Сценарий фольклорного праздника «Зимние святки. С праздником! Никола зимний - народные традиции Пелагея зажигает свечку

Сценарий зимних праздников


"Зимние посиделки"

Сценарий познакомит учащихся начальных классов с зимними праздниками народного календаря, играми-забавами, потешками, а также с душевной народной музыкой и зажигательными русскими народными танцами.

Действующие лица: зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья – взрослые.

Цели и задачи:
создание условий для проявления творческой активности детей;
снятие комплексов, "раскрепощение" обучающихся;
совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
воспитание любви к семье, Родине;
пополнение знаний в области русского фольклора.

Оборудование:
стол;
самовар, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, рушники, разделочные доски, разноцветные платки, прялка;
костюмы ведущей и детей;
нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного календаря, например: 14 декабря – "Наум Грамотник" и др.;
плакаты: "Январь и заморозит, и загвоздит"; "Наум наставляет на ум"; "Декабрь год кончает – зиму начинает";
аудиозаписи русских народных песен;
каравай и баранки для поощрения детей.

Домашнее задание для детей:
научиться произносить скороговорки;
подобрать пословицы о зиме;
вспомнить считалки.

Оформление:

Сцена оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль). В центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда; рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены рушниками, разделочными досками, разноцветными платками. Видное место на сцене занимает прялка – украшение жилища. Ведущая одета в русский народный костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника.

(На сцену выходят зазывалы.)

Зазывалы:
Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас
Мы расскажем сейчас.

Нынче праздник будет необычный. Пойдем в гости к тетушке Прасковье.

Гости званые и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые,
Просим не стесняться,
К нам присоединяться.

(Стучат в дом тетушки Прасковьи.)
Тетушка Прасковья, можно в гости?

Тетушка Прасковья: Добро пожаловать, гости дорогие! (В руках рушник, на котором каравай.)

Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим! Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки, на песни, пироги да ладки. Вы, ребята, уже знаете, что осенью отмечают праздник Покров (14 октября), а в январе будут отмечать Новый год (1 января), Сочельник (6 января), Рождество (7 января), будут гадать на Святки (двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением (19 января)).

1-й ученик: Промежуток от Покрова до Святок включал цикл сельскохозяйственных работ, связанных с забоем скота, молотьбой. До Филиппова дня (27 ноября) старались завершить обработку льна. После чего начиналось прядение кудели – пряжи – чаще всего на "супрядках", молодежных посиделках или вечерках.

2-й ученик: 21 ноября – Михайлов день. В этот день нельзя было работать. Говорили, что в Михайлов день солнце для Бога играет.

Тетушка Прасковья: А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

3-й ученик: 14 декабря – день Наума-Грамотника. Существовал обычай в этот день отдавать отроков в ученье к дьячкам, сельским грамотеям.

4-й ученик: 25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня (по примете, "со Спиридона-солнцеворота солнце – на лето, зима – на мороз"). А еще говорили "в Спиридоны ясно – впереди морозы сильные". В ряде мест в день Спиридона старались намолотить зерно на семена. Если позже намелешь, – зерно считалось "незрелым".

Тетушка Прасковья: Спасибо вам, сколько вы знаете! А какое сегодня число? (Дети отвечают.) Да ведь с 14 по 19 декабря была "гулянская" неделя! В эти дни песни пели, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией к Рождеству. Завершалась она Николиным днем. Никола зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи гадания. Много мы вам о праздниках с ноября по январь рассказали? А теперь представим себе, что работы уже все выполнены и можно поиграть. Кто из вас больше знает прибауток да потешек? Кому выпадет водить, тот и рассказывает!

Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон.

1-й ученик:
Долгоногий журавль
На мельницу ездил,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленький козленочек
Муку выгребает.
А барашки, круты рожки,
В дудочки играют.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.

Тетушка Прасковья:
Тара-бара, домой пора
Коров доить – тебе водить!

2-й ученик:
Как на речке-то, на реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

Тетушка Прасковья:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града:
Кто поднимет, тот и выйдет!

3-й ученик:
Уж как шла лиса по тропинке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
– Как я лычки драла,
Как я лапоточки плела,
Вот и села на пенек
И читала весь денек!
Будто небо провалится,
И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить –
Станет лисонька тужить!

Тетушка Прасковья: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.
Тара-тара, тара-ра,
Идут де́вицы со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

♫ (Дети исполняют песню "Выходили красны девицы".)

Выходили красны де́вицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай люли, ай люли, ай люли,
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны де́вицы
В белых руках по соловью. Ай люли, ай люли, ай люли,
В белых руках по соловью.
copyright - http://сайт
Соловьи в руках рассвищутся,
Красны де́вицы разгуляются.
Ай люли, ай люли, ай люли
Красны де́вицы разгуляются.

Тетушка Прасковья:
Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Значит не все потеряно!

♫ (На сцену выходят две старушки и поют.)

Старушки:
Смех, потешки услыхали –
Сразу к вам мы прибежали.
Где потешки поют –
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Правда, Гавриловна!
Неразлучные старушки –
Мы живем в лесной избушке.
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом –
Пирожки с творогом.

Тетушка Прасковья: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза. Ну-ка, кто лучше?

Скороговороки

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Вставай, Архип, петух охрип.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.

Тетушка Прасковья: Молодцы, ребята! А загадки отгадывать умеете?

Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да перестал.
(Ответ: петух.)

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.
(Ответ: забор.)

Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает.
Что схватит – отдает,
Снова в угол отойдет.
(Ответ: ухват.)

Катался колобком,
Пока не стал носком.
(Ответ: клубок.)

Тетушка Прасковья:
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!

♫ (Ансамбль ложкарей выступает под русскую народную мелодию "Во саду ли, в огороде".)

На Руси всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа русского народа.
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

К нам на вечеринку приехали гости – это фольклорный ансамбль. Встречайте их.

♫ (Выступление ребят из старшей группы фольклорного ансамбля.)

Понравилось ли вам, ребята, на празднике? Спасибо вам, порадовали вы меня, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаю всех детей к чаю с пирогами.
Вот и солнце закатилось,
Вечериночка закрылась.
Приходите снова к нам, –
Рады мы всегда гостям!

(Заканчивается праздник чаепитием.)

Развлечение на «Николин день» (22 мая), праздничный досуг для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Соловьева Е.А., музыкальный руководитель ГБДОУ №3 детский сад "Андрейка", г.Санкт-Петербург.
Цель: Научить детей шуточным народным развлечениям.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление детей о народных праздниках.
Развивающие:
развивать интерес к народной поэзии (загадкам, частушкам, потешкам, прибауткам и т.д.);
развивать артистизм и индивидуальность;
развивать речь, память, воображение детей.
Воспитательные:
прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам русской культуры;
воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения.
Материалы и оборудование: Зал оформлен в народном стиле. В сценарий включены русские народные игры, потешки, забавы.
Ход праздника.
Дети в русских народных костюмах входят под музыку и выстраиваются парами полукругом.
Ведущий: На праздник приглашаем вас и начинаем перепляс!

Народный танец.

После танца – дети садятся на стульчики.
Ведущий: Сегодня - 22 мая - Николин день, день памяти Святого Николая Чудотворца. Ещё его называют Никола Вешний, то есть - весенний. Это один из самых почитаемых на Руси святых. Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний - 22 мая. Оба Николы погоду устанавливают. "Никола Вешний - с теплом, Никола Зимний - с морозом". С давних пор в этот тёплый весенний день в сёлах да деревнях повелось собираться вместе, песни петь, хороводы водить, весело шутить, и не ссориться! Мы с вами встретим сегодня этот день, как встречали его раньше на Руси! Будем весело играть, Николая угодника добром вспоминать!

Выходит Скоморох.
Скоморох: Собирайся народ, всех сегодня радость ждёт!
Весёлые, пляски, шутки, забавные прибаутки!
Ведущий: Ребята, а загадки вы отгадывать любите? Попробуйте отгадать, что это?
Загадки:
1. Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный… (платок)!
2. Он - как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там в печке уголёк?
Кашу сварит… (чугунок)!
3. Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку)!
4. Волосам твоим дружок-
Длиннозубый… (гребешок)!
5. Любят девочки-подружки
С маком бублики и (сушки)!
6. Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная… (ложка)!
Ведущий: Я на праздник без затей приглашаю ложкарей! Вы не спите, не зевайте, нам на ложках поиграйте!

Игра на ложках.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Таня с Ваней сидят,
Во все стороны глядят!
(двое детей, девочка и мальчик, выходят и садятся на скамейку)
"Таня": Поиграем, пошалим, всех ребят повеселим!
"Ваня": Егорка присел, все калачики съел,
Миску поставил, нам не оставил!
"Таня" : Наша Ксюша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
"Ваня" : Серёжка-босоножка,
Тащит лукошко,
По полю бежит -
Пыль столбом летит!
"Таня" : Наша кошка спрыгнула в окошко, на кочку села, комарика съела!
"Ваня" : Козлик утром разгулялся, во дворе с конём подрался! Съел грядку капусты
и сказал: "Как вкусно!"
"Таня" : Лягушка прыгала-скакала, да в болото и упала!
Один из детей встаёт, к ним подходит:
Эй, вы, дразнилы,
Во рту кусок мыла.
Хватит ругаться,
Давайте играться!
Ведущий: Солнце разгорается, игра начинается! Выберем Яшку, красную рубашку! (считает детей) : За стеклянными дверями сидит мишка с пирогами, здравствуй, мишенька-дружок, сколько стоит пирожок? Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты! (выбранный ребёнок – Яшка, ему завязываются глаза, в руки дают корзинку) .
Ведущий: Яшка по ярмарке ходил, пирожок купил! Яшенька, не зевай, с нами весело играй!

Игра «Яшка» :
Яшка сидит в центре, дети идут по кругу и напевают.
Сиди, сиди, Яшка,
Красная рубашка.
Что в корзинке? Яшка: Пирожок!
Встань, наш Яшечка, дружок!
Трень-брень-ти-ри-ри, («играют на балалайке») Поскорее нас лови!
Яшка ловит детей. Кого он поймает за руку, тот останавливается, поворачивается к "Яшке" и говорит ему: «Яшка, дружок, дай мне твой пирожок!» Яшка должен ответить: «Кушай, дружок! На здоровьице!».
Игра проводится столько раз, сколько необходимо по потребностям детей (4-5-6 раз). Когда нужно будет закончить - ведущий скажет: Яшка всех накормил, да про кошку-то забыл! Беги домой, да все с тобой! (все дети бегут на стульчики)
Ведущий: Эй, девчонки-хохотушки и ребята-молодцы, запевайте-ка частушки, веселитесь от души!
Частушки:
1. Посмотрите на ребят,
Все по лавочкам сидят!
Кашу вкусную поели,
И смеются еле-еле!
Припев: (его поют все дети)
Аш-ты, ишь-ты
Правду говоришь-ты! (2 раза)
2. А ребята на дворе
Распотешились в игре!
Так себя разрисовали,- Даже мамы не узнали!
Припев: ......
3. Не боюсь я собак,
Не боюсь ссор и драк!
Самый сильный я герой,
Все обходят стороной!
Припев: ........
4. Я на дудке играл,
И гудок потерял!
Мне его нашла кобыла,
Но случайно раздавила!
Припев: ......
5. Любим петь и танцевать,
Всех на свете забавлять! Тут частушкам конец, А кто слушал – молодец! (дети, которые пели частушки, кланяются и садятся на места)
Ведущий: Хватит спать, пора снова играть! (считает детей) : Шёл батрак по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку, кто травку возьмёт, тот и вон пойдёт! Ребёнку, выбранному по считалочке, одевают шапочку ворона .

Игра «Ворон» (русская народная мелодия) .

Ведущий: Поиграли, да подустали! А теперь давайте отдыхать, да потешки рассказывать!
После каждой потешки ведущий ударяет в ложки или играет 1 раз на трещотке.
Потешки:
1-ая потешка (двое детей).
- Был сапожник?
- Был.
- Шил сапожки?
- Шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!
2-ая потешка (один ребёнок).
Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула -
На пол опрокинула.
3-я потешка (двое детей).
Покатился колобок
Прямо к мышке под порог.
Мышка Прасковья
Пищит из подполья:
- Катись, колобок,
На мышкин зубок!
Мышка-то рада,
А кошке – досада!
Ведущий: А кто будет кошка? Посчитаемся немножко! (подходит к родителям и считает их, выбирая «кошку») : Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок, пошёл котик на улочку, купил котик булочку, самому ли съесть, или кошечке снесть? Я и сам откушу, я и кошечке снесу! (выбранный родитель становится «кошкой» и выходит для игры)

Игра «Кошки-мышки» (вместе с родителями)

Ведущий: Хорошо поиграли, но пора и отдохнуть! Скорее, друзья, занимайте места!
(дети садятся на стульчики) Ведущий: Шутка эта всем знакома: про Фому и про Ерёму!
Выходят двое детей. Они «играют» на балалайках «Светит месяц», садятся на лавку.
1-й: Я - Ерёма!
2-й: Я - Фома!
Ерёма: Подвинься!
Фома: Нет, ты подвинься!
Ерёма: Фома вредный,
Голос медный,
Сам с кувшин,
Голова с аршин (смеётся)
Фома: Ага! Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой!
Ерёму поднимали, животы надорвали!(смеётся) Обидевшись, оба отворачиваются друг от друга.
Ерёма: А что я сегодня видел!
Пришел медведь к броду - бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, уж он кис, кис, кис…
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду - бултых в воду…
Оба валяться с лавки, смеются.
Фома: Посмеялись, а теперь самое время в игры играть!
Ведущий: Выглядывало солнышко, ходили сеять зёрнышко! Пшеницу мы сеяли, горох сеять затеяли! (считает детей) Раз-два-три-четыре-пять, выходи, петух, гулять! (на выбранного ребёнка одевается шапка петушка)

Игра «По дороге Петя шёл»

Ведущий: Есть за околицей лужайка зелёная, выходи, честной народ, карусель к нам идёт!
Не стой, не стесняйся, за ленточку хватайся! (все дети берутся за ленточки карусели).

Игра «Карусель».
Дети водят хоровод, держа в руке по ленте, и поют песню «Как у наших у ворот».
1. Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот. (2 раза)
2. Скоморохи поют,
Скоморохи поют,
Ай, люли, вот поют. (2 раза)
3. Они музыку ведут,
Они музыку ведут,
Ай, люли, вот ведут. (2 раза)
4. Тут все стали танцевать,
Руками весело махать.
Ай, люли, вот махать. (2 раза)
5. Но настал момент прощанья,
Говорим вам: «До свиданья! »
Ай, люли, «До свиданья! » (2 раза)
Ведущий: Хорошо покатались на карусели! Молодцы, ребята, присаживайтесь, отдыхайте. Послушаем шутки на полминутки!
Звучит музыка, выбегают 2 ребёнка. Сценка про Филю и Улю:
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля:
Филя: Мать прислала барана.
Уля: А где же он?
Филя: Я его повесил.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала сестрёнку.
Уля: А где ж она?
Филя: А я её в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы её на стул посадила, да чаем напоила!
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала свинью.
Уля: А где ж она?
Филя: Я её за стол посадил, чаем напоил.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Да я бы её во двор погулять отправила.
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала тульских пряников.
Уля: А где ж они?
Филя: Я их во дворе погулять отправил.
Уля: Ах ты, Филя, простофиля! Надо было взять пряники, да ребят угостить!
Дети идут за дверь, находят корзину с пряниками, показывают пряники детям.
Ведущий. На этом мы и закончим наш весёлый праздник! А тульские пряники, что перед вами, мы будем кушать за столами! Никола Угодник всех ребят сегодня угощает! Стройся ровно, народ, друг за другом, и – вперёд!
Дети под музыку уходят из зала, в группе все получают угощение.

Никола Зимний 2017

ХОРОВОДНИЦА :

Благослови, сударь-хозяин, У тебя ли во дому Да в высоком терему
Попеть-поплясать, Про все городы сказать
Про все Демидовые, Про все невиданные,
Про сударушек румяных, Ихних деточек, малолеточек,
Песня сложится, сказка скажется, Праздник сладится!

Здравствуйте, гости званные, гости желанные! Набралось гостей со всех сторон да волостей. Пришли попеть, поплясать, себя и меня забавлять…

А гостей всех поздравлять, фестиваль наш открывать, приглашаем на сцену Председателя Комитета по культуре и искусству муниципальной администрации Калачинского района Омской Области Ковалевскую Елену Александровну.

Слово Ковалевской Е.А.

Сорочинский эстетический класс

Хороводница: Гостюшки мои желанные, а вы сказочки любите? Так сегодня самый сказочный вечер – Никольский, когда сбываются все желания. Сегодня именины Святого Николы. А Никола - это Дед Мороз. И с сегодняшнего дня он начинает готовить подарки и исполнять все желания. Так сказочки-то вы любите? А хотите, я расскажу самую настоящую Никольскую сказочку?

Раз в Никольский вечерок завывает ветерок:

Домовушка домовенку, непослушному ребенку,

Колыбельную поет, сладкий сон к нему зовет.

Ну, а дом, где им живется – Домом Культуры в народе зовется.

Пока мама песню пела, постепенно захрапела,

А домовеночку не спится, хочется ему резвиться,

И ребенок в двери шмыг, в коридоры напрямик!

А на сцене, вот дела! Не велика, не мала, стоит горочка бела!

Домовенок: (вбегает на сцену через зал) Ой, сколько гостей, у нас в доме! Здравствуйте, ребятаОй, что это?! (заглядывает) Ура! Сколько подарков! И это все мне?! Вот это да! Пойду маме покажу! (увозит со сцены санки с подарками)

Выступление коллективов

Хороводница (выходит на сцену, где спит Домовушка)

Тук-тук-тук! Хозяюшка!

Домовушка: Кто там?

Хороводница Можно славить хозяюшку?

Домовушка: Прославьте, прославьте

Хороводница Как у нашей у хозяйки, дорогие ворота, золотая голова…

Сколь хозяюшка богата, Гребет денежки лопатой,
Сидит на скамейке, Считает копейки,
Сидит на лавке, считает булавки.

Домовушка: Постойте, а где же мой домовенок? Мой непослушный ребенок?

Хороводница Я так думаю, что ему в праздничный вечер спать не захотелось и он пошел веселиться. Ведь Гулянская неделя нынче! Вот мы собрали здесь братчину – складчину. Снесли все в одно место: муку – месить тесто,

Грибы, мясо для пельменей, для кваса – жито, все, что трудом нажито.

Принесли вязанье, вышивание, прядение, молодым показывали свое умение.

И ребятишки тут же крутились, с малолетства делу учились.

Домовушка: А я-то все проспала, да никого не видала

Хороводница А ты посмотри! Мои гостеночки - не в поле кочки!

Как запоют, хоровод заведут,

Песни да пляс – вот и праздник у нас! Так, гости?!

А мы с тобой пока пойдем домовенка искать.

Выступление коллектива

Домовушка: Ну, где же мой домовенок?! Как нам найти его? Весь Дом Культуры обошли, а домовенка не нашли.

Хороводница: А давай ребят попросим о помощи!

Домовушка: Ребята, поможете?!

ОТВЕТ.

Хороводница: Только мы их сначала в деле проверим. Насколько они смекалистые! Сможете отгадать мои загадки? Ну слушайте:
Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да перестал.
(Ответ: петух.)

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят. (Ответ: забор.)
Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает. Что схватит – отдает,

Снова в угол отойдет. (Ответ: ухват.)
Катался колобком,
Пока не стал носком. (Ответ: клубок.)

Молодцы ! Смотрю, смекалистые вы ребята! Давайте, позовем домовенка, может он услышит и придет! А я посмотрю, кто громче, девочки или мальчки!

Зовут домовенка

(Раздается стук)

Домовушка: Ой, кто это?
Хороводница: «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её - обыденкой (в один день) - из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело - зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.

Видать укутывает нашу крышу поплотнее Николушка! Пойдем позовем его на праздник, может он видал Домовенка, пока крышу латал?!

А у наших у ворот – развеселый хоровод!
Зазвенели струны, засвистали дудки!
Хлопушки-побрякушки стучат занятно,
А и сердцу приятно!

Выступление коллектива

Хороводница: Здравствуй, Николушка! С праздничком тебя!

Никола: Зима – за морозы, а мужик – за праздники?

Хороводница: Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет! Подсоби нам в деле!

Никола: В каком-таком деле?

Хороводница: Праздничек веселый отпраздновать!

Никола: Ах, да! Старой я стал, забывчивый! (поздравляет) Ну а теперь надо в веселую игру сыграть зимнюю, чтобы веселее стало.

Игра «Заморожу»?

Никола: Постой-ка, хороводница! А где ж подарочки мои?! Я ж для ребят уже подарки приготовил, вот здесь на сцене их оставил, снежком припорошил, сугробиком принакрыл!

Хороводница: Ай-ай-ай! Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет, а подарки не уберег!

Домовушка: Постойте-ка! А не мой ли домовенок, непослушный ребенок унес, пока я спала?

Хороводница: ай, ай,ай! И ты, хозяюшка, подарки не уберегла, проспала? А давайте у ребят спросим, может они видели?

Ответ.

Домовушка: Ну вот, теперь надо найти домовенка, а с ним и подарки найдутся!

Хороводница: Ну, что ж, пока мы домовенка с подарками ищем, поглядите-ка, Николушка, какие гости на праздник твой съехались! Мои гости сколь игривы – разговорчивы.

Домовушка: А что, хорошую речь хорошо и слушать. В игре да в дороге людей узнают.

Хороводница: Вона! У моих-то гостей струны поют – к песне зовут!

Выступление коллектива

Никола: Ребята, ходили мы ходили, искали-искали, но не нашли Домовенка! Без вашей помощи нам никак не обойтись! Предлагаю поехать на волшебном паровозике. Вставайте у своих мест и выполняйте все, что мы будем петь!

Игра «Новогодний паровозик»

Домовенок: (с подарками) Ой, здравствуйте! Мама! Никола! Хороводница! Ребята! А я вас искал! Я как увидел, что подарки для праздника приготовлены, я тоже на праздник захотел! И вот привез подарки на праздник!

Никола: Ну, тогда помогай мне подарки ребятам раздавать!

Награждение

Хороводница: Старый обычай грех забывать, Старые сказки не вспоминать.

Домовушка : Песни пропели, вели хоровод,
Спасибо за помощь, добрый народ!

Никола: Праздник веселый, запомним его!
До встречи на следующем – под Рождество!

В декабре, 19 числа, в дома приходит светлый и чистый праздник, который очень любят детишки – День Святого Николая.
Этот сценарий – не стандартный утренник для детского сада или школы.
Я хочу предложить самый настоящий домашний праздник-представление, рассчитанный на небольшое количество участников.

Во-первых, не отделывайтесь только подарками – подарите своим детям кусочек сказки и волшебства.
Во-вторых, побудьте в этот вечер с ними: ваше внимание – огромная ценность, а общение не заменят никакие магазинные покупки.
В-третьих, учите детей Добру, Милосердию, Состраданию. Мир наш трансформируется, меняются ценности, но что-то неизменно остается вечным.

Как отметить День Святого Николая дома

Украсьте дом, чтобы создать атмосферу праздника. Не обязательно это должно быть что-то грандиозное и дорогостоящее. Все украшения можно сделать самостоятельно: развесьте бумажные гирлянды, к люстре подвесьте ангелов из бумаги, возле окна или на двери комнаты разместите яркие носочки.
Часть антуража можно сделать с детьми заранее: на этой уйдет не так уж много времени. Тем более, что большую часть поделок вы можете взять из :).

Для проведения праздника вам понадобится импровизированная сцена для кукольного театра, куклы из картона, заготовленные заранее шаблоны из бумаги, разрезанные на части картинки, лукошко или сапожки, которые можно легко заменить на другие вещи.
Всю атрибутику для вечера я заготовила. Вам останется только взять картинки, распечатать их, наклеить на картон и использовать. Ну, или если вы любите делать всё самостоятельно, просто возьмите идеи.
Праздник для детей рекомендую проводить накануне Дня святого Николая, 18 декабря. Ведущими можете стать вы, родители, или, если у вас дети разных возрастов, старшие братья или сестренки.
Сегодня нас ждет чудесная сказка. Поэтому смело отправляемся ей навстречу.

Сценарий праздника на День святого Николая

Ведущий:

Небо звездами укрылось
И, пройдя сто пять дорог,
От усталости смягчилось –
Вечер сел к нам на порог…

Притомился Вечер дивный,
Но не хочет вешать нос:
Он из древности далекой
Сказку чудную принёс.

Вечер:

Все ли умники-разумники ждали меня? Я тут спешил, торопился, сапоги истёр, но не опоздал! Потому что знаю: все дети любят сказки. Посмотрите, какой у меня мешок большой. (показывает мешок). Всегда по свету брожу, мешок свой за плечами ношу, но собираю не вещи, а разные истории. Вот и сегодня есть у меня для вас очень интересный рассказ.
А кто знает, что завтра за день такой чудесный придет?

(дети говорят, что День святого Николая).

Правильно! Небось заждались подарков от дедушки Николая?

(дети говорят, что заждались).

Каждое утро в день 19 декабря, засунув руку под подушку или любопытный носик в сапожок, находите вы гостинцы разные. Это Николай Угодник, пока вы спали, тихонько приходил и за то, что слушались, хорошо учились, проявляли доброту, оставил маленькие подарки.
Но откуда появилась эта хорошая традиция?

(хватается за мешок, округляет глаза, делает вид, что его кто-то толкает)

Ой, прыгает мой мешок, говорит, что я заболтался: просится история Святого Николая на волю. Давайте я её выпущу, а вы послушаете.

Вечер заходит за импровизированную сцену, роется в мешке, достает кукол.

Кукольный театр «История святого Николая»

Ведется рассказ и сопровождается демонстрацией кукол

Давным-давно, много столетий назад, жили муж и жена.

(Показ кукол муж и жена)

И все у них было хорошо: достаток, деньги, уважение. И жили они хорошо, по-доброму: ни с кем не ссорились, помогали бедным, в церковь ходили.
Только одно печалило: не было у них детей. Просили они у Бога милости, молились горячо. Годы шли, а в доме не звучал детский смех.
Но не стали они от этого злыми и завистливыми, не впали в отчаяние, а продолжали Богу молиться. И за то, что они не переставали верить в чудо, оставались добрыми, Бог подарил им на старости лет сына Николая.

(колыбель).

Николай рос хорошим, послушным мальчиком, но рано он лишился мамы и папы. Поэтому большую часть жизни не знал он родительского тепла.
Ни в чем он не знал нужды: оставили ему родители в наследство всё свое богатство.
По соседству с Николаем жили три сестры – красивые, работящие девушки.

И услышал как-то Николай разговор соседей, что не могут эти девушки выйти замуж. Никто не хотел брать в жены бесприданниц.
— Как же так? – подумал Николай. – Я живу хорошо, у меня есть всё, а рядом страдают люди! Зачем мне одному столько богатства, когда кто-то не может быть счастлив?
Поздно ночью, когда весь город спал и видел сны, пробрался Николай к дому, где жили девушки и в печную трубу кинул три мешочка золота.

До доме горел камин, а возле него сушились чулочки, что постирали девушки вечером. И деньги упали прямо в чулки!


Проснулись утром сестры и ахнули: каждая в чулочке нашла приданое, которого хватило для того, чтобы выйти замуж и зажить счастливо.
Каждый день они радовались этому чуду и благодарили того, кто совершил его.
Но на этом чудеса не закончились. Город замер в ожидании: каждую ночь кто-то получал то, в чем очень нуждался. Больные – лекарства, вдовы – помощь и теплую одежду, бедные детишки – игрушки и еду.
Очень долго Николаю удавалось оставаться невидимым помощником. Он делал добрые дела и не ждал, что кто-то его похвалит. Но люди очень хотели узнать имя Чудотворца, который помогал и дарил радость, чудо, помощь ближнему.
Николай прожил долгую жизнь, полную разных, не всегда хороших событий. Но в любых ситуациях он оставался самим собою: добрым, терпеливым, милосердным. И за это любили его люди, и когда Николай покинул этот мир, причислили его к лику святых.
В народе его так и называют – Николай Чудотворец, и верят люди, что покровительствует он бедным и путникам, морякам в море и по сей день совершает чудеса.
Ходит Николай по свету и творит Добро. А рядом с ним – Ангелы-помощники.

Знают Ангелы обо всем на свете. И рассказывают Николаю о хороших, послушных детях, которые обязательно должны получить подарки….

Завтра праздник наступает –
Ангелы уже поют.
В День святого Николая
Все детишки чуда ждут.
Чтоб Добро вошло в наш дом,
Николая позовём!

Ведущий:

Хорошую историю ты рассказал, Вечер. Теперь отдохни, чаю выпей, а мы пока приготовимся к приходу Николая.
Сейчас мы посмотрим, кто у нас самый лучший художник!

Конкурс «Нарисуй портрет Николая»

(раздаются шаблоны контура лица святого Николая, детям выдаются карандаши и фломастеры. Дети должны нарисовать лицо Чудотворца).

Ах, какие у нас красивые портреты получились. Повесим их на стену, пусть Николай заглянет к нам и поймёт: в этом доме живут талантливые дети, и им обязательно нужно гостинец оставить!

Вечер:
Ой, забыл, забыл, забыл! Тут в мешке у меня морковка завалялась. Знаете для чего она нужна?
Дедушка Николай ездит на ослике. И чтоб ослик не пропустил наш дом, остановился, нужно оставить ему морковки. Ну-ка, посмотрим, кто для ослика больше моркови наносит?

Конкурс «Морковка для ослика»

Предлагаю несколько вариантов проведения этого конкурса. Если места в комнате хватает, это может быть конкурс на скорость: дети несут морковь в лукошки или в сапоги (каждый конкурсант должен иметь свою «тару» для наполнения).

На полу раскладываются две бумажные ленты, от старта до «ёмкости». Нужно пройти по ленте, не сходя в сторону, и доставить морковку для ослика. На роль ленты хорошо подойдет рулон для оклейки окон.
Для малышей – это прямой путь. Если дети постарше, можно усложнить задачу и сделать кривую с виражами. На конкурс отводится определенное время. Например, пять минут. Сделайте много морковок, пусть лучше останутся лишние, чем не хватит.
Ленту можно заменить другими видами движений, например, дойти до корзинки на четвереньках или ползком по-пластунски. Или задом наперед. Вариантов масса.
Если места в квартире маловато, замените активную игру работой мозга: морковку в корзину отнесет тот ребенок, который отгадает больше всего загадок. Я предложу несколько вариантов загадок собственного сочинения, но вы можете смело использовать любые загадки про зиму, животных, погодные явления.
Если ребенок у вас один, и вы не догадались пригласить соседских детишек, значит, в конкурсе придется участвовать и вам:).

У него нет ног, а он все идёт.
Белый и пушистый, но совсем не кот.
Он умеет падать, но не человек.
Это зимний, чистый и холодный …. (снег).
Кто стучится к нам в окно?
Глянешь – нет там никого.
Знает все на свете
Шаловливый… (ветер)

Белую шубку наденет на плечи
И смело шагает она по планете.
С морозом и снегом дружна
Хозяйка, царица… (зима)

У нее – наряд зеленый.
Всяк в нее зимой влюбленный.
Ах, как колются иголки
У нарядной, пышной… (ёлки).

Обожает он сюрпризы
И не терпит он капризы.
Он красив и ярок
Праздничный… (подарок)

Кружит, завывает, хохочет
И в сети поймать свои хочет
Коварная ветра подруга
Холодная, зимняя… (вьюга).

Танцуют изящное танго,
В нарядах своих элегантных,
Кружат без конца, без заминки
В морозную стужу… (снежинки)

Ведущий:
Ах, как славно потрудились! Теперь ослик ни за что мимо не пройдет. Столько морковки у него теперь! Возьмет с собою в дорогу про запас.
А пока он бредет по улицам, давайте сложим картинку и посмотрим, получится ли у нас украсить дом к приходу Николая хорошим рисунком!

Конкурс «Сложи паззлы – порадуй Николая»

Детям даются одинаковые картинки и разрезанные к ним паззлы. Нужно сложить картинку. Кто быстрее – тот выиграл. Но наградить за старание нужно всех детей. Это могут быть приятные мелочи: цветной маркер, брелок, ручка, карандаш, набор цветной бумаги: вариантов – бесконечное множество.

Если дети постарше, берите картинку посложнее. Если малыши – берите картинку с небольшим количеством паззлов.

Вечер:

Какие у нас красивые картинки получились! Эх, хорошо у вас, но пора мне в путь отправляться. Время мое истекает. Скоро придет хозяйка-ночь. Но не огорчайтесь: наступит утро и принесет с собой чудеса и сюрпризы от дедушки Николая.
Такой день бывает только раз в году. Но целый год не забывайте, что быть добрым и хорошим – это здорово. Когда ты улыбаешься и радуешься, у тебя все обязательно получается. И никто не любит капризных, надутых и злых людей. А особенно детишек.
Будьте такими, как святой Николай. Всегда помогайте папе и маме, бабушкам и дедушкам, друзьям и тем, кто нуждается в заботе. Добро притягивается к тем, кто делает хорошие дела, и оно обязательно возвращается к нам снова и снова.

Ухожу, чтобы завтра вернуться:
Только сядет за облако солнце –
Постучусь я к вам снова в оконце,
Не забудьте к Добру прикоснуться!

Вечер можно закончить теплым домашним застольем. Угостите детей , и пусть День святого Николая приносит чудеса в ваш дом.
Желаю вам добра!

Действующие лица:

Ведущий, 1-й ребенок-чтец, 2-й ребенок-чтец, Мальчик, Девочка, Медвежата (2-3 ребенка), Зайцы (3-6 детей), Лиса, Колядующие (4-6 детей), святой Николай.

В зал входят дети, родители, воспитатель. Звучит фонограмма колокольного звона.

Музработник: Здравствуйте, дети, здравствуйте, родители. А вы знаете, что первые самые сильные морозы бывают 19 декабря?

Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы, рано темнеет. Зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. В народном календаре зима — самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество. Рождество — это замечательный праздник.

1-й ребенок-чтец:

С мамой елку наряжаем,

Зреют в печке пироги,

И гирлянды зажигаем,

Под звездою из фольги!

2-й ребенок-чтец:

Снег искрится и кружится

У окошка моего,

Будем вместе веселиться:

Елка! Праздник! Рождество!

Воспитатель : Сегодня мы отмечаем Рождество. Сейчас я расскажу вам легенду, которая положила начало рождественской традиции дарить детям подарки... (Воспитатель рассказывает легенду под тихий аккомпанемент медленной музыки.) Давным-давно в городе Мира жил мальчик по имени Николай. Он был единственным сыном богатых родителей. Его папа и мама рано умерли, и он осиротел.

Николай рос и становился очень хорошим, добрым и умным юношей, очень много учился.

Однажды от старого слуги Николай узнал, что одна бедная девушка не может выйти замуж за богатого парня, потому что у нее нет приданого. «У меня есть все, что я хочу, а где-то рядом страдают люди», — подумал Николай. Ему стало очень жаль эту девушку. Он взял из сокровищницы нужную сумму денег, надел темный плащ с капюшоном, чтобы его никто не узнал, и темной ночью пробрался к дому девушки и подбросил сверток с деньгами ей в окно.

Утром в городе люди говорили, что это ангел небесный помог влюбленным.

Родители парня согласились на свадьбу. Николай первый раз в жизни почувствовал себя счастливым. Еще много добрых дел совершил Николай для бедных горожан, оставаясь незамеченным и удивляя весь город.

Он незаметно приносил в их дома игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных.

Однажды ночью люди выследили Николая. Они не ожидали, что этот замкнутый, застенчивый юноша имел такое доброе сердце.

И тогда горожане решили, что Николай — святой. С тех пор каждый год в декабре святой Николай приходит на землю и приносит детям подарки...

Девочка:

Рождество Христово

Праздновать пора,

Празднику святому

Рада детвора!

Мальчик:

Небеса так ясны,

С неба льется свет,

То Младенцу в ясли

Шлет звезда привет!

Девочка:

Стало плотью Слово,

И во имя бед:

Рождество Христово —

Вечной жизни свет!

Звучит колокольный звон, переходящий в мелодию. Танец ангелов.

Воспитатель : Какие красивые ангелочки для нас танцевали. Ребята, ведь сейчас праздник, а как вы готовились к празднику?

Девочка:

Я развесила игрушки

И орехи, и хлопушки,

Огоньки сама зажгла —

Стала елка весела!

Кто придет на торжество,

Встретит с нами Рождество?

Мальчик:

Пригласили мы зайчат,

Шустрых белок, медвежат,

Девочка : Как я рада! А снежинки?

Мальчик:

И снежинки прилетят!

Слышишь? К нам опять звонят

Побегу гостей встречать!

Кто вы, славные зверята?

Медвежата : Мы лесные медвежата!

Девочка:

Заходите, гости, к нам,

Будем очень рады вам.

Медвежата:

Вот так елочка-краса,

Разбегаются глаза!

Мальчик:

Ой, звонят... Пойду скорей,

Гости мерзнут у дверей!

Кто вы, милые зверята?

Зайцы : Мы проворные зайчата!

Девочка:

Заходите, гости, к нам,

Будем очень рады вам.

Зайцы:

Вот так елочка-краса!

Разбегаются глаза!

Мы-то вышли погулять,

Наши лапки поразмять.

Песенка-танец

Вышли зайки погулять,

Свои лапки поразмять.

Прыг-скок, прыг-скок,

Свои лапки поразмять (прыгают).

Нет у зайки рукавиц (показывают правую, а потом левую руку ладошкой вверх),

Нет у зайки шапки (качают головой, обхватив ее руками),

Греют зайки у костра (скользящие хлопки, локти в стороны)

Беленькие лапки.

Ой-ой-ой, какой мороз,

Отморозить можно нос!

Прыг-скок, прыг-скок,

Отморозить можно нос! (трут носики себе и своему напарнику.)

Зайки грустные сидят —

Уши мерзнут у зайчат.

Прыг-скок, прыг-скок,

Уши мерзнут у зайчат (трут попеременно ушки).

Много снега намело (наклонились вниз, подняли руки)

Трудно бегать зайкам.

Мы лопаточки возьмем («бросают снег», делая ногами пружинку),

Разгребем лужайки.

А потом метлу возьмем (идут по кругу и «метут»),

Разметем дорожки.

Мы попрыгаем дружней (прыгают)

И погреем ножки.

День удался потеплей (встают парами),

Взяли зайки санки,

И катаются весь день

На лесной полянке (медленно бегут по кругу).

Стали зайки танцевать,

Свои лапки согревать,

Прыг-скок, прыг-скок,

Возле елочки плясать.

Появляется Лиса. Зайцы падают на пол.

Лиса (одному из зайцев):

Не храбрец ты, а трусишка,

Задавака, хвастунишка!

Воспитатель:

Ты зайчат не обижай,

Не пугай, не угрожай,

И за все их огорченья

Попроси у них прощенья!

Лиса:

Я прошу вас не сердиться,

Будем лучше веселиться.

Лиса и зайчата танцуют польку.

Лиса хватает одного зайца за «лапы», Заяц испуганно скачет вместе с Лисой. Остальные зайцы скачут сначала в кругу, затем приседают все ниже и убегают. Недовольная Лиса уходит.

Воспитатель:

Игр немало есть на свете,

Поиграть хотите, дети?

Воспитатель: Как здорово мы поиграли, зимушку потешили. После Николина дня зимушку нахваливают.

19 декабря (по новому стилю) — Никола Зимний, начинаются Никольские морозы. Есть два Николы — один травный (22 мая), другой — морозный. Оба Николы (Зимний и Вешний) погоду устанавливают. Кто из вас знает, какие приметы бывают в эти дни?

Дети:

«На день Николы зима ходит с гвоздем».

«Хвали зиму после Николина дня».

«Сколько Никола Зимний дает снегу, столько Никола Вешний дает травы».

«Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует».

«Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель».

«Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять».

«Цены на хлеб строит Николин торг».

«Никольский обоз для боярской казны дороже золота».

«На Николыцину зови друга, зови и ворога, оба будут друзья».

«Горевал мужик по Николыцине, зачем она не целый век живет».

Воспитатель : С Николы открываются зимние базары и ярмарки. Чтоб денек был ясный да морозный, чтобы снега пушистого зимушка не жалела, чтобы кутала, берегла землицу-матушку к будущему урожаю. Ребята, а мы точно ничего не забыли?

Девочка:

Ничего, ничего!

Все в порядок привели,

Даже елочку зажгли!

Елка — прямо загляденье,

Хороша на удивленье!

Мальчик:

Приготовили сластей

Для себя и для гостей!

Вдруг придут колядовать,

Будет всех чем угощать!

Воспитатель : В старину, во время зимних святок парни и девушки наряжались и ходили по дворам с песнями да прибаутками. Такие песни назывались колядками, а те, кто их пел, — колядующими. (Прислушивается.) Слышу голоса.

Входят мальчик и девочка.

Колядующие:

Здравствуйте, хозяюшки! Здравствуйте, гости дорогие! Мы споем вам колядки, а вы нас угостите.

Мальчик:

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Маслену головку.

Девочка:

А дай Бог тому,

Кто в этом дому,

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста.

Мальчик:

Что светел месяц —

А и наш-то господин.

Как и красно солнце —

То хозяюшка его.

Девочка:

Как и часты звезды —

То его детушки.

Дай, Господи,

Нашей хозяюшке,

Ложилось, побылось

На двор много лилось.

Девочка:

Коляда, коляда

Накануне Рождества,

Блин да лепешка

На красном окошке.

Мальчик:

Тятенька добренький,

Подай кусочек сдобненький!

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай.

Девочка:

Двоим, троим,

Мы давно все тут стоим

Под окошечком,

Да все с лукошечком.

Воспитатель: Ой, спасибо за пожелания, за слова. Славные колядки спели.

Угощают колядующих пряниками.

Колядующие:

Спасибо за угощение!

Счастье да любовь!

Хлеб да соль

Да совет на долгий век!

Кланяются.

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

Воспитатель:

Нет, погодите, не уходите!

Приглашаю всех гостей,

Дорогих моих друзей,

Будем вместе мы плясать,

Будем Рождество встречать!

Водят хоровод под песенку «В лесу родилась елочка». А теперь, ребята, поиграем в зимнюю игру!

Игра «Два Мороза»

В одной из сторон зала проводится мелом черта. На расстоянии 10 —15 шагов от нее чертится другая линия. Из детей выбираются два Мороза, которые находятся между линиями. За одной из линий в зале собрались все дети.

Оба Мороза обращаются к детям со следующими словами:

Мы два братца молодых,

Два Мороза удалых.

Я Мороз — красный нос.

Я Мороз — синий нос.

Затем спрашивают детей:

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята дружно отвечают:

Не боимся мы угроз,

Нам не страшен и мороз.

После этого дети бегут в другой город — за противоположную черту. Как только кто-либо из детей окажется в пространстве между городами, любой Мороз может его заморозить, т. e. дотронуться до него. Замороженный остается там, где его заморозили, и не сходит с места. Когда все дети перебегут в другой город, Морозы поворачиваются лицом к ним и опять начинают вести свой разговор. После дружного ответа дети перебегают обратно в первый город, а Морозы их замораживают.

Игра идет до тех пор, пока не останутся два игрока. Они будут новыми Морозами, а игра начинается снова.

Правила игры

1. Выбежавшие из своего города не могут в него вернуться, а должны бежать в противоположный город.

2. Морозы ловят детей только между городами.

3. Пойманный не должен вырываться.

4. Замороженные стоят на месте и не ловят перебегающих.

5. Выбежавшие за границу площадки считаются пойманными.

6. Если кто-нибудь задержится в городе и не побежит, тот считается пойманным.

Раздается колокольный звон. В зал входит святой Николай.

Николай:

Ну, наконец, в детский сад я попал,

Ветер мне правильный путь указал!

Сани мои как по воздуху мчались,

Мне помогли ледяные ветра

Передо мною в пути расступались

Льды и сугробы, как дым от костра!

Рад я вас видеть, моя детвора!

Воспитатель : Ребята, вот вы знаете Деда Мороза, Санта Клауса. А догадываетесь, кто это?

Девочка:

Хотя мы в будущее смотрим,

Но прошлым очень дорожим,

В старинном красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Мальчик: Конечно же, это святой Николай!

Воспитатель: Смотрите, к нам летят снежинки, наверное, они хотят станцевать для Николая красивый танец.

Танец снежинок.

Николай:

Замечательные в этом саду ребятки!

Понравились вы мне.

Перед тем как распрощаться,

Должен, детки, вам признаться:

У меня сюрприз для вас!

Где — узнаете сейчас,

Обернитесь: раз, два, три!

Каждый свой сюрприз бери!

Дети оборачиваются и видят подарки.

Жаль, друзья, прощаться надо,

Всем домой уже пора.

Путь счастливый вам, ребята,

До свиданья, детвора!