Ребенок перед прививкой: что можно, а чего нельзя делать перед вакцинацией. Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя Что нельзя делать ребенку

Во всем мире родители любят своих детей. Однако к проблеме воспитания подрастающего поколения относятся по-разному в разных странах. Рассмотрим интересные факты о воспитании детей за границей и в России, а также какие вещи можно, а какие нельзя запрещать своему чаду.

Особенности воспитания детей в России и других странах:

  • В Америке ребенок является предметом всеобщего восхищения. Во многих американских семьях с малышами занимаются папы, в то время как мамы зарабатывают деньги. Наравне со всеми взрослыми американский ребенок имеет право голоса, к которому прислушиваются.
  • В Японии до пяти лет ребенку позволяется абсолютно все. Малыш – это король, но только до пяти лет. С пяти и до пятнадцати — он растет в рамках довольно жестких правил и всевозможных ограничений.
  • В Италии ребенок считается «даром небес». Он ангел, его все любят и балуют. Итальянские малыши растут в условиях тотального контроля и полной вседозволенности.
  • Французские мамы очень рано выходят на работу, отдавая детей на воспитание либо гувернерам, либо в детские учреждения. Поэтому дети становятся самостоятельными довольно рано.
  • В Китае детей приучают к труду буквально с пеленок. Роль мамы в семье второстепенна. Слово отца – закон. Как только ребенок начинает посещать детский сад, все поблажки для него заканчиваются. Его приучают к строгой дисциплине, послушанию и трудолюбию.
  • Принципы воспитания детей в нашей стране можно охарактеризовать, как: «И кнутом и пряником». В нашей стране отец является добытчиком, на воспитание своего чада у большинства мужчин просто не хватает времени. Мамы очень часто стараются, как можно раньше выйти на работу. В этом случае чаще всего детей отдают на попечение дедушкам с бабушками или в детские сады. Русские родители отличаются повышенной нервозностью по отношению к своим чадам. Им постоянно кажется, что их ребенок находится в опасности, он может заболеть, на него может напасть маньяк, его обижают в детском саду или в школе и т. д. Поэтому нередко родители запрещают детям часто и много.

Что можно и нужно запрещать ребенку: 8 полезных запретов

Много запретов - это плохо!

Хотелось бы сразу предупредить родителей, что дети очень быстро привыкают к слову «нельзя!». Если вы постоянно будете запрещать ребенку то одно, то другое – он просто перестанет реагировать на запреты. Слишком много «нельзя» приводит к мысли «что все можно». А у особо впечатлительных детей даже может возникнуть фобия – ребенок будет бояться, что-то сделать «не так». Такие дети вырастают инфантильными и безынициативными.

Что нужно запрещать ребенку?

  1. Без разрешения убегать от мамы.
  2. Уходить с незнакомыми людьми , что бы они не сулили – прокатить на красивой машине, подарить интересную игрушку, показать собачку и т. д.
  3. Драться и обижать других детей, животных, пожилых людей, инвалидов и т. д. Этот запрет требует детального разъяснения — почему нельзя? Впрочем, как и все другие запреты. Психологи рекомендуют завести домашнего питомца, которого ребенок будет оберегать, за которым ему придется ухаживать.
  4. Залезать на подоконник, играть на проезжей части, пытаться что-либо запихнуть в розетку, приближаться к огню, брать из аптечки таблетки и т. д. Родители должны проводить с ребенком в игровой форме небольшие уроки по ОБЖ, показывать ему соответствующие фильмы и в обязательном порядке разъяснять к каким последствиям могут привести те или иные действия. Полезные советы как научить детей основам безопасности, вы найдете в ряде статей на нашем сайте в разделе Безопасность. Там вы найдете, например, какие нужно соблюдать
  5. Брать чужие вещи без спроса. Родители должны объяснить ребенку, что нельзя в супермаркете брать все подряд, нельзя в песочнице присваивать чужие игрушки, в детском саду одевать чужую, понравившуюся одежду и т. д. Ни в коем случае не надо ругать малыша, ему нужно спокойно и детально разъяснить – почему это плохо.
  6. Быть невежливым. Нужно с детства научить ребенка говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д.
  7. Кричать, требовать и закатывать , если ему отказали в просьбе что-либо купить или дать. Объясните ребенку, почему криком и слезами он ничего не изменит. Каждый отказ – подробно аргументируйте.
  8. Бросать фантики, бумажки на улице, сбрасывать с балкона любые вещи и игрушки. Сбрасывая вещи с высоты, можно нанести вред здоровью других людей. Покажите ребенку улицу весной, когда из-под снега начинает оттаивать мусор, наверняка эта неприглядная картина убедит малыша, что фантики нужно выбрасывать в урну.

Дети – это маленькие исследователи. Им все интересно. Например, что будет, если штаны надеть на голову, или разобрать новую игрушку? Неудивительно, если на ваш запрет ребенок начнет выражать свой протест довольно бурно. Подумайте, может ничего страшного и не случиться, если он попытается натянуть штаны не на то место или разберет новый самосвал. Таким образом, он познает мир. Конечно, если вашего ребенка заинтересует — что будет, если засунуть голову в духовку? тут уж без запрета не обойтись.

Итак, вы объяснили ребенку, почему нельзя этого делать. Кстати, по вашему мнению, очень доходчиво. Однако через пару часов вы снова застаете свое чадо за тем же занятием? Ребенок вредничает? Наберитесь терпения и повторите все еще раз. Маленькие дети не способны воспринимать запреты с первого раза. Кроме того, они еще не умеют переносить определенную ситуацию на аналогичную. То есть, если малыш решил куда-либо «засунуть» голову, то через некоторое время он начнет искать новый объект для этого. Отвлеките чем-нибудь ребенка, и он переключит свое внимание на новое занятие.

Помните, до трех лет слово «нельзя» нужно произносить только в случае, если то или иное действие ребенка угрожает его безопасности или безопасности других людей. После трех лет малыши начинают понимать больше, они уже видят разницу между альбомом для рисования и обоями в гостиной комнате. Вам станет легче объяснить ребенку – почему на улице можно играть с водой, а дома это мероприятие желательно проводить в ванной комнате. С трехлетнего возраста уже можно конкретизировать свои запреты. Запрещая ребенку то или иное действие, не забывайте следить за своей интонацией!

Психолог А. Пащенко:

Все запреты для малыша должны быть сформулированы предельно кратко. Все существующие в жизни ребенка «нельзя» — это, прежде всего, то, что может РЕАЛЬНО нанести ребенку физический или психический вред, особенно, когда он мал. Чем младше ребенок, тем больше запретов, по мере взросления и обретения самостоятельности какие-то запреты снимаются, но, при этом, добавляются новые. Слова «нет» и «нельзя», произносимые слишком часто, теряют свой смысл. Ребенок просто перестает слышать. Поэтому необходимо разнообразить их другими «запретительными» словами. Это будут некие «стоп-сигналы». Произносить их нужно относительно спокойным голосом, но с выразительной мимикой или жестикуляцией. Все в вашем облике должно показывать: «Я говорю всерьез». Например: “Опасно!”, “Край!”, “Осторожно!”, “Горячо!”, “Острый!”, “Ай! Машина! Осторожно!”, “Высоко!” и т.п. Спокойствие в голосе необходимо для того, чтобы не испугать ребенка, когда он уже реально столкнулся с опасностью и от страха не причинил себе больший вред. Не обязательно дополнять эти достаточно краткие «стоп-сигналы» пояснениями, особенно, если малыш столкнулся с чем-то впервые, например: «Край, упадешь», «Острый нож, порежешься». Во-первых, сообщая ребенку то, что произойдет, мы можем, невольно, подтолкнуть его к тому, чтобы «исследовать» это. «Как это, «порежешься», — думает ребенок — «Дай-ка я попробую». Во-вторых, постоянно «предсказывая» ребенку негативные последствия его действий («Не лезь, упадешь», «Не трогай, обожжешься» и т.п.), мы приучаем его избегать неудач, лишаем его уверенности в своих силах. Согласитесь, одно дело научить ребенка преодолевать трудности, пусть даже сталкиваясь с негативными, но безопасными последствиями, и совсем другое — научить избегать неудач.

Психолог П. Гавердовская:

Иногда кажется, что ребенок просто «выходит на тропу войны», намеренно повторяя по 20 раз то, что он знает, делать нельзя. Будьте внимательны к себе: вы ошибаетесь, если думаете, что малыш пытается разозлить вас. Нет, он просто проверяет, насколько вы серьезны и уверены в принятом решении.

Он обжигался 6 раз, прежде чем поверил, что обогреватель и, правда, лучше не трогать. Ему понадобилось 2 месяца, и 5 шишек, чтобы запомнить, как слезают с дивана: не головой, а ногами вниз. Посудите сами: сколько раз вы должны повторить, что запрещается прикасаться к розеткам и электрическим проводам, чтобы он, наконец, запомнил это?

Запрещать — занятие не из приятных. Каждый родитель чувствует, что после третьего раза пресловутое слово «нельзя» уже не удается произнести без отвращения. И никому не хочется превращать это занятие в ежедневную забаву. Как добиться, чтобы запретов было мало, но они были бы эффективными? Вот несколько правил, которые помогут заставить работать слово «нельзя».

Детский психолог Л. Шарова:

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя». Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать. Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение. Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.

Слово НЕЛЬЗЯ нужно использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку, нельзя трогать горячее, нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать. И так далее, я думаю что суть понятна.

Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее. Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

Что нельзя запрещать ребенку: 5 вредных «нельзя»

Мы, конечно, не в Японии, но все же и у нас есть вещи, которые ребенку нельзя запрещать.

  1. Пытаться самостоятельно есть. Безусловно, проще и быстрее накормить ребенка самому, но…. Не лишайте ребенка возможности делать первые шаги к самостоятельной жизни. Помните, что футболку, платье выстирать не так уж и сложно. А вот самостоятельно донести полную ложку до рта – проблема более серьезная. Во время этого процесса малыш приучается к ответственности и максимальной усидчивости.
  2. Оказывать помощь маме во время уборки. Конечно же, уборка продлится намного дольше, но… Ребенок почувствует себя взрослым и нужным. Ничего если он разобьет тарелку или чашку, неся их в мойку, зато он вырастит вашим помощником – опорой.
  3. Отказывать ребенку в самовыражении. Малыш любит рисовать – замечательно. Но он любит рисовать на стене в гостиной? Ничего страшного, прикрепите на стену большой лист ватмана и дайте возможность маленькому художнику создать свой «черный квадрат». Ваше чадо обожает «помогать» вам стряпать? Купите малышу пластилин – может из него выйдет новый Эрнст Неизвестный. Помните, именно в детстве открываются все наши таланты.
  4. Бурно выражать свои эмоции. Малыши любят бегать, визжать, кричать, веселиться. Не запрещайте ребенку выражать бурно свои эмоции. Когда еще это можно будет сделать, если не в детстве. Конечно, в присутственных местах малыш не должен прыгать на шею постороннему мужчине и просить того побыть его лошадкой. Но дома позволяйте ребенку расслабляться.
  5. Иметь свое собственное мнение. Если ребенок не хочет надевать именно эту футболку, которая вам кажется самой подходящей, не заставляйте его это делать. Прислушайтесь к его мнению. Это повысит его самооценку, и он почувствует себя абсолютно взрослым. Ребенка не устраивает, как вы хотите расставить игрушки в его комнате, дайте ему возможность расставить их по своему усмотрению. Помните, ваш ребенок – личность и он вправе иметь свою точку зрения на все происходящие события.

Уважаемые родители, любите своего ребенка, чаще хвалите, обнимайте и целуйте малыша. Дети очень ранимы и зависимы от вас. Помните, накричать и обидеть ребенка в этой жизни найдется кому. Ваша задача дать ему как можно больше любви и внимания. Только тогда он вырастет сильным, уверенным, любящим, добрым человеком. А вы для него на всю жизнь останетесь самыми замечательными родителями.

Если родители постоянно говорят «нельзя», у ребенка сформируется привыкание к запретам. Слишком частое употребление «не» дает обратный эффект: дети просто перестают обращать внимание на запреты. Но случаются и другие крайности.

Родители могут пугать малыша запретами, поэтому страх ребенка совершить нечто недозволенное становится фобией.

Важно разделять запреты на временные и постоянные.

Категорические запреты

Драться и применять силу

Любые проявления жестокости надо пресекать на корню. Каждый раз, как мама видит, что ребенок замахнулся, чтобы ударить кого-либо, надо обязательно объяснить, почему так делать нельзя. Если ваш малыш гиперактивный и проявляет агрессию, вам придется потрудиться, чтобы научить его вести себя правильно и справляться с чувствами. Помощь в этом непростом деле вам окажут боксерские груши, а также танцы и рисование. Выплескивать энергию надо цивилизованно.

Обижать малышей

Учите маленького ребенка заботиться о животных и помогать слабым. Можно даже завести котенка или щенка. Посещайте время от времени приюты для животных, пусть ребенок берет с вас пример и помогает обездоленным.

Брать чужое

Это правило дети должны усвоить еще в младенчестве. Брать чужие игрушки без спроса, лазить по карманам, пробовать еду в магазине категорически нельзя.

Молчать при встрече

Очень многие дети, воспитанные интеллигентами родителями, к сожалению, не приучены здороваться. Научите ребенка тому, что крайне невежливо входить в помещение и не здороваться. Также плохо не говорить «до свидания», прощаясь.

Убегать от родителей

Ребенок должен четко усвоить, что уходить от родителей нельзя. Если ему захочется отлучиться, он должен предупредить маму или папу.

Залезать на окно

В последнее время все чаще дети выпадают из окон. Уберечь от беды может не только бдительность и установка защиты, но и строгий запрет лазать по подоконникам.

Выбегать на проезжую часть

Это еще одно важное правило, которое ребенок должен знать назубок. Покажите крохе тематический мультфильм и объясните, насколько опасна дорога.

Бросать предметы с балкона

Причем не имеет значения, что кидать вниз: игрушки, камни или бумажки. Это может быть очень опасно для других людей.

Трогать розетки

Если у вас стоят заглушки, этого будет крайне мало для безопасности малыша. Расскажите, как опасен для человека ток. Пусть ваше чадо твердо знает – розетки трогать нельзя!

Вести себя некультурно

Бросать в других людей предметы, плеваться, обливать кого-либо, говорить плохие слова – это очень некрасиво и некультурно.

Играть с огнем

Об опасности огня написано немало. Кроме того, вы можете найти в сети специальный мультфильм об опасности огня.

Чтобы ваш малыш четко усвоил запреты, говорите с ним твердым голосом, не обвиняя и не стыдя ребенка. Всегда старайтесь объяснить, почему вы запрещаете ему что-либо. Если не будет мотивации, запрет вряд ли усвоится. Пусть каждый запрет будет сформулирован просто и ясно.

Один раз обозначив границы, никогда не нарушайте их. Запреты не должны препятствовать потребностям малыша. Помните, детям нельзя запрещать фантазировать, дурачиться, ведь дети — это дети, и такое состояние для них норма!

Чтобы вам не пришлось каждые пять минут говорить «нельзя», постарайтесь максимально обезопасить свое жилище.
Читайте ребенку полезные и умные книжки. Для расширения кругозора будет полезно . Читать нотации ребенку бесполезно, намного быстрее кроха усвоит сюжет мультика.

Время от времени детям делают прививки – и новорожденным, и грудничкам, и школьникам, и подросткам. Как правильно подготовить ребенка к вакцинации, чтобы избежать негативных реакций? Что можно, а что нельзя делать перед прививкой? Расскажем подробно!

Чтобы прививка была не только эффективной, но и безопасной, малыша следует подготовить к процедуре вакцинации. Итак, что именно можно и нельзя делать ребенку перед прививкой?

Какие бывают прививки для детей

Условно прививки можно разделить на 2 важные группы – экстренные и плановые .

К экстренной вакцинации относятся прививки, вызванные негативными событиями. Например, в вашем микрорайоне выявлен ребенок с полиомиелитом, или в школе по соседству – вспышка , или в поселке обнаружено животное с признаками бешенства. В этом случае среди населения проводится экстренная вакцинация.

Прививки плановые ставятся согласно плану вакцинации – от тех или иных болезней.

Плановая вакцинация никогда не носит неотложного характера. Любую прививку, входящую в план, можно перенести по времени, если для этого есть основания.

Другими словами, если наступил срок очередной вакцинации, но ребенок, например, болеет или другой , или у него , или в школе у его старшего брата или сестренки объявлен карантин – в этих и подобных случаях прививку обычно переносят.

Ничего катастрофичного в этом нет – главное, по прошествии всех неблагоприятных обстоятельств, не мешкая, в срочном порядке провести вакцинацию и постепенно вернуться к общему плану.

Вакцинация на раз, два, три…

Почти все современные вакцины вводятся поэтапно и «работают» по накопительному принципу. Это значит, что необходимое количество вакцины (которое требуется для выработки антител) вводится в организм ребенка не сразу одномоментно, а постепенно, по частям – через определенный интервал времени.

Однако если , вы пропустили очередную прививку (по сути – отложили ее по времени), то это не значит, что предыдущие части пропали даром. Нет – никакие прививки не начинают ставить сначала, если пропущено время очередной вакцинации. Сколько бы времени вы ни пропустили – имеет смысл сделать очередную прививку и постараться как можно скорее вернуться к плану вакцинации.

Ребенок перед прививкой: главная стратегия – никакой стратегии

Самый главный секрет подготовки ребенка к вакцинации состоит в том, что… никакой специальной программы подготовки… вовсе нет! Важно лишь одно – чтобы перед вакцинацией ребенок чувствовал себя хорошо, не страдал и не контактировал с потенциальными инфекционными больными.

Это значит, что в день прививки целесообразно не сидеть в очереди в поликлинике, «собирая» все возможные инфекции, а, посадив в эту очередь одного из родственников, ждать «сигнала» в сквере неподалеку.

Если маме некому делегировать ожидание в очереди, и приходится самой с трехмесячной крохой, у которой еще нет защиты от инфекционных заболеваний, «гулять» по поликлинике и контактировать с , ей следует заранее запастись так называемым физиологическим солевым раствором.

Изотонический раствор натрия хлорида (проще говоря – физраствор) можно купить в любой аптеке. Для лучше всего использовать его как спрей. Достаточно каждые 15-20 минут пшикать малышу этой жидкостью в носик, чтобы значительно уменьшить вероятность возникновения у него вирусной инфекции.

А если же у вас есть возможность пригласить медработников для вакцинации прямо домой к малышу – это был бы идеальный вариант.

По строгому счету, никакой особенной подготовки к прививкам не существует. Если малыш здоров, не демонстрирует и в его окружении нет инфекционных больных – любую прививку можно проводить без каких-либо «прелюдий». Однако, если вы жить не можете без инструкций, вот вам примерный план действий, которые помогут подготовить ребенка к любой прививке.

Перед прививкой: 5 простейших правил

  • 1 Оценить состояние здоровья ребенка наиболее адекватно способен детский врач. Поэтому первое правило подготовки к прививкам – показать малыша педиатру . Если он при осмотре не обнаружит никаких негативных симптомов, он попросту назначит вам день прививки и даст направление.
  • 2 Если же доктор «заподозрит» у ребенка какое-то заболевание или какие-то «нехорошие» симптомы, то в 99 случаях из 100 – он назначит определенные анализы или тесты . И тогда это будет вторым шагом подготовки к вакцинации.
  • 3 Чтобы организм легче перенес вакцинацию, необходимо опорожнить кишечник ребенка . Для это можно использовать особые слабительные свечи или поставить клизму.
  • 4 Если при введения одной части вакцины у малыша наблюдалось резкое повышение температуры, то при введении остальных частей имеет смысл предварительно дать малышу жаропонижающее средство (например, Парацетамол или Ибупрофен).
  • 5 И наконец, самое главное правило, которое поможет избежать множества неприятностей, связанных с прививками: 2-3 дня перед прививкой и 2-3 дня после нее крайне желательно как можно меньше контактировать с другими людьми .

Детский врач Е.О. Комаровский: «В подавляющем большинстве случаев отнюдь не потому, что вакцинация каким-либо образом «подорвала» их иммунитет. А потому, что, сидя в очереди перед лабораторией в ожидании прививки, малыш успевает проконтактировать с десятком сопливых детей.

Прививка при аллергическом дерматите

Всем известно, что во время аллергического приступа никакие прививки не производятся. А что делать тем родителям, ребенок которых страдает ? То есть по сути, у него постоянная, хроническая аллергия, которая выражена сыпью на коже.

В этом случае прививки ставятся только во время этапа ремиссии. То есть в то время, когда на протяжении 2-3 недель нет обострения болезни – а на коже, соответственно, нет новых, свежих высыпаний.

Ребенок перед прививкой: резюме

Ежегодно в мире умирает от инфекционных заболеваний около 14 миллионов детей. Треть из которых умирает именно потому, что эти дети не были своевременно привиты.

Итак, успешная вакцинация зависит от 3 наиважнейших условий :

  • Состояние здоровья ребенка (до дня вакцинации ребенок должен быть абсолютно здоров не менее 2-х недель);
  • Качество вакцины;
  • Условия, при которых проводится вакцинация;

На качество вакцин (при обязательной вакцинации) вы вряд ли можете повлиять, это зона ответственности государства.

Самый главный нюанс условий, при которых проходит вакцинация – это наименьшее контактирование с потенциально больными людьми. Это значит, что за пару дней до прививки, и в течение пары дней после нее, вам с малышом лучше вести относительно уединенный образ жизни – не принимать гостей и самим тоже не выбираться «в общество». А во время прививки желательно не просиживать часами у кабинета лаборатории – пусть в очереди посидит кто-то другой, а на прививку вы подойдете «по сигналу».

И наконец - чтобы убедиться в том, что малыш к моменту прививки абсолютно здоров, его нужно перед вакцинацией показать педиатру. Вот и вся премудрость относительно того, как подготовить ребенка к прививкам!

Кажется, ещё вчера малыш большую часть времени лежал в колыбельке и мирно сопел. Но незаметно он подрос и начал активно исследовать окружающий мир. Причём самыми неправильными, на взгляд родителей, способами. Ему интересно, что будет, если он потянет на себя свисающий провод, укусит маму, ущипнёт папу, дотронется до батареи. Вот тут-то ребёнок и слышит своё первое «нельзя».

Запреты в жизни ребёнка

Запреты – это естественная составляющая воспитания. Они необходимы для гармоничного развития личности, и не нужно пытаться обойтись без них. Но вот мама говорит «нельзя», а кроха продолжает делать по-своему. Такая картина знакома многим родителям. Как же сделать так, чтобы маленький баловник понимал запреты и прислушивался к ним? Для этого нужно вводить ограничения грамотно и запастись терпением, ведь любой стойкий результат требует времени и усилий. Зато тогда карапуз наверняка перестанет отвечать гневом, раздражением и желанием сделать всё наоборот.

Как дети реагируют на запреты

Приучать ребёнка к словам «нельзя» и «нет» следует примерно с года, в это время его активность возрастает в разы. Первая реакция на ограничения – плач, возмущение или агрессия. Это абсолютно нормально, так маленький человечек выражает своё несогласие.

Он пока не может с первого раза усвоить «нельзя», поэтому завтра, скорее всего, попытается повторить то действие, которое ему запретили вчера. Это особенность восприятия малышей, а не «вредность» или попытка сделать назло взрослому.

Кроме того, дети в силу возраста не понимают, что запрет распространяется на все аналогичные ситуации, а не только на одну конкретную. То есть, если даже ребёнок поймёт, что нельзя дёргать провод от ноутбука, не факт, что он не будет дёргать провода в остальных доступных местах. Он просто не догадается, что и это тоже запрещено. Об этом взрослым следует помнить и терпеливо напоминать малышу всякий раз, когда он путается.

Маленькому первооткрывателю невероятно интересно всё вокруг. А тут родители со своими постоянными «нельзя»… Так мы гасим весь запал и исследовательский интерес у ребёнка. Если один будет протестовать и до последнего делать по-своему, то другой после нескольких неудач сдастся, и его инициативность разобьется о железную стену постоянных запретов. В последнем случае мы получим покладистого ребёнка, но пассивного и боящегося делать что-то самостоятельно. Поэтому так важно соблюдать баланс: перебарщивать с ограничениями так же нехорошо, как разрешать всё.

1. Снизить количество запретных слов до минимума , ведь главная ошибка родителей – чересчур частое их употребление. Когда кроха слышит «нет» и «нельзя» по любому поводу, он просто перестает воспринимать эти слова всерьёз.

В идеале для детей до 3 лет ограничения должны касаться:

  • действий, которые ставят под угрозу безопасность;
  • агрессии в адрес людей или животных.

Например, нельзя прикасаться к розетке, плите или кружке с горячим чаем, играть со спичками, кусать и бить людей, мучить кошку. Остальное же – всё, что безопасно, – не несёт за собой вреда, оно лишь добавляет забот взрослым.

Малыши 1–3 лет ещё не догадываются, что одно и то же действие на улице делать разрешается, а дома – нет (играть с песком или водой, рисовать мелками). В подобных ситуациях лучше объяснять всё малышу, не употребляя запретные слова.

После 3 лет карапуз начинает осознавать больше, и теперь запреты можно формулировать более конкретно. Например, вместо «не трогать кота», сказать, что гладить кота можно, но тянуть за хвост – нельзя.

Нужно постараться не лишать малыша радости познавательной деятельности. Пусть он бегает, прыгает, трогает и рассматривает различные предметы, гоняет голубей. Ведь так приятно видеть, с каким восторгом он приобретает новый опыт.

2. Если все же необходимо ввести ограничения, можно заменять слово «нельзя» . Например, говорить вместо него «опасно», где это уместно. Или так: «Можно переходить дорогу только за ручку с мамой» (вместо «Нельзя одному переходить дорогу»).

3. Каждый раз объяснять причину запрета – так дитя поймёт, что это нельзя, потому что действительно опасно, а не потому что у мамы или папы сейчас нет настроения. Чтобы малыш убедился в справедливости запретов, можно иногда позволять ему сделать по-своему, но заранее предупреждать, что будет в этом случае. К примеру, дать ему прикоснуться к горячей кружке на столе. Пусть температура поверхности будет не такой высокой, чтобы обжечься, но достаточно неприятной, чтобы повторять такой опыт не возникло желания.

4. На каждое «нельзя» должно быть своё «можно» . Например, нельзя трогать посуду на плите, зато можно брать ложку со стола. Этот приём помогает отвлечь кроху от запрещённых объектов, но не мешает узнавать новое.

5. Как можно реже употреблять в речи частицу «не» , детское восприятие её игнорирует. Вместо «не делай» малыш слышит: «делай». Гораздо продуктивнее использовать утвердительные выражения. Первое время нужно будет контролировать себя, затем это войдёт в привычку.

6. Вместо прямых запретов больше рассказывать о:

  • том, почему так делать не следует;
  • последствиях;
  • своих чувствах, когда малыш нарушает запрет.

Дети многое понимают, нужно лишь правильно выбрать момент для беседы: и ребёнок, и мама должны быть спокойны и настроены на общение.

7. Определить для малыша абсолютные «нельзя» – то, что запрещено при любых обстоятельствах. В этот перечень можно включить следующие пункты:

  • бегать и играть там, где ездят машины;
  • делать больно другим людям и животным;
  • трогать плиту и провода;
  • залезать на подоконник.

Родителям необходимо разработать точный список табу, строго придерживаться его и требовать того же от остальных членов семьи. Если чего-то не разрешают родители, значит, бабушка, тётя и старший брат тоже не должны разрешать. Согласованность здесь очень важна, только она поможет крохе воспринять эти ограничения так, как нужно.

8. Не провоцировать детей самим . Часто взрослые сами создают ситуации, когда ребёнок просто не может удержаться от соблазна и нарушает запрет. К примеру, родители не разрешают трогать паспорта, а сами постоянно раскладывают их на видных и доступных местах.

Здесь виноват совсем не ребёнок. Взрослым следует организовать хранение важных вещей так, чтобы малютка не мог до них добраться при всем желании.

О чем полезно помнить, запрещая

  • Интонация должна быть спокойной, не нужно повышать голос, ругаться, угрожать. Это поможет малышу услышать то, что до него хотят донести, и не отвлекаться на форму, в которой это преподносят.
  • Нужно относиться к ребёнку с уважением, не оскорблять, не унижать его, не заставлять чувствовать себя беспомощным.
  • Корректировать запреты по мере взросления. Дитя растёт, у него появляется больше осознанности в действиях, а также новые умения и навыки. Со временем можно разрешать больше, не забывая о мерах безопасности.
  • Подавать пример. Доброта, аккуратность, вежливость, отсутствие вредных привычек – всё это можно воспитать лишь на собственном примере. Иначе как донести до малыша, что, допустим, курить нельзя, если мама и папа сами это делают? Дети ведь нас не слышат, они на нас смотрят.

Научить ребёнка понимать и принимать запреты непросто. Сложность в том, что перечисленные меры не начнут работать с первого раза. Они требуют от родителей системности, многократного повторения, терпения и невозмутимости. При этом карапузу нужно дать возможность исследовать мир, делать самостоятельный выбор. Только так он научится принимать решения и отвечать за поступки.

Лучшая стратегия – сделать перечень запретов минимальным и говорить «нельзя» лишь в самых крайних случаях. А в остальных – использовать альтернативное «можно только». И постепенно малыш начнёт слушаться, потому что таков будет уже его личный выбор.

Отношения с ребенком в семье строятся с самого раннего возраста, но какими бы хорошими друзьями мама с папой ни хотели быть ребенку, они вынуждены вводить запреты в его жизнь. В первую очередь, они нужны для обеспечения безопасности самого малыша, а уже после, чтобы объяснить ребенку нормы поведения в социуме, в котором ему предстоит жить.

Можно ли говорить ребенку слово «нельзя» и как это правильно делать?

В жизни ребенка слова «можно» и «нельзя» должны присутствовать в различных пропорциях и первого должно быть в разы больше, тогда как второго в незначительном количестве. Если ребенка на каждом шагу будет подстерегать частица «не», то жизнь его утратит краски и малыш перестанет радоваться новому, не будут гармонично развиваться его личностные качества.

Табу или ограничения, конечно же, необходимы – это все то, что касается угрозы жизни и здоровью ребенка. Нельзя трогать горячую кастрюлю, брать лекарства и спички, лезть в розетку, перебегать дорогу в неположенном месте и тому подобное. В этих вопросах важна строгость, но ребенку нужно пояснять все это не криком, а разумными доводами, порой давая на себе ощутить результат

Так, к примеру, горячую кастрюлю нужно дать малышу попробовать ручкой, чтобы предотвратить у него желание лезть к плите. Конечно же, в ней будет не кипяток, но температура должна быть достаточно некомфортной. Это для совсем маленьких, чтобы они надолго запомнили урок.

Детки постарше, которые в скором будущем начнут самостоятельно ходить в школу, должны не только знать элементарные правила дорожного движения, но и применять их в жизни.

К сожалению, мы часто становимся свидетелями ситуации, когда собаку или кошку сбивает машина. Ребенок тоже это видит и в этот момент нужно рассказать ему о том, что если бы собачка правильно переходила дорогу, то, осталась жива. Этот пример хоть и не самый безобидный, но очень действенный.

Как правильно объяснить ребенку, что нельзя делать?

Лучше всего дети реагируют не на гневные окрики «Нельзя!», а на спокойный, миролюбивый тон, которым сказаны запрещающие слова. Очень эффективный и проверенный способ – перейти на шепот. Если малыш кричит и не хочет ничего слушать, вместо крика, попробуйте нашептать ему на ушко то, что вы хотели до него донести ласковым, спокойным голосом. Малыши просто пропускают мимо ушей весь негатив, к которому также относятся запреты. Чтобы в будущем не было с этим проблем, с детьми еще с раннего возраста нужно проводить беседу на тему что можно, а что нельзя.

Как бы мы ни старались объяснить слово «нельзя» ребенку, если сами родители регулярно нарушают свои же правила, то глупо ожидать от своего чада их выполнения. Например, ожидая, когда загорится на светофоре нужный свет, мы иногда перебегаем дорогу, если очень спешим. Дети, глядя на нас, тоже не будут дожидаться своего, и в этом есть непосредственный риск для жизни.

Своего малыша, нужно параллельно заниматься и самовоспитанием, чтобы стать для ребенка настоящим примером, которому хочется подражать. Дети и так будут копировать маму с папой, и поведение в своей семье, но только пускай это будут самые позитивные наши черты. Если вы не понимаете, как объяснить маленькому ребенку, что можно, а что нельзя делать детям, когда он очень чего-то хочет, то постарайтесь не нервничать, а пофантазируйте. Например, когда малыш категорически не хочет надевать теплые вещи, а на улице похолодало и без них никак не обойтись, то можно предложить ему выбор – надеть синюю кофточку с медвежонком или красную с уточкой. Ребенок забудет тут же о своем упрямстве и самостоятельно станет принимать решение, даже не осознав, что его перехитрили.

Итак, подводя итоги, мы поняли, что «нельзя», то есть серьезных ограничений, должно быть минимум. Ситуаций, когда можно гибко обыграть какой-либо момент – уже больше. Если малышу положено ложиться спать ровно в 21.00 безо всяких поблажек, то когда приходят гости или наступает Новый год, это ограничение должно быть временно снято. В любом случае все свои запреты родители должны пояснить ребенку, возможно даже не раз, до достижения устойчивого результата.