чтобы ему было удобнее, подложите ему под грудь скатанную пеленку. Крутя головкой в разные стороны, он будет укреплять вестибулярный аппарат.
  3. Чтобы уметь стоять на четвереньках, положите малышу под животик маленькую подушку-думку или валик из пледа так, чтобы ножки и ручки были опущены вниз по четырем сторонам. В таком положении ребенок просто будет вынужден становиться на четвереньки.
  4. Становиться на коленки помогут такие манипуляции: прижмите ребенка спиной к собственному телу, подведите одну свою руку ему под мышки, согните его ноги в коленях и поставьте его на диван, чтобы он постарался идти в таком положении. Затем опустите его из этого положения вперед, чтобы он стоял, опираясь на руки.
  5. Попробуйте обучить ребенка двигаться на четвереньках. Для этого положите его верхнюю часть туловища на небольшой матрасик, а нижняя пусть остается на полу. Осторожно двигайте матрасик, вынуждая малыша передвигать ножками.
  6. Переставлять ручки можно научить благодаря таким упражнениям: держите малыша горизонтально к поверхности, так, чтобы опираться на нее ручками. Подталкивайте его осторожными движениями, стимулируя его переставлять руки. Лучше, если в конце пути его будет ждать яркая игрушка.
Чтобы успешно научить малыша ползать, не забывайте о таких вещах:
  • Старайтесь, чтобы ребенок был не ограничен в движениях, давайте ему свободу передвижения, выкладывая его на пол.
  • Выкладывайте перед ним на небольшом расстоянии игрушки, стимулируя его двигаться к ним.
  • Собственным примером обучите его ползанию.
Не стоит огорчаться, если ваш малыш совсем не хочет предпринимать попыток к ползанию. Возможно, он просто «перескочит» этот этап и успешно начнет осваивать первые шаги.

Младенцы приступают к ползанию и сидению, когда готовы к этим умениям физиологически. Если ребёнок абсолютно здоров, какие-то особые упражнения и подталкивание со стороны взрослых не понадобятся. Однако не всегда удаётся обойтись только естественным ходом событий. В некоторых случаях нужно помогать грудничку преодолеть страх перед ползанием, развить опорно-двигательный аппарат, показать, наконец, как можно передвигаться ползком. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка ползать.

Условия для развития навыка

Иногда родители недооценивают важность развивающей среды, полагаясь исключительно на внутренние силы детского организма. Однако некоторые условия для формирования умения ползать взрослые всё же могут создать. ​

Простор для перемещения

Чем больше свободного пространства вы предоставите ребёнку, тем скорее он начнёт ползать. Не следует полагаться на манеж, лучше освободите для малыша пол. Конечно, перед тем, как опускать детей на ковёр, уберите из комнаты все небезопасные предметы. ​

Поверхность

Идеальный вариант – твёрдое покрытие, например, ковёр или жёсткое покрывало. Некоторые родители приобретают специализированный коврик для ползания. Не следует опускать младенца на скользкий линолеум и неудобный паркет. Широкие двуспальные кровати также не подходят, поскольку они слишком мягкие. ​

Наклонные плоскости

Ползать на четвереньках можно научить и на поверхности, наклонённой под небольшим углом. Найдите гладкую широкую доску или купите домашнюю горку. Ребёнку нужно спускаться ползком с неё сверху вниз, безусловно, с подстраховкой родителей. В такой ситуации у малыша скорее разовьётся скоординированность движений, необходимая для ползания. ​

Преграды

Требуются после того, как ребёнок научится самой простой и даже примитивной манере передвижения – на животике. Разместив на пути следования малыша различные барьеры и преграды, вы «заставите» малыша приподнимать корпус, чтобы двигаться вперёд.

Заинтересованность

Чтобы побудить младенца к двигательной активности, попробуйте заинтересовать его новой или любимой игрушкой, подойдёт также своеобразная «приманка» в виде домашнего животного. То есть необходимо создать вокруг ребёнка множество объектов для исследований.

Валик в качестве тренажёра

Он понадобится, чтобы научить ребёнка ползать на четвереньках. Такие упражнения пригодятся тем малышам, которые предпочитают передвигаться по-пластунски. Положите младенца животиком на валик и покачивайте его вперёд-назад. Эти движения заставят кроху переставлять ручки и подтолкнут его к настоящему перекрёстному ползанию.

Порой, чтобы немного подтолкнуть грудничка к ползанию, достаточно «погрузить» его в среду себе подобных. Ровесники-ползунки вдохновят его на новые свершения. Если у вас нет знакомых с детьми того же возраста, запишитесь в группу раннего развития.

Как научить ребёнка ползать в разном возрасте?

Согласно усреднённым показателям, малыши начинают передвигаться ползком приблизительно в 6-8 месяцев. В некоторых случаях (к примеру, если ребёнок родился недоношенным) можно не ждать появления этого навыка, а заранее подготовиться к нему.

В 5 месяцев

В этом возрасте дети начинают активно двигаться. Необходимо этим воспользоваться, например, учить грудничка поворачиваться на бок за привлекательными игрушками, шумными погремушками. Чтобы помочь ему наклоняться на бочок, положите его на спину, осторожно заведите коленку на бок, а малыш уже сам сможет закончить поворот корпуса.

В 6 месяцев

Необходимо продолжать обучать ребёнка поворотам и вращениям. Если он пока не , попробуйте помочь ему присесть. Только не нужно присаживать его надолго, обложив подушками. Лучше это делать в игровой форме, к примеру, с помощью фитбола.

В 7 месяцев

Обычно в этом возрасте малыши уже начинают предпринимать . Чаще всего они проходят следующие этапы:

На животе;

По-пластунски;

На четвереньках.

Если малыш не хочет вставать на четвереньки, сделайте тоннель или преграду, через которую ему придётся переползать. А ещё крохи любят препятствия в виде мамы или папы, хотя и само нахождение рядом родного человека уже является хорошим стимулом для активизации движений.

В 8 месяцев

На этом возрастном этапе малыши не только ползают, но и пробуют вставать. Важно предоставить малышу больше пространства для манёвров. Если же и сейчас ребёнок не делает попыток к передвижению ползком, необходимо обратиться к специалисту за консультацией.

Как научить ребёнка ползать на четвереньках?

Слабые ручки;

Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Бездумно применяя специальные упражнения, вы можете только ухудшить детское здоровье. Если же доктор скажет, что малыш здоров, но просто ленится, смело приступайте к занятиям.

Упражнение № 1. Тянем ручки

Чтобы ползать на четвереньках, малыш должен уметь опираться на прямые руки и держать равновесие лишь на 3 точках опоры. Обычно полугодовалый ребёнок, лёжа на животике, способен приподняться на вытянутых руках и даже схватить погремушку одной из них, удерживая равновесия другой.

Как научить кроху этому умению? Необходимо положить ребёнка на живот и подвесить игрушку таким образом, чтобы она размещалась чуть выше его головки. Для захвата погремушки крохе нужно будет напрячь грудь, вытянуть руки и схватить одной ручкой желанный объект. Перед этим важно заинтересовать малыша, дав ему пощупать игрушку, а лишь затем её подвесить.

Упражнение № 2. Работаем ручками, лёжа на животике

Скатайте плед так, чтобы получился маленький валик. Его необходимо подложить под грудь малышу таким образом, что головка и руки свободно висели, а ножки и животик располагались на кровати. Ребёнок сможет без проблем хватать обеими ручками игрушку, разрабатывая тем самым вестибулярную систему.

Упражнение № 3. Стоим на четвереньках

Положите кроху на животик, под который нужно поместить маленькую подушку или скатанный плед. Детские руки и ноги должны свисать по разным сторонам, а грудь и животик – лежать на мягкой подложке. Волей-неволей ребёнку придётся встать на четыре точки опоры.

Упражнение № 4. Стоим на коленях

Некоторые малыши не желают ползать на коленях, предпочитая другой способ передвижения – подниматься на выпрямленных конечностях и быстро двигаться вперёд. Если вы хотите научить кроху ползать на четвереньках, прежде обучите его стоять на коленях. Для этого потребуется:

Прижать детскую спину к своему животу;

Обхватить ребёнка одной рукой под мышками;

Другой – поджать детские стопы и поставить малыша на поверхность коленями так, чтобы ровная спина полностью прижалась к вашему животу.

Позвольте ему поползать в таком положении. Если у него получается, не торопясь отпустите кроху от себя, чтобы он смог опереть на поверхность руками и коленками.

Упражнение № 5. Переставляем ножки

Разложите на полу высокий матрас и разместите на одном конце ребёнка таким образом, чтобы его грудь была на матрасе, локотки опирались на его поверхность, а колени стояли на полу. Перейдите на противоположную сторону и медленно тяните матрас на себя. Ребёнку придётся передвигать коленями, поскольку опора в виде его рук движется вперёд.

Упражнение № 6. Учим переставлять руки

Приподнимите ребёнка над твёрдой поверхностью (подойдёт столешница), придерживайте одной рукой под грудью, второй – приподнимите ножки. Занятие предназначено для того, чтобы дети смогли ладонями опираться на поверхность. Аккуратно подталкивайте малыша, тогда ему придётся переставлять ручки. Можно положить рядом любимую погремушку.

Упражнение № 7. Ползаем на четвереньках

Для этого упражнения вам потребуется ещё один человек. Поставьте ребёнка на твёрдую поверхность на четвереньки. Допустим, вы будете отвечать за перемещение детских ножек, а супруг – за движение ручек. Делать это нужно перекрёстно: один двигает вперёд левую руку, а второй подталкивает правую ногу, и наоборот.

Меры безопасности при обучении

Прежде чем научить ребёнка ползать, нужно побеспокоиться об его безопасности. Для этого опуститесь как можно ниже и посмотрите на комнату младенческими глазами. Что важно учитывать для комфортного путешествия ползком?

1.​ Правильная температура

На полу не должно быть ни слишком прохладно, ни слишком жарко. И, конечно, никаких сквозняков. Если всё-таки в квартире холодно, оденьте ребёнка в тёплую, но удобную для передвижения одежду.

2.​ Опасные предметы

Особую опасность для маленького исследователя представляют углы, дверцы шкафов, скатерти на столах. Приобретите накладки на мебельные углы, заблокируйте дверцы, уберите скатерть, которую малыш может опрокинуть на себя вместе с тяжёлыми или острыми предметами.

3.​ Высота

Этот опасный фактор исчезает, если кроха двигается по ковру. Ползание по дивану или кровати подразумевает обязательное нахождение родителей рядом с младенцем. Хорошо, если упав, ребёнок отделается шишкой и плачем. А вдруг случится серьёзная травма или возникнет боязнь высоты на всю жизнь?

4.​ Электричество

Проводки и шнуры прячем, а на розетки ставим заглушки. Внимательно просканируйте весь дом на предмет опасного соседства с малышом электроприборов. Их нужно поднять или вообще спрятать до лучших времён.

5.​ Бытовая химия, парфюмерия

Маленькие дети обожают пробовать всё на вкус. Заранее позаботьтесь о том, чтобы убрать подальше средства по уходу за вещами, духи, косметику, медикаменты. Спрячьте также наполнители для кошачьего туалета и корм для домашних животных.

6.​ Питомцы

Конечно, в идеале ребёнок сам должен понять, как нужно ползать. Однако если у малыша не получается передвигаться ползком, в ваших силах помочь ему. Запаситесь терпением и помните, что даже не получив в итоге ползающего кроху, вы подготовили его организм к следующему этапу – прямохождению, укрепив мышцы и развив вестибулярный аппарат.

Каждый родитель с гордостью отмечает все новые достижения своего чада: вот он уже держит головку, перевернулся, пополз… Но бывает, что малыш упорно не хочет осваивать навык ползания, хотя родителям кажется, что его время уже давно пришло. Как же можно научить своего ребенка ползать? В каком возрасте? На что обратить внимание?

Главное – готовность

Научить ребенка ползать можно не раньше, чем его организм будет к этому готов. Об этом важно помнить и не вредить ему чрезмерными нагрузками.

Что значит – готов? Это значит, что ребенок умеет:

  • уверенно удерживать голову в любом положении;
  • держать ровной спинку в сидячем положении;
  • переворачиваться на животик и назад;
  • делать ползающие движения, лежа на животике.

Другими словами, у малыша должны достаточно окрепнуть все мышцы, необходимые для ползания. У разных деток это происходит в разное время. Одни начинают ползти в 5 месяцев, другие – в 7 или 8. Поэтому если родители хотят, чтобы их карапуз поскорее начал осваивать окружающее пространство, важно своевременно ему помочь укрепить нужные мышцы. Для этого начиная с 4 месяцев можно делать специальный комплекс упражнений:

  • укрепляющий массаж;
  • разведение ручек по сторонам, а затем скрещивание на груди;
  • поворот на животик, лежание в таком положении;
  • сгибание-разгибание ручек;
  • «велосипед»;
  • поднимание туловища (при поддержке за ручки) в положении на животе;
  • попеременное и совместное сгибание-разгибание ножек;
  • отталкивание ножками от маминой груди в положении на спине;
  • отталкивание ножками от опоры (рук), лежа на животе;
  • обучение навыку хватания предметов (спереди, сверху, с боков) из положения на животе.

Помните, что сначала кроха поползет по-пластунски, и только затем (или вы научите). Поэтому когда мышцы малыша окрепнут, стимулируйте его к «ползанию на животе», передвигая перед ним яркую игрушку (лучше звуковую). Помогайте при необходимости, подставляя ладонь под его пятки для опоры. И обязательно хвалите, если у него получается продвинуться. Тогда желание ползти у ребенка будет намного сильнее.

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Упражнения для ползания ребенка

Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.

  1. Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй. Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
  2. Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
  3. Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
  4. Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
  5. Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
  6. Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.