Азербайджанский национальный костюм. Азербайджанский национальный костюм женский и мужской: фото и описание Азербайджанский костюм мужской

Азербайджанский национальный костюм представляет собой очень красивый наряд, который отражает в себе всю национальную специфику народа. В процессе создания костюм претерпевал изменения, так же как его страна. Национальный костюм самобытен и красив. Каждая деталь в нем – это определенный символ.

Немного истории

Люди научились изготавливать себе одежду еще в очень далекие времена. Найденные археологические раскопки на территории Азербайджана говорят о наличии этого умения еще три тысячи лет назад до н. э. Тогда были найдены бронзовые иглы и спицы, золотые украшения, глиняные сосуды в форме туфель. Все это говорит о мастерстве людей и развитии культуры уже в те далекие времена.

В 17 веке нашей эры Азербайджан считался одной из главных областей по производству шелка. Ткани славились своей красотой, узорами. Производились удивительной красоты платки и другие вещи.

Особенности

Как и в любом национальном костюме, в костюме азербайджанцев есть ряд особенностей, присущих только ему.

Цвета и оттенки

В цветах преобладают яркие красные сочные оттенки. Причем даже свадебное платье невеста шьет именно из красного цвета. Для азербайджанцев красный цвет является символом благополучия и счастья. Само слово «азер» переводится с арабского как огонь.

Молодые девушки предпочитали надевать наряды из ярких и пестрых тканей, украшенных различными золотистыми узорами. Этим они так отличались от грузинок и горянок, которые предпочитали носить одежду темных цветов. Поэтому яркая цветовая гамма является отличительной особенностью национального костюма азербайджанок.

Ткани и крой

Материал для изготовления костюмов был разнообразным, как своего производства, так и привозной. К местному принадлежал шелк, который научились делать очень давно. Для одежды на каждый день использовали лен, шерсть или ситец. Зажиточные люди могли носить одежду из более дорогой ткани - бархата, шелка, тонкого сукна и «тирмэ».

Отделка одежды могла сделать из самого простого наряда дорогой и богатый на вид костюм. Мастерицы с помощью вышивки бисером, золотыми и серебряными нитками, тесьмы, тонких кружев создавали настоящее произведение искусства. Обычно украшались края одежды, рукавов, полочек кафтанов. Повседневную одежду украшали яркими выделяющимися строчками.

Использовали монеты из драгоценных металлов в качестве украшений, которые могли собирать целыми поколениями.

Разновидности

Мужчины азербайджанцы надевали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время сверху надевалась шуба из овчины. Среди вещей мужского костюма особо выделялась черкеска. Черкеска поверх рубахи, заправленной в штаны, сапоги и папаха на голове – вот как выглядел настоящий мужчина в Азербайджане. Такой образ мужчин Северного Кавказа переняли со временем терские и кубанские казаки.

В обтягивающей тело черкеске воин-кавказец очень красиво смотрелся верхом на коне – широкие плечи, тонкая талия, стройная мускулистая фигура. Носится черкеска застегнутой, с отогнутыми рукавами. На груди располагаются специальные карманы – газырницы. В них вставлялись трубочки-газырки, в которых было пороха ровно на один выстрел, или складывались пули. Большие размеры карманов помогали избежать ран от рубящих ударов при нападении соперника. Со временем газырницы утратили свое прямое назначение и стали элементом отделки.

Обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие. Головным убором являлась папаха из овец или каракуля.

Женский костюм состоял из рубахи, рукава которой расширялись к низу, короткого кафтанчика и длинной пышной юбки. Все эти вещи были расшиты и украшены различным декором – золотыми нитками, различными узорами, драгоценными монетами. Наряд шился из яркой ткани, обычно красного цвета.

Шапочки всевозможных форм, чепцы, платки различных цветов и размеров надевали на голову женщины. Незамужние девушки покрывали голову шапочкой наподобие тюбетейки, которая украшалась бисером или шелком. Замужние женщины завязывали несколько платков на голову, такой убор назывался дингя.

На ногах носили носки или чулки, которые были с различными рисунками. Их вязали сами женщины из шерсти или хлопчатобумажных ниток. Узоры на чулках напоминали собой узоры на коврах.

Аксессуары и обувь

Обувью у женщин были туфли без задней части, с острым носом и небольшим каблуком. Они носились в теплое время. А зимой на ноги одевалась сыромятная обувь – чарыг.

Мужчины носили чарыг в сельской местности, а в городе башмаки, туфли без задников или сапоги.

Аксессуарами служили различные украшения. Их начинали носить еще девочками в 3-4 года, скорее, как оберег от сглаза. А к замужеству у девушки набиралась уже целая коллекция украшений. Носить их разрешалось не всегда. Запрещено было надевать украшения в дни религиозного обряда, в течение 40 дней после смерти или родов. Пожилым женщинам можно было надевать только скромные серьги и пару колец. Разница между украшениями богатыми и бедными была не слишком заметна, по типу они были похожи. У богатых в украшениях были драгоценные камни, они могли быть более сложно выполнены.

До замужества девушки не носили пояса совсем. На свадьбе родители невесты дарили ей первый пояс – кемер. После этого женщина начинала носить пояса, они уже показывали ее замужний статус в обществе. Пояс украшался монетами и застегивался большой пряжкой на крючках.

Современные модели

Сейчас на улицах Азербайджана уже не встретить людей одетых в национальные костюмы. Их носили примерно до 20 века, а в сельской местности чуть дольше. Но увидеть их можно увидеть в театрализованных представлениях, музеях.

Но в настоящий момент идею шаровар, длинной юбки, верхней одежды, похожей на вещи из азербайджанского национального костюма взяли себе за основу многие европейские модельеры. Поэтому, увидев подобные вещи в итальянской одежде, не удивляйтесь. Местные дизайнеры в Азербайджане тоже начинают возвращение к своей культуре в моде.

"Встречают по одежке..." - гласит русская поговорка. А у нас говорят, "если красота - десять частей, то девять из них - одежда" (gözəllik ondur doqquzu dondur). Так что именно национальный костюм, в первую очередь помогает понять сущность народа, его душу, его ментальность. Он является неотъемлемым достоянием культуры каждого народа. Это не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Так и азербайджанский национальный костюм является ярчайшим примером демонстрации культуры народа и отражает национальную специфику. Он создавался в результате многовековых процессов развития материальной и духовной культуры нашего народа.

Традиционно, история народного творчества, его этнографические и художественные особенности находят свое отражение в одежде. Эта черта проявляется в особой форме одежды, ее орнаментах, художественной вышивке. Национальные костюмы самобытны и весьма красивы. Мужской и женский костюмы при этом обладают специфичной символикой, и каждая деталь тут имеет свое значение.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

То, что еще наши далекие предки были способны шить себе одежду, доказывают бронзовые иглы и спицы (3 тыс. до н.э.), найденные в ходе археологических раскопок на территории Азербайджана. Обнаруженные в Кюльтепе и Мингячевире статуэтки из глины и найденные здесь же швейные печати, относящиеся к 5 веку до н.э., позволяют получить некоторое представление об одежде людей того времени. Также в ходе раскопок в захоронении возле Дворца Ширваншахов в Ичеришехер были найдены остатки ценных тканей.

Азербайджан в 17-ом веке являлся одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока, а главным центром считался Ширван. Шелковые ткани производились также в Шамахы, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. Здесь производили удивительные по красоте узоров изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Кроме того, обнаруженные в ходе раскопок золотые украшения и глиняные сосуды в форме туфли, относящиеся к 4-3 векам до н.э., доказывают, что еще в древности наши предки обладали развитой материальной культурой.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Национальный костюм азербайджанки состоит из двух частей - верхней и нижней.

Важной частью костюма считалось мешкообразное покрывало - "чадра" и шторка для лица - "рубенд", которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из тканей ярких цветов, качество которых зависело от достатка семьи. В наряд, в зависимости от социального статуса и материальных возможностей семьи могло входить также множество различных ювелирных украшений, например, золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, ажурные подвески и т.п. Также женские наряды отличались между собой по стилю, т.е. молодые в отличие от взрослых женщин носили более светлую одежду броских цветов. Кстати, данная тенденция прослеживается у нас среди взрослого населения и сейчас.

В состав женского костюма входили: "уст гейими", "архалыг", "чепкен", "леббаде", "кюледже", "кюрду", "эшмек" и "бахари".

"Уст гейими" или верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. А поверх рубашки одевали "чепкен", который плотно прилегал к телу. С боковых сторон "чепкен" имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. "Чепкен" шили из тканей "тирме", велюра и различных блестящих материалов. Вообще блестящие ткани были основными при шитье национального костюма. Не зря ведь и сегодня азербайджанские женщины испытывают тягу к блесткам.

Одевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами ("архалыг"), которая имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. "Архалыг" считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Как и "чепкен", "архалыг" тоже имел подкладку, и покрой его плотно прилегал к телу. Часть "архалыг" ниже пояса дополнялась подолом различной ширины, отделанным плиссировкой или гофрированной тканью.

Кроме того в составе национального костюма был "леббаде" - стеганные халаты с подкладкой, "эшмек" - стеганная верхняя одежда, "кьюрду" - стеганная женская одежда с открытым воротником без рукавов, "бахари" - стеганная женская одежда с подкладкой, "кюледже" - верхняя женская одежда до пояса с гофрированным подолом.

Также наряды женщин отличались и по регионам. Например, рубаха женщин Газаха была длинной с разрезами по бокам. Женщины Карабаха носили прилегающий к талии "чепкен" с длинными ложными рукавами. Широкие шаровары с юбками до колена носили в Нахчыване. В Шуше, Шамахы, а также в ряде других районов юбки были длинные. Длинные "кюледже", которую надевали поверх рубахи, носили богатые женщины Нахчывана и Гянджи, именно на нее приходилась большая часть узоров и вышивок.

Поверх "архалыга" или "чепкена" женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Особое место в женском костюме занимал головной убор. Это могли быть шапочки разной формы. Поверх них обычно надевали еще несколько платков. В специальный мешок из льна или марли, именуемый "чутгу", женщины прятали волосы. Голову они покрывали специальной цилиндрической шапочкой. Чаще всего она шилась из бархата. Поверх нее повязывали чалму и несколько платков. Одним из самых распространенных был келагаи - это шелковый платок, который завязывался различным образом. "Келагаи" разноцветной окраски пользовались большей популярностью у молодых девушек.

Таким образом одновременно носились три головных убора: первый - "джуна" (или лен), второй - "келагаи", третий - "косынка", которую также называли "касаба", "сарендаз", "зарбаб". В холодную погоду голову завязывали кашмирской шалью из натуральной шерсти.

На ноги женщины надевали чулки "джорабы", а туфли были без задников.

Вот так, по традиции, одевались наши прабабушки.

МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

В отличие от женского, мужской национальный костюм, в основном, был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин прослеживалась классовая принадлежность его носителя. Главное и особое место при этом занимал головной убор. Он был олицетворением мужества, чести и достоинства. Так что если кого-то хотели оскорбить, могли попытаться сбить шапку с его головы. Папахи никогда не снимались, и вообще, считалось позорным выйти в свет без головного убора. Также папахи показывали состоятельность своего обладателя. Имело значение все - и высота, и качество и отделка меха, и даже подкладка.

Учитывая значимость папахи в мужском костюме, поговорим о ней поподробнее.

У папах имелись различные формы и локальные наименования. Яппа папаг или "гара папаг" (черная папаха") была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Были они также золотого и серебряного цвета. Мотал папах или "чобан папахы" ("пастушья папаха"), которая изготовлялась из длинноворсового овечьего меха в форме конуса. Чаще всего такие шапки носили бедные слои сельского населения. Шиш папахы или "бей папахы" ("папаха бека") шилась из меха, привезенного из Бухары. Само собой, носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди и городская знать.

Наиболее известная нам благодаря сувенирным магазинам шапка - это арахчын. Носили его, причем, как мужчины, так и женщины. И не так, как делаем это сегодня мы, выходя на прогулку в дни Новруза. Арахчын надевался под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Это был типичный традиционный головной убор у азербайджанцев, широко распространенный еще в средние века.

Говоря о мужском костюме, стоит отметить, что он был не таким замысловатым как женский и состоял из "уст кейнейи" или "чепкена", "архалыга", "габы", "чухи".

У мужчин также были распространены шерстяные носки - "джораб". Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а у аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли - "чарых".

КАК МЫ ЭТО НОСИМ СЕГОДНЯ

Разумеется, сегодня не встретишь людей, разгуливающих в национальных костюмах. Надевали их где-то до 20-го века, а после лишь в некоторых сельских зонах. Зато их широко используют исполнители национальных азербайджанских танцев и в фольклорных постановках.

Но несмотря на то, что сами костюмы не носятся, тем не менее тенденции того времени просто "оккупировали" подиумы, и не только восточные, но и европейские дизайнеры включают в свои коллекции шаровары, длинную юбку, баску, свойственные азербайджанскому национальному костюму. Сегодня мы можем позволить себе носить даже итальянскую одежду с азербайджанскими мотивами, например, из коллекции дизайнера Ренато Балестру, созданной специально для Азербайджана.

Национальные силуэты и мотивы стали появляться все чаще и в коллекциях местных дизайнеров. Азербайджан снова обратился к истокам, знакомя мировую общественность с богатой культурой нашего народа.

Национальный костюм каждой страны формируется под воздействием исторических факторов, которые в той или иной степени влияли на процесс развития государства. Головные уборы, покрой костюмов, выбор узоров и цветовой палитры отражают материальные и духовные ценности народа.

Немного исторических фактов

Не является исключением и (фото мужского и женского одеяния представлены вашему вниманию в статье), который много раз претерпевал изменения. Азербайджан - это одна из кавказских стран, расположившаяся на берегу Каспийского моря. Надо отметить, что история этой страны богата взлетами и падениями. Огромную роль в развитии ее культурного наследия сыграли персидские и тюркские народы.

Азербайджанский национальный костюм является наследием культуры, который несет в себе отпечаток самобытности народа. Ни одна его деталь не является случайной. Раскопки, проведенные историками и археологами на территории современного Азербайджана, говорят о богатстве и материальном благополучии этой страны еще в древности. ювелирные украшения, фрагменты одежды из шелковых тканей - это только небольшая часть находок, относящихся к 4-3-м векам до нашей эры, которая показывает развитость народа и государства. А в XVII веке азербайджанский город Ширван считался центром по производству шелковой ткани. славились своими мастерами по возделыванию кожи и изготовления тканей.

Так что же сегодня представляет собой национальный костюм Азербайджана? Это уникальный и самобытный наряд, который пестрит яркими красками и богат расшитыми узорами. Куклы в национальном костюме Азербайджана можно купить в сувенирных лавках страны, на рынках. Фото этих прекрасных изделий вы имеете возможность увидеть в статье.

Национальный костюм женщин

Женский азербайджанский национальный костюм (фото см. в статье) состоит из двух частей: верхней и нижней. К верхней одежде относилась одежда, которая надевалась на плечи, к нижней - одежда ниже пояса. Виды плечевой одежды: верхняя рубашка, разновидные кафтаны и жилетки. Юбки (или туманы) различной длины, расцветки и формы относились к поясной части костюма.

Верхняя рубаха

Верхняя рубаха ("уст кейнейи") имела свою особенность. Она была свободного покроя и имела рукава, которые у основания плеча были заужены, а к низу рук становились все шире. Обычно к подмышкам пришивался кусочек ткани другого цвета. Рубашка одевалась через голову и застегивалась одной пуговицей под шеей. Рубашка обшивалась тесьмой, а к низу пришивались денежные монеты. Выбор ткани и цвет наряда зависел от материального благополучия семьи, а также возраста женщины. Молодые девушки выбирали более красочные цвета, чтобы привлечь внимание.

Поверх верхней рубашки надевали кафтан. Выделяли несколько видов кафтанов, основное различие которых заключалось в длине, форме покроя, а также в рукавах.

Кафтан чепкен

Так, например, один вид кафтана - чепкен (на азербайджанском языке - cəpkən) - имел ложные длинные рукава, которые струились по бокам и заканчивались нарукавниками. Часто к нарукавникам пришивали пуговицы. Чепкен надевался поверх верхней рубашки и плотно облегал верхнюю часть тела. Основной тканью для пошива чепкенов были тирьма, бархат, а также шелк. Молодые девушки обычно останавливали свой выбор на чепкенах красного, зеленого или синего цвета. Кстати, были виды чепкенов и для мужчин.

Архалук

Следующий вид кафтанов - это араалук (на азербайджанском arxalıq). Архалук, как и чепкен, надевался поверх рубахи, плотно облегал тело. Рукавицы его заканчивались чуть ниже локтя. Архалука имел стоячий воротник. Нижняя часть имела подол в форме плиссированной складки. Различали повседневные и праздничные архалуки. Архалуки для повседневной жизни шились из более дешевой ткани и имели меньше узоров для украшений. Также поверх них носили пояс.

Леббаде и эшмек

Азербайджанский национальный костюм для девочки включал леббаде (азерб. Ləbbadə). Это вид верхней одежды, детали которой обшивались тесьмой и, в отличие от архалука, она имела открытый воротник, а рукава обычно были до локтей. По бокам леббаде имелись разрезы.

Эшмек или кьюрду - женская одежда без воротника и рукавов, по сути жилетки. Основной тканью для их производства считалась тирьма, также они обшивались узорами из шелковых ниток золотого цвета.

Туманы и головные уборы

Также поверх верхних рубашек надевали юбки. В Азербайджане они называются туманами. Самый верхний туман имел различные узоры для украшений, плиссированные складки, и доходил до пола. Только женщины Нахичеванского региона носили более короткие туманы. Помимо верхних юбок, было и несколько нижних туманов, которые придавали объем нижней части наряда.

В Азербайджане имеется огромное количество национальных головных уборов. Платки, чалма, тюбетейки со шлейфом - это еще не весь список. Особое место у верующих людей занимала чадра, которая укрывала женщину с головы до ног. А вот женщины, которые были уже замужем, надевали несколько платков друг на друга.

Украшения

Слабая половина страны огней всегда питала слабость к украшениям и ювелирным изделиям. Красавицы предпочитали крупные серьги и надевали несколько браслетов одновременно, а вот после свадьбы предпочтение стоило отдать скромным сережкам и 2-3 кольцами. Пояс показывал семейный статус женщины. Незамужним девушкам не разрешалось носить его до свадьбы. И первый пояс в своей жизни они получали от родителей в день свадьбы. Кстати, украшения носить тоже разрешалось не всегда. Так, например, после родов в течение 40 дней не разрешалось надевать ювелирные изделия.

Обувь

На ногах же носили собственноручно связанные из овечьей шерсти чулки с национальными узорами (джораббы). Женская обувь была похожа на сандалии без задней части на небольшом каблучке и с заостренным носом.

Палитра женских национальных костюмов пестрила яркими красками, но самым предпочтительным был все же красный цвет. Считалось, что красный цвет приносит счастье и семейное благополучие. Обычно его выбирали незамужние девушки, а вот после свадьбы требовалось отдать предпочтения более спокойным и темным цветам.

Мужская национальная одежда

Основной деталью мужского азербайджанского национального костюма является головной убор. Шапка считалась символом чести и достоинства мужчины, потерять ее - значит потерять честь. Сбить папаху с азербайджанского мужчины - это значит начать кровавую войну не только с ним, но и стать врагом всего рода. Даже за трапезой шапку не снимали. И только перед омовением для намаза (мусульманской молитвы) шапку снимали. Явиться на какого-нибудь торжественное событие без головного убора считалось нарушением норм этикета и неуважением к хозяевам.

В основном, мужчины носили папахи. Это вид головного убора, который изготавливался из бараньего меха и имел разные формы. По форме папахи можно было определить социальный статус или регион проживания ее хозяина. Выделяют 4 основных вида папах:

  • Чобан папахы (пастушья папаха), еще ее называли мотал папах. Чобан папахы имела вид конуса, шилась из длинноворсового овечьего меха. Носили эту папаху в основном бедные люди.
  • Шиш папахы имели также форму конуса, однако изготавливались они из меха, который специально привозили из Бухары. Позволить такую папаху могли себе либо беки, либо зажиточные господа.
  • Дагга папахи носили представители Нухинского уезда. Папаха имела форму круга, верх которой ушивался бархатом.
  • Башлык - капюшон, который носили поверх другого головного убора в непогоду. Башлык имел суконную подкладку, а также длинные концы для обвязывания вокруг шеи. Таким образом, башлык спасал от непогоды.

Духовные лица носили чалму и тюрбаны, которые отличались цветом. Высшие представители духовенства надевали тюрбан зеленого цвета, а низшие - белого.

Национальный костюм Азербайджана (фото размещены в статье) для мужчин представлял собой верхнюю рубаху, кафтан и шаровары (шалвар). Основной цвет рубахи - белый или синий, предпочитаемая ткань для изготовления - хлопок, всегда с длинными рукавами. Поверх верхней рубахи надевали кафтан (архалук), наподобие русской поддевки. Кафтан плотно прилегал к телу, а ниже талии расширялся и имел форму юбки. Мужской архалук имел достаточно лаконичный вид, создавался в темных цветовых тонах и редко имел вышитые узоры.

Снизу мужчины Азербайджана надевали шаровары (шалвар). Шаровары сверху плотно завязывались при помощи тесемки, которая была к ним пришита.

Особое внимание мужчины уделяли поясу. Это был единственный аксессуар, который им разрешался. Пояса изготавливались как из кожи, так и из шелковых тканей. К шелковым поясам пришивалась тесьма. Пояса были очень длинными, чтобы хозяин мог несколько раз обвязать его вокруг талии. Так как верхняя одежда мужчин не предполагала карманов, то эта роль отводилась поясам, за которыми помещались кинжалы и прочие мелочи.

Как и женщины, на ноги мужчины надевали джораббы (длинные носки). Вообще, с джораббами были связаны целые семейные истории. Известно, что джораббы делились на повседневные и праздничные виды. Праздничные были связаны по-особому, на них вышивались ковровые орнаменты. Джораббами всю семью обеспечивала слабые представительницы пола. Поверх джораббов надевали башмаки или сапоги, в зависимости от погоды.

В мужских национальных костюмах предпочтение отдавали темным цветам. Наряд должен был придавать ее хозяину строгий и почтительный вид.

Национальный костюм в современном мире

На сегодняшний день на улицах городов Азербайджана навряд ли можно встретить жителя в национальном костюме. Все это кануло в прошлые лета. Однако, как и во многих странах, танцы народа исполняются в национальных костюмах. Также в постановках спектаклей по мотивам народного творчества героев одевают в исторические костюмы.

В сельских местностях иногда можно встретить на праздновании по случаю обручения жениха и невесту в национальном костюме. А в свадебных традициях до сих пор сохранился обряд, когда родственники невесты повязывают вокруг ее талии красный пояс (ленту), показывая таким образом об изменении ее семейного статуса.

В последнее время, как и во многих странах, дизайнеры Азербайджана в своих коллекциях возвращаются к истории национального костюма. Так, например, на платьях вышивают узоры и орнаменты старых времен, а в качестве головных уборов предлагают яркие и пестрые платки.

По сегодняшний день каждый турист и гость (гыз галасы) может примерить на себе национальный костюм и на некоторое время почувствовать себя восточной красавицей или горным джигитом.

Наверняка, многие в детстве мечтали полетать на ковре-самолете, как в восточной сказке. А помните мультфильм про Алладина, где летающий ковер был одним из важных действующих лиц, с которым герой даже не раз советовался? И это не случайно.

С древних времен ковер для азербайджанцев являлся своеобразным хранителем и носителем информации. Узоры, орнамент, цвета - все играло свою роль и содержало в себе тайну.

С древних времен ковер для азербайджанцев являлся своеобразным хранителем и носителем информации. Узоры, орнамент, цвета - все играло свою роль и содержало в себе тайну

Искусство азербайджанского ковроделия развивалось на территории Азербайджана с древних времен. Это искусство цельное, национальное, в нем нашли отражение философия азербайджанского народа, его эстетика, этика, буквально все философские понятия нашли отражения на этих коврах.

Об этом сказала директор Азербайджанского государственного музея ковра и народно-прикладного искусства имени Л.Керимова, доктор искусствоведения Ройя Тагиева.

По ее словам, собственно стилистические качества четко прослеживаются, начиная с 18-го века, хотя каждый регион обладал своими особенностями, но все стилистическое многообразие проходило на основе единой национальной эстетической ценности критериев.

Эстетика азербайджанского ковра была связана с философией народа, с его отношением к жизни, с его понятиями, мировосприятием

Эстетика азербайджанского ковра была связана с философией народа, с его отношением к жизни, с его понятиями, мировосприятием, говорит Ройя ханым. Азербайджанский ковер, в философском смысле - это цельная картина мира, которая в разных регионах по-разному трактовалась.

"Говоря о ковровых школах, типах, мы придерживаемся классификации, которая была разработана нашим выдающимся ученым, художником Лятифом Керимовым. Он выделял типы, группы ковров, сейчас мы говорим об этом более широко, говорим о ковровых школах Азербайджана: Баку, Губа, Ширван, Гянджа, Газах, Карабах и Тебриз. 7 основных стилистических направлений. Эстетика каждого из них своеобразна", - сказала директор Музея.

Орнаменты на азербайджанских коврах формировались с древних времен. Они включают в себя различные смысловые символы, а также закодированные орнаменты. К изучению тех или иных орнаментов на коврах можно подходить с разных призм, считает доцент Азербайджанской Государственной Академии Художеств Меммед Гусейн. Узоры, использованные на азербайджанских коврах очень разнообразны, и поэтому понять эти орнаменты может только знаток этой сферы.

По словам Меммед муаллима, на территории Азербайджана ткались ковры совершенно разных тематических направлений. С коврами связано множество легенд, традиций и обрядов. Например, рассказывает наш собеседник, в области Гейче был такой интересный обычай. Семья молодого человека шла к девушке свататься, и если получала положительный ответ, то жених должен был расстелить ковер с определенным орнаментом в прихожей дома девушки. И каждый гость, приходящий в дом будущей невесты, знал, что скоро будет свадьба, потому что в то время все азербайджанцы знали значение тех или иных элементов, используемых на коврах.

Считается, что форма вытянутого прямоугольника на коврах символизирует гроб, а ковры квадратной формы символизируют землю, мир

Существуют также так называемые похоронные ковры. У этих ковров есть своеобразные детали, элементы. Эти ковры ткутся соответственно росту человека. Обычно бывают прямоугольной формы. Считается, что форма вытянутого прямоугольника на коврах символизирует гроб, а ковры квадратной формы символизируют землю, мир. Отличались траурные ковры не только формой, но и орнаментом, мрачными оттенками, они бывают узкими и очень незамысловатыми по составу. Используются в основном темные цвета.

Меммед муаллим также поведал, что жившие на территории Азербайджана кочевники переезжали с места на место и жили на открытой местности. Они носили при себе ковры с особыми магическими элементами. Они верили, что эти узоры отпугивают змей и прочих опасных животных.

Ковер занимал очень важное место в жизни азербайджанских женщин, потому что именно они создавали это искусство. В старину каждая девушка была ткачихой.

Наш собеседник - художник по коврам Эльдар Микаилзаде. По его словам, в те времена каждая девушка ткала для себя свадебный ковер, который она забирала с собой, уходя из отчего дома. Даже если девушка не ткала ковер сама, она была обязана присутствовать при процессе его изготовления. Девушки изображали на коврах то, к чему были привязаны, что желали себе. Например, после свадьбы, девушка не имела права забирать с собой из дома отца какое-то животное, поэтому многие девушки ткали на своих коврах любимых животных.

Девушки изображали на коврах то, к чему были привязаны, что желали себе

Художник отметил, что азербайджанские ковры подразделяются на несколько школ, Тебризская школа считается профессиональной школой, все остальные - народным искусством. Губинская и Ширванская наиболее близки к городской культуре. Их выделяют орнаменты, плотность, нежность узоров, говорит Микаилзаде. Карабахские ковры существенно больше по размеру, но у них небольшая плотность. Их основная особенность - это реалистичные образы. А вот Гянджинская и Газахская школы самые древние, созданные кочевниками.

Есть несколько узоров, которые наиболее часто встречаются в композиции ковров всех школ. "Гёль" - это медальон. Он имеет три значения, символизируя озеро, небо и скатерть. В каждой школе, по словам художника, этот элемент принимает одно из указанных значений. "Бута" - самый распространенный элемент на коврах, он бывает 72 видов и имеет также 3 основных значения: огонь, вода и кипарис. "Дамга" - это печать, которую каждая семья ставила на ковре, как фамильный герб.

"Можно найти тысячи похожих друг на другу ковров. Но подобного азербайджанскому ковру не найти"

Художник считает азербайджанские ковры особенными. "Возьмите любой ковер: иранские, афганские, пакистанские, туркменские. Можно найти тысячи похожих друг на другу ковров. Но подобного азербайджанскому ковру не найти, потому что они оригинальны по своим орнаментам, узорам, построению, технике, цветовой гамме. Главной причиной этого является отношение наших женщин к коврам. На каждом ковре женщины изображали какие-то значительные моменты своей жизни, все, что они видели, все что любили", - сказал Эльдар Микаилзаде.

В Лувре хранится Ширванский ковер. Этот ковер очень полно характеризует наш азербайджанский ковер, отношение к этому искусству наших прабабушек, считает художник. Он наполовину красный, наполовину черный, как будто соединили два совершенно разных ковра. Существует такая легенда об этом ковре. Женщина, которая ткала этот ковер, изображала на нем свою жизнь. Когда она довела работу до середины, у нее скончался муж, и она перестала ткать. Прошло несколько лет, и, пережив потерю, она вновь решила сесть и закончить работу. Но не могла уже ткать красными нитями и взялась за черные, передавая этим свое душевное горе. Она рассказала свою жизнь на ковре.

Глава компании "Азер-Илмя", профессор Видади Мурадов считает азербайджанских ткачих волшебницами, а ковры - святыней.

По словам профессора, несмотря на то, что азербайджанские ковры условно подразделяют на несколько школ, у них есть много общего. Многие элементы узоров, используемые в одной школе, также встречаются в других. Основное различие ковров разных школ наблюдается в расцветке, размерах и в технологии изготовления.

Видади Мурадов рассказал о наиболее часто встречающихся узорах на коврах разных школ и расшифровал значение некоторых из них.

Например, в Карабахских коврах часто встречаются такие элементы, как дракон, "гёль", животные, колесо судьбы, звезда, цветы и т.д. В Бакинской школе чаще встречаются: гез мунджугу, звезды, животные, птицы, рога, драконы, дерево жизни. Губинская школа сочетает в себе следующие элементы: нязярлик, древо жизни, глаз, цветок. Кстати, отметил наш собеседник, глаз - часто используемый азербайджанцами символ, который очень популярен и сегодня. Как известно этот символ используется от сглаза.

К Ширванской школе относятся след волка, сюмбюл и др. Гянджинская школа знаменита следующими узорами: гёл, дуа, проточная вода, древо жизни, лапы гуся. В Газахской школе преобладали гёл, рога животных, листья, дамга, звезды. В Нахчыванской школе были популярны цветок, животные, намазлыг. Часто на коврах писались слова молитв, чтобы защитить дом от сглаза и плохих сил. Иреванская школа характеризуется изображением рогов, птиц и др. И наконец, Тебризская группа включает в себя такие элементы, как дамга, гёль, дуа, мотивы животных.

А теперь со слов Видади муаллима, несколько слов о некоторых из этих символов. Что касается древа жизни, то оно символизирует жизнь после смерти. Звезда считается символом ума и счастья. Колесо судьбы - это символ рая. Цветок является символом чистой любви, а птица - чистоты, святости. Следы животных изображались как защита от диких животных, а дракон считался символом воды и воздуха.

Что касается древа жизни, то оно символизирует жизнь после смерти. Звезда считается символом ума и счастья. Колесо судьбы - это символ рая. Цветок является символом чистой любви, а птица - чистоты, святости

Действительно, многие элементы, используемые на коврах различных школ, одинаковы, но каждый элемент в той или иной школе сочетается с узорами, и это делает ковры не похожими друг на друга, придает им особый смысл. Добавим сюда разнообразие цветовой гаммы, создаваемой только натуральными красками, содержащимися в нашей природе, а также особую технику узелков и огромное количество самих видов ковровых изделий. Все это придает каждому ковру индивидуальность и делает азербайджанскую школу ковроткачества действительно неповторимой.

Азербайджанский ковер наделен языком. Если вы сможете его понять, он готов с вами поговорить и раскрыть множество тайн...

Нажмите на фотографии для увеличения:

Покажи мне свой арахчын, и я скажу - откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе... По арахчыну в Азербайджане можно было узнать возраст, профессию, даже социальную принадлежность человека.

Представляем читателям Trend Life фотосессию и материал об азербайджанском национальном головном уборе - арахчыне. Свои работы представляет известный азербайджанский дизайнер-модельер Гюльнара Халилова.

Арахчын (азерб. аraxçın) был одним из наиболее распространенных видов головных уборов, являясь частью национального костюма мужчин и женщин. Этот головной убор был очень популярен в Азербайджане в XVI и XVII веках. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных раскопок на территории страны и исследовательские труды ученых-этнографов.

Как одевали арахчын

Для начала отметим, что арахчын - вовсе не тюбетейка, хотя действительно формой своей похож на тюбетейку, которую носили и носят жители Средней Азии. Только арахчын имеет круглую форму, а тюбетейка иногда квадратную. В Средней Азии - это уличный головной убор. Арахчын же в Азербайджане носили, как правило, только в помещении. А если выходили на улицу, то оставляли его под основным головным убором (папаха, чалма, тюрбан, келагаи, шали, покрывала).

Согласно традициям Азербайджана, арахчын недопустимо было надевать без основного головного убора, - единственными, кому это разрешалось, были дети. Обычным мужским головным убором была папаха из овчины. Богатые носили папаху из каракуля. Под папаху на бритую голову надевали маленькую тюбетейку - арахчин.

Женщины носили головные уборы дома, во дворе и в гостях, а, выходя на улицу, надевали белую чадру. Обычай допускал пребывание на улице без чадры только девочек и пожилых женщин.

В повседневной же жизни дома арахчын могли носить и без папахи или чалмы. Арахчын одевали в основном молодые азербайджанцы.

Разновидности арахчына

Существовало довольно большое число разновидностей таких головных уборов, - их шили из всевозможных материалов таким образом, чтобы ткань очень плотно прилегала к голове.

Изготовлением арахчынов занимались в основном девушки и женщины. Любая мастерица никогда не повторяла один и тот же орнамент, наоборот, меняя оттенки и узоры, ловкие женские руки придают тюбетейке особое изящество и прелесть. Таким образом, став традиционным, этот вид искусства способствует созданию разноцветной и неповторимой вышивки азербайджанского арахчына.

Внешне арахчын представляет собой небольшой головной убор круглой формы, который сделан из приятной на ощупь ткани (в зависимости от региона или предпочтений владельца, использовали различные материалы) с различными узорами.

По цвету и вышивке арахчын разделялся на мужской, женский и девичий.

Мужской - украшали строгим геометрическим орнаментом и изготовляли из более "суровых" тканей.

Женский и девичий отличался богатой вышивкой, цветными шелковыми и золотыми нитями, бисером и жемчугом. Часто сверху к женским арахчынам пришивали золотые украшения различных форм. Традиционным узором была бута. Для декорирования применялись витой шнур, аппликации из парчовых тканей. Шили этот головной убор для прекрасной половины из бархата и велюра. В женских арахчынах с тыльной части прикреплялся специальный вязаный мешочек для того, чтобы в него можно было убирать волосы. Но потом женщины от него отказались.

Во всех случаях арахчын имел однотонную подкладку, и почти всегда при изготовлении его применялось сквозное простегивание верхней ткани и подкладки.

Кстати, в народе арахчын считался особо почитаемым элементом повседневной и праздничной одежды. Это головной служил не только для украшения, но и оберегал от различных недугов дурного глаза. Поэтому к нему иногда пришивали небольшие обереги или талисманы.

Сегодня во многих городах Азербайджана сохранилась древняя школа вышивки, работы азербайджанских мастериц украшают экспозиции международных выставок и музеев, арахчын стал частью профессионального интереса художников.