Большие проблемы маленького человека. Презентация проекта "Большие проблемы "маленького человека" в русской литературе XIX-XX веков" Карлики - обыкновенные люди

На больших фестивалях, к которым несомненно можно отнести «Сандэнс», невозможно ни посмотреть все фильмы, ни участвовать во всех мероприятиях. Приходится выбирать в пределах своих возможностей (в данном случае я смотрел только американские фильмы), а в остальном опираться на материалы для прессы, мнения окружающих или публикации коллег.

Но ничто не может заменить непосредственные впечатления, и именно они доминируют в предлагаемом сегодня читателю калейдоскопе. Большинство просмотренных на фестивале фильмов, на мой взгляд, - яркие примеры национального американского кино, предельно удаленного от современного транснационального Голливуда.

Первый фильм, который мне удалось посмотреть, назывался «Большая болезнь» (режиссер Майкл Шоуальтер). Картина показывалась в разделе «Премьеры», и у нее уже была положительная репутация, во многом обусловленная сюжетом. В его основу легла подлинная любовная история комика-пакистанца и американской студентки, что привело в итоге к столкновению культур.

Главным в фильме оказался не режиссер, а сценарист и исполнитель главной роли (он же - прототип героя) Кумэйл Нанджиани. Идея рассказать мелодраматическую историю в жанре комических миниатюр (после вынужденного разрыва с возлюбленным героиня тяжело заболевает, и основные события разворачиваются, пока она в коме) приводит к интересным результатам: Холли Хантер прекрасно исполняет роль бунтующей матери героини, но, к сожалению, в хеппи-энде тонет в розовой водичке.

Более жесткую и реалистическую картину семейных отношений предлагает Джиллиан Робеспьер в конкурсной картине «Телефонная линия» (в 1990-е годы, когда происходит действие, сотовые телефоны еще не получили распространения). Две сестры (экспериментирующий подросток и взрослая женщина на пороге перехода от сожительства к браку) и их родители в поисках счастья проходят самые разные этапы, нередко рискуя и изменяя, но в несентиментальном финале понимают: они, невзирая ни на что, нужны друг другу.

В совершенно другом ключе откровенного гротеска решены семейные отношения в фильме «Сука» из полуночных показов. Режиссер и исполнительница заглавной роли с символическим для русского языка именем Марианна Палка создает портрет дошедшей до крайности домохозяйки, которая после неудачной попытки самоубийства доводит мужа, детей, сестру и прочих родичей до полного смятения.

Александр Мурс в конкурсной антивоенной трагедии «Желтые птицы» (так называли американских солдат, которых отправляли в Ирак и Афганистан) предлагает взгляд на войну с позиций солдатских матерей, теряющих своих сыновей: кто-то погибает в дальних краях, а кто-то возвращается нравственно искалеченным. Картина произвела сильное впечатление и сразу оказалась в числе фаворитов.

Лента об американской глубинке в разделе «Премьеры» называется символически - «Связанные грязью» (режиссер Ди Рис). Она выдержана в эстетике соцреализма, особенно распространенной сегодня в западном независимом кино. Действие фильма происходит в 1930–1940-е годы в расистском штате Миссисипи. В центре повествования две семьи - небогатые белые землевладельцы и чернокожие, давно живущие на этой земле (она и есть «грязь»).

Опыт участия молодых парней из обеих семей в войне в Европе открывает им глаза на существование другой жизни, где чернокожий может открыто жить с белой женщиной, а она - любить его как освободителя. Это и приводит к трагедии по прибытии на родину, за которой следует неубедительный хеппи-энд возвращения в Европу.

По контрасту в тот же день я смотрел фильм Мишель Морган (видимо, режиссер в качестве псевдонима взяла фамилию французской кинозвезды, недавно ушедшей из жизни) «Лос-Анджелес Таймс» - бесконечные разговоры молодых людей обоего пола о том, кто, где, когда и с кем спит (или спал). После рассмотренных выше фильмов так и хочется вспомнить мораль старого анекдота: «Эх, господин учитель, мне бы ваши заботы». А ведь эта безделушка включена в раздел NEXT...

С другой стороны, в той же программе оказывается и черно-белая драма «Гук» (режиссер Джастин Чон) - так в Америке пренебрежительно называют иммигрантов из Юго-Восточной Азии. В начале 1990-х годов, в разгар печально знаменитых погромов в том же Лос-Анджелесе два брата-корейца, которые смогли наладить небольшой бизнес (у них обувной магазин), дают подработать 11-летней чернокожей девочке и неожиданно начинают с ней дружить, что вызывает зависть и подозрения ее отца. В напряженной атмосфере разграбления всего на свете магазинчик спасти не удается - и в начале, и в финале фильма девочка исполняет ритуальный танец на фоне объятого пламенем здания. Здесь эстетическое своеобразие налицо.

Социальная безысходность пронизывает картину Эндрю Досунму «Где Кира?» (программа «Премьеры»). По сюжету она чем-то напоминает знаменитую ленту Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блейк». Героиня - немолодая женщина, которую бросил муж и она уже два года не может найти работу. После смерти матери дама переодевается старухой и получает ее пенсию. В главной роли - звезда Голливуда Мишель Пфайфер, вокруг которой и ради которой сделана эта картина. В отличие от строгости стиля Лоуча, Досунму не устоял перед искушением эстетизации, что фильму на пользу не пошло…

Матвеева Анастасия

Объектом исследования являются герои произведений А. С. Пушкина "Медный всадник", "Станционный смотритель", Н. В. Гоголя "Шинель", "Мертвые души", А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", А. И. Солженицына "Матренин двор".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по литературе на тему «Большие проблемы «маленького человека» в русской литературе XIX - XX веков» Выполнила: Матвеева Анастасия, ученица 10 «Б» класса ГБОУ СОШ 1460

Проблема Как жилось простому, «маленькому», человеку в 19 веке, как он сохранял свое человеческое достоинство, моральные принципы? Как изменился образ такого героя к концу 19 века? Остался ли «маленький» человек в русской литературе 20 столетия? Как ему живется в наше время? Эти вопросы мне кажутся интересными, поскольку большинство из нас, современных людей, – «маленькие» и нередко мы встаем перед выбором: интересоваться политикой или нет, участвовать в общественной жизни или не стоит? Изменится ли ход жизни, если «маленький» человек не будет лишь послушным винтиком в государственной машине и беспомощным существом в руках власть имущих? В чем сила и слабость «маленького» человека? В чем привлекательность его образа?

ГИПОТЕЗА «Маленький» человек - это человек не высокого социального положения и происхождения, не отличающийся сильным характером, не способный противостоять власти, но при этом человек, наделенный высокими моральными качествами, добротой, искренностью. Такие люди – основа государства.

«Маленький человек» - тип героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Многие писатели XIX века в своих произведениях изображали «маленького человека» и его «футлярную» жизнь.

В поэме автор поднимает несколько проблем: - конфликт интересов государства и простого человека; - с оотношение исторической необходимости и частной жизни человека; - последствия противостояния человека государству. В 1833 г. была написана знаменитая поэма «Медный всадник». Пушкин - один из первых среди русских писателей, кто привлек внимание читателя к судьбе «маленького человека» в своих произведениях.

Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной жизни человека, или «маленький человек», который перестал интересоваться проблемами государства, историей, выпал из нее? Пушкин хотел показать, что нужно стремиться к гармонии интересов человека и государства, необходимо найти компромисс, который позволит человеку и государству взаимодействовать.

Очень ярко раскрыта тема «маленького» человека в повести «Станционный смотритель». Автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии. Смотрители - «...люди мирные, от природы услужливые, скромные». Самсон Вырин - типичный представитель мелкого чиновничьего сословия, исправно несущий свою службу и имеющий свое «маленькое» счастье - красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти жены.

Вслед за Пушкиным тему «маленького человека » продолжил и развил Гоголь. В повести «Шинель» он показал героя, который попытался противостоять злу, бороться за себя.

У Гоголя есть еще одна повесть, которая раскрывает проблему взаимоотношений государства и человека. «Повесть о капитане Копейкине» включена в поэму “Мертвые души” в виде вставной новеллы, рассказанной по ходу развития сюжета этого произведения. “Повесть о капитане Копейкине” – это крик души Гоголя, это призыв к сохранению общечеловеческих ценностей, это суд над “мертвыми душами” чиновников - над миром, полным равнодушия.

Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как глубоко трагический мир.

Л ишь смерть примиряет главного героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» с окружающей действительностью. Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. « Футлярность жизни» - это внутреннее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, различных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы личных отношений.

Чехов связал три разных, но идейно похожих рассказа («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ведь истории следуют одна за другой, в каждой мы видим знакомых героев. Проблема, которую затрагивает Чехов в своей трилогии, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает, что незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, поскольку ведет к духовному опустошению и деградации личности.

Начало XX века. Вслед за А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем и А.П. Чеховым тему «маленького человека» продолжает и развивает А.И. Солженицын. Матренин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, о глупости советских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве.

Центральная тема рассказа «Матренин двор» - трудная крестьянская жизнь. Автор говорит о том, что власть не проявляет никакой заботы о сельчанах. Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Я думаю, что этим рассказом автор хотел показать, на что способен «маленький», но духовно сильный человек, который, несмотря на жизненные трудности и беды, смог сохранить в себе человечность, искренность и высокие моральные принципы.

ВЫВОД Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX - XX веков. Каждый писатель имел свою собственную точку зрения на данного героя, свое видение проблемы, поэтому читатель может наблюдать за изменением образа «маленького человека»: изначально - состояние униженности и беззащитности, затем - попытки отстоять свое человеческое достоинство и права, далее – страх перед жизнью и желание спрятаться в «футляр». И, наконец, духовные взлеты, потребность жить так, чтобы другие люди сказали: вот он, «…тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Уроки русской литературы бесценны. Мы, современные люди, должны понимать: «маленький человек» - это только статус, и он никак не соотносится с духовной силой и возможностями, которые у человека могут быть безграничны. «Человек – это звучит гордо!» - сказал М. Горький.

Список используемых ресурсов 1. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», повесть «Станционный смотритель»; поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине »), повесть «Шинель»; «маленькая трилогия» А.П. Чехова, объединившая три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». 2. Русские писатели XIX - XX века www.litra.ru 3. Программы: «Microsoft Office Word», «Microsoft Office PowerPoint».

Г лавное, с чем сталкивается ребенок в детском садике – это новые правила, которые, возможно, не приняты в его семье. Адаптируясь к детскому саду, малыш учится различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение – но уважать правила, защищать себя – но не обижать других, быть личностью – но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы – но допускать и что-то новое.

Психологи утверждают, что у ребенка 3-4 лет период адаптации длится 2-3 месяца. Если период затянулся, стоит проконсультироваться с психологом и помочь ребенку. Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (то есть начался адаптационный период).

Нежелание идти в сад

Плач, капризы каждый раз, когда приходит время идти в садик, – как ни странно, это самый «благоприятный» вариант. Ребенок открыто говорит о том, что ему не нравится. Здесь важно не ругать ребенка за истерики, а посочувствовать, пожалеть, объяснить, что «так уж устроен мир: мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы».

Болезненность

Буквально с первых дней посещения садика ребенок начинает болеть: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Но чаще всего не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей, виновата в этих болезнях.

Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют "послушные" дети, которые не могут позволить себе громкие скандалы, стараются не расстраивать. Как правило, спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.

С уважением Илия Исхаковна.

Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе. Проблеме человека в свое время уделяли большое внимание Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и другие. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но А. С. Пушкин указывает нам на «маленького человека», которого мы обязаны заметить.

Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут.

Н. В. Гоголь целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. У Н. В. Гоголя человек целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха.

У Ф. М. Достоевского «маленький человек» — это прежде всего личность безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Акакий Акакиевич. Ф. М. Достоевского так и называет свой роман «Бедные люди». Автор предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят их духовно богатую натуру. Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об взыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен и на высокие глубокие чувства. Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе “Преступление и наказание”. Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, — он сам.

Сегодня в Темиртау проживает 25 детей и 11 подростков с диагнозом "нанизм" , то есть с аномальной задержкой роста. Четыре ребенка нуждаются в инъекциях гормона роста, стоимость упаковки которого по некоторым данным достигает двух миллионов тенге. По словам городских эндокринологов, у детей-карликов нет особых проблем: государство обеспечивает их бесплатными медикаментами, выделяет пособия по инвалидности. Но так ли легко живется "маленьким детям" и их родителям на самом деле? Чудо Вите Лимонову - уже шесть, но его биологический возраст не превышает двух-трех лет. Мальчик растет умненький: мгновенно запоминает стишки, самостоятельно изучает букварь, любит разукрашивать картинки карандашами, играть в машинки. Витя, по словам его мамы Елены, очень "боевой": капризничает, задирается, чуть что не по его - лезет в драку, норовит поссориться, бьется за лидерство. В общем, нормальный ребенок. То, что он отличается от всех, родители поняли не сразу. - На момент рождения Вити у нас уже были два ребенка - дочь Надя и сын Сергей, - говорит Елена Викторовна, - я не могла бросить малышей - муж постоянно работал. Поэтому мы решили оставить новорожденного на лечение одного, одиннадцать раз до года крошечный Витя лежал в больнице без меня. Редко видя сына, я не замечала задержек в его развитии. Врачи не сразу "раскрыли карты", о причинах болезни мы узнали позже. ДЦП (детский церебральный паралич), порог сердца, внутричерепное давление - так звучал приговор медиков. Они говорили, что мой сын не выживет, максимум, что ему отпущено - пять лет. В четыре года Витя встал на ножки, а потом и бегал вприпрыжку, немного спустя - демонстрировал безупречную память и музыкальный слух. Лекари разводили руками - мол, диво, да и только! Но большого чуда не случилось: оказалось, мальчик давно замер в росте. Нанизм (низкорослость), как определили эскулапы, связан с тем, что центральная нервная система Вити самостоятельно не вырабатывает гормон роста. Ребенку назначили лечение, инъекции, заменяющие естественный гормон роста, в рамках гарантированной бесплатной медицинской помощи оплачивает республиканская казна. Здоровье - удел миллионеров? - Этот зарубежный препарат - открытие в медицине, - говорит врач-эндокринолог КГКП "Поликлиника №4" Светлана Кириллова . - Без инъекции дети, чей гипофиз не может вырабатывать гормон роста, лишены возможности нормально развиваться и адаптироваться в социуме. Они нуждаются в нем не только для того, чтобы достичь желаемого роста, но и для того, чтобы быть здоровыми, полноценными. Однако, сегодня государство не может взять на себя расходы на пожизненное лечение таких больных - слишком дорого, стоимость одной упаковки препарата измеряется в тысячах долларов. Поэтому после того, как у этих детей в 25-28 лет произойдет закрытие "зон роста", то есть окостенение хрящей, и, соответственно, установится нужный рост, им перестанут колоть гормон. Сами родители вряд ли "потянут" оплату инъекций, которые необходимы их детям-лилипутам во взрослом возрасте для поддержания необходимого баланса в организме. Отсутствие гормона роста в крови человека означает остановку роста волос и ногтей, нарушение обмена веществ. Выходит, что даже выросшие "карлики", не получая гормон роста извне, обречены на нездоровое существование. Медики пока не говорят об этом вслух - а кто знает, может, выйдя из кризиса, в стране найдутся деньги, чтобы до конца их жизни обеспечить необходимыми препаратами лилипутов с дефицитом гормона роста. С такими просьбами специалисты от здравоохранения уже не раз обращались к правительству республики. - Этим детям еще расти и расти, зачем так рано бередить родителей, - говорит эндокринолог. - Сейчас наша главная задача - сделать низкорослых ребят социально адаптированными, чтобы они не были ущемлены, не чувствовали себя "не в своей тарелке", а для этого важно добиться достижения достаточного роста. Родители, действительно, не знают о необходимости пожизненного лечения. Елене Лимоновой, маме шестилетнего Вити, сказали, как отрезали: " ребенок догонит рост - а потом ему лекарства не нужны будут". Что это - бессердечность врачей или их страх перед паникой и протестом мам и пап, если те узнают что инъекции - обязательное условие для здоровой жизни их чад? Зачем платить дважды? В медицинской карточке Кирилла Андреева записано "Родился с ростом 51 сантиметр". Но маму мальчика не обманешь - она точно знает, малыш при рождении не превышал и сорока сантиметров. По словам Венеры, мамы Кирилла (на снимке слева ), он напоминал крошечного пупсика. Когда ребенок пошел в детский сад, родители не заметили его отставание в росте, а с учебой в школе начались его мытарства по больницам - Кирилла поставили на учет к городскому эндокринологу. Врач определил: "дефицит естественного гормона роста". - Я до последнего думала, что причина в наследственности, - говорит Венера Флюровна, - отец Кирилла тоже небольшого роста. Вот уже пять лет Кирюха раз в год ложится на обследование в эндокринологическое отделение областной детской клиники. Нанизм лишил ребенка детства - помимо инъекций гормона роста врачи прописали строгую диету: не кушать острого, соленого, сладкого, кислого, печеного, жареного, запрещается также гулять на солнце, смотреть телевизор, играть за компьютером. Кириешки, чипсы, чупа-чупсы - все то, что любят малыши, по словам медиков - это вообще "отрава" для низкорослых детей. Но благодаря такому "строгому режиму" стали заметны улучшения - сейчас биологический возраст сына отстает от паспортного всего на два года. Двенадцатилетний Кирилл, застенчивый и очень домашний мальчик - не только примерный хорошист, но еще и необыкновенно талантливый ребенок: рисует картины, лепит фигуры - он уже давно занимается в художественной школе. Кирилл не испытывает комплекса неполноценности, может, оттого, что в его окружении нет ровесников и взрослых, которые бы относились к небольшому росту мальчика, как к недостатку. Однако, низкорослость по-своему мешает Кириллу быть похожим на других. - У нас всегда возникают конфликтные ситуации с руководителем физкультуры, - говорит Венера Флюровна. - Педагог никак не пересматривает нормативы для маленького Кирилла, что является следствием его плохих оценок по этой дисциплине. Ну, как, скажите, он может перепрыгнуть с места через палку, которая находится на уровне его плеч? Одноклассники сына с легкостью скачут через эту же самую балку, и не удивительно - она приходится им по пояс. Я так и сказала физруку - прекратите мучить ребенка, он не готовится в олимпийские чемпионы, из него выйдет великий художник. Кроме того, что дети с дефицитом гормона роста получают бесплатные дорогостоящие инъекции, приобретаемые за границей за счет республиканского бюджета, инвалидам детства, государство выделяет им еще и спецпособие. Однако буквально на днях маме Кирилла Андреева сообщили - ее ребенка "снимают" с инвалидности. - После очередного лечения в областной больнице доктора не подтвердили инвалидность Кирилла, - рассказывает Венера Флюровна, мотивируя такое решение улучшениями в состоянии здоровья сына - говорят, он пошел на поправку, стал расти. Врач, которая наблюдает мальчика в карагандинской клинике, сказала - государство и так оплачивает вам дорогую инъекцию гормона роста, пособия по инвалидности - это уже перебор. Карлики - обыкновенные люди Светлана Кириллова (на снимке справа ) показывает свой кабинет. Самая важная его часть - стена, украшенная детскими рисунками. Это рисунки лилипутов, среди них и те, что сделаны руками Кирилла Андреева. Надо сказать, картины великолепные, такие живые, сюжетные, отражающие яркое восприятие мира их создателей. Даже по этим альбомным листам, разукрашенным акварелью можно сказать - низкорослые дети абсолютно ничем не отличаются от детей с нормальным ростом. - Рост - это гармоничное физическое и психомоторное развитие организма, зависящее от наследственных, климатических, пищевых условий и функциональных особенностей эндокринных желез, - объясняет врач-эндокринолог, - то есть рост зависит еще и от того, любят ребенка или нет, как кормят ребенка - дефицит роста может быть связан и с белковой недостаточностью. Часто случается, что чем-либо больные дети из неблагополучных семей, которых родители не спешат забирать из стационара, начинают прибавлять в росте, а, возвращаясь домой, - замирают. Это можно объяснить именно наличием заботы и внимания к этим детям со стороны медперсонала и правильного рациона питания. Рост зависит от многих факторов, например, от работы надпочечников, половых желез, почек, задержка роста может быть также связана с наследственной низкорослостью, врожденным пороком сердца, серьезным нарушением функций печени, неправильным формированием костной системы в раннем возрасте. Но самая опасная причина низкорослости детей - абсолютная недостаточность гормона роста в организме. Этот гормон жизненно необходим для человека, как инсулин для диабетиков, и если его нет - ласкай, не ласкай малыша, он все равно останется карликом. Если не вводить гормон инъекционно, дети с его дефицитом ни при каких обстоятельствах не станут расти. Однако такие лилипуты имеют сохранный интеллект, поддаются обучению и воспитанию, их тело развивается пропорционально, во взрослом возрасте они походят на красивых куколок с тоненьким голоском, который иногда приобретает "электронный" оттенок из-за маленьких размеров голосовых связок. - Низкорослость определяется на первом году жизни, - говорит Светлана Альбертовна. - Ежемесячные замеры роста в этот период могут позволить наблюдать за развитием малыша. Биологический возраст ребенка, который у лилипутов отстает от паспортного, можно выявить с помощью рентгена кисти. До семи лет количество косточек в сгибе кисти должно быть равно возрасту ребенка, например, у пятилетнего человека таких косточек - пять. В более позднем возрасте тот же снимок дает возможность доктору увидеть - закрыты ли у ребенка или подростка так называемые "зоны роста", по другому - не окостенели ли хрящи. Если окостенение уже произошло - дальнейший рост человека невозможен. Детей, чьи родители имеют невысокий рост, то есть обладающих наследственной предрасположенностью к нанизму, вылечить практически нереально. Просто потому что предполагаемый в результате лечения рост ребенка напрямую зависит от роста его мамы и папы. Рост сформировавшейся девочки (или мальчика) равен сумме роста родителей, деленной на два и минус (или плюс) пять сантиметров. 25 детей и 11 подростков в Темиртау - больны нанизмом по разным причинам, четыре ребенка с дефицитом гормона роста получают заместительную терапию. Эти цифры, уверены эндокринологи, совершенно не аномальные, нельзя сказать, что в городе эпидемия карликовости. Все пациенты проходят необходимое лечение, в большинстве случаев дети вырастают до нужных показателей. Поэтому, по словам медиков, родителям лилипутов грех жаловаться - в серьезных случаях исцеление берет на себя государство, а самое главное - недуг излечим, нужно просто надеяться на успех.