Сценарий к дню рождения пушкинского лицея. Внеклассное мероприятие « Царскосельский лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию. Селе». В этот день Пушкин

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

2. Ведущий 1:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

Ведущий 2:

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 201 год со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Ведущий 1:

А мы 19 октября называем Днём гимназии. А значит, он и наш праздник, так как все мы юные гимназисты!

Звучат фанфары.

На экране – слайды с видами Царского Села

3. Ведущий 2:

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Ведущий 1:

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

Ведущий 2:

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

Ведущий 1:

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь.

Ведущий 2:

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени.

Ведущий 1:

Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

– Нет, не удерешь, Кюхля!

– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

4. Ведущий 2:

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.

Директор лицея Василий Федорович Малиновский

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.

Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

Ведущий 1:

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права.

Император: «В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титул ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях.

От воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы. Воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10-ти до 12-ти лет и при том представлять свидетельства о своём дворянстве».

Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!

Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хоть люди они крепостные!

Телесные наказания запрещены!

Лицей будет иметь особенный мундир, НАМИ определённый».

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Ведущий 1: Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный пламень,

Им чистая лампада возжена…

Звучат фанфары.

Директор Малиновский:

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

… Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Звучат фанфары.

Ведущий 2:

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Ведущий 1:

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Малиновский объявляет:

(выходят ученики в роли прославившихся лицеистов и рассказывают интересные факты из их жизни).

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Император удаляется.

Ведущий 2:

Прощаясь с первым лицейским выпуском 2-ой директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт подвёл итоги шестилетнего обучения так:

«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…»

Ведущий 1:

И они будут помнить Лицей, ставший им вторым домом, своих верных друзей и уважаемых наставников. Об этом прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея, написанная 18-летним Антоном Дельвигом:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде — да,

неправде — нет.

В несчастье — гордое терпенье.

И в счастье —

всем равно привет!

Шесть лет промчалось,

как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Прощайтесь, братья,

руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может,

здесь сроднила нас!

19.10.11 г.

Сценарий к дню пушкинского лицея

Цель:

воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина

Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.

Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна

и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво

смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:

Пушкин:

Давно ль был день разлуки шумный,

Давно ль был Вакха буйный пир.

Со мной друзей нет юности безумной,

Теперь уединенье – мой кумир.

А как мы славно пировали:

Бокалы, осушив до дна,

Свободу, вольность воспевали,

Благословляя Вакха-шалуна.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман». (Пушкин)

Теперь один, поэт опальный,

Сижу в Михайловском своем,

Под звуки осени печальной

Я вечер коротаю с нянею вдвоем.

О, где ж вы, други юности беспечной,

Дождусь ли встречи с вами я?

Вас обниму ли с радостью сердечной,

Пожму ли руки вам, мои друзья?

Звенит колокольчик. Входит Пущин.

Пущин:

Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,

Вот, наконец, мы встретились с тобой.

Я вижу: весь в трудах полезных,

Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись

«Евгений Онегин»)

Пушкин:

Я рад!

«…Поэта дом опальный

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)

Пущин:

Давай с тобой мы выпьем за Лицей,

За дружбу, за любовь и за свободу!

За круг, уже редеющий, друзей,

Кого теряем мы все чаще год от году.

Пушкин и Пущин молча чокаются чашками

С морсом и, стоя, пьют.

Пущин:

Быть может, пьем с тобой последний раз

И не увижусь я с тобою боле.

Давай забудем горести на час,

Забудем о печали, о неволе.

Пушкин

(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш! (Пушкин)

И они поют песню:

Песня

(«Гусарская баллада»)

Мы вспомним юные забавы,

И станет на душе у нас тогда тепло.

Не надо нам с тобою славы,

Лицейской дружбы сохраним навек тепло!

Наш Бахус мирный, вечно юный,

Он с лицеистами всегда был заодно.

Мы в честь него настроим струны

Но мы вино не пьем давно, давным-давно.

Пускай с отрадою печальной

Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.

Не забывай, мой друг опальный,

Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.

Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:

«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.

На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,

что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.

Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.

Дельвиг (обнимая Пушкина):

Привет, Француз, поэт-отшельник,

Как долго же не видел я тебя!

Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)

А ты совсем не бережешь себя.

Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает

И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным

До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)

Пушкин:

«И ты пришел, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)

Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.

Пушкин (снова один):

О, мои милые друзья!

«Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я.

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)

Пушкин уходит.

На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.

За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.

Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:

1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.

2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго

Ею любовался.

3. Палярники дрейфовали на льдине.

4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).

5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.

Учительница:

Мне жаль вас, молодое поколенье:

Не чтите вы совсем родной язык.

По-русски написать для вас – мученье,

Для вас могучий русский – не велик.

На языке богатом, русском, говорили

Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…

Его боготворили, знали и любили

Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…

А Пушкин, наш великий, славный гений

(«Живи сейчас он снова среди нас»),

Он, русским словом обратившись к поколеньям,

Такую мысль бы высказал тотчас:

Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.

Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Ученики встают, приветствуя гостей.

Пушкин:

«Доколь же вы, надменные потомки,

Смеяться будете над русским языком?

Стихов и прозы безобразные обломки

Впитают дети ваши с материнским молоком!

Средь них тогда не будет уж поэтов,

А о писателях уж я не говорю!

Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,

А о сонетах и поэмах я и не молю!

Проснитесь же вы, сонные ленивцы!

Бог помочь вам, друзья мои!

Вперяйте в книги вы свои десницы,

Наступят пусть у вас златые дни!»

Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.


Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы окунуться в историю создания лицея, подробнее узнать о первых его выпускниках, а именно о Пушкинском выпуске.

Лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию, празднует свой День рождения. Царскосельский Лицей был торжественно открыт 19 октября 1811 года . Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому , считавшему, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями.

Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет – как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.

В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.

Так выглядело ежедневное расписание лицеистов

6.00 – подъем, сборы, молитва;

7.00 – 9.00 – уроки;

9.00 – 10.00 – чай, прогулка;

10.00 – 12.00 – уроки;

12.00 – 13.00 – прогулка;

13.00 – обед;

14.00 – 15.00 – чистописание или рисование;

15.00 – 17.00 – уроки;

17.00 – чай;

до 18.00 – прогулка;

18.00 – 20.30 – повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам – танцы или фехтование);

каждую субботу – баня;

20.30 – ужин;

до 22.00 – рекреация;

22.00 – молитва и сон.

Императорский Лицей сыграл большую роль в истории российского образования. Оставил он след и в судьбе Царского Села. Благодаря питомцу Лицея Александру Пушкину воспетый и прославленный им город привлекает всеобщее внимание не только как великолепная летняя резиденция российских монархов, но и как поэтическая родина русского гения .

В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.

А теперь немного из Истории здания Царскосельского Лицея

Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения.

На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары – комнаты воспитанников.

Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.

Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.

В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.

1899 г. – в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан Р. Бахом в 1899 году, частично на средства жителей Царского Села.

Во время Великой Отечественной войны здание Царскосельского Лицея было разрушено. В 1969–1975 гг. его удалось восстановить: реставрационные работы проводились по проекту архитектора А. Кедринского.

Пушкинский выпуск

Ведущий : 19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их называли «Первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники». Без малого через шесть лет 29 юношей получат аттестат.

Когда-то в течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах и которое лицеисты хранили всю свою жизнь.

Конечно, поистине всероссийскую славу составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой, кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее знал, быть может, узкий круг специалистов, занимающихся историей образования России.

И, тем не менее, главным «везением» юного Пушкина, событием, предопределившим весь его жизненный путь, стало зачисление в только что открывшийся (19 октября 1811 года) Царскосельский Императорский лицей.

Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из родовитых дворянских семей России. Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам, политической философии и даже искусству стихосложения. Здесь формировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и общественное устройство. Здесь он встретил своих лучших друзей.

Здесь остро переживал события Отечественной войны 1812 года «Мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея, - мы … напутствовали воинов сердечною молитвою …» - вспоминал впоследствии Иван Пущин.

В лицее – после дебюта в журнале «Вестник Европы» со стихотворением «К другу стихотворцу» - Пушкин впервые приобретет известность.

В «лицейской республике» шла своя жизнь. Здесь все были равны. Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из них. Но однажды, зимним морозным днем января 1815 года, лицеисты поняли, что их курчавый товарищ стал иным. Он их перерос.

Промчались годы заточенья:

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум.

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум. А.Пушкин «Товарищам».

Ведущий: Май 1817 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов.

Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе»:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес…

Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт смуглого юношу, который тут же убежал.

Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но меня не нашли…»

Тут же мы начали готовиться к выходу из Лицея. Разлука с товарищеской семьей была тяжела, хотя ею должна была начаться желанная эпоха жизни, с заманчивой, незнакомой далью. Девятого июня был акт. Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен…

Дельвиг - Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея(финал)

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да, неправде - нет.

В несчастье - гордое терпенье.

И в счастье - всем равно привет!

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Прощайтесь, братья, руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

(Антон Дельвиг, первые числа июня 1817 года)

Ведущий: Последние лицейские дни… Всерьез и в шутку обсуждаются служебные назначения.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул –

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул…

А.Пушкин «Товарищам»

Ведущий : Это предсказание военной службы, в которую идут многие. Матюшкин станет офицером флота, Горчаков готовится к службе по дипломатической части. Корсаков, Кюхельбекер, Пушкин поступят в Коллегию иностранных дел.

Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и они станут теперь «чугунники». Звучит прощальная лицейская клятва…

19октября 1825года. Пушкин не смог присутствовать на лицейской годовщине. Он был в ссылке в селе Михайловском

Рождаются строки Стихотворение «Роняет лес багряный свой убор»:

1 « Роняет лес…

2. «Печален я: со мною друга нет…

Я пью один..

3. « Он не пришел, кудрявый наш певец…»

а) Н.А.Корсаков, лицейский товарищ Пушкина, композитор-любитель, в возрасте 20 лет умер от чахотки в Италии

4 «Сидишь ли ты в кругу своих друзей

А) Ф.Ф.Матюшкин, лицейский товарищ Пушкина. По окончании Лицея поступил во флот и вскоре отправился в кругосветное путешествие.

5.»Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

В этих строках поэт обращался к Ивану Пущину, Антону Дельвигу, Вильгельму Кюхельбекеру.

6) «Из края в край преследуем грозой»

А) Пущин И.И.- один из самых близких лицейских товарищей Пушкина. Декабрист. в январе 1825 года первым из всех друзей посетил ссыльного Пушкина в Михайловском

Пущина любили многие - за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Он всюду был в центре – умный, жизнерадостный, надежный. Александр Пушкин, часто неровный в обращении, вспыльчивый, он доверял своему другу первые огорченья и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. После Лицея они часто встречались в Петербурге. Пущин навсегда остался для поэта таким – «первым», «бесценным». И о нем вспомнил Пушкин, когда умирал.

7. «Ты, Горчаков, счастливец с первых дней»

А.А.Горчаков лицейский товарищ Пушкина, в сентябре 1825года проездом из-за границы заехал в псковское имение своего дяди, куда Пушкин приехал повидаться с ним

8. « Когда постиг меня судьбины гнев…»

А) Антон Антонович Дельвиг. Близкий лицейский друг Пушкина. Также посетил ссыльного Пушкина в Михайловском.

Дельвиг – человек, наделенный живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее все свои мысли и чувства посвятил литературе. Отлично знал древнюю поэзию, ощущал ее гармонию. Писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными – были положены на музыку, пелись в разных концах России Он еще в юности предсказывал своему другу широчайшую известность:

Ранняя смерть Дельвига (1831) потрясла его друга. Получив известие об этом, Пушкин писал: «Вот первая смерть, мною оплаканная».

9. « Служенье муз не терпит суеты…»

А) Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина. Поэт, декабрист

В Лицее его считали чудаком, над ним смеялись, писали на него эпиграммы, порой доводя его до бешенства. «Кюхля», как называли его товарищи, был неуклюж, с характерным профилем, украшенным большим носом. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое: ум, одержимость литературой, начитанность, доброту. Одним из первых оценили его Дельвиг и Пушкин. Кюхельбекер был независим в своих мнениях, любил свободу, справедливость участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет провел он в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь. В ссылке Вильгельм Карлович продолжал свою литературную работу, следил за журналами. Кюхля был душевно близок Пушкину, он хлопотал за друга, посылал ему в тюрьму книги окольными путями. И Кюхельбекер до самой смерти (в Сибири) хранил к нему благодарное дружеское чувство.

10 «Пора и мне… пируйте, о друзья!»

Такими были ближайшие из товарищей Пушкина, вместе с ним пришедшие в Лицей в октябре 1811 года и оставшиеся для него навсегда верными друзьями. Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы, - помнили свое «лицейское братство», хранили каждый по-своему верность мечтам юности, «лицейскому духу», своим наставникам. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, 19 октября.

«19 октября 1836 года» - эту дату поставил Пушкин не последней странице «Капитанской дочки». Во второй половине дня он отправился на встречу с друзьями. Из двадцати девяти выпускников первого выпуска на собрание пришло всего одиннадцать человек. Пушкин настроен был грустно. Он вел протокол: «Праздновали двадцатилетие лицея…

Пушкин: Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш,

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

А.Пушкин «Была пора: наш праздник молодой».

Ведущий: Это был последний праздник с Пушкиным… Он стал седьмым ушедшим лицеистом – после Дельвига. Смертельно раненный поэт попросил, чтобы не называли имени секунданта, лицейского друга Данзаса.

Ведущий: Лицейский праздник 1837 года явился тризной по великому поэту. Страшным ударом для Кюхельбекера стала весть о гибели Пушкина. Потрясенный, он создал проникновенное стихотворение «Тени Пушкина»:

Никто тебе не равен,

Никто из сверстников-певцов:

Не смеркнешь ты во мгле веков –

В веках тебе клеврет Державин!

Ведущий: К 60-летию первого выпуска остались только двое: Сергей Комовский и Александр Горчаков. Последний лицеист первого выпуска – Александр Горчаков – скончался 28 февраля 1883 года.

19 октября 1811 года. Казалось бы, так далеко. Но чувству родства между пушкинскими лицеистами можно только позавидовать. Но все равно чувство родства между дружбой лицеистов и дружбой школьников-одноклассников есть. А иначе не стала бы случайная дата – 19 октября – живым наследием. А Пушкин стал вечным поэтом лицеистом, которого знают и помнят не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

“…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”

Просмотр содержимого презентации
«лицей»


  • Мы хотим вам рассказать историю одного класса.
  • Класс как класс… тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие.
  • Важно ли, когда, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? Носят ли они джинсы или камзолы, треугольники?
  • Конечно, разница веков нам небезразлична. Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... Устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше СЕГОДНЯ и их ДАЛЕКО. Какая хорошая вещь память, какая хорошая вещь история!

  • «Одного имени Пушкина довольно, чтобы обессмертить этот выпуск…»- говорил М.А.Корф.
  • «Золотым» называют первый выпуск в истории, «пушкинский»- говорим сегодня мы.

Пушкин-лицеист


Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной».Идея создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю М.М.Сперанскому и была связана с планами преобразования России императором Александром I .


Основание Царскосельского лицея относится ко временам начала царствования императора Александра I.

12 августа 1810 г. Александр I подписал проект о создании в 20 верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения.




  • В 6 часов утра объявляли общий подъем, затем следовала утренняя молитва, потом - повторение заданий преподавателей.
  • С 8 до 9 часов проводили урок в классах.
  • С 10 до 11 предусматривались завтрак и прогулка в парке.
  • С 11 до 12 - второй урок в классах, а с 13 - обед и короткий перерыв.
  • В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию.
  • С 15 до 17 - снова уроки в классах.
  • Потом - короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.
  • В 20 часов мальчики шли на ужин, затем гуляли в парке и, наконец, снова повторяли заданные уроки.
  • После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.

Учебная программа была рассчитана на 6 лет. Обучение делилось на два курса – старший и младший, по три года каждый, с обязательными переводными экзаменами. Образование в Лицее предусматривалось общее, но с преобладанием гуманитарных дисциплин. По окончании учебы род службы выпускники выбирали самостоятельно.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.


Немного из истории здания Царскосельского Лицея

Большой зал. 2 этаж


Учебный класс 3 этаж


Газетная (или журнальная) комната 3 этаж


Спальный коридор 4 этаж


Комната № 14 Александра Пушкина 4 этаж



Александр Пушкин в

переполненном зале в

присутствии прославленного

поэта Гавриила Романовича

Державина читал свое

глубоко патриотическое

произведение, гимн народу –

победителю в Отечественной

войне 1812 г. –

«Воспоминания в Царском

Селе». В этот день Пушкин

был признан поэтом.


Произведение вызвало слёзы восторга у Державина. Он назвал Пушкина представителем подрастающего поколения, которое сможет заменить его, знаменитого, но уже пожилого поэта. Пушкин тогда стал настоящей звездой лицея. Все преподаватели заметили в нем неординарного ученика и начали поощрять его литературные таланты. Пушкин был счастлив, что в нем увидели не начинающего поэта, а уже коллегу.

Г.Р. Державин

Я не умер, - воскликнул Державин. - Вот, кто заменит меня».


Юному поэту было 15 лет

А.С.Пушкин:

«…Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»


В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердце трепетные сны.

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»


Шесть лет

промчались,

мечтанье…


9 июня 1817 года в Большом зале состоялась церемония первого выпуска. «Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен»,- вспоминал Иван Пущин. И всё же он запомнился лицеистам – словами директора Е.А.Энгельгардта, призывавшего хранить своё доброе имя и чистую совесть, и отеческим наставлением государя.

Е.А.Энгельгардт



Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук.


Пущин

Матюшкин

Кюхельбекер

Горчаков

Дельвиг


Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз .

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир

чужбина, Отечество нам Царское Село.

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я

1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

2. Слово ведущего .

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.

Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.

3. Слово ведущего

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

4. Слайдовая презентация

(Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)

Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.

Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.

Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.

Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:

  • конкурсы чтецов,
  • разнообразные гостиные,
  • праздник-конкурс “Натали”,
  • пушкинские чтения.

На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.

Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)

Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:

  • и в знаменитом Парадном зале РФК,
  • и в Центральном Доме учёных;
  • и в Центральном Доме работников искусств,
  • на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
  • в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
  • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
  • на “Народном радио”.

Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.

5. Слово ведущего

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

7. Слово ведущего

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

9. Слово ведущего

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены!

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Звучат фанфары.

10. Слово ведущего

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

Звучат фанфары.

14. Слово ведущего

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

Император удаляется.

15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).

16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.

17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.

18. Торжественная минута посвящения.

Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.

19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.

Звучат стихотворения, возлагаются цветы.