Работа детьми по духовно нравственному воспитанию. Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе. С казк а как средство воспитания н равственн ой личности дошкольника

Формирование у учащихся нравственной культуры как базового компонента культуры личности, включающего в себя потребностно -мотивационный компонент нравственной культуры, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой.

Методика воспитательной работы по нравственному воспитанию учащихся включает в себя следующие приёмы:

  • 1) формирование у учащихся потребностно-мотивационной сферы (потребности) связанной с соблюдением нравственных норм и правил как привычных способов поведения и деятельности. С этой целью используются следующие методы и формы воспитательной работы:
    • - убеждения,
    • - положительного примера,
    • - одобрения,
    • - осуждения,
    • - требования,
    • - контроля.
  • - уроки,
  • - формы внеклассной работы,
  • - консультации.
  • 2) Включение учащихся в познавательную деятельность по овладению знаниями о существующих нравственных правилах и моральных нормах поведения в современном обществе.

Методы нравственного воспитания:

  • - убеждения
  • - положительного примера
  • - одобрения
  • - осуждения
  • - требования
  • - контроля
  • - воспитывающих ситуаций
  • - уроки
  • - формы внеклассной работы
  • - консультации
  • 3) Выработка у учащихся навыков и привычек нравственного воспитания как глубоко осмысленных и привычных форм поведения. Методы формирования системы нравственного поведения:
    • - общественная, патриотическая, учебная, трудовая деятельность
    • - деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы
    • - общение с другими людьми

Нравственные критерии воспитанности:

  • 1. Гражданственность и патриотизм
  • 2. Милосердие, гуманизм
  • 3. Учение, образованность, интеллект
  • 4. Культура поведения, дисциплина
  • 5. Здоровый образ жизни
  • 6. Отношение к природе
  • 7. Культура семейных отношений
  • 8. Межличностные отношения
  • 9. Экономическая грамотность
  • 10. Трудолюбие
  • 11. Эстетическая просвещенность
  • 12. Коллективизм
  • 13. Ответственность
  • 14. Активность
  • 15. Самоопределение, выбор жизненных ориентиров
  • 16. Коммуникабельность
  • 17. Правосознание

"Раннее начало нравственного воспитания - залог формирования полноценного гражданина своей страны" (по материалам статьи Л.А. Парамоновой).

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Прежде всего необходимо раскрыть, что входит в понятие "гражданство" и "патриотизм":

Гражданство - принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

Патриотизм - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

К этим определения можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной нормой.

Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость - очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них любое "общество обречено на вымирание" (А.И. Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.

Это привело к идеям космополитизма (я - дитя не какой-то страны, а земли-космоса, где живу сейчас - там и Родина), и к идее национализма (Россия только для русских). И то, и другое не имеет ничего общего с гражданско-патриотической позицией и не способствует ее развитию.

Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка, Годом ребенка, что показывает отношение государства к детству); потребность самих граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерии, появление молодежной организации "Наши", других общественных институтов).

Создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции.

Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Прежде всего ответ на вопрос ребенка "Кто я такой?" с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям.

В основе лежит процесс идентификации, связанный с объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя как гражданина своего отечества, - очень сложный и глубокий процесс, который в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно.

Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрознены. И, понимая это, мы на эмоционально-познавательных основаниях можем грамотно выстроить систему формирования начал (предпосылок) гражданско-патриотических позиций. Она будет органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего содержания (наблюдения в природе, беседы и чтение художественной литературы, игра, конструирование, изобразительная деятельность и многое другое). Особую значимость имеет формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам, при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.

В методических пособиях по данной теме выделяют следующие тематические блоки и направления работы:

  • - Я такой (индивидуальность, особенность, знания о себе: своем теле, здоровье, безопасности, эмоциях).
  • - Мир людей (существуют разные правила, которые выполняют все члены общества, социальные отношения, симпатия, толерантность, сотрудничество).
  • - Мир природы (причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы, поисково-исследовательская деятельность, экологическое сознание, отношение к природной среде, к здоровью).
  • - Рукотворный мир (знакомство, бережное отношение).
  • - Гражданство (география, отношение к истории, принадлежность к народу, государству).
  • - Культура (обычаи, праздники, искусство, отношение к культурным ценностям, самовыражение в различных видах творчества).

Реализация данных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок подлинно гражданско-патриотических позиций, которые затем лягут в основу личности взрослого человека - полноценного гражданина своей страны.

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Совместное родительское собрание с детьми — эффективный воспитательный метод

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.


Что такое духовно-нравственное воспитание — составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.


Нравственные основы — цель духовно-нравственного воспитания

Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.


Семейные ценности — основа духовно-нравственного воспитания

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.


Кадры из добрых мультфильмов

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.


Работа с родителями — совместные занятия

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.


Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.


Утренники для младших школьников — один из методов воспитания

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности — все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.


Патриотическое воспитание — одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.


Воспитание любви к родине — актуальность опыта

Воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

Эффективные формы воспитательной работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию.

Груббе Л.О.

учитель начальных классов

«Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастлив, можно.»

Макаренко А.С.

Одной из важнейших проблем современности является духовно-нравственное развитие личности. А это требует вечного поиска взаимообогащения доброты, истины, красоты в человеке. Вера в ученика способна породить творчество учителя, и в совместном поиске учитель и ученик поднимаются к тайнам духовно-нравственного восхождения, которые определяются через категории «смысл» и «цель».

Когда же начинается духовно-нравственное воспитание человека? Начинать такое воспитание нужно с самого рождения. Ребенка надо окружить атмосферой доброжелательности и любви, добросердечности и чистоты отношений как в семье, так и в школе. Стремление осознания явления духовности приводит нас к идеи культуры. Культура затрагивает весь внутренний и нравственный мир ребенка – устремленность в будущее, ценностные ориентиры, интересы и потребности, чувства и разум. Сообразно с ними человек действует во всех сферах жизни, что определяет его социальную и нравственную зрелость, т.е. духовную зрелость. Чертами характера такого человека являются душевность и доброта, любовь и сострадание, вера в будущее и творческий труд для процветания Отечества. Правдивость и честность, справедливость и почтение к старшим, готовность служить во благо других – эти качества человека являются лучшим мерилом его духовности.

Именно здесь мы подходим к важнейшей категории воспитания – духовно-нравственному здоровью, которое возможно, если в воспитательном процессе классный руководитель соблюдает следующие этапы:

    развитие эмоциональной сферы (воспитание нравственных чувств);

    этическое просвещение (формирование нравственного сознания);

    практическая деятельность этической направленности (воспитание устойчивых навыков нравственного поведения).

Я, как классный руководитель и учитель преподающий такие предметы, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы мировых религиозных культур», в своей работе по организации деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

    Открытость (совместное планирование – классный руководитель+воспитанники+родители).

    Привлекательность будущего дела (увлечь детей конечным результатом)

    Деятельность ( активное участие в мероприятиях )

    Сотворчество (право выбора партнера по выполняемому делу)

    Успешность (отмечать реальный успех)

Исходя из этого, я использую различные педагогические средства:

Индивидуальная педагогическая поддержка;

Соуправление и элементы самоуправления;

Групповая деятельность;

Погружение в культуру;

Взаимодействие личности в образовательной среде школы и с окружающим социумом;

Художественно-эстетическая жизнедеятельность;

Традиции.

Важное в работе по воспитанию нравственности – это пробудить внутреннюю активность личности как субъекта самопознания, саморазвития, самосовершенствования в деятельности, отношениях, общении.

Работу с учениками по духовно-нравственному развитию я строю по следующим направлениям:

    Духовное

    Культурно-эстетическое

    Социальное

Духовное направление

Посещение РДК Кормиловского, наших музеев, выставок обогащают нравственный мир школьников, развивают эстетический вкус. Участие в различных конкурсах, спектаклях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика и другие. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления.

Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей.

Работая в социальном направлении, я стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.

Великодушный, верный в своих чувствах и отношениях;

вежливый, мягкий в обращении;

добродушный по характеру;

доброжелательный, ласковый по отношению к людям;

жалостливый, заботливый, внимательный, выражающий участие;

миролюбивый, милосердный, готовый помочь другому.

К другим людям

Прием в доме путника, неожиданно приехавших родственников или друзей; помощь и оказание моральной поддержки больному, пострадавшему, ближнему; умение прощать обиду и отсутствие злопамятности;

прощение ошибок ближнему.

Активный, энергичный;

добросовестный, исполнительный, честно выполняющий свои обязанности;

усердный, старательный, обладающий сноровкой;

основательный, трудолюбивый, способный к труду и любящий работать;

усердный, хозяйственный.

К труду

Посильное участие в создании достатке в семье;

понимание ценности труда;

почтительное отношение к земле, к хлебу, к труду человека.

Исполненный чувства собственного достоинства;

самобытный, не похожий на других.

К самому себе

Честное исполнение взятых на себя обязательств;

не дать повода для оскорбления;

соблюдение моральной чистоты.

Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания в формировании и развитии у воспитанника качеств, которые проявляются в системе ценностных отношений и выражаются в действиях, поступках, суждениях, оценках.

Однако, учащиеся усваивают теоретические нормы морали, но не все воплощают в ежедневной деятельности. Следовательно, можно обозначить следующее противоречие между полученными знаниями и проявлениями их в окружающей среде (улица, семья и прочие общественные места). Над этой проблемой необходимо работать и в дальнейшем.

Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).

    Через внеклассную и внеурочную деятельность:

    факультативные занятия, кружковая работа;

    беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.

    проведение совместных праздников;

    экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;

    просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

    конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;

    деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;

    моделирование, проектирование;

    встречи с интересными людьми;

    коллективные творческие дела учащихся;

    рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

    презентация книг духовно-нравственного воспитания;

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

(Д.С.Лихачев)

«Система духовно-нравственного воспитания в школе».

заместитель директора по воспитательной работе

Ленинского филиала МБОУ «Новопокровская сош»

Полякова Наталия Валентиновна

Вышедшее сегодня на повестку дня педагогической деятельности слово «воспитание» стало чаще всего использоваться в значении «духовно-нравственное».

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Если мы, сегодня, не обратим внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

То, что мы видели в сериале «Школа», – не за горами, все это реально ждет нас, сельскую школу, и надвигается с космической скоростью.

Эти проблемы, наш педагогический коллектив, поставил во главу угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста стараемся прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основам духовности и нравственности.

Система духовно-нравственного воспитания в нашей школе включает в себя прежде всего, учебную деятельность.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, МХК, Основам православной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начинается в начальной школе с интегрированного курса «Введение в народоведение». Цель – приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей.

В 5 классе вводится предмет «Основы православной культуры» (ОПК), который помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Основная идея курса - изучение истории русской церкви в контексте истории государства. Это размышления о мире, о православии, о духовности человека.

В 7,8 классах ведется курс «Моя родословная». Цель курса - формирование познавательной и творческой активности ребенка через расширение знаний по истории своей семьи.

В 10, 11 классах ведется курс «Духовно – нравственные основы семьи».

Ведущей целью этой программы является формирование готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям.

Но, наверное, самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий. Педагоги занимают призовые места в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Растим патриотов России». Созданы, апробированы и изданы авторские программы педагогов МОУ в сборнике «Содержание школьного этнокультурного образования».

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В школе сформирована полноценная система дополнительного образования, реализуемая во внеурочной деятельности. В блоке дополнительного образования: театральная студия «Ассоль», фольклорный ансамбль «Говорушки», творческие кружки «Художественная роспись», «Учимся лепить из соленого теста».

В рамках дополнительного образования с 1 по 10 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

В начальной школе учебный курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ.

В основной школе учащиеся получают представление о главных категориях жизни Отечества.

Результативность: в школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.

Работа творческого коллектива школы имеет весомые положительные результаты. Был проведен мониторинг уровня формирования духовно-нравственных компетенций школьников. Показатели уровня духовности учащихся 5-11 классов за последние 3 года возросли на 18%.

Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение общешкольных праздников.

Внедрение в педагогическую практику школы традиции общешкольных праздников «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ»: сценарии общешкольных праздничных мероприятий для учащихся 1–11 классов, способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению школьников.

В качестве общешкольных праздников особо выделяются четыре – День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний («День народного единства») – I четверть, зимний («Рождество») – II четверть и два весенних («Пасха» и «День Победы») – III и IV четверть.

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. Новый год с праздником Рождества.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица, предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание уделяется 12 апреля – Дню космонавтики: героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К одному из важных источников духовно-нравственного воспитания учеников следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

Активная работа ведется по направлениям:

Святые места родного края (красавица-церковь);

История нашего совхоза, история родной школы, которой в этом году исполнилось 40 лет;

Мой край в годы Великой Отечественной войны;

Земляки, которыми мы гордимся.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Комплексную информационную поддержку всех мероприятий позволяет раскрыть работа школьной стенгазеты.

Возможность оперативной замены информации, изменение композиции позволяет постоянно привлекать внимание школьников.

Выводы: Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Работу вести на основе православных ценностей. Шире вести просветительскую воспитательную работу среди родителей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды.

Учащиеся МОУ «СОШ совхоза имени Ленина» являются постоянными участниками и регулярно занимают призовые места в районных, областных конкурсах: «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Дорога в космос», «Сокровище наций», «Горжусь я малой родиной своей!», «Православная культура Тамбовского края», «Красота Божьего мира», «Мы памяти этой верны», «Созвездие талантов». Становятся лауреатами и победителями всероссийских конкурсов: «Святые заступники Руси», «Пасха Православная», «Дети и книги», посвященного 50-летию полета в космос Ю. Гагарина. Не могу не похвалиться, ученица 8 класса Савина Диана в областном этапе Всероссийского конкурса «Дети и книги» заняла 1 место и была награждена путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок». Там она приняла участие в заключительном этапе конкурса, заняла 2 место и была награждена денежной премией, в размере 30 000 рублей и видеокамерой.

Участие в конкурсах, это замечательная возможность раскрыть талант ребенка. Но не нужно забывать руководителям школ и об учителях, которые помогают, направляют, корректируют и вместе с детьми участвуют в этих конкурсах.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежностью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!

Случайные статьи

  • Сотрудничество семьи и детского сада как условие духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, времени для человеческого общения с ними, для проявления к ним подлинного внимания и заботы не остаётся. И какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ , предполагающий развитие и воспитание духовно-нравственного человека.

В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приёмы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности .

Поэтому сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Дети сейчас живут в условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Поэтому на сегодняшний день формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся является востребованной и актуальной задачей .

И духовно-нравственное воспитание должно решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Все это доказывает особую значимость и актуальность по внедрению и реализации в учебный процесс программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе православных традиций. Ведь сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. Но как мы видим времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания . Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.

В реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

1. Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.

2. Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа.

3. Помочь найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

4. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

5. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

6. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

7. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

8. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Разработке темы опыта я посвятила около десяти лет. Первые годы накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.

Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в учебно-воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, встречи с духовными отцами, поездки по святым местам, вечера – встречи со старожилами села способствуют формированию духовно-нравственной личности.

Для эффективной работы по данной теме в начальной школе я учитываю психологические особенности младших школьников:

Так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

Опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;

Для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.

Не нужно забывать, что возраст 7 - 9 лет-это возраст радования бытию . Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях учащиеся могут на различных уроках.

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи , способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной мудростью и народными традициями, сложившимися веками. Данную работу я провожу следующим образом. Говорю ребятам: « А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл. Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения».

Конец, кончил, дело, учись, смело, гуляй, смолоду, пригодится, в, старости, делу, венец

Конец - делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

Работаем над толкованием пословиц.

Конец - делу венец . Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.

Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.

Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.

От бездельника и Бог отворачивается. Бездельник – ленивый человек. А Бог не любит ленивых людей, поэтому от них отворачивается. Ведь Бог сам трудился и нам велел.

(Данная информация обогащает учащихся народной и духовной мудростью)

Дальше идет работа над развитием орфографической зоркости. Ребятам предлагается найти родственные слова и объяснить написание гласной о, найти проверочное слово во второй пословице (кончил). Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного. Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Учись см_л_ду - пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть - самому пом_л_деть.

Надеюсь, я вас убедила в том, что, работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной и народной мудростью.

Мною также был разработан инновационный проект , направленный на реализацию ФГОС «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности ». Данный проект в нашей школе внедряется на протяжении трех лет и имеет свои положительные результаты.

Научная новизна инновационного проекта состоит в выявлении условий развития духовно-нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Формирование духовно-нравственных ценностей невозможно без постепенного, целенаправленного и систематического использования в процессе обучения учебно-воспитательных заданий. Ведущая педагогическая идея данного проекта заключается в эффективности внедрения на уроках и во внеурочной деятельности с детьми средств и методов, направленных на формирование теоретического мышления и сознания, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности и социально значимой деятельности. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и недостаточной возможностью традиционного подхода к развитию и воспитанию была разделена на три этапа.

Первый этап : обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности нравственных качеств личности.

Второй этап : создание и апробирование на практике специальных учебно-воспитательных заданий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей и социально значимой деятельности на основе формирования теоретического мышления и сознания младших школьников.

Третий этап : обобщение исследовательской работы.

В качестве педагогического инструмента развития духовности и нравственности обучающихся в рамках данного проекта я выбрала ежедневное проведение «минуток духовности и нравственности». Пример нескольких минуток, которые проводятся на уроках в начальной школе. Такие минутки можно проводить на любых уроках: математики, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки.

Цель: ознакомить с понятием «бескорыстие »

Ребята, сегодня у нас в гостях сова. Кто знает, как еще называют сову в школе? Почему?

Сегодня Мудрая сова нам принесла задание, которое вы должны выполнить. Задание интересное, поучительное. Я надеюсь, что вы его выполните и узнаете, что Мудрая сова хотела вам сказать, чему научить.

Расшифруйте нравственное качество человека.

45: 15 = 3 б 13 * 4 = 52 с 72: 4 = 18 р

72: 12 = 6 с 14 * 7 = 98 е 96: 3 = 32 ы

91: 13 = 7 к 16 * 5 = 80 т 75: 5 = 15 о

70: 14 = 5 е 12 * 7 = 84 и

Запишите ответы и буквы в таблицу в порядке возрастания и у вас получится слово.

Какое слово вы прочитали?

Ребята, кто знает смысл данного слова?

А что надо сделать, если мы не знаем значения слова?

Посмотрите в толковом словаре значение слова бескорыстие.

А кого мы можем назвать бескорыстным?

А вы знаете, какие поступки можно назвать бескорыстными?

Вывод: бескорыстие – это качество человека, который совершает благородный, великодушный поступок.

«Минутка духовности и нравственности» (картина Совы)

Цель : осуществить посредством общеучебных действий содержательный анализ объекта.

Допишите подходящие по смыслу имена существительные, укажите их род, найдите лишнее словосочетание.

Теплое…, душистая …, звездное…, дружная …, хрустальная …, топленое …, бескорыстный….

- Прочитайте словосочетания и назовите род имен существительных.

Назовите лишнее словосочетание.

По какому признаку вы выбирали лишнее словосочетание?

Какое существительное вы подобрали к прилагательному бескорыстный? (поступок)

Разберите слово по составу.

Назовите корень в этом слове. Приставку.

Что обозначает приставка бес?

Как вы понимаете смысл этого слова? (не имеет корысти)

Какой поступок мы называем бескорыстным?

В каких ситуациях мы можем совершить бескорыстный поступок?

Вывод: бескорыстный поступок – это действие человека на пользу другого не имея при этом никакой личной выгоды.

«Минутка духовности и нравственности»

Цель : побуждение к нравственному действию.

Вывод при изучении произведения В. Бианки «Мышонок Пик»

Ребята, над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

Какой совет вы бы дали героям рассказа?

А как бы вы поступили на месте ребят?

Как вы охарактеризуете ребят? Какие они? (легкомысленные, бездушные, злые)

Чтение учителем рассказа «Как быть доброй?» (журнал «Свечечка»)

Беседа: Как папа объяснил Ане: «Что нужно делать, чтобы быть доброй»

Кто людям помогает быть добрым?

Вывод : таким образом, дети приобретают элементы опыта поведения в жизни, что побуждает их к нравственному действию.

Диагностика показала успешность выбранных заданий для решения педагогической проблемы. На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния учебно-воспитательных заданий на уровень развития духовно-нравственных ценностей младших школьников. Установлено, что существует определенная связь уровней духовно-нравственного развития школьников с уровнем сформированности у них основ теоретического мышления.

Эффективность инновационного проекта в том, что постепенное, последовательно, целенаправленное и систематическое внедрение учебно-воспитательных заданий в учебно-воспитательный процесс формирует у обучающихся основы теоретического мышления и сознания, осуществляет воспитание в контексте жизнедеятельности школьников и усвоение духовно-нравственных ценностей в форме нравственно ориентированных поступков, создает необходимые условия для участия детей в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Дети приобретают элементы опыта нравственного поведения и жизни.

В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Семья остается основным институтом воспитания личности ребенка и развития нравственных ценностей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении. А еще веду знакомство с будущими родителями за долго до поступления ребенка в первый класс. Данных родителей приглашаю в школу на родительские собрания, где провожу лекторий «Школа родителей будущего первоклассника». Проводя индивидуальные беседы, консультации, лекции, рассказываю родителям о том, как необходимо воспитывать маленьких детей, прививая им нравственные нормы поведения. Ведь то, что заложено в раннем детском возрасте остается на всю жизнь. Данный лекторий проходит под девизом «Отвори ключи добра, красоты, любви».

Для повышения учебной мотивации обучающихся провожу внеурочную деятельность следующим образом: предлагаю детям поговорить о том, как должен относится к учебе православный человек. Но сначала предлагаю ответить на вопрос: «Зачем необходимо учиться?» После ответа говорю:

Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика. Дальше идет работа по группам.

Работа по группам.

Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.

1 группа

«Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).

Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.

2 группа

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

3 группа

«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)

Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.

v Ученье свет – не ученье тьма.

v Учиться никогда не поздно.

v Грамоте учиться – всегда

Пригодится.

v Человек уму учится весь век.

v Есть терпенье, будет и уменье.

v Мало хотеть, надо уметь.

v Поживешь среди добрых людей –

Сам подобреешь

v На Бога уповай, а без дела не бывай!

v Не хлебом живы, молитвою.

Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте и помогайте мне.

1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там

старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.

2)Святой равноапостольный Кирилл . (равноапостольный, т. е. равный апостолам - ученикам Христовым).

В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.

Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.

3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.

Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?

Верно, они учились старательно. А если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога. Поучимся у святых, и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и его святых. Об успехах в учебе молятся равноапостольным Кириллу, Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому.

Самая простая молитва к этим святым будет звучать так: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас».

Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Литература», «Окружающий мир». Поэтому в нашей школе уже стало традицией проводить интегрированные уроки (ИЗО и музыка, МХК и ИЗО, чтение и ОПК, ОПК и история). Наша школа тесно сотрудничает с духовенством рыльских приходов. Поэтому в нашей школе уже стало традицией приглашать на уроки священнослужителей, выезжать на совместные праздники, проводимые в Свято-Николаевском монастыре.

Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского мы проводили в несколько этапов:

1. Встреча со священнослужителем . Отец Николай (священник Вознесенского храма г. Рыльска) рассказал детям об Александре Невском, как святом. Показал изображение А. Невского на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах, спрашивая, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?

2. Просмотр фильма «Житие святого благоверного князя Александра Невского».

3. Рассказ о памятных местах и памятниках в разных городах, связанных с именем А. Невского.

4. Работа с литературными источниками . В самом тексте жития выделяли несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.

На заключительном этапе вели работу по осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией ничего добиться, достичь невозможно.

23 февраля , мы отмечаем праздник Защитников Отечества. Этот праздник посвящен героям и Святым людям. Защитники Отечества оберегали Землю, которую дал Бог людям. Русская земля всегда славилась своими защитниками.

В нашей школе духовные отцы частые гости. Священнослужители приходят к детям на уроки ОПК, истории, проводя беседы на различные темы: «Заповеди Божьи», «Иконописцы и иконография Божий Матери» и другие, а дети посещают храмы, святые места, источники.

Ребята нашей школы ежегодно участвуют в благотворительном концерте, посвященном женам мироносицам в городе Рыльске.

Совместно с настоятелем Свято-Николаевского монастыря отцом Панкратием и методистом была проведена Рождественская елка в монастыре, где принимали участие дети нашей школы. Данная поездка оставила в душах детей самые теплые и добрые впечатления. А сколько было радости от врученных подарков с рук самого настоятеля. Поэтому я считаю, что такие поездки оставляют тепло в детских душах и делают их добрее и милосердней, духовно обогащают.

Сценарий данного праздника был направлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» в 2011 году, где был признан лучшим, и материалы были направлены на Всероссийский конкурс.

В 2012 году принимала участие в региональной научно-практической конференции «Проектирование региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» Курской области с опытом работы по теме «Духовно - нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций», где ее работа была напечатана в сборнике.

В школе также проводятся престольные праздники, посвященные святым, имя которого носит церковь в селе. Так в школе был проведен музыкально-театрализованный праздник «Святые Борис и Глеб».

В 2007 году материалы праздника были направлены на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагогическое исследование года», где получили высокую оценку и были направлены на Всероссийский конкурс.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся реализуется через проведение Пасхальных фестивалей, Рождественских елок, Святой Троицы, Рождество Богородицы. Стало традицией проводить совместные праздники в базовых школах. Так в школе был проведен Пасхальный фестиваль совместно с ребятами нескольких школ на тему «Заповеди Божии». Проводятся выставки «Пасхальные мотивы», «Пасхальный благовест», «Свет Рождественской звезды».

В школе создан краеведческий музей, руководителем которого является директор школы

Огромный труд вложен в создание музея, как руководителя, так и ребят. Проводилась большая исследовательская деятельность . Ребята создали летопись села Костровы, проводились творческие работы по теме «Моя малая родина». Работа Добыкина Игоря была направлена на областной конкурс, где была отмечена дипломом 1 степени. В музее создан раздел «Православная Русь», который пополняется экспонатами, сделанными руками детей. Членами краеведческого кружка проводятся экскурсии для обучающихся школы и района. Разработаны тематические экскурсии:

1. История села, школы.

2. Великая Отечественная война.

3. Воины-афганцы – выпускники школы.

4. Воинский путь генерала Добыкина.

5. Русь Православная.

Члены краеведческого кружка принимают участие в ежегодной конференции юных краеведов.

Обучающиеся школы, учителя и жители села пополняют музей экспонатами, которые бережно хранятся в музее.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Для того чтобы учителя полюбили предмет ОПК и по–особенному относились к преподаванию этого предмета у нас в районе большую помощь оказывают духовные отцы и методист Администрации подразделения по образованию Демидова часто Любовь Николаевна с отцом Владимиром организуют паломнические поездки по святым местам. Так для учителей были организованы поездки в Оптину пустынь, Коренную пустынь, Глинскую пустынь. За что мы искренне благодарим организаторов поездки. Ведь такие поездки делают человека духовно богаче, добрее, милосерднее.

Также в районе для учителей основ православной культуры дважды были организованы курсы повешения квалификации на базе Курского государственного университета.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся у нас в школе осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах православной направленности, где ребята показывают хорошие и отличные знания, занимая призовые места и являются победителями. Так в районе проводилась игра «Умники и умницы», посвященная Великому Христовому Воскресению. Коростелева Олеся заняла 2 место, а преподаватели участвовали в выставке декоративно-прикладного искусства, где тоже являются победителями. Так и стали победителями в номинации «Декоративно-прикладное искусство».

Ребята вот уже много лет подряд становятся победителями и призерами муниципального этапа областной олимпиады по православной культуре.

МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» многие годы является социокультурным центром села. И это не случайно. Именно в школе воспитывается все: предметно-пространственная и событийная среда, социум, добрые отношения, взаимопонимание . Школа для детей является местом, где они осваивают и усваивают позитивные жизненные ценности. В команде с педагогическим коллективом в этом процессе участвуют многие родители, учреждения и организации села. Так совместно с директором СДК и заведующей поселенческой библиотекой проводятся различные мероприятия, праздники, конкурсы на православную тематику. Так уже стало традицией 7 января в СДК проводить рождественскую елку для младшего школьного возраста. А 12 июня проводить праздник «День России».

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. В нашей школе почти все учителя - предметники через урочную и внеурочную деятельность реализуют программу духовно-нравственного воспитания обучающихся. На базе нашей школы прошел семинар учителей математики и физики района