Комментарии к презентации
Слайд 1 «Ведение индивидуальных логопедических тетрадей как важное условие успешной коррекционной работы»
Слайд 2 Содержание: 1. Цель ведение индивидуальных тетрадей логопеда.
3. Обзор тетрадей для закрепления полученных знаний у детей (по лексическим темам, автоматизации звуков).
4. Ведение интерактивного дневника.
Слайд 3 Цель . Индивидуальная тетрадь ребенка – это тетрадь взаимосвязи между логопедом и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители.
- Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
- Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Слайд 4 артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков
Могут предлагаться в различной форме: вклеенные или нарисованные картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям, альбомы «Нескучные артикуляционные упражнения». Включает в себя как повторение артикуляционных упражнений, так и различные игры, раскрашивание картинок, логические задания. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
Слайд 5 В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка ).
Слайд 6 задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
Слайд 7 серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
Слайд 8 развитие связной речи это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
Слайд 9, 10, 11 Кроме самостоятельно оформленных тетрадей логопеды часто используют готовые тетради для автоматизации поставленных звуков. Таких авторов как: Е.А.Азова, О.О.Чернова, Ю.Б.Жихарёва-Норкина, Коноваленко, Костюк… Для формирование фонематического слуха Колесникова. Для развитие связной речи и формирования лексико-грамматических категорий: Теремкова, Арбекова…
Слайд 12 Ведение интерактивного дневника ребёнка . Сайт Мерсибо предлагает вести дневник на каждого ребёнка, в котором можно заполнить анкету (анамнез), записать речь ребёнка на диагностики. И подбирать речевые игры, в которые ребёнок может поиграть дома, за успешное выполнение заданий он получает поощрения в виде фруктов. Логопед может отследить сколько по времени занимался ребёнок.
Слайд 13 Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Кузнецова М.В., учитель-логопед высшей квалификации, МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Ромашка” г.Данков, Липецкой области.
Тетрадь назвала “кенгуру”. Она поделена на разделы: общая артикуляционная гимнастика; для свистящих; для шипящих; для звуков [р], [рь]; для звуков[л],[ль];
Комплексы упражнений составлены в виде книжечек. Они собираются и аккуратно вклеиваются в тетрадь по порядку, после “домиков-карманчиков”.
Для обозначения звуков использую немного адаптированные картинки-символы по методике Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Звуковые символы гласных звуков наклеиваю на карточки красного цвета и помещаю в красный конвертик - дети быстрее запоминают эти звуки, называют их поющими. В другой конвертик “губки” - помещаю карточки со схематическим изображением форм губ (а - кружок, о - большой цветочек, у -маленький цветочек, и - лодочка, ы - юбочка.)
Располагая на столе звуковые символы и “губки”, дети пропевают эти звуки, т.е. выполняют упражнение “песенки”.
Далее, выучив с детьми упражнения общей артикуляционной гимнастики, перехожу к комплексу свистящих. В “домике-карманчике” свистящих размещаю звуковые символы свистящих звуков ([с] - воздух выходит из насоса и свистит, [сь] - водичка течет из крана, [з]звенит комар, [зь] звенит маленький комарик, [ц] девочка пригрозила куклам, чтобы тихо сидели). Поставив ребенку, например, звук [с], начинаю автоматизировать его в слогах.
Наглядно показываю это ребенку в упражнении “Дружба”.
Звуковой символ - Насосик идет в гости к Анечке. Говорю детям, что они подружились и сочинили свою песенку –са, если Насосик постучался в левую дверь, и –ас - в правую дверь. Дальше насос идет в гости к Олечке (со,-ос), к паровозику(су,-ус), к пароходику(сы,-ыс). Позже в домик-карманчик для родителей размещаю карточки с речевым материалом по автоматизации поставленного звука в словах, предложениях, связном тексте и т.д. А также произвожу текущие записи о тематике проведении индивидуальных занятий с детьми, заданий воспитателям и родителям по зукопроизношению.
Аналогично провожу работу и по другим группам звуков.
Такое разнообразное и упорядоченное ведение материала в тетради вызывает у детей интерес, дисциплинирует их. Выучив упражнение, дети разукрашивают картинку, обозначающую это упражнение, что вырабатывает у них чувство самоконтроля. Звуковые символы способствуют быстрому запоминанию звуков, умению их различать. Такая тетрадь становится настольной книгой ребенка. В течение недели он занимается по ней в детском саду с логопедом и воспитателями, а на выходные берет домой - выполняет задания с родителями.
Индивидуальная тетрадь ребенка - это тетрадь взаимосвязи между логопедом, воспитателями и родителями. Представляет собой удобную форму организацииработы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители и воспитатели.
На первой странице тетради логопедом записывается фамилия, имяребенка, дата рождения, номер группы, график консультаций, нарушения звукопроизношения ребенка.
Индивидуальная тетрадь состоит из четырех разделов:
· Коррекциянарушенийзвукопроизношения;
· Развитиелексико-грамматического строя речи;
· Развитиекрупной и мелкой моторики;
· Подготовка к обучению грамоте.
Раздел«Коррекциянарушенийзвукопроизношения» включает артикуляционные упражнения, систематические записи логопеда о ходеиндивидуальной коррекционной работы.
Раздел«Развитие лексико-грамматического строя речи» заполняется родителями и воспитателями постепенно, регулярно в соответствии с перспективным тематическим планом логопеда(см.карточку «рекомендации для родителей» ) с учетом программыТ.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной«Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».
Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» включает в себя тематические стихи, потешки, чистоговорки (см. карточку «рекомендации для родителей») . Данный материалдети могут заучивать в выходные днис родителями, а в дальнейшемон используется при проведении физминуток или динамических паузна различныхзанятиях.
Материалраздела «Подготовка к обучению грамоте»
В ходе коррекционного часа(по расписанию возрастной группы) воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям, использует записи и рекомендации логопеда в разделе «Коррекция нарушений звукопроизношения». Воспитатель может самостоятельно подбирать игры и упражнения для выполнения данных рекомендаций.
Например(записьлогопеда в тетради):
С-автоматизациязвукав словахвобратномслоге
- СпишитесловаизпособияА.И. Богомоловойна стр.39 - 40.Сначала отрабатываемте слова, в которых звук«С»вконцеслова.
Воспитатель, используяданныйречевой материал,готовит и проводит сдетьми игры и игровыеупражнения(«Запомни и назови», «Речевоелото», «Веселыйсчет»ит. п.
В случаенеобходимостивоспитатель оформляет индивидуальнуютетрадь всоответствии стематической карточкойлогопеда(см. карточку«рекомендациидляродителей»).
Воспитатели вечером передают индивидуальные тетради родителям, чтобы те дома могли закрепить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в речевом развитии ребенка.
Контроль за ведением и оформлением тетради проводит учитель -логопед.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
дневник
педагогической практики
4 курса
Специальности «Логопедия»
_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Б аза практики
Курсовой руководитель практики
Руководитель практикой в базовом учреждении ____________________________
_____________________________________________________________________
Директор _____________________________________________________________
Владивосток, 2013 г.
1 неделя
Общее знакомство студентов с образовательным учреждением, логопедическим кабинетом и организацией коррекционно-развивающей работы с учащимися
Задания
1. Знакомство со всеми видами документации учителя-логопеда (порядок приема и обследования, комплектования группы и подгруппы детей, с речевыми нарушениями, характер и форма ведения документации учителя-логопеда школьного логопункта, Центра диагностики и консультирования).
2. Подготовка и проведение нейропсихологического и логопедического обследования 5 детей с речевыми расстройствами. Выявление структуры дефекта, определение сохранных функций, итоговое логопедическое заключение и составление плана коррекционной индивидуальной и групповой работы с детьми на период практики (см. приложение3). Оформить речевую карту по каждому ученику.
3. Посещение уроков, проводимых логопедом (учителем) школы (по 3 занятия в день).
Задание 1. Документация логопедического кабинета
1. _________ Перспективный план работы на год_____________________________________
2. _________ Индивидуальная логопедическая карта__________________________________
3. _________ Карты диспансерного учёта больных____________________________________
4. _________ Журналы посещаемости детей логопедических занятий____________________
5. _________ Индивидуальные тетради детей________________________________________
6. _________ Расписание логопедических занятий_ ___________________________________
7. _________ Поурочные планы работы_____________________________________________
8. _________ Индивидуальные перспективные планы на детей_________________________
9. _____________________________________________________________________________
10. _____________________________________________________________________________
Задание 2.1. Обследование учащихся
Дата обследования |
Ф.И. учащегося |
Предварительное заключение |
|
ОНР 2 уровня |
|||
Сенсорная алалия |
|||
ОНР 2 ур., системное недоразвитие речи |
|||
Ринолалия, акуст. дисграф., дислексия |
|||
Недоразвитие речи |
Задание 2.2. Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 2. 3. Оформление речевой карты на каждого обследуемого ученика (в 2-х экземплярах) в соответствии с речевым нарушением.
Задание 2.4. Составление перспективного плана работы (см. приложение 3).
Основные с ________дисграфией_______________________
1. ____________ формирование зрительного анализа и синтеза _____________________________
2. _______________ формирование пространственных представлений_________________________
3. _______________ формирование умения деления предложения на слова ___________________
4. _______________ формирование лексико-грамматического строя речи ____________________
5. ______________ формирование познавательных процессов: коррекции, памяти, внимание ___
6. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные направления коррекционной работы с ____дислексией___________________________
______________________________________________________________________________________
1. _______________________ четкое представление о звуковой структуре слога ______________
2. _________________________ фонематический анализ ___________________________________
3. ________________________ обобщенное представление о слоге __________________________
4. ___________________ формирование фонематического восприятия _______________________
5. ____________________ различение оппозиционных звуков ______________________________
6. ________ формирование пространственных представлений зрительного анализа и синтеза ___
Задание 3. Анализ занятий, проводимых учителем-логопедом:
План анализа логопедического занятия по
- Дата проведения 11 февраля
- Вид занятия Индивидуальное
- Тема занятия: Автоматизация звука [С]
- Этап логопедической работы:
- Группа (класс): 3 Б
- Цель занятия: автоматизация звука [С]
- Задачи:
–Коррекционные речевые:
Сформировать умение правильного произнесения звука [с];
Дать характеристику и правильную артикуляцию звука [с];
Научить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
–Коррекционные неречевые:
Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
Развивать умение понимать обращенную речь;
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Развивать общую моторику.
–Педагогические задачи:
Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Развивать самоконтроль и ответственность
Предварительная работа:
Материал: схема артикуляции звука, картинки со звуком [с], кружочки гласных и согласных звуков, картинка [сова], ватка, шпатель (шпашка), спирт.
Общий вывод по занятию:
1. Соответствует ли структура занятия его цели и задачам?
Организационная структура урока соответствует целям и заданиям.
2. Прослеживается ли логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия?
Этапы урока между собой последовательны и логичны.
3. Насколько целесообразно распределение времени по этапам занятия?
Время урока распределялось соответственно методическим требованиям.
4. Рационально ли использовано оборудования кабинета?
Оборудование кабинета использовалось рационально: применялось на уроке музыкальное сопровождение.
5. Имело ли место организация начала и конца занятия?
Структура урока не нарушалась: чётко было разграничено время на все этапы урока.
6. Насколько оптимальным был темп ведения занятия?
Темп ведения урока был спокойный, ровный.
7. Был ли у логопеда план занятия и какова степень его выполнения?
План урока у логопеда был, и он весь реализовывался на уроке.
8. Соответствовал ли уровень сложности заданий речевым возможностям пациентов?
Уровень сложности заданий соответствовал речевым возможностям ребёнка