Урок для дошкольников как мы дышим. Конспект НОД «Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхани. Конспект познавательного занятия в старшей группе «мы дышим, значит живём»

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области

« Как мы дышим и зачем?»

Образовательная область «Познание»

Разработала:

Сокольникова Н.М.,

воспитатель

Троицкий,

2013

Сокольникова Н.М.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №1 «Снежинка» поселка Троицкий

Тема занятия по валеологии с элементами ОБЖ: «Как мы дышим и зачем?»

Цель: сформировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с органами дыхания: нос, трахея, бронхи, лёгкие и дать простейшие представления об их строении и их функциональном назначении;
  2. Обучить основам безопасности жизнедеятельности для сохранения здоровья органов дыхания, правилам поведения в природе, для сохранения чистоты воздуха;
  3. Формировать валеологические знания и осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни и умения отображать полученные знания в речи;
  4. Обогащать словарь детей.

Развивающие:

  1. Развивать основы валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для укрепления своего здоровья;
  2. Развивать наглядно-образное мышление и логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
  3. Формировать умения делать выводы и умозаключения с использованием элементарных опытов;
  4. Развивать связную и доказательную речь;

Воспитательные:

  1. Воспитывать валеологическое сознание у детей, стремление заботиться о своём здоровье;
  2. Воспитывать валеологические взгляды, суждения о фактах и явлениях, ухудшающих здоровье органов дыхания;
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

Оздоровительные:

  1. Способствовать выработке правильного дыхания и произношения;
  2. Профилактика простудных заболеваний;
  3. Способствовать обогащению органов дыхания кислородом и очищению их с помощью дыхательных упражнений.

Предварительная работа:

Чтение произведений Г.Юдина «Кислородная зажигалка», С.Е. Шукшина «Как устроено наше тело?», беседа, рассматривание иллюстраций, картин. Энциклопедия «Человек».

Занятия « Я и моё тело», «Какие мы?»

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Что ты знаешь о...»

Сюжетно ролевая игра «Поликлиника».

Обогащение словаря: бронхи, лёгкие, трахея, органы дыхания, грудная клетка.

Оборудование: картины с изображением органов дыхания, разрезные схемы с органами дыхания, корзина с фруктами, фартук с изображением органов дыхания, перфокарты, маленькие зеркала (по количеству детей), Д/и «Чей нос?», стаканчики с трубочками (по количеству детей).

Ход занятия

Дети заходят в группу и становятся в центре полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми! Давайте поприветствуем, друг друга и улыбнемся!

Сегодня к нам в гости пришёл маленький Кислородик, который приглашает нас отправиться с ним в удивительное путешествие в страну Лёгких. И для того, чтобы попасть туда, вам необходимо выполнить несколько заданий.

Первое: отгадать загадку:

Воспитатель:

Вот гора, а у горы-

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос).

Дети: нос.

Воспитатель: правильно. Дети, внимательно посмотрите друг на друга: вы видите как мы похожи, а носики у всех разные: у кого-то курносый, у кого-то прямой. Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. На самом деле, даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Дети, а для чего же нужен нос?

Дети: Дышать, определять запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что носы бывают разные. Ведь нос есть и у человека, и у птицы, и у животного. Итак, задание номер два: Вот, угадайте, чей это нос? (показывает нос поросёнка).

Дети: это нос поросёнка.

Воспитатель: опишите, какой он?

Дети: круглый, маленький.

Воспитатель: А, как он называется?

Дети: пятачок.

Воспитатель : (показывает нос птицы) Чей это нос?

Дети: это нос птицы.

Воспитатель: какой он?

Дети: узкий, длинный.

Воспитатель : а, как называется нос у птицы?

Дети: клюв.

Воспитатель показывает нос слона. Чей это нос?

Дети: это нос слона.

Воспитатель: правильно, опишите его.

Дети: он большой, длинный, тяжёлый, мощный.

Воспитатель: а как называется нос у слона?

Дети: хобот.

Воспитатель: молодцы, а теперь, давайте проверим, как наши носы умеют определять запахи, и поиграем в игру « Угадай фрукт по запаху». Дети, подойдите ближе к столу и зажмурьте крепко глазки, только, чур, не подглядывать! Итак, я вам буду предлагать фрукты, а вы должны понюхать и сказать, какой это фрукт (Воспитатель предлагает детям разные фрукты, если ребёнок затрудняется назвать, ему помогают остальные).

Воспитатель: Ребята, маленький Кислородик говорит, что вы все справились с заданием, но вы немножко устали и поэтому сейчас мы с вами выполним физкультминутку, чтобы немножко отдохнуть и расслабиться.

Станьте прямо, спинка ровненькая, начинаем:

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим. (Дети выполняют движения в соответствии со словами текста).

Воспитатель: Хорошо, а сейчас, садитесь на стульчики, будьте внимательными, путешествие Кислородика начинается. А как вы думаете откуда?

Кто что вкусное принёс –

Всё учует детский…нос.

Воспитатель: Да, именно с носа. Закружило, завертело, понесло, и с воздушным потоком маленький Кислородик попал в ваш носик. Маленький, аккуратный носик оказался для него целой пещерой. Ребята, пока Кислородик летел в ваш носик, к нему по дороге цеплялись кусочки грязи и пыли, от которых он, как ни старался, освободиться не мог. Влетев в нос, Кислородик стал натыкаться на бесчисленные мельчайшие реснички, которые казались для него огромными деревьями, и он очень испугался. Но потом он заметил, что когда он пробирается через густые заросли ресничек, от него отскакивают пылинки и кусочки грязи, которые прицепились по дороге. Кислородик обрадовался и стал пробираться вперёд ещё быстрее, от чего ему стало немного теплее и даже жарко.

Так вот, ребята, нос – важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает лёгкие, чтобы в них не попадала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы дыхательные пути не охлаждались. Вот почему важно дышать носом.

Из носа Кислородик тёплый и чистенький попал в длинный-предлинный туннель, который называется «трахея». Трахея похожа на трубочку, по которой наш Кислородик и попадает в бронхи, а бронхи, ребята, похожи на корни дерева и затем он попал в самое знаменитое место - лёгкие. Все маленькие Кислородики мечтают здесь побывать. Лёгких два. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков, покрытых сетью тоненьких, толщиной с волос, кровеносных сосудов. Лёгкие размещаются в грудной клетке вместе со своим соседом - сердцем. В этой клетке имеются не только «стены» - ребра, но и «пол», только не деревянный, а из мышцы. И тут наш герой заметил, что он не один. Вокруг него собралось множество таких же, как и он путешественников. От этого лёгкие расширились, увеличились, и случилось неожиданное: лёгкое больше не смогло вмещать никого, т.к. места были заняты. Оно поднатужилось и резко сжалось, вытолкнув из себя всех посетителей, среди которых был и Кислородик. От таких изменений всё перемешалось, и наш герой попал в красную реку. Кислородик знал, что люди называют красной рекой кровь. А туннель, по которому течёт эта река – кровеносными сосудами.

И вот, наш Кислородик стал мореплавателем. И теперь он посетит все интересные места: руки, ноги, голову, животик, спинку, ушки, грудку, пальчики. Где бы не побывал Кислородик, везде его встречали местные жители - клетки. И всем Кислородик раздавал подарки, и от этого всем было легко и радостно. Кислородик побывал во всех знаменитых местах, раздал подарки, и его доставили снова в лёгкие, где он встретил своих друзей. И все были в восторге от путешествия, они захотели вернуться назад на улицу и рассказать о своём путешествии всем-всем-всем. А для того, чтобы выбраться наружу, они попросили лёгкое помочь им, и оно согласилось, Оно поднатужилось, расширилось и выпустило всех друзей из себя.

От того, что они побывали в путешествии, друзья разважничались и стали придумывать себе новые имена. И наш Кислородик придумал себе новое имя – Углекислый газ. Но потом друзья успокоились и разлетелись в разные стороны. И с тех пор всё новые и новые Кислородики отправляются в путешествие по этой стране. Клетки тоже подружились с путешественниками и оттого, что их любят, они наполняются красотой и здоровьем.

Воспитатель: дети, давайте повторим, куда сначала попадает воздух?

Дети: В нос.

Воспитатель: что с ним там происходит?

Дети: очищается от пыли и согревается.

Воспитатель: затем, куда….

Дети: в трахею.

Воспитатель: на что она похожа?

Дети: на трубочку, на длинный туннель.

Воспитатель : правильно и затем…

Дети: в бронхи.

Воспитатель: на что они похожи?

Дети: на корни дерева.

Воспитатель: и, наконец, куда…

Дети: в лёгкие, которые состоят из пузырьков и покрыты сетью кровеносных сосудов.

Воспитатель: Лёгкие, так же как и сердце, должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а лёгкие – воздух. В воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода. При вдохе грудь поднимается, лёгкие расширяются, и свежий воздух попадает в легкие, (воспитатель одевает ребёнку фартук с изображением органов дыхания).

Дети, посмотрите, где у человека находятся лёгкие, а теперь покажите, где у вас находятся лёгкие. Положите ладонь на грудь и вдохните глубоко. Вы чувствуете, как ваша грудь расширилась, и лёгкие наполнились воздухом? Ещё раз вдохните и выдохните. При выдохе лёгкие сжимаются, и воздух выдыхается. Воспитатель: Лёгкие – наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот, давайте, выполним несколько дыхательных упражнений, чтобы помочь нашим органам дыхания и наполним их кислородом.

Дыхательная гимнастика: упражнения « Насос», «Сердитая ворона», «Жук», «Собака нюхает одуванчик».

Воспитатель: Дети, а как можно увидеть, что мы дышим?

Дети: подуть.

Воспитатель: правильно. Подойдите к столам. Давайте проведем опыт. Возьмите стаканчики и подуйте в трубочку. Что вы увидели?

Дети: пузырьки в воде.

Воспитатель: правильно, а в пузырьках находится воздух. Но в выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на зеркальце, оно запотело. Теперь, проведите по нему пальцем – остался след.

Воспитатель: Ребята, присядьте. Возьмите конвертики и достаньте содержимое. Что нарисовано на картинках? Разложите картинки так, чтобы было видно, как воздух поступает в лёгкие. (Дети работают за столом с разрезными схемами органов дыхания). Молодцы, все справились.

Воспитатель: (показывает 2 рисунка: со здоровыми лёгкими и лёгкими курильщика). Дети, чем отличаются эти лёгкие друг от друга?

Дети: на одной картинке розовые лёгкие, а на другой чёрные.

Воспитатель: А розовые легкие, у какого человека?

Дети: у здорового.

Воспитатель: А чёрные?

Дети: У того, кто курит.

Воспитатель: Как вы думаете, почему лёгкие у курящего человека чёрные?

Дети: потому, что дым попадает в лёгкие.

Воспитатель: если человек курит, это очень вредно для здоровья, т.к. дым попадает в лёгкие. Курение – это яд. Что может произойти с человеком, который курит?

Дети: он может заболеть, у курильщиков плохо пахнет изо рта, желтеют пальцы.

Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, нужно беречь органы дыхания. Дети, а как надо беречь органы дыхания?

Дети: чаще выезжать за город, дышать свежим воздухом. Проветривать помещение, избегать резких колебаний температуры, не следует сильно напрягать голосовой аппарат, нельзя есть, и пить сильно холодные продукты, нельзя курить, не следует дышать загрязнённым воздухом.

Воспитатель: а как вы думаете, где воздух чище?

Дети: в лесу, в деревне.

Воспитатель: ребята, а что ещё мы с вами делаем с утра, чтобы быть бодрыми и здоровыми?

Дети: зарядку, гимнастику, массаж.

Воспитатель: давайте мы с вами немножко потренируемся и выполним массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний, чтобы быть бодрыми и здоровыми. Встаньте возле своих мест и приготовьтесь:

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да-да-да!

Нам простуда не страшна.

Воспитатель: Для дыхания необходим свежий воздух, а в городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. И нам с вами, для того, чтобы воздух оставался чистым необходимо соблюдать некоторые правила. Ребята, сейчас вы по очереди будите подходить ко мне, брать карточку и рассказывать, что нельзя делать в лесу.

Дети по очереди берут карточки и рассказывают правила поведения в лесу.

Воспитатель: ребята, давайте хором скажем, для чего же нам необходим воздух?

Дети: Он нам нужен для того, чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный, а когда он очень грязный,

Говорим мы: « Ах! Ох! Ух! Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… воздух.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем мы с вами занимались? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, ребята, мне тоже очень понравилось. Вы знаете, маленький Кислородик оставил вам на память подарки: вот эти воздушные шарики. Я хочу, чтобы вы дома надули их и ещё раз совершили путешествие вместе со своими мамами и папами.


Конспект познавательного занятия в старшей группе
«МЫ ДЫШИМ, ЗНАЧИТ ЖИВЁМ»

Цель: Дать детям понятие о том, что человеку для жизни необходимо дышать. Во время дыхания человек вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ.

Предварительная работа: 1 – Обращение к опыту детей: «Как мы дышали под

одеялом?»

2 – Каким стало наше дыхание после гимнастики?

Ход занятия:

— Ребята, мы с вами в течении дня занимаемся различными делами. Что мы делаем?

(Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).

— Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).

— Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).

— Послушайте стихи:

Миша, лёжа на печи

Ел коржи и калачи.

А во время передышки

Ел вареники и пышки.

Вскоре вся деревня Мишу

Доставала через крышу.

— Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).

— А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?

— Почему вы открыли рот и нос?

(Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).

— Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут?

(Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)

— Действительно, без воздуха человек не может прожить. Мы дышим постоянно и настолько к этому привыкли, что даже этого не замечаем, играем мы или гуляем, днём и ночью, когда спим, мы всё время вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.

— Чем мы дышим? (Через нос и через рот).

  • Да, мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, — выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло?

(Ответы детей).

— Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше.

— А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло?

(Грудная клетка опустилась).

— Ребята, куда же попадает воздух при вдохе?

(Там есть лёгкие).

— Да, ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сдуваются, когда мы выдыхаем. Когда мы с вами делаем вдох – воздух через рот или нос попадает в лёгкие. Посмотрите, как они выглядят внутри нашего организма. (Рассматриваем схему движения воздуха в лёгкие).

— Ребята, посмотрите: мы с вами вдыхаем воздух, он попадает в лёгкие, а затем через кровь по всему нашему телу, а когда мы делаем выдох, то уже не чистый воздух выпускаем из себя. Вдыхаем мы чистый воздух, в нём много кислорода, а когда, он пройдёт по всем органам, он становится уже нечистым, в нём много углекислоты. Давайте вспомним, как вы дышали под одеялом. Что произошло через некоторое время?

(Стало трудно дышать, было душно, воздуха не хватало).

— Верно, под одеялом мало места. Чистый воздух туда не поступал, а загрязнённого становилось всё больше и поэтому таким воздухом дышать трудно.

— Так какой же воздух полезен человеку для дыхания?

(Чистый, свежий).

— А где больше чистого воздуха?

(На улице, в лесу).

— Да, ребята, в лесу, на улице больше чистого воздуха, в нём больше кислорода.

Что же помогает очищать воздух на улице, в лесу?

(Деревья и растения).

(Рассматриваем схему). Вот мы пришли в лес или в парк, там много деревьев, растений. Смотрите, мы дышим чистым воздухом, в котором много кислорода, а выдыхаем уже нечистый воздух, в нём больше углекислоты. А деревья забирают его, перерабатывают и отдают нам снова чистый воздух.

— Но если мы не можем часто выходить в лес, парк, просто на улицу, что же нам

дышать плохим воздухом?

(Надо форточки открывать, проветривать чаще комнату).

— Действительно, когда мы с вами выходим на прогулку, наша няня открывает все фрамуги, проветривает группу и спальню, чтобы мы смогли дышать чистым и свежим воздухом.

— А ещё что может сделать воздух в комнате чистым?

(Цветы, растения).

— Верно, комнатные цветы тоже дарят нам много кислорода, делают воздух чище.

А если их не будет в группе, дома?

(Воздух станет плохим, не свежим).

— Так как же люди могут помочь сами себе?

(Они должны беречь деревья, цветы).

— Верно, мы обязательно должны беречь леса и парки, цветники и растения в группе,

ухаживать за ними.

— А чем же в городе загрязняется воздух?

(Машины загрязняют, ещё дымом загрязняется).

— Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче?

(Через нос, приложив платочек).

— А ещё почему надо дышать носом?

(Чтобы не заболеть, когда холодно).

— А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?

(Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы).

— Действительно, воздух проходя через нос, очищается, согревается, поэтому мы, дыша носом, сохраним свое здоровье, горлышко у нас не заболит, потому что микробы в него не попадут.

Светлана Коротких
Конспект открытого занятия «Как мы дышим» (подготовительная группа)

Программное содержание

Показать детям взаимосвязь человека и мира природы.

Рассказать о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений.

Познакомить с составом и свойствами воздуха.

Формировать представление о красоте природного мира, о положительном и отрицательном воздействии человека на атмосферу земли.

Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека.

Расширить и обобщить знания о вредных и полезных факторах, влияющих на функции носа.

Закрепить гигиенические правила по уходу за носом, напомнить правила этикета.

Продолжить работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.

Материалы: трубочки, чашка с водой, стакан, стаканчики для каждого ребенка, плакат «Строение органа дыхания», плакаты на экологическую тему «Лес», «Г ород с загрязнениями, фишки белые, черные (для изображения модели воздуха).

Ход занятия

Сюрприз - в сундуке Хрюша - он там задохнулся. (кашляет, ему плохо)

Воспитатель :

-(помогает Хрюше сесть). Ребята все живое на земле дышит. Дышат растения, животные и конечно же человек. Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим.

Предложить детям на несколько секунд задержать дыхание, а потом снова наполнить легкие воздухом.

Вот видите на долго задержать дыхание невозможно.

Ребята! (подходит к столу вместе с детьми)

Ребята! Как вы думаете, почему не набралась вода?

Мальчик рассказывает стихотворение:

Без дыханья жизни нет Без дыханья меркнет свет Дышат птицы и цветы,

Дышат он, и я, и ты.

Воспитатель :

А теперь проведем несколько опытов.

Воспитатель берет стакан и помещает в емкость с водой (прозрачную чашу). Стакан опускаем прямо. Вода в стакан не набралась.

Воспитатель:

Ребята! Как вы думаете, почему не набралась вода?

Дети:

Потому - что внутри стакана находиться воздух.

Проведем еще эксперимент.

Как вы думаете, почему летают пузыри?

Внутри воздух.

Воспитатель:

Проведем еще эксперимент.

Воспитатель надувает мыльные пузыри, и они летят.

Дети:

Внутри воздух

Воспитатель:

Воздух ребята невидимый и прозрачный.

Проведем еще один эксперимент - устроим бурю в стакане.

Дыхательная гимнастика: «Буря в стакане».

Все дети подходят к столу и дуют в трубочку. (На столах стоят прозрачные стаканчики с трубочками для каждого ребенка).

Воспитатель:

Что же это за невидимая сила - воздух, которая устраивает такую бурю? А как воздух попадает в наш организм?

Дети садятся на стульчики. Воспитатель подходит к плакату «Строение дыхательных путей человека».

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку:

Ребенок: Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть сможешь что угодно.

(Нос - сон)

Воспитатель :

Нос это важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку,- одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, для того чтобы в них не попала грязь. Нос так же согревает воздух, чтобы дыхательные пути не переохлаждались. Итак, куда попадает воздух?

В легкие.

Встанем, вдохнем, выдохнем.

В легкие

Воспитатель :

Встанем, вдохнем, выдохнем.

При вдохе легкие наполняются воздухом, при выдохе воздух выходит.

Проводиться игра под музыку: «Прикрепи хрюшке носик».

Воспитатель :

Воздух ребята состоит из: (смоделировать из кружков)

1. Вдыхаем мы кислород, а выдыхаем углекислый газ. Для нормального дыхания в воздухе должно содержаться необходимое количество кислорода. Для дыхания необходим чистый воздух.

2. Когда воздух чист и свеж - дышится легко, появляются бодрость, хорошее настроение. В городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. А на улице?

Дети:

Деревья и кусты.

Воспитатель:

Ребята как вы думаете, где воздух чище - в городе или в лесу? (показать плакаты) Где легче дышится и почему?

Задание детям

Смоделировать из черных и белых кружков воздух улицы города и воздух луга

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, может ли человек влиять на чистоту воздуха?

Как? Что для этого нужно делать?

Дети:

Не засорять природу, сажать побольше деревьев.

Воспитатель:

Дыхание через нос (а не через рот) считается единственно правильным, т. к. при нем меньше опасности надышаться пыли, простудиться или заболеть ангиной. Так же ребята запомните:

Нельзя ковырять в носу посторонними предметами;

Стараться избегать мест с загрязненным воздухом;

Сильно сморкаться.

Проводиться игра: «Угадай Чей Нос» (по картинкам)

Публикации по теме:

Цель: --формирование знаний и навыков у детей по сохранению здоровья полости рта и зубов человека. Задачи: --расширить представления детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Как ребята помогли кенгурёнку вернуться домой» (подготовительная группа) Лексическая тема " Путешествие в Австралию" Тема занятия: "Как ребята помогли кенгурёнку вернуться домой" Образовательная область: речевое.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги,.

Конспект открытого занятия: "Рождественская история". Подготовительная группа "А" Воспитатель: Наниева А. А. Интеграция образовательных областей:.

Конспект открытого занятия «В мире морей и океанов» подготовительная группа Тема: «В мире морей и океанов: морские обитатели». Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1.

Марина Ряховская
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как мы дышим»

Цель : Продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Задачи : Познакомить с органами дыхания (нос, трахея, легкие, их назначение. Познакомить с причинами загрязнения воздуха, о способах его очистки. Активизировать словарь детей. Воспитывать любознательность.

Материал : Схема движения воздуха в дыхательных органах человека, картинки с изображением причин загрязнения воздуха, воздушные шарики каждого ребенка.

Ход занятия.

На прошлом занятии мы познакомились со строением тела человека. А сегодня я расскажу вам, как мы дышим . Все живое на земле дышит . Дышат растения, животные и, конечно человек. Дышим мы все время , независимо от того, спим мы или играем, танцуем или смотрим телевизор. Мы не можем не дышать, даже если нам это захочется. Попробуйте задержать дыхание.

Дети пробуют задержать дыхание и убеждаются в том, что это невозможно.

Вот видите, мы не можем долго не дышать. Воздух нам необходим как вода и пища. А для чего нужно все время дышать? Дело в том, что для работы нашего организма необходим кислород, который находится в воздухе. Человек постоянно дышит , поочередно делая вдох и выдох. А теперь все вместе понаблюдаем за дыханием и узнаем, что происходит во время вдоха выдоха.

Дети делают вдох и выдох. Убеждаются в том, что во время вдоха мы втягиваем в себя воздух, а во время выдоха выпускаем.

Посмотрите вот на эту схему. На ней указано направление воздуха в дыхательных путях. Во время вдоха человек втягивает в себя воздух, который сначала попадает в нос. В носу множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам как к липкой бумаги, прилипают пылинки, содержащиеся в воздухе. В носу воздух согревается, чтобы дыхательные пути не охлаждались, поэтому зимой нужно стараться дышать носом . Из носа воздух попадает в трахею. Мы можем прощупать ее у себя на передней части шеи. Из трахеи воздух попадает в левое и правое легкое. Из легких кислород расходится по кровеносным сосудам к органам. Оставшийся воздух мы выдыхаем.

А теперь положите руку на грудь. Делаем вдох через нос, при этом грудь поднимается. Делаем выдох через рот, воздух выходит наружу и грудь опускается.

С помощью воздушного шарика мы можем посмотреть, как мы дышим . Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете воздух (надуваю шарик, и сдуваются, когда вы выдыхаете (выпускаю воздух из шарика) . Опыт с шариками. Раздаю детям шары - упражнение с шариками «надуть - сдуть» .

Для здоровья человека важно, чтобы он дышал свежим воздухом. Когда воздух чист и свеж, дышится легко , человек хорошо себя чувствует у него хорошее настроение. Ученые обнаружили, что в воздухе содержится много пыли и микробов, вызывающих разные заболевания. Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Ответы детей и демонстрация картинок) . А что помогает очистить воздух (Ответы детей) .

Ребята, что нужно делать, чтобы органы дыхания служили нам много лет и никогда не болели? Да, о них надо заботиться. Очень важно дышать свежим и чистым воздухом. Ведь если воздух грязный, то частички пыли могут проникнуть в организм человека. Вот и познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим, какие органы в нее входят.

Публикации по теме:

Цели: Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. Познакомиться.

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект познавательного занятия «К нам гости пришли» для детей старшей группы Цель: учить детей правилам хорошего тона. Задачи: * учить детей правильно вести себя в гостях; * учить отвечать на вопросы полными предложениями;.

Конспект познавательного занятия-беседы в старшей группе «Где найти витамины» Конспект познавательного занятия в старшей группе Беседа: «Где найти витамины»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Мои глаза» Цели: – Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; – познакомить детей со строением глаза;.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты» Программное содержание. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Солнце – это звезда, огромный.

Тема: «Как мы дышим»

Цель: Способствовать углублению знаний об органах дыхания. Дать понятие – что такое легкие , для чего они нужны.

Развивающее значение: Развивать память, логическое мышление, творчество.

Воспитательное значение: Воспитывать умение заботиться о своём здоровье, избегать ситуации приносящих вред здоровью.

Словарная работа: Обобщение слов: легкие, трахея, носоглотка.

Ход занятия: Звучит спокойная музыка. Дети проходят.

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, садитесь вокруг, возьмитесь за руки. У нас получился круг. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом, но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза, сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему,. . . . . ., пока мое приветствие ко мне не вернется, только с другой стороны.

А сейчас уже открыв глаза, будем жестами передавать друг другу цветок. А теперь давайте подключим наше дыхание и передадим друг другу землю. Для этого нужно глубоко вздохнуть, набрать воздух, повернуть две руки вверх к своему соседу слева и выдуть воздух в его сторону на звук «С». Очень хорошо!

Теперь погладим щечку своего соседа теплым нежным ветерком. Сложим губы трубочкой и выдохнем воздух. Молодцы.

А как вы думаете, ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Ответы детей. Когда мы дышим.)

Вот сегодня на занятии мы с вами поговорим об органах дыхания. Сядьте поудобней.

Все живое дышит. Дышат животные, растения и конечно Человек! Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим. (Практическая часть.)

Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Как долго мы можем обходиться без воздуха?

Правильно, без воздуха мы жить не можем. Мы можем прожить без воды, пищи несколько дней, а без воздуха нет !

Для того чтобы воздух попадал к на в организм, природа придумала для нас дыхательную систему, она состоит из многих органов. Сегодня мы с ними познакомимся.

Как вы думаете, через что воздух попадает к нам в организм? Через нос!

Правильно, именно через нос воздух попадает к нам в организм. Нос это важнейший орган тела, а не просто украшение на лице.

Как вы думаете, а ещё какую работу выполняет нос?

Он очищает воздух.

Правильно, одна из задач этот воздух очищать. А как? В носу есть много маленьких волосков. Вот они – то и очищают пыльный воздух и не дают микробам попасть к нам в организм. Пыль и микробы прилипают к волоскам. Так он оберегает наш организм, что бы микробы не попали к нам в организм.

Нос выполняет ещё одну важную работу! Как вы думаете, какую?

Правильный ответ

Нос ещё и согревает воздух, до температуры нашего тела.

Как вы думаете, для чего это нужно?

(Ответы детей)

Правильно, мы бы дышали загрязненным, холодным воздухом и в итоге заболели бы. Были бы больны.

Так какой можно сделать вывод? Дышать нужно носом!

Далее чистый и подогретый до температуры тела воздух попадает в другой дыхательный орган – носоглотку (вот она - показ). Из носоглотки попадает в трахею (показ). На что она похожа? (на трубочку). А из трахеи воздух поступает в легкие . Так что же такое легкие?

Сейчас мы с вами рассмотрим. Как вы думаете, сколько у нас легких? (1,2,3,4…). Правильно, легких у нас два и расположены они по левую и правую стороны.

Они состоят из множества пузырьков. И через стены этих крохотных пузырьков проникает воздух в легкие. Здесь в легких кислород (чистый воздух) попадает в кровь, которая идет к сердцу. Работать легкие должны непрерывно, делая вдох-выдох. (Рассматривание органов, найти у себя эти органы)

Попробуйте определить, на каком рисунке показано, что мальчик делает вдох, а на каком выдох. Не спешите с ответом, ведь у вас есть подсказка – вы сами!

Давайте проверим.

Встаньте, найдите у себя грудную клетку, положите на нее правую руку и сделайте глубокий вдох. Что произошло? Грудная клетка поднялась, легкие наполнились воздухом. Выдох – грудная клетка опустилась. А сейчас попрыгайте. И теперь скажите, как изменилось ваше дыхание? (стали чаще дышать) Почему? Потому что наши органы стали работать быстрее.

А сейчас вы успокоились? Как мы стали дышать? (медленнее). А как мы дышим во время сна? (спокойно).

Правильно, во время сна наши органы все отдыхают и работают медленно.

Сегодня на занятии мы с вами увидели, какую сложную работу выполняют наши дыхательные органы. Давайте их назовем (нос, носоглотка, трахея, легкие).

Для чего же нужен нос человеку?

(Очищать и согревать воздух.)

(Попадает в носоглотку, трахею, легкие.)

А сейчас мы поиграем в игру «Собери человека».

Внутри нашего тела трудится семейка органов. Послушайте, я про них задаю загадки.

    Маленький кулачок двигатель с левой стороны, который перегоняет кровь по всему телу (сердце), приклеим.

    Без чего человек не может прожить 5 минут? (воздух). Мы дышим и в этом нам помогают легкие (показ).

    А куда попадает яблоко, которое мы откусываем? (конечно желудок)

Вот мы и собрали человека.

Здорового человека легко узнать: у него стройная фигура, красивые глаза. Как хорошо быть здоровым!

А что ребята нужно сделать, чтобы не встречаться с болезнью? (Больше двигаться, гулять, свежим воздухом дышать, соблюдать гигиену.)

Давайте сейчас проведем состязания «Морж». Необходимо рассказать о том виде закаливания, который вы применяете дома. Молодцы!

Что вы можете пожелать нашим гостям. Может быть знаете какие-то поговорки о здоровье?

Ну а сейчас закройте глаза. Представьте, что возникает цветной экран, как экран телевизора. Вы видите слова, которые запомнили сегодня на занятии. Вы как будто видите на экране телевизора все занятие от начала до конца. А теперь откройте глаза. Назовите каждый хотя бы по одному слову, которые вам удалось увидеть на экране вашего «внутреннего телевизора». А что вам больше всего понравилось? Что было трудно?