Новорожденный в 1 месяц жизни. Первый месяц жизни ребенка. Психоэмоциональное состояние ребенка

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 29 минут

А А

Последнее обновление статьи: 25.05.2019

Вот и случилось чудо – долгожданный малыш появился на свет! Теперь маме и папе необходимо будет пройти длинный и очень интересный путь взросления и становления личности.

Какие прививки делают в 1 месяц

Все органы новорожденного в первый месяц начинают активно приспосабливаться к внешней жизни. Задача медиков и родителей – помочь адаптироваться малышу, защитить его от риска инфицирования, сформировать иммунитет. Вот какие прививки делают в первый месяц:

  1. Против вирусного гепатита – эту прививку делают в роддоме в первые 12 часов,
  2. Против туберкулеза (БЦЖ) – в течение первых 3–7 дней,
  3. Повторно против гепатита В – в 1 месяц.

Календарь прививок онлайн

Составьте индивидуальный график прививок для ребенка с помощью нашего калькулятора. Вы можете быстро сформировать календарь прививок для своего ребенка, для этого укажите дату рождения ребенка и нажмите кнопку “Отобразить график”.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря
2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000
Отобразить график

График прививок

Интервал Прививка Вакцина
Гепатит В

04.01.2019 – 08.01.2019

Туберкулез БЦЖ, БЦЖ-М
Гепатит В Энджерикс В, Эувакс В, Регевак B
Пневмококковая инфекция Превенар
Дифтерия, столбняк, коклюш
Полиомиелит
Гемофильная инфекция Пентаксим, Акт-ХИБ, Хиберикс
Дифтерия, столбняк, коклюш АКДС, Пентаксим, Инфанрикс, Тетраксим
Пневмококковая инфекция Превенар
Полиомиелит Пентаксим, Имовакс Полио, Полиорикс, Тетраксим
Гемофильная инфекция Пентаксим, Акт-ХИБ, Хиберикс
Гепатит В Энджерикс В, Эувакс В, Регевак B
Дифтерия, столбняк, коклюш АКДС, Пентаксим, Инфанрикс, Тетраксим
Полиомиелит Пентаксим, Имовакс Полио, Полиорикс, Тетраксим
Гемофильная инфекция Пентаксим, Акт-ХИБ, Хиберикс
Корь, краснуха, эпидемический паротит Приорикс, ЖКВ, ЖПВ
Гепатит В Энджерикс В, Эувакс В, Регевак B
Пневмококковая инфекция (ревакцинация) Пневмо 23, Превенар
Полиомиелит (первая ревакцинация) Пентаксим, ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс, Тетраксим
Дифтерия, столбняк, коклюш (первая ревакцинация) АКДС, Пентаксим, Инфанрикс, Тетраксим
Гемофильная инфекция (первая ревакцинация) Пентаксим, Акт-ХИБ, Хиберикс
Полиомиелит (вторая ревакцинация)
Корь, краснуха, эпидемический паротит (ревакцинация) Приорикс, ЖКВ, ЖПВ

01.01.2025 – 01.01.2026

Дифтерия, столбняк, коклюш (вторая ревакцинация) АДС-М Анатоксин
Туберкулез (ревакцинация) БЦЖ
Дифтерия, столбняк, коклюш (третья ревакцинация) АДС-М Анатоксин
Полиомиелит (третья ревакцинация) ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс

Каких врачей проходят в месяц

В первый месяц после выписки новорожденного должен посетить 2 раза участковый педиатр и 4 раза – медсестра. В 1 месяц младенца надо показать следующим врачам:

  • офтальмологу,
  • ортопеду,
  • хирургу,
  • неврологу.

Для исключения нежелательных патологий необходимо пройти УЗИ:

  1. головного мозга,
  2. тазобедренных суставов,
  3. брюшной полости,
  4. почек.

Часто все эти процедуры проводятся в роддоме до выписки. Начиная с одного месяца, родителям следует ежемесячно приносить своего ребенка в поликлинику на осмотр. Малыша взвешивают, обмеряют, проверяют основные рефлексы, слушают сердце и легкие, ощупывают животик.

Изменения в организме малыша за 1 месяц

В течение первого месяца в организме ребенка происходят следующие основные изменения:


Если корочка с пупочной ранки не отпадает к 14–15 дням, наблюдается покраснение, припухлость пупочного кольца, появляются выделения, то вам следует обратиться к врачу.


Первый месяц жизни новорожденного: режим дня

Роды – это стресс не только для матери, но и для малыша. Большую часть первого месяца своей жизни, примерно 18-20 часов, малыш проводит во сне. Он просыпается, чтобы покушать, немного посмотреть вокруг и снова засыпает. Именно за счет такого режима дня новорожденный набирается сил, чтобы спустя немного времени радовать маму и папу своей активностью. Когда младенец не спит, он ест.

Сон

Различают три основные вида сна у новорожденного ребенка:

  • глубокий сон – глаза ребенка закрыты, он дышит медленно и ровно, тело малыша расслабленно;
  • неглубокий сон – дыхание ребенка неровное, учащенное, под веками различается движение глазных яблок, ручки и ножки подергиваются;
  • дремотное состояние – возникает во время кормления малыша перед моментом засыпания и характеризуется полузакрытыми веками;

Новорожденный обычно спит в позе лягушки, лежа на спине, ручки согнуты в локтях и подняты вверх, ножки согнуты в коленях и раздвинуты в стороны.

Дети в этом возрасте еще не понимают время суток. Чтобы помочь малышу привыкнуть к суточным циклам, можно в меру контролировать его сон, не давая спать целый день, будить малыша на процедуры кормления и купания. Следовательно, в ночное время должна усиленно соблюдаться тишина и темнота. Спустя определенное количество времени ребенок привыкнет к тому, что день – время для активности, ночь – время для крепкого сна.

Кормление новорожденного

В первый месяц новорожденный должен есть не менее 8-9 раз в сутки , высасывая за каждое кормление по 60 мл молока. Ребенку дают грудь при первых признаках беспокойства, это называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Более частое прикладывание ребенка к груди является так же одним из главных способов стимуляции лактации у мамочек, особенно у первородящих. Таким способом, получается 10–12 кормлений за сутки.

Малыш при сосании должен захватывать весь околососковый кружок. За первые 5-10 минут кормления он обычно высасывает основной объем молока. Но некоторые дети быстро устают и засыпают, их нужно будить, нежно теребя по щёчке, вынимая и обратно вкладывая им сосок в рот.

При сосании вместе с молоком обязательно попадает воздух, поэтому срыгивание необходимо, оно помогает малышу избавиться от накопившегося в желудке воздуха.

Срыгивание должно проходить через каждые 5 минут при грудном вскармливании и через каждые 50 г – при искусственном кормлении смесью из бутылочки. Обычно это делается в позе вертикально на мамином плече.

Почему новорожденный худеет

В первые дни жизни малыш теряет в весе. Не пугайтесь, это является вполне естественным процессом. Когда младенец появляется на свет, в его организме содержатся излишки жидкости. В момент рождения ребенок утрачивает 8-10% своего веса , только потом его масса принимает стабильное значение и начинает возрастать. Спустя две недели ребенок восстанавливает массу тела, зафиксированную при его появлении на свет.

Рост и вес ребенка в 1 месяц

Новорожденный в первый месяц хорошо кушает, набирает вес и быстро растет. Вес его увеличивается, примерно, на 15 – 30 грамм в сутки, и к концу первого месяца ребенок набирает около 600-800 грамм. Рост малыша в первый месяц увеличивается на 2-3 сантиметра, обхват головы и грудной клетки – на 1,4 – 1,5 см.

Нормы физического развития ребенка 1 месяца жизни смотрите на графиках и в таблицах:

Физические показатели развития девочек и мальчиков в 1 месяц:

В таблице приведены показатели нормы роста и веса ребенка в 1 месяц. Это среднестатистические значения. Причины, по которым физические показатели развития вашего малыша могут сильно отличаться от нормы:

  1. Неправильно выбран способ вскармливания;
  2. Проблемы при кормлении ребенка: отказ его от груди, недостаточная лактация молока, аллергия;
  3. Сложности при протекании беременности и в процессе родов: к примеру, ребенок родился раньше срока;
  4. Наличие заболевания у ребенка, влияющее на увеличение роста и веса;
  5. Наследственность (у “мелких” родителей крайне редко рождаются “крупные” детки);
  6. Экология;
  7. Наличие у матери вредных привычек.

Ежемесячные консультационные встречи, которые мама обязана посещать, позволяют специалистам наблюдать изменение роста и массы тела младенца, это поможет родителям избавиться от лишних переживаний.


Если вы обнаружили значительные отклонения от показателей нормы, обратитесь к вашему педиатру для выяснения причин:

  • Если ребенок прибавил в весе меньше средних показателей, возможно, он недостаточно хорошо питается. В таком случае врач порекомендует к грудному вскармливанию добавить смеси. Если малыш находится на искусственном вскармливании, подкорректирует кратность и объем заменителей молока.
  • Не стоит радоваться, если малыш прибавил намного больше нормы. В последующем это может обернуться ожирением и нарушением нормальной работы органов и систем, связанных с лишним весом! Ваш педиатр поможет скорректировать режим кормления новорожденного малыша.

Отклонения от нормы и колики

1. Повышенный, пониженный тонус мышц или асимметрия мышечного тонуса ребенка: педиатр назначает малышу массаж и упражнения, о них мы поговорим ниже. В сложных случаях требуется наблюдение у невролога;

2. Желтуха : у некоторых новорожденных она к месяцу не проходит, в этом случае требуется консультация педиатра;

3. Колики : вздутие живота, кишечные спазмы часто встречаются на первых месяцах у практически здоровых детей. Как помочь новорожденному ребенку при коликах? Способы простые: легкие поглаживания животика по часовой стрелке, использование газоотводной трубочки, выкладывание младенца на живот на 3–5 минут, прием плантекса, укропной водички. Все эти способы помогут выведению газов из кишечника младенца;

4. Недостаточный набор массы тела : он может быть связан как с нехваткой грудного молока у мамы, так и с болезнями малыша. В любом из этих случаев ребенка нужно показать врачу.

Уход за крохой в 1 месяц

Уход за малышом в первый месяц его жизни подразумевает выполнение следующих процедур:

1. Гигиенические процедуры,

2. Купание младенца,

3. Прогулки,

4. Массаж и гимнастика.

Гигиенические процедуры

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Купание новорожденного после роддома

Вы сами выбираете режим купания вашего малыша, уточним лишь, что новорожденного достаточно купать 2-3 раза в неделю , в остальные дни нужно обязательно обтирать своего малыша. Добавляйте в воду отвары трав череды или ромашки. Так как кожи малыша очень чувствительна, тщательно подбирайте для него мыло, выбирайте детское с минимальным содержанием отдушки.

Очень осторожно опускайте ребенка в воду, учитывая высокую чувствительность младенцев к изменению температуры. Опуская в воду, начинайте с пяточек.Если ребенок плачет и сильно беспокоится при первом купании, мама может попробовать принять ванну вместе с ним: уложить кроху себе на грудь и осторожно поливать его водичкой.

Можно дать ребенку оттолкнуться ножками от стенок ванны или же, придерживая кроху под мышками, наклоняя вперед и стимулируя рефлекс ходьбы, дать ребенку пройти несколько шагов по дну.

Прогулки с малышом

Частый вопрос от родителей – сколько гулять с новорожденным? Время первых прогулок с новорожденным составляет не более 10-15 минут и постепенно увеличивается до 30 минут. Если на улице тепло, то длительность прогулки может достигать 1,5 – 2 часа . Если же температура воздуха ниже 10 градусов или на улице дождь, снег или ветер, то лучше воздержаться и не гулять с 1 – 2 месячным малышом.

Прогулки в холодное время года следует ограничивать, т.к. система регуляции теплообмена у грудничков несовершенна и легко навредить малышу. Когда за окном непогода, можно просто выносить одетого малыша на несколько минут на балкон или оставлять его на сон в коляске при открытой форточке.

Видео о том, как ухаживать за новорожденным:

Массаж, гимнастика и воздушные ванны

Периодически грудничок должен лежать на животе. Такое положение малыша минимизирует вероятность появления запора, активизирует двигательные рефлексы головкой и конечностями. Как правильно делать массаж малышу в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Со 2-3 недели жизни малыша можно проводить с ним воздушные ванны, закаливание и массаж. Эти процедуры удачно объединяются в одной.

На видео смотрите инструкцию по гимнастике для 1 месячного ребенка:

На пару минут оставляем ребенка в одной распашонке или совсем раздетым и прикрытым пеленкой. Одновременно начинаем делать легкие поглаживания руками по ручкам, животику, ножкам ребенка. Начиная с 1-2 минут, можно довести длительность этих процедур до 5-7 минут.

Переодевая малыша, постарайтесь, чтобы ваши руки не были холодными, так как младенцы 1 месяца очень чувствительны к тактильным ощущениям.

Упражнения для физического развития малыша:

  • Пусть ваш кроха лежит на спинке, возьмите его за ручки и плавно поднимите их вверх над головой, затем так же плавно опустите вниз, скрестите на груди и разведите в стороны. Ножками малыша можно делать упражнение велосипед. Не молчите, напевайте при этом приятную песенку.
  • Переверните младенца на животик, поставьте перед ним игрушку и начните медленно поднимать ее вверх. Это стимулирует ребенка поднять голову. Можете уложить малыша на свой живот и нежно позвать его по имени, чтобы ребенок, подняв голову, начал на вас смотреть. Такие упражнения развивают мышцы новорожденного.
  • Во время купания нежно прикасайтесь к вашему малышу, сопровождая это тихой песенкой. После купания, завернув младенца в полотенце, спрячьте свое лицо за его краешек и, затем, выгляните из-за него и скажите «ку-ку».
  • Массируйте каждый пальчик на ножках и ручках младенца. Прикасайтесь к нему руками, кусочком ваты, мягкой кисточкой и рукавичкой из махровой или шерстяной ткани.

Как работают органы чувств у новорожденного?

Как видит младенец в 1 месяц

Глазное яблоко к первому месяцу жизни уже имеет сформированные качества. Однако, зрительная функция еще не достигла своего полного развития. Слезки у малыша начинают формироваться только к третьей – четвертой неделе. Для большинства детей в этом возрасте характерно небольшое колебание глазного яблока и легкое косоглазие. Не стоит сильно беспокоиться по этому поводу, такое явление обосновывается неполным развитием зрительной функции и скоро пройдет.

Родители спрашивают – когда ребенок начинает видеть? Новорожденный видит предметы размытыми и нечеткими. Месячный ребенок отчетливо различает предметы, расположенные на расстоянии около 60 см от его глаз. Именно на таком расстоянии он хорошо видит лицо мамы или папы, узнает их, начинает реагировать мимикой и пытаться издавать звуки. Также он заметит и яркие игрушки, которые висят в его кроватке.

Новорожденный ребенок начинает видеть и узнавать лицо мамы или папы в 1 месяц на расстоянии 60 см от его глаз

Малышу необходимо помогать развивать зрение. Для этого нужно чаще брать ребенка на ручки или наклоняться над ним, чтобы он хорошо видел лица родителей, рассматривал и запоминал отдельные черты лица. Не ленитесь играть с ним, показывая цветные погремушки.

К концу первого месяца своей жизни малыш уже может следить взглядом за медленно перемещаемой игрушкой возле его лица. Это его самые первые игры.

Только не утомляйте грудничка, на подобные игры отводите по нескольку минут в день, для его возраста этого вполне достаточно.

Упражнения для развития зрения:

  • Пришейте резинку к небольшой игрушке и подвесьте ее над малышом. Сделайте так, чтобы игрушка «прыгала» перед ребенком вверх и вниз. Совсем скоро кроха будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться схватить ее ручками.
  • Положите на свое плечо яркое полотенце во время кормления, малыш станет переводить свой взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.
  • Чтобы лучше фокусировать взгляд, делайте следующее: покажите крохе крупную игрушку на расстоянии 25 – 30 см , подождите, чтобы малютка остановил на ней свой взгляд, и медленно отведите игрушку в сторону. Старайтесь, чтобы взгляд малыша оставался сфокусированным на предмете. Можете плавно двигать игрушку сначала по горизонтали, потом по вертикале и, в заключении, по кругу.
  • Такое же упражнение можно делать с погремушкой, дополнительно издавая негромкие звуки. Делайте упражнение 1-2 раза в день по 2 минут за занятие.

Как слышат новорожденные в 1 месяц

Первые несколько недель жизни малыша наполнены совершенно новыми для него звуками. Так как новорожденный еще не научился обнаруживать место, откуда исходит звук, его естественной реакцией будет замирание. Однако, когда ребенок вдруг слышит родительский голос, он сразу же перестает плакать.

В месячном возрасте малыш уже хорошо различает звуки и поворачивает голову в сторону источника звука. Попробуйте погреметь в стороне погремушкой – кроха обязательно повернет голову в эту сторону. Малыши этого возраста любят негромкие, приятные звуки, но самый любимый, конечно же, – мамин голос. На голос мамочки ребенок реагирует особенно активно и способен чувствовать ее настроение по тембру. Если мама разговаривает ласково и спокойно, малышу это очень нравится, он выражает свои эмоции активными движениями ножек и ручек, различными звуками.

В возрасте 1 месяц можно увидеть первую улыбку ребенка. Чаще она адресована маме как самому любимому человеку. Если мама раздражена или обижена, малыш также чувствует ее эмоциональное состояние и может плакать или капризничать.

Слух малыша необходимо развивать и тренировать. Для этого чаще нужно разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать книжки. Обязательно привлекайте всех членов семьи. Хорошо, если у крохи есть старшие братья и сестры. Общение с ними должно происходить с самых первых дней жизни. Включайте негромкую и спокойную музыку, в течение дня пусть работает телевизор. Новорожденный должен привыкать к различным звукам, только избегайте слишком громких и неприятных звуков, чтобы не напугать его.

Упражнения для развития слуха:

До 10 минут ежедневно можете включать новорожденному классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов.

  • Разместите в кроватке ребенка с 3-4 крупными игрушками и приятной мелодией. Периодически выкладывайте малыша на развивающий коврик.
  • Чаще разговаривайте с крохой и постарайтесь, чтобы малыш при этом видел вашу мимику, – это стимулирует слух и развитие речи ребенка. Младенец быстрее начнет отвечать осознанной улыбкой в ответ на мамину ласковую речь.
  • Начинайте читать малышу детские стихи – это развивает слух крохи и чувство ритма. Можете менять слова в любой песне на свой вкус.
  • Если привязать к пинеткам крохи колокольчик, то во время шевелений малыш будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, а вы перемещаетесь по комнате, не забывайте с ним разговаривать. Это стимулировать одновременно и слух младенца, и его зрение.

Обоняние грудничка

Запахи малыш тоже способен различать. Свою маму он запоминает по аромату тела, грудь находит по запаху молока. Деткам этого возраста нравятся сладкие запахи.

Для стимуляции обоняния младенца можно обмакнуть ватный шарик в мятную или ванильную водичку, чтобы пространство вокруг малыша наполнилось этим ароматом и он дышал им.

Речь младенца

Месячный ребенок уже пытается «гулить» и произносить отдельные звуки. Чаще это гласные звуки.

«Разговаривает» он в хорошем настроении, когда сыт и мама рядом. Свои желания и потребности в этом возрасте малыш выражает плачем.

Совсем скоро по тембру плача мама научится различать, когда малыш голоден, болен, нужно сменить подгузники или просто он хочет на руки.

Как ведут себя новорожденные в первый месяц – рефлексы малыша

Рефлексы – это ответная реакция организма на разнообразные раздражители. На первом месяце жизни у ребенка еще присутствуют безусловные рефлексы, которые помогают ему приспособиться к жизни вне утробы матери. Со временем рефлексы утрачиваются.

Родителям следует внимательно наблюдать за каждым рефлексом своего чада, ведь на данный момент – это единственное средство коммуникации малыша с этим миром.

Как узнать, что у ребенка болит:

  • Если ребенок ощущает дискомфорт или испытывает боль, он сообщит об этом криками и интенсивными движениями конечностей.
  • Многочисленные исследования сумели доказать, что при болевых ощущениях ребенок сгибает пальчики на ногах, а на руках разгибает большие пальцы.
  • Когда начинается колика, малыш будет делать активные манипуляции нижними конечностями.
  • Если вдруг малыш испытывает неудобства, связанные с ушами, он начнет усиленно вертеть головой.

Если родители внимательно относятся к своему ребенку и учатся понимать каждое его движение, это существенно упрощает жизнь всей семье.

Исследовать врожденные рефлексы должен педиатр при патронаже, а также при посещении поликлиники в возрасте 1 месяц.

Как проверить рефлексы ребенка

Подготовка:

  • Проверка рефлексов проводится в благоприятных для новорожденного условиях: в комнате должно быть тепло и ребенок лежать на ровной поверхности.
  • Малыш должен быть накормлен, спокоен, в чистых подгузниках, чтобы его ничто не отвлекало.
  • Руки мамы должны быть гладкими и теплыми, не должны мешать исследованию украшения на пальцах и длинные ногти.

Если все условия соблюдены, оценка рефлексов будет адекватной.

Проверка рефлексов ребенка

У физически здоровых месячных грудничков должны быть все основные рефлексы:

  1. Сосательный. Коснитесь ротика малыша пустышкой или кончиком чистого пальца. Малыш постарается захватить предмет и начнет делать движения ртом, имитирующие сосание. Данный рефлекс получил название “сосательного рефлекса”, он начинает проявляться практически сразу после рождения. Как только малыш появляется на свет, его прикладывают к груди матери и неосознанно новорожденный начинает сосать грудь.
  2. Хватательный. Если вложить в ладонь ребенка свой палец или легкую погремушку, то можно увидеть, как он крепко захватывает и какое-то время держит предмет в своей крошечной ладошке.
  3. Защитный. Положите ребенка на животик и наблюдайте за движением его головы. Здоровый ребенок тут же повернет головку в сторону, чтобы нормально дышать. Педиатры называют такой рефлекс “защитным”. Если у малыша имеются неврологические расстройства, то он не сможет поворачивать голову в сторону. Состояние опасно тем, что малыш может уткнуться носом в поверхность, на которой лежит и задохнуться.
  4. Рефлекс ползания. В положении на животике приложите свои ладони к стопам ребенка. Почувствовав опору, он попытается оттолкнуться и сделать движение, как будто хочет поползти.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы. Придерживая ребенка в области подмышек, поставьте его ножками на ровную твердую поверхность и немного наклоните вперед. Малыш начнет делать самостоятельно шаги ножками.
  6. Поисковый. Если погладить малыша по щёчке, он поворачивает головку, так выражается у него инстинкт поиска пищи или “поисковый рефлекс”.
  7. Рефлекс Бабинского. Легко проводим пальцем по внешнему краю стопы, пальчики на ногах малыша растопыриваются в разные стороны, стопы поворачиваются.
  8. Рефлекс Мора. Услышав внезапный громкий звук, ребенок разводит и сводит ручки и ножки.
  9. Рефлекс Бабкина. При легком надавливании на ладонь ребенок открывает рот и поворачивает голову.
  10. Плавательный. Если положить малютку на живот, он начинает совершать плавательные движения.

Если вы заметили, что некоторые рефлексы у вашего ребенка отсутствуют, немедленно обратитесь к врачу! Это может свидетельствовать о наличии заболеваний со стороны нервной системы.

Видео доктора Комаровского по данной теме:

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

На разных этапах своей жизни малыш будет делать новые успехи, за которыми родители должны тщательно следить. Казалось бы, что умеет ребенок в 1 месяц, кроме как сосать грудь и спать? На самом деле, для своего маленького возраста он умеет делать уже очень много. Месячный ребенок – это маленький человечек, который многое понимает и требует к себе большого внимания и заботы со стороны родственников.

Вот перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц:

  1. Узнавать голос мамы, поворачиваться в сторону звуков.
  2. Пытаться произносить звуки, «гулить».
  3. Улыбаться.
  4. Захватывать палец взрослого или небольшую игрушку.
  5. Лежа на животе приподымать голову и удерживать ее несколько секунд.
  6. Узнавать лицо мамы, следить за яркими предметами, перемещаемыми возле его лица.

Перечисленные умения являются показателем правильного развития месячного ребенка.

Читайте далее:

Вашему ребенку один месяц! Это первая настоящая дата, которую вы можете даже отпраздновать! Ваш малыш всего лишь за один месяц достиг значительных успехов, и теперь уже он не новорожденный а настоящий грудничок. Грудной период продолжается с 1 месяца до года!

Сейчас во внешнем виде малыша происходят значительные изменения, особенно это заметно по фотографиям. Отечность и одутловатость личика проходят, оно приобретает конкретные черты. Теперь уже можно разгадывать, на кого же похож малыш, хотя эта похожесть еще несколько раз поменяется.

Пупочная ранка у большинства детей к этому возрасту заживает, если не было воспаления, и на животе красуется самый настоящий пупок.

Мышцы малыша начинают расслабляться, постепенно проходят судороги. Кулачки разжимаются, а ручки, до сих пор прижатые плотно к телу, пускаются в дело (проходит физиологический гипертонус). Малыш еще не умеет обращаться с ними, бесцельно машет и не может держать погремушку или схватить что-нибудь.

Удерживать головку малыш тоже еще не умеет. Лежа на животе, он может только приподнимать ее на 15–30 секунд. Из-за этого, во время ношения на руках, мама должна быть осторожной и придерживать малыша за затылок.

Как выглядит ребенок в 1 месяц








Эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

В течение второго месяца жизни у малыша на смену кризиса новорожденности приходит так называемый комплекс оживления. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Что это такое?

В 2–3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3–4 недели - сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности - комплекс оживления.

Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер.

В в конце первого месяца компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10–12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Полезно знать

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») - сложилась.

Комплекс оживления включает в себя следующие реакции:


  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого.

  • Использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения.

  • Обильные вокализации во время общения с матерью.

  • Реакция улыбки.

Полезно знать

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Лежа на спине, малыш разводит руки в стороны, поднимает их вперед. К концу этого месяца ребенок будет уже способен сжимать и разжимать пальцы. Свободно поворачивает голову из стороны в сторону, хотя большую часть времени держит голову вдоль средней линии тела. В положении на животе к концу этого месяца жизни ребенок поднимает и удерживает голову не менее 10 секунд, а затем голова падает. Проверить такой подъем головы можно с помощь погремушки. Необходимо погреметь ею перед лицом лежащего ребенка, разговаривать с ним, чтобы добиться фиксации взгляда на погремушке и подъема головы путем прослеживания за ней. Однако учтите, что голову малыш может поднять таким образом только до угла в 45 градусов относительно поверхности. Из‑за этого смотреть далеко вперед он еще не может. После двух месяцев жизни следует выкладывать ребенка на живот не только в краткие периоды перед едой и сном, но и в более длительные периоды бодрствования между ними. Когда ребенок утомляется и начинает капризничать, следует вернуть его в положение на спине.

Внимание!

Слишком раннее и выраженное удержание головы, а также запрокидывание головы назад в положении на животе может быть и признаком поражения нервной системы. В таком случае надо обратиться к детскому невропатологу, особенно если ребенок часто и сильно запрокидывает голову назад и в положении лежа на спине. У здорового ребенка умеренная склонность к такой позе может быть в том случае, если роды проходили с лицевым предлежанием.

В вертикальном положении, когда берешь ребенка на руки, он способен удерживать голову прямо, но недолго. Начиная с возраста полутора месяцев рекомендуется чаще держать малыша на руках. Если до 1,5 месяца вы держали ребенка на своих руках в его горизонтальном положении (лежа), то с 1,5 месяца необходимо держать его вертикально. Усадите его попкой на одну вашу руку и, поддерживая его под грудь другой вашей рукой, прижимайте его спинкой к себе. При этом ребенок, сначала с вашей поддержкой, а потом и сам, начинает держать корпус - сидит на руках у взрослого «столбиком». Голову ребенка, однако, первое время приходится придерживать дополнительно. Такая поза ребенка на руках взрослого не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но открывает ему новые возможности для знакомства с миром.

Движения рук. Значительную часть времени он уже не сжимает пальцы в кулаки, держит ладошки раскрытыми и расслабленными. К концу этого месяца малыш начинает приближать руки ко рту и сосать палец.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

Зрение. Четче, чем на первом месяце жизни, фиксирует взгляд на лице человека, который нагнулся над ним и разговаривает. К полутора месяцам большинство детей смотрят не просто в лицо, но и в глаза взрослого, так появляется реакция «глаза в глаза». В это же время он начинает следить за движущимися людьми, попавшими в поле его зрения.

Тест‑упражнение‑игра
Если поместить яркую игрушку немного в сторону от линии центра взгляда ребенка, то он может сам найти ее взглядом. Для привлечения внимания игрушку можно слегка потрясти или покачать ею из стороны в сторону. Ребенок «рассматривает» неподвижную интересную игрушку на протяжении 20, затем и 30 секунд.

На втором месяце жизни ребенок фиксирует взгляд не только на движущемся предмете, как это было раньше, но и на неподвижном. Поэтому начиная с возраста 1–1,5 месяца необходимо подвешивать над кроваткой яркие предметы. В самом начале лучше подвешивать по одной игрушке. После того как ребенок научится хорошо фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество подвешенных предметов до двух-трех, для того чтобы он учился переводить взгляд с одного объекта на другой. При наличии времени можно поиграть с ребенком: потормошите сначала одну из подвешенных игрушек для привлечения его внимания, а затем подергайте другую.

Игрушка вывешивается по направлению взгляда лежащего на спине ребенка - обычно над уровнем его груди. О том, какое должно быть расстояние до игрушки, мнения различны. Одни ученые считают, что маленький ребенок не может рассматривать предметы, находящиеся дальше 20–30 см от его глаз, другие - что такое близкое расстояние способствует в дальнейшем развитию близорукости. Они советуют вешать игрушку не ближе чем на расстоянии 40–50 см. Поэтому подвешивайте меньшие предметы на меньшем расстоянии (40–50 см), а большие - на большем (70 см). Периодически подвешивайте над кроватью надутые резиновые шары, их колыхание от легких дуновений воздуха наверняка привлечет внимание ребенка и на достаточно большом расстоянии.

Нельзя игрушки держать все время перед ребенком. Рекомендуется вывешивать их на 30 минут с перерывом в 10–15 минут.

Иногда то, что имеется в продаже для подвешивания над кроваткой, - не самый лучший вариант. Гирлянды из большого количества объектов утомляют глаза. При возможности лучше снять с нити большую часть объектов. Если они не снимаются, то нужно выбрать гирлянду с одним, максимум двумя предметами яркого цвета (оранжевый, красный, зеленый) в центре и несколькими менее яркими (голубоватые, синие, фиолетовые, белые и др.) на периферии гирлянды. Сейчас стали модными карусели типа «мобиль» - подвески с движущимися игрушками в сопровождении музыки. Есть мнение они могут навредить ребенку из‑за чрезмерной нагрузки на зрение в возрасте до 2,5–3 месяцев, а после этого возраста они уже не будут способствовать развитию ребенка. Что касается музыки, то должен разочаровать ее любителей. В этом возрасте она для ребенка просто шум. Элементы ее восприятия появляются позднее - примерно с 4–5 месяца.

Слуховые реакции. Малыш пытается крутить головой и перемещать взгляд в сторону источника длительного, долго не прекращающегося звука, расположенного не только на уровне уха, но и дальше. Сначала ребенок поворачивает голову на звук сбоку, затем начинает реагировать на звук над головой и закидывает голову.

Тест‑упражнение‑игра

Возьмите колокольчик или достаточно громкую погремушку и слегка поработайте ею в течение 10 секунд. Старайтесь удерживать этот источник звука в 30–50 см от ребенка вне поля его зрения. Услышав громкий звук, ребенок на некоторое время «задумается», прислушиваясь, после чего начнет поворачивать голову вправо‑влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

К двум месяцам ребенок реагирует движениями головы не только на погремушку или колокольчик, но и на ваш голос, шум пылесоса, музыку и проч. Однако взгляд на отдаленном источнике звука пока еще не фиксирует, голову поворачивает, но своим взглядом звучащий отдаленный предмет не находит. Может перестать кричать или начать улыбаться от вашего успокаивающего или ласкового голоса, даже не видя вас. Улыбка также может появиться на лице малыша в ответ на улыбку и разговор взрослого. Однако положительные эмоции пока неразборчивы. Такая неразборчивость закончится с появлением способности запоминать. На резкие звуки ребенок может еще вздрагивать.

Внимание!

Если вздрагивание на втором месяце жизни сопровождается резким и выраженным разведением рук в стороны или вперед, при этом не наблюдается четкой тенденции к исчезновению такого разбрасывания рук, необходимо обратиться к неврологу.

Предречевое развитие ребенка в 1 месяц

В крике появляются разнообразные интонации, он становится более выразительным. В отличие от 1‑го месяца жизни, когда крик ребенка пассивно отражал только варианты физического дискомфорта, к концу 2‑го месяца жизни крик начинает становиться активным средством общения, способом контакта с матерью. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, просящим, капризным, упрекающим, требующим, заставляющим.

Внимание!

Если крик к 2 месяцам остается однообразным, не содержащим вышеуказанных интонаций, необходимо обратиться к врачу‑неврологу.

В ответ на звуки взрослого «ту‑у‑у, ля‑я‑я, бу‑у‑у» ребенок с 6–7 недель в паузах между звуками взрослого издает короткие гласные звуки «э», «а», «у», затем - «а‑а‑а», «а‑бы‑ы», «е‑ее» и др. Может также произносить «кхе», «ах». Однако издает все эти звуки только в краткие периоды оживления и удовлетворения при хорошем самочувствии. К возрасту 2 месяцев большая часть детей агукает: к гласному «уу» добавляются согласные «г», «к» - и получается четкое «гуу; ку; агу». Бывают и гортанные звуки «гы», «хы».

Денверский тест в 1 месяц

Грубые движения - Лежа на животе, поднимает голову
Речь - Улыбается

Визит в поликлинику

В этом месяце вам с малышом предстоит первый визит в поликлинику. В каждой из них есть «день здорового ребенка» или «грудничковый день», когда приходят только здоровые дети, чтобы больные не заражали их. Его надо заранее узнать (обычно это вторник или среда), чтобы не прийти в день, когда поликлиника будет набита кашляющими и чихающими детьми всех возрастов.

Осмотр педиатра положено проходить каждый месяц. Кроме того, существует диспансеризация, то есть осмотр ребенка врачами-специалистами и взятие анализов. В это месяце вам предстоит пройти и то и другое.

Врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог (невропатолог).

  • Детский хирург.

  • Ортопед (травматолог-ортопед). Обычно грудничка смотрит либо хирург, либо ортопед.

  • Офтальмолог (окулист), этот специалист иногда впервые осматривает малыша в 2 месяца.

Плановая вакцинация:


  • Вторая вакцинация против гепатита В (первая проводится в роддоме, а третья - в два месяца).

Анализы:


  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, нет ли в ней белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

  • Общий анализ кала (копрология - определяется консистенция, цвет, рН, нет ли в нем крови, лейкоцитов).

Следующая диспансеризация вам предстоит в три месяца, а в два - только осмотр педиатра.

Как кормить ребенка в 1 месяц?

Приоритетом по прежнему остается грудное вскармливание. Кормить малыша лучше всего только грудным молоком. Количество прикладываний не ограничено, в том числе и ночью. Это называется кормление по требованию. Для этого удобнее класть его спать вместе с собой, или придвигать кроватку без бортика к своей кровати. Так у вас будет больше шансов выспаться, а ночи станут спокойнее.

Полезно знать

«Kогда вы целуете своего малыша, вы меняете состав грудного молока. А вы знали, что неудержимое желание зацеловывать своего ребёнка преследует биологическую цель? Когда мама целует своего малыша, она получает с его личика образцы микрофлоры, которые затем попадут в её лимфатическую систему. Организм мамы для борьбы с патогенными микробами сформирует антитела, которые малыш получит затем с грудным молоком. Ну что?! Правда, удивительно?» (взято у Екатерина Житомирская Шехтман).

Если у вас возникли вопросы, связанные с грудным вскармливанием, если присутствует дискомфорт во время кормления, появились уплотнения в груди, если вам кажется, что вам мало молока, что малыш плохо набирает в весе не спешите вводить смесь. Проконсультируйтесь с педиатром и обязательно - со специалистом по грудному вскармливанию .

Полезно знать

Грудное вскармливание не лучше и не хуже смеси. Это норма! Смесь не норма. Поэтому вещи эти несравнимые. Нельзя утверждать, что дети на ГВ меньше болеют, лучше развиваются и добиваются в будущем больших успехов. Но искусственное вскармливание является фактором риска для многих заболеваний.

Малышей на искусственном вскармливании кормят также по требованию, но из бутылочки. Количество смеси на одно кормление 80–120 мл, количество кормлений - не меньше 6.

Как купать ребенка в 1 месяц?

Если вы ещё не освоили круг на шею для плавания - то сейчас самое время им воспользоваться. Грудничков необходимо купать каждый день, желательно перед сном. Принятие теплой ванны прекрасно расслабляет, снимает мышечное и психологическое напряжение, улучшает настроение и самочувствие. А если во время принятия такой ванны младенец будет не просто лежать на руке у мамы, а активно плавать, тогда помимо расслабления он еще и высвободит оставшуюся за день энергию. С этой целью ведущими специалистами в области педиатрии был разработан специальный круг на шею для купания новорожденных. Сейчас такие круги доступны любой семье, ведь они продаются всюду, а также имеют небольшую цену. Их производят из высокопрочного неаллергенного полимера в разных странах мира. Маленькие дети очень любят плавать на таком круге - таким способом они развивают свой природный врожденный плавательный рефлекс.

Даже если ваш малыш еще не держит головку, купание новорожденного с кругом (с какого возраста - не имеет значения) возможно. От ребенка при таком плавании не требуется усилий и напряжения мышц шеи, это не опасно, ведь в разработке кругов принимают участие специалисты, и продукция тестируется при выходе на рынок.Те мамы и папы, у которых есть проблемы со спиной, что не позволяет купать своего кроху, нагнувшись, оценят купание новорожденного с кругом. С какого возраста вы бы не начали, просто надуйте круг, наденьте его на ребенка и опустите малыша в воду. Ваше чадо будет плавать самостоятельно, без вашей помощи, переворачиваясь с животика на спинку и обратно. Особенно полезно проводить эту процедуру перед сном - если вода будет чуть прохладнее, чем обычно, ребенок будет активно двигаться и тратить энергию. После этого глубокий сон гарантирован. Если вода будет теплой, мышцы ребенка расслабятся.

Конструкция такого круга элементарна - это одна или две круглые воздушные камеры с клапанами для надувания. Обычно имеются две застежки и ручки, за которые родители могут держать приспособление. В некоторые модели производители добавляют элемент игры - погремушки или бубенчики, которые издают звуки при движении ребенка. При выборе круга обратите внимание на края внутренней его поверхности, чтобы они не травмировали нежную кожу шеи малыша. Обязательно должен быть выступ для подбородка. При соблюдении всех этих условий будет абсолютно безопасным купание новорожденного с кругом. С какого возраста начинать? Решать вам. Производители рекомендуют применять такие круги на шею можно с одной недели жизни. Однако по опыту мам, новорожденный малыш ещё слишком мал и попросту выскальзывает из круга. Поэтому возможно начинать такое плавание лучше с 1–1,5 мес.

Внимание!


  • Такой круг не используется в качестве спасательного средства.

  • Ни на минуту не оставляйте ребенка в ванной без присмотра, даже на круге - это может быть смертельно опасно для вашего малыша. Для большей безопасности первое время слегка поддерживайте малыша рукой под спинку или животик.

  • Не используйте такой круг для купания в больших водоемах, например, в речке, море или озере. Если вы все же рискнули купать малыша в водоеме, постоянно держите круг за одну из мягких ручек на нем.

Доктор Комаровский о купании новорожденных

Как играть с ребенком в 1 месяц?

Уже на первом месяце жизни младенца появляются отрезки активного бодрствования, сначала по 20–30 минут, к концу третьего месяца - до часа. Задача взрослого - создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок проявлял активность. Пусть звучит мелодичная музыка. Берите малыша на руки, подносите к окну, к зеркалу, носите из комнаты в комнату. Рассказывайте обо всем, что видите сами. Разнообразные ощущения, звуки, запахи - все это на пользу растущему человечку. Вот несколько игр, которые помогут вам установить теплые взаимоотношения с ребенком.

«Кукла из тарелки»
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Где мама? (с 1,5–2 месяцев)
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до лба, носа, губ, щек и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом. Наклоняйте голову вправо-влево, напевая какую-нибудь песенку. Эта игра научит ребенка долгое время следить за вашим лицом.

Носик к носику (с 1 месяца)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая - ягодицы. Приближайте свое лицо к лицу ребенка, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!». На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику малыша. Повторите игру несколько раз, меняя тон и громкость своего голоса, делая его то высоким, то низким. Можно первое и второе «да» произносить шепотом, а третье - обычным голосом. Ребенок будет ждать продолжения игры, улыбаться, смотреть вам в глаза.

Коза (с 1 месяца)
Это любимая забава детей с давних времен. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Я слышу маму (с 3–4-й недели)
Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление - отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух. Покажите ребенку высокие и низкие звуки. Положите малыша на пеленальный столик. Называйте его имя сначала высоким голосом, потом низким. Несколько раз меняйте тон и громкость своего голоса. Играя с вами, малыш научится прислушиваться к разнообразному звучанию вашего голоса.

Бубенчики (с 3–4-й недели)
Для игры понадобятся бубенцы. Расположите ребенка у себя на коленях. Звеня бубенцами, напевайте песенку:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка. Посмотрите, прислушивается ли он к их звучанию. Пусть малыш следит глазами за движением бубенцов. Игру повторите несколько раз. Можно использовать и другие предметы и игрушки.

Видеоблог - ребенку 1 месяц

1 месяц после родов

Кормление ребенка

Как мы перешли с бутылочки на грудь

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Наконец свершилось то, чего вы ждали и к чему готовились последние девять месяцев — вы стали родителями. В ваш дом вошла новая жизнь — в прямом и переносном смысле. И с этого момента все будет не так, как раньше. Теперь ваша личная вселенная вращается вокруг маленького человечка, который только что появился на свет и еще целый месяц будет гордо носить титул новорожденного. Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Физиология ребенка первого месяца жизни

В тот момент, когда малыш рождается, делает свой первый вдох и совершает первый крик (родовой катарсис), его маленький организм начинает активно перестраиваться, приспосабливаясь к внеутробной жизни. Изменяется система кровообращения, разрушаются более неактуальные красные кровяные тельца с плодовым типом гемоглобина, по-другому начинают работать пищеварительная и эндокринная системы, кожа, кишечник и дыхательные пути сталкиваются с ранее неизвестными им бактериями, и для их защиты активизируется иммунная система. Возможно, ваш малыш потеряет около 10% веса в первую неделю жизни. Это нормально: первые семь дней его организм работает с колоссальным напряжением. Ситуация стабилизируется примерно через десять дней после рождения и вес начнет увеличиваться. В течение 1 месяца ребенок прибавит до 600 граммов.

Сон новорожденного

Первый месяц жизни малыш практически целиком проводит во сне. Приблизительно 20 часов в сутки он спит, а его хрупкий организм между тем проделывает в это время огромную работу по адаптации к внеутробной жизни. Спят новорожденные, как правило, на спинке, с согнутыми в локтях ручками и согнутыми в коленных суставах раздвинутыми в сторону ножками. У новорожденных выделяют три фазы сна и две фазы бодрствования. Сон может быть глубоким (ребенок дышит ровно и спокойно) и неглубоким (дыхание может быть сбивчивым, возможны подергивания ручками и ножками). Иногда малыш не спит, но дремлет (в процессе кормления, например). Время бодрствования характеризуется активными движениями ручками и ножками. Ребенок может лежать тихо, и это означает, что его все устраивает. Если же плачет, значит ему по какой-то причине некомфортно, о чем он и пытается вам сказать.

Еда ребенка первого месяца жизни

Дискомфорт могут вызывать спазмы кишечника, вздутие животика и колики — спутники практически всех детей в первый месяц жизни. Пищеварительная система приспосабливается к новым условиям работы. Кормление — исключительно важный вопрос в жизни новорожденного (собственно говоря, вся его жизнь и состоит из приема пищи и сна с короткими фазами активности). Важно помнить, что лучшей пищи, чем материнское молоко, для младенца нет и быть не может. Женское молоко — кладезь полезных веществ и микроэлементов и гарант здоровья ребенка. До шести месяцев грудное молоко может быть для ребенка и едой и питьем, и в докармливании искусственным питанием никакой необходимости нет. Врачи рекомендуют кормить ребенка каждые 3-3.5 часа, то есть 6-7 раз в сутки. Лучше, если вы будете делать ночной перерыв 5-6 часов. Таким образом, с первых дней жизни начнет формироваться режим — важное условие дальнейшего правильного физического и психологического развития. Возможен и другой вариант: прикладывать малыша к груди при проявлении беспокойства. В этом случае у вас получится 10-12 кормлений за сутки. По мере того, как ребенок будет расти, интервал между кормлениями будет увеличиваться.

Не забывайте, что во время кормления вместе с молоком ребенок заглатывает еще и воздух, поэтому прежде чем снова уложить его в кроватку необходимо дать ему возможность воздух срыгнуть. Для этого его нужно подержать столбиком. Если этого не сделать, ребенок может захлебнуться.

Психология ребенка первого месяца жизни

Психологическое развитие человека, который только что появился на свет, обуславливается прежде всего рефлексами, которые так и называются — рефлексы новорожденного. Некоторые из них исчезнут по мере взросления, другие останутся на всю жизнь. Эти рефлексы обязательно нужно проверять. Их наличие — признак психологической полноценности малыша. В первый месяц жизни выделяют несколько основных рефлексов:

Сосательный рефлекс. Как только вы даете ребенку грудь (или соску-пустышку), он начинает совершать ритмичные сосательные движения. Этот рефлекс — важнейший для жизнеобеспечения младенца в первые месяцы жизни. Для недоношенных детей именно возникновение сосательного рефлекса считается показателем зрелости.

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона. Ребенок рефлекторно хватается за все, что касается его ладошки, сжимая ее. Этот рефлекс исчезает примерно на пятом месяце жизни, и на смену ему приходит осознанное хватательное движение.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Если поставить малыша в вертикальное положение таким образом, чтобы стопы касались ровной твердой поверхности, он тут же выпрямляет ножки и «стоит» (с вашей помощью, разумеется, так как самостоятельно встать он сможет только на 8-12 месяце жизни). Если же его намного наклонить вперед, сместив центр тяжести, он начнет передвигать ножками, имитируя ходьбу.

Рефлекс ползания Бауэра. Если ребенка положить на живот и легонько надавить на стопы, он начинает совершать движения, имитирующие ползание.

Хоботковый рефлекс. Если легонько и отрывисто дотронуться до губ младенца, он тут же выпячивает их в виде своеобразного «хоботка». Так же, как и сосательный рефлекс, хоботковый связан с важнейшим для полноценного развития процессом — питанием. Обычно хоботковый рефлекс угасает на 2-3 месяце жизни.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка положить на животик, он тут же повернет голову в сторону. Биологически этот рефлекс объясняется просто: поворот головы позволяет дышать даже в столь неудобной для новорожденного позе.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если легонько надавить подушечками пальцев на ладони малыша, он открывает ротик и поворачивает головку в сторону раздражителя.

Существуют и другие рефлексы (рефлекс Моро, рефлекс Переза, рефлекс Галанта), которые также проверяются в обязательном порядке. Большинство из них угасают или трансформируются к концу первого года, когда жизнь малыша становится более осознанной и на смену рефлексам приходят контролируемые движения.

И еще немного о психологическом развитии: к концу первого месяца жизни ребенок начинает проявлять положительные эмоциональные реакции. На четвертой неделе он уже будет вас узнавать не только на инстинктивном уровне, и, возможно, даже улыбнется вам — своей трогательной беззубой улыбкой! Вообще, чем больше и чаще вы будете ему улыбаться, тем скорее он ответит вам тем же.

Воспитание малыша

Период новорожденности закончился, начинается период грудного возраста, который будет длиться до года. В это время ребенок набирает вес, быстро растет, и у него почти каждый день появляются все новые и новые движения и умения. Что нужно знать об особенностях развития малышей в это время и чем родители могут им помочь?

Как организовать жизнь ребенка в 1 месяц

Теперь ребенок спит 17-19 часов в сутки, постепенно привыкая к своей новой жизни вне материнского живота. Некоторые родители в этот период пробуют соблюдать с ребенком примерный режим дня: в одно и то же время начинают и завершают прогулку, в один и тот же час приступают к купанию и так далее.

Двигательное развитие ребенка в 1 месяц

В это время ребенок перестает принимать позу с согнутыми ручками и ножками, характерную для эмбриона, и начинает с удовольствием двигаться. Для того чтобы помочь мышцам малыша развиваться, можно менять его положение, когда он не спит: класть то на бочок, то на животик.

Лежа на животе, месячные малыши уже поворачивают голову, а некоторым даже удается поднять ее и посмотреть вокруг. Побольше гладьте ребенка - ему сейчас очень нужен тактильный контакт с мамой, в том числе и для ощущения собственного тела. Помните о том, что сковывающие пеленки мешают ребенку развиваться: дети, которых туго пеленают, хуже едят и позже начинают говорить.

Как играть с ребенком в 1 месяц

Малыш в это время внимательно смотрит на лица, постепенно начинает различать интонацию голоса и интересуется разными звуками. Поэтому разные погремушки и колокольчики придутся очень кстати.

Можно надевать ребенку на ручки и ножки звенящие браслеты, тогда он станет больше двигаться и обращать внимание на то, что разные штучки звенят по-разному. Также хорошо ненадолго дать ему в ручку маленькие игрушки, чтобы малыш чувствовал их разную форму и фактуру.

Дети в один месяц, кстати, могут играть самостоятельно, внимательно прислушиваясь к окружающим их звукам, рассматривая свои ручки (и иногда пугаясь их), чувствуя новые запахи. Конечно, мама в этот момент должна находиться неподалеку.

Чему можно научить ребенка в 1 месяц

Заниматься с месячным ребенком нужно не больше двух минут. Для того чтобы малыш учился следить за предметами и находил их взглядом, ему можно показать большую игрушку, дождаться, пока он сфокусирует на ней взгляд, а потом медленно отвести ее в сторону, чтобы взгляд ребенка от нее не отрывался. То же самое можно проделать с погремушкой, издающей негромкий звук.

Что чувствует ребенок в 1 месяц

Ребенок может откликаться на ваше настроение - если улыбнуться ему, то он улыбнется в ответ, если нахмуриться - может заплакать. Малыш проявляет большой интерес ко всему, что происходит вокруг него, - у него уже есть потребность в новых впечатлениях.

К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка начинает формироваться комплекс оживления - реакция на приближение взрослого. Это улыбка, учащение дыхания, лепет, сгибание и выпрямление ручек и ножек. У месячного малыша можно заметить некоторые составляющие этого комплекса.

Что слышит и понимает ребенок в 1 месяц

Малыш с интересом прислушивается к голосам взрослых, хотя пока не связывает друг с другом голоса и лица. К 3 месяцам он начнет различать интонацию и тембры, поэтому важно говорить с ним, меняя и то, и другое: в ответ на высокий голос, быструю речь ребенок может начать шевелить ручками и ножками. А ласковый, нежный голос матери может успокоить его.

Многие специалисты советуют включать детям классическую музыку - примерно на 10 минут в день, но ее любят не все малыши, некоторые устают. Можно включать ребенку и записи разных музыкальных инструментов или самим играть на них возле его кроватки - тоже недолго. Постоянные разговоры с ребенком приводят к тому, что он активно вступает в общение со взрослым - фыркает, попискивает, пробует лепетать.

Задача родителей

В 1 месяц продолжается период симбиоза матери и ребенка - малыш чувствует себя слитым с мамой, мама может жаловаться на то, что она «поглупела»: но этот регресс необходим для того, чтобы лучше чувствовать то, что сейчас необходимо ребенку, чего он хочет. Надо знать, что кризис новорожденности длится примерно два месяца - малыш уже освоился в новом для него мире, но еще не до конца привык к нему, поэтому ему необходимо внимание, общение и готовность мамы взять его на руки, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Проходит день за днем – вот новорожденному уже месяц, меняется он буквально на глазах. Еще вчера личико его было отечным, а уже сегодня на вас смотрит ваша маленькая копия: в 1 месяц становится заметна схожесть с одним или обоими родителями, хотя это чаще всего не окончательный вариант, ведь изменения еще возможны по мере взросления малыша. Помимо этого формируются навыки, меняется его режим, увеличиваются вес и рост.

Одномесячный малыш потихоньку теряет отечность и пухлость новорожденного, его личико медленно меняется – уже сейчас там можно без труда найти черты родителей

Изменения в жизни младенца

К началу второго месяца жизни ребенка уходит в прошлое гипертонус мышц, который приносил ему немало дискомфорта. Именно по этой причине малыш сжимал крохотные кулачки и держал ручки прижатыми к туловищу. Движения верхними конечностями становятся более свободными, но при этом хаотичными из-за неумения крохи управлять ручками.

Пупочек у 1-месячного ребенка становится похож на настоящий, ведь к этому времени оставшаяся после отпадения пуповинного остатка ранка полностью заживает. Если же она не зажила и в полтора месяца, гноится, мокнет или кровоточит, необходимо как можно быстрее обратиться к педиатру – в противном случае возможно развитие серьезных заболеваний, которые придется длительно лечить.

Новорожденному исполнился месяц и малыш стремительно набирает вес, прибавка может составлять 800 – 1200 г. Продвижение заметно и в росте, в норме прирост равен трем сантиметрам. Рост, вес и окружность головы новорожденного являются нестрогими величинами, каждый малыш индивидуален.

В этом возрасте проводится осмотр у педиатра, во время которого оцениваются рост, вес, физическое и психическое состояние малыша. Взвешивание и измерение позволяют проследить динамику развития ребенка.

Физиологические показатели к концу первого месяца жизни

Для новорожденного в этом возрасте общая продолжительность дневного сна составляет 6-7 часов. Ночной отдых у ребенка на 2 месяце длится от 8 до 10 часов, иногда он спит настолько крепко, что вполне может пропустить часы кормления. Некоторые в этом возрасте спят до 20 часов в сутки, а самым активным достаточно часов на 6 меньше.



В этом возрасте практически все время приходится на сон, поэтому малыш иногда может пропустить кормление и почти всегда спит на прогулке

Стул у 1-месячного малыша – единица непостоянная, перистальтика кишечника у каждого индивидуальна. Если в норме количество испражнений достигает 5-6 раз, то встречаются индивидуумы, которые опорожняют кишечник не менее 10 раз в сутки, тогда как у некоторых стул бывает лишь 1 раз в течение 2 суток. Последнее характерно для малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Внеплановое обращение к врачу обязательно в тех случаях, когда кроха испытывает дискомфорт, кал меняет цвет, консистенцию и запах, а живот становится твердым. Все остальное является вариантом нормы.

Что может делать младенец на втором месяце жизни?

На первый взгляд новорожденный только и умеет, что много спать и часто кушать. На самом же деле 1-месячный малыш может уже довольно много по сравнению с тем временем, когда он только что родился. Навыки малыша:

  • Удержание головки из положения «лежа на животе» в течение 5 секунд. Совсем скоро в движениях крохи появится уверенность, но сейчас маме при взятии его на руки следует аккуратно придерживать головку.
  • Активные движения ножками и ручками, приподнимание попы и попытки выгнуть спинку. Несмотря на хаотичность, они являются прекрасной физической нагрузкой для мышц 1-месячного крохи.
  • «Гуканье» в ответ на спокойную и тихую речь взрослого. Второй месяц жизни новорожденного знаменуется первым «Агу» и началом нежного «воркования».
  • Фиксирование взгляда на каком-либо предмете (чаще всего мамином лице) сначала буквально на 5 секунд, а затем все дольше.
  • Первая робкая, но осознанная улыбка, которая так радует окружающих малыша.
  • Формирование способности различать голоса, линии, клетки и четыре основных цвета (красный, черный, белый и желтый).

Основным умением новорожденного является узнавание мамы, главного человека для крохи в этом возрасте. Для младенца важны не ее внешний вид, а прикосновение, запах и голос. На первом плане пока тактильные ощущения, поэтому новоиспеченной мамочке нежелательно использовать духи и задевать грудничка холодными или потными ладонями.



– Я уже многое могу!

Сводная таблица основных навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Мышечный тонус снижается, ручки и ножки начинают двигаться более свободно. Из положения лежа на животе кроха может поворачивать голову и удерживать ее по центру около 5 секунд. Кулачки сжаты, большой пальчик - внутри. Все безусловные рефлексы хорошо выражены.
Зрение Малыш удерживает лицо или игрушку в поле зрения. Следит за движущимися объектами (на расстоянии до 50 см. от глаз), но головку при этом не поворачивает.
Слух Прислушивается к погремушкам и речи взрослого, при этом движения немного затормаживаются.
Обоняние Узнает мамин запах и отличает его от других.
Речь Кричит звонко - вдох короткий, а выдох удлиненный. При обращенной речи (на расстоянии около 30 см. от лица) малыш отвечает звуками (э, гы, кх) - это "гуканье".
Эмоции Двигает ручками-ножками в ответ на громкую речь. Легкой улыбкой отвечает на ласковые обращения, успокаивается от тихого голоса. Так формируется "комплекс оживления" - реакция на близких людей.
Интеллект Рассматривает предметы с интересом. Развиваются ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация (т.е. взаимодействия глаз и ручек). Если предмет (человек) исчезает из поля зрения, то он автоматически перестает существовать для малыша.

Воспитательные моменты для правильного развития

Многих мам волнует вопрос, каким должен быть уход за ребенком на 2 месяце жизни, ведь дальнейшее развитие во многом зависит от того, насколько правильный присмотр ему обеспечен (рекомендуем прочитать: ). Самым важным этапом становления ребенка, как личности, является постоянный контакт с ним . Маме нужно просто быть рядом, чтобы иметь возможность незамедлительно реагировать по первому зову новорожденного, брать его на руки, разговаривать с ним и играть, пусть даже ему исполнился всего лишь месяц.

Не нужно слушать окружающих, которые с уверенностью утверждают, что подобное поведение мамы способствует формированию у ребенка эгоизма. Уже давно доказано, что дети чаще всего используют крик как средство привлечения внимания мамы.

Важная роль в воспитании малыша отводится прогулкам на свежем воздухе. В летнее время допускается проводить на улице практически целый день, за исключением самого жаркого времени суток, но при этом следует избегать солнцепека. Зимой ребенка следует выносить на улицу не более чем на 2 часа. Ветреная погода или слишком низкая температура воздуха – не лучшие условия для прогулки новорожденного, так к экстремальным условиям его организм еще не приспособлен.

С первых дней жизни вы можете обеспечить ребенку:

  • Любовь и защиту. Крохе нужны не дорогие игрушки и одежда известных брендов, а присутствие мамы, ее внимание и забота. За мамой кроха как за каменной стеной.
  • Комфорт. Научитесь находить причину неудовольствия и вовремя ее устранять (мокрые пеленки, неудобные складки одежды, некомфортное положение, голод или скопление газиков), тогда вы сможете избежать лишних слез и нервов.
  • Физическое развитие. Выкладывая кроху на животик несколько раз в день, вы способствуете формированию костно-мышечной системы – карапуз быстрее научится держать головку. Не забывайте об игровых моментах и «тренировках» во время купания.
  • Психоэмоциональное развитие. Почаще берите кроху на руки, наклоняйтесь над кроваткой, улыбайтесь и всячески привлекайте его внимание. Ведите ласковый разговор во время кормления, пеленания, купания. Давайте погремушки, колокольчики для развития моторики.

Гигиена – это важно!

  • Крохе необходимо с самого начала прививать навыки гигиены. С этой целью применяется купание в воде комфортной температуры и надлежащего качества. Детские средства для мытья желательно использовать 1 раз в неделю.
  • Не стоит оставлять малыша надолго в испачканном подгузнике, особенно после испражнения. Ребенка следует незамедлительно вымыть или тщательно обтереть подходящими для нежной кожи влажными салфетками. Находящийся на естественном вскармливании малыш какает примерно три раза за 1 сутки, тогда как у искусственников стул может быть 1 раз за 24 часа.
  • Маме необходимо своевременно подстригать ноготки крохе, ведь, несмотря на кажущуюся мягкость, растут они очень быстро и ребенок может поцарапать свое личико.
  • Во время сна положение малыша следует периодически менять – делать это следует с целью профилактики деформации костей черепа.
  • Многих мам волнуют мягкие корочки на головке. На самом же деле они не приносят какого-либо вреда новорожденному, достигшему возраста в месяц. Способы избавления от них подскажет детский врач.

До года необходимо регулярно показывать своего ребенка педиатру. В конце первого месяца малыш дополнительно должен быть осмотрен невропатологом, ортопедом и окулистом. Врачи оценивают физическое и психическое состояние крохи к началу 2 месяца – делается это не только для того, чтобы узнать вес и рост – осмотры необходимы для раннего выявления возможных патологий. Практически на все вопросы, связанные с уходом, питанием, изменениями роста и веса ребенка, дает четкие и доходчивые ответы известный врач-педиатр Комаровский.



Подстригание ногтей грудного ребенка – обязательная процедура, поскольку малыш может поцарапаться об их острые края

Развивающие занятия

С целью формирования внимания и тактильных навыков малыша успешно применяются:

  • мобиль или детская каруселька, где движение крупных фигурок сопровождается приятной и мелодичной музыкой;
  • воздушные шарики;
  • картинки в виде шахматной доски или со спиральными узорами, выполненные в черно-белом цвете;
  • яркие игрушки и контрастные фигурки тех цветов, которые способен различить малыш;
  • дуга для игры в кроватке или .

Отличным способом для закаливания и гармоничного развития ребенка является плавание. Можно заниматься как в детском бассейне вместе с тренером, так и в собственной ванне. Маме необходимо приобрести , и отпустить малыша в наполненную водой комфортной температуры емкость. Поначалу ему потребуется помощь мамы, но как только произойдет привыкание, маме останется лишь следить за ребенком.

Развитие малыша идет семимильными шагами, с каждым днем активность крохи все возрастает. Прекрасным способом запечатлеть каждые навык и умение, то, как увеличиваются рост и вес крохи, является использование фотоаппарата. Спустя всего лишь один год при просматривании снимков можно с удивлением заметить, как много умел ребенок в 1 месяц!

Совсем недавно был живот,
УЗИ, анализы, пиночки,
И вот уж месяц как живет
Чудесный, сладкий ангелочек.

Пусть будет полон каждый день
Открытий важных и чудесных.
И удивляться нам не лень,
Вещей ведь столько интересных!

Сейчас нет никого важней,
Ты - центр мира папы с мамой.
Расти, котенок, поскорей,
На радость всем счастливым самым!

Поздравляю с первой маленькой датой, с первым месяцем жизни крохи! Желаю, чтобы было как можно меньше капризов и криков, чтобы было как можно больше положительных эмоций и спокойных ночей. Пусть кроха растет здоровеньким, счастливым человечком в окружении родительской любви и заботы!

Целый месяц вашей крошке -
Подрастает понемножку,
Счастье дарит маме с папой.
Знаем мы, вы очень рады.

Пусть ребеночек растет
И вокруг всё познает,
Сладко спит и кушает,
Маму с папой слушает!

Первый праздник, первый месяц,
Дата первая твоя,
Мир вокруг так интересен,
Ожидает лишь тебя.

Пусть животик не тревожит,
Пусть волшебны будут сны,
Ангел пусть тебе поможет
И исполнит все мечты.

Поздравляем ваше маленькое счастье с первым месяцем жизни. Желаем крошке сил, здоровья, удачи, веселых игр днем, сказочных сладких снов по ночам, больших успехов в первых достижениях, безмятежного детства и счастливой судьбы.

Поздравляю с первым месяцем жизни! Желаю хорошего сна, отменного аппетита и отличного настроения. Пусть первый маленький праздник станет началом чудесной дороги, полной открытий и приключений. Счастья, крепкого здоровья и любви!

Подрастает понемножку
Чудо маленькое, крошка.
Месяц первый мы встречаем,
Дружно кроху поздравляем.

Пожелаем не болеть,
Много кушать, хорошеть,
Сладко спать и развиваться,
Много-много улыбаться.

Сегодня ровно месяц
Исполнилось со дня,
Когда принес вам аист
Прелестное дитя.

Желаем легких, ровных
Дорог вам на пути,
Чтоб вместе с вашим чадом
Вы их могли пройти.

Пусть каждый шаг ваш будет
И ярким, и счастливым,
И очень интересным,
И сказочно красивым!

С первой датой поздравляем,
Счастья мамочке желаем.
Молока пусть будет много
Для ребёнка золотого.

Месяц - маленькая дата,
Месяц радости пузатой.
Улыбайся, кушай, смейся
И в любви семейной грейся.

Первый месяц пролетел,
Подрасти малыш успел,
И за эти дни и ночки
Округлились твои щечки.
Стали крепче ручки, ножки
У любимой нашей крошки.
С днем рождения поздравляем,
Быть здоровеньким желаем.
Кушай, спи и подрастай,
Счастьем дом наш наполняй.