Межличностные отношения между родителями и детьми. Как отношения между родителями влияют на ребенка? Посредством данной методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями


Проблема под названием «Родители и дети» уже заговоренная. На ней защитились сотни диссертаций, о ней написаны тысячи статей, но, чтобы попасть в дом для престарелых по-прежнему нужно «выстоять в очереди». Одно из самых грустных мест на земле, которое можно назвать островом заброшенных и забытых отцов и матерей, пусто никогда не бывает.
Но не будем во всем обвинять неблагодарных и сердцем жестоких детей. Такими ведь они не родились, а воспитались теми самыми горько плачущими постаревшими родителями.
Сначала на острове Заброшенных и Забытых во многих семьях поселяются дети, а потом уже отправляют туда своих родителей отбывать наказание за ожесточенную душу своих детей.
Душевная и духовная связь между родителями и детьми, которую в народе называют «кровной пуповиной любви» обрывается часто, к сожалению, очень рано.

Нам некогда обнять ребенка, нет времени выслушать его. Мамы разучились петь колыбельные. Отцы не знают, о чем можно беседовать с детьми, и неохотно идут с ними на прогулки.

Родительский дом с раннего возраста ассоциируется у многих детей с холодным и неживым пластмассовым миром игрушек, плюшевым мишкой, говорящей куклой, позже с телевизором и компьютером. Воспоминания о детстве у взрослых детей часто связаны с образами вечно занятых родителей, у которых нельзя путаться под ногами, которых нельзя доставать и сердить своими «а почему?».

Осиротевшие при живых родителях, тяжко переживая чувство одиночество рядом с папой и мамой, дети заставляют обратить на себя внимание своей раздражительностью, плаксивостью, грубостью. Таким образом, они заявляют о том, что им не хватает родительского тепла, уважительного внимания, радости общения с родными людьми.
Психологи отмечают, что все больше появляется детей с закрытой заснеженной душой, прикрытой снаружи угрюмостью. Это те дети, которые сделали печальный жизненный вывод: родителей необходимо беспрекословно слушаться, если не хочешь узнать, как больно бьет папин ремень или мамины злые слова «придурок», «дрянь», «маленький подлец».

Девять месяцев ребеночек живет в своем первом доме – материнском лоне. Он дышит дыханием мамы, живет настроением мамы и думает ее мыслями. Неразрывная его связь с матерью растет день ото дня вместе с подрастающим эмбриончиком.
Во время рождения ребенок переживает огромнейший стресс, ведь живую плоть, перерезая пуповину, насильно отделяют от матери. Часть всегда стремится соединиться с целым, поэтому малыши так тянутся к маме. Без маминой теплой заботы, ласкового слова, доброго взгляда они плохо душевно и духовно и даже физически растут.
Связь с отцом тоже разумно определена самой природой. Общение с отцом для девочки необходимо, чтобы женственной стать, познать в будущем радость женского счастья. Мальчика отец делает мужественным.

Десять детских лет, на уровне подсознания спасая себя, ребенок будет открыт для налаживания душевной и духовной связи между собой и родителями.
Но на пути этого прекрасного стремления к воссоединению часто возникает непобедимая для ребенка преграда в виде двух бездушных и бездуховных ящиков – телевизора и компьютера, к которым гораздо больше прикован интерес многих мама и пап, чем к душевному состоянию своего чада.
Такое впечатление, что невидимые руки каждый вечер высовываются с экранов телевизоров и мониторов компьютеров и забирают к себе в плен не только родительскую любовь к детям, но и их жизнь.

Учительница проводила с третьеклассниками беседу о силе красивой мечты и была шокирована ответом одного ученика, который серьезно заявил, что больше всего на свете он хотел бы стать телевизором.
Одноклассники рассмеялись, а мальчик серьезно объяснил:
«Если бы я был телевизором, вся семья каждый вечер собиралась бы возле меня и внимательно слушала бы, не перебивая, мои рассказы».
Для детей очень важно, чтобы родители выслушали их мнение и уважительно к нему отнеслись. Это не детские капризы, а психологическая необходимость для развития чувства собственного достоинства в ребенке.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети выросли достойными людьми. Но само по себе это не произойдет. Без ухода и заботы только сорняки легко растут. Методов и приемов воспитания есть множество, но какой из них лучший?
А вы у своего детства спросите? Какой эпизод из детских лет с радостью и улыбкой вспоминается, используйте его, как проверенный жизнью и временем воспитательный момент.
Вот что написал в своем письме Иван Семенович, заслуженный пенсионер, дедушка трех внуков:

« Здравствуйте, уважаемая Лидия Михайловна!
Благодарю Вас, что своим вниманием не обошли тему воспитания детей. Они ведь сейчас растут без присмотра. Многие родители считают: раз они в школьный фонд благотворительности свой взнос вносят, то не только за знания, но за воспитание их детей учитель должен ответственность нести.
Но чужими руками доброе сердце ребенка не вылепишь, и хорошие мысли о добре и зле в голову своего дитяти родителям надобно вложить самостоятельно.

Я вот старый уже, весь сединой покрыт, а своих покойных родителей с благодарностью вспоминаю за то, что вместе со мной книги читали, таким образом, интерес к чтению и учебе у меня развивали.
Чтение книг – это ведь не только источник знаний о жизни, но и развитие мыслительной смекалки, памяти, умения анализировать, основы грамотности и лучшие семейные беседы на морально-нравственные темы.

Моменты после книжных обсуждений лично я на всю жизнь запомнил. Не было у меня своего учебного уголка, но зато был у нас кухонный стол, накрытый клеенкой в ромашках и большой зеленый абажур над ним. Вечерами я с родителями за этим столом различные интересные истории по очереди читали. Потом прочитанное дружно обсуждали. Там и научился я чужое мнение выслушивать с уважением и свое мнение вразумительно высказывать.
Так и сына с дочерью воспитывал. А они, семейную традицию не нарушая, любовь к книге и к семье у моих внуков воспитывают.

Двойняшки наши Настенька и Максимка уже во второй класс ходят, грамотнее всех одноклассников диктанты пишут. В конце первого класса технику чтения у них проверяли – полный порядок: внучка 115 слов за минуту прочла, а внук – 110, при достаточном нормативном уровне – 30 слов в минуту. Если напутал что-то с нормативами, извините меня и уточните у своей учительницы. Дело не в нормативах. Я хотел сказать, что домашние чтения, кроме всех обучающих полезностей, отношения в семье особенным родственным теплом наполняют. Я чувствую это и радуюсь. Викторины по прочитанному, различные семейные кроссворды составляю. Одним словом, дружно и интересно живем.
Невестка у меня – мудрая женщина. Она различных методик начиталась и занятия по дополнительному чтению грамотно проводит. Если Вашим читателям интересно будет, напечатайте несколько домашних зарисовок из нашего семейного читального клуба.

Сколько человек участвует в чтении, столько и бейджиков на столе лежит, на них написаны номера. Организатор чтения, им может быть даже мой третий пятилетний внук Сашуля, бросает бейджики в красочно оформленную различными сказочными персонажами коробку и каждый по очереди выбирает бейджик, на котором указан номер читающего.
Каждый читает по очереди пять минут. Невестка говорит, что хорошо внимание ребенка переключать с чтения на слушание. Внимание, зрение, слух, чувство родственной связки, общий интерес – все это работает не только на развитие техники чтения моих внуков, но и, как говорит Людмила, моя невестка, делает их хорошими людьми.
Когда первый круг чтения завершен, делаем небольшой перерыв. Каждый день паузная программа разная: «Ручеек», «Третий лишний», «Кошки-мышки», «Прятки» – разные игры, но обязательно под музыку. Мне лично нравятся паузы «Семейные танцы», когда партнеры в парах по хлопку меняются. Настенька у нас артистичная очень. Она готова каждый день театральные сценки по прочитанному устраивать.
У каждого свои предпочтения, но все ждут праздник прочитанной книги.
Проводится он по коллективно определенному плану.
1. Все рисуют иллюстрации к книге. Награждается лучший иллюстратор
шоколадкой «Сказка» (съедаем ее за чаем все вместе – победитель угощает нас).
2. Кто-то из детей рассказывает: кто написал книгу, о чем в ней рассказывается, для чего написана эта книга, какой герой понравился больше всего.
3. Разгадываем кроссворд или викторину, которые я составляю по конкретной книге заранее. Победитель – лучший разгадалкин награждается печеньем, которым за вечерним чаем традиционно угощает семью, испытывая двойную радость: удовольствие победителя и хорошего человека.
Вот так весело и интересно мы живем. Да, запамятовал рассказать, что читаем мы не больше сорока минут, делая при этом две-три паузы, чтобы не уставали наши ученики. Усталость ведь снижает интерес, рассеивает внимание.
В последний день месяца проверяем технику чтения Настеньки и Максима. Если им удалось на два слова больше прочесть за минуту, чем в предыдущем месяце, на грудь прикрепляется красочная эмблема, на которой изображена раскрытая книга со словами: «Книга – источник знаний».
На нескольких семейных праздниках «Прочитанная книга» присутствовали друзья моих внуков. Они тоже с интересом включались в наше мероприятие.
На родительском собрании невестка опытом делилась. Да только выслушали ее родители с удивлением и забыли. Забыть ту или иную информацию – небольшой грех. Но, если родители не воспитывают в ребенке гармонично развитую личность, они обязательно будут наказаны жизнью и собственными детьми.
Спасибо, что прочли мое письмо. Если сочтете нужным напечатать его, буду глубоко благодарен. Возможно, оно чье-то родительское равнодушное сердце заставит задумается.
Всего Вам доброго.
С уважением, Иван Семенович Кашников».

Я позволю себе от имени всех читателей выразить искреннюю благодарность автору этого письма и всей его дружной семье за то, что еще раз наполнили нам о том, что дети – это чистый сосуд. Родители сами решают, чем наполнить душу и сердце своего ребенка: нектаром жизненных ценностей или безжалостным унижением, разрушающей грубостью, жестоким равнодушием.
Лидия Забожко.

В статье вы узнаете:

Взаимоотношения взрослых детей и родителей

Привет, ребятки.
Сегодня поговорим о важности взаимоотношения взрослых детей и родителей. Вы когда-нибудь задумывались о том, в какой момент дети становятся взрослыми? Лично мне всегда казалось, что это должно случиться сразу после окончания школы или института, но в действительности человек становится таким, когда переезжает жить отдельно или начинает полностью отвечать за свои действия.

Именно тогда с серьезными проблемами сталкиваются уже подросшие дети и родители, взаимоотношения которых могут стать немного натянутыми или совсем прекратиться.

Почему всё происходит именно так? Неужели все люди обречены на бесконечные ссоры со своими детьми, когда те станут взрослыми? Конечно же, так бывает не всегда. Интересно, что каждый человек делает свой выбор в том, как решать подобные проблемы. Некоторые предпочитают игнорировать ситуацию и делать вид, что психологическая проблема не существует. Другие живут в постоянных ссорах, которые делают одинаково несчастными и матерей, и отцов, и детей.

Вы посмотрите хотя бы один эпизод программы «Дорогая, мы убиваем детей». Семьи, в которых ужасные отношения. Я искренне надеюсь, что в большинстве семей всё не так плохо.

Мириться с проблемными отношениями неправильно, ведь можно уладить вопрос, пока еще не стало слишком поздно. Родители в любом случае являются самыми близкими и родными для нас людьми, а время, как известно, не щадит никого.

То, что сегодня кажется непримиримым разногласием, потом станет пустым и совсем неважным. Стоит ли упускать шанс стать ближе к своему родному человеку?

Если вы согласны с тем, что отношения между родителями и взрослыми детьми должны быть наполнены любовью и взаимопониманием, постараемся разобраться в основных причинах разрыва поколений.

От чего страдают родители?

  • «Мы надеялись, что ты сделаешь, как мы хотим!»

Если мама мечтала о том, чтобы вы стали врачом, а вместо этого вы избрали для себя профессию экономиста или юриста, это вполне может стать причиной многочисленных споров. Хорошо следовать по стопам родителей или реализовывать то, чего им всегда хотелось, но только в том случае, когда вы сами этого действительно хотите .

Родители должны понимать, что их стиль жизни необязательно станет и вашим. В этом нет ничего осудительного. Однако маме и папе нужно объяснить, что то или иное решение было принято не назло им. Никогда не забывайте о том, что ваша жизнь принадлежит вам и только вам.

  • «Мы мечтали гордиться тобой!»

Дети всегда будут предметом гордости для своих родителей, но иногда они показывают это не совсем правильно. Порой именно стереотипы рушат гармонию в отношениях. Дело в том, что у каждого человека существует своё понимание правильных и плохих поступков, а также эталонов поведения. Хвастовство достижениями своих детей больше привычно для матерей, но и отцы устраивают межу собой небольшие соревнования. Для того чтобы порадовать родителей, совсем необязательно становиться олимпийским чемпионом или миллиардером. Иногда достаточно просто вовремя позвонить, собрать букет полевых цветов или приготовить вкусный ужин .

  • «Мы надеялись, что ты будешь ценить нас больше!»

Едва ли молодым и перспективным людям, у которых впереди еще целая жизнь, приходится задумываться о том, что чувствуют их родители. С малых лет мама и папа отдают всё, что у них есть, чтобы малыш был счастлив. Когда в семье появляется дитя, весь остальной мир переходит на второй план. В своё время вы стали смыслом жизни своих родителей, поэтому взамен они ожидают как минимум заботы. Можно ли винить их в этом?

  1. Позвоните им
  2. Уделите внимание
  3. Отправьте открытку
  4. Подарите подарок

Покажите, что вы цените их. Ведь они вложили в вас столько любви и заботы. Самое малое, что вы можете сделать, показать им, что вы всё также любите их и благодарны им . Часто признание о том, как важен для вас другой человек, помогает разрешить множество конфликтов. Если вы размышляете над каким подарком подарить, у меня есть подсказка для отношений мамы-дочки. Многим понравятся эти подвески для детско-родительских отношениях . Любой маме или дочурке будет приятно получить такой знак внимания.

Роль родителей в жизни взрослых детей становится уже не такой заметной, поэтому они испытывают недостаток внимания и любви. Каждый человек, рано или поздно вылетает из отцовского гнездышка и забывает о своих родителях. Конечно же, нужно устраивать свою личную жизнь и карьеру, но старшему поколению просто необходимо ваше участие.

Проводите вместе семейные праздники, не забывайте позвонить без повода и просто узнать, как дела. Когда в жизни бывают трудные моменты, все мы, в первую очередь, вспоминаем именно своих родителей. Однако они нуждаются в нас постоянно.

От чего страдают взрослые дети?

  • «У меня нет времени на родителей, мне нужно работать и строить свою личную жизнь!»

Когда вы живете вместе, именно мама с папой заботятся о вас, помогают во всем и надоедают своей опекой. Привыкая к этому, вы всё воспринимаете, как должное, а это ужасная ошибка. Что имеем, не храним, как говорится. Только после начала самостоятельной жизни вы сможете понять, сколько любви и заботы родители вкладывали в каждую вашу встречу. Кто еще будет любить вас также искренне и бескорыстно? На самом деле совсем нетрудно уделять время близким людям, этого нужно просто захотеть.

  • «Вы постоянно лезете, куда вам не надо!»

Такие ошибки очень часто становятся причиной серьезных проблем и разногласий с ребенком. Всё дело в том, что им крайне трудно смириться с фактом вашего взросления. Ни для кого не секрет, что для мамы и папы вы всегда будете дитём. Если их чрезмерный интерес к вашей работе или личной жизни, доставляет немало хлопот и неприятностей, проблему нужно решать. Взрываться по любому поводу и устраивать скандалы так по-детски, если честно. Удивите своих родных, попробуйте поговорить об этом спокойно и объяснить свою точку зрения без всплесков эмоций. Да, они бывают неисправимыми, но вы хотя бы попытайтесь!

  • «Я хочу быть собой, а не тем, кем вы меня представляете!»

Многие родители постоянно хотят переделать своё чадо под себя. В семье успешных юристов, довольно сложно быть танцором или художником. Именно поэтому под постоянным прессингом упреков и недовольства старшего поколения дети чувствуют себя крайне неуютно. Не надо бояться раскрыться! Пряча истинное естество от родителей, вы показываете свои страхи и неуверенность. Именно это и дает им силу управлять вашим сознанием. Психология семейных отношений никогда не будет простой. Будьте собой, ведь это поможет вам стать счастливым человеком. Любящие родители увидят сияющие глаза своего ребенка и больше никогда не станут на вашем пути.

Что делать, чтобы наладить отношения между родителями и детьми?

Прежде всего, детям нужно запастись терпением и быть понимающими, ведь родители всегда опираются на свой богатый жизненный опыт. Переубедить их очень сложно. Однако необходимо быть стойкими и твердыми в своих решениях. Возможно, вся их вредность была нацелена на то, чтобы воспитать в вас сильную личность.

Очень серьезной остается проблема проявления чувств по отношению к родителям . Дети думают, что говорить о своей любви к маме с папой уже не нужно, что это само собой разумеющийся факт. На самом же деле, об этом можно и нужно рассказывать. Отцам и матерям же необходимо уважать своих детей и их выбор. Вы ведь не хотите потерять самых дорогих людей?

Поэтому, как только дочитаете эту статью, позвоните или напишите своим детям или родителям и скажите как сильно вы любите их. Не надо ждать какого-то особенного момента. В вашей власти сделать этот момент особенным для них. Именно так можно наладить взаимоотношения взрослых детей и родителей.

Мама, папа, мои будущие детки, я вас люблю!

С любовью (а с чем еще?),
Джун

Здравствуйте, дорогие друзья!

Став родителем, человек рассчитывает на доверительные отношения со своим чадом. Мы хотим видеть их жизнь счастливой, здоровье - крепким, а глаза - сверкающими. Это желание обусловлено стремлением эффективно продлевать род, отдавая ребенку все самое лучшее.

Но какие ошибки в воспитании способны нанести травмы? Из-за чего качество коммуникации может быть потеряно? Отношение в семье между детьми и родителями должно быть окутано заботой, пониманием и поддержкой.

Не нужно стремиться быть идеальным родителем или примерным ребенком, достаточно учиться на опыте конфликтных ситуаций и всегда выносить с них уроки. Какие проблемы в коммуникации могут нанести существенный вред вашим отношениям?

Основные проблемы родителя и чада

Крайности

Молодым родителям сложно свыкнуться с ролью «заботливого отца» и «любящей матери». Ведь еще вчера все свободное время принадлежало себе любимому, а уже сегодня его нужно направить на милый комочек в коляске.

Мужчина легче переносит изменения, поскольку его график обычно остается прежним. А вот женщина ощущает трансформацию наиболее остро: она должна сделать выбор между желанной карьерой, саморазвитием и свободным временем, в сторону полной отдачи сил и энергии долгожданному малышу. После совершенного выбора крайности, рождается «чувство гиперопеки» или «игнорирования».

Гиперопека и игнорирование потребностей

Желание сделать как лучше, приводит к неожиданным результатам воспитания. Часто родители полностью подавляют попытки ребенка самостоятельно принять решение, навязывая собственную картину мира.

Такая опека чревата проблематичностью заполучить жизненный опыт и набить необходимые шишки. Мамы и папы умудряются выбрать своим детям друзей, одежду, ВУЗ, выводы и даже мнение, лишив их самостоятельности.

А без этой маленькой штучки их будущее будет нешуточно проблематичным. В чем выражается задача родителя? Им нужно научить ребенка принимать решение и полностью отвечать за последствия определенных действий или поступков!

Игнорирование - это удобная позиция, при которой взрослые полностью перекладывают ответственность на детей. Они не мешают, но и не помогают понимать эту жизнь. Им думается, что основная миссия мамы и папы - это обеспечение ребенка кровом, пищей и средствами. Но ведь это только первичные потребности, а где остальное!?

Проблемный ребенок

Систематические замечания в дневнике, драки, невыполнение домашних обязательств или прогулы уроков, приводят отцов и матерей в ступор, что иногда сменяется гневной тирадой.

«Он неуправляемый!» — в сердцах восклицают они! Но вместо того, чтобы приложить усилия и устранить источник проблемы, взрослые переключаются на попытки ликвидировать симптомы, чем еще больше усугубляют отношения в семье.

Проигнорировав элемент воспитания под названием ответственность и самодисциплина, можно долго грешить на неуправляемость юного парнишки или девчушки. Но основная дилемма кроется в том, что родитель сам является «проблемным взрослым», который до сих пор не смог повзрослеть.

Хроническое непонимание

В пубертатном периоде ребенок из послушного и податливого трансформируется в «комок иголок». Этот процесс всегда происходит с протестом, скандалом и самоутверждением за чужой счет. Давление на ребенка в этот период - глобальная ошибка, что чаще всего приводит к точке невозврата.

Не нужно критиковать, подавлять или осуждать растущего человека. Если у него есть вопросы - ответьте на них. Не судите за проступки и оплошности - объясните цену потери при таком выборе и поддерживайте свой авторитет, не превращаясь в скандального, 14-летнего подростка!

Разные поколения

Каждое поколение вынуждено жить в своем временном отрезке. Именно по той причине нам сложно понимать своих родителей, а нашим детям нас самих. Технологии, культура, массовые хайпы и сила Интернета - изменчивы, но очень влиятельны.

Не нужно страшиться новизны и четко отстаивать позиции прошлого. Старайтесь быть в курсе событий или хотя бы не осуждать чадо за игры в «Покимонов», ведь именно отстранение охлаждает чувства. Покажите, что значит быть семьей и идти в ногу со временем, не забывая прививать уважение к старшим поколениям и их эпохе.

Неврозы родителя

Психология мам и пап подчиняется конкретным программам, что достались по наследству. Травмы детства, полученные разочарования — навсегда изменяют подход к воспитанию уже своих детей.
Существует тенденция, при которой человек выбирает или полностью противоположную модель воспитания, или в корне идентичную.

Например, если физическое насилие применялось по отношению к ребенку в детстве, то повзрослев, он либо полностью откажется от подобного стиля поведения или применит под копирку. Не позволяйте своим детям почувствовать весь спектр негатива, что довелось пережить в детстве вам.

Эмоциональный голод

Отцы чаще всего сдержанны и в воспитании руководствуются логическим мышлением. Они стараются привить ребенку мужские качества. Мать делает уклон на эмоциональную составляющую отношений: на объятия, слова одобрения, духовную близость.

Именно благодаря тандему мужской и женской энергий юный человечек получает весь набор качеств, что могут ему быть отзывчивым человеком, с волевыми наклонностями. Но что делать, когда оба родителями суровы, как лед и не выражают эмоций? В таком случае ребенок ощутит нехватку ласки, заботы и элементарной поддержки. Это рождает множество психологический проблем, провоцирующих нехватку уверенности в собственных силах.

Обиды

Проблемы, что провоцируют разлад отношений между родителем и ребенком, можно назвать так: ожидание и болезненная реальность. Например, родитель мечтал о том, чтобы:

  • чадо выросло другим (более образованным, открытым, благодарным и т. д.);
  • силы, время и усилия - окупились (вернуть материальные и нематериальные вложения);
  • гордость за сына или дочь перевешивала неловкость;
  • ребенок стал копией меня любимой/го;
  • навсегда завладеть жизнью ребенка/дождаться его совершеннолетия и изредка звонить по праздникам.

Со своей стороны, ребенок также имел некоторые планы:

  • быть независимым;
  • стать объектом гордости;
  • занять позицию любимчика и самой важной персоны в жизни семьи;
  • не защищать свою жизнь, время или интересы от родителя;
  • переложить ответственность за любой выбор на их плечи;
  • быть собой, вопреки всему.

Несоответствие этих критериев приводит к обидам, разочарованиям и игнорированию сложных вопросов, что портят отношения.

Негативные последствия сложных отношений

  • Потеря родовой связи;
  • ранний уход из семьи;
  • прекращение общения;
  • отсутствие примера для подражания;
  • повторение ошибок родителей;
  • невозможность или нежелание построить собственную семью;
  • развитие зависимостей;
  • ранние половые связи;
  • разгильдяйство, отсутствие целей;
  • желание доказать родителям свою правоту назло (нелогичные поступки, лишенные смысла).



Рекомендации

  1. Внимательно относитесь к вопросам, проблемам и страхам детей;
  2. держите свое мнение при себе или высказывайте его только в контексте совета;
  3. не отбирайте свободу выбора;
  4. говорите по душам, не забывая слушать;
  5. не поднимайте руки на людей, которые не могут дать отпор;
  6. заслужите уважения, а не требуйте его;
  7. разберитесь со своими неврозами;
  8. четко определите обязанности (быт и поручения);
  9. при запрете всегда объясняйте мотивацию;
  10. требования родителей должны совпадать, даже если вы в разводе;
  11. обеспечьте семейный досуг;
  12. просите прощения у ребенка за причиненные обиды;
  13. делитесь любовью, похвалой и поддержкой и забудьте об упреках, гордыне, злости;
  14. работайте над укреплением доверия! Более подробно о том, как это сделать правильно, узнайте из видео:

На этом точка!

Подписывайтесь на обновления блога, а в комментариях расскажите о личных наблюдениях во взаимоотношениях с детьми. Чего нужно избегать по-вашему?

До встречи на блоге, пока-пока!

Семейные отношения откладывают отпечаток на жизнь ребенка. Это происходит, потому что модель поведения, заложенная в детстве, проявляется во многих аспектах, даже если она далека от идеала. Родители имеют самое большое влияние на детей, поэтому их задача - сформировать гармоничные отношения.

Понятие семьи и семейных отношений

Семья - это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей - это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат - важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

  1. Взаимное доверие - полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
  2. Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
  3. Рациональная оценка деятельности. Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех - личный, профессиональный - складывается совместными усилиями.
  4. Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами.

Понятие «родительские отношения»

Отношения между родителями - пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.

Психология детско-родительских отношений включает:

  • совместную деятельность;
  • общение;
  • влияние детей на отношения между родителями;
  • влияние родителей на формирование личности малыша.

Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай - детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй - отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.

Выделяют несколько типов отношений:

  • сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
  • соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель - реализовать потребности любыми способами;
  • конфронтация - стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
  • союзничество - предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
  • антагонистические отношения - неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.

Психоанализ - первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.

Воспитательные позиции взрослых - главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:

  1. Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его душевного мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость - умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
  2. Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку, условия жизни, возраст. Неосознавание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.

Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.

Принципы отношений взрослых и детей

Принципы семейных отношений складываются из условий жизни. Полные и неполные семьи отличаются укладом, подходом к воспитанию, разным эмоциональным фоном.

Роль ребенка определяется несколькими шаблонными наборами, относящимися к ребенку. Выделяют 4 основные роли, которые он выполняет:

  • любимчик, при этом чувства родителей друг к другу отсутствуют, все эмоции направлены на ребенка;
  • козел отпущения, который притягивает негативные чувства родителей по отношению друг к другу;
  • примиритель, занимающийся решением родительских проблем, сглаживающий острые углы;
  • бэйби - роль, навязанная воспитаннику в том случае, если супруги слишком близки один другому, он всегда остается маленьким мальчиком или девочкой.
  1. Ребенок-обуза. Формирование личности происходит в атмосфере ненужности, отчуждения.
  2. Раб. Прививаются качества подчинения родителям, необходимости выполнения всех задач, независимо от желаний ребенка.
  3. Оружие. Часто матери или отцы используют ребенка для шантажа, чтобы получить желаемое, подчинить своей воле другого человека.
  4. Любовник, заместитель мужа. Мать настаивает на полной откровенности, требует отречения от личной жизни, связывает ребенка узами любви.

Существует два противоположных принципа, определяющих внутрисемейные отношения:

  1. Эмоциональные отношения любви, принятия. Малышу достается много внимания, уделяется время.
  2. Неприятие, отчуждение. Присутствуют жестокость, нежелание проводить время, игнорирование элементарных потребностей, ненависть.

Соответственно, выделяются несколько типов общения, которые формируют свойства личности. Специфика отношений учитывает, с одной стороны, глубокую внутреннюю связь, с другой - оценку поведения, деятельности, суждений, поэтому периодически возникающие конфликтные ситуации - обычное явление даже в нормальных семьях.

Родительский контроль обостряется под влиянием беспокойства о будущем воспитанника, заботе о здоровье. Данные факторы вызывают внутреннее напряжение обоих сторон, превращая детей в объекты воспитания.

Классификация стилей воспитания в психологии

Система воспитательных приемов - это неосознанный набор методов. Осознание включает:

  • понимание целей воспитания;
  • выбор приемов;
  • постановку задач;
  • анализ методов, учет опыта.

Существует 5 основных типов воспитательного воздействия:

  1. Опека. Все потребности малыша обеспечивают родители, лишая его самого инициативы, возможности проявить заботу о себе. Результатом такого воспитания оказывается полная неприспособленность человека к жизни. Самостоятельность ребенка блокируется.
  2. Диктатура. Признаки диктата - принуждение, игнорирование интересов ребенка, физическое или моральное издевательство при попытке проявить сопротивление.
  3. Невмешательство или либерализм. Одна сторона вопроса - учет интересов взрослых и детей, с другой - холодность, неумение родителей учиться общению, эмоциональная отдаленность.
  4. Сотрудничество - самое конструктивное сообщество близких людей, где каждый вправе обратиться за помощью.
  5. Паритет - группа, в которой члены семьи действуют по плану, обеспечивающему получение желаемого всеми людьми.

В неполных и полных семьях воспитанием занимаются матери. Роль отца - финансовое обеспечение потребностей ячейки.

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

На отношения «родители - ребенок» влияют несколько факторов:

  1. Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте. Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку. Результат - ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
  2. Стремления родителей, нереализованные в детстве - отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат - подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога - выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
  3. Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
  4. Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
  5. Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию - единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.

Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша - нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.

Особенности воспитания в нынешнее время

Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду. Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики - от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью. Желание изменить семейные отношения - обоюдное решение двух сторон.

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке. Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, как правильно выстраивать доверительные отношения между родителями и детьми.