Сад 15 камней в японии. Сад камней в Японии — какая идея заложена в создание композиции? Декоративные элементы сада

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

Сад камней – что это?

Японский сад камней имеет два названия:

  • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
  • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в . Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.


Символизм

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

  • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
  • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

  • свободы;
  • бескрайних просторов;
  • совершенства природы;
  • изящества в простоте.


Особенности

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

  • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
  • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
  • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
  • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
  • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов , откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.


Какие камни используются

Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

Выделяют 5 типов каменных глыб:

  • лежащий;
  • выгнутый;
  • плоский;
  • вертикальный;
  • в виде статуи.

Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

Известный сад камней

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории . Сад известен всему миру под названием Реандзи.


Сад камней Реандзи в Киото

Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

Считается, чтоувидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.


В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

Делаем сами

Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

  • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
  • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
  • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
  • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
  • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
  • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
  • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
  • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.


Заключение

Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

До скорой встречи!

А сегодня речь пойдет о Саде камней. Теперь вот ещё какая штука: по договоренности некоторые дневниковые обзоры (например этот) будут впервые опубликованы на http://razgovor.org . Для нас с вами это выглядит безобидно: в течение первых 8 дней в дневниковой заметке будет не полный текст, а только его начало и кнопка, которую надо нажать, чтобы прочесть полностью там.

Все мы с детства слышали о японском чуде - про знаменитый Сад камней. Лично мне о нем рассказывал отец, который в Японии не был, зато читал книгу то ли Гранина, то ли Цветова, то ли кого-то еще из видных советских классиков. Неудивительно, что Сад камней представлялся мне следующим образом:

1. Это огромное поле, соток на триста, усаженное аккуратной японской карликовой травой и сакурами-бонсаями. А еще там наверняка щебечут птицы-бонсаи колибри.

2. На этом поле стоит множество самых красивых в мире камней удивительных форм и расцветок.

3. Бродя по тропинкам сада, посетители пытаются увидеть все камни, но это невозможно: камни расставлены настолько хитро, что из любой точки пространства, хоть бегай, хоть прыгай, всегда какой-нибудь один не виден - но всякий раз другой. Как сделан этот фокус - до сих пор не могут понять современные доктора геометрических наук. От того посетители проникаются величием восточной философии и выходят через главные ворота обратно в мир сильно поумневшими.

Что-то мне подсказывает, что большинство из вас тоже представляло себе сад камней примерно таким образом. Именно поэтому действительность так разочаровывает. То, что вы видели на самом первом снимке - вовсе не Сад камней, это просто красивая фотка. Так что же на самом деле представляет из себя хваленый Сад камней? Тот самый первый Сад камней (Сад пятнадцати камней храма Реандзи в Киото), от которого пошло само понятие и многочисленные подражания? Тот самый, о котором столько говорят, пишут и слагают стихи?

1) Знаменитый древнейший Сад камней представляет собой площадочку размером с автостоянку для маленького офиса. У новорожденных отечественных стоянок нередко тоже так случается, что она уже засыпана гравием, но асфальт строители еще не положили - потому что оказалось, что строительный мусор подрядчики толком не вывезли и он кое-где выпирает из земли.

2) Сад камней - совсем не сад, а скорее театр. В этом саду ничего не растет и не щебечет, и гулять по нему нельзя. Возле него можно только сидеть. Со всех трех сторон сад надежно огорожен каменной стеной в пестрых разводах. Я думал - древнее японское граффити, но пригляделся - просто застарелые потеки воды. С четвертой стороны расположен импровизированный зрительский зал - два дощатых ряда для сидения и созерцания. На этих местах рассаживаются туристы и созерцают Сад камней. Что же они видят?

3) На покрытой гравием площадке набросаны пять кучек камней (предположительно базальт или гранит) самого заскорузлого и непрезентабельного вида. Обнаружить их всех не так просто: некоторые вовсе не выглядят камнями - они полностью вкопаны в грунт и на уровне земли видны лишь их макушки. Камней всего 15, но один из них действительно не виден. Но в этой невидимости нет никакой особой хитрости и фокуса. Проблемных камней ровно два: если ты сел в партере справа, загорожен соседями самый дальний из левой кучки, если сел в партере слева - не виден крайний правый. Вот и вся загадка.

Во всех туристических путеводителях заявлено, что именно про этот сад знаменитый японский поэт Басе писал:

То ли стихотворение посвещалось другому саду, то ли бедняга не знал, что в саду традиционно не цветут ирисы, а беседовать с друзьями в храмах не принято. Также специальные таблички запрещают выпивку с другом и ответы на его мобильные звонки...

Ну хорошо, а что видят и чувствуют посетители сада камней? Понятно, европейские туристы щелкают фотоаппаратами и думают «вот, зашибись, я в саду камней, буду рассказывать, что был здесь». А что думают японцы, китайцы и прочие восточные народы, которым близка философия буддизма и синтоизма? Вы не поверите: они точно так же щелкают фотоаппаратами и точно так же увлеченно листают свои иллюстрированные путеводители, где рассказывается, что площадка, усыпанная гравием, - это женское начало Инь, а торчащие камни - это мужское начало Янь, а борозды на гравии, сделанные граблями, это волны стихии, а пятнадцатый камень, которого невозможно увидеть, олицетворяет вечную тайну природы... О чем думали коллеги-писатели, я постеснялся спросить:

Ну а я сидел и думал о силе пиара. Картина происходящего выглядела так. В начале XVI при очередной реконструкции храма выделяется бюджет на организацию сада. Дело поручается мастеру, чье имя волшебным образом история не сохранила, и, быть может, он сам способствовал этому. Этот подрядчик получает заказ от настоятеля храма соорудить сад. И что он делает? Ничего. Не вывозит гранитный мусор, не сажает деревья. Не выращивает цветов. Не развешивает бамбуковые клетки с райскими птицами. Не организует ручей. Тем не менее, подрядчик был настоящим Мастером. Поэтому когда пришли сроки сдачи, он устроил великолепную презентацию и объяснил заказчику, какая грандиозная работа была проделана, сколько глубоких аллегорий и символов вложено в эти непритязательные куски породы. Ну а дальше классический «голый король» начинает работать сам на себя: пытаясь осознать витающую здесь гармонию, посетители замирают с вдумчивыми лицами. Ну а как только возникает благоговейная тишина и ряды посетителей с вдумчивыми лицами, становится понятно, что здесь скрыта гармония. Ну а поскольку гармония есть продукт ума, то посетители с вдумчивыми лицами исправно рождают у себя в голове самые настоящие представления о гармонии и могут рассказать о них миру, упомянув, что причиной тому стало посещение сада. Стараниями настоятелей монастыря, легенда поддерживается, и по стране, а затем по всему миру, начинают ходить слухи о волшебном месте, где сосредоточена непознаваемая тайна пятнадцатого камня и беспрецедентная аллегория великих сил природы. Информационная лавина растет, впадая в маразматические крайности: например, недавно некие «ученые Киото» объявили, что якобы они «рассчитали на компьютере» (домохозяйки от благоговения падают в обморок) расположение камней и выяснили, что оно соответствует - дереву. Зацените этот потрясающе глубокомысленный расчет:

Возникает вопрос: можно ли было достичь такого мощного информационного эффекта с традиционными средствами? Ответ: никогда. Эффект непознанной тайны возникает только при полнейшем несоответствии легенды с тем, что видят глаза. Красивое деревце, клетка с канарейкой, цветок, изящно оформленный камень - и эффект тайны недостижим, никто не поедет за тысячи километров, чтобы сесть в таком саду, сосредоточенно перебрасывая взгляд с путеводителя на пейзаж.

Поняв эту истину, я познал великую загадку пиара и тоже получил просветление в Саду камней. Нет никаких сомнений, что мое просветление было настоящим, полным и зримым, поскольку ознаменовалось неожиданным эффектом, который наверняка обнаруживают все просветленные. Этот эффект можно было даже зафиксировать при помощи фотоаппарата, что я и сделал. Суть в том, что я увидел все 15 камней сразу. Это оказалось легко, и непонятно, отчего это не пытался сделать кто-нибудь раньше. Как я уже говорил, если вы сидите слева, вы не видите дальнего правого камня, если справа - не видите дальнего левого. Если сидите посередине, вы тоже чего-то не видите. Если вы стоите, то камни, понятное дело, видны все, но по легенде положено созерцать сидя, поэтому вставать нечестно. Но если в исследовательских целях будете двигаться вдоль скамьи планомерно, вы без особого труда найдете место на зрительской скамье правее середины, где можно сесть, и вашему взгляду (и взгляду вашего фотоаппарата) открываются все камни, поскольку проблемный левый (номер 2) ещё остается виден, а проблемный правый (номер 15) уже появляется:







Братья соотечественники! Учитесь, учитесь у японцев! Учитесь красиво объяснять собственную лень, учитесь грамотному искусству презентации, учитесь достоинству и уверенности при общении с заказчиком и работодателем! Тогда мы тоже научимся создавать непознаваемые загадки, вселенские олицетворения и повальные просветления. И к нам тоже потянутся со всех стран туристы с пестрыми путеводителями и вострыми фотоаппаратами.

Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.

«Сад камней» Реандзи в Киото

Памятник японской культуры недалеко от Киото

При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» - один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.

Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.

Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.

Каждый ищет свой 15 камень в волшебном медитативном саду.

Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.

Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.

Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.

Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…

Скрупулезный медитативный уход за садом

Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.

«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.

К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?

Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.

Но все оказалось намного прозаичнее…

Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.

Только свои 14 камней.

Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.

Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.

Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».

Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.

Японский сад камней - это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку, засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней , они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Не все 15 камней , уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.

Что хотел сказать своим философским посланием древний монах? Разгадку его наставления ищут до сих пор: от готовых медитировать сутки напролёт паломников до вездесущих туристов, знающих о Будде лишь то, что этот вечно молодой Бог умеет улыбаться.

Группа ученых из Университета Киото заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи . Они провели компьютерный топографический анализ сада и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны.
Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.

Японский сад камней - необычное явление для европейца. Ни в одной другой культуре нет ничего подобного. Эти философские сады обладают невероятной притягательной простотой и изяществом.

История

Для японцев, живущих в окружении скал, камни всегда имели особое значение. Ещё в древности скопления камней считались отмеченными божественным присутствием и почитались как священные. Именно поэтому сад камней в Японии - не просто декоративный элемент, а место сакральное, особо ценное и уважаемое.

Изначально священные камни просто перевязывались особым образом. Новое веяние в эстетику сада камней принесли китайцы, полагавшие, что в восточном море находятся острова блаженных бессмертных. Именно их и стали изображать с помощью сада камней - специальным образом расчесанный песок изображал воду, а камни стали островами. Постепенно из камней стали выкладывать различные фигуры.

Для более глубокого понимания значения такого явления, как сад камней, для японцев, следует узнать о ещё одном обычае. Буддийские монахи находили камни с острыми гранями, в которых особенно чувствовалось присутствие божества. Монах мог «извлечь» из такого материала фигурку Будды, то есть обработать его. Если же камень не подвергался обработке, то считалось, что фигурка все ещё спрятана в нем. Такой камень также становится объектом поклонения.

Философия сада камней

Японский сад камней - настоящая модель мира. Сам материал - камень - является для островитян совершенным творением природы и демонстрирует её красоту. Крупные камни символизируют скалы, острова, а мелкий гравий и песок - воду.

Сад камней очень символичен. Он предназначен для созерцания и медитации и символизирует природу. Постановка камней, их выразительность, соотношение размеров заставляют воспринимать их как скульптуру, произведение искусства. Остальные элементы сада служат лишь фоном, подчеркивающим красоту камней.

В саду много свободного пространства, ведь он олицетворяет свободу, безбрежность мира. И при этом создается ощущение закрытости, камерности.

Камень в Японии ассоциируется со светлой мужской силой. А темное женское начало олицетворяет вода. Даже несмотря на то, что воду в саду символизирует песок и мелкий гравий, без неё не обходится крохотная модель мироустройства.

Назначение сада

Основная задача, которую выполняет сад камней - заставить человека расслабиться и сосредоточиться. Достигнув нужного состояния, смотрящий на сад видит камень, погруженный в воду, и плавно расходящиеся волны.

Первые сады для созерцания создавались исключительно при храмах. Позже подобная практика нашла распространение и в светской жизни, но предназначение садов осталось прежним - пришедший должен уединиться, чтобы отстраниться от мирской суеты, забыть о своих проблемах и медитировать. Эстетическое удовлетворение приносит простота и изящество, с которыми японцы отражают законы мировой гармонии.

Стилистика

Минималистичный сад придется по вкусу склонным к размышлениям любителям уединенного отдыха. Если вы хотите обустроить сад камней своими руками, стоит учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, это «пустота». Именно такое впечатление создается, когда впервые видишь сад камней. В отличие от европейских, японский сад не заполняется максимально.

Следует определить основную точку созерцания, на которую будет ориентирован весь сад. Заранее учитываются и часы наблюдения. Чтобы избежать слепящего солнца, точку обзора предпочтительней устраивать на северной стороне. Основной объект наблюдения располагают в восточной или западной части сада, в зависимости от выбранного времени созерцания.

Японский сад асимметричен. Камни должны быть разных форм и размеров. Не нужно размещать их параллельно друг другу. Объекты располагаются так, чтобы их было хорошо видно с любой точки обзора с учетом семиугольной геометрической сети линий. Если на участке есть водный объект, необходимо продумать и отражение элементов сада.

Выбор камней

Приступая к воплощению сада камней, стоит заранее продумать, где вы возьмете необходимые материалы в нужном количестве, как будут выглядеть камни в вашем саду. Выбранные декоративные камни для сада не должны "спорить" друг с другом по структуре и цвету. Они должны быть из одной местности. Камни должны сочетаться по форме и размеру и вписываться в концепцию сада.

Подходить к выбору главных героев нужно с особой тщательностью. Каждый камень обладает своим характером, индивидуальностью. Каждый экземпляр должен найти свое место в саду и стать частью гармоничной композиции.

Внимательно изучите понравившийся камень, его структуру, форму, цвет. Подумайте, какое место он может занять в саду. Определите его «макушку» и «лицо» - самые интересные стороны, которыми он будет обращен вверх и к основной точке наблюдения.

Чтобы сделать сад камней своими руками, нужно иметь понятие и о типах камней. Всего их существует 5:

Лежащий;

Плоский;

Изогнутый;

Низкая вертикаль.

Кроме того, камни могут выполнять множество ролей - прислоняющийся камень, убегающий, догоняющий, лежащий, прямостоячий и т. д.

Расположение камней

Существует множество способов применения камней в японском саду. Декоративные камни для сада могут не только составлять интересную композицию, но и использоваться для создания мостиков, дорожек, подпорных стенок. Ими оформляют водоемы.

Композиция должна быть сбалансирована. Для этого применяется прием построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчиненных. Этот канонический прием несет гармонию и применяется не только для построения композиций из камней.

Лучше всего брать камни из той местности, где планируется разбить сад.

Расстановка камней

Главное в работе создателя сада - правильная расстановка камней, «сутэ-иси». Для того чтобы постичь это искусство, недостаточно просто прочесть правила расстановки камней, нужно попытаться постичь саму глубинную суть сада.

Рассмотрим основные правила расстановки камней:

1. Для создания композиции используется нечетное количество камней - 3, 5, 7 и т. д.

2. Камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли. То есть его нужно углубить, чтобы он соединился с землей, врос в неё. На склоне камни углубляют сильней, нежели на плоской поверхности.


3. В группе не должно быть камней одного размера, иначе композиция не будет удачной. Самый крупный камень должен быть правильно соотнесен с первым и вторым второстепенным.

4. Камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем расположенных вертикально. Это необходимо для баланса энергии Инь-Ян. С помощью горизонтально лежащих камней нужно уравновесить влияние обилия вертикальных объектов - деревьев, заборов, строений.

5. Композиция сада должна быть расположена асимметрично, с контрастом между заполненной и пустой частью. Не допускаются параллельные линии и одинаковые по размеру элементы.

6. Площадка, на которой расположен сад, должна быть полностью укрыта слоем песка, гальки или гравия.

7. При проектировании сада используется семиугольная геометрическая сеть. Именно этот подход помогает верно определить расстояние между объектами. Обязательное правило - камни располагаются на пересечении линий сети. Если сад небольшого размера, то используется только часть сети.

Символизм сада камней

Важна правильная компоновка растений и камней. Их нужно соединить так, чтобы создавалось впечатление, что камни лежат здесь всю жизнь, олицетворяя вечность и постоянство Вселенной, а растения сменяются, символизируя изменчивость жизни.

Весь сад пронизан различными символами, которые способен расшифровать внимательный зритель. Волны песка напоминают море - то спокойное, то бушующее, бескрайнее. Каждый элемент несет свою смысловую нагрузку. Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров. Вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский, приземленный - землю. Горка песка становится луной.

Камни располагаются так, чтобы с любой точки обзора были видны все объекты, кроме одного. Такая композиция будет обозначать безграничность мироздания.

Декоративные элементы сада

Японский сад наполнен не только камнями. Не менее важны узоры на песке или гравии, мостики, дорожки, тсукубаи и ограды.

Узоры на песке, являющиеся узнаваемым элементом сада камней, выполняются с помощью специальных грабель. Перед тем как приступить к нанесению рисунка, его нужно тщательно продумать. Линии должны гармонично вписываться в общий пейзаж. Прямые будут символизировать водную гладь, круги у камней - волны, набегающие на берег, а кривые линии - волны, бурлящие потоки.

Ограда призвана воссоздать атмосферу уединения. Она выполняется из непрозрачных материалов с одной или двух сторон сада. Это могут быть ограждения из бамбука, невысокая каменная или бетонная стена.

Тсукубаи - напоминающая небольшую бочку каменная чаша высотой 20-30 см, в которую по трубам поступает вода. Тсукубаи привносит элемент динамики, движения в статичный сад камней, при этом не нарушая его спокойствия.

Для освещения в ночное и вечернее время в саду устанавливаются небольшие фонарики, изготовленные из камня, дерева, пемзы. Игра света и тени в ночном саду создает атмосферу таинственности и позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи.

Дорожки и мосты

Дорожки в японском саду имеют свой особый смысл. Это жизненный путь, путешествие по жизни. Именно дорожка указывает зрителю путь, пройдя по которому, он сможет взглянуть на каждую картину сада. Дорожки не должны быть прямыми, четкой геометрической формы. Мягкая и извилистая дорожка подведет к каждой точке обзора сада.

Тропинка не должна быть яркой, кричащей. Её основа прочна и удобна, а сама дорожка дополняет композицию и не бросается в глаза. Не забывайте о прямом предназначении тропы - по ней должно быть приятно идти. Материалом может послужить кирпич неправильной формы, натуральный или искусственный камень. При укладке нежелательно соединение четырех швов, образования квадратов. Дорожка проходит так, чтобы все камни были повернуты длинной осью перпендикулярно.

Мостики в саду олицетворяют переход от одного этапа жизни к другому, от настоящего к неизвестному. Особо ценятся мосты из цельного куска камня.

Миниатюрный сад камней

Сравнительно недавно получило распространение изготовление миниатюрных садиков. Для них используется камень с естественным углублением, небольшой широкий горшок или корзина. Настольный сад камней полностью имитирует внешний вид рокария. Используются суперкарликовые растения, мхи, лишайники и небольшие камни.

Известные сады камней

Сад камней в Киото считается шедевром паркового искусства. 15 камней расположены на белом гравии в окружении буро-зеленого мха. Ровные линии на поверхности гравия символизируют море, круги у камней-островов - волны, набегающие на берег, а мох - леса. Сад камней Рёандзи создает впечатление строгости и чистоты.

Загадка сада пятнадцати камней в том, что, с какой бы стороны не находился зритель, один из камней оказывается скрыт от его глаз. Существует поверье, что только после полного духовного очищения и просветления можно увидеть сад полностью.

Во Вьетнаме также существует знаменитый сад камней. Нячанг - город, близ которого расположен сад - находится на берегу моря, а сам сад представляет собой живописный мыс естественного происхождения. Камни интересных форм, отшлифованные самой природой, привлекают множество туристов.

Существует и отечественный сад камней. Краснодарский край, который славится своим дендрологическим парком и музеем камней, также может похвастаться таким шедевром паркового искусства.