Индивидуальная логопедическая тетрадь. Индивидуальная тетрадь ребенка. Работа с документацией

Комментарии к презентации

Слайд 1 «Ведение индивидуальных логопедических тетрадей как важное условие успешной коррекционной работы»

Слайд 2 Содержание: 1. Цель ведение индивидуальных тетрадей логопеда.

3. Обзор тетрадей для закрепления полученных знаний у детей (по лексическим темам, автоматизации звуков).

4. Ведение интерактивного дневника.

Слайд 3 Цель . Индивидуальная тетрадь ребенка – это тетрадь взаимосвязи между логопедом и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители.

  • Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
  • Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Слайд 4 артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков

Могут предлагаться в различной форме: вклеенные или нарисованные картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям, альбомы «Нескучные артикуляционные упражнения». Включает в себя как повторение артикуляционных упражнений, так и различные игры, раскрашивание картинок, логические задания. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Слайд 5 В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка ).

Слайд 6 задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

Слайд 7 серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

Слайд 8 развитие связной речи это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

Слайд 9, 10, 11 Кроме самостоятельно оформленных тетрадей логопеды часто используют готовые тетради для автоматизации поставленных звуков. Таких авторов как: Е.А.Азова, О.О.Чернова, Ю.Б.Жихарёва-Норкина, Коноваленко, Костюк… Для формирование фонематического слуха Колесникова. Для развитие связной речи и формирования лексико-грамматических категорий: Теремкова, Арбекова…

Слайд 12 Ведение интерактивного дневника ребёнка . Сайт Мерсибо предлагает вести дневник на каждого ребёнка, в котором можно заполнить анкету (анамнез), записать речь ребёнка на диагностики. И подбирать речевые игры, в которые ребёнок может поиграть дома, за успешное выполнение заданий он получает поощрения в виде фруктов. Логопед может отследить сколько по времени занимался ребёнок.

Слайд 13 Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

Кузнецова М.В., учитель-логопед высшей квалификации, МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Ромашка” г.Данков, Липецкой области.

Тетрадь назвала “кенгуру”. Она поделена на разделы: общая артикуляционная гимнастика; для свистящих; для шипящих; для звуков [р], [рь]; для звуков[л],[ль];

Комплексы упражнений составлены в виде книжечек. Они собираются и аккуратно вклеиваются в тетрадь по порядку, после “домиков-карманчиков”.

Для обозначения звуков использую немного адаптированные картинки-символы по методике Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Звуковые символы гласных звуков наклеиваю на карточки красного цвета и помещаю в красный конвертик - дети быстрее запоминают эти звуки, называют их поющими. В другой конвертик “губки” - помещаю карточки со схематическим изображением форм губ (а - кружок, о - большой цветочек, у -маленький цветочек, и - лодочка, ы - юбочка.)

Располагая на столе звуковые символы и “губки”, дети пропевают эти звуки, т.е. выполняют упражнение “песенки”.

Далее, выучив с детьми упражнения общей артикуляционной гимнастики, перехожу к комплексу свистящих. В “домике-карманчике” свистящих размещаю звуковые символы свистящих звуков ([с] - воздух выходит из насоса и свистит, [сь] - водичка течет из крана, [з]звенит комар, [зь] звенит маленький комарик, [ц] девочка пригрозила куклам, чтобы тихо сидели). Поставив ребенку, например, звук [с], начинаю автоматизировать его в слогах.

Наглядно показываю это ребенку в упражнении “Дружба”.

Звуковой символ - Насосик идет в гости к Анечке. Говорю детям, что они подружились и сочинили свою песенку –са, если Насосик постучался в левую дверь, и –ас - в правую дверь. Дальше насос идет в гости к Олечке (со,-ос), к паровозику(су,-ус), к пароходику(сы,-ыс). Позже в домик-карманчик для родителей размещаю карточки с речевым материалом по автоматизации поставленного звука в словах, предложениях, связном тексте и т.д. А также произвожу текущие записи о тематике проведении индивидуальных занятий с детьми, заданий воспитателям и родителям по зукопроизношению.

Аналогично провожу работу и по другим группам звуков.

Такое разнообразное и упорядоченное ведение материала в тетради вызывает у детей интерес, дисциплинирует их. Выучив упражнение, дети разукрашивают картинку, обозначающую это упражнение, что вырабатывает у них чувство самоконтроля. Звуковые символы способствуют быстрому запоминанию звуков, умению их различать. Такая тетрадь становится настольной книгой ребенка. В течение недели он занимается по ней в детском саду с логопедом и воспитателями, а на выходные берет домой - выполняет задания с родителями.

Индивидуальная тетрадь ребенка - это тетрадь взаимосвязи между логопедом, воспитателями и родителями. Представляет собой удобную форму организацииработы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители и воспитатели.

На первой странице тетради логопедом записывается фамилия, имяребенка, дата рождения, номер группы, график консультаций, нарушения звукопроизношения ребенка.

Индивидуальная тетрадь состоит из четырех разделов:

· Коррекциянарушенийзвукопроизношения;

· Развитиелексико-грамматического строя речи;

· Развитиекрупной и мелкой моторики;

· Подготовка к обучению грамоте.

Раздел«Коррекциянарушенийзвукопроизношения» включает артикуляционные упражнения, систематические записи логопеда о ходеиндивидуальной коррекционной работы.

Раздел«Развитие лексико-грамматического строя речи» заполняется родителями и воспитателями постепенно, регулярно в соответствии с перспективным тематическим планом логопеда(см.карточку «рекомендации для родителей» ) с учетом программыТ.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной«Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» включает в себя тематические стихи, потешки, чистоговорки (см. карточку «рекомендации для родителей») . Данный материалдети могут заучивать в выходные днис родителями, а в дальнейшемон используется при проведении физминуток или динамических паузна различныхзанятиях.

Материалраздела «Подготовка к обучению грамоте»

В ходе коррекционного часа(по расписанию возрастной группы) воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям, использует записи и рекомендации логопеда в разделе «Коррекция нарушений звукопроизношения». Воспитатель может самостоятельно подбирать игры и упражнения для выполнения данных рекомендаций.

Например(записьлогопеда в тетради):

С-автоматизациязвукав словахвобратномслоге

- СпишитесловаизпособияА.И. Богомоловойна стр.39 - 40.Сначала отрабатываемте слова, в которых звук«С»вконцеслова.

Воспитатель, используяданныйречевой материал,готовит и проводит сдетьми игры и игровыеупражнения(«Запомни и назови», «Речевоелото», «Веселыйсчет»ит. п.

В случаенеобходимостивоспитатель оформляет индивидуальнуютетрадь всоответствии стематической карточкойлогопеда(см. карточку«рекомендациидляродителей»).

Воспитатели вечером передают индивидуальные тетради родителям, чтобы те дома могли закрепить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в речевом развитии ребенка.

Контроль за ведением и оформлением тетради проводит учитель -логопед.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

дневник

педагогической практики

4 курса

Специальности «Логопедия»

_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Б аза практики

Курсовой руководитель практики

Руководитель практикой в базовом учреждении ____________________________

_____________________________________________________________________

Директор _____________________________________________________________

Владивосток, 2013 г.

1 неделя

Общее знакомство студентов с образовательным учреждением, логопедическим кабинетом и организацией коррекционно-развивающей работы с учащимися

Задания

1. Знакомство со всеми видами документации учителя-логопеда (порядок приема и обследования, комплектования группы и подгруппы детей, с речевыми нарушениями, характер и форма ведения документации учителя-логопеда школьного логопункта, Центра диагностики и консультирования).

2. Подготовка и проведение нейропсихологического и логопедического обследования 5 детей с речевыми расстройствами. Выявление структуры дефекта, определение сохранных функций, итоговое логопедическое заключение и составление плана коррекционной индивидуальной и групповой работы с детьми на период практики (см. приложение3). Оформить речевую карту по каждому ученику.

3. Посещение уроков, проводимых логопедом (учителем) школы (по 3 занятия в день).

Задание 1. Документация логопедического кабинета

1. _________ Перспективный план работы на год_____________________________________

2. _________ Индивидуальная логопедическая карта__________________________________

3. _________ Карты диспансерного учёта больных____________________________________

4. _________ Журналы посещаемости детей логопедических занятий____________________

5. _________ Индивидуальные тетради детей________________________________________

6. _________ Расписание логопедических занятий_ ___________________________________

7. _________ Поурочные планы работы_____________________________________________

8. _________ Индивидуальные перспективные планы на детей_________________________

9. _____________________________________________________________________________

10. _____________________________________________________________________________

Задание 2.1. Обследование учащихся

Дата обследования

Ф.И. учащегося

Предварительное заключение

ОНР 2 уровня

Сенсорная алалия

ОНР 2 ур., системное недоразвитие речи

Ринолалия, акуст. дисграф., дислексия

Недоразвитие речи

Задание 2.2. Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 2. 3. Оформление речевой карты на каждого обследуемого ученика (в 2-х экземплярах) в соответствии с речевым нарушением.

Задание 2.4. Составление перспективного плана работы (см. приложение 3).

Основные с ________дисграфией_______________________

1. ____________ формирование зрительного анализа и синтеза _____________________________

2. _______________ формирование пространственных представлений_________________________

3. _______________ формирование умения деления предложения на слова ___________________

4. _______________ формирование лексико-грамматического строя речи ____________________

5. ______________ формирование познавательных процессов: коррекции, памяти, внимание ___

6. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления коррекционной работы с ____дислексией___________________________

______________________________________________________________________________________

1. _______________________ четкое представление о звуковой структуре слога ______________

2. _________________________ фонематический анализ ___________________________________

3. ________________________ обобщенное представление о слоге __________________________

4. ___________________ формирование фонематического восприятия _______________________

5. ____________________ различение оппозиционных звуков ______________________________

6. ________ формирование пространственных представлений зрительного анализа и синтеза ___

Задание 3. Анализ занятий, проводимых учителем-логопедом:

План анализа логопедического занятия по

  1. Дата проведения 11 февраля
  2. Вид занятия Индивидуальное
  3. Тема занятия: Автоматизация звука [С]
  4. Этап логопедической работы:
  1. Группа (класс): 3 Б
  1. Цель занятия: автоматизация звука [С]
  1. Задачи:

–Коррекционные речевые:

Сформировать умение правильного произнесения звука [с];

Дать характеристику и правильную артикуляцию звука [с];

Научить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

–Коррекционные неречевые:

Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

Развивать умение понимать обращенную речь;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивать общую моторику.

–Педагогические задачи:

Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Развивать самоконтроль и ответственность

Предварительная работа:

Материал: схема артикуляции звука, картинки со звуком [с], кружочки гласных и согласных звуков, картинка [сова], ватка, шпатель (шпашка), спирт.

Общий вывод по занятию:

1. Соответствует ли структура занятия его цели и задачам?

Организационная структура урока соответствует целям и заданиям.

2. Прослеживается ли логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия?

Этапы урока между собой последовательны и логичны.

3. Насколько целесообразно распределение времени по этапам занятия?

Время урока распределялось соответственно методическим требованиям.

4. Рационально ли использовано оборудования кабинета?

Оборудование кабинета использовалось рационально: применялось на уроке музыкальное сопровождение.

5. Имело ли место организация начала и конца занятия?

Структура урока не нарушалась: чётко было разграничено время на все этапы урока.

6. Насколько оптимальным был темп ведения занятия?

Темп ведения урока был спокойный, ровный.

7. Был ли у логопеда план занятия и какова степень его выполнения?

План урока у логопеда был, и он весь реализовывался на уроке.

8. Соответствовал ли уровень сложности заданий речевым возможностям пациентов?

Уровень сложности заданий соответствовал речевым возможностям ребёнка