Осень — чудесная пора» подготовительная группа. Экскурсия золотая осень Ритмичные движения под музыку

Проект по работе с детьми на сентябрь 2013 года.

Здравствуй, осень золотая.

Цель для педагога: создать условия способствующие освоению детьми новой информации по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».

Задачи для воспитателя:

1. Подобрать иллюстрации с пейзажами осени.

2. Подготовить художественную литературу по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».

3. Подобрать музыку на осенние мотивы.

4. Подобрать осенние игры.

Цель для родителей: содействовать расширению представлений ребенка об осени.

Задачи для родителей:

1. Оформить родительский уголок по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».

3. Предложить родителям игры на природе.

Цель для детей: приобрести представление об осени (месяц сентябрь), его характерных особенностях.

Задачи для детей:

1. Рассказать о первом осеннем празднике «Дне знаний».

2. По картинкам увидеть всю красоту осенних пейзажей.

3. На прогулке наблюдать за изменениями в природе.

4. Познакомить со сказками, стихами, рассказами, загадками об осени.

5. Дать знания об сезонных изменениях в природе.

6. Воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.

Возраст: средняя группа.

Срок реализации: 1 месяц.

Вид проекта: информационно-практикоориентированный с элементами творчества.

План реализации.

1. Подготовительный этап включает в себя подбор дидактического и сенсорного материала, музыки. Подбор иллюстраций с осенними пейзажами, подбор художественной литературы по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь», Подбор музыки на осенние мотивы.

2. Основной этап реализует недельные темы:

  • 1 неделя «Осенняя пора»
  • 2 неделя «Яркие краски осени»

3. Заключительный этап состоит в создании осеннего уголка природы.

Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о времени года – осени, его характерных особенностях. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания об осени, об осенних народных приметах и традициях, о животных леса, о разнообразии растительности нашей планеты, через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация об осени, игры, загадки и стихи.

Тема месяца: «Здравствуй, осень золотая»

1 неделя «Осенняя пора»

Понедельник

Тема: Рассказ В. Осеевой «Сторож»

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Чтение рассказа В. Осеевой «Сторож».

Прослушивание песни «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два!

Тема: Дети и другие люди

Задачи: Формировать у детей представления об опасных формах поведения при встрече с незнакомыми людьми, с объектами природы;

Обучать детей простейшим способом преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии, домашнего адреса, имени родителей).

Научить определять незнакомых людей, объяснить, что незнакомец – это тот кого мы не знаем. Рассказать об опасности контактов, с незнакомыми взрослыми. Обучать детей запоминанию своего полного имени, адреса, телефонного номера, имени родителей, объяснить, что это необходимо знать и данные знания пригодятся, если он попадет в беду. Внушить детям, что не следует опасаться назвать свое имя, адрес, возраст и номер телефона милиционеру, пожарному.

Тема: Лепка Чебурашки

Цель: совершенствовать умение лепить из пластилина.

Лепка Чебурашки.

Дети лепят Чебурашку из пластилина коричневого цвета: голова и уши – одинакового размера; лапы – скатанные из пластилина колбаски. Из белого пластилина дети лепят два одинаковых маленьких шарика, сплющивают их и располагают на мордочке зверька – это основа глаз. Из черного пластилина скатывают три черные горошины: две из них накладывают на белые кружочки, а из третьей горошины делают носик. Из желтого пластилина лепят небольшой шарик, сплющивают его и размещают под головой Чебурашки, равномерно разминая. Это грудка.

Пальчиковая гимнастика.

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит к тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Тема: «Веселая поляна»

Ходьба в колонне по одному с выполнением игровых подражательных упражнений

Ходьба и бег в колонне с изменением темпа по сигналу. Ходьба и бег между двумя параллельными линиями (ширина -15см, длина -3м). Прыжки на двух ногах с поворотом вправо и влево, вокруг обруча, прыжки с продвижением вперед. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу (50см)

Игры: «Бабочки»

Цель: Учить детей бегать, используя все пространство зала, не наталкиваться друг на друга)

Тема: Геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник

Цель: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать круг из квадрата, правильно выполнять прыжки на месте (энергично отталкиваться и приземляться на обе ноги), ориентироваться в пространстве

Складывание квадрата из палочек.

Превращение квадрата в треугольник.

Составление фигуры из треугольников.

Превращение квадрата в круг. (воспитатель из квадрата вырезает круг).

«Дорисуй фигуру» (В первом и втором ряду изображены три фигуры – круг, треугольник, квадрат, а в нижнем ряду только две. Какой фигуры не хватает?) Раскрашивание фигур

Игра «Чудесный мешочек».

В мешочке находятся знакомые детям геометрические фигуры разной величины. Каждый ребенок на ощупь определяет форму первой попавшейся ему фигуры, называет ее и достает из мешочка. Дети говорят, правильно ли названа фигура.

Тема: Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».

Цели: дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; учить слушать сказки, выполнять ритмичные движения под музыку, петь мелодию чисто

Проговаривание четверостишия.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

А детям в школу надо.

Чтение сказки.

Воспитатель читает сказку «Осень на пороге» Н. Сладкова. После прослушивания дети отвечают на вопросы по содержанию.

Ритмичные движения под музыку.

Под звуки песни «Осень» (муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина) дети выполняют движения с осенними листочками в руках: кружатся, садятся на корточки, поднимают листочки вверх и машут ими.

Разучивание песни «Осень».

Физкультминутка.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Взмахи руками .

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Тема: «Стадион»

Построение в шеренгу. Перестроение в колонну с поворотом прыжком. Ходьба и бег в колонне с изменением темпа по сигналу, с остановкой по сигналу «Стоп», бег врассыпную с высоким подниманием колен. Прокатывание мяча вдаль двумя руками из и.п. стоя ноги врозь

Прыжки на месте вверх за предметом

Игры: «Зайцы и волк»

Цель: Учить детей выполнять прыжки ритмично в соответствии с текстом

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование игрушек

Цель: формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада; учить соотносить предметы по величине

Рисованиецветными карандашами на тему «Детский сад»: здание нашего детского сада, деревья, цветы, которые растут рядом. Вспоминайте, какие предметы выше, какие ниже. Можете нарисовать игрушку, которая есть в нашей игровой комнате и нравится вам больше всего.

2 неделя «Яркие краски осени»

Понедельник

Тема: Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге»

Цели: Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; учить слушать сказки, выполнять ритмичные движения под музыку, петь мелодию чисто

Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Разучивание песни «Осень»

Физкультминутка.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Взмахи руками .

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Тема: Наш ребенок в доме

Задачи: Познакомить детей с тем, какую опасность несут огонь и вода.

Знакомить детей с предметами быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Объяснить, что существуют предметы, которыми детям категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы). Обратить внимание на то, что с водой нужно быть внимательным и осторожным, что вода может быть слишком горячей либо слишком холодной. Напомнить о том, что нельзя оставлять кран с водой открытым даже на минуту. Объяснить, что такое пожар, чем он опасен для человека. Рассказать о том, что нельзя самостоятельно открывать окно, выходить на балкон, если он не застеклен, а ток же не подходить к окну, если оно уже отрыть. Быть осторожными на лестнице, в лифте.

Тема: Аппликация «Букет в вазе»

Цель: учить составлять узоры из геометрических фигур; формировать навыки вырезывания; развивать быстроту, ловкость; укреплять кисти рук.

Комплекс упражнений для кистей рук:

а) сжимать, разжимать кисти рук;

б) вращать кистями рук из исходного положения: руки вперед, руки в стороны;

в) размахивать руками вперед – назад;

г) потрясти кистями;

д) руки в стороны, потрясти кистями;

е) руки согнуты в локтях, кисти опущены (как лапки у зайчика); в таком положении опускать и поднимать кисти рук.

Аппликация.

Воспитатель показывает детям образец аппликации: прямоугольная ваза, в которой 3 цветка из геометрических фигур: сердцевина – квадрат, лепестки – треугольники. Из набора геометрических фигур дети выполняют аппликацию по образцу.

Тема: «Огород»

Построение в шеренгу.

Перестроение в колонну, в звенья по ориентирам в движении. Ходьба

и бег в колонне с изменением

темпа, с высоким подниманием

колен. Ходьба и бег по доске

(ширина 20см). Ползание на

средних четвереньках,

прокатывая мяч Прокатывание

мяча в паре, стоя на коленях

Подлезание под дугу. Прыжки

на месте вверх за

Цель: Учить детей действовать по сигналу, бросать мешочек (мяч и т.п.) разными способами

Тема: Геометрические фигуры – прямоугольник

Цели: познакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; совершенствовать двигательные умения, тренировать в прыжках на месте и в длину.

Игра «Не ошибись».

На полу лежат три обруча на небольшом расстоянии друг от друга. Внутри одного обруча – вырезанный из бумаги квадрат, во втором – круг, в третьем – треугольник. Дети разделены на три группы: у одних в руках квадраты, у других треугольники, у третьих – круги. Под музыку или звон бубна дети бегают и прыгают по комнате. Как только музыка стихает, дети бегут к нужному обручу – домику.

Знакомство с прямоугольником.

Задание «Расположи фигуры».

Дети получают по 4 фигуры разного вида и по указанию воспитателя располагают их. Например: круг под треугольник; квадрат слева от прямоугольника и т. д.

По плану музыкального руководителя

Тема: Рассказ В. Осеевой «Сторож».

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Чтение рассказа «Сторож».

Слушание песни. Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два!

Тема: «На лесной полянке»

на воздухе

Ходьба и бег в колонне с выполнением имитационных движений. Ходьба по доске с перешагиванием через предметы (кубики – 5 см)

Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками. Подлезание под дугу. Прыжки в длину с места, прыжки с продвижением вперед

Игры: «Цветные автомобили»

Цель: Упражнять детей в беге, используя все пространство зала, не наталкиваться друг на друга, с выполнением заданий по сигналу

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование на тему «Осень в лесу»

Цели: учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, соблюдать пропорции предметов при рисовании; формировать умение создавать сюжетные композиции; повторить названия осенних месяцев.

Знакомство с приметами ранней осени.

Игры.

  • Найдите ошибку.

Воспитатель называет приметы ранней осени, а дети хлопают в ладоши, если услышат ошибку.

1) Ранней осенью тепло.

2) Люди загорают и купаются в сентябре.

5) В садах и парках цветут цветы.

7) Перелетные птицы собираются лететь на север.

  • Скажите ласково.
Пример: дождь – дождик, птица – птичка.

солнце – … (солнышко)

туча – … (тучка)

цветок – … (цветочек)

лист – … (листочек)

Слушание песни «Осень» (муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной).

3 неделя «Наш любимый детский сад»

Понедельник

Тема:

Цели: учить слушать, оценивать поступки; развивать музыкальный слух, формировать умение определять характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном

Чтение рассказа В. Карасевой «Подружки».

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

Есть игрушки у Андрюшки.

Вот забавная лягушка,

Мишка, зайчик и машина,

Ну а кукла – для Ирины.

Прослушивание пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы» (из «Детского альбома»).

Физкультминутка.

Детский сад

Детский сад, детский сад,

Он всегда детишкам рад.

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки убирать.

Буду бойко танцевать,

И лепить, и рисовать,

Имитировать лепку, рисование.

Буду песни напевать.

Руки «замком» перед собой.

Тема: Дети и окружающая природа.

Задачи: Познакомить детей с тем, какую опасность несут животные и ядовитые растения.

Рассказать детям, что в лесу, на полях, вдоль дорог, на пустырях, на участке детского сада растут ядовитые растения, которые нельзя не только употреблять в пищу, но и брать в руки. Так как на участках детского сада растут грибы, объяснить детям, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Животные присутствуют в нашей жизни повсюду: в доме, на улице, поэтому объяснить, что животное может быть агрессивным и злым, поэтому трогать животных нельзя. Обратить внимание детей на то, что существуют природные явления, которые несут опасность для человека (гроза, сильный ветер, дождь, мороз, метель, гололед), рассказать как можно избежать последствий данных явлений.

Тема: Лепка пирамидки

Цель: продолжать учить называть местоположение предмета; побуждать употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных; учить описывать предмет, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, соблюдать размер деталей при лепке; побуждать употреблять сложноподчиненные предложения.

Игра «Один – много».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет предмет в единственном числе. Дети называют множественное число существительного (кукла – куклы).

Лепка пирамидки.

Дети скатывают из пластилина 4 шарика разного размера и цвета. Лепят из каждого шарика колбаску и соединяют концы. Немного сплющивают и сверху кладут кольцо меньшего размера, а еще выше, на самое маленькое кольцо, – верхушку (скатанную из колбаски).

Тема: «Чудесные превращения»

Ходьба и бег в колонне. Построение в круг по ориентирам. Ходьба по веревке (диаметр – 3см)

Ходьба по доске с перешагиванием через предметы разной высоты. Ходьба и бег между линиями (расстояние – 10см). Прыжки на двух ногах между кеглями. Ползание на средних четвереньках с прокатыванием мяча, прокатывание мяча в паре из разных и.п.

Игры: «Осенние листочки»

Цель: Упражнять в беге врассыпную, в кружении, в выполнении заданий по сигналу

Тема: Числа 1, 2. Геометрические фигуры.

Цель: познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); развивать ловкость, быстроту

Проговаривание считалки:

Говорят, на заре

Голубь, гусь и галка.

Собирались на горе

Вот и вся считалка.

Знакомство с цифрами 1, 2.

Закрепление знания о геометрических фигурах.

Игра «Не ошибись!».

По плану музыкального руководителя

Тема: Наш детский сад.

Задачи: 1. Познакомить детей с детским садом и его сотрудниками;

2. Уточнить знание адреса детского сада;

3. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада

Чтение стихотворений про работников детского сада, про то чем они занимаются. Экскурсия по детскому саду.

Тема: На воздухе

Ходьба и бег в колонне в чередовании с изменением темпа и выполнением заданий для рук: за спиной, в стороны, за головой. Ходьба между линиями (расстояние – 10см). Бросание мяча вверх и об пол, ловля его двумя руками

Прокатывание мяча в парах под дугой, между предметами. Прыжки на месте с поворотом на каждый счет, прыжки в длину с места

Игры: «Косари» по А.С.Галанову

Цель: Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование любимой игрушки.

Цель: знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета, правильно употреблять форму множественного числа, создавать сюжетные композиции

Вопросы:

– Дома у вас много игрушек?

– Какие у вас игрушки дома?

– Какие игрушки есть у нас в группе?

– С какими игрушками больше всего любят играть мальчики? А девочки?

– Какие игрушки вы берете на улицу?

Игры.

  • Возьми игрушку на прогулку.
  • Один – много.
  • Расположи игрушки.
  • Чего не хватает?

Прослушивание музыкальной композиции.

Дети слушают пьесу П. Чайковского «Новая кукла» (из «Детского альбома»).

Рисование.

Дети рисуют любимую игрушку по замыслу. В конце занятия организуется выставка рисунков.

4 неделя «Что нам осень подарила»

Понедельник

Темы:

Цели: учить слушать сказки, анализировать поступки героев; развивать память, слух и голос; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки

Разучивание стихотворения.

Купите лук

(шотландская песенка, перевод И. Токмаковой)

Купите лук, зеленый лук,

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушку и морковку,

Петрушка и морковка.

Купите нашу девочку,

Нужна нам только девочка,

Шалунью и плутовку!

Шалунья и плутовка!

Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»

Игра с пением «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Тема: Дети и дороги.

Задачи: Учить детей основам безопасного поведения на улицах города.

Познакомить с назначением и работой светофора. Расширять представления об улице: закрепить, что такое тротуар, для кого предназначен, что такое мостовая (проезжая часть), для чего предназначена. Познакомить детей с классификацией видов городского транспорта. Формировать навыки культурного поведения в транспорте. Дать детям элементарные знания о правилах безопасного поведения на улице. Объяснить, почему нельзя играть на тротуаре, на обочине дороги.

Тема: Аппликация «Овощи на тарелке»

Цель: учить располагать предметы согласно образцу, вырезать ножницами, прыгать на месте на двух ногах, на одной ноге с продвижением через 4–5 линий, через 3 предмета (поочередно через каждый).

Аппликация «Овощи на тарелке».

Дети, следуя указаниям воспитателя, вырезают из бумаги помидор, огурец, морковь и наклеивают на лист в форме тарелки

Упражнения.

Давайте изобразим важный помидор (руки на поясе, повороты влево – вправо).

Огурчики спрятались, надо нагнуться, чтоб их найти (сели на корточки, руки на поясе, идут по кругу вприсядку).

Мохнатые хвостики морковки развеваются на ветру (вприсядку прыгают по кругу).

Зеленый горошек тянется к солнцу (потягивания, руки через стороны вверх).

Капуста головой во все стороны крутит (повороты головой).

Тема: «В деревеньке»

Подлезание под шнур, не касаясь руками пола

Ходьба по ребристой доске, положенной на пол, руки на поясе

Ходьба по скамейке (высота-15см) с перешагиванием через кубики, руки на поясе

Развивающие игры с обручем

Игры: «Птички и кошка»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием, с заданием взять предмет

Тема: Геометрическая фигура овал. Счет до 2.

Цель: познакомить с геометрической фигурой – овалом; учить считать до 2; закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди.

Задание «Дорисуй фигуры».

Вопросы:

– Есть ли овал на рисунке 1?

– Какие геометрические фигуры вы дорисовали?

Задание. Посмотрите на рисунок 2 и заштрихуйте овалы

Игра «Что похоже на овал?».

Счет до 2.

У каждого ребенка картинки с изображением одного и двух овощей. Воспитатель показывает цифру 1, дети ее называют. Воспитатель просит поднять карточку, на которой столько же овощей. Затем показывает карточку с цифрой 2, дети ее называют и поднимают карточку с двумя овощами. Воспитатель спрашивает: «Что больше: 1 или 2?» Дети вместе с воспитателем считают: «1, 2».

По плану музыкального руководителя

Тема: Во саду ли, в огороде.

Задачи: 1. Закреплять понятие фрукты, овощи;

2. Закреплять умение выделять характерные признаки овощей, фруктов: цвет, форма, вкус, поверхность;

3.Формировать умение устанавливать простые причинно-следственные связи

Разгадывание загадок про фрукты и овощи.

Задание: необходимо узнать фрукт или овощ по первой и последней букве (г-а груша, о-ц огурец).

Игра «Угадай на ощупь».

Тема: На воздухе

Ходьба и бег в колонне с

изменением направления

Метание мешочков с песком

на дальность правой и левой

рукой. Челночный бег 3×5м

Бег на выносливость 90м

Прыжки на двух ногах

до предмета

Игры: «Лиса в курятнике»

Цель: Учить детей запрыгивать на двух ногах в обруч, забираться «на насест» (скамейку)

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование на тему «Любимый овощ»

Цель: познакомить с названиями овощей, местом их выращивания; учить описывать овощи, работать красками; развивать логическое мышление; закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета

Игра «Найди овощи».

Отгадывание загадок на тему «Овощи».

Игры.

  • Один – много
  • Есть или нет?
  • Какого цвета овощи?
  • Что лишнее?

Описание овощей.

Вопросы:

– Помидор круглый или треугольный?

– Какого цвета бывают помидоры? (Красные, розовые, желтые, зеленые.)

– Помидор мягкий или твердый?

– Помидор сладкий или кислый?

– Где растет помидор?

Слушание русской народной мелодии «Осенью» (обработка И. Кишко, сл. И. Плакиды).

Рисование по теме.

Реализация проекта позволит: укрепить психологическое здоровье воспитанников; развивать интерес к окружающему миру; укрепить физическое здоровье дошкольников с помощью закаливания с использованием природных факторов.

Предполагаемый результат:

1. Сохранение здоровья детей.

2. Привития детям экологической культуры.

3. Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

2. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008

4. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2009

5. Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет».

6. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 4-5 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2011

7. Колесникова Е.В. Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2010

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ ЦРР д/с № 134

Населенный пункт: г. Калининград, Калининградская область

Тема: Проект » Осень — чудесная пора» подготовительная группа

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Калининграда центр развития ребенка детский сад № 134

Тема «Осень – чудесная пора».
подготовительная к школе

Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта:
дети, воспитатели, подготовительной логопедической группы, родители воспитанников.

Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
— Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария - это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность проекта:

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:
расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:
углубить. представления об изменениях в природе осенью;

Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечь внимания к окружающим природным объектам;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:
Ребенок:
углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
Пополняет словарный запас;
развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
разнообразит способы сотрудничества;
развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:
НОД;
Игровая;
Чтение художественной литературы;
Изобразительная;
Труд;
Конструирование из природных материалов.

Продукт проектной деятельности.
Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»
Праздник осени.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, ср игр с детьми.
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.
Образовательные области.
Виды детской деятельности.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?»,
Труд
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария.
Познание
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
— беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;
«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;
— экскурсия в осенний парк.
— цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Коммуникация
Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим «Овощи», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».
Художественное творчество
Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.
Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».
Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.
Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).
Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка
Слушание: П. И. Чайковский «Времена года».
Разучивание песен об осени.
Культурно — досуговая деятельность: «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень».

3-й этап – заключительный.
Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени..
Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
Подведение итогов проекта.

Приложение№1.
Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
ЦЕЛЬ: 
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ: 
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас: 
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;


Приложение №3

Е. Трутнева «Осень»;
Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах - 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды… 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Фет
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.

Е. Трутневой «Листопад»
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки — невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, 
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи, 
Звёзды с неба сыплются… летят…
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

 К. Бальмонта «Веселая осень»
Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев «Осенняя песенка»
Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи.

М. Ивенсен «Падают, падают листья»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад… 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом

«Лежебока рыжий кот»
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?..

С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А. Плещеев «Скучная картина»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….

К. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

А. Толстой «Осень»
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу! 
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился. 
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт…
Бежит мимо Мышка:
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
- Потеснитесь немножко!
Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
- Тут места нет. 
- Подвиньтесь, пожалуйста! 
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!.. - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
- Зайца не видели? - спрашивает. 
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался? 
- Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба -Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №100

Приложение №4
Сценарий экологической викторины
в подготовительной группе

«Здравствуй, осень золотая!»

Задачи. Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе. Учить детей давать правильные и точные ответы, обсуждая их в команде.
Развивать способности общения между сверстниками.
Воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов. Развивать чувства товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Ход.
Воспитатель:
«За окошком так красиво — Это осень в сад пришла! Все деревья нарядила, Всем одежды раздала. Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых. Собрала я их в букет — Это осени подарок, От неё вам всем привет».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, поиграем в викторину, узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы, и выясним, какая команда самая эрудированная.

Воспитатель: Итак, у нас присутствует две команды, представьтесь.

Дети представляет свою команду, капитанов.
Воспитатель представляет жюри.

Воспитатель: Напомню правила игры. Я вам буду задавать вопросы, ответы вы должны обсуждать со своей командой, а отвечать первой будет та команда, чей капитан быстрее ударит в бубен.

Воспитатель: Итак, команды готовы?(да). Тогда начнём с разминки.
Разминка. – Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
— Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь — запевала осени, октябрь — листопад, ноябрь – ворота зимы).

Воспитатель: Разминка прошла успешно, жюри приступает к оценке.

Воспитатель: А теперь первое задание «Ответь правильно».
— По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
— Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
— Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
-Какие деревья сбрасывают на зиму листья?(лиственные) . — Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели).
Воспитатель: Я вам подскажу.
«Почему не спится ёлкам с наступленьем осени?
Почему они иголки на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна – вдруг заблудится весна?
Снег кружится над землёй, тропки занесённые.
Вот и светятся зимой огоньки зелёные».
-Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).
Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.
Ребёнок читает стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетает
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К.Бальмонт).

Воспитатель: Жюри объявляет оценки конкурса.

Воспитатель: Итак, следующий конкурс.
«Перелётные и зимующие птицы».
Среди изображённых на картинках птиц, дети находят и называют зимующих и перелётных птиц.

Воспитатель: Жюри подводит итог конкурса.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.
Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».
Из каждой команды выходят по два ребёнка и собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.

Воспитатель: Жюри подводит итоги. Я знаю, что вы знаете много песен про осень. Давайте споём одну из них. Дети исполняют песню «Ах, какая осень» муз. З.Роот, сл. М. Сидорова.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку. Игра: «Кто лишний». (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).

Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).
«Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в шубе рыжей летом». (Белка).

— А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.
«Далеко ещё зима,
Но не для потехи.
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.
Знает маленький зверёк
Запасы надо делать впрок».

Воспитатель: Жюри подводит итоги конкурса о животных.

Воспитатель: А теперь самая сложная часть наших осенних соревнований – отгадывание загадок. Я хочу проверить, кто из вас наблюдательный.
Загадки.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья…(осень).
2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).
3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево).
4. Рыжий Егорка
Упал в озёрко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (лист).
5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).
6. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стаи? (птицы).

Воспитатель: Следующий конкурс тоже очень сложный. Но вы ведь справитесь? (да).
-Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Следующий конкурс «Урожайный».

Воспитатель:
Всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
Пригодится дар вам мой.
Ребята, назовите, что за овощи, ягоды и фрукты дарит нам осень.

Игра – соревнование «Чья команда больше назовёт овощей, ягод и фруктов поспевающих осенью». Дети по очереди называют овощи, побеждает та команда, которая последняя назовёт фрукт или овощ.
Жюри подводит итоги конкурса.
Воспитатель:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?
Воспитатель: А как вы думаете, ребята. Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.
Воспитатель: Ну, что же. Все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных. Молодцы!
Понравился ли вам наш праздник? (да) Давайте попросим жюри объявить победителей и вручим им грамоту «Знатоки природы».
Вручение грамот.

Программное содержание.

Цель:
Обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период ранней осени.

Задачи:

  • Учить воспринимать красоту природы и развивать культуру его чувств.
  • Развивать у детей умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных к этим изменениям (с понижением температуры стало меньше насекомых, птиц, животных; растения высохли и больше не растут, деревья скинули листву и т.д.)
  • Воспитывать интерес к наблюдению за явлениями, происходящими в окружающей среде (природе, людях)
  • Обогащение словаря (охра, багряная, пестрая, селезень и т.д)

Материал:
Корзинки, мешочки, ведерки (для сбора природного материала), корм для птиц.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы («Четыре художника» Г. Скребицкий; «Жёлтый свет» , «Прощание с летом», «Какие бывают дожди» К. Г. Паустовский; «Осень в лесу», «Осень на пороге», «Сентябрь», Н. И. Сладков; «Черничное варенье» Г. Я. Снегирев; «Рыжие листья» Н. М. Грибачев; «Утки и лед» В. Чирков и т.д.)
  • Рассматривание картин и иллюстраций (И.И. Левитан «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Сентябрьский снег», работы К.Ф. Юона, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и другие)
  • Рекомендация родителям: посетить в выходной день парк.

Ход занятия.

Вводная часть.

В. : « Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк в гости к Золотой Осени. Мы понаблюдаем, затем какие изменения уже произошли с природой в это время года. Давайте вспомним как нужно вести себя на улице?
(идти группой за воспитателем, не обгоняя его и не растягиваясь, по первому знаку воспитателя нужно остановиться и замолчать, продолжить движение с разрешения воспитателя и т.д.)
В. : Молодцы.
Идут до парка. По пути можно обратить внимание детей на улицу и прохожих(люди тепло одеты, у некоторых есть зонт в руках, на улице листья, лужи и т.д.)
У входа в парк:
В. : «А теперь ребята скажите, как нужно вести себя на природе?»
(разговаривать тихо, вопросы воспитателю задавать вполголоса, не следует рвать без надобности растения, во время выполнения задания группа расходится в пределах видимости воспитателя, бережно относиться к объектам природы: муравейникам, птичьим гнездам, звериным норкам и т. д)

Основная часть.

В. : «Посмотрите ребята, как красиво вокруг. Скажите, какими словами вы можете рассказать о осени? Какая она?
(золотая, хмурая, дождливая, яркая и т.д.)
В. : Хорошо. А теперь послушайте как сказал о осени поэт Иван Бунин в стихотворении «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

И действительно, посмотрите ребята какой яркий и красивый стал наш парк. В какие цвета Осень окрасила листья деревьев?
(красный, желтый, коричневый, оранжевый и т.д.)
В. : Правильно. А еще все листочки не только разные по цвету, но и по размеру: они большие, маленькие, средние; и по форме: треугольные, продолговатые, круглые.

Листья падают, летят. И шуршат, и шелестят.
В капюшонах застревают и в кармашках у ребят.

Давайте. Ребята найдем самый большой листочек.
(дети ищут и несут большие листья, выбираем самый большой)
В. : С какого этот листок дерева?
(либо клен, либо каштан)
В. : Правильно. А теперь давайте найдем самый маленький листочек. С какого он дерева.
(либо береза, липа)
В. : Хорошо. Молодцы. А теперь, давайте остановимся и попробуем не только посмотреть Осень, но и послушать. Давайте помолчим и внимательно послушаем. Что вы слышали?
(шелест листьев, шум ветра, может шум дождя, крики птиц и т.д.)
В. : Молодцы! А теперь пойдем к пруду и посмотрим, что стало с его обитателями.
На пруду плавают утки.
В. : Ребята кто это плавает?
(утки)
Давайте покормим их и понаблюдаем. А что они делают?
(гоняются друг за другом, плещутся, едят, крякают и т.д.)
А кто знает кто здесь утка, а кто селезень?
(у селезня яркая окраска)
Правильно. Утка отличается неброской серой окраской, а селезень имеет более яркий окрас. Посмотрите, какая яркая у него «косынка» на голове.
Послушайте как написал о утках поэт А. Рей

Ути-ути-уточки -
Беленькие грудочки,
Пёрышки кручёные,
Лапочки точёные.
Утки плавают в пруду,
Я с гостинцем к ним иду -
Хлебцем мягким белым.
Подплывайте смело!

Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с уточками.
(прощаются)
А теперь давайте на обратном пути соберем самые красивые листья, желуди, шишки, каштаны и т.д. для того чтобы украсить наш праздник Осени.
(собирают)
Молодцы, как много мы собрали даров Осени. А теперь давайте, чтоб не замерзнуть, поиграем в игру «Гном».

Дождик, дождик за окном
(Прыжки на месте)
Под дождем остался гном
(Приседания)
Поскорее, кончайся дождик
(Посмотреть наверх, потянуть руки)
Мы гулять идти не можем
(Маршируем по кругу)

Заключительная часть.
В. : Вот и закончилась наша экскурсия в парк. Попрощаемся с нашим добрым другом парком.
(прощаются)
Мы с вами обязательно красиво украсим наш музыкальный зал для праздника и обязательно нарисуем уточек и селезней.

В группе воспитатель и дети вспоминают, что видели в парке, кого встретили и выбирают кого будут разукрашивать уточку или селезня. Из собранного природного материала изготавливаются украшения совместно с детьми, атак же листья используются в празднике «Здравствуй, Осень Золотая» в танце с листочками.

Выполнил: Сафонова С. Н.

  • < Назад

Творческо-исследовательский проект

«Золотая осень»

Введение:

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов - помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Продолжительность: 1 неделя

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Цель проекта:

выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

заинтересовать проблемой;

провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;

сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

Задачи проекта:

Обучающие:

формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональное отношение к природе;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Форма реализации:

дидактические, коммуникативные;

пальчиковые, малоподвижные игры;

непосредственно образовательная деятельность;

рассматривание иллюстраций, открыток;

использование DVD для просмотра презентации об осени;

работа с родителями.

Оборудование: музыка на тему «Осень», стихи на осеннюю тематику, фрукты и овощи, салфетки, краски, иллюстрации осени, детские поделки на тему «Осень», шары, листья, осенняя полянка.

Конечный продукт: развлечение «Осенний сундучок», выставка поделок из овощей «Забавные поделки из овощей», выставка поделок из листьев «Волшебный листочек», выставка «Дары осени», фотогазета «Закружила осень золотая»

Ожидаемые результаты:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

- социально-коммуникативное развитие : формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителям:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему осени, литературы.

Разучивание стихотворений об осени.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы, презентаций, беседы, непосредственная образовательная деятельность, наблюдения, рисование, аппликация, лепка,

дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры.

Чтение художественной литературы:

«Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина

«Осень» Т. Скребицкий

М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»

О. Иваненко «Спокойной ночи»

И. Соколов - Микитов «Листопадничек»

К. Бальмонт «Осень»

И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

Дидактические игры:

«Грибная полянка», «Найди самый красивый листок», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени», «Да или нет», «Овощи».

Аппликация: «Осенний ковер», «Листопад»

Лепка: « Грибная полянка»

Рисование: «Осенний лес»

Наблюдения за осенней природой

Взаимодействие с родителями

Сбор природного материала,

экскурсии со своими детьми в лес,

участие в выставке «Дары осени», «Волшебный листочек», Забавные поделки из овощей»

совместное рисование с детьми на тему проекта.

Оформление выставки детских работ;

Оформление выставки - конкурса «Волшебный листочек;

Оформление фотогазеты «Закружила осень золотая»;

Оформление выставки «Дары осени»;

Развлечение «Осенний сундучок».

Оценка результатов проекта.

В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

У детей создано радостное, настроение;

Сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;

Установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признака;

Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,