Развитие интеллекта ребенка. Интеллектуальное развитие дошкольников Как развивать интеллектуальные способности ребенка

На сегодняшний день существует множество методик раннего . Всем известны специальные программы, составленные такими людьми как: Мария Монтессори, Глен Доман, Николай Зайцев, Сесиль Лупан, Масару Ибука. Каждая мама в праве сама решить, пользоваться ли ей какой-то из этих методик от начала и до конца или же взять за основу лишь некоторые части. Вопрос о том, нужно ли добиваться от малыша суперзнаний, чтобы вырастить настоящего вундеркинда, до сих пор остается открытым. Да и далеко не у каждой мамы есть свободное время для изучения огромного количества литературы, посвященной этой теме. Мнения всех специалистов сходятся лишь в одном: заниматься развитием интеллекта у крохи действительно нужно, но вовсе необязательно мучить малыша регулярными изнуряющими занятиями. Есть способ проще.

Зона ближайшего развития ребенка

Теоретически заниматься с малышом можно как угодно: можно демонстрировать ему кубики с буквами, когда он еще даже не умеет ходить, или вручать ему лист бумаги и карандаши, как только кроха научился держать что-то в руках. Но парадокс в том, что все эти попытки почему-то не вызывают у малыша какого-либо интереса: нарисовав каляку-маляку, кроха забрасывает карандаши в дальний угол, а кубики с буквами ему оказывается намного веселее грызть, чем изучать, что же это такое на них написано. Почему так происходит, в чем кроется ошибка родителей?

Дело в том, что все эти занятия не попали в зону ближайшего развития малыша. Специалисты разделяют интеллект ребенка на две зоны: зона активного умения и ближайшего развития. В первую попадают те навыки, которые ребенок уже хорошо усвоил, а во вторую - те, которыми подрастающий человечек овладеет лишь в ближайшее время. К примеру, сегодня малыш еще только научился брать в руки кубики, а через несколько дней, благодаря подсказкам родителей, он уже поймет, что их можно складывать друг на друга. Время, которое проходит с момента освоение первого навыка до освоения следующего, индивидуально для каждого малыша. Кто-то осваивается быстрее, кто-то медленнее.

Задача родителей в данном случае — предугадать следующий навык, который кроха сможет освоить и помочь ему в этом. К примеру, ребенок взял игрушечную пирамидку и стряхнул с нее все кольца. В данный момент - это зона его активного развития, а вот зоной ближайшего развития для него будет возможность эти кольца самостоятельно надевать обратно. Внимательная мама может помочь малышу быстрее освоить этот навык: покажет крохе, как одеваются кольца и по очереди подаст ему нужные по размеру части.

Всем родителям стоит запомнить, что ребенок развивает свой интеллект познавая новое, делая собственные открытия, опираясь на достигнутые навыки, обучаясь в игровой форме и подражая примеру взрослых.

Собственная система обучения

Помня о зоне ближайшего развития и внимательно наблюдая за своим крохой, можно построить собственную систему обучения вашего ребенка. Главное – не переборщить с уроками. Многие мамы и папы в буквальном смысле перегружают малыша новой информацией, которую он не в силах усвоить так быстро. Ежедневные долгие занятия утомляют ребенка. Ему только что показали, как детали конструктора складываются в определенную фигуру, сразу после этого сунули карандаши и научили, ими цветные линии, а потом еще достали картинки с разными животными и объяснили, какие звуки они издают. Малышу трудно усвоить столько новых навыков за раз, поэтому не стоит его перегружать. Кроха не успевает переварить новый опыт, задать вопросы и погрузиться в эксперименты с новыми открытиями, как ему уже суют следующие. В большинстве случаев такой педагогический переизбыток вынудит малыша возненавидеть все эти занятия, поскольку они не оставляют ему свободного времени для обдумывания и осмысления. Делайте все постепенно, опираясь на темп ребенка и его желание узнавать что-то новое, ни в коем случае не навязывая ему те знания, в которых он пока еще не нуждается. Ориентируйтесь на среднестатистические зоны ближайшего для определенного возраста.

1 год

К годовалому возрасту малыши уже могут держать равновесие и стоять на ножках, поэтому лучшими играми для них станут такие, которые будут развивать навыки ходьбы. Включайте музыку и поддерживая ребенка ходите или подпрыгивайте вместе с ним. Если кроха уже начал ходить, но пока еще делает это неуверенно, ставьте перед ним цели, до которых он может дойти: пусть на его пути до мамы появится стульчик, кукла и плюшевый медведь.

Годовалые детки любят таскать различные предметы, бросать и катать их. Используйте это, придумав интересную игру. В этом же возрасте можно показывать малышу различные звуки, а также учить его делать цветные отпечатки на бумаге с помощью пальчиковых красок.

1,5-2 года

В период с полутора лет до двух малыши уже понимают , поэтому в занятиях с ними можно использовать разноцветные кубики, игрушки и прочие развивающие материалы. Наглядно покажите крохе, что такое «красный и синий», «большой и маленький». Лучше для этого использовать одинаковые по типу, но разные по цвету и форме игрушки (два одинаковых по размеру, но разных по цвету мяча, или плюшевые зайцы разных размеров), чтобы малыш мог провести сравнение.

К полутора-двум годам детки уже понимают простые просьбы взрослого, поэтому можно просить их выполнить несложные действия: принести листок бумаги или мячик, положить игрушку на стол и так далее. В этом же возрасте можно смело заниматься с ребенком творчеством: рисовать, наклеивать простые аппликации.

Обязательно на этом этапе развивать мелкую моторику крохи. Этому поспособствует перекладывание различных мелких предметов, нанизывание бусин или прищепок на веревочку, выкапывание из горки крупы крошечных игрушек из киндер-сюрпризов и так далее.

Необязательно начинать в этом возрасте серьезные уроки счета, достаточно лишь называть малышу простые числительные (один, два, три, четыре, пять) и вместе с ним пересчитывать ступеньки лестницы, кубики или карандаши.

2-3 года

В этом возрасте дети начинают активно говорить и стремиться к диалогу. Постепенно , называя окружающие его предметы, чтобы он мог увидеть их и запомнить. Составляйте простые словесные конструкции, которые малыш легко запомнит и сможет повторить. Можете включать музыку петь вслух веселые детские песенки. Именно в этом возрасте малыши активно повторяют за взрослыми, и уже через пару-тройку дней ваша кроха будет увлеченно повторять слова песни за вами.

Можно показать малышу, какие цвета можно получить путем смешивания красок, и попросить его поэкспериментировать с ними на бумаге. Отличное занятие для развития мелкой моторики – это лепка из мягкого пластилина и соленого теста. Маленький экспериментатор с удовольствием ознакомиться с различными конструкторами, паззлами и мозаиками. Главное – не торопить события, поскольку кроха, двигаясь навстречу новым открытиям, сам подскажет вам подходящие ему занятия.

Виктория Грицук

Родителей часто интересует вопрос: «Как же развить интеллект своему ребёнку?» Чтобы ваш малыш стремился к познанию мира, нужно наблюдать за ним, постепенно выявляя способности. Интеллектуальное развитие ребёнка зависит от многих факторов. От кого же передаётся склонность к мышлению, чьи гены задействованы больше?

В результате исследований было обнаружено, что умственные способности преимущественно передаются от матери, однако, на развитие ума оказывает влияние среда, в которой воспитывается ребёнок. После того как у малыша сформирован характер, появляется стремление узнавать мир. - И здесь, чтобы развить интеллект, нужно стимулировать желание к познанию. Чтобы привить крохе интерес, нужен комплексный подход, главная цель которого - предоставление выбора.

Интеллектуальное развитие ребёнка происходит ещё тогда, когда он находится в утробе. Некоторые мамы слушают классическую музыку, и это правильно! Мелодия должна быть плавной, нежной и красивой. Клетки мозга активизируются и малышу передаётся только позитивная информация.

Факторы развития интеллекта в детском возрасте

Простые способы развития умственных способностей ребёнка

Развивайте любовь к творчеству в раннем возрасте

Обеспечьте свободу выбора игрушек, не навязывайте то, что не нравится малышу. Ребёнок может проявить фантазию, организовав игру и поставив перед собой определённую задачу.

Умственные способности проявляются тогда, когда он сам ищет выход, наблюдает ситуацию, анализирует решения и делает вывод.

Покупайте только то, что ему нужно: не скупитесь на карандашах, фломастерах, игрушках, обеспечьте максимальную свободу выбора, подарите увлекательные раскраски, цветные книжки. Старайтесь сделать все, чтобы ребёнку было интересно познавать мир. Исключите из режима дня компьютер, не приучайте малыша к интернету с ранних лет, тем белее компьютер пагубно влияет на глаза. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и бодро, обеспечьте надлежащий режим сна.

Выявите таланты ребёнка

Интеллектуальное развитие ребёнка часто зависит от склонностей к тому или иному ремеслу. Чтобы развить интеллект, необходимо выявить чем интересуется ребёнок. Родители должны понять, что привлекает малыша, какое его любимое занятие. Некоторые мамы любят отдавать детей в школы раннего развития, они хотят, чтобы кроха учился уже с пелёнок. Это неправильно: чтобы появилось желание учиться, следует предоставить психологический комфорт. Не перегружайте малыша, тем более в раннем возрасте, дайте ему возможность побыть ребёнком без забот, без лишних хлопот и нагрузок. В специализированные кружки можно отдавать с 5–6 лет, но никак не с 3-х.

От кого передаётся талант? - вопрос довольно сложный. Гены, конечно, играют роль, однако, если дети не развивают свои задатки, результата не будет. Чтобы умственное развитие ребёнка шло плодотворно, важно следить за его здоровьем. Крепкий, здоровый малыш будет радовать своими достижениями.

Развивайте творческое воображение

Развитие интеллекта у детей зависит не только от обучения их говорить, писать, читать, - важно уделить внимание творческому воображению. Предоставьте возможность творить, нужно чтобы малыш проявил фантазию в чем-либо, например, в художестве. Возможно, на ум придёт какой-нибудь новый танец, или захочется сшить наряд для куклы. Важно заметить, что ему нравится. От кого передаётся творческое воображение? И от матери, и от отца. Если вы заметили, что ребёнок проявляет интерес к тому или иному ремеслу, не спешите отдавать его в секцию, позанимайтесь с ним дома и приучитесь к творчеству вместе.

Важно поддерживать малыша в том или ином направлении, не навязывайте что-то своё, относитесь с пониманием, и радостью к тому, что он делает.

Важно помнить: чтобы развить интеллект, необходимо выявить творческие способности. Проявляйте фантазию с помощью кулинарных творений! Ваш малыш наверняка любит красиво украшенные блюда. Дайте возможность нарисовать розочки на торте или сделать пирог в виде зверушки, можно вылепить фигурку из теста. Предоставьте широкий простор для проявления фантазии!

Некоторые дети любят решать логические задачи, им это приносит колоссальное удовольствие. После учёбы и отдыха просто сядьте вместе и предложите интересную задачу, которая будет отличаться от школьной. Чтобы развить ум малыша, нужно его заинтересовывать. Даже такие простые игры, как лото, домино и шахматы становятся полезными. Ведите дружеские беседы, причём по любым вопросам. Не ущемляйте точку зрения вашего малыша, давайте высказаться и выразить то, что на уме. Относитесь с пониманием к каждому слову и тогда ваш ребёнок будет ещё более радостным, дружелюбным и сообразительным.

В передаче психолог, логопед-дефектолог рассказывает как развивать интеллект у ребёнка:

Несколько простых советов помогут улучшить работу детского мозга и добиться больших успехов в учебе.

«Уже нет сомнений, что для здоровья детей и взрослых важен сбалансированный рацион, - говорит Эдвард Ф. Групп III, доктор медицины и мануальной терапии, практикующий натуропат. - Все просто: для полноценной работы организму нужны всевозможные полезные вещества, мозг - не исключение, ему тоже требуется «топливо», и получает он его из пищи».

Множество научных исследований показывают, что правильный рацион и здоровые привычки питания «очень важны, чтобы в подростковом возрасте использовать весь потенциал мозга, способствовать психическому развитию и сохранить хорошее самочувствие».

Еда играет значительную роль в обеспечении достаточного прилива крови в мозг. Активнее всего в его работу включаются витамины А, E, С, D и группы В, а также некоторые минералы - магний, натрий, калий и кальций. Витамин В12 обеспечивает активность здоровых клеток (нейронов) мозга, а другие витамины группы В - ниацин, рибофлавин, тиамин и В6 - важны для выработки нейромедиаторов, то есть они обеспечивают согласованную работу клеток.

Существенную роль в развитии мозга и функционировании его нормальных процессов играет докозагексаеновая кислота (ДГК), которая находится в наших «серых клеточках». Научно доказано: ДГК улучшает способность освоения новой информации . Ученые обнаружили, что мультивитаминные и минеральные комплексы «способны значительно улучшать функции мозга здоровых детей». Однако ученые акцентируют внимание не на положительном влиянии обогатителей питания, а на том, как несбалансированный рацион влияет на мозг. Такой прием не случаен - питание современного человека достаточно скудное. Большей части людей не хватает витамина В12 , а уровень меди в организме слишком низок, что «может негативно влиять на мыслительную деятельность». Витамин D , который также важен для нормальной работы мозга, не поступает с пищей в достаточном количестве. Нехватка этого витамина - «частое явление как у взрослых, так и у детей», его дефицит связывают с когнитивными нарушениями, деменцией, слабостью мышц, депрессией и болезнью Альцгеймера.

Другие питательные вещества, необходимые мозгу, - магний, йод, Omega 3, витамин Е, фолиевая кислота, белки и железо . И пока ученые акцентируют внимание на важнейшей роли питательных веществ в работе «серых клеточек» мозга, содержание витаминов и минералов в продуктах питания стремительно уменьшается.

Многим людям не хватает витамина В12, а уровень меди в их организме слишком низок, что «может серьезно влиять на функции мозга».

2 Приготовьте завтрак по правилам

Перед тем как отправить ребенка в школу, обычно родители дают своему школьнику завтрак. И это правильно: наблюдения показывают, что «пропущенный утренний прием пищи ухудшает мышление и способность к обучению». В странах, где в школах предусмотрен завтрак, у учеников не только улучшаются память, внимание, креативность, математические и вербальные способности - утренняя трапеза также положительно влияет на достижения в учебе и когнитивные функции. Завтрак особенно важен для детей в возрасте от 4 до 10 лет: как показывает томография, глюкоза (главное топливо мозга) в этом возрасте перерабатывается вдвое быстрее, чем у подростков.

Однако отказ от утреннего приема пищи - обычная привычка 40% подростков развитых стран. Но даже у тех, кто не пропускает завтрак, меню оставляет желать лучшего. Например, американские тинейджеры предпочитают с утра холодные сухие хлопья и фруктовый сок. Углеводы, которые содержатся во фруктах и зерновых продуктах (хлеб, хлопья), быстро превращаются в глюкозу, которая питает мозг. Более того, углеводы способствуют выделению нейромедиатора серотонина, это помогает успокоиться накануне важной проверочной работы. Но большая часть сухих хлопьев не имеет никакой ценности - они основательно переработаны, содержат генетически модифицированную муку и кукурузу, а также много сахара. Одна порция хлопьев в день в течение года добавляет в рацион ребенка 4,5 кг сахара. И речь идет не только о хлопьях. Ради прибыли производители отказываются от качества и питательных веществ во многих продуктах. Тот же состав фруктовых соков тоже нельзя назвать полезным. Яблочный сок, созданный для рынка широкого потребления, содержит примерно столько же сахара, сколько банка сладкой газировки: в коле содержится 10 стол. ложек сахара, а в соке - 8. В целом соки ежедневно пополняют рацион американских подростков до 22 стол. ложек сахара (британских тинеджеров - до 18,5), а детей в возрасте от 4 до 10 лет-до 15 стол. ложек сахара.

Подобный рацион вызывает резкий подъем уровня сахара в крови и заставляет поджелудочную железу выбрасывать много инсулина. Он быстро утилизирует простые углеводы, всосавшиеся из съеденного батончика или выпитого стакана газировки, и поскольку дальнейших поступлений сахара не происходит, снижает уровень глюкозы в крови ниже допустимого предела. Результат - слабость, головокружение, сложности с концентрацией, тревога и усталость через 20–30 минут после того, как ребенок съел сладкое. К тому же постоянный высокий уровень сахара уменьшает способность мозга ощущать сытость, что может привести к перееданию и ожирению.

Большое количество сахара - не единственный враг для IQ. Под подозрением также находятся зерновые, из которых делают хлопья, сухарики и кексы. Невролог Дэвид Перлмуттер, доктор медицины, автор бестселлера Grain Brain, который получил приз Лайнуса Полинга за работу в науке питания, обнаружил: даже если человек всю жизнь ест, казалось бы, ценные зерновые продукты (даже экологически чистые), в организме могут появиться воспалительные процессы, которые способны вызвать синдром дефицита внимания, болезнь Альцгеймера, депрессию и другие проблемы со здоровьем.

Что лучше есть утром?

Лучший завтрак состоит из... яиц. Он готовит из них разные блюда: вегетарианский омлет, итальянский фриттата, дополненный соленым лососем, и т.п. Долгое время яйца считались вредными для здоровья (так же, как и все продукты, повышающие уровень холестерина), однако, на самом деле это отличный источник белков. Кроме того, яйца содержат необходимые организму аминокислоты, витамины А, D, В12, железо, холин, ненасыщенные жирные кислоты и холестерин - не зря 25% человеческого мозга состоит именно из него.

Чтобы избежать однообразия, невролог советует не забывать про закуски, приготовленные из необработанных орехов, кокосовых хлопьев, свежих ягод (желательно из клубники и черники) и молока.

7 продуктов, которые стимулируют работу мозга ребенка

Американский ученый в области питания Джиль Касл рекомендует продукты, которые усиливают когнитивные возможности.

Авокадо. Богат полезными жирными кислотами Omega 3, которые усиливают прилив крови в мозг. Его мякоть можно намазывать на хлеб или, разрезав плод на две части, слегка посыпать гималайской солью.

Черника. Эта ягода-отличный источник флавоноидов, поэтому улучшает память, внимание, логические мышление. Горстку черники смешайте с натуральным греческим йогуртом, налейте смесь в бутылку и дайте ребенку в школу. А если чернику залить молоком, можно получить отличный десерт!

Темный шоколад. Флавонолы, которые содержат бобы какао, усиливают приток крови в мозг, поэтому активизируют мыслительную деятельность и улучшают настроение.

Яйца. В одном желтке содержится примерно 200 мг холина, а он очень важен для детей до 8 лет. В яйцах также есть железо, фолат (фолиевая кислота) и витамин А.

Жирная рыба. Ненасыщенные жирные кислоты Omega 3, которые содержатся в морепродуктах (лосось, скумбрия, сардины), повышают способность решать проблемы и концентрироваться на сложной задаче, а также улучшают память.

Орехи. Являются отличным источником мононенасыщенных жирных кислот, в их составе также много витамина Е, который защищает мозг от дегенеративных болезней.

Оливки. Мононенасыщенные жирные кислоты, которые содержат оливки, обеспечивают приток кислорода в мозг. Более того, масло из этих плодов - отличный источник ценных антиоксидантов.

3 Убедитесь, что ребенок хорошо высыпается

«На эффективность работы мозга влияют многие факторы, в том числе физическая активность, хороший сон и сбалансированный рацион », - говорит доктор наук, сертифицированный и лицензированный специалист по питанию в Коннектикуте Джиль Касл. Достаточное количество сна настолько важно для успехов в учебе, что в 2014 году специалисты Академии педиатров США разработали рекомендации для начальных и средних классов (с 6-го по 12-й), в которых настойчиво советовали руководству школ начинать занятия не раньше 8.30.

«Существуют доказательства, что у подростков, которые хорошо высыпаются, риск лишнего веса, депрессии ниже, чем у их ровесников, которые страдают бессонницей. Более того, они показывают лучшие результаты проверочных тестов и в целом живут более активной жизнью», - поясняет Юдит Овенс, доктор медицины, член Академии педиатров США и автор вышеупомянутого заявления.

Следите, чтобы ваш ученик не все время проводил за уроками - в графике детской жизни должно найтись время играм на свежем воздухе.

4 Не забывайте про физическую активность

Следите, чтобы ваш ученик не все время проводил за уроками - в графике детской жизни должно найтись время прогулкам, играм, внешкольным увлечениям. При этом ребенок должен отдыхать не у планшета, проверяя странички в социальных сетях и расставляя лайки понравившимся постам, а в активном режиме на свежем воздухе. Из детей, у которых не было времени на прогулки, вырастают не вылезающие из офисов трудоголики или лентяи, которые прирастают к дивану, а на улицу - ни ногой. Такой образ жизни укорачивает ее и наполняет ее болезнями.

, улучшает интеллектуальное развитие ребенка и помогает ему быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам. Вот только занятия нужно выбирать грамотно. Например, детям, которым чтение дается с трудом, лучше подойдут задания, развивающие координацию и ощущение времени.

Очень важны спонтанные игры , особенно для учеников начальной школы. Они помогают быстрее справляться с трудностями, способствуют саморегуляции, улучшают вербальные навыки и понимание причинно-следственной связи. Поэтому в японских школах после каждых 50 минут урока следует 10-минутный перерыв (у нас в стране переменки тоже обязательны). В 2013 году представители Академии педиатров США заявили: «Безопасная и контролируемая перемена улучшает когнитивные, социальные, эмоциональные и физические способности, является необходимым компонентом в развитии ребенка, а также уменьшает напряжение, которое создает учебный процесс». А в теплое время года проводить переменки лучше на улице.

Татьяна Станиславовна Курцаева

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 09.01.2019

Наиболее важную роль в программе подготовки детей старшего дошкольного возраста играет их творческое и интеллектуальное воспитание. Дошкольный возраст – это наиболее благодатное время для формирования и воспитания эстетической и целеустремленной личности. Необходимые базовые знания, заложенные родителями в раннем возрасте, окажут неоспоримую поддержку и в процессе обучения, и в дальнейшей жизни. Исходя из этого, каждый родитель должен четко понимать серьезность роли умственного развития в жизни крохи, и не перекладывать его полностью на учителей и педагогов.

Интеллект – это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. На формировании характера ребенка отражается каждое новое услышанное слово, полученное ощущение, увиденное явление.

Творческие способности – это индивидуальные черты, присущие каждой личности и влияющие на качество выполнения любых творческих заданий.

Программа формирования творческих способностей

В каждом новорожденном заложен неплохой художественный потенциал, особенности дальнейшего усовершенствования которого ложатся на плечи родителям и воспитателям детских садов. Дошкольный возраст, это самый лучший период для воспитания в детях развитой эстетической личности, а также умения видеть и ценить красоту окружающего мира.

Эстетические способности человека определяются целым рядом его особенностей и навыков.

  • Способность придумывать максимальное количество нестандартных идей за короткое время;
  • Умение применять знания, полученные в результате выполнения одних задач, при решении других;
  • Умение воспринимать окружающую реальность целиком;
  • Способность памяти воспроизводить необходимую информацию в нужный момент;
  • Тяга к экспериментам.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать заключение, что для формирования творческих способностей в первую очередь необходимо развивать у ребенка воображение, креативное мышление и художественный потенциал.

Методы и средства для быстрого и максимального раскрытия творческих возможностей, заключают в себе определенные условия и программы, следуя которым дети и родители смогут легко достигнуть положительных результатов.

  • Физические занятия с малышом играют важную роль в его развитии, и начинать их необходимо с первых месяцев его жизни.
  • Окружайте ребенка игрушками, немного опережающими его потребности. Их конструктивные особенности будут подталкивать кроху к быстрому становлению креативного мышления и воображения.
  • Предоставьте чаду свободу в выборе видов деятельности. Не навязывайте ему свое мнение, пусть он сам определится какое занятие приходится ему по душе.
  • Во время выполнения обучающей программы оказывайте сыну или дочке посильную, но не чрезмерную помощь, и не подсказывайте им в тех случаях, когда они в состоянии сами додуматься до верного решения.

В семье и детском образовательном учреждении должна сохраняться теплая и дружеская атмосфера. Родители и педагоги должны всячески побуждать детей к занятиям творчеством, поощрять их за это и утешать в случае неудач.

Особенности интеллектуального развития

Умственное развитие дошкольника можно условно разделить на несколько этапов, соответствующих возрасту ребенка. Главный период в формировании интеллекта у крохи начинается в первые месяцы его жизни, и обусловлен изучением окружающего мира и получением новых эмоций и знаний. Уже в это время у чада закладываются зачатки аналитического мышления и накапливается первый приобретенный опыт. Чем больше опыта наберется кроха в начале своего жизненного пути, тем активнее будет его эстетическое развитие и воспитание.

Следующий этап интеллектуального становления выпадает на более осознанный возраст ребенка. Двухгодовалый малыш с интересом наблюдает за происходящим вокруг себя и с удовольствием применяет приобретенный ранее опыт, для достижения новых целей. В этот период кроха много экспериментирует, он активен и любознателен, а задача и роль родителей всеми возможными средствами поощрять его стремления и особенности.

Третий период развития умственных способностей проходит в непростых условиях первого возрастного кризиса 3-х лет. На данном этапе развитие ребенка идет семимильными шагами, он познает окружающий мир, учится сопоставлять увиденное и услышанное с накопленными ранее знаниями, и даже способен делать свои первые самостоятельные выводы. Он очень любознателен и постоянно задает взрослым различные вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Первостепенная миссия родителей и педагогов удовлетворять и вознаграждать всяческие проявления детской любознательности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен четвертый период, который отличается не только формированием интеллекта у ребенка, но и развитием его коммуникативных особенностей.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

Роль игр и занятий в формировании интеллектуальных и творческих способностей

В настоящее время в сфере дошкольного образования существует большое количество методик и программ, направленных на эстетическое воспитание детей. Но одной из важных составляющих художественного и интеллектуального воспитания является игра. Начиная занятия с малышом достаточно повторять два-три упражнения, тогда кроха не запутается в правилах, а ваши уроки дадут быстрый положительный результат.

  • Назовите любой предмет и предложите вашему чаду придумать к этому слову хорошие и плохие ассоциации. Например, «зима», хорошие ассоциации – снег, Новый Год, санки, лыжи, плохие – скользко, можно упасть, холодно.
  • Завяжите крохе глаза и дайте ему в руки любой знакомый предмет, с помощью тактильных ощущений он должен догадаться, что держит и рассказать на память как выглядит этот предмет, и перечислить его особенности и характеристики.
  • Даже совсем небольшим деткам будут весьма интересны занятия лепкой. Купите специальные наборы «Теста для лепки» включающие всевозможные формочки, стеки и доски. Разрешите малышу фантазировать и творить, немного помогая ему в этом.
  • Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры и предложите ему проявить фантазию и превратить их во что-то совершенно новое, дорисовав и раскрасив на свое усмотрение.
  • Во время прогулки предложите сыну или дочке поиграть, придумывая противоположности к загаданным вами словам. Например, «сладкий» – «кислый», «сухой» – «мокрый».

Заинтересуйте ребенка различными игровыми программами с использование дидактического материала: карточек, лото, детского домино, мозаики.

  • Покажите малышу картинку с изображением нескольких различных предметов, один из которых повторяется два раза. Задача ребенка отыскать два одинаковых.
  • Предложите ему карточку, на которой изображено нескольких предметов, 4-5 из которых одинаковые, а один существенно отличается. Предложите найти его.
  • Изобразите на картинке дом без окон или дверей, велосипед без колес, или дерево без листьев, предложите чаду найти недостающие детали и дорисовать их самостоятельно.
  • Разложите на столе несколько предметов и предложите малышу запомнить их расположение, затем он отворачивается, а вы, тем временем, либо убираете одну из них, либо добавляете, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, он должен догадаться какие изменения произошли на столе.

Воспитывая ребенка, необходимо уделять внимание не только физическому или умственному развитию, но и воспитывать в нем разностороннюю личность. И пусть из него не выйдет великого художника или музыканта, зато со временем он превратится в гармонично развитого человека, способного найти творческий подход к любой жизненной ситуации.

Читайте далее:

Развитие интеллекта у детей

02.12.2015

Снежана Иванова

Развитие детского интеллекта не должно быть проблемой для самого ребенка. Важно, чтобы процесс получения новых знаний сопровождался только позитивными эмоциями, радостью от приобретенных навыков.

Развитие – это поступательный и последовательный процесс, который сопровождается систематическим повышением и снижением мозговой активности. Когда дело касается ребенка, родители иногда из кожи вон лезут, чтобы дать ему самое лучшее, обеспечить всем необходимым для лучшего усвоения знаний. Случается так, что дошкольника четырех – пяти лет уже загружают таким объемом информации, что у него не остается свободного времени на то, чтобы поиграть и пообщаться со сверстниками. Это в корне неправильный подход. Все хорошо в меру, ничем нельзя злоупотреблять. Развитие детского интеллекта не должно быть проблемой для самого ребенка. Важно, чтобы процесс получения новых знаний сопровождался только позитивными эмоциями, радостью от приобретенных навыков.


Развитие интеллекта дошкольников

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста характеризуется скачкообразным направлением: они могут делать быстрые успехи в зависимости от того, сколько с ними заниматься. Если родители посвящают учебе много времени, процесс двигается довольно быстро. И все же торопить события не стоит. Дошкольник должен вволю насладиться детством, иметь возможность играть с другими ребятишками. Когда еще на протяжении жизни мы имеем возможность быть настолько беззаботными, если не в детстве? Развитие – это процесс, сопровождающийся взлетами и падениями, поэтому малышу во всем будет требоваться ваше родительское участие.

  • Выявление талантов. Занятия с дошкольником в идеале должны начинаться с анализа индивидуальных способностей. У каждого ребенка дошкольного возраста имеется какой-нибудь талант, важно его заметить и начать развивать как можно скорее. Тогда к поступлению в школу он будет иметь первый результат своих наработок, а эти достижения очень повышают самооценку и уверенность в себе.
  • Любовь к творчеству. Творчество – это непременная основа любого познания. Никакое развитие не обходится без получения нового полезного продукта, который можно использовать для дальнейших достижений. Рисуйте вместе с дошкольником, сочиняйте сказки, рассказывайте занимательные поучительные истории. Помните, что процессом развития маленького ребенка нужно обязательно руководить. В этом возрасте дети еще не умеют и не могут самостоятельно себя организовать.
  • Игра «Найди лишний предмет». Суть ее состоит в следующем: малышу трех – четырех лет поочередно показывают несколько карточек с изображением предметов и просят найти лишний предмет. Как правило, развитые дети не затрудняются отличить фрукты от овощей, а животных от птиц.


Интеллектуальное развитие учащихся

Интеллектуальное развитие учащихся строится по своему принципу и в корне отличается от того, как следует подходить к обучению детей дошкольного возраста. Школьник уже понимает цель своего обучения, у него присутствует . В младших классах, конечно, нужно помогать ребенку, тогда его прогресс не заставит себя ждать.

  • Принцип разностороннего развития. Ребенок, обучающийся в школе, конечно, за целый день устает и от уроков и от коллектива ребят. Ему требуется какое – то время после школы, чтобы отдохнуть. Здесь разумно постараться переключить его внимание. После обеда можно отправить любимое чадо заниматься в спортивную секцию или записать в кружок рисования. Главное, чтобы занятие нравилось ребенку и приносило ожидаемую радость. Не нужно зацикливаться только на школьных уроках, ведь в мире столько всего интересного. Некоторые дети оканчивают школу методом «экстерна» и могут иметь каникулы десять месяцев в году, что для некоторых вполне приемлемо.
  • Задачи на опережение. Ученику младших классов желательно по возможности давать задания, опережающие их интеллектуальное развитие. Такой подход полезен для мотивационной сферы, повышения общего умственного уровня. Трудные упражнения дисциплинируют ученика, помогают ему научиться правильно организовывать себя и свое время.
  • Чтение познавательной литературы. Без книг не обходится ни одно развитие. В каждом конкретном случае для данного ребенка полезны определенные произведения, которые имеют для него собственный смысл и значение. Необходимо как можно раньше приучить ребенка читать качественную, полезную литературу, которая поведет его вперед, расширит сознание, позволит узнать много нового. Читайте сыну или дочери вслух, проводите вместе увлекательные путешествия в бескрайний мир книги. Можете быть уверены: при систематическом подходе ребенок сможет усвоить множество полезной информации, приобрести новые навыки.


Развитие подростка

Подростковый период считается самым трудным и бурным в становлении человека. В это время наиболее сильно развивается и потребность в собственном самовыражении. Умственный уровень растет вместе с мотивационной сферой. Родителям важно помочь своему чаду пережить трудный период, научить его некоторым вещам, о которых не расскажет школа.

Интеллектуальное развитие подростка начинается с самостоятельного осознанного намерения учиться. Главное при этом, чтобы ребенку был интересен сам процесс приобретения новых знаний, чтобы они получали отклик в его душе. Хорошо, когда школьные предметы действительно захватывают его с головой, заставляют искать дополнительную информацию в интернете или библиотеках.

Занятия по интересам

Кроме школы у подростка обязательно должны иметься любимые увлечения, которым он может отдать себя безраздельно. Что это будет — пусть решает самостоятельно: танцы, музыка, фигурное катание, рисование или плаванье. Так возникает комплексное обучение, позволяющее задействовать все , затронуть разные интеллектуальные сферы.

Занятия по интересам помогают молодому юноше или девушке осознать свою индивидуальность, действительно развивать свои таланты и способности. Когда у нас с юности имеется любимое дело, которому мы посвящаем все свободное время, к взрослому возрасту можно добиться вполне серьезных результатов на этом поприще.

Моральное мышление

В период от четырнадцати до семнадцати лет подросток как будто заново открывает для себя этот мир, учится замечать его удивительные краски и значения. В эту пору его мучает множество вопросов, которые сами по себе способствуют развитию и расширению интеллекта. Он учится заново постигать, что такое хорошо и что такое плохо, думает, анализирует, прежде чем принять конкретное решение.

Когда подросток достигает эмоциональной зрелости, в нем просыпается большая жажда к познанию и самопознанию. Это стремление может быть реализовано с помощью соответствующих направлений.

Расширение границ собственной личности

Гармонично развивающийся ребенок уверен в себе, у него высокая познавательная активность. Подростку важно показать на собственном примере, что существуют разные выходы из ситуации и не всегда следует поступать строго определенным образом. Осознание своих границ и их постепенное расширение – важный шаг. Подросток хочет во всем доказывать окружающим свою значимость. Когда у него для этого имеется вполне себе конкретный повод, развитие начинает идти с удвоенной скоростью.

Таким образом, процесс развития интеллекта ребенка зависит от многих факторов. Обеспечить сыну или дочери благополучное будущее – это задача, прежде всего, родителей. От них зависит формирование , тяга к знаниям, желание учиться и познавать окружающую реальность.