Правовая культура и правовое воспитание тгп. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Структура правовой культуры

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, точнее, часть его духовной культуры, то есть системы ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу и личности той или иной страны на том или ином этапе ее развития.

В юридической литературе понятие правовой культуры, как наиболее общее, интегральное понятие теории государства и права и используется не только для характеристики правовых ценностей и идеалов, но и для оценки уровня развития права и правовых явлений в целом.

Правовая культура общества - это часть духовной культуры, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества, выражающейся в достигнутом уровне правотворческой и правореализующей деятельности, правосознания и правоотношений, степени гарантированности государством и гражданским обществом интересов и прав граждан.

Правовая культура зафиксирована прежде всего в памятниках права и действующем законодательстве. Она в значительной мере зависит от степени развития законодательства, его прогрессивной направленности. Существенное значение для оценки правовой культуры имеет и уровень правотворческой деятельности. И здесь действует главный критерий: любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о свободе и справедливости.

Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и эмоционально-чувственного восприятия правовой действительности, а это значит, что правовая культура зависит также от уровня развития правосознания населения, то есть от того, насколько глубоко усвоены им такие правовые явления как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.

Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества.

Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности.

Правовой нигилизм.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме - в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Тема № 28

«Правовая культура и правовое воспитание»

Вопросы темы:

1. Правовая культура

2. Правовое воспитание

1. Правовая культура

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль-туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото-рых в контексте данной темы предпочтительным пред-ставляется понимание культуры как способа организа-ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со-знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа-ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас-ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при-меняется на практике, как его избегают или как им зло-употребляют".

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

» доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

» нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

» институционный - совокупность правотвор-ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор-мы;

» социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу-ра - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали-зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

~ степень развитости правосознания населения;

~ уровень развития правовой деятельности;

~ степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу-ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

♦ реальной потребностью в праве;

♦ состоянием законности и правопорядка в стране;

♦ степенью развитости в обществе юридической науки и юри-дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

≈ психологический элемент (правовая психология);

≈ идеологический элемент (правовая идеология);

≈ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

Уровень правосознания и правовой активности общества;

Уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

Культура правотворческой, правоприменительной и правоох-ранительной деятельности.

Правовая культура на "микроуровне" отражает со-стояние правосознания индивида, то есть степень зна-ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло-жившаяся практика в правовой сфере жизни обще-ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис-темы позволяет получить "многомерное" представле-ние о праве той или иной страны или эпохи. Право-вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш-ней" средой. Если "внутриправовые" системные об-разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко-торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин-формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую-щих правового закрепления. Отражая эти потребнос-ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото-рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща-ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по-стоянное превращение социального в правовое, а пра-вового - в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как:

» обыденный,

» профессиональный (специальный),

» теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

На теоретическом уровне правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции :

познавательно-преобразовательную,

праворегулятивную,

ценностно-нормативную,

правосоциализаторскую,

к оммуникативную,

прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва-ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра-во могут утрачивать качество системности, что прояв-ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива-ющая именно такую полосу своей истории. С преодо-лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз-вития правовой культуры на новых социальных осно-вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы-денным или научным.

Так что же такое "правовая культура"?

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль-ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо-яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме-нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю-щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други-ми областями или сферами культуры: политической, нравствен-ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству-ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас-тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж-ду всеми элементами правовой культуры - главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодатель-ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек-сеев "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т. д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат-риваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем-ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от-ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон-ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак-тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово- го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано-вить его авторитет трудно и мучительно.

Естественно, определенный уровень правовой куль-туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи-тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита-ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз-ни общества, выраженное в высоком уровне право-вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран-тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони-мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра-зованность человека, умение пользоваться правом, подчи-нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля-ется важнейшим признаком правового государства, обя-зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя-ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив-ность. Она проявляется:

В готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

В убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право-мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра-ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест-венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу-жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив-ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден-ного способа действия, его интеллектуальная активность отно-сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти-мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер-ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова-телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (спосо-бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро-ванная извне, самостоятельная постановка проблемы - качест-венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин-теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи-кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра-восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно-стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи-высшими среди них являются ориентация на общечело-веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право-сознанием. В то же время она шире правосознания, по-скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове- дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель-ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен-ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага-ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

2. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го-сударственных органов и общественности по формированию у граж-дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

» формирование правосознания и правовой культуры в семье;

» обучение основам права и воспитания правовой куль-туры в школе;

» профессиональная правовая подготовка в высших учеб-ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

» самовоспитание;

» распространение правовых знаний средствами массо-вой информации;

» выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

» осуществление правовой пропаганды государственны-ми органами и их должностными лицами;

» создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право-вое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следую-щие составные части:

a) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e) формы воспитания:

≈ профессиональное юридическое образование;

≈ правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

≈ правовое воспитание правонарушителей правоприменительны-ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель-ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока-туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор-ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

♦ Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

♦ Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

♦ Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

♦ Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

♦ Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания:

убежде-ние;

предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм - на-правление общественно-политической мысли, отрицающей со-циальную и личностную ценность права и считающей его наиме-нее совершенным способом регулирования общественных от-ношений.

Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име-ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич-ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз-ма относят:

» исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

» теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

» правовую систему, в которой господствовали админист-ративно-командные методы, секретные и полусекретные под- законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного- численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

» количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима-емых законов, длительность процесса осуществления всех ре-форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру-гой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз-ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

~ ряд положений марксистско-ленинского учения, куль-тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска-жающих роль и значение права;

~ отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

~ новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

~ ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Правовой фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, предствления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного предствления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

В современном обществе формы правового нигилизма находят выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

» Прямое сознательное нарушение законов и подзакон-ных актов:

» Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

» Распространение антиправовой психологии

» Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це-лесообразности"

» Массовое нарушение прав и свобод человека

Специальные средства сведения к минимуму право-вого нигилизма:

≈ обеспечение должного качест-ва принимаемых законов,

≈ упрочение законности,

≈ повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом,

≈ приведе-ние в соответствие с потребностями времени правового воспита-ния населения,

≈ профессиональное обучение и воспитание юри-стов, других должностных лиц.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право-вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право-вого нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (а быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни-ков, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социаль-ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст-венные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

Юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

Правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);=

Перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

Основные направления борьбы с правовым нигилизмом относятся:

» укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица-ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

» реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

» гарантированность прав и свобод человека;

» совершенствование правовой системы;

» обеспечение в стране правопорядка;

» правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеа-лизма являются:

~ нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван-ной от жизни (в том числе противопоставление "писано-го" и "неписаного" права);

~ слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо-собны быстро изменить жизнь;

~ буквальное восприятие права как средства регулирова-ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше-ния регулируются не только правом;

~ идеалистическое отношение к праву со стороны зако-нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо-нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

~ неадекватное понимание должностными лицами и го-сударственными органами возможностей закона (их силь-ное преувеличение), а также пределов правового воздей-ствия (не все общественные отношения можно отрегули-ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно-шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав-каза и т. д.);

~ увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

Причины распространения правового идеа-лизма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де-мократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла-шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще-ствление многих государственных замыслов - строитель-ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от-мена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "право-вой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа- лизмом являются:

Укрепление режима законности в стране;

Гарантированность прав и свобод граждан;

Уменьшение частоты принятия и количества норматив-но-правовых актов, улучшение их качества;

Уделение законодателем внимания реальности, близо-сти к жизни принимаемых, им актов;

Усиление реалистичности юридический науки;

Создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра-вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра-вовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Культура, право, правовая культура

Успешное решение экономических, политиче­ских и социа зьных задач невозможно без по­вышения правовой культуры общества, воспи­тания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формиро­вания готовности непосредственно и активно участвовать в претво­рении его положений в повседневную жизнь.

В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства, реали­зации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью.

Основные направления и тенденции развития правовой культуры общества определяются прежде всего глубинными закономерностями взаимодействия экономического строя, культуры и права, результа­том чего правовая культура и является. Необходимость правовой культуры обусловливается в первую очередь объективными причи­нами существования права в обществе. Правовая система тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных цен­ностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям. От уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явле­ний. понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего раз­вития. Уровень обшей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития - необходимое усло­вие прави іьной постановки цели в праве, успеха в правовом регу­лировании, направленном на ее достижение.

С другой стороны, само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества. Многие правовые идеи и принципы являются результатом многовекового развития общества, исторического опыта человечества. Среди них такие, как господство права, верховенство закона, презумпция не­виновности, ответственность за вину, неразрывное единство прав и обя іанностей, толкование сомнений н пользу обвиняемого и мно­гие другие.

В юридической литературе имеются самые различные определе­ния и толкования правовой культуры. Это обусловлено разнообраз­ными познавательными и практическими задачами, научным ана-

ЛМЗОМ ОДНОГО II того же явления под различными углами зрения. Кроме того, правовая культура рассматривается применительно как к обществу в целом, так и отдельным его социальным группам, а также личности. Многообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего такие, как «право» и «культура».

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на большой разброс подходов в понимании правовой культуры, что не позволяет выявить единую сущность этого явления. В результате некоторые подходы к исследованию правовой культуры оказываются противоречивыми, а подчас просто несовместимыми. В этой связи возникают вопросы, на которые в юридической литературе не находится ответов. Вес это на­ходит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение этой сложнейшей темы студентами.

Указанные трудности можно преодолеть путем более широкого определения правовой культуры, которая находила бы свое прояв­ление в различных ее уровнях, формах, в том числе и в правовой культуре общества, отдельных социальных групп, а также личности.

Сущностью правовой культуры является опре­деленная мера освоения правовых ценностей, на­копченных обществом, а также их использова­ния различными субъектами в правовой сфере.

Понятие, сущность и содержание правовой культуры

Такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подхо­дах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с дру­гой - отразить общую природу различных проявлений культуры. При этом было бы неправильным понимать термин «мера» лишь как определенный показатель. «Мера» как философская категория выражает глубинное диалектическое единство качественных и коли­чественных характеристик того или иного явления. В рамках данной меры количественные характеристики объекта могут меняться за счет степени развития, не изменяя при этом его качество. Мера - это своего рода сфера, зона, область, в пределах которой данное ка­чество может модифицироваться, сохраняя при этом сущностные характеристики. В рамках меры объект сохраняет свое качество, в то время как выход за ее пределы влечет за собой наступление но­вого состояния, в том числе принципиально отличного от прежнего и даже противоположного ему. Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей имеет и дру­гое преимущество - оно не только не лишает ее иных характери­стик, которые даются другими учеными-юристами, но, напротив, органично включает их в себя.

Правовую культуру можно определить как обусловленную экономи­ческим. политическим, социальным и духовным уровнем развития обще­ства разновидность общей культуры, представляющую собой меру освое­ния и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.

Предложенное понимание правовой культуры позволяет подюдить к этому явлению с самых широких позиций. В этой связи правовая культура выступает как разновидность общей культуры. Правовая куль­тура функционирует в органическом взаимодействии с другими ее об­ластями и сферами: экономической, политической, нравственной (эти­ческой), религиозной, эстетической и Т.Д., испытывая на себе их сб- ратное воздействие, которое нередко является определяющим. С У"С- том избранного нами аспекта, категория правовой культуры может ис­пользоваться для характеристики всей правовой системы, всей праю- вой надстройки. Это наглядно демонстрирует, что правовая культура не только многоплановое, многофункциональное явление обществен­ной жизни, но и многоуровневое образование. Оно включает в себя пра­вовую культуру общества, классов и других социальных групп, а также отдельной личности. Каждая из них может явиться предметом спеціаль­ного научного анализа. Особого внимании, на наш взгляд, засаживает исследование такой разновидности индивидуальной и групповой пра­вовой культуры, какой является профессиональная культура юрістов.

Правовая культура предполагает наличие правовых ценностей, без которых она невозможна. К ним. прежде всего, принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отно­шений. Невозможно, например, говорить о правовом государ­стве, если в нем имеет место недооценка роли и значения права, не обеспечивается независимость суда, неэффективна работа правосх- ранительных органов, ущемляются или хотя бы недостаточно га­рантируются права человека. Вместе с тем правовые ценности - это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентации.

В правовых ценностях сконцентрирован опыт предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития. На уровне конкретной личности, независимо от того, идет ли речь о рядовом гражданине или же профессиональном юристе, освоение правовых ценностей по­зволяет принимать правильные решения, действовать, соизмеряя свои права и обязанности с законными интересами общества, государства, а также других граждан.

Понимание сущности правовой культуры как меры освоения н использования правовых ценностей органически связывает ее с сп-
ределенным уровнем развития правового сознания и поведения. Пра­вовая культура является обобщающей интеї рирующей характери­стикой структурного единства понятий правосознания и поведения в сфере права. В этом заключается один из принципиальных мо­ментов, позволяющих качественно отграничить правовую культуру как относительно самостоятельное явление от сходных и достаточ­но близких ему других правовых явлений, предполагающих вместе с тем наличие между ними оріаничсской связи.

Правовая культура в предлагаемом понимании ее сущности рас­сматривается и как способ деятельности общества, личности в правовой сфере. Это такой способ деятельности граждан или служащих, сотруд­ников правоохранительных органов и т.д., когда наступает ее соответ­ствие выработанным в правовой сфере ценностям. Предполагается со­гласованность их поведения с правовыми нормами, включая соблюде­ние, исполнение, использование и применение предписаний правовых норм. В результате происходит постоянное обогащение системы пра­вовых ценностей и дальнейшее правовое развитие как самих граждан, так и общества в целом. Применительно к гражданам, и особенно должностным лицам, юристам, можно утверждать, что способ их уча­стия в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности как раз во многом и характеризует меру освоения и ис­пользования ими ценностей правовой культуры.

Понимание правовой культуры требует выделения и такой ее со­держательной черты, как преемственность. Преемственность выража­ет момент связи старого с новым в процессе развития. Реализуется преемственность в акте усвоения и овладения накопленным опы­том, который в сконцентрированном виде заключен в правовых ценностях. Поэтому освоение правовых ценностей, достижений мировой культуры является необходимым условием формирования правовой культуры как у общества в целом, так и у отдельных гра­ждан. Разумеется, недопустимой является крайность, проявляющая­ся в бездумном преклонении перед зарубежными государственными и правовым институтами, связанном с необоснованным приниже­нием роли и значения достижений российской науки и практики.

Будучи воплощением достижений человечества в сфере права, правовая культура предполагает передачу правовых ценностей дру­гим поколениям, общностям и индивидам. Отсюда то исключи­тельное значение, которое принадлежит правовому воспитанию в деле формирования и развития правовой культуры.

Способы п принципы воспитания правовой культуры

Способы воспитания правовой культуры, или, иначе говоря, правового воспитания, разнооб­разны. Тем, кто может нарушить нормы права вследствие добросовестного заблуждения, дос­таточно заблаговременно ознакомиться с ними. С этой точки зрения
особенно значительна роль правовой пропаганды, которая представ­ляет собой целенаправленную деятельность по распространению правовых знаний, разъяснению содержания юридических норм и практики их применения. Формы проведения правовой пропаганды направлены на то, чтобы обеспечить восприятие массами правовых знаний и превращение их в личное убеждение.

Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих слу­чаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попы­таться использовать знание законов во вред обществу, тем самым извращая государственную волю, воплощенную в них. Поэтому ак­цент при их воспитании, а по существу - перевоспитании, следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на по­нимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправданного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особен­но наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как извест­но, человек не воспитывается по частим (сначала в области морали, затем - права и т.д.), он формируется благодаря совместному воз­действию самых различных факторов.

Ныне общепризнанны следующие принципы правового воспитания:

Следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения;

Необходимо добиваться осознании воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом за­висит от того, насколько оно опирается на требования нрав­ственных норм;

Следует всемерно развивать правовую активность граждан, вос­питывать у них непримиримость к любым нарушениям закон­ности и правопорядка.

В конечном счете, цель правового воспитания - это выра­ботка навыков правомерного поведения, чувства гражданского дол­га и гражданской инициативы. Гражданин, обладающий высокой правовой культурой, является активным борцом за претворение за­конов в жизнь. Поэтому выработка высокой правовой культуры у всех членов общества - одно из важнейших средств укрепления за­конности и правопорядка.

Роль юридического образования в формировании

правовой культуры

Самым неразрывным образом с рассматривае­мой проблемой связано юридическое образова­ние. Вопросы постановки юридического обра­зования всегда привлекали к себе повышенное внимание. В значительной мере это обуслов­лено социальным предназначением и той ролью, которую играют в обществе и государстве юристы как социально-профессиональная группа. Нс являются исключением в этом смысле и годы, связан­ные с реформированием в России. Более того, мноіие из проблем юридического образования встали по-новому, нетрадиционно и требуют иных, чем прежде, подходов к их разрешению. В советские времена особое внимание уделялось нс только качеству юридиче­ского образования, но и его способности удовлетворить все возрас­тавшую потребность в юридических кадрах. В последнее десятиле­тие ситуация кардинально изменилась. Резко возросшие масштабы подготовки кадров, связанные с развитием нс только государственной, но и негосударственной сфер юридического образования, угрожают появлением безработицы среди юристов. Одновременно резко ухуд­шилось качество юридического образования, связанное со сниже­нием уровня обучения в юридических учебных заведениях. Вполне понятно, что все это требует самого пристального внимания юри­дической общественности, ученых-юристов и преподавателей к про­блемам, накопившимся в сфере юридического образования в целях их успешною разрешения.

Правовая культура, правовое воспитание и юридическое образо­вание во многом обусловливаются развитием правовой науки, со­стоянием научных юридических учреждений, уровнем проводимых ими исследований, в том числе и тех. предметом которых является правовая культура общества, отдельных социальных групп, лично­сти. Сегодня налицо необходимость существенной активизации коикрстно-социологичсских исследований, в том числе специально посвященных проблемам правового сознания, правовой культуры, постановке правового воспитания и юридического образования.

Это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности.

Иными словами, правовая культура представляет собой своего рода «юридическое богатство», достигнутый уровень воплощения в жизни социалистического общества социально полезных свойств права, тех черт и особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре.

Правовая культура принадлежит к той части духовной культуры нашего общества, которая имеет прикладную, практическую направленность (она в общем находится в том же самом ряду, что и «культура управления», «культура работы государственного аппарата» и т. д.). Вместе с тем наиболее важная черта правовой культуры состоит в том, что она реально выражает социальную ценность социалистического права.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов. К основным из них относятся:

1) уровень правосознания, который выражает знание и пони

мание права, сознание необходимости строгого выполнения тре

бований законности, развитое чувство права и законности.

Таким образом, правовая культура - это не только более широ

кое, чем правосознание, правовое явление, но и явление более

«качественно насыщенное». Правовая культура всегда связы

вается с оценкой уровня знания и понимания права, степенью

«веры в право», развитостью чувства права и законности.

Важным показателем правовой культуры являются уровень массового обыденного правосознания, объем и интенсивность общего правового воспитания. Не менее существенны и такие показатели, как масштабы и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки, правового мышления.

Правовая культура социалистического общества, вобравшая прогрессивные элементы культуры прошлого, характеризуется марксистско-ленинским, подлинно научным пониманием права, осознанной необходимостью последовательного выполнения всех требований социалистической законности;

2) уровень законности, который характеризуется степенью

развертывания всех его требований, реальностью их осуществле

ния (прочностью правопорядка). Состояние законности - это

вообще одно из важнейших проявлений культуры общества. Пра

вовая же культура невозможна, немыслима без строжайшей

законности. Причем уровень юридической культуры в рассматриваемой плоскости в значительной степени зависит и от того, с каким уважением законодатель относится к издаваемым им; нормам;

3) уровень совершенства законодательства. Культура законо

дательства выражает его совершенство с точки зрения со

держания и формы. Она предполагает подлинно научное

построение законодательства, нахождение наиболее оптималь

ных методов регулирования данных отношений, строгое соблю

дение правотворческой процедуры, максимальное использование

передовых средств и приемов юридической техники и т. п.;

4) уровень совершенства юридической практики. Культура

работы суда, прокуратуры, милиции и других органов, приме

няющих право, также выражает степень использования передо

вых приемов, правил НОТ и др.

Значение правовой культуры в социалистическом обществе выходит за сферу права, юридической практики.

Правовая культура представляет собой неотъемлемую часть социалистической культуры в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население - это значит намного поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такую ценностную ориентацию людей, которая затрагивает важнейшие стороны общественной жизни - высокую организованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, последовательную справедливость, гарантиро-ванность прав личности. А все эти, как и многие другие моменты правовой культуры, включаются в общую культуру поведения людей и, несомненно, сыграют существенную роль в формировании культуры коммунистического общества.

Вопросы правовой культуры в последние годы привлекают все большее внимание советских ученых (Л. С. Галесник, Е. А. Лукашева, О. А. Красавчиков, И. Ф. Рябко и др.). Причем, если первоначально определения правовой культуры были сориентированы главным образом на «чисто» субъективные элементы (уровень знания и понимания права и т. д.; подобного мнения в. свое время придерживался и автор этих строк), то ныне центр тяжести переносится на характеристику правовой культуры как определенного «состояния». Высказано даже мнение, что она представляет собой «идейноправовое состояние общества» 17. Конечно, определение правовой культуры должно быть достаточно широким, чтобы охватывать и ее «материализованные» проявления (такие как культура законодательства и юридической практики). Но все же, думается, приведенная выше формулировка слишком широка: она в сущности обнимает все правовые явления. Главное же состоит в том, что без ссылки на ценностный критерий характеристика правовой культуры лишается необходимой определенности по содержанию 18.

И еще: Сопоставляя (по объему) такие категории, как «право», «правосознание», «правовая культура», необходимо видеть, что ни одна из них не является по отношению к другим обобщающей (генерализующей). Назрела, видимо, необходимость введения в науку и других, более широких понятий - «правовая жизнь общества», «правовая организация общества». Вполне обоснована также в связи с характеристикой правовой культуры постановка вопроса (предложенная М. П. Рабиновичем) об использовании понятия «правовой прогресс».

Правовое воспитание

Это система организационно-идеологического воздействия, направленного на обеспечение высокой юридической культуры, развитие правосознания, подготовку кадров юристов, правовую пропаганду.

Правовое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания трудящихся. Значение правового воспитания подчеркнуто XXIV съездом КПСС, обратившим внимание на важность мер по «воспитанию граждан в духе соблюдения законов и правил социалистического общежития»20. В процессе правового воспитания происходит формирование таких качеств гражданина - строителя коммунизма, как стремление к высокой организованности, чувство дисциплины и ответственности и др. В процессе осуществления коммунистического воспитания важную роль играет также утверждение «правовых начал» - справедливости, законности, юридического равенства, нетерпимости к малейшему произволу и беззаконию, - всего того, что для коммунистов, сторонников самых гуманных идеалов, является делом принципа.

Главная задача правового воспитания - это превращение уважения к праву, к закону в личное убеждение каждого человека. «Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека», - говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду. А это, по сути дела, означает воспитание чувства права и законности. Иными словами, правовое вос-шитание в современных условиях должно быть настолько глубоким, чтобы оно не только способствовало формированию стойкой правовой ценностной ориентации у каждого человека, но и затронуло его эмоциональную сферу, его чувства.

Мощным фактором воспитания юридической культуры всего населения является сама жизнь социалистического общества, активное участие в ней граждан. Благотворное влияние на формирование социалистической правовой культуры оказывают политическая активность граждан, их участие в народных дружинах по охране общественного порядка, в товарищеских судах, в комиссиях местных Советов, в органах народного контроля, в народных судах в качестве народных заседателей и др.

Необходимость подъема юридической культуры требует проведения и особых мер правового воспитания.

Специальным правовым воспитанием (образованием) охватываются работники государственного аппарата и прежде всего юридические работники - судьи, прокуроры, работники юридической службы и другие, призванные участвовать в процессе применения норм права.

Общее правовое воспитание граждан осуществляется путем лекционной пропаганды, публикации статей и материалов на юридические темы, издания популярной юридической литературы, консультаций по юридическим вопросам, преподавания юридических дисциплин в общеобразовательных школах, техникумах, экономических и технических вузах.

Основу специального и общего правового воспитания образует марксистско-ленинская юридическая наука. Вырабатываемые ею данные являются необходимым материалом в области юридического образования и правовой пропаганды, а кадры ученых-юристов (вместе с юристами-практиками) - одним из основных отрядов в осуществлении практической работы по правовому воспитанию.

Юрист в социалистическом обществе должен помнить, что успех его работы зависит не только от того, насколько успешно и качественно он выполняет свои должностные обязанности, но и от того, насколько его деятельность (в том числе и общественная) способствует правовому воспитанию, подъему юридической культуры в стране.