Беседа с детьми на тему «Как поступают воспитанные люди. Беседа для детей старшей - подготовительной группы с презентацией: Что такое бумага? Темы бесед воспитателя с детьми

Понимание того, что происходит в нашем мозге — это первый шаг на пути к способности ребенка осуществлять выбор. Эти знания в равной мере полезны и для родителей.

Зная, как функционирует наш мозг, мы сможем понять, как правильно реагировать на просьбу ребенка о помощи. Иногда наш мозг буквально перегружен чувствами страха, печали или гнева.

И когда это происходит, это может смутить, особенно для детей. Таким образом, очень важно помочь ребенку разобраться в том, как функционирует их мозг. Также полезным для детей будет составление словаря их эмоциональных переживаний, понимать который смогут и другие люди.

Представьте себе, что это иностранный язык. Ребенку станет гораздо проще общаться с другими членами семьи, если они тоже освоят этот язык. Так как же начать? — Проводить беседы с детьми в игровой форме, чтоб они не заскучали и использовать максимально простые понятия, чтобы они все понимали?

И сейчас я расскажу вам, как учу детей и их родителей понимать основы работы мозга.

Знакомство с Домом Мозга: Верхний Этаж и Нижний этаж

Я рассказываю детям, что их мозг похож на двухэтажный дом. И это действительно простой способ помочь детям разобраться в том, что происходит в их голове. Я несколько развил данную идею: говорю детям о том, кто живет в этом домике.
Одни сказки я рассказываю про тех персонажей, которые живут на Верхнем Этаже, другие — про жителей Нижнего Этажа. В действительности, я описываю функции коры головного мозга (наш мыслящий мозг: верхний этаж) и лимбической системы (наш эмоциональный мозг: нижний этаж).

Кто живет на Верхнем Этаже и кто живет на Нижнем этаже?

Как правило, жители Верхнего Этажа много думают, решают проблемы, строят планы, регулируют эмоции, занимаются творчеством, легко адаптируются к новым условиям и владеют эмпатией.
Каждому из них я дал имя: Хранитель Покоя, Затейник, Адаптор, Решатель Проблем.
На нижнем этаже живет народ чувствительный. Они тщательно следят за нашей безопасностью и проверяют, все ли наши потребности удовлетворены. Наш инстинкт самосохранения расположен в эмоциональном мозге. Эти персонажи стоят на чеку,в случае опасности подают тревожный сигнал и проверяют, готовы ли мы бороться, бежать или прятаться в случае столкновения с угрозой. Жителей Нижнего Этажа зовут Тревога, Трусишка и Большой Босс.
На самом деле, не важно, как вы назовете героев сказки. Главное, чтобы дети понимали, о ком и о чем вы говорите. Вы можете дать имена вместе: попробуйте взять имена мальчиков/девочек, названия животных, имена персонажей из мультфильмов или же вы можете придумать совершенно новые имена. Возможно, вам понравится подбирать ассоциации из любимых фильмов и книг ребенка. А может быть, вы загоритесь идеей создать свой уникальный язык для этих функций мозга.

Мы выходим из себя: за дело берутся жители Нижнего Этажа

Наш мозг работает лучше, когда жители двух этажей работают вместе. Представьте себе такую картину: наши герои бегают вверх и вниз по лестнице, которая соединяет верхний и нижний этажи. Персонажи таким образом передают сообщения друг другу.
Это помогает нам делать правильный выбор, заводить дружбу и хорошо ладить с другими людьми, придумывать захватывающие игры, успокаиваться и выходить из неприятных ситуаций.
Иногда, в нашем эмоциональном мозге, Тревога замечает опасность, Трусишка начинает паниковать и, прежде чем мы разберемся, в чем дело, Большой Босс издает тревожный сигнал и дает нашему телу команду быть готовым к опасности. Большой Босс очень любит всеми командовать, он кричит: «Сейчас власть переходит к Нижнему Этажу.
Команда Верхнего Этажа сможет приступить к работе только после того, как мы будем в безопасности. Нижний Этаж мозга начинает злиться на Верхний Этаж. Это значит, что Лестница больше не соединяет этажи, и жители Верхнего и Нижнего Этажа не могут работать вместе.

Иногда когда «сносит крышу» — это самая безопасная реакция

Когда в «мозговом доме» все шумят, герои не слышат друг друга. Большой Босс заставляет жителей Верхнего Этажа замолчать, чтобы народ Нижнего Этажа смог подготовить тело к опасности.
Босс может дать сигнал другим частям нашего тела, которым необходимо включиться или выключиться. Он может приказать нашему сердцу биться чаще, чтобы мы смогли бежать быстрее, или подготовить наши мышцы к борьбе, чтобы мы могли сопротивляться изо всех сил.
Он также может приказать другим частям нашего тела вести себя смирно-смирно, чтобы мы смогли спрятаться от опасности. Все это Большой Босс проделывает в целях нашей же безопасности.
Попросите вашего ребенка представить, в каких случаях такая реакция будет наиболее безопасной для нас самих. Я чаще всего использую примеры ситуаций, которые не могут произойти на самом деле (опять же для того, чтобы дети могли представить себе эти идеи в игровой форме, при этом не будучи сильно напуганы ими). Например, что будут делать жители Нижнего Этажа, если встретят на детской площадке динозавра?

Каждому человеку периодически «сносит крышу»

Подумайте над несколькими примерами, в которых говорится о том, как нам «сносит крышу». Выбирайте такие примеры, которые не слишком взволнуют детей.
Вот пример, который я бы порекомендовал:
Вспомните, как мама не могла найти ключи от машины и из-за этого мы опоздали в школу. Вспомните, как я сидел, уставившись в одну точку. Все это происходит потому, что «нижний» мозг стал контролировать наше поведение, я потерял самообладание, а «верхний» мозг, отвечающий за мышление, не функционировал должным образом.

Когда нижний этаж мозга ошибается

Бывают ситуации, когда мы теряем самообладание, но все еще нуждаемся в помощи участников команды «нижнего» мозга: Решателя Проблем и Хранителя Покоя.
Все мы периодически теряем самообладание, однако дети гораздо чаще поддаются сильным эмоциям. В детском мозге, Большой Босс может переволноваться и нажать на «кнопку паники», которая в свою очередь провоцирует истерику из-за мелочей. И все потому, что верхняя часть детского мозга все еще формируется. В действительности, процесс развития верхней части головного мозга завершается примерно к 25 годам. Иногда, когда я хочу обратить особое внимание на этот пункт, я задаю детям этот вопрос:
«Вы когда-нибудь видели, чтобы мама или папа лежали на полу в супермаркете и кричали, что они хотят шоколадку?»
Они начинают хихикать, а смех в данном случае — хорошая реакция. Это значит, что наша беседа не утратила свой игровой характер, детям интересно и они хотят учиться дальше. Я говорю им, что на самом деле взрослые любят шоколад не меньше детей, но взрослые научили Хранителя Покоя и Решателя Проблем работать вместе с Большим Боссом и иногда успевают остановить его до того, как он подаст тревожный сигнал, который совершенно ему не нужен. Действительно, для этого нужно много практиковаться. Я напоминаю детям, что их мозг все еще формируется и учится на опыте.
В конечном счете, вся изложенная выше информация поможет детям освоить функциональные способы управлять своими эмоциями. И этому помогут разговоры о том, что порой у них не получается.

От вымышленного языка к эмоциональной регуляции

Как только вы познакомитесь со всеми жителями «мозгового дома», у вас появится свой собственный уникальный язык, с помощью которого вы сможете научить ребенка тому, как следует обращаться с его эмоциональными переживаниями. Например: «Кажется, Большой Босс хочет подать тревожный сигнал. Давай посмотрим, сможет ли Хранитель Покоя отправить сообщение «сделай несколько глубоких вдохов»?
Особый язык «мозгового дома»так же позволит детям более свободно говорить о своих ошибках, он не такой категоричный, содержит в себе элементы игры и учит, как больше не совершать ошибок.
Представьте, как сложно сказать «Я ударил сегодня Петю в школе», и как просто сказать «Большой Босс сегодня рассердился ни на шутку». Когда я привожу этот пример родителям, некоторые из них начинают возмущаться, будто бы я делаю детям поблажку. «Не станут ли они винить Большого Босса в своем плохом поведении?» — спрашивают они.
В конечном счете, вся вышеизложенная методика направлена на обучение ребенка функциональным способам регуляции сильных эмоциональных переживаний, и иногда через обсуждение неправильного поведения.
Если дети почувствуют, что они способны разговаривать с вами о своих ошибках, тогда у вашего «верхнего» мозга появится возможность сработаться «верхним» мозгом вашего ребенка и решить проблему вместе. Это не значит, что вашему чаду удастся избежать последствий или же уклониться от ответственности. Это значит, что вы можете задать вопрос, как например: «Как ты считаешь, ты можешь как-нибудь помочь Большому Боссу удержать себя в руках?»
Понимание основ работы мозга также помогает родителям подобрать правильную реакцию на ситуации, когда ребенок сильно напуган, зол или печален.

Вы когда-нибудь говорили своему ребенку успокоиться, когда он устраивал вам истерику? Я — да.

Но сейчас мы знаем, что Хранитель Покоя живет на Верхнем Этаже, и когда Большой Босс теряет самообладание, Хранитель Покоя может помочь только тогда, когда у Большого Босса крыша на месте. Скорее всего, ваш ребенок дошел до крайней черты, за пределами которой он не в силах помочь себе успокоиться самостоятельно.

Иногда родителям (учителям или воспитателям) приходится помогать детям вернуть самообладание. Это следует делать с сочувствием и терпением. Сделать несколько глубоких вдохов не помешает и нам самим!

Как дальше продолжать обучение?

Не думайте, что вам сразу удастся заселить «мозговой дом» всеми персонажами и в один прекрасный день познакомить их всех со своим ребенком. Переезд в новую квартиру всегда требует времени, то же самое происходит и с обучением основам работы мозга. Начните беседу и постоянно возвращайтесь к ней. Возможно, вам захочется вместе с ребенком придумать оригинальные способы изучения устройства «мозгового дома».

Вот несколько идей, которые помогут вам начать обучение своих детей законам функционирования мозга в игровой форме:

  1. Нарисуйте «дом мозга» и всех его персонажей.
  2. Нарисуйте картинку, на которой будет изображено то, что происходит в доме, когда жители Нижнего Этажа теряют самообладание.
  3. Найдите журнал с комиксами, вырежьте оттуда несколько персонажей и вклейте их на место Нижнего и Верхнего Этажа.
  4. Напишите несколько историй о приключениях наших героев в «доме мозга».
  5. Используйте кукольный домик (если такового не имеется, вы можете использовать две коробки из-под обуви: поставить одну коробку на другую).
    Если вы придумаете другие интересные способы изучения устройства «мозгового дома», я буду счастлив о них узнать. Делайте это весело, занимательно,

И дети ни за что не догадаются, что изучают основы эмоционального интеллекта.

Адаптированнный перевод с англ. Сергея Болсуна.

Беседа в детском саду: задачи, типичные ошибки, использование картинок в ходе бесед, методические рекомендации. Е.А.Флерина о беседах с дошкольниками.

В этой статье я хочу рассказать о беседах с дошкольниками: зачем они нужны, какие задачи решаются в ходе бесед, как их лучше проводить. И познакомлю Вас с замечательным классиком методики развития речи в России, основоположником этой науки и научной школы, в которой я училась – Евгенией Александровной Флериной.

Сейчас стало не модно говорить об отечественных исследованиях и педагогах. Чаще внимание уделяется новым «фишкам» и зарубежным работам, многие вообще отвергают классику дошкольной педагогики. А такие имена, как имя Е. А. Флериной, известно сейчас не всем даже среди воспитателей детских садов, не говоря о родителях. Но в архивах ее работ столь современные, интересные и нужные нашим детям идеи, что я решила в этой статье процитировать этого очень любимого и уважаемого мной автора. В этой статье Вы познакомитесь с мыслями Е.А. Флериной о беседах с дошкольниками и увидите, сколь современны эти мысли и насколько они нужны нам – в нашем 21 веке.

В статье даны цитаты из раздела «Беседа в детском саду» учебного пособия Е.А. Флериной и Е. Шабад «Живое слово в дошкольном учреждении», которое выходило в 30-ых годах 20 века. Часто об этом времени говорят только плохое, но ведь именно в этот исторический период было высказано также и много ценных и полезных идей, которые позже не включались в хрестоматии и учебники. Поэтому я хочу дать здесь отрывки из нашей истории. Ведь те ошибки в развитии речи детей, о которых писала почти сто лет назад Е.А. Флёрина, характерны и для нас – современных взрослых.

Статья будет интересна не только педагогам, но и студентам, изучающим методику развития речи детей дошкольного возраста, а также всем, кто интересуется историей отечественной педагогики. В статье я даю материал немного не так, как дает его автор в источнике, а как ответы автора на вопросы для более удобного прочтения современным читателем.

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи детей Вы можете узнать из статей:

Беседа в детском саду

Когда используют беседу с детьми? Чем беседа отличается от обычного разговора?

«Трудно провести резкую грань между беседой и разговором. Беседу как более углубленную форму разговора часто используют тогда, когда надо подробнее, глубже раскрыть перед ребенком событие общественной жизни, явление природы».

Зачем нужна беседа с дошкольниками?

«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна, она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь.

Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые».

Подготовка к беседе.

— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.

«Иногда воспитателю важно бывает узнать, какой опыт дети накопили помимо детского сада; узнать, что думают они о том или ином предмете явлении. Например, воспитатель задумал впервые повести детей 5-6 лет в лес, за город. Вполне естественно, он спрашивает детей – кто из них был в лесу, что они там видели. У детей возникают воспоминания, все заинтересовались предстоящей экскурсией, новыми наблюдениями».

До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.

Пример Е.А. Флериной: «Может быть и такой случай. Дети на экскурсии в поле, в лесу: они бегают, играют, наблюдают птиц, насекомых, собирают цветы. Несколько детей с воспитателем присели отдохнуть на лужайке. Дети полны впечатлений. Каждый сообщает что-то интересное, своё, что он заметил. Задает вопросы воспитателю, требует разъяснений, слушает с интересом. Раздается стук дятла; дети прислушиваются, угадывают, что это такое. Пролетела птица и села вблизи в кустах. Дети осторожно наблюдают, кое-кто из них подкрадывается к кусту и, когда птица вспорхнула и улетела, прибегает и сообщает какая она. Дети спрашивают, как она называется. Главная цель такого разговора – беседы – живой, непосредственный обмен впечатлениями; педагог использует ее для того, чтобы натолкнуть детей на более богатое, внимательное наблюдение. Через день – два после интересной экскурсии.наблюдения или чтения увлекшей детей книги,просмотра кино, аллоскопа, естественно, может возникнуть беседа».

Условия успешности беседы с детьми

Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой воспитатель может упорядочить детские впечатления, отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор».

«Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при чтении книги, рассматривании картинки, тем успешнее и с большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе».

Второе. Подготовка педагога к беседе. «Когда педагог твердо знает, каких результатов он ждет от беседы, какие переживания хочет вызвать у детей, какие вопросы он поставит, какие дополнения внесёт, ему легче построить ее план, подобрать материал,иллюстрации и твёрдо направлять детскую мысль и интерес».

Тематика бесед с дошкольниками.

Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».

«Беседовать с отдельным ребенком и группой нужно на самые разнообразные темы. Беседы, касающиеся отношений детей между собой, со взрослыми в семье, отношений мальчиков и девочек,ссоры, разные вопросы детского поведения также не должны быть упущены воспитателем, особенно когда дело идет о старших детях».

При подборе темы надо учитывать особенности мышления ребенка. Автор приводит комичный пример неправильно выбранной темы и содержания беседы, не учитывающей конкретность и образность детского мышления: «воспитатель детского сада проводил беседу о происхождении человека. Дети,придя домой, говорили: — Мама, ты обезьяна, тетя сказала – все от обезьян. – И обиженные матери приходили в детский сад объясняться с воспитателем.

Ошибки в проведении бесед с дошкольниками.

Основная ошибка в проведении бесед.

Ошибка эта характерна и для нас — современных взрослых, желающих не побеседовать с детьми, а просто «выдать» им «готовую» информацию для запоминания. Или беседовать о том, чего ребенок не видел наглядно, он не получил жизненных представлений, не сделал своих самостоятельных выводов. В этом случае в беседе ребенок выражает не свое мнение (у него его просто нет), а просто повторяет за взрослым.

Вот что пишет Е.А. Флёрина:

«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.

Обогащать детский опыт через слово, конечно, необходимо. Надо знакомить ребенка, особенно в старшем возрасте (примечание — имеется ввиду старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет), с тем, чего он не может увидеть, но что его может заинтересовать. Но целесообразно то делать не путем беседы, а через художественный рассказ, чтение, показ картинок, то есть через живой образ; это дает детям конкретность и четкость представления. После этого возможна и беседа».

Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.

Первая ошибка. Взрослый неправильно выбирает тему беседы : «На практике воспитатель не всегда задумывается над темой беседы. Если ее не с чем связать, она не вызывает у детей никаких воспоминаний, — ясно, что незачем устраивать беседу».

Пример: «Не требуют предварительных бесед… экскурсии – прогулки, при которых как бы невзначай воспитатель может с детьми набрести на очень интересные новые предметы и явления. Например, в одну из экскурсий – прогулок в лес воспитатель повел детей в такое место, где он знал, что дети встретят белку. Об этом можно не предупреждать детей: еще интереснее, если они неожиданно наткнутся на белку».

Вторая ошибка. Лишение детей активности и инициативы . «Ошибки воспитателей в этом случае чаще всего заключаются в, что они предвосхищают опыт детей и прорабатывают словесно то, что дети могут увидеть своими глазами. Таким путем мы лишаем ребенка возможности инициативно наблюдать,ослабляем интерес, активность детей».

«Руководить ребенком надо не отнимая у него инициативы».

Пример этой ошибки: «Для воспитателя обычно самое важное получить желаемый ответ, а не заставить ребенка подумать, сообразить. Поэтому, ставя трудный вопрос, воспитатель часто здесь же подсказывает ответ. Таким методом воспитатель освобождает себя от необходимости вскрывать содержание по существу, довольствуясь неосознанным ответом детей, и тормозит активность детской мысли. Случается и так, что воспитатель пропускает неверный ответ, закрепляя этим неправильные представления у детей».

Примеры бесед с детьми, в которых продемонстрирована эта ошибка, Вы найдете дальше.

Третья ошибка – слишком много материала в содержании беседы, что вызывает утомление детей. «Намечая беседы, педагог должен воздержаться от слишком разнообразного и громоздкого материала, чтобы не вызвать утомления. Педагог, не заметивший, что дети утомлены, конечно,испортит беседу. Если к тому же беседа не увлекла детей, они теряют интерес к беседам вообще, неохотно собираются: — Ну,опять беседа, я лучше буду строить!»

Четвертая ошибка — взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.

«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.

Детям,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.

На детей, которые шалят во время беседы, следует действовать не замечаниями, отвлекающими всех, но сугубым вниманием к ним : таких детей следует сажать ближе, чаще обращаться к ним с вопросами, стараясь втянуть в беседу, подчеркивать их мысли, высказывания, отмечая их как интересные».

Пятая ошибка – беседа не раскрывает глубоко содержание темы: «Нельзя считать содержательной беседу, загроможденную большим количеством различных вопросов, но никак не раскрывающую их. Такие беседы не дают четких образов, ясных представлений. На шаблонные вопросы дети дают шаблонные ответы».

Шестая ошибка – грубость беседы : беседы на морально – этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!

Пример этой ошибки: «В одном детском саду воспитатель начинает беседу… предложением: — Дети, посмотрите на свои носы. – Некоторые из детей пытаются косить глаза, чтобы увидеть свой нос. Далее: — Почему не приносите платков? Завтра обязательно принесите (и не поясняет, что носовые платки должны быть чистые). Затем идут длинные разговоры о неумении пользоваться уборной и ряд других вопросов и замечаний к детям. В конце воспитатель спрашивает: — Что вы принесете из дома? – Дети, потерявшие нить беседы, отвечают: — Я булку принесу. – Я чашку. — — Не надо булок, не надо чашек, — сердится воспитатель, — платки принесите.

Сумбурность, нагроможденность и грубость такой беседы, ее крайняя небрежность в отношении речи, резкий тон, плохое настроение воспитателя приводят к тому, что дети совершенно теряют нить беседы,нетерпеливо ждут ее конца и с тяжелым осадком расходятся».

Виды бесед (Е.А. Флерина)

Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед – 1) беседы, связанной с наблюдением и 2) беседы,закрепляющей опыт детей. Первый тип бесед она рекомендовала проводить с детьми, начиная с 3 лет. Второй тип – в старшем дошкольном возрасте.

«Разговор – беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.

В старшем дошкольном возрасте… воспитатели в беседе ставят себе более сложные задачи: сосредоточить внимание детей на определенных предметах,явлениях, помочь наблюдению и установить некоторые связи между ними… Такая беседа требует спокойной обстановки и организованности детей».

Длительность беседы.

«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.

В средней и старшей группах беседа иногда длится 15-20 минут,в зависимости от материала и интереса детей, но особенно затягивать бесед не следует».

Время для проведения беседы.

«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.

Следует также прислушиваться к детским разговорам,замечаниям, чтобы уяснить, насколько ярки и отчетливы впечатления детей от экскурсии. Если образы достаточно четкие, педагог проводит беседу. В противном случае можно сделать повторную экскурсию и лишь после нее проводить беседу».

Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?

Задача начала беседы – «Начало беседы крайне ответственно, его задача – собрать детское внимание вызвать интерес, дать направление беседы».

«Начало беседы должно восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели. Педагог сам старается живо и образно представить, что было, вызвать активность детей. Дети непременно начнут добавлять, вспоминать. Воспитатель умело организует внимание детей, и беседа идет интересно, занимательно».

Удачное начало беседы – «Подойти к беседе можно различно – от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес».

Пример правильного начала беседы: «Один талантливый педагог иногда начинал беседы рассказом, в действующих лицах которого дети быстро узнавали себя. Они проявляли большой интерес к рассказу, вносили свои добавления, поправки,и рассказ переходил в живую, увлекательную беседу».

Неправильное начало беседы – «Неудачно начало, построенное в виде сухих вопросов: — Где мы были, что мы видели? – А еще что? – А еще что видели? Это – скучно и не возбуждает работы воображения». «Известно, как мешают детям крики, одёргивания,окрики. Их необходимо избегать, быстрее приступая к самой беседе».

Как вести беседу с детьми?

«Если в плане беседы воспитатель удачно распределил материал, построил беседу, считаясь с детским опытом и нарастанием интереса, она будет протекать успешно и воспитателю придется лишь правильно чередовать детские высказывания, втягивая всех детей и давая свои «вставки».

Цель этих вставок – уточнить мысль ребенка, подчеркнуть образ,внести ясность в детское суждение,возбудить у детей новую мысль, направить внимание отвлекшегося ребенка.

В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний ».

Как заканчивать беседу?

«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.

Но беседа может и не исчерпать вопроса. Хорошо, когда она возбуждает у ребенка новый интерес к дальнейшему наблюдению или изобразительной деятельности, игре».

Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.

«Если случается беседовать во время экскурсии, воспитатель направляет содержание беседы в зависимости от того, что и в каком порядке заметят дети, что они скажут – заранее предвидеть этого нельзя. Дети объединяются маленькими группами – одни отходят, другие подходят, свободно, без соблюдения очереди, высказывают свои мысли, вновь наблюдают, передвигаясь с места на место и действуя».

Цель экскурсии или наблюдение – это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений,которые ребенок будет отражать в слове.

Пример правильно построенного разговора – беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.

«Группа трех-четырехлеток вышла на прогулку во двор. Падает первый снег большими хлопьями. Дети в восторге, ловят снежинки, сгребают лопатками, подбрасывают, расчищают дорожку. Они подбегают к воспитателю и радостно сообщают: — Смотри, какая звездочка беленькая! Прижимают ее теплым пальцем: — Нету, водичка (растаяла). – Какой пушистенький! – подбрасывают снег на лопатке. – Ой,холодный! – А он растает? Они мнут снег в руках: «мягонький», прыгают, вертятся и смеются: — Как снежок, как снежок! И снова вертятся. Детей более вялых педагог старается расшевелить: — Витя,снеси этот снег на лопатке туда в кучку, прихлопни хорошенько! – Маруся, посмотри, какая звездочка у меня на рукаве,возьми ее,возьми.

Дети радостны, деятельны, каждый спешит сообщить свои наблюдения»

Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:

«Дети 6-7 лет отправились на экскурсию посмотреть ледоход. Они остановились парами далеко от берега, несмотря на то, что берег огорожен и вполне безопасно можно подойти ближе. Интерес у детей большой: — Смотри, смотри, во какая плывет, налетела, стоит, раскололась! – Воспитатель же обеспокоен детским поведением: — Тише, тише, чего кричишь! – Кто-то из детей спросил: — А куда льдины плывут? Воспитатель стал объяснять, как из этой реки лед идет в другую, потом в море,как лед тает, как вода испаряется, как образуются облака, откуда дождь, снег, лед. При этом воспитатель всячески старался привлечь внимание детей, пытался экскурсию подменить беседой, задавал вопросы то одному, то другому. И никто из детей не был заинтересован беседой, все следили за ходом льда».

Подумайте, какие ошибки совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы?

Проверьте себя – все ли ошибки Вы нашли? Ответ Е.А. Флериной: «Педагог был неправ, отвлекая детей от главной цели – от наблюдения. Всё новое, что ребенок видит, слышит, осязает, удивляет его и поглощает его внимание. Необходимо дать детям время для этого и помочь им воспринять эту реальность. Лишь четко восприняв явления, ребенок может подумать об их связи».

«Ошибка заключалась и в том, что воспитатель слишком торопится дать детям сумму знаний, сделать выводы, не обращает внимания на детское восприятие, он не использует разговора для его прямых целей, то есть для содействия более полноценному накоплению опыта. Обмен мнениями среди детей, детская активность, вопросы, замечания либо мешают воспитателю, либо подхватываются и неверно им используются»

«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.

Некоторые воспитатели при этом портят беседу –разговор требованием внешней дисциплины, натянутостью, забывая о том, что она в данном случае имеет второстепенное значение, а основное – наблюдение. Педагог должен направлять детей на активность, чтобы они свободно двигались, рассматривали, действовали. Особенно это относится к экскурсиям в природу, где дети почти всегда чувствуют себя легко и свободно».

Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?

Роль иллюстративных средств в беседе. «Иллюстративные средства чрезвычайно облегчают беседу, сосредотачивая внимание детей,придавая беседе привлекательность. Для этого можно использовать картинку, фото, плакат, какой-либо предмет, игрушку, детскую работу».

Может ли иллюстративный материал навредить? «Небрежно относясь к показу картинки в процессе беседы, воспитатель часто вредит культуре детской мысли и воображения».

«Надо помнить, что зрительный материал отвлекает ребенка, — часто беседа превращается в примитивное рассматривание картинок и констатирование, что нарисовано. Это вполне уместно в младшем возрасте. Дети 6-7 лет могу беседовать и без картинки… В том случае, если дети и без картинок имеют достаточно четкие представления и заинтересованы, важно, чтобы они сами вспоминали ообразы, сопоставляли их, думали,ставили вопросы. Перегрузка количеством картинок может тормозить мысль и высказывания ребенка».

Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?

Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед : 1) когда на иллюстрациях построена вся беседа, 2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.

В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:

А) «подобрать серию картинок в нужной последовательности с учетом нарастания интереса детей»,

Б) «показывая картинки по порядку одна за другой, важно не спешить, давая возможность детям хорошо рассмотреть картинку и поговорить о ней»,

В) «привлечь к активному участию всех детей»,

Г) избегать длительных объяснений: «Если материал новый, незнакомый детям, то не следует делать детальных объяснений. Основное внимание должно быть уделено самому предмету, его внешнему виду. Слишком длительные задержки на объяснениях утомляют детей, обычно в таких случаях они требуют: — Покажите другую картинку!»,

Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:

«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. – Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? – И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.

Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.

Для этого не надо усаживать детей в кружок и требовать очередности высказываний. Дети часто по нескольку человек сразу отвечают на вопрос; они еще не очень внимательно слушают друг друга; но в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы дети с охотой, легко и свободно высказывали свои мысли. Воспитатель их поощряет: — Вот, что сказал Коля (повторяет его слова). Интересно сказал. – Тише, не слышно что говорит Ваня».

Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:

А) внести картинку тогда, когда нужно уточнить или дополнить высказывания детей, до этого не показывать ее детям: «Воспитатель, стремясь к развитию мышления, внимательно следит за детскими суждениями, за правильностью высказываемых мыслей и вносит иллюстративный материал лишь по мере надобности, когда необходимо дополнить, уточнить или исправить суждение детей или же оживить их интерес. До этого материал не должен быть на виду и отвлекать внимание».

Б) «Картинка или предмет должны быть достаточно крупными. Воспитатель показывает их так, чтобы видели все дети».

В) «Во всех случаях, когда картинка показывается впервые, надо дать детям некоторое время хорошо разглядеть ее и не спешить с объяснениями. Малышам картинку следует дать в руки».

Любая картинка или игрушка, используемая в беседе, должна быть художественна: «Часто попадаются картинки, загроможденные лишними предметами,отвлекающими в сторону внимание детей, или игрушка груба, уродлива. Такой иллюстративный материал только запутает детей, будет портить их художественный вкус».

Увлекательный материал по развитию речи дошкольников для речевых занятий с малышами на разные темы (игры, картинки, презентации, рассказы, сказки) Вы найдете в рубриках сайта.

(Для разновозрастных групп)

1) средняя группа - углублять знания детей о различных формах вежливых слов и их значении.

Расширять этический кругозор детей.

Воспитывать желание быть вежливыми, доброжелательными к людям.

2) старшая группа - обобщить знания детей о различных формах вежливых слов;

формировать у детей умение рассуждать, учить, оценивать поведение персонажей сказки «Вежливый кролик», выражать свое отношение к их поступкам.

Воспитывать положительное отношение к другим людям, уверенность в себе.

Предыдущая работа: беседа с детьми «Могут ли поступки быть вежливыми?»; чтение детям рассказов и сказок В. А. Сухомлинского «Почему дедушка такой добрый сегодня», «Скажи человеку «Здравствуйте!», «Черствость, безразличие», изучение пословиц о вежливости.

Оборудование: мячик, «цветок вежливости», запись мелодии Л. В. Бетховена «Душа», мексиканская сказка «Вежливый кролик», гуашевые краски, кисточки, бумага, салфетки, клеенки.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными: вежливый, воспитанный, вежливый; употреблением слов вежливых форм общения; обогащать словарь употреблением пословиц и стихов о вежливости.

Дети, давайте поздороваемся.

Дети, сегодня я вас приглашаю в «Школу вежливости», чтобы поговорить о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это и волшебные вещи, и волшебные герои, и... волшебные слова. Но эти волшебные слова бывают не только в сказках. Мы их слышим каждый день и иногда даже не обращаем внимания. Но обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.

Ребенок: Ко всем сердцам, как к двери,

Есть ключики одни.

Их каждый легко подберет,

Нужные слова найдет.

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Спасибо с улыбкой сказать так несложно,

Но нет его в мире порою дороже!

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Почему волшебные слова называют ключиками ко всем сердцам?

Для успешной нашей работы давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга.

Игра - приветствие «Мяч передавай, с тем, кто рядом поздоровайся»

(Дети передают друг другу мяч, произнося слова - приветствия)

Вика, добрый день!

Привет, Сережа!

Здравствуй, Саша!

Доброе утро, Елена Николаевна!

Привет, Екатерина!

Дети, народная мудрость гласит: От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Чтобы быть приятным людям, надо всегда помнить правила вежливости .

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

1. Придя в детский сад надо со всеми... (поздороваться).

2. Чтобы попросить у товарища игрушку говорят... (Дай мне, пожалуйста) (сер.)

3. Когда двое разговаривают нельзя... (их перебивать).

4. Когда оскорбил товарища надо... (попросить прощения).

5. Чтобы тебя уважали люди все надо быть... (всегда приветливым).

6. Идя домой надо сказать всем... (до свидания).

Я улыбаюсь солнышку: (подъем рук через стороны вверх)

«Здравствуй, солнце золотое»

Я улыбаюсь цветочкам- (наклоны туловища вперед, руки на поясе)

Пусть они цветут!

Я улыбаюсь дождю - (наклоны влево - вправо, руки вверху)

«Лейся, дождик, как из ведра»

Друзьям улыбаюсь - (прыжки на месте с хлопками в ладоши)

Желаю им добра.

Правила хорошего тона требуют быть внимательными к людям. Для этого нужно учиться узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. А поднимают настроение искренние пожелания от друзей. Давайте поиграем в игру «Я желаю тебе...» (под тихую музыку дети говорят пожелания, передавая «цветок вежливости» друг другу).

Говорят, что вежливость необходима всем или каждому. В этом мы убедимся, прослушав сказку.

Мексиканская сказка «Вежливый Кролик»

Какие вежливые слова прозвучали в сказке? (Ср)

Как отреагировала змея на вежливое приветствие Кролика? (В)

Как помогла вежливость кролика избежать беды? (В)

Вспомните случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость?

А сейчас я предлагаю старшим детям нарисовать «Дерево вежливости». На нем должно быть столько плодов, сколько вежливых слов вы знаете. А дети нарисуют «Поляну вежливости», где каждый цветок - вежливое слово.

Самостоятельная работа детей.

Молодцы, дети! Вы сегодня побывали в школе вежливости, и я надеюсь, что вы хорошо запомнили вежливые слова и всегда их будете использовать.

Экология жизни. Дети: Даже в самой дружной семье между детьми возникают конфликтные ситуации, ссоры, драки. Одни родители занимают позицию невмешательства...

Даже в самой дружной семье между детьми возникают конфликтные ситуации, ссоры, драки.

Одни родители занимают позицию невмешательства: «сегодня поссорятся – завтра помирятся».

Другие становятся на защиту одной из сторон: «младшего нельзя обижать», «старшего нужно слушаться», «поднять на девочку руку недостойно для настоящего мужчины».

Третьи устраивают «разбор полетов» для истинного виновника происшествия.

Беседа эта имеет свои особенности и предполагает наличие у родителей чуткости и педагогического такта.

  • Не начинайте неприятный разговор с критических замечаний. Чтобы с самого начала не озлобить ребенка, поговорите с ним на нейтральную тему. Спросите его о школьных делах, о приятелях – настройте на позитивную волну.
  • Замаскируйте прямую критику между похвалами: «Я заметил, что в последнее время твои отношения с сестрой стали намного мягче…»; теперь замечание по сути: « Но то, что произошло сегодня утром, нас всех огорчило…»; и в конце: «Я очень надеюсь на твое мужское благородство и уверен, что ты…».
  • Говорите по существу. Обсуждая детали инцидента, вы покажете ребенку, что действительно всесторонне и глубоко проанализировали случившееся, а не отчитываете его под горячую руку.
  • Сочувствуйте. Ничто так не подкупает людей, как сопереживание. Дайте ребенку почувствовать, что, осуждая его некрасивый поступок, вы не отвергаете его самого. Не одобряя в целом его действия, вы все же способны понять причины, вызвавшие его агрессию.
  • Сохраняйте спокойствие. Даже нейтральная по содержанию фраза, произнесенная с угрозой, может вызвать нежелательную защитную реакцию. Помните, что ваша задача – вызвать чувство раскаяния, а для этого душа ребенка должна быть раскрыта перед вами доверием.
  • Не отвлекайтесь от темы. Не стоит припоминать сыну аналогичные поступки в отношении других членов семьи или его недостойное поведение вне дома. Злопамятство еще никогда и никого не сближало.
  • Создавайте единое поле с похожими вибрациями. Вы сможете глубже проникнуть в душу ребенка, если будете разговаривать с ним не тоном участкового милиционера, не заученными фразами педагога, а используя «Я – высказывания»: «я чувствую…», «мне очень неприятно…», « я переживаю…», «я бы хотел…», «давай вместе обсудим…». Ребенок будет благодарен за то, что в сложной ситуации вы не оставили его без поддержки.
  • Критикуйте поступок ребенка, а не его самого. Каждый нормальный человек защищает свою личность. У него возникает чувство агрессии по отношению к обидчику. Мы же не этого хотим достичь нашим разговором? Почувствуйте разницу между высказываниями: «Ты грубиян, несносный мальчишка» и «Ты поступил с сестрой грубо, такое поведение не достойно настоящего мужчины».
  • Следите за эмоциональной реакцией ребенка. Если он понурил голову, рассматривает свои пальцы – это сигнал о том, что он уже не воспринимает ваши нотации. Если он со всем соглашается и смотрит на вас широко раскрытыми глазами – вряд ли он искренен, скорее всего хочет быстрее закончить неприятный разговор.
  • Критика «на одну тему» воспринимается только первый раз. Во второй раз она уже не срабатывает. Поэтому в случае повторения подобной ситуации не стоит проводить беседу по тому же сценарию. Лучше высказать недовольство по поводу того, что предыдущий разговор прошел впустую и сын не оправдал ваших надежд. Ну а в третий раз пора принимать более действенные карательные меры.

Беседа с детьми на тему «Как поступают воспитанные люди»

Цель: объяснить детям правила поведения в коллективе и необходимость их соблюдения. Активизировать в речи соответствующий словарь.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает детям:
«Мама с сыном и дочкой, вашими ровесниками (сообразите, сколько же детям было лет?), вошли в автобус. Свободных мест не было.
- А где мы сядем? - громко спросила девочка.
- Мы с вами постоим. Вы уже достаточно большие, а на площадке свободно, и вас никто не будет толкать,- заметила мама.
Услышав этот разговор, кто-то из пассажиров предложил: «Усадите детей»,- и освободил для них место. Мама даже слова не успела сказать, а ребята уже уселись и, довольные собой, посмотрели на маму. У нее было огорченное лицо.
- Ты устала? Заболела?- встревожились сын и дочь.
- Нет, не заболела, а очень-очень расстроилась. Ведь сейчас я узнала о том, что моих детей нельзя назвать воспитанными людьми.
- От кого узнала?- с недоумением спросила дочь.
- От вас и узнала! - пояснила мама и отвернулась к окну».
Педагог спрашивает, понравился ли детям рассказ. Уточняет, от кого все-таки мама узнала, что ее дети не очень воспитанные люди, и как должны были вести себя ребята, чтобы не огорчить маму.
Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает их, затем предлагает повторить (хором и индивидуально) фразы, с которыми принято обращаться к человеку, уступая ему место в транспорте.
«Представьте себе,- продолжает разговор воспитатель,- что вы с бабушкой вошли в автобус. А в автобусе лишь одно свободное место. Как быть? И как в этом случае поступают воспитанные люди?
А теперь вы сделали пересадку и едете на троллейбусе. Увидели два свободных места и сели. А в это время напротив остановилась женщина с тяжелой сумкой. Как вы поступите?»
В заключение педагог предлагает сделать из стульев автобусы и отправиться за город, соблюдая во время поездки необходимые правила поведения.

В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада", М., 1983.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...