Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей. Если болеют дети, надо лечить родителей Ли ребенок болеть

Детские болезни в большинстве случаев неизбежны. Однако каждому родителю хотелось бы сократить их количество или хотя бы не допустить развитие осложнений. Как можно помочь, если ребенок заболевает? Чем лечить простуду или ОРВИ?

Простуда в детском возрасте встречается очень часто. Обычно под этим термином подразумевают и обычные ОРВИ. Чем отличаются эти заболевания, и что можно сделать в качестве первой помощи?

ОРВИ вызывается вирусами. Они могут быть самыми разными:

  • риновирус;
  • аденовирус;
  • парвовирус;
  • грипп и парагрипп;
  • респираторно-синтициальный вирус;
  • энтеровирус и другие.

Чтобы заболеть ОРВИ, необходим контакт с больным человеком. Обычно заражение происходит воздушно-капельным путем.

Простуде же всегда предшествует переохлаждение. Она может развиваться из-за пребывания на сквозняке, прогулки в слишком легкой одежде.


Иногда, наоборот, родители тепло одевают ребенка, и он быстро потеет, после чего замерзает в мокрой одежде. Перегрев не менее опасен, чем переохлаждение.

Итогом является снижение защитных сил организма и активация условно-патогенной микрофлоры. Чаще всего простуда – это обострение хронических заболеваний, таких, как фарингит, тонзиллит, аденоидит, отит, бронхит.

Но иногда переохлаждение облегчает проникновение вируса внутрь организма, и развивается обычная ОРВИ. Что можно предпринять, если ребенок начинает заболевать?

Первая помощь

Любым родителям хочется, чтоб их малыш выздоровел как можно скорее. И нередко они готовы давать ребенку самые дорогие и самые эффективные, по их мнению, препараты. От педиатра многие также ждут соответствующих назначений – лекарства от каждого симптома.

Однако полипрагмазия (избыточное применение лекарств) не только не полезна, но чаще всего и вредна для детского организма.

Когда у детей появляются первые симптомы простудного заболевания, нужно вспомнить о простых, но эффективных мероприятиях и начать именно с них.

В первую очередь необходимо позаботиться о следующих моментах:

  • Проветривании.
  • Увлажнении воздуха в квартире.
  • Правильной одежде.
  • Увлажнении слизистых.
  • Обильном питье.
  • Снижении температуры тела.

Проветривание

От температуры окружающей среды и ее влажности зависит течение болезни и ее длительность. С детьми всегда нужно быть осторожнее, чем со взрослыми. Слишком теплый и сухой воздух способствует перегреву их организма.

Особенно опасно это при повышении температуры. Также он является прекрасной средой для обитания болезнетворных вирусов и бактерий. Именно в сухом воздухе они могут жить длительное время и сохранять способность к размножению.

В условиях центрального отопления повлиять на температуру окружающей среды непросто. Единственный способ добиться охлаждения и циркуляции воздуха – это проветривание. Именно этот метод может быстро и эффективно снизить концентрацию микробов в квартире. Проветривание не только облегчит течение заболевания, но и защитит от заражения других членов семьи.

Многие родители и, особенно, старшее поколение опасаются проветривать комнату, ведь пребывание на сквозняке опасно даже для здорового ребенка. Это, безусловно, так. И поэтому, когда открываются окна, больного малыша необходимо перевести в другую комнату.

Как часто нужно проветривать? Чем чаще это происходит, тем быстрее уменьшается концентрация патогенных микробов, и тем меньше вероятность, что заболевание будет протекать с осложнениями.

Оптимальная температура в комнате при болезни ребенка колеблется в диапазоне от 18 до 20 °C. И лучше пусть она будет 17 °C, чем 22 °C.

Увлажнение

Микробы хорошо чувствуют себя в сухом воздухе, но повышенная влажность препятствует их нормальному движению. Кроме того, увлажненный воздух полезен для дыхания и слизистых даже вне болезни. Желательно, чтобы в комнате ребенка влажность была не менее 70%. Даже показатели 75–80% предпочтительнее, чем 40–50%.

Как быстро и эффективно повысить влажность воздуха, если малыш начал заболевать? Раньше педиатры советовали развесить мокрые пеленки или полотенца на батареях. Однако с появлением комнатных измерителей влажности – гигрометров – стало ясно, что эти меры неэффективны. Влажность, если и повышалась, то в незначительной степени.

Наиболее действенными оказались приборы под названием «увлажнители». Сегодняшний рынок предлагает родителям широкий выбор этих устройств. Они бывают разных фирм-производителей и иногда существенно отличаются по цене. Однако даже самый дешевый увлажнитель нормализует влажность воздуха быстрее, чем мокрое белье. Использовать эти приборы необходимо в сочетании с гигрометрами.

Также, если ребенок вдруг заболел простудой, желательно чаще мыть полы. С одной стороны, это способствует увлажнению воздуха, а с другой – эффективно избавляет комнату от пыли, в которой обитают микробы.

Правильная одежда


Ранее бытовало мнение, что, если ребенок простудился, он должен пропотеть. Для этого ему надевали теплую пижаму и шерстяные носки, укрывали плотным одеялом и поили чаем с малиной. А воздух в комнате согревали при помощи подручных средств.

Однако при болезни эти меры опасны, особенно если у малыша поднялась температура. Теплая плотная одежда препятствует охлаждению тела и усиливает лихорадку.

Но даже если у болеющего ребенка нет гипертермии, перегревать его не стоить. Температура воздуха в комнате должна быть не выше 20 °C, а одежда ей соответствовать. Обычно это домашний костюм или пижама с длинными рукавами из натуральной ткани. При температуре 20 °C она может быть тонкой, хлопчатобумажной, а при 17–18 °C – поплотнее, например, из байки. Лучше теплее одеть малыша при более низкой температуре, чем раздевать при 25–30 °C.

Увлажнение слизистых

Нередко от современных врачей можно услышать рекомендации по увлажнению слизистых при простуде. Особенно часто об этом говорит известный педиатр Евгений Комаровский – в своих передачах и книгах.

Почему так важна эта мера? Кроме общего иммунитета, который действует во всем организме, существует еще и местный. В слюне и слизистых выделениях содержатся специальные антитела, которые мешают болезнетворным бактериям и вирусам проникать вглубь тела. Они являются защитой первой линии.


Но чем меньше жидкости в полости рта и носа, тем ниже эффективность местного иммунитета. При сухих слизистых он практически не работает.

В первую очередь родителям необходимо не допускать пересыхания этих зон. Ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Кроме того, следует обратить внимание на его зубную пасту. Иногда неправильно подобранное средство способствует развитию сухости ротовой полости.

Однако наиболее эффективной мерой является увлажнение слизистых солевыми растворами.

Солевые растворы

Когда ребенок заболевает простудой, что сделать в первую очередь? Нужно идти в аптеку за солевым раствором. В дальнейшем они всегда должны быть под рукой.

Готовые солевые растворы очень удобны в использовании. Часто они выпускаются в виде спреев. Некоторые – например, Салин – продаются во флаконах в виде раствора.

Основной недостаток таких препаратов – их цена. Нередко она достаточно высока. Однако это не значит, что в период болезни нужно отказаться от увлажнения слизистых.


В аптеке можно приобрести 0,9% раствор натрия хлорида, который является солевым, а цена его вполне доступна большинству людей.

Если же возможности купить медикаменты нет, можно приготовить раствор самому. Для этого в одном литре теплой кипяченой воды растворяется чайная ложка обычной поваренной соли. Затем жидкость переливается во флакон, можно для этого использовать тщательно вымытую емкость от сосудосуживающих капель.

Чем суше слизистые полости рта и носа, тем чаще нужно их орошать. Передозировать солевой раствор практически невозможно.

Наиболее известные готовые препараты для увлажнения – это:

  • Хьюмер.
  • Ламисоль.
  • Салин.
  • Аквамарин.

Обильное питье

Обильное питье при простуде является отличным дезинтоксикационным средством. Кроме того, большое количество теплой жидкости смягчает сухой кашель и облегчает отхождение мокроты.

  • Теплый сладкий чай.
  • Морсы и компоты комнатной температуры.
  • Столовую или щелочную воду без газа.
  • Травяные чаи – например, ромашковый.

Питье должно быть именно теплым, а не горячим, иначе оно будет обжигать и раздражать воспаленные слизистые.


Очень важно при болезни выпаивать ребенка, даже если ему не слишком этого хочется. Родителям необходимо предлагать на выбор различные напитки. Кроме того, питье должно быть подслащенным. Для этой цели можно использовать сахар или мед.

При болезни расход энергии в организме малыша значительно возрастает, а ее универсальным источником является как раз глюкоза.

В условиях дефицита сахара обмен веществ запускается по другому пути, и в крови начинают накапливаться кетоновые тела. Затем они выводятся с мочой, вследствие чего она приобретает характерный запах ацетона.

Ацетонемия ухудшает состояние ребенка и вызывает следующие симптомы:

  • тошноту и рвоту;
  • слабость, выраженную вялость;
  • отсутствие аппетита.

Профилактикой и лечением ацетонемии является обильное сладкое питье.

Снижение температуры

Первым симптомом начинающейся болезни нередко является повышение температуры. Многие родители с опаской воспринимают гипертермию и стремятся как можно скорее избавить малыша от лихорадки. Однако это далеко не всегда бывает нужным.

Повышение температуры относят к защитным реакциям. При этом в организме активно вырабатывается интерферон, который уничтожает вирусы. Как только гипертермия купируется, продукция этого естественного защитника прекращается.


Снижать температуру нужно тогда, когда она ухудшает состояние ребенка. Обычно это происходит при показаниях термометра 38,5–39 °C. Некоторые малыши плохо переносят лихорадку уже при 37,8–38,0 °C. В этом случае борьбу с гипертермией нужно начинать раньше.

Регулярное проветривание и охлаждение воздуха способствует нормализации температуры тела. Также можно использовать обтирания теплой водой. Важно, чтоб она не была прохладной или холодной, так как это вызовет спазм сосудов и усилит гипертермию.

Нельзя растирать малышей спиртом или водкой – алкоголь легко проникнет через кожу и начнет отравлять организм. Водно-уксусные обтирания у детей также не приветствуются.

Однако даже при обычной простуде температура может повышаться очень быстро. И в этом случае без жаропонижающих препаратов не обойтись.

Жаропонижающие препараты

В детском возрасте для снижения температуры разрешены два основных препарата. Это ибупрофен (Нурофен) и парацетамол (Эффералган).

Анальгин у детей не рекомендован к применению из-за токсического влияния на систему крови. Но, несмотря на это, он продолжает использоваться в стационарах и бригадами «Скорой помощи», когда требуется быстрый антипиретический эффект. И все же в домашней аптечке этому лекарству не место.


Ранее у малышей широко использовался препарат, содержащий нимесулид. Детская суспензия называлась «Найз». Нимесулид зарекомендовал себя как высокоэффективный антипиретик, однако наблюдаемое в некоторых исследованиях токсическое поражение почек на фоне лечения привело к запрету на это лекарство у детей.

Наиболее опасным является популярный ранее Аспирин. Было доказано, что лечение простуды, ОРВИ и гриппа этим средством детей до 12 лет чревато развитием синдрома Рея – грозного и чрезвычайно опасного поражения печени. В настоящее время педиатры вообще не используют Аспирин в своей практике.

Существует ряд других лекарств, которые не стоит применять в начале простуды у малышей.

Какие еще лекарства нежелательны, когда малыш только начинает заболевать? В первую очередь это противовирусные средства. В настоящее время во всем мире нет этиотропных препаратов, которые эффективно бы боролись с ОРВИ. Пожалуй, единственным действенным средством является только осельтамивир (Тамифлю), однако показания к его назначению достаточно узкие, и самолечение им недопустимо.

Противоаллергические лекарства при обычной простуде также бессмысленны, хотя их нередко можно увидеть в назначениях некоторых педиатров.


Часто фармацевты рекомендуют родителям приобрести иммуностимуляторы или иммуномодуляторы, которые помогут ребенку быстро справиться с инфекцией. Однако действительно эффективных лекарств этой направленности, как и противовирусных, в настоящее время нет. Чаще всего они оказывают лишь психотерапевтическое и успокаивающее действие на родителей.

Следует также помнить о том, что медикаментозное вмешательство в нормальный иммунитет ребенка недопустимо, и вреда от него намного больше, чем пользы.

В начале простуды не нужны таблетки и сиропы от кашля. Подавлять кашлевой рефлекс можно только при коклюше, во всех остальных случаях это опасно.

Если же назначить средства для разжижения мокроты и ее лучшего отхождения, это с большой долей вероятности усилит кашель.

Антибиотики

Нужны ли антибиотики при простуде? Эти лекарства на вирусы не действуют и такое лечение бессмысленно. Кроме того, бесконтрольное назначение антибиотиков у не раз болевшего ребенка приводит к развитию лекарственной устойчивости микробов и угнетению иммунитета.

Об этих лекарствах врач задумывается, если на четвертый день болезни состояние маленького пациента только ухудшается. Но даже это не является показанием для начала антибиотикотерапии. Важны лишь данные объективного обследования и лабораторных анализов или рентгенографии.

Когда малыш заболевает, можно и нужно помочь ему преодолеть инфекцию. Однако в большинстве случаев это не требует назначения медикаментозных средств.

"Вот заболею и умру", - решил мальчик (а, может быть,
девочка, а, может быть, это я - маленькая
или ты, человек, читающий эти строчки).
"Умру и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо".
(из тайных мыслей многих мальчиков и девочек,
а также - невзрослых дядей и тетей).

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну, разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых то же.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и, тем более, что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают, и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то . Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу, и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например, работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и ходят по дому, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К.И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть, ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем, у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (т.е. дающим выгоду) симптомом. Таким способом можно получить много желанного, например, удержать мужа от попытки уйти к другой женщине "сердечным" приступом - и он останется, раздавленный, покоренный, даже научившийся быть довольным этой жизнью, пока не уйдет из жизни первым от какой-то внезапной сосудистой катастрофы. Бывают и другие судьбы.

Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась, а потом просветлела умом. У нее даже открылись способности, которых раньше не было - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит, а помогает нести.

У Агаты Кристи, по свидетельству одного из своих биографов, сложилась судьба, похожая на эту. Ее оставил муж, когда она хоронила свою мать. И, еще находясь в одном горе, она потеряла память от второго. Где она блуждала, потом сама вспомнить не могла. А, придя в себя, вспомнила детские стишки про Шалтая-Болтая:

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать,
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.

Это она сама - Шалтай-Болтай. И нет никого, кто бы смог ее собрать. Собирать себя надо было самой. Вот выдержка из биографии Агаты Кристи Маргариты Ковалевой.

"И вот я осталась одна. Теперь мне следовало выяснить, что я за человек - и не стала ли я непоправимо зависимой от других, как я боялась... Теперь мне не о ком думать, не с кем считаться, кроме себя самой".

Это не приступ эгоизма. Наоборот, это признание в зависимости от других. Агата хорошо понимала себя: "По характеру я относилась к собакам: собака сама не пойдет на прогулку, если ее кто-нибудь не возьмет с собой, не выведет. Возможно, мне предстояло остаться такой на всю жизнь. Но я надеялась на лучшее".

Ее бегство из дома - поступок человека, потерявшего себя... Но она решила обрести собственный облик. Два года после смерти матери она не писала. Она собирала себя после "великого падения".

Речь шла почти что о воскрешении из мертвых. Сказать заранее - она вышла победительницей? Да, потому что она сохранила способность меняться, побеждая обстоятельства, она получила свой жизненный урок, стала сильной, и эту ее новую изменчивость я сравню скорее с умением античного божества, Протея, менять облик по собственному желанию.

Агата Кристи отлично отдавала себе отчет в своих возможностях и способностях. "Я никогда не старалась во что бы то ни стало заниматься тем, что у меня получается плохо, к чему у меня нет способностей от природы". Составила длинный список того, что не может делать и что может. Второй начинался так: "Ну что ж, я могу писать". У нее был отличный девиз: "Не можешь вести поезд - смазывай колеса!"

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не только в мужьях, а в той различной позиции, которую заняли женщины. Одни из них пошли по пути эмоционального шантажа, другие - использовали возникшую трудность как шанс стать самими собой, настоящими. Кстати, Агата Кристи вышла замуж потом, на сей раз счастливо. Они своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

"Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь". (Наталья Дарьялова).

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни, как о пути к ее сердцу. Одна мама покончила с простудами дочери следующим образом. Ее поступок выглядел жестоко. Она просто выставила дочь на балкон, предложила постоять ей на холоде: уж болеть, так болеть, в смысле, любить - так королеву, украсть - так миллион. Болезнь очень быстро кончилась. И, вообще, дальше болела редко. Не испортило ли это их отношений? Нет, сейчас, через много лет, дочь уже взрослая, и они с мамой лучшие подруги.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка, или он, в угоду им, запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его.

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все, как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест. Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а, чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой. Кто узнал себя и обиделся, закройте немедленно книжку - она не для вас. Кому интересно стать хорошим и здоровым и вырастить таких же детей, можете продолжать. А болеют время от времени все, в том числе и автор строк. Потому что слабаками оказались в какой-то момент. Но если живы остались, есть шанс подумать, хочется ли снова наступать на те же грабли?

Если ребёнок здоров, у него вряд ли будет болеть голова. Но в некоторых ситуациях головная боль всё-таки может возникать и у здоровых детей. Причин для её возникновения великое множество. Это одна из 10 жалоб, которая входит в десятку самых частых, по поводу которых родители с детьми обращаются к врачу. Особенно остро этот вопрос возникает у подростков.

Причины головной боли у детей

Жалобы на головную боль могут появиться у детей приблизительно с 5-ти лет, когда ребёнок в состоянии описать те ощущения, которые он испытывает. В дошкольном возрасте головная боль встречается у 3-8% детей, а у подростков эти цифры увеличиваются до 50-80% . У маленьких детей, которые не могут рассказать о своей боли, существует ряд признаков, позволяющих определить её наличие.

Все структуры головы - венозные синусы, черепные нервы, сосуды, мозговые оболочки, надкостница, мягкие ткани головы, а также крупные сосуды лица и шеи имеют болевые рецепторы. Рецепторы – это клетки, которые путём взаимодействия с определёнными веществами в организме человека, отвечают за возникновение боли.

Головная боль в медицине именуется красивым термином «цефалгия». Цефалгией можно назвать любые неприятные ощущения или чувство боли в области головы, начиная от бровей и заканчивая затылком. Она появляется, когда происходит раздражение болевых рецепторов в области головы или шеи. Воздействие на них может быть вызвано различными факторами, поэтому симптом головной боли чаще всего не является специфическим признаком какой-либо одной патологии, а присущ многим заболеваниям и состояниям.

Существует несколько видов головной боли:

В том случае, если боль является главным и единственным симптомом заболевания, беспокоящего ребёнка, говорят о первичной головной боли. Такие головные боли не вызваны вирусами, бактериями или другими микроорганизмами. К ним относятся мигрень, головные боли напряжения и кластерные (пучковые) боли.

Вторичная головная боль является не главным, а одним из нескольких симптомов, возникающих при каких – либо общих заболеваниях или состояниях. Вторичные цефалгии возникают при многих инфекциях, при повышении температуры, но они исчезают по мере выздоровления и снижении температуры. Причин, вызывающих вторичную головную боль существует более трёхсот.

Наиболее распространёнными из них являются:

Боли после травмы головы (посттравматические)
боли, как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные). Таких изменений может насчитываться сотни (аллергия, недосыпание или пересыпание, инфекции, медицинские вмешательства, обезвоживание, заболевания различных органов и систем, приём медикаментов и многое другое)
боли при воспалении околоносовых пазух (синуситах)
боли, как реакция на приём избыточного количества лекарств (абузусные). Обычно, как ни парадоксально это звучит, такими лекарствами являются препараты, снимающие головную боль.

Из первичных причин чаще всего у детей встречаются мигрень и головные боли напряжения. Пучковые боли встречаются редко и только у подростков.

Мигрень у детей

Мигрень начинается в подростковом возрасте, но бывает и у 2-3х летних детей. Часто этим заболеванием страдает кто-то из родителей ребёнка. Обусловлено оно резким сужением и расширением сосудов головного мозга. Для мигрени характерны приступы боли в одной половине головы пульсирующего характера, сопровождающиеся тошнотой или рвотой, свето - или звукобоязнью и усиливающиеся при физической нагрузке. Приступ обычно длится 4-72 часа и проходит после короткого сна.

Возникновение мигренозных приступов провоцируют такие факторы:
- эмоциональный стресс
- физические нагрузки,
- голодание
- употребление какао, шоколада, орехов, цитрусовых, сыра, копченостей, яиц, томатов, консервов, бобовых, жирных и острых блюд и т.д.
- холодная вода, мороженое
- прием алкоголя, курение у подростков,
- для девушек имеет значение фаза менструального цикла
- изменение режима сна
- длительная езда в транспорте
- резкий свет
- неприятные запахи
- длительный просмотр телепередач
- изменения погоды
- общие заболевания и др.

Головная боль напряжения у детей

Головная боль напряжения вызывается внезапно возникшим или постоянным длительным стрессом. Такая боль составляет около 90 % всех видов головной боли. Психическое перенапряжение сопровождается сильным сокращением мышц головы и расположенных в них сосудов, что приводит к болевым ощущениям. Длительность болей при этом - от 30 минут до 7 дней. Характеризуется чувством стягивания, сжимания, сдавливания головы по типу «шлема» или «каски». Повседневная активность у ребёнка сохраняется, однако качество учёбы ухудшается. Физическая нагрузка не усиливает боль. На пике приступа может быть тошнота, отсутствие аппетита, звуко – или светобоязнь. Иногда головные боли напряжения могут вызываться длительным нахождением ребёнка в неудобном положении (школьные головные боли).

В последнее время стали появляться статьи о том, что головные боли напряжения у детей есть не что иное, как хроническое воспалении мозговых оболочек, вызванное бактерией под названием стрептококк.

Пучковые (кластерные) боли у ребенка

Пучковые (кластерные) боли связаны с раздражением крупного черепно-мозгового нерва, который называется “тройничным”. Боль острая, сильная, сверлящая, односторонняя, приступообразная, короткая, беспокоящая в области глаза или в височной области. Продолжительность от 15 минут до 3х часов по нескольку раз в течение дня, причём в основном ночью. Характерны сопровождающие симптомы, такие как: слезотечение, заложенность носа, потливость, опущение верхнего века, сужение зрачка и западение глаза на больной стороне. Чаще пучковые головные боли бывают у мальчиков.

Очень важно разделение боли на острую и хроническую. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Недавно - это значит, что с момента её появления прошло не больше недели. Однако, при сохранении острой головной боли в течение нескольких часов, следует срочно обратиться к врачу. Часто это состояние требует неотложных мероприятий.

Причины острой головной боли:

Внечерепные инфекции

детские инфекции (корь, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха)
другие инфекционные заболевания (ангина, синусит, инфекционный мононуклеоз, грипп, малярия, туляремия)
воспаление уха
кишечные инфекции (сальмонеллёз, холера)
глисты (трихинеллез)
воспаления зубов
воспаление околоносовых пазух

Внутричерепные инфекции: абсцессы мозга (наличие гнойных очагов), воспаление вещества мозга (энцефалит), воспаление оболочек мозга (менингит)

Травмы: сотрясение, ушиб мозга

Психическое перенапряжение: головные боли напряжения, впервые возникшие

Психические заболевания: невроз страха, депрессия

Сосудистые заболевания:

внечерепные
*повышенное артериальное давление
*опухоль надпочечников
*сердечные заболевания (пороки сердца, нарушение ритма)
*почечные заболевания
внутричерепные
*мигрень, впервые возникшая
*неправильное развитие сосудов головного мозга (аномалии)
*неправильное строение артерий (аневризма - патологическое расширение участка сосуда)
*плохое кровоснабжение (ишемия) головного мозга

Внутричерепные кровоизлияния: в оболочки мозга, в мозг

Повышение внутричерепного давления: опухоль мозга, отёк мозга

Приём и отмена лекарственных средств:
*приём препаратов, расширяющих сосуды
*приём препаратов, содержащих амфетамин
*отмена препаратов, содержащих кофеин

Контакт и вдыхание токсических химических веществ: бензол, нитраты, углекислый газ, свинец, дихлофос

Другие причины:

*головные боли после спинномозговой пункции
*доброкачественная головная боль, возникающая при физической нагрузке
*воспалительные заболевания глаз и нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
*повышение внутриглазного давления (глаукома)
*воспаление черепных нервов (невриты и невралгии)

Хроническая головная боль у детей

Хронические головные боли возникают периодически в течение длительного периода времени, как правило, недель, месяцев и даже лет. Сюда относятся мигрень, головные боли напряжения, пучковые головные боли.

Встречается головная боль, не связанная с повреждением в организме. Боль может возникнуть от внешнего давления (длительное раздражение кожи головы при ношении тесных, плотных шапок, повязок на голове, очков для плавания). При воздействии холода (холодная погода, ветер, плавание, ныряние в холодной воде, холодная пища, холодное питьё, мороженое).

Обследование ребенка с головной болью

При обращении с ребёнком к врачу будьте готовы ответить на несколько вопросов. Постарайтесь максимально полно раскрыть их, от этого зависит насколько быстро и точно доктор поставит диагноз.

Вы должны знать:
Как давно появилась головная боль?
Были ли травмы?
Были ли раньше такие эпизоды головной боли?
Какая она: постоянная или периодическая?
Какими характеристиками она обладает (пульсирующая, сдавливающая, распирающая, тупая, колющая)?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лобная область, виски)?
Двухсторонняя или односторонняя?
Какая она по силе (интенсивная, лёгкая, средняя)?
Сколько длится приступ головной боли по времени?
Есть ли симптомы, которые предупреждают о возникновении боли (предвестники)?
Происходит ли изменение эмоционального состояния перед приступом?
В какое время года, суток возникает боль?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Чем провоцируется головная боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Что облегчает боль или она проходит самостоятельно?

Приготовьтесь ответить и на общие вопросы, которые могут волновать медработника:
Устаёт ли ребёнок после школьного дня, бывают ли у него стрессы (например, беспокойство по поводу школьного задания)? Есть ли у ребёнка дефицит сна? Эмоционален ли он? Часто ли устаёт физически? Возникает ли головная боль при изменении погоды, связана ли с приёмом какой либо пищи (какой)? Как часто приходилось из-за головной боли пропускать школу за последние месяцы? Как часто болит голова во время школьных каникул? Регулярно ли питается ребёнок, сколько спит? Как много он смотрит телевизор и работает за компьютером? Насколько интенсивны и продолжительны уроки в школе? Занимается ли он дополнительно после школы?

Нужно рассказать врачу о том, какими заболеваниями страдают родители и ближайшие родственники в семье. Получив ответы на эти вопросы, скорее всего получится установить причину головной боли у ребёнка.

Существуют некоторые тревожные симптомы, при появлении которых нужно незамедлительно показать ребёнка доктору. Если острая боль возникла впервые, и она нарастает по интенсивности, то вероятность наличия опасного заболевания намного выше. Как правило, это указывает на серьёзное и может быть даже опасное для жизни заболевание (кровоизлияние, воспаление мозговых оболочек, опухоль, воспаление мозга).

Симптомами опасности являются:

Сильная головная боль, начавшаяся внезапно
- Необычный характер головной боли
- Изменение характера головной боли в зависимости от положения головы
- Наличие утренней головной боли
- Изменился характер и частота приступов периодической головной боли или они стали сильнее
- Головная боль сопровождается нарушением сознания
- Головная боль появилась через несколько дней или недель после, на первый взгляд лёгкой травмы головы

Маленькие дети, в силу своего возраста, не могут сказать, что их беспокоит, но мама, зная определённые симптомы, может заподозрить, что у ребёнка головная боль. У грудных детей она проявляется возбуждением, беспричинным плачем, нарушением сна, обильными срыгиваниями, рвотой фонтаном. Крик у этих детей монотонный, страдающий. Большой родничок начинает выступать над уровнем костей черепа.

Дети 1,5-2 лет могут показать, что болит, просятся полежать, могут пожаловаться на усталость. Они протягивают ручки к голове, дергают волосы, царапают лицо. У новорождённых причиной головных болей является родовая травма, что проявляется повышенным внутричерепным давлением и развитием гипертензионного синдрома.

Причиной цефалгии у детей дошкольного возраста могут быть заболевания носа и придаточных пазух, длительный насморк, аденоиды, воспалительные заболевания уха.

Сниженное зрение при отсутствии очков вызывают головную боль у старших детей. Иногда очки подобраны неправильно или требуется коррекция линз, что также способствует возникновению цефалгии.

Частой причиной головной боли у детей является обычная анемия (недостаток в крови гемоглобина).

Первая помощь ребенку при головной боли

Если вашего ребёнка беспокоит небольшая головная боль, и она возникает не часто, то ему можно помочь, проделав простые действия. Нужно по возможности уложить ребёнка в постель, создать тихую обстановку, положить на голову прохладную влажную салфетку и постараться, чтобы ребёнок уснул. Если он перенервничал, поможет элеутерококк, лимонник. Чай с лимоном – хорошее средство поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна также и аскорбиновая кислота, успокаивающие травы (валериана, пустырник). При мигрени нужно стараться избегать определённых продуктов (шоколад, орехи, сыр), способных вызывать приступы головной боли.

Если эти методы не помогают, то можно прибегнуть к медикаментам. Но большинство препаратов, которые принимают взрослые, не применяются у детей. Детям самостоятельно, без назначения врача, можно давать только единственный разрешённый болеутоляющий препарат - Ибупрофен. Для больших детей это таблетки, для маленьких суспензия или свечи Нурофен. Доза препарата зависит от веса. На 1 кг веса нужно дать 5-7-10 миллиграмм препарата.

На 10кг это от 50 до 100 миллиграмм
На 12кг это от 60 до 120 миллиграмм
На 15кг это от 75 до 150 миллиграмм
На 20кг это от 100 до 200 миллиграмм и т.д.

Однако лекарственными препаратами можно пользоваться только в крайнем случае.
Прежде, чем назначить вашему ребёнку лечение, доктор осмотрит ребёнка и расскажет, какое обследование нужно пройти. Обычно требуется сдать анализы крови, мочи и кала. Затем посетить лор – врача, окулиста, невропатолога, инфекциониста, эндокринолога, психиатра, психолога, девочкам - гинеколога и других специалистов. Возможно, потребуется рентгенологическое обследование, компьютерная томография. В особо сложных случаях, по решению врача, может понадобиться стационарное лечение, где проведут спинномозговую пункцию (взятие на анализ мозговую жидкость).

Чтобы головная боль беспокоила вашего ребёнка как можно реже, нужно постараться создать ему для жизни максимально комфортные условия.

Профилактика головной боли у детей

Соблюдать режим дня
Регулярно питаться
Достаточно пребывать на свежем воздухе
Родителям не курить в помещении
Часто проветривать комнату
Не нагружать чрезмерными умственными нагрузками
Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье
Чаще общаться с ребёнком
Заниматься с ним плаванием, ходить на массаж
Заниматься физкультурой и делать утреннюю зарядку

Врач педиатр Сытник С.В.

Содержание

Многие родители сетуют на то, что младенцы и дети дошкольного возраста практически не вылезают из болячек. В большинстве случаев, такое ослабление защитных сил организма является следствием неправильного питания, отсутствия режима дня и недостаточного количества сна. Если, ребенок часто болеет простудными заболеваниями после посещения людных мест и коллективов (например, детского сада), – это сигнал организма, что у него снижен иммунитет.

Кто такие часто болеющие дети

Проблема, когда малыш больше времени проводит дома, а не в детском учреждении известна многим родителям. Главное, в таком случае не начать паниковать и предпринимать все профилактические меры сразу. Такое состояние в подавляющем большинстве ситуаций – временное явление, которое не требует специального лечения ребенка. Это не касается ситуаций, когда у младенца настолько понижен иммунитет, что малейшее ОРЗ может вызвать серьезные и опасные бактериальные осложнения, которые плохо поддаются лечению.

В зависимости от возраста и частоты заболеваний, специалистами выделено несколько групп ЧБД (часто болеющих детей):

  • дети до 12 месяцев, заболевающие простудными недугами чаще 4 раз в год;
  • ребята в возрасте 1-3 года, болеющие 6 и более раз за 12 месяцев;
  • дошкольники (возрастная группа 3-5 лет), страдающие от простуды более 5 раз за год;
  • дети школьного возраста, болеющие больше 4 раз за год;
  • маленькие пациенты, у которых длительность лечения простудного заболевания составляет более 2 недель.

Почему ребенок часто болеет

Причин, почему малыши часто заболевают простудными заболеваниями несколько. Как настаивают педиатры, быстрое решение большинства из них зависит от самих родителей. Взрослые могут влиять на режим жизни, и от их действий зависит насколько крепким и невосприимчивым к инфекциям станет иммунитет детей. В организмах некоторых деток есть активные очаги инфекции, которые негативно влияют на защитные функции. При увеличенных аденоидах, постоянном кашле или насморке необходимо сделать бактериальный посев, чтобы выяснить природу возбудителя.

В некоторых случаях снижение иммунитета ребенка вызвано сразу несколькими факторами:

  • неправильный образ жизни – отсутствие правильного режима дня, сна в дневное время, прогулок, плохое питание, недостаток закаливающих процедур, прогулок на свежем воздухе;
  • снижение защитных сил организма вследствие бездумного самостоятельного приема антибиотиков, иммуномодулирующих или противовирусных препаратов;
  • несоблюдение гигиены;
  • снижение защитных сил после перенесенного недуга (пневмонии, ангины, бронхита);
  • не подходящий температурный режим, параметры воздуха (низкий уровень влажности);
  • заражение инфекцией от заболевших малышей и взрослых в детском коллективе;
  • недостаточность двигательной активности, сидячий образ жизни.

Ребенок до года часто болеет простудными заболеваниями

В таком возрасте у ребенка еще нет частого контакта со сверстниками, поэтому это не основная причина снижения иммунитета. Предрасположенность к частым заболеваниям простудой может иметь другую причину – врожденное инфицирование младенца или недоношенность. Большое значение для правильного развития защитных сил организма младенца имеет способ кормления – детки на грудном вскармливании, как правило, болеют гораздо реже и легче «искусственников». При наличии дисбактериоза или гиповитаминоза вероятность снижения иммунитета увеличивается.

Ребенок постоянно болеет в детском саду

Учреждения для детей дошкольного возраста в большинстве случаев вызывают у родителей малыша страх и панику, поскольку зачастую в начальный период адаптации к детскому саду ребенок болеет каждый месяц. Такая ситуация действительно имеет место быть, ведь детский коллектив – рассадник инфекций. Как только малыш начинает посещать игровую площадку или группу сада, сопли и кашель становятся частыми явлениями в жизни, и если эти симптомы не вызывают осложнений, в специальной терапии такое состояние не нуждается.

Что делать, если часто болеет ребенок

Прежде чем начать лечение, необходимо выяснить причину частого ухудшения состояния здоровья ребенка:

  • очаги инфекции в носоглотке;
  • аденоидит;
  • родовая травма, энцефалопатия;
  • проблемы с эндокринной железой;
  • нарушения обмена веществ;
  • стрессовое состояние;
  • следствие длительного приема лекарств;
  • экологическая ситуация.

Как укрепить иммунитет

Межсезонье – самое коварное время года. В этот период за счет ослабления естественного иммунитета начинается разгул респираторных инфекций. Если осенью или зимой ребенок постоянно болеет простудными заболеваниями (ОРВИ, грипп), сопровождающимися высокой температурой, болью в горле и насморком, следует подумать о методах улучшения защиты организма. Формирование иммунитета – это процесс, который начинается сразу после рождения дитя и не заканчивается никогда. Если ребенок очень часто болеет простудой, пора заняться здоровьем всей семье.

Питание

Поскольку до 70% иммунных клеток находится в желудочно-кишечном тракте, рацион питания имеет огромное значение для здоровья. В нем должно присутствовать необходимое количество белков, жиров, углеводов, минералов и витаминов. Считается, что у младенцев на искусственном вскармливании иммунитет ниже, чем у малышей, питающихся грудным молоком, поэтому особое внимание нужно уделять подбору продуктов во время прикорма. Их нужно вводить постепенно и осторожно. Меню, состоящее из однотипных блюд, – враг детского здоровья.

В рационе всех детей должны быть каши, овощи, фрукты и мясо. Ребятам постарше (от 3 лет) для улучшения иммунитета врачи рекомендуют включать в ежедневное меню такие продукты:

  • чеснок и лук;
  • кисломолочка (кефир, йогурт, простокваша)
  • орехи;
  • лимон;
  • свежевыжатые соки из фруктов и овощей;
  • целебные травяные чаи и ягоды;
  • рыбий жир.

Закаливание

Часто болеющий малыш требует особого ухода, включающего профилактические меры. Закаливание – один из самых популярных методов повышения сопротивляемости организма различным инфекциям. Многие родители начинают с того, что ежедневно подолгу гуляют с малышами на свежем воздухе, часто проветривают детскую комнату. Но такой ритм жизни быстро надоедает и все возвращается на привычное провождение времени за экраном телевизора или планшета. Это самая главная ошибка, ведь закаливание – не набор процедур, а здоровый образ жизни всех членов семьи.

В процессе укрепления здоровья детей руководствуйтесь такими советами:

  • Не стоит чрезмерно укутывать малыша, хотя терморегуляция еще не полностью развита, это не значит, что он все время мерзнет.
  • Температура в комнате не должна превышать 22 градуса, воздух не должен быть слишком влажным (до 45%) или сухим.
  • Нельзя забывать о ежедневных прогулках и активных играх на воздухе, в любую погоду дети должны проводить на улице не меньше 2 часов.
  • Регулярное проветривание также очень важно для здоровья.
  • Если родители решили дополнить режим дня закаливающими процедурами, они должны проводиться ежедневно, в одно и то же время и только при абсолютном здоровье малыша.

Водные процедуры

Почему-то многие родители думают, что водные процедуры – это купание грудничка в холодной, ледяной воде, наподобие моржеванию. Хотя сами по себе купания, обтирания и обливания водой с постепенно снижающейся температурой – прекрасный метод укрепления здоровья и иммунитета. Специалисты рекомендуют начинать процедуры с 33 градусов, еженедельно снижая температуру воды на 1 деление. Такое времяпровождение зачастую очень нравится детям, улучшает их настроение и аппетит.

Воздушные ванны

Свежий воздух – замечательный помощник в области закаливания. Такая процедура совершенно безопасна и не требует специальных навыков и больших усилий. Для принятия воздушных ванн необходимо раздеть младенца и на определенный промежуток времени оставить голым. С помощью этих нехитрых манипуляций можно «разбудить» иммунитет организма и ускорить развитие системы терморегуляции, что поможет малышу меньше и реже болеть. Самое главное, что проводить такую процедуру можно с первых дней малыша.

Самые распространенные способы принятия воздушных ванн:

  • проветривания в комнате (3-4 раза в день, по 15 минут);
  • нахождение голым в проветренном помещении;
  • прогулки на улице, сон и активные игры.

Полезное полоскание

Если ребенок болеет в садике каждую неделю, тогда нужно обязательно вводить в режим время на полоскания. Это замечательная профилактика недугов, особенно если малыш болеет ангиной, тонзиллитом и другими болезнями носоглотки. Привыкание к частому регулярному действию прохладной воды закаляет горло и носоглотку, оно начинает меньше реагировать и станет реже болеть. Для деток в возрасте до 3 лет для процедуры используют кипяченую воду комнатной температуры. Деткам постарше и подросткам, для усиления эффекта, можно приготовить чесночный раствор.

«Вот заболею и умру», - решил мальчик (а, может быть, девочка). Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Тема болезней была бы недостаточно раскрыта без разговора о психологическом смысле болезней как разновидности негативной ситуации. Когда-то Генрих Манн написал: "Болезнь - это гениальный путь к познанию, человеку, любви". Это высказывание сразу выбивает почву из-под привычного представления об однозначной негативности болезни и любого другого несчастья. И действительно, с точки зрения психолога, болезнь имеет не меньше трех функций.

Сигнальная. Она не просто сообщает о том, что подкачали физические возможности человека, а еще о том, что нарушились его интимные внутриличностные процессы, его собственная экология, которая является не чисто физическим, и даже не психофизическим феноменом, а проявлением триединства дух - душа - тело. Появившийся симптом у взрослого - хороший повод задать самому себе вопрос: что я делаю не так в своей жизни, чем, каким своим поведением я наступаю себе на горло, или на голову, или на бронхи, или на желудок?

Если стал нездоров ребенок, родителям нужно честно спросить себя, чем и как они способствует болезни любимого существа. Даже у домашних собак сколько угодно бывает нарушений на нервной почве. Я знаю одного опытного ветеринара, который пользует своих мохнатых пациентов, проводя обязательную "семейную" терапию с хозяевами. Что о детях тогда говорить. Не всегда мы можем жить экологично, в гармонии со своим внутренним личностным пространством. Часто нам приходится приносить в жертву необходимости (такой, какой мы ее видим) здоровье свое и своих детей. Просто при этом неплохо помнить, что наша доля участия здесь присутствует тоже. Тогда, возможно, удастся улучить удобный момент, чтобы развернуть ситуацию в нужном направлении, когда не будет острой необходимости хвататься за бревно, плывущее в водоворот.

Сепарирующая. Сепаратор отделяет сливки от сыворотки, а болезнь - "мух" от "котлет". Когда происходит несчастье, все лишнее и ненадежное из жизни быстро уходит. Рядом остаются только те, кто действительно любит и дорожит нами, с человеком остаются только те мысли и заботы, без которых он не может обойтись. Это очень жестокий способ расстановки акцентов и взросления, но не зря в народе всегда говорили, что за одного битого двух небитых дают.

Стимулирующая развитие. Человек - существо упрямое, и если жизнь загоняет его в угол, он начинает из него выбираться, вдруг открывая в себе еще незнаемые способности. Прикованная на какое-то время в детстве к постели, Астрид Лингрен придумала своего Карлсона. И пусть написала о нем через много лет, но тогда, в детстве, он уже помог ей перенести необходимость постельного заточения. Известный психолог, великая американская бабушка Эда Ле Шан, описывает эпизод из своего детства, когда вынужденное постельное прозябание побудило ее выпустить свою первую стенгазету. Даже знание о том, что тебе осталось жить уже недолго, может побудить прожить остаток жизни с высоким качеством и принести кому-то счастье, как падающая звезда. Она мгновенно прочерчивает светящимся следом небосклон и оставляет ощущение чуда.

Болезни роста и короткие штанишки

Детский организм, как и маленькое растущее деревце, очень уязвим. Все его защитные и адаптивные системы еще только формируются, постепенно приспосабливаясь к условиям так же меняющейся среды. Только организм взрослого, зрелого человека является полноценно функционирующей системой приспособления человека к среде. Поэтому детский организм дает частые сбои и нуждается во внешней поддержке. Вопрос - в какой?

Одна моя коллега - психолог, сын которой болел нейродермитом, как-то сказала мне, что все понимает о причинах болезни, о роли отношений ребенка с ней, матерью, но дает ему лекарства, потому что это намного легче, чем перестраивать свои отношения с миром и ребенком, и все люди видят, что она его лечит. Хотя сама понимает, что не лечит, а залечивает ребенка. А многие другие мамы и вовсе не представляют себе природу большинства детских заболеваний.

Традиционная медицина толкует о коварных микробах, гнездящихся в укромных уголках организма, и плохой экологии, недостатке важных компонентов пищи и предлагает нам десятки и сотни новых сильнодействующих и все более эффективных препаратов. Приятных на вид и даже вкусных. Так что болезнь превращается в сплошное удовольствие, и ни о чем думать не надо. Раз в день закапай. Проглоти - и до завтра как огурчик. И так сколько? Да хоть всю жизнь. Мы еще лекарства сделаем! Еще лучше прежних! Мало того, у людей появляется представление о том, что внешние по отношению к нему факторы, бездушная стихия, оказываются сильнее его, и он просто не может существовать без всевозможных костылей и подпорок.

По сути дела это ветеринарный подход к человеку и его взаимоотношениям со средой через проблемы организма. Надо сказать, что лекарства оказываются нередко опаснее самой болезни своими побочными действиями. Палка всегда о двух концах. Я сторонница альтернативной медицины, не бьющей из пушек по воробьям, а сохраняющей и пестующей собственные защитные силы. Это и лечебный массаж, и гомеопатия, фитотерапия, остеопатия, психотерапия.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать несколько выводов:

1. Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Таким образом, условиями выздоровления, перерастания болезни, становится, с одной стороны, осознание родителями приспособительного характера любой болезни, иногда ее психологической выгодности для себя или ребенка, а с другой - создание (в первую очередь у себя) установки на болезнь как на короткие штанишки, из которых дети постепенно вырастают. Вам могут помочь ритуалы: убирая из употребления старую детскую вещь, вы думаете и говорите ребенку, что с этой вещью уходят его детские болезни и проблемы. Отдавая вещь другим маленьким детям, ее достаточно хорошенько постирать и отдать с хорошими чувствами - она не "передаст" другому ребенку какой-либо негативной информации. Эти элементы домашней магии близки психике детей и женщин, которая оперирует в основном конкретными образами, картинками, чувственными представлениями.

2. Клин вышибают клином. Есть болезни, приобретающие хронический, монотонный характер (если родители в свое время не поняли ее психологической подоплеки и имели представления о болезнях как о чем-то неизменном). Они тянутся годами, существенно не меняя своего течения. Формируется стойкий порочный круг с мощной доминантой в коре головного мозга. Это своеобразная запись в памяти мозга о том, как жить с болезнью, это привычка организма так жить. И пока в коре мозга не возникнет другой, более сильной доминанты, которая сможет "перевесить" и поглотить активность первой, болезнь не желает отступать. То есть победа над болезнью становится вопросом возникновения своеобразной встряски, шока, стресса. Стресс может быть двух разновидностей - физиологическим и психоэмоциональным.

Совсем недавно один мой хороший знакомый рассказал историю об одном своем друге. Молодой еще мужчина заболел ревматизмом, одним словом, все его суставы постепенно сковывала болезнь, он все хуже и хуже двигался. Лечение в поликлинике и больнице оказалось неэффективным. Тем временем жена узнала о какой-то "сильной" бабушке из сельской местности, уговорила мужа попробовать. Вдвоем с сыном усадила его за руль, и они поехали в деревню. Бабушка справила свой таинственный ритуал при свечах, мужчина вышел оттуда в состоянии легкого помрачения и, сев снова за руль, врезался в чей-то новенький забор. С проклятиями заплатил за нанесенный ущерб, прикидывая, откуда взять деньги на ремонт машины, и поклялся больше никогда в жизни не ходить к бабушкам, а равно и к дедушкам. Вернувшись домой, сидел на больничном в состоянии угрюмого безразличия. От нечего делать попробовал лечение по новому рецепту - ванны с травами. Как-то, принимая ванну в очередной раз, услышал звонок телефона, стал вылезать из ванны. Поскользнулся, грохнулся на спину, да еще ударился головой о стиральную машину. Придя в себя, вскочил на ноги с отборной руганью (всю жизнь для такого случая берег), извернувшись, осмотрел в зеркале повреждения... и только тогда понял, что он не выполз, как обычно, а выскочил, что увидеть свою спину раньше он мог только с помощью другого зеркала, но никак не повернувшись. На радостях сбегал(!) в магазин за бутылкой водки. Вернувшиеся домой жена и сын застали его весело празднующим свое прощание с болезнью.

Сильный стресс встряхнул все его временные нервные связи, создал мощный очаг длительного возбуждения в коре головного мозга, который поглотил очаг, связанный с его болезнью. Эмоция злости оказалась на этот раз целительной, так как материализовалась на уровне осознания в эмоциональный взрыв. Гормоны стресса впервые за долгое время пошли не на саморазрушение, вовнутрь, а наружу. Старый путь был катастрофически разрушен, новый путь проторен.

Надя с детства болела гломерулонефритом, его вялотекущим, но стойким вариантом. Став взрослой и выйдя замуж, как любая нормальная женщина, захотела родить ребенка. Врачи (и не какие-нибудь, а из ведущего института страны) ее предупредили, что слишком велик риск очень скоро оставить ребенка сиротой. Во всяком случае, в их практике обнадеживающих случаев не было. Надя долго мучилась, но в конце концов забеременела и ребенка оставила. Будь что будет - решила. После родов анализы мочи впервые оказались нормальными. И с тех пор прошло тринадцать лет. И мама, и сын живы и здоровы.

Второй случай иллюстрирует механизм стресса физиологического, связанного с гормональной перестройкой. Он наиболее характерен для женского организма, в котором последовательно проходят очень интенсивные превращения - сначала становление месячного цикла, потом беременности, роды и лактация. Все эти периоды содержат в себе зародыши больших изменений. Если внутренняя установка женщины на развитие и здоровье - она поправляется. Для этого в болезни она не должна щадить и поглаживать себя, искать привилегии, послабления, опеку. Болезнь ни в коем случае не должна обеспечивать скидку в проявлении социальной активности, выполнении обязанностей. Только если в болезни трудно до отчаяния, встряска сломит ее.

Вы сейчас прочитали описание двух случаев из реальной жизни. Рядом я могла бы поместить еще великое их множество. Далеко не надо ходить - свои собственные болезни (хронический бронхит, вазомоторный ринит и нейродермит) мне удалось одолеть с помощью механизма физиологического стресса (в одном случае это оказались беременности и роды, в двух других - контраст сауны и холодного бассейна, и плавание до изнеможения, до открытия второго дыхания). Физиологический стресс, таким образом, бывает не только гормональный, но и искусственный, создаваемый эффектом контраста или чрезмерного физического напряжения.

Всегда ли и однозначно ли действие стресса? Можно ли ожидать всегда гарантированного успеха? Безусловно, нет. В молодости, при наличии гибких, эластичных сосудов, стресс более позитивен по результатам и менее чреват сосудистыми катастрофами, чем в преклонном возрасте. Стресс, встряска - это всегда риск, это способ мужественных или отчаявшихся, в нем нет места сомнениям и колебаниям. Это игра ва-банк. Применять или не применять способ стресса - решать лично вам. Нужна ли при этом врачебная консультация? Разумеется, ведь есть заболевания, при которых первый же стресс может оказаться последним. Врач должен при этом учесть всю совокупность обстоятельств, построить прогноз возможного риска и рассмотреть альтернативы возможного результата, но он не имеет морального права принимать за пациента или его родителей это решение.

Один из типичных в детской практике вариантов стресса - это естественный гормональный кризис пубертата. Нужна здоровай установка подростка и его родителей на встряску этого возраста, и она станет целительной во многих случаях. Надо оговориться еще раз, что в данном контексте не стоит думать о врожденных аномалиях развития, генетических болезнях, не стану говорить о сахарном диабете - здесь надежда на науку будущего. Особенно благоприятен пубертат девочек. Их половые гормоны являются замечательными адаптогенами.

Другой вариант физиологического стресса для детей - все виды закаливания, обливания, в том числе по Иванову. Важно только, чтобы это было не пыткой для ребенка, а преодолением, на которое он соглашается добровольно и испытывает удовлетворение от своего мужества.

Эмоциональный стресс для детей практикуется позитивный, связанный с радостью преодоления трудностей, осуществляется как длительный (несколько часов) период интенсивной физической и эмоциональной нагрузки. В детской психотерапии это реализуется в программах игровых марафонов, длящихся 3-5 часов, лучше - вместе с родителями. Очень интересна и результативна программа московского профессора Ю. С. Шевченко - детского психиатра и психотерапевта, которая называется ИНТЭКС - терапия (интенсивная эмоционально-экспрессивная терапия). Эмоциональный подъем и чувство радости, которое испытывают дети в процессе игр, становятся своеобразным клином, вышибающим болезнь из ее вместилища.

3. Роль новой сильной мотивации. Когда у человека появляется очень значимая для него цель, он становится способным свернуть горы болезней и немощи. История Валентина Дикуля - нашего легендарного циркового артиста-тяжелоатлета, богатыря, восставшего с одра инвалида, поразила меня. После тяжелой спинномозговой травмы (компрессионный перелом позвоночника) врачи приложили все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Он остался жив.

"Но зачем? - думал Валентин, лежа неподвижно на постели. - Зачем мне теперь эта жизнь - без ног?.." Врачи пытались успокоить его:
- Мы сделали все, что смогли, - говорили они. - Сидеть будете. Примите свою судьбу такой, какая она есть.

Нет, он этого делать не собирался. Парализованный, слабый, приговоренный медиками к вечной неподвижности, Дикуль только и думал о том, как встать на ноги. Ни минуты не сомневался он в том, что это должно произойти... (Зиновьева А. А. "Спасибо тебе, атлетизм").

Он не захотел смириться вопреки всем разумным доводам и изобрел (благо больше нечем было заняться) собственную систему реабилитации, перечитав множество медицинских книг. Через пять лет он начал подниматься на ноги с помощью костылей, затем - палок. Потом вернулся на арену цирка и открыл реабилитационный центр для людей, перенесших спинальные травмы. Знаменитый Арнольд Шварценеггер оказался вдохновленным судьбой русского атлета и создал себя сам подобно ему.

Другие публикации на тему данной статьи: